Роман КАРМЕН

военный корреспондент, кинооператор, кинорежиссёр, педагог, писатель, продюсер, сценарист, фотокорреспондент

Имя при рождении:
Роман Лазаревич Корнман

Дата рождения:
29 ноября 1906
г. Одесса, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская Империя

Дата смерти:
28 апреля 1978 (71 год)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
военный корреспондент, кинооператор, кинорежиссёр, педагог, писатель, продюсер, сценарист, фотокорреспондент

Краткая биография

Последнее обновлене: 23.03.2023.

Кармен Роман Лазаревич (16 (29) ноября 1906, Одесса — 28 апреля 1978, Москва) — оператор, режиссер, сценарист, писатель, педагог. Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1942, 1947, 1952). Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1939 года. Член СП СССР с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.

Родился в Одессе в семье писателя и журналиста Лазаря Осиповича Кармена (1876 — 1920).
В 1920 — 1922 — учился в трудовой школе и подрабатывал продажей газет на улицах Одессы. На гонорар, полученный за книгу избранных произведений  Л.О. Кармена, семья переехала в Москву. Учился на рабфаке при Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова.
В 1923 — 1930 — фотокорреспондент журнала «Огонёк», газеты «Рабочая Москва». Позже работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».
В 1931 году Роман Кармен окончил ГИК. В 1930 году вышел (ставший популярным) сюжет «Фабрика-кухня». 
В 1931 — 1978 — оператор, режиссёр «Союзкинохроники» / с 1944 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). 

Георгий Димитров в Москве. Снимает Роман Кармен. 1934 год. Фото из частного архива.

Участвовал в качестве оператор в автопробегах в 1933 и 1936 году. 

  • Автопробег 1933 года «Москва — Каракумы — Москва») — проходил с 6 июля по 30 сентября. В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях.

Участники автопробега «Москва — Каракумы — Москва»: Александр Мирецкий, Эль-Регистан (на втором плане), Семен Уткин. Автор фото: Роман Кармен. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (МАММ / МДФ).

Съемки Р. Кармена вошли в документальный фильм «Автопробег Москва-Каракумы-Москва» (режиссер М. Гоморов; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен).

  • Автопробег 1936 года «Горький – Каракумы – Памир – Москва». 02 июня 1936 года был дан старт, который взял начало из города Горький. В течение двух месяцев колона в составе семи машин должна была проделать путь в 12 291 км. 

Испытание автомобилей ГАЗ 

Материалы об этом событии вошли в киножурналы: Союзкиножурнал № 27 (сюжет № 9: Я. Смолич и кинооператор Р. Л. Кармен перед стартом спортивного автопробега «Горький –Каракумы – Памир – Москва»); Союзкиножурнал № 30 (сюжет № 11: Летчик А. Я. Иванов перед стартом автопробега на своем автомобиле ГАЗ); Союзкиножурнал № 31 (сюжет № 9: Участники автопробега Горький - Памир на дистанции в песках Каракумов); Союзкиножурнал  № 34 (сюжет № 7: Автомобили - участники автопробега едут среди гор Памира); Союзкиножурнал № 36 (сюжет № 8: Операторы Р. Кармен и Смолич на дистанции автопробега Горький - Памир - Москва).

Оператор Роман Кармен среди участников автопробега в одном из горных районов. Фото: www.rus-texnika.ru.

Известность к Роману Кармену пришла после того, как в 1939 году на  основе кадров, снятых в Испании во время гражданской войны (1936 — 1939)  совместно с  Борисом Макасеевым, Эсфирь Шуб создала фильм "Испания" — кинопоэму о мужестве испанского народа. Кадры, снятые на испанских фронтах Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании».

Летом 1937 года кинооператор Булдаков снимает встречу на Белорусском вокзале оператора Р. Кармена, вернувшегося из Испании. Среди встречающих Е.М. Ярославский. Митинг на площади у Белорусского вокзала.


Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван на фронт 25 июня 1941 года Политуправлением Красной Армии. Воинское звание — майор. 

Вместе с своими коллегами–кинохроникерами снимал сражения под Москвой и под Ленинградом; вместе с Борисом Шером снимал в Сталинграде пленение фельдмаршала фон Паулюса[1]; на Курской дуге; в партизанских отрядах; участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, одним из первых снял концлагерь Майданек. В мае 1945 года снимал в Берлине подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Киногруппа капитана Романа Кармена (второй справа) во время воздушных съемок на Пе–2 в 260–м бомбардировочном полку. Крайний слева оператор Анатолий Рубанович; справа на фото звукооператор (позже оператор) Рувим Халушаков. Сентябрь 1941 года, аэродром «Будово». Источник фото: www.sb.by.

  • С июня 1941 — оператор, начальник киногруппы Северо-Западного фронта.
  • С мая 1942 — оператор, начальник киногруппы (до 23 сентября 1943) Западного фронта.
  • С сентября 1943 — оператор 1-го Белорусского фронта.
  • С 27 марта по 29 ноября 1944 — оператор, начальник киногруппы 2-го Украинского фронта.
  • С августа 1944 по 02 мая 1945 — оператор 1-го Белорусского фронта.

Советские военные корреспонденты (слева направо): В.А. Тёмин, Б.Л. Горбатов и Р.Л. Кармен. 1945 год. Фото из частного архива.

Режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой)  полнометражного документального фильма "Суд народов" (1947) — трибунал над гитлеровскими военными преступниками.

Фронтовые кинооператоры. Апрель-май 1945 года. На фото (cправа налево): Роман Кармен, Михаил Посельский, Борис Соколов, Борис Дементьев. Автор фото: Е. Халдей. Фото из семейного архива Наталии Венжер.

Военный корреспондент ряда советских и зарубежных изданий.

Кинокадры военной кинохроники, снятые Карменом, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры: Л. Варламов и И. Копалин, известный западному зрителю как «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back»). Первый в СССР фильм, получивший в 1943 году награду Американской киноакадении —  «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В 1950 — 1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме, Китае, Бирме, Индии, Индонезии, Южной Америке.

В 1954 году был направлен на базу вьетнамских партизан (группа кинооператоров из СССР  — Владимир Ешурин, Евгений Мухин, во главе с Романом Карменом). Группа встречалась с Хо Ши Мином и в течение восьми месяцев, вместе с вьетнамскими кинематографистами, снимала материал для документального фильма «Вьетнам» (1955). Было отснято около сорока тысяч метров цветной пленки. Черно-белая копия фильма «Вьетнам» под названием «Вьетнам на пути к победе» (Việt Nam trên đường thắng lợi) широко демонстрировалась на севере Вьетнама и имела большой успех.

С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (с 1970).

Автор сценария (совместно с Сергеем Смирновым) документального двухсерийного фильма «Великая Отечественная» (1965; режиссеры: Роман Кармен, Ирина Венжер, Ирина Сеткина). Фильм был создан к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.[2]

Писатель Сергей Сергеевич Смирнов, режиссер-оператор Роман Лазаревич Кармен, кинооператор Владислав Владиславович Микоша просматривают военную кинохронику. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17235268).

Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов. 

Прием у Н.С. Хрущева. На фото (слева направо): актриса Вера Марецкая, театральный режиссер Юрий Завадский, кинорежиссеры Юлий Райзман, Сергей Юткевич (стоит за Райзманом), Нина Кармен, министр культуры Екатерина Фурцева, Никита Сергеевич Хрущев, кинорежиссер Роман Кармен, Михаил Андреевич Суслов. Источник фото: www.russiainphoto.ru.

С 1965 года секретарь правления СК СССР.

Художественный руководитель, продюсер и автор сценария (совместно с И. Ицковым и К. Славиным) киноэпопеи «Великая Отечественная»  (1979 год), созданной при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. Режиссёр 1-й и 20-й сирий киноэпопеи — «22 июня 194 и «Неизвестный солдат».

В 20-ти фильмах киноэпопеи «Великая Отечественная» использованы съёмки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown War»). Производство: Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл".

Последняя фотография Р.Л. Кармена. В этот день Кармен принимал экзамены у иностранных студентов. ВГИК. 28 апреля 1978 года. Автор фото: студент операторского ф-та Шах Джавед (Непал). Фото из личного архива режиссера Татьяны Юриной.

Роман Кармен умер 28 апреля 1978 года в Москве. Прощание с Карменом, которое было поистине всенародным, проходило в большом зале Дома кино на Васильевской улице. 

РГАКФД хранится летописный материал (учетный № 29154) прощания с Романом Лазаревичем: среди присутствующих — Л. Корвалан, Ф.Т. Ермаш, В. Санаев, А. Медведкин, С. Герасимов, Ч. Айтматов, В. Тейтельбойм, А. Рыбакова, Г. Захарова, С. Аларкорн, Т. Макарова, А. Чаковский Похоронен Роман Кармен на Новодевичьем кладбище.

Материалы творческой деятельности Романа Кармена (сценарии, творческие заявки, фотографии кадров из фильмов и др.)  хранятся в РГАЛИ


________________________________
1. Операторский фронт. Лекция кинорежиссёра Ильи Копалина во ВГИКе 15 марта 1958 года. «Киноведческие записки» в № 67. Лаборатория кинорежиссуры ВГИКа, инв. № 181. Читайте текст полностью на сайте #МузейЦСДФ.
2. Мало кто знает, что  9 мая стал праздничным днем только в 1965 году спустя 20 лет после Победы. Добился этого писатель Сергей Сергеевич Смирнов. Всю свою жизнь он занимался реабилитацией героев Брестской крепости и солдат 2-й Ударной армии. Его выступления по радио и телевидению заставили страну-победительницу вспомнить тех, кому она была обязана и миром, и жизнью. (Источник: www.tvkultura.ru)

СЕМЬЯ

Отец — Лазарь Осипович Кармен (1876 — 1920), писатель.
Мать — Дина Львовна Кармен, домашняя хозяйка.

Участник автопробега  Москва-Каракум-Москва Р. Кармен с женой М. Ярославской. 1933 год. Автор фото: Д. Дебабов. 

Первая жена — Марианна Ярославская (1915 — 2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского

Кинооператор Роман Кармен с сыном Романом во время встречи полярных летчиков Ильи Мазурука и Фабио Фариха. Автор фото: Александр Устинов.
Сын — Роман Романович Кармен (1933 — 2013), режиссёр, оператор. 
Внук — Максим Романович Кармен (род. в 1958), продюсер, кинооператор.
Правнук — Никита Максимович Кармен, в июне 2018 года окончил с красным дипломом операторский факультет ВГИКа (мастерская И.С. Клебанова).
Вторая жена — Нина Ивановна Кармен (род.15 августа 1920 в г. Петровске (ныне Саратовская область), в 1942 году непродолжительное время работала ученицей в монтажном цехе ЦСДФ; в браке с Р.Л. Карменом с 1941 по 1961 год.
Сын — Александр Романович Кармен (1941 — 2013), журналист-международник; латиноамериканист; в течение 20 лет работал в странах Латинской Америки сначала специальным корреспондентом «Известий», позже собственным корреспондентом «Комсомольской правды» и агентства РИА Новости; работал в журналах «Новое время», «Латинская Америка», газетах «Век» и «Время МН». Автор книги об отце «Неизвестные войны Романа Кармена» (2008).
Внук — Иван Александрович Кармен (род. в 1967 году).

1962 год. Судак, Крым. На фото (сидят слева направо):  Елизавета Дмитриевна Уварова-Трояновская, Майя Кармен, Ира (дочь Е.Д. Уваровой-Трояновской), Алена (дочь Майи Кармен), Роман Лазаревич КарменСергей Трояновский. Автор фото: Марк Антонович Трояновский. Фото из семейного архива Алексея Марковича Трояновского.

Третья жена — Майя Афанасьевна Овчинникова (1930 — 2014), дочь советского историка, политработника Змеула Афанасия Андреевича; по первому мужу Овчинникова; третий муж — Василий Аксенов (1932 — 2009), писатель.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • В 1963 году вышел один из лучших фильмов о гражданской войне и интернациональной помощи испанским республиканцам «Умереть в Мадриде», удостоенный премии «Оскар». Автор фильма — французский документалист Фредерико РоссифФильм посвящен военным корреспондентам, погибшим в Мадриде, и всем тем журналистам, репортерам, кинооператорам, которые, выполняя свою работу в Испании, позволили авторам создать этот фильм. В фильм вошли съемки Романа Лазаревича Кармена.
  • Роман Кармен в документальном фильме "Москва-Каракумы-Москва" (1977; ЦСДФ режиссер: Кулиджанов А.; авторы сценария: Костин И., Котелевский Ю.; операторы: Дурнов К., Кулиджанов А.), рассказывающем об автопробеге Москва-Каракумы-Москва в 1933 (снимали операторы: Р. Кармен, Э. Тиссэ) и 1977 годах.
  • Мемориальная доска Кармену Роману Лазаревичу была торжественно открыта в Москве 8 мая 1980 года на Котельнической набережной в доме 1/15, корпус Б (со стороны Большого Ватина переулка), где прославленный документалист жил с 1970 года по 1978 год.

  • В 2008 году в издательстве «Приобские ведомости» (г. Новосибирск) вышла книга «Неизвестные войны Романа Кармена» (автор — Александр Кармен), посвящённая жизни и деятельности знаменитого кинодокументалиста, журналиста и общественного деятеля. Иллюстрированная книга (более  400 фотографий), рассказывает о сложном, полном поистине героических поступков и уникальных творческих свершений, жизненном пути Романа Лазаревича Кармена. Книга была издана ограниченным тиражом. На 13-й Национальной выставке-ярмарке «Книги России — 2010» преподавателю факультета Международной журналистики МГИМО, автору книги Александру Кармену был присужден Диплом «За наиболее яркое качественное издание биографического жанра».

Акция «Бессмертный полк»

Третий год подряд в составе шествия  «Бессмертный полк» идет колонна от Союза кинематографистов России с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтовиков. 

09 мая в составе шествия «Бессмертный полк» прошла колонна от Союза кинематографистов с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтовиков. На фото (третий справа): Никита Кармен (правнук Р.Л. Кармена). Москва, 09 мая 2018 года. Фото Ильи Бриткина


ФИЛЬМОГРАФИЯ

Оператор Валерий Никонов и режиссер Роман Кармен на съемках фильма ПЫЛАЮЩИЙ КОНТИНЕНТ (1972). Фото из личного архива Валерия Никонова.1930 — Фабрика кухня; режиссёр-оператор
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; реж.: В. Ерофеев: операторы: Р. Кармен, Г. Блюм 
1932 — А. М. Горький на даче; операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, И. Беляков
1932 — Дневник искусств (Выставка картин П. П. Кончаловского); операторы: Р. Кармен, М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер (Москва); режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, М. Слуцкий, Р. Кармен
1932 — Пуск Косогорской домны
1933 — Возвращение челюскинцев
1933 — Автопробег Москва-Каракум-Москва; режиссер: М. Гоморов; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен
1933 — Парад на Красной площади; режиссёр-оператор
1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; реж.: Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, Лебедев
1933 — Москва — Кара-Кум — Москва; оператор совместно с Э. Тиссе
1934 — Г. Димитров в Москве
1934 — Отчёт Анны Масоновой; режиссёр-оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин; асс. оператора: Е. Игнатович; музоформитель: Г. Гамбур; звукооператоры А. Карасев, М. Шер
1934 — Дома (Приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР); режиссёр-оператор; директор фильма: М. Бессмертный
1934 — Похороны С. М. Кирова; оператор в соавторстве
1935 — Отчет Анны Массоновой (о Председателе колхоза "Коминтерн" А. Масоновой); реж.-оператор; звукооператоры: С. Семенов, М. Соболев, С. Ренский; муз. оформление: А. Гран
1935 — Праздник силы и ловкости (празднование 15-й годовщины 1-й Конной армии); режиссер: Н. кармазинский; оператор
1935 — Лаваль прибыл в СССР (министра иностранных дел Франции П. Лаваль в СССР); операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, С. Сегаль 
1935 — Одесса (видовой фильм); режиссер: М. Слуцкий; оператор;  звукооператор: С. Ренский; музоформитель: А. Гран
1935 — Прибытие А. Идена в Москву. Прием И. В. Сталиным А. Идена; (министра иностранных дел Великобритании А. Иден в Москве); операторы: Н. Вихирев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, О. Рейзман, В. Соловьев
1935 — VII Всесоюзный (Спецвыпуск о VII Всесоюзном съезда Советов в Москве); реж. С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин 
1936 — Жены (фильм рассказывает о жизни советских женщин); Производство: Московская студия кинохроники, Украинская студия кинохроники; режиссер: Ф. Киселев; операторы: В. Собовой, А. Емельянов, А. Шаповалов, И. Беляков, Р. Кармен, С. Семенов, И. Семененко; музоформители: А. Гран, Н. Вертран; звукооператор: С. Ренский
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); режиссер: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А. Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры: С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсяников, Г. Гейгнер; музоформители: Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1936 — Советской Грузии 15 лет; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: Б. Шер, С. Семенов; звукооператор  Д. Овсяников; музоформитель Г. Гамбург; другие создатели: Н. Рыбаков
1936 — Мадрид в огне; производство: Кинокомитет; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев 
1936 –1937 — У Басков; режиссер Л. Варламов; оператор Р. Кармен
1936 –1937 — Мадрид сегодня; оператор Р. Кармен
1937 — Салют пионерам Испании; режиссер А. Ованесова; операторы: Р. Кармен, В. Макасеев; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников
1938 — Москва сегодня; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: М. Слуцкий, Н. Самгин, Р. Кармен 
1938 — Китай в борьбе (спецвыпуски №№ 1-3); режиссеры: Г. Сатарова, М. Слуцкий; оператор Р. Кармен; звукооператоры: Д. Овсяников, А. Камионский
1938 — Первое мая; режиссеры: С. Гуров, Ф. Киселев, М. Слуцкий; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, В. Фроленко, А. Щекутьев; звукооператор: Д. Овсяников; музоформитель: А. Гран
1938 — Поиски летчика Леваневского в Арктике; оператор Р. Кармен
1938 — В особом районе Китая (жизнь населения и народно-революционной армии в особом районе Китая, находящегося в руках народно-революционной армии); режиссер М. Слуцкий; оператор Р. Кармен
1938 — Двадцать пятый МЮД (международный юношеский день); режиссер: А. Ованесова; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов 
1938 — 1939 — Китай в борьбе (спецвыпуски №№ 1, 2, 3); режиссеры: Г. Сатарова, М. Слуцкий; оператор Р. Кармен; звукооператоры: Д. Овсяников, А. Камионский
1939 — В особом районе Китаяизнь населения и народно-революционной армии в особом районе Китая, находящегося в руках народно-революционной армии); режиссер М. Слуцкий; оператор Р. Кармен
1939 — Митинг по поводу встречи ледоколов "И. Сталин" и "Г. Седов" в Гренландском море; оператор Р. Кармен
1939 — Испания; полнометражный; производство: Мосфильм; режиссер Эсфирь Шуб; операторы: Б. Макасеев, Р. Кармен, испанские кинооператоры
1940 — Седовцы; режиссеры: Р. Кармен, М. Слуцкий; операторы: В. Штатланд, П. В. Пинегин; асс. оператора Р. Халушаков, асс. режиссера: Маркелова, Т. Ширман; музоформитель А. Гран; звукооператор В. Нестеров
1940 — День нового мира; полнометражный; авторы сценария: Борис Яглинг, Марк Цейтлин; режиссеры: Михаил СлуцкийРоман Кармен; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Спандарьян; главные операторы: Роман КарменМихаил ОшурковБорис Небылицкий;  снимали 97 операторов кинохроники: Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко и другие 
1940 — Г. Уланова; режиссер-оператор
1940 — Первое мая; режиссеры: И. Сеткина, С. Гуров; гл. оператор Р. Кармен
1941 — Китай сражается («В Китае») (съемки периода 1938-1939 годов рассказывают о борьбе китайского народа с японскими захватчиками); полнометражный; автор сценария и режиссёр-оператор Р. Кармен; композитор: С. Синхай; асс. режиссера З. Дембовская; звукооператор; Д. Овсяников; текст читает Ю. Левитан
1941 — Прибытие в Москву генерала Сикорского; режиссер Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Лебедев 

Роман Лазаревич Кармен снимает в блокадном Ленинграде. Весна 1942 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 4587287).
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсяников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943) [о фильме в статье Марии Голик «Ленинград в борьбе»: Фильм блокадного города]
1942 — Разгром немецких войск под Москвой, полнометаржный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий КрыловАлексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова
1942 — XXV-й Октябрь; полнометражный; режиссер: И. Копалин; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов 
1942 — Ратификация англо-советского союзного договора; режиссер Р. Кармен; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, Р. Кармен, А. Кричевский, Р. Халушаков; ассистент оператора: М. Сухова; асс. режиссера: О. Артюнина; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — 28 героев (фильм-песня); режиссёр: Н. Трахтенберг; оператор; Н. Трахтенберг
1943 — Орловская битва; полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор: В. Слонимский 
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву (17 июля 1944 года 57 тысяч 600 немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы; во главе колонны следовали девятнадцать генералов); режиссер: И. Венжер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, М. Глидер, Р. Кармен, А. Кричевский, Ф. Короткевич, Б. Эйберг, А. Каиров, Б. Небылицкий, М. Оцеп, С. Семенов, Р. Халушаков, М. Цирюльников; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов
1944 — Майданек (фильм о злодеяниях немцев в лагере уничтожения на Майданеке в г. Люблин); режиссер:  И. Сеткина; операторы: А. Софьин, Р. Кармен, В. Штатланд; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Кладбище Европы (заседает советско-польская комиссия по расследованию немецких преступлений); Производство: ЦСДФ, Фильм Польски; режиссер А. Форд; операторы: С. Боль, А. Форберт, О. Самуцевич, Р. Кармен, В. Штатланд, А. Софьин; музыка: С. Потоцкий; звукооператоры: В. Котов, С. Семенов; асс. операторы: О. Минская, Л. Некрасова
1944 — Битва за Белоруссию; операторы: Т. Бунимович, Р. Кармен, В. Соловьев, А. Крылов, В. Штатланд
1944 — Варшава; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Н. Соловьев, В. Томберг, Л. Мазрухо, А. Ибрагимов, Б. Соколов, Могилевский 
1944 — На подступах к Варшаве (фронтовой выпуск № 7); режиссер: Ф. Киселев; операторы: И. Аронс, А. Софьин, Р. Кармен, В. Томберг, А. Фролов, М. Шнейдеров; музоформитель: А. Ройтман, звукооператор Е. Кашкевич; начальник фронтовой группы: В. Штатланд; консультант С. Платонов; текст: Ю. Смирнитский; асситент режиссера: Н. Соловьева
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в г. г. Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск ( немецкое название Данциг)); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; музоформитель: Д. Штильман; нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов; автор текста: Ю. Смирнитский
1945 — От Вислы до Одера; режиссер: В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; текст: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов

1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы:  А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. ИбрагимовР. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. ПановМ. ПосельскийС. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Албания; режиссер; операторы: Р. Кармен, М. Трояновский; асс. оператора: Л. Зайцев; музоформители: А. Гран, Н. Иванов-Радкевич; звукооператор: Д. Овсяников; диктор: Л. Хмара
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; музоформитель: Д. Блок; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; дикторы: М. Лебедев, Синявский
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский 
1945 — Освобождение Варшавы; режиссер Б. Небылицкий; операторы: И. Аронс, Р. Кармен, Л. Мазрухо, М. Посельский, А. Софьин, В. Томберг, М. Шнейдеров, В. Штатланд 
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Галдер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, Н. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Монгловская, Е. Мухин, Б. Небылицкий, И. Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, А. Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев 
1945 — На процессе главных немецких преступников в Нюрнберге; режиссер Р. Кармен; операторы: Б. Макасеев, С. Семенов 
1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок: Роман Кармен; режиссёр Е. Свилова; операторы: Р. КарменБ. МакасеевС. СемёновВ. Штатланд; звукооператоры: В. КотовВ. Нестеров
1947 — Московская сессия Совета министров иностранных дел; режиссер И. Копалин; операторы: А. Брантман, В. Ешурин, Р. Кармен 
1947 — Ленинград; полнометражый; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Р. Кармен; операторы: Е. Учитель, О. Иванов, Г. Трофимов, С. Фомин 
1948 — Песня колхозных полей; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен; И. Посельский; операторы: Г. Донец, Я. Гринберг, С. Масленников, А. Смолка 
1949 — Советский Казахстан; полнометражный; производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Р. Кармен; операторы: М. Аранышев, Р. Кармен, В. Зайцев, Б. Шер, И. Гитлевич, А. Зенякин, Е. Лозовский; текст: Б. Горбатов; диктор: Л. Хмара
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссер: Р. Кармен, В. Катанян, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов; сценарий: Б. Кербабаев; автор текста: Б. Горбатов; музоформление: В. Мухатов; звукооператор С. Егоров
1951 — Советская Грузия; полнометражный; Производство: Тбилисская киностудия; режиссеры: С. Долидзе, Р. Кармен; операторы: Д. Канделаки, З. Фельдман, Ш. Гегелашвили, Р. Кармен; музыка: А. Кереселидзе
1952 — День воздушного флота СССР (празднование Дня Воздушного Флота СССР на Тушинском аэродроме в Москве 27 июля 1952 года); полнометражный; режиссер Бойков В.; главный оператор Ошурков М.; операторы: И. Беляков, Г. Голубов, В. Ешурин, Г. Захарова, Р. Кармен, Д. Каспий, А. Казаков, С. Коган, А. Колошин, А. Листвин, Б. Макасеев, В. Мищенко, Ю. Монгловский, М. Оцеп, Э. Тросман, В. Ходяков; в воздухе снимали операторы: Л. Котляренко, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Ошурков, Н. Соловьев, И. Филатов, В. Фроленко, Е. Яцун; звукооператор В. Нестеров
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович; сценарий: Р. Кармен, И. Осипов, И. Касумов; композитор К. Караев; звукооператор А. Керимов; диктор Л. Хмара; ассистенты режиссера: М. Алили, И. Эфендиев, К. Льянос, А. Филимонова
1955 — Премьер-министр республики Индии Д. Неру в СССР; режиссер Р. Кармен; оператор: Б. Макаров 
1955 — Дружба великих народов; режиссеры: Р. Кармен, И. Сеткина; операторы: Р. Кармен, Д. Каспий, М. Ошурков, П. Касаткин, В. Киселев, Д. Рымарев, И. Сокольников, Н. Соловьев; диктор: Р. Выгодский; композитор В. Гевиксман
1955 — Вьетнам; полнометражный; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: В. Ешурин, Е. Мухин, Нгуен Хун Нги, Май Лок 
1956 — На гостеприимной земле Бирмы; режиссёры: Р. Кармен, И. Венжер; операторы: Р. Кармен, П. Касаткин, Д. Каспий, В. Киселев, М. Ошурков; диктор Р. Выгодский; музоформление: Л. Степанов, А. Зоров; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, редактор Ю. Каравкин; директор картины М. Бессмертный
1956 — Праздник индийского народа (празднование шестой годовщины образования республики Индии. Военный парад и демонстрация в г. Дели. Присутствуют: Р. Прасад, Д. Неру и др.); режиссер К. Льянос; операторы: Р. Кармен, М. Каюмов, В. Киселев, Е. Мухин, С. Медынский, Е. Аккуратов, Н. Генералов 
1957 — Утро Индии; производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор В. Гевиксман; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара
1958 — Гости из Америки; полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин; звукооператор К. Никитин
1958 — День нашей жизниильм об одном дне жизни Советского Союза - 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на р. Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: Д. Каспий, В. Микоша

Режиссёр Роман Кармен летом 1957 года на съёмках панорамного фильма ШИРОКА СТРАНА МОЯ. Фото из журнала СОВЕТСКИЙ ЭКРАН № 23, 1957 год.

1958 — Широка страна моя (фильм был снят к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции ); первый советский цветной полнометражный панорамный фильм; производство: Центрнаучфильм; автор сценария и режиссер Роман  Кармен; композитор Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный; премьера состоялась в московском панорамном кинотеатре «Мир» 28 февраля 1958 года
1959 — Покорители моряполнометражный; производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ; режиссёры: Р. Кармен, М. Алили; операторы: Д. Мамедов, С. Медынский; асс. режиссера В. Катанян
1960 — Наш друг Индонезия; полнометражный; производство: ЦСДФ, Государственная студия по производству фильмов Джакарты; режиссеры: Мардхани, Сарьоно Дипо, Р. Кармен; операторы: Ли-Ги-Сан, В. Силитонга, Р. Кармен, Н. Генералов, А. Колошин; звукооператор И. Гунгер; автор текст М. Стуруа; композитор С. Баласанян
1960 — Австрия встречает посланца мира; полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: А. Колошин, М. Ошурков 
1960 — Подземные переходы Вены; режиссер Р. Кармен
1960 — Куба сегодня; режиссёр: И. Посельский; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1961 — Пылающий остров (фильм посвящен 2-й годовщине Кубинской революции)полнометражный; Производство: киностудия "Мосфильм"; автор фильма: Роман Кармен; главный оператор Александр Степанович Кочетков; оператор В. Никонов; звукооператор Виктор Котов
1961 — Голубая лампа (боевые действия кубинских повстанческих отрядов); режиссер Р. Кармен; оператор В. Киселев
1961 — Праздник революционной Кубы; режиссер Л. Данилов; операторы: Р. Кармен, В. Киселев 
1961 — Морями студеными (открытие новой научной дрейфующей станции "Северный полюс - 10"); режиссер М. Славинская; оператор Р. Кармен

1962 — Государство – это мы (заседание Верховного Совета СССР); режиссер Р. Кармен
1962 — Суд народов; полнометражный; режиссеры: Е. Свилова, Р. Кармен; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семенов
1963 — Фидель Кастро у машиностроителей Урала (спецвыпуск); режиссер Т. Ширман; операторы: Р. Кармен, В. Киселев, Ю. Буслаев

1963  Кубинский литератор и политик Хуан Миринельо-и-Видауррета и советский кинорежиссер Роман Лазаревич Кармен. Автор фото: М. Окушко. Источник: www.ressiainphoto.ru.1963 — Мы с вами, братья кубинцы (Фидель Кастро и сопровождающие его лица совершают поездку по Сибири); режиссер З. Тулубьева; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1963 — Посланцы героической Кубы в Ленинграде; режиссер Ф. Киселев; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1963 — Когда мир висел на волоске (митинги протеста в Болгарии, Москве, Лондоне, Токио, Праге против вторжения американских войск на Кубу); режиссер-оператор Р. Кармен

1963 — Гость с острова Свободыильм о визите Фиделя Кастро в СССР); полнометражный; авторы сценария: Г. Боровик, Р. Кармен; режиссер-оператор: Р. Кармен; операторы: П. Касаткин, В. Микоша, А. Сёмин, И. Бганцев, В. Киселёв
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; режиссеры: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Ураган на Кубе (спецвыпуск) (4 октября 1963 г. на Кубу обрушился колоссальной силы ураган Флора, который в течение семи дней бушевал над восточной частью острова, оставив после себя ужасные разрушения); режиссер; операторы иностранной хроники
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция); режиссеры: Л. Варламов, И. Копалин; оператор в соавторстве
1965 — Великая Отечественная (фильм создан к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В фильме использованы материалы киноархивов Советского Союза, Германской Демократической Республики, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, С. Смирнов; режиссер и руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссеры: Ирина ВенжерИрина Сеткина; вторые режиссеры: М. Бабак, И. Егорова; ассистенты режиссёра: И. Маркелова, П. Вяйнасту, В. Шорохов; диктор: Л. Хмара; редактор: О. Щербакова; звукооператор: Виктор Котов 
1966 — Смерть комиссара (фильм рассказывает о дивизионном комиссаре Иване Васильевиче Зуеве, погибшем в 1941 году в результате предательства); (не выпущен на экран); режиссер; оператор: А. Саранцев 
1966 — Испанияосстановленный вариант фильма 1939 года); Производство: Мосфильм; режиссер Э. Шуб; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев 
1967 — Берлин (фильм 1945 года, восстановлен в 1967 году); Производство: ЦСДФ, Мосфильм; режиссеры: Ю. Райзман, Н. Шпиковский; оператор в соавторстве 

1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман КарменКонстантин Симонов; режиссер Роман Кармен; ассистент режиссёра: М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон

Во время премьеры фильма ТОВАРИЩ БЕРЛИН (1969). На фото (слева направо): сценарист Генрих Гурков, реж. Марина Бабак, реж. Роман Кармен, переводчица и оператор Абрам Кричевский. Берлин. Фото из личного архива Ирины Кононовой.1969 — Товарищ Берлинполнометражный; режиссер Р. Кармен; оператор: А. Кричевский 
1972 — Пылающий континент (фильм рассказывает о борьбе за свободу и независимость в странах Латинской Америки); полнометражный; Производство: киностудия "Мосфильм"; автор фильма: Роман Кармен; главный оператор: Александр Кочетков; оператор: В. Никонов; оператор комбинированных съемок Дмитрий Барщевский; звукооператор Виктор Котов; монтажер Ольга Трафимова
1973 — Чили: время борьбы, время тревог; полнометражный; режиссер Р. Кармен
1974 — Камарадос. Товарищи (фильм повествуется о таких политических деятелях, как Фидель Кастро, Че Гевара, Луис Корвалан, Родней Арисмендий, Хорхе Колле, Сальвадор АльендеПабло НерудаВиктор Хара); полнометражный; режиссер Р. Кармен; оператор комбинированных съемок Д. БарщевскийПриз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1974)
1975 — Сердце Корвалана; полнометражный; режиссер Р. Кармен; Главный приз ВКФ (1976); Приз МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене (1976) [информация уточняется]
1979 — Киноэпопея "Великая Отечественная" (Неизвестная война; 20 серий (художественный руководитель; режиссёр серий: «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»).

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссер Роман Кармен и оператор Валерий Никонов во время работы XXV съезда КПСС. Март 1976 года. Автор фото: Георгий Завьялов.

В качестве кинооператора снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "На страже СССР", "Социалистическая деревня", "Советское искусство", "Наука и техника", "К событиям в Испании" (1936 — 1937), "Ленинградский киножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия" и другие. Режиссёр ряда киножурналов "Новости дня".

Библиография

1931 — Роман Кармен. "АЭРОСАНИ. Пробег Ленинград-Москва" (издание для детей среднего возраста) (изд.: — М.; ОГИЗ — Гос. изд-во юношеской и детской лит-ры, Молодая гвардия (Тираж - 25 000 экз.))
1941 — Роман Кармен. "Год в Китае. Записки кино-журналиста" (Фото автора) (изд.: — М.; Советский писатель (Тираж — 10 000 экз.))
1954 — Кармен, Роман Лазаревич. "Автомобиль пересекает пустыню. Записки кинооператора" (Для среднего возраста) (изд.: — М.; Детиздат (Тираж — 30 000 экз.))
1957 — Роман Кармен. "Свет в джунглях. Заметки кинооператора" (изд.: — М.; Советский писатель (Тираж — 30 000 экз.))
1958 — Роман Кармен. "Вьетнам сражается. Записки советского кинооператора" (изд.: — М.; Воениздат)
1959 — Н. Калесникова, Г. Сенчакова, Т. Слепнева "Роман Кармен" (изд.: — М.; Искусство (Тираж — 5 000 экз.))
1960 — Роман Кармен. "По Индии" (Для среднего возраста) (изд.: — М.; Детгиз (Тираж — 30 000 экз.))
1962 — Роман Кармен. "По странам трёх континентов" (Очерки) (изд.: — М.; Молодая гвардия (Тираж — 85 000 экз.))
1966 — Роман Кармен. "Буэнавентура - гражданин Кубы" (Для среднего возраста) (изд.: — М.; Детская литература (Тираж — 30 000 экз.))
1967 — Роман Кармен. "Героика борьбы и созидания. Заметки кинодокументалиста" (изд.: — М.; Знание (Тираж — 34 800 экз.))
1969 — Роман Кармен. "О времени и о себе" (изд.: — М.; Бюро пропаганды советского киноискусства (тираж -— 20 000 экз.))
1970 — Вольман Н. "Роман Кармен - кинопублицист. Авторефират диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (изд.: — Л.; Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (сектор кино))
1972 — Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: — М.; Советская Россия (Тираж — 100 000 экз.))
1973 — "Кинопублицистика и современность. Доклад секретаря Правления Союза кинематографистов СССР Р.Л. Кармена на IV Пленуме Правления." (изд.: — М.; СК СССР (Тираж — 600 экз.))
1974 — Макс Альперт. "Мастера советского фотоискусства. Роман Кармен, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии" (изд.: — М.; Планета (Тираж — 10 000 экз.))
1974 — Роман Кармен. "Искусство кинорепортажа" (Учебное пособие. Составитель Г.Л. Полонская) (изд.: — М.; ВГИК. Кафедра режиссёры документального, научно-популярного фильма (Тираж — 1 000 экз.))
1975 — Роман Кармен. "Чили - время борьбы, время тревог" (Лит. сценарий документального телефильма. Вступительная статья К. Славина) (изд.: — М.; Искусство (Тираж — 30 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. "Отель "Флорида" (Национально-революционная война испанского народа 1936-1939. Воспоминания и записки) (изд.: — М.; Правда; Библиотека "Огонёк" № 15 (Тираж — 100 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. Фоторепортажи и хроника, письма, документы. (изд.: — М.; (Тираж — 150 экз.))
1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1983 — "Роман Кармен в воспоминаниях современников" (Сборник / Союз кинематографистов СССР. Составитель: А.Л. Виноградова) (изд.: — М.; Искусство (Тираж — 30 000 экз.))
1986 — Борис Медовой "Иду туда, где бой" (о документалисте Р. Кармене) (изд.: — М.; Политиздат (Тираж — 200 000 экз.))
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.: — М.; "Искусство")
1989 — Константин Славин. "Роман Кармен: "Играю с огнём!.." (изд.: — М.; Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр" (Тираж - 40 000 экз.))
2008 — Александр Кармен. «Неизвестные войны Романа Кармена» (иллюстрации - более 400 фотографий) (изд.: — Новосиб.; «Приобские Ведомости» (тираж ограничен))

Звания

1957 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1959 — Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1965 — Народный артист РСФСР
1966 — Народный артист СССР
1976 — Герой Социалистического Труда

Награды

1937 — Орден Красной Звезды (За боевую работу в Испании)
1940 — Орден Трудового Красного Знамени
1942 — Медаль «За оборону Москвы»
1942 — Сталинская премия (за фильм «День нового мира» (1940))
1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 343/н от 24.10.1944; Издан: ВС 1 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Суд народов» (1946))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Туркменистан»)
1955 — Орден Труда (Вьетнам) ((I степени))
1957 — Орден Трудового Красного Знамени
1960 — Ленинская премия (за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»)
1968 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (ГДР) (за фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967))
1969 — Национальная премия ГДР (за фильм «Товарищ Берлин»)
1969 — Специальный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (ГДР) (за фильм «Товарищ Берлин»)
1971 — Орден Ленина
1973 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Чили — время борьбы, время тревог»)
1974 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Камарадос. Товарищи»)
1975 — Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (ВКФ) (за фильм «Сердце Корвалана»)
1975 — Государственная премия СССР (за фильмы «Пылающий континент» (1973), «Чили — время борьбы, время тревог», «Камарадос. Товарищи» (1974))
1976 — Орден Ленина
1976 — Приз МКФ в Оберхаузене (за фильм «Сердце Корвалана»)
1979 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (ГДР) (за киноэпопею «Великая Отечественная» («Неизвестная война»))

Цитаты

[...]О Романе Кармене написано немало. Однако сегодня возникает устойчивое ощущение, что его имя и творческое наследие настойчиво и последовательно вымарывают из истории отечественного кино. Осудив советский период, современные кинокритики почему-то продолжают мыслить революционными категориями, продолжают отрицать прошлое во имя нового «светлого» будущего.
Чтобы ни говорили, но лично для меня Кармен остается лучшим отечественным кинохроникером XX века. Кстати, таковым его признали еще при жизни.[...]
Сегодня Романа Кармена часто обвиняют в конформизме, царедворстве и даже откровенном самопиаре. Однако, положа руку на сердце, признаем, что многие выдающиеся люди разных эпох и народов страдали теми же грехами. Вина Кармена и его современников усугубляется тем, что они жили в «неправильное время» и были, по мнению современных критиков, «неправильными людьми». Этим критикам я бы посоветовал помнить, что когда-нибудь и сегодняшнее время станет «неправильным» со всеми вытекающими для его «правильных героев» историческими последствиями.
Главное — в другом. Роман Кармен внес гигантский вклад в создание кинолетописи эпохи, многие эпизоды которой были бы невозможны без указанных выше талантов и «неправильных» качеств. Просто никто другой не смог бы (по самым разным причинам) запечатлеть на пленке многие события из послужного списка великого кинохроникера.[...]

Алексей Голубев, главред #МузейЦСДФ, Источник

В конце 20-х годов Кармен приходит в кинохронику. Он снимает сюжет о переустройстве деревни, о социалистической индустриализации. Они содержат в себе обобщения, результаты поэтического и социального анализа. Чувствуется свой взгляд на событие, на человека — участника великого исторического процесса. Кармен осваивает специфику молодого экранного искусства, совершенствует профессиональное мастерство. Его камера — в гуще жизни, она целеустремленна, активна. Фиксирует переживания человека, проникает в его внутренний мир.[…]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают репортажи Романа Кармена и Бориса Макасеева с фронтов гражданской войны в Испании. События в Испании — это только репетиция, начало, предупреждал в своих репортажах Кармен. Над миром нависла страшная угроза близкой большой войны. […]
В годы войны, Кармен стал первым, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях оккупированных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Потрясенный, он послал об этом корреспонденцию в «Юнайтед Пресс» — и люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — сохранению нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена. […]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.[…]
Но деятельность Кармена не исчерпывается тем, что он сделал в кино. Его книги свидетельствуют о том, что Роман Кармен соединяет в одном лице и «бывалого человека», необыкновенно много видевшего, и выдающегося кинематографиста, активно участвующего во многих исторических событиях, и опытного литератора.

СИМОНОВ К. И вечный бой… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише.
Потому он и был лидером неутомимого, бесстрашного, вездесущего поколения советских хроникеров, начинавшего в конце двадцатых — начале тридцатых годов и определявшего судьбы документального кинематографа (со всеми его победами и неудачами) на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Он всегда, с самого начала и до своего конца, оставался прежде всего репортером — поначалу фото, а потом кино. И тогда, когда занимался только съемкой, и тогда, когда занимался съемкой, и режиссурой. […]

РОШАЛЬ Л. Эффект Кармена // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Удивительна способность этого человека наполнить до предела свою жизнь делами, быть участником интереснейших событий, видеть смысл существования в постоянном поиске, в неудержимом стремлении к освоению новых рубежей. Умение свернуть с проторенной колеи. […]

ГЕЛЕЙН И. Жажда жизни // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Есть такой термин «на боевом взводе». Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства.[…]

МЕДЫНСКИЙ С. Запишите-ка в свою книжечку… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

[...]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[...]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

[...] Разъяренный Кармен возник в моем кабинетике (Даль Орлов в 1969 — 1972 годах — зам. главного редактора журнала «Искусство кино». -Прим. ред. #МузейЦСДФ). Но очень скоро мы с ним выяснили, что никакой проблемы не существует, что и так хорошо отрезать, и так не хуже, он успокоился, опустился в кресло у окна и стал рассказывать, о чем намерен писать дальше.
Например, о том, как в пылающем Берлине перед самой победой ворвался в уже оставленный немцами бункер и увидел там телефонный аппарат. А что если поговорить с Геббельсом? - спросил себя лихой репортер-кинооператор. Схватил трубку и услышал голос немецкого телефониста. Перекрикивая снарядный грохот, попросил к аппарату Геббельса. И трубку взял Геббельс! Кармен был одним из последних в этом мире, кто слышал его голос! В ту же секунду Кармен сообразил, что связь может прослушиваться нашими. Обвинят в сепаратных переговорах с руководством Рейха, и вышка обеспечена. Он послал собеседника на три буквы и бросил трубку.
- Срочно пиши объяснение! - услышал он за спиной суровый голос. - Пиши, сейчас особисты прибегут... - Высокий капитан стоял в дверях - в офицерских ремнях, с планшеткой у бедра.
- Это знаете, кто был? - спросил меня Кармен. - Наш Баскаков! Владимир Евтихианович! Представляете, как познакомились?! Он тогда был корреспондентом фронтовой газеты. Когда все, кому надо, действительно, примчались, мое объяснение уже было готово. Баскаков тоже написал - как свидетель, что переговоров я не вел, а сказал в трубку всего три слова...
После той нашей встречи в редакции Кармену оставалось прожить пять лет. Он их потратил на создание грандиозного документального сериала о Великой Отечественной войне. Он собрал в основном молодых документалистов, в ведущие пригласил Берта Ланкастера, и они это сделали под его руководством! Для зарубежного проката картину назвали "Неизвестная война". Там для многих страшная война оставалась неизвестной. Благодаря Кармену о ней узнали. И были потрясены. В США картина прошла с поразительным зрительским успехом.[...]

Даль Орлов, кинодраматург, Источник

[...]Необходимо отметить, что первый серьезный опыт работы в боевых условиях наши кинооператоры получили еще до начала Великой Отечественной войны – во время локальных войн и конфликтов. В том числе в ходе Гражданской войны в Испании (1936–1939). Тогда республиканское правительство и левые силы страны сражались с правыми мятежниками во главе с генералом Франко, которого поддерживали гитлеровская Германия и фашистская Италия. Республиканцев, в свою очередь, поддерживали Советский Союз, Мексика, а также левые партии ряда стран.
19 августа 1936 года в Испанию были направлены кинооператоры Московской студии «Союзкинохроники» Роман Кармен и Борис Макасеев. Перед поездкой главной задачей было технически, всесторонне обеспечить предстоящую работу. В данном случае речь, конечно, идет о киноаппаратуре. Не секрет, что лучшей репортажной камерой в те годы была американская камера «Аймо» фирмы «Белл-Хауэл», которая была на вооружении ведущих кинорепортеров мира. Последняя модель «Аймо» была снабжена револьверной сменой оптики. Советским кинооператорам предстояло снимать именно этими камерами. Одновременно было принято решение о закупке пленки «Кодак» в специальной упаковке для камеры «Аймо», на 30-метровых бобинах с черными раккордами, дающими возможность быстро перезаряжать камеру на свету. Таким образом, советские кинооператоры были снаряжены, как говорится, на самом высоком международном уровне.[...]

Алексей Голубев, главред #МузейЦСДФ, Источник

[...]...По воле случая — опять по воле случая! — я познакомился с настоящим кинематографистом. Да еще с каким! Конечно, я не думал, что мне когда-нибудь придется работать в кино — мечтал вернуться после войны в университет. Но это знакомство произвело на меня сильное впечатление. Дело в том, что в наш корпус после освобождения Варшавы приехал Роман Кармен. На командном пункте в городе Кутно он без труда узнал в командире корпуса генерал-лейтенанте Семене Моисеевиче Кривошеине «Колонеля Мелле» — такой псевдоним носил в Испании молодой полковник-танкист. Они обнялись. И с тех пор Кармен находился в нашем корпусе — снимал рывок танков к Одеру, форсирование этой последней водной преграды на пути в Берлин. Я видел прославленного оператора, но по-настоящему познакомился с ним лишь во время берлинских боев. Видимо, чем-то я понравился ему, может быть, молодостью он меня брал в свою машину, и я имел возможность наблюдать, как он работает, как безошибочно находит нужные объекты для съемок. Кое в чем и я ему мог помочь — знакомил с интересными людьми, которых, как ветеран корпуса, хорошо знал, — Кармен ведь был не только кинооператор, но и корреспондент «Известий» и агентства «Ассошиэйтед Пресс» — ему нужен был материал для корреспонденций.[...]

Владимир Баскаков, кинокритик, Источник

Статьи

29 ноября — 115 лет со дня рождения выдающегося советского документалиста Романа Лазаревича Кармена
#НовостиКультуры. Публицист с камерой в руках — так называли Романа Кармена. 115 лет со дня рождения легендарного кинооператора.
В читальном зале библиотеки ВГИКа представлена экспозиция к 115-летию Романа Кармена
Несколько эпизодов из жизни летописца эпохи
Роман с острым сюжетом
КЛАССИК БЕЗ РЕТУШИ или «ПАРИЯ» О КАРМЕНЕ. Воспоминания о Кармене, написанные его учеником
"НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА". История создания
Время с Романом Карменом (отрывок из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам” (1997)
Роман Кармен: В те трудные военные дни студия была родным домом
"Хочу быть там, где идёт бой..." (выставка на сайте #музейцсдф)
НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА (выставка на сайте #музейцсдф)
Служили два товарища...Как кинооператоры снимали войну на самолетах
Вторая выставка фото-репортажа (Советское фото, вып. 09, 1926 год)
Талант — это труд. К началу Великой Отечественной войны за плечами у Кармена оказались уже две большие войны...
На полях стенаграммы (журнал "СОВЕТСКОЕ КИНО" (№1-2) 1933 год)
Творческий вечер режиссера-оператора Владислава Микоши (Москва, 27 февраля 1975 года. Стенограмма публикуется впервые)
Хемингуэй под грифом секретно
"Дом артистов" на Большой Полянке
Школа журналистики. Из воспоминаний режиссера-документалиста Романа Кармена
Рядом с солдатом... Какая она будет, война? (главы из книги Романа Кармена "Но пасаран! ")
Мадрид — Старая Русса. Главы из книги Р.Л. Кармена «Но пасаран!»
Вы из пулемета-то умеете стрелять?..Главы из книги Р.Л. Кармена «Но пасаран!»
Роман Кармен: его войны и его победы. Главы из книги А.Р. Кармена «Неизвестные войны Романа Кармена»
«Объединяйтесь, чтобы остановить Россию!». Главы из книги Р.Л. Кармена "Но пасаран!"
Г. ГУРКОВ. В КАДРЕ – НЕСПОКОЙНОЕ ВРЕМЯ (сборник «Документальный экран», Союзинформкино,1984 год)
Журнал "Советское фото" вып. 07, 1928 год (фотография Р. Кармена "На стадионе"; с. 311)
Журнал "Советское фото" вып. 11, 1929 год (Фото Р. Кармена "Заправка зерна в сеялку"; с. 336)
Д. Фирсова. ПРАВДА О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ
Роман Кармен. Путь через Ладогу. Март - апрель 1942 года
Владимир Баскаков. ЕСЛИ НЕ СТАЛИН, ТО КТО ЖЕ? (из сборника ВЗРЫВ. 1991)
Владимир Ерофеев (из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (1987))
Роман Кармен (из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (1987))
Мастерская Романа Кармена (газета СК-НОВОСТИ № 11 (385) 18 ноября 2019 года)
ИЗ СТЕНОГРАММЫ СОВЕЩАНИЯ НАЧАЛЬНИКОВ ФРОНТОВЫХ КИНОГРУПП (13 мая 1942 года)
Судный день. Об этике в документальном кино, и не только
А. Караганов. Зримая летопись народного подвига. О киноэпопее «Великая Отечественная»
Лекция лауреата Сталинской премии т. Кармена на тему «Нюрнбергский процесс» (01 апреля 1946 года)
Как снимали Гражданскую войну в Испании (НВО (Независимая газета) 21 мая 2021 года)
Операторы и работники фронтовых киногрупп. Кармен Роман Лазаревич
«NO PASARAN!»
Киномолодняк на учёбе (журнал «Советский экран», 1928 год, № 50)
Из истории создания фильма «Вьетнам» (журнал "Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития" за 2014 год)
Запечатлеть удары возмездия. Подвиги и приключения советских воздушных кинооператоров (НВО от 15 декабря 2021 года)
В саду у Чан Кайши и в пещере Мао Цзэдуна («Независимое военное обозрение» (Независимая газета) от 03 июня 2022 года (№ 1191)

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 85). Фотографии из частных архивов. Фотографии: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ.