Последнее обновлене: 24.08.2024.
Кармен Роман Лазаревич (16 (29) ноября 1906, Одесса — 28 апреля 1978, Москва) — оператор, режиссер, сценарист, писатель, педагог. Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1942, 1947, 1952). Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1939 года. Член СП СССР с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.
Родился в Одессе в семье писателя и журналиста Кармена (Корнмана) Лазаря Осиповича (1876 — 1920).
В 1920 — 1922 — учился в трудовой школе и подрабатывал продажей газет на улицах Одессы. На гонорар, полученный за книгу избранных произведений Л.О. Кармена, семья переехала в Москву. Учился на рабфаке при Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова.
В 1923 — 1930 — фотокорреспондент журнала «Огонёк», газеты «Рабочая Москва». Позже работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».
В 1931 году Роман Кармен окончил ГИК. В 1930 году вышел (ставший популярным) сюжет «Фабрика-кухня».
В 1931 — 1978 — оператор, режиссёр «Союзкинохроники» / с 1944 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).
Участвовал в качестве оператор в автопробегах в 1933 и 1936 году.
Съемки Р. Кармена вошли в документальный фильм «Автопробег Москва-Каракумы-Москва» (режиссер М. Гоморов; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен).
Испытание автомобилей ГАЗ
Материалы об этом событии вошли в киножурналы: Союзкиножурнал № 27 (сюжет № 9: Я. Смолич и кинооператор Р. Л. Кармен перед стартом спортивного автопробега «Горький –Каракумы – Памир – Москва»); Союзкиножурнал № 30 (сюжет № 11: Летчик А. Я. Иванов перед стартом автопробега на своем автомобиле ГАЗ); Союзкиножурнал № 31 (сюжет № 9: Участники автопробега Горький - Памир на дистанции в песках Каракумов); Союзкиножурнал № 34 (сюжет № 7: Автомобили - участники автопробега едут среди гор Памира); Союзкиножурнал № 36 (сюжет № 8: Операторы Р. Кармен и Смолич на дистанции автопробега Горький - Памир - Москва).
Известность к Роману Кармену пришла после того, как в 1939 году на основе кадров, снятых в Испании во время гражданской войны (1936 — 1939) совместно с Борисом Макасеевым, Эсфирь Шуб создала фильм "Испания" — кинопоэму о мужестве испанского народа. Кадры, снятые на испанских фронтах Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании».
Летом 1937 года кинооператор Булдаков снимает встречу на Белорусском вокзале оператора Р. Кармена, вернувшегося из Испании. Среди встречающих Е.М. Ярославский. Митинг на площади у Белорусского вокзала.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван на фронт 25 июня 1941 года Политуправлением Красной Армии. Воинское звание — майор.
Вместе с своими коллегами–кинохроникерами снимал сражения под Москвой и под Ленинградом; вместе с Борисом Шером снимал в Сталинграде пленение фельдмаршала фон Паулюса[1]; на Курской дуге; в партизанских отрядах; участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, одним из первых снял концлагерь Майданек. В мае 1945 года снимал в Берлине подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой) полнометражного документального фильма "Суд народов" (1947) — трибунал над гитлеровскими военными
Военный корреспондент ряда советских и зарубежных изданий.
Кинокадры военной кинохроники, снятые Карменом, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры: Л. Варламов и И. Копалин, известный западному зрителю как «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back»). Первый в СССР фильм, получивший в 1943 году награду Американской киноакадении — «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
В 1950 — 1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме, Китае, Бирме, Индии, Индонезии, Южной Америке.
В 1954 году был направлен на базу вьетнамских партизан (группа кинооператоров из СССР — Владимир Ешурин, Евгений Мухин, во главе с Романом Карменом). Группа встречалась с Хо Ши Мином и в течение восьми месяцев, вместе с вьетнамскими кинематографистами, снимала материал для документального фильма «Вьетнам» (1955). Было отснято около сорока тысяч метров цветной пленки. Черно-белая копия фильма «Вьетнам» под названием «Вьетнам на пути к победе» (Việt Nam trên đường thắng lợi) широко демонстрировалась на севере Вьетнама и имела большой успех.
С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (с 1970).
Автор сценария (совместно с Сергеем Смирновым) документального двухсерийного фильма «Великая Отечественная» (1965; режиссеры: Роман Кармен, Ирина Венжер, Ирина Сеткина). Фильм был создан к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.[2]
Писатель Сергей Сергеевич Смирнов, режиссер-оператор Роман Лазаревич Кармен, кинооператор Владислав Владиславович Микоша просматривают военную кинохронику. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17235268).
Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов.
Прием у Н.С. Хрущева. На фото (слева направо): актриса Вера Марецкая, театральный режиссер Юрий Завадский, кинорежиссеры Юлий Райзман, Сергей Юткевич (стоит за Райзманом), Нина Кармен, министр культуры Екатерина Фурцева, Никита Сергеевич Хрущев, кинорежиссер Роман Кармен, Михаил Андреевич Суслов. Источник фото: www.russiainphoto.ru.
С 1965 года секретарь правления СК СССР.
Художественный руководитель, продюсер и автор сценария (совместно с И. Ицковым и К. Славиным) киноэпопеи «Великая Отечественная» (1979 год), созданной при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. Режиссёр 1-й и 20-й сирий киноэпопеи — «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат».
В 20-ти фильмах киноэпопеи «Великая Отечественная» использованы съёмки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown
Роман Кармен умер 28 апреля 1978 года в Москве. Прощание с Карменом, которое было поистине всенародным, проходило в большом зале Дома кино на Васильевской улице.
РГАКФД хранится летописный материал (учетный № 29154) прощания с Романом Лазаревичем: среди присутствующих — Л. Корвалан, Ф.Т. Ермаш, В. Санаев, А. Медведкин, С. Герасимов, Ч. Айтматов, В. Тейтельбойм, А. Рыбакова, Г. Захарова, С. Аларкорн, Т. Макарова, А. Чаковский. Похоронен Роман Кармен на Новодевичьем кладбище.
Материалы творческой деятельности Романа Кармена (сценарии, творческие заявки, фотографии кадров из фильмов и др.) хранятся в РГАЛИ.
Отец — Лазарь Осипович Кармен (1876 — 1920), писатель.
Мать — Дина Львовна Кармен, домашняя хозяйка.
Первая жена — Марианна Ярославская (1915 — 2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского.
Сын — Роман Романович Кармен (1933 — 2013), режиссёр, оператор.
Внук — Максим Романович Кармен (род. в 1958), продюсер, кинооператор.
Правнук — Никита Максимович Кармен, в июне 2018 года окончил с красным дипломом операторский факультет ВГИКа (мастерская И.С. Клебанова).
Вторая жена — Нина Ивановна Кармен (род.15 августа 1920 в г. Петровске (ныне Саратовская область), в 1942 году непродолжительное время работала ученицей в монтажном цехе ЦСДФ; в браке с Р.Л. Карменом с 1941 по 1961 год.
Сын — Александр Романович Кармен (1941 — 2013), журналист-международник; л
Внук — Иван Александрович Кармен (род. в 1967 году).
1962 год. Судак, Крым. На фото (сидят слева направо): Елизавета Дмитриевна Уварова-Трояновская, Майя Кармен, Ира (дочь Е.Д. Уваровой-Трояновской), Алена (дочь Майи Кармен), Роман Лазаревич Кармен, Сергей Трояновский. Автор фото: Марк Антонович Трояновский. Фото из семейного архива Алексея Марковича Трояновского.
Третья жена — Майя Афанасьевна Овчинникова (1930 — 22 декабря 2014, Москва), дочь советского историка, политработника Змеула Афанасия Андреевича; по первому мужу Овчинникова; третий муж — Василий Аксенов (1932 — 2009), писатель.
Падчерица — Гринберг (урожденная Овчинникова) Алена Морисовна (1954 — 2008), была женой писателя Вадима Трунина, автора сценария фильма «Белорусский вокзал»; во втором браке жена математика Виталия Гринберга.
Третий год подряд в составе шествия «Бессмертный полк» идет колонна от Союза кинематографистов России с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтови
1930 — Фабрика кухня; режиссёр-оператор
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; реж.: В. Ерофеев: операторы: Р. Кармен, Г. Блюм
1932 — А. М. Горький на даче; операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, И. Беляков
1932 — Дневник искусств (Выставка картин П. П. Кончаловского); операторы: Р. Кармен, М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер (Москва); режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, М. Слуцкий, Р. Кармен
1932 — Пуск Косогорской домны
1933 — Возвращение челюскинцев
1933 — Автопробег Москва-Каракум-Москва; режиссер: М. Гоморов; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен
1933 — Парад на Красной площади; режиссёр-оператор
1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; реж.: Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, Лебедев
1933 — Москва — Кара-Кум — Москва; оператор совместно с Э. Тиссе
1934 — Г. Димитров в Москве
1934 — Отчёт Анны Масоновой; режиссёр-оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин; асс. оператора: Е. Игнатович; музоформитель: Г. Гамбур; звукооператоры А. Карасев, М. Шер
1934 — Дома (Приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР); режиссёр-оператор; директор фильма: М. Бессмертный
1934 — Похороны С. М. Кирова; оператор в соавторстве
1935 — Отчет Анны Массоновой (о Председателе колхоза "Коминтерн" А. Масоновой); реж.-оператор; звукооператоры: С. Семенов, М. Соболев, С. Ренский; муз. оформление: А. Гран
1935 — Праздник силы и ловкости (празднование 15-й годовщины 1-й Конной армии); режиссер: Н. кармазинский; оператор
1935 — Лаваль прибыл в СССР (министра иностранных дел Франции П. Лаваль в СССР); операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, С. Сегаль
1935 — Одесса (видовой фильм); режиссер: М. Слуцкий; оператор; звукооператор: С. Ренский; музоформитель: А. Гран
1935 — Прибытие А. Идена в Москву. Прием И. В. Сталиным А. Идена; (министра иностранных дел Великобритании А. Иден в Москве); операторы: Н. Вихирев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, О. Рейзман, В. Соловьев
1935 — VII Всесоюзный (Спецвыпуск о VII Всесоюзном съезда Советов в Москве); реж. С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин
1936 — Жены (фильм рассказывает о жизни советских женщин); Производство: Московская студия кинохроники, Украинская студия кинохроники; режиссер: Ф. Киселев; операторы: В. Собовой, А. Емельянов, А. Шаповалов, И. Беляков, Р. Кармен, С. Семенов, И. Семененко; музоформители: А. Гран, Н. Вертран; звукооператор: С. Ренский
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); режиссер: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А. Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры: С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсяников, Г. Гейгнер; музоформители: Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1936 — Советской Грузии 15 лет; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: Б. Шер, С. Семенов; звукооператор Д. Овсяников; музоформитель Г. Гамбург; другие создатели: Н. Рыбаков
1936 — Мадрид в огне; производство: Кинокомитет; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1936 –1937 — У Басков; режиссер Л. Варламов; оператор Р. Кармен
1936 –1937 — Мадрид сегодня; оператор Р. Кармен
1937 — Салют пионерам Испании; режиссер А. Ованесова; операторы: Р. Кармен, В. Макасеев; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников
1938 — Москва сегодня; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: М. Слуцкий, Н. Самгин, Р. Кармен
1938 — Китай в борьбе (спецвыпуски №№ 1-3); режиссеры: Г. Сатарова, М. Слуцкий; оператор Р. Кармен; звукооператоры: Д. Овсяников, А. Камионский
1938 — Первое мая; режиссеры: С. Гуров, Ф. Киселев, М. Слуцкий; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, В. Фроленко, А. Щекутьев; звукооператор: Д. Овсяников; музоформитель: А. Гран
1938 — Поиски летчика Леваневского в Арктике; оператор Р. Кармен
1938 — В особом районе Китая (жизнь населения и народно-революционной армии в особом районе Китая, находящегося в руках народно-революционной армии); режиссер М. Слуцкий; оператор Р. Кармен
1938 — Двадцать пятый МЮД (международный юношеский день); режиссер: А. Ованесова; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов
1938 — 1939 — Китай в борьбе (спецвыпуски №№ 1, 2, 3); режиссеры: Г. Сатарова, М. Слуцкий; оператор Р. Кармен; звукооператоры: Д. Овсяников, А. Камионский
1939 — В особом районе Китая (жизнь населения и народно-революционной армии в особом районе Китая, находящегося в руках народно-революционной армии); режиссер М. Слуцкий; оператор Р. Кармен
1939 — Митинг по поводу встречи ледоколов "И. Сталин" и "Г. Седов" в Гренландском море; оператор Р. Кармен
1939 — Испания; полнометражный; производство: Мосфильм; режиссер Эсфирь Шуб; операторы: Б. Макасеев, Р. Кармен, испанские кинооператоры
1940 — Седовцы; режиссеры: Р. Кармен, М. Слуцкий; операторы: В. Штатланд, П. В. Пинегин; асс. оператора Р. Халушаков, асс. режиссера: Маркелова, Т. Ширман; музоформитель А. Гран; звукооператор В. Нестеров
1940 — День нового мира; полнометражный; авторы сценария: Борис Яглинг, Марк Цейтлин; режиссеры: Михаил Слуцкий, Роман Кармен; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Спандарьян; главные операторы: Роман Кармен, Михаил Ошурков, Борис Небылицкий; снимали 97 операторов кинохроники: Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко и другие
1940 — Г. Уланова; режиссер-оператор
1940 — Первое мая; режиссеры: И. Сеткина, С. Гуров; гл. оператор Р. Кармен
1941 — Китай сражается («В Китае») (съемки периода 1938-1939 годов рассказывают о борьбе китайского народа с японскими захватчиками); полнометражный; автор сценария и режиссёр-оператор Р. Кармен; композитор: С. Синхай; асс. режиссера З. Дембовская; звукооператор; Д. Овсяников; текст читает Ю. Левитан
1941 — Прибытие в Москву генерала Сикорского; режиссер Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Лебедев
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсяников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943) [о фильме в статье Марии Голик «Ленинград в борьбе»: Фильм блокадного города]
1942 — Разгром немецких войск под Москвой, полнометаржный; режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Семён Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова
1942 — XXV-й Октябрь; полнометражный; режиссер: И. Копалин; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов
1942 — Ратификация англо-советского союзного договора; режиссер Р. Кармен; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, Р. Кармен, А. Кричевский, Р. Халушаков; ассистент оператора: М. Сухова; асс. режиссера: О. Артюнина; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1942 — Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны товарища И. В. Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1942 года; монтаж режиссера И. Коплина. операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров).
1943 — 28 героев (фильм-песня); режиссёр: Н. Трахтенберг; оператор; Н. Трахтенберг
1943 — Орловская битва; полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор: В. Слонимский
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву (17 июля 1944 года 57 тысяч 600 немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы; во главе колонны следовали девятнадцать генералов); режиссер: И. Венжер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, М. Глидер, Р. Кармен, А. Кричевский, Ф. Короткевич, Б. Эйберг, А. Каиров, Б. Небылицкий, М. Оцеп, С. Семенов, Р. Халушаков, М. Цирюльников; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов
1944 — Майданек (фильм о злодеяниях немцев в лагере уничтожения на Майданеке в г. Люблин); режиссер: И. Сеткина; операторы: А. Софьин, Р. Кармен, В. Штатланд; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Кладбище Европы (заседает советско-польская комиссия по расследованию немецких преступлений); Производство: ЦСДФ, Фильм Польски; режиссер А. Форд; операторы: С. Боль, А. Форберт, О. Самуцевич, Р. Кармен, В. Штатланд, А. Софьин; музыка: С. Потоцкий; звукооператоры: В. Котов, С. Семенов; асс. операторы: О. Минская, Л. Некрасова
1944 — Битва за Белоруссию; операторы: Т. Бунимович, Р. Кармен, В. Соловьев, А. Крылов, В. Штатланд
1944 — Варшава; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Н. Соловьев, В. Томберг, Л. Мазрухо, А. Ибрагимов, Б. Соколов, Могилевский
1944 — На подступах к Варшаве (фронтовой выпуск № 7); режиссер: Ф. Киселев; операторы: И. Аронс, А. Софьин, Р. Кармен, В. Томберг, А. Фролов, М. Шнейдеров; музоформитель: А. Ройтман, звукооператор Е. Кашкевич; начальник фронтовой группы: В. Штатланд; консультант С. Платонов; текст: Ю. Смирнитский; асситент режиссера: Н. Соловьева
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в г. г. Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск ( немецкое название Данциг)); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; музоформитель: Д. Штильман; нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов; автор текста: Ю. Смирнитский
1945 — От Вислы до Одера; режиссер: В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; текст: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Албания; режиссер; операторы: Р. Кармен, М. Трояновский; асс. оператора: Л. Зайцев; музоформители: А. Гран, Н. Иванов-Радкевич; звукооператор: Д. Овсяников; диктор: Л. Хмара
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; музоформитель: Д. Блок; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; дикторы: М. Лебедев, Синявский
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Освобождение Варшавы; режиссер Б. Небылицкий; операторы: И. Аронс, Р. Кармен, Л. Мазрухо, М. Посельский, А. Софьин, В. Томберг, М. Шнейдеров, В. Штатланд
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Галдер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, Н. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Монгловская, Е. Мухин, Б. Небылицкий, И. Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, А. Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев
1945 — На процессе главных немецких преступников в Нюрнберге; режиссер Р. Кармен; операторы: Б. Макасеев, С. Семенов
1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок: Роман Кармен; режиссёр Е. Свилова; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семёнов, В. Штатланд; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1947 — Московская сессия Совета министров иностранных дел; режиссер И. Копалин; операторы: А. Брантман, В. Ешурин, Р. Кармен
1947 — Ленинград; полнометражый; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Р. Кармен; операторы: Е. Учитель, О. Иванов, Г. Трофимов, С. Фомин
1948 — Песня колхозных полей; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен; И. Посельский; операторы: Г. Донец, Я. Гринберг, С. Масленников, А. Смолка
1949 — Советский Казахстан; полнометражный; производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Р. Кармен; операторы: М. Аранышев, Р. Кармен, В. Зайцев, Б. Шер, И. Гитлевич, А. Зенякин, Е. Лозовский; текст: Б. Горбатов; диктор: Л. Хмара
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссер: Р. Кармен, В. Катанян, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов; сценарий: Б. Кербабаев; автор текста: Б. Горбатов; музоформление: В. Мухатов; звукооператор С. Егоров
1951 — Советская Грузия; полнометражный; Производство: Тбилисская киностудия; режиссеры: С. Долидзе, Р. Кармен; операторы: Д. Канделаки, З. Фельдман, Ш. Гегелашвили, Р. Кармен; музыка: А. Кереселидзе
1952 — День воздушного флота СССР (празднование Дня Воздушного Флота СССР на Тушинском аэродроме в Москве 27 июля 1952 года); полнометражный; режиссер Бойков В.; главный оператор Ошурков М.; операторы: И. Беляков, Г. Голубов, В. Ешурин, Г. Захарова, Р. Кармен, Д. Каспий, А. Казаков, С. Коган, А. Колошин, А. Листвин, Б. Макасеев, В. Мищенко, Ю. Монгловский, М. Оцеп, Э. Тросман, В. Ходяков; в воздухе снимали операторы: Л. Котляренко, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Ошурков, Н. Соловьев, И. Филатов, В. Фроленко, Е. Яцун; звукооператор В. Нестеров
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович; сценарий: Р. Кармен, И. Осипов, И. Касумов; композитор К. Караев; звукооператор А. Керимов; диктор Л. Хмара; ассистенты режиссера: М. Алили, И. Эфендиев, К. Льянос, А. Филимонова
1955 — Премьер-министр республики Индии Д. Неру в СССР; режиссер Р. Кармен; оператор: Б. Макаров
1955 — Дружба великих народов; режиссеры: Р. Кармен, И. Сеткина; операторы: Р. Кармен, Д. Каспий, М. Ошурков, П. Касаткин, В. Киселев, Д. Рымарев, И. Сокольников, Н. Соловьев; диктор: Р. Выгодский; композитор В. Гевиксман
1955 — Вьетнам; полнометражный; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: В. Ешурин, Е. Мухин, Нгуен Хун Нги, Май Лок
1956 — На гостеприимной земле Бирмы; режиссёры: Р. Кармен, И. Венжер; операторы: Р. Кармен, П. Касаткин, Д. Каспий, В. Киселев, М. Ошурков; диктор Р. Выгодский; музоформление: Л. Степанов, А. Зоров; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, редактор Ю. Каравкин; директор картины М. Бессмертный
1956 — Праздник индийского народа (празднование шестой годовщины образования республики Индии. Военный парад и демонстрация в г. Дели. Присутствуют: Р. Прасад, Д. Неру и др.); режиссер К. Льянос; операторы: Р. Кармен, М. Каюмов, В. Киселев, Е. Мухин, С. Медынский, Е. Аккуратов, Н. Генералов
1957 — Утро Индии; производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор В. Гевиксман; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара
1958 — Гости из Америки; полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин; звукооператор К. Никитин
1958 — День нашей жизни (фильм об одном дне жизни Советского Союза - 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на р. Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: Д. Каспий, В. Микоша
1958 — Широка страна моя (фильм был снят к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции ); первый советский цветной полнометражный панорамный фильм; производство: Центрнаучфильм; автор сценария и режиссер Роман Кармен; композитор Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный; премьера состоялась в московском панорамном кинотеатре «Мир» 28 февраля 1958 года
1959 — Покорители моря; полнометражный; производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ; режиссёры: Р. Кармен, М. Алили; операторы: Д. Мамедов, С. Медынский; асс. режиссера В. Катанян
1960 — Наш друг Индонезия; полнометражный; производство: ЦСДФ, Государственная студия по производству фильмов Джакарты; режиссеры: Мардхани, Сарьоно Дипо, Р. Кармен; операторы: Ли-Ги-Сан, В. Силитонга, Р. Кармен, Н. Генералов, А. Колошин; звукооператор И. Гунгер; автор текст М. Стуруа; композитор С. Баласанян
1960 — Австрия встречает посланца мира; полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: А. Колошин, М. Ошурков
1960 — Подземные переходы Вены; режиссер Р. Кармен
1960 — Куба сегодня; режиссёр: И. Посельский; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1961 — Пылающий остров (фильм посвящен 2-й годовщине Кубинской революции); полнометражный; Производство: киностудия "Мосфильм"; автор фильма: Роман Кармен; главный оператор Александр Степанович Кочетков; оператор В. Никонов; звукооператор Виктор Котов
1961 — Голубая лампа (боевые действия кубинских повстанческих отрядов); режиссер Р. Кармен; оператор В. Киселев
1961 — Праздник революционной Кубы; режиссер Л. Данилов; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1961 — Морями студеными (открытие новой научной дрейфующей станции "Северный полюс - 10"); режиссер М. Славинская; оператор Р. Кармен
1962 — Государство – это мы (заседание Верховного Совета СССР); режиссер Р. Кармен
1962 — Суд народов; полнометражный; режиссеры: Е. Свилова, Р. Кармен; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семенов
1963 — Фидель Кастро у машиностроителей Урала (спецвыпуск); режиссер Т. Ширман; операторы: Р. Кармен, В. Киселев, Ю. Буслаев
1963 — Мы с вами, братья кубинцы (Фидель Кастро и сопровождающие его лица совершают поездку по Сибири); режиссер З. Тулубьева; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1963 — Посланцы героической Кубы в Ленинграде; режиссер Ф. Киселев; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1963 — Когда мир висел на волоске (митинги протеста в Болгарии, Москве, Лондоне, Токио, Праге против вторжения американских войск на Кубу); режиссер-оператор Р. Кармен
1963 — Гость с острова Свободы (фильм о визите Фиделя Кастро в СССР); полнометражный; авторы сценария: Г. Боровик, Р. Кармен; режиссер-оператор: Р. Кармен; операторы: П. Касаткин, В. Микоша, А. Сёмин, И. Бганцев, В. Киселёв
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; режиссеры: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы: И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Ураган на Кубе (спецвыпуск) (4 октября 1963 г. на Кубу обрушился колоссальной силы ураган Флора, который в течение семи дней бушевал над восточной частью острова, оставив после себя ужасные разрушения); режиссер; операторы иностранной хроники
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция); режиссеры: Л. Варламов, И. Копалин; оператор в соавторстве
1965 — Великая Отечественная (фильм создан к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В фильме использованы материалы киноархивов Советского Союза, Германской Демократической Республики, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, С. Смирнов; режиссер и руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссеры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; вторые режиссеры: М. Бабак, И. Егорова; ассистенты режиссёра: И. Маркелова, П. Вяйнасту, В. Шорохов; диктор: Л. Хмара; редактор: О. Щербакова; звукооператор: Виктор Котов
1966 — Смерть комиссара (фильм рассказывает о дивизионном комиссаре Иване Васильевиче Зуеве, погибшем в 1941 году в результате предательства); (не выпущен на экран); режиссер; оператор: А. Саранцев
1966 — Испания (восстановленный вариант фильма 1939 года); Производство: Мосфильм; режиссер Э. Шуб; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1967 — Берлин (фильм 1945 года, восстановлен в 1967 году); Производство: ЦСДФ, Мосфильм; режиссеры: Ю. Райзман, Н. Шпиковский; оператор в соавторстве
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман Кармен, Константин Симонов; режиссер Роман Кармен; ассистент режиссёра: М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон
1969 — Товарищ Берлин; полнометражный; режиссер Р. Кармен; оператор: А. Кричевский
1972 — Пылающий континент (фильм рассказывает о борьбе за свободу и независимость в странах Латинской Америки); полнометражный; Производство: киностудия "Мосфильм"; автор фильма: Роман Кармен; главный оператор: Александр Кочетков; оператор: В. Никонов; оператор комбинированных съемок Дмитрий Барщевский; звукооператор Виктор Котов; монтажер Ольга Трафимова
1973 — Чили: время борьбы, время тревог; полнометражный; режиссер Р. Кармен
1974 — Камарадос. Товарищи (фильм повествуется о таких политических деятелях, как Фидель Кастро, Че Гевара, Луис Корвалан, Родней Арисмендий, Хорхе Колле, Сальвадор Альенде, Пабло Неруда, Виктор Хара); полнометражный; режиссер Р. Кармен; оператор комбинированных съемок Д. Барщевский; Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1974)
1975 — Сердце Корвалана; полнометражный; режиссер Р. Кармен; Главный приз ВКФ (1976); Приз МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене (1976) [информация уточняется]
1979 — Киноэпопея "Великая Отечественная" (Неизвестная война; 20 серий (художественный руководитель; режиссёр серий: «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»).
В качестве кинооператора снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "На страже СССР", "Социалистическая деревня", "Советское искусство", "Наука и техника", "К событиям в Испании" (1936 — 1937), "Ленинградский киножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия" и другие. Режиссёр ряда киножурналов "Новости дня".
[...]О Романе Кармене написано немало. Однако сегодня возникает устойчивое ощущение, что его имя и творческое наследие настойчиво и последовательно вымарывают из истории отечественного кино. Осудив советский период, современные кинокритики почему-то продолжают мыслить революционными категориями, продолжают отрицать прошлое во имя нового «светлого» будущего.
Алексей Голубев, главред #МузейЦСДФ, Источник
Чтобы ни говорили, но лично для меня Кармен остается лучшим отечественным кинохроникером XX века. Кстати, таковым его признали еще при жизни.[...]
Сегодня Романа Кармена часто обвиняют в конформизме, царедворстве и даже откровенном самопиаре. Однако, положа руку на сердце, признаем, что многие выдающиеся люди разных эпох и народов страдали теми же грехами. Вина Кармена и его современников усугубляется тем, что они жили в «неправильное время» и были, по мнению современных критиков, «неправильными людьми». Этим критикам я бы посоветовал помнить, что когда-нибудь и сегодняшнее время станет «неправильным» со всеми вытекающими для его «правильных героев» историческими последствиями.
Главное — в другом. Роман Кармен внес гигантский вклад в создание кинолетописи эпохи, многие эпизоды которой были бы невозможны без указанных выше талантов и «неправильных» качеств. Просто никто другой не смог бы (по самым разным причинам) запечатлеть на пленке многие события из послужного списка великого кинохроникера.[...]
В конце 20-х годов Кармен приходит в кинохронику. Он снимает сюжет о переустройстве деревни, о социалистической индустриализации. Они содержат в себе обобщения, результаты поэтического и социального анализа. Чувствуется свой взгляд на событие, на человека — участника великого исторического процесса. Кармен осваивает специфику молодого экранного искусства, совершенствует профессиональное мастерство. Его камера — в гуще жизни, она целеустремленна, активна. Фиксирует переживания человека, проникает в его внутренний мир.[…]
ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник
Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают репортажи Романа Кармена и Бориса Макасеева с фронтов гражданской войны в Испании. События в Испании — это только репетиция, начало, предупреждал в своих репортажах Кармен. Над миром нависла страшная угроза близкой большой войны. […]
ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник
В годы войны, Кармен стал первым, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях оккупированных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Потрясенный, он послал об этом корреспонденцию в «Юнайтед Пресс» — и люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — сохранению нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена. […]
Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.[…]
СИМОНОВ К. И вечный бой… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник
Но деятельность Кармена не исчерпывается тем, что он сделал в кино. Его книги свидетельствуют о том, что Роман Кармен соединяет в одном лице и «бывалого человека», необыкновенно много видевшего, и выдающегося кинематографиста, активно участвующего во многих исторических событиях, и опытного литератора.
Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
РОШАЛЬ Л. Эффект Кармена // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише.
Потому он и был лидером неутомимого, бесстрашного, вездесущего поколения советских хроникеров, начинавшего в конце двадцатых — начале тридцатых годов и определявшего судьбы документального кинематографа (со всеми его победами и неудачами) на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Он всегда, с самого начала и до своего конца, оставался прежде всего репортером — поначалу фото, а потом кино. И тогда, когда занимался только съемкой, и тогда, когда занимался съемкой, и режиссурой. […]
Удивительна способность этого человека наполнить до предела свою жизнь делами, быть участником интереснейших событий, видеть смысл существования в постоянном поиске, в неудержимом стремлении к освоению новых рубежей. Умение свернуть с проторенной колеи. […]
ГЕЛЕЙН И. Жажда жизни // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник
Есть такой термин «на боевом взводе». Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства.[…]
МЕДЫНСКИЙ С. Запишите-ка в свою книжечку… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник
[...]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[...]
[...] Разъяренный Кармен возник в моем кабинетике (Даль Орлов в 1969 — 1972 годах — зам. главного редактора журнала «Искусство кино». -Прим. ред. #МузейЦСДФ). Но очень скоро мы с ним выяснили, что никакой проблемы не существует, что и так хорошо отрезать, и так не хуже, он успокоился, опустился в кресло у окна и стал рассказывать, о чем намерен писать дальше.
Даль Орлов, кинодраматург, Источник
Например, о том, как в пылающем Берлине перед самой победой ворвался в уже оставленный немцами бункер и увидел там телефонный аппарат. А что если поговорить с Геббельсом? - спросил себя лихой репортер-кинооператор. Схватил трубку и услышал голос немецкого телефониста. Перекрикивая снарядный грохот, попросил к аппарату Геббельса. И трубку взял Геббельс! Кармен был одним из последних в этом мире, кто слышал его голос! В ту же секунду Кармен сообразил, что связь может прослушиваться нашими. Обвинят в сепаратных переговорах с руководством Рейха, и вышка обеспечена. Он послал собеседника на три буквы и бросил трубку.
- Срочно пиши объяснение! - услышал он за спиной суровый голос. - Пиши, сейчас особисты прибегут... - Высокий капитан стоял в дверях - в офицерских ремнях, с планшеткой у бедра.
- Это знаете, кто был? - спросил меня Кармен. - Наш Баскаков! Владимир Евтихианович! Представляете, как познакомились?! Он тогда был корреспондентом фронтовой газеты. Когда все, кому надо, действительно, примчались, мое объяснение уже было готово. Баскаков тоже написал - как свидетель, что переговоров я не вел, а сказал в трубку всего три слова...
После той нашей встречи в редакции Кармену оставалось прожить пять лет. Он их потратил на создание грандиозного документального сериала о Великой Отечественной войне. Он собрал в основном молодых документалистов, в ведущие пригласил Берта Ланкастера, и они это сделали под его руководством! Для зарубежного проката картину назвали "Неизвестная война". Там для многих страшная война оставалась неизвестной. Благодаря Кармену о ней узнали. И были потрясены. В США картина прошла с поразительным зрительским успехом.[...]
[...]Необходимо отметить, что первый серьезный опыт работы в боевых условиях наши кинооператоры получили еще до начала Великой Отечественной войны – во время локальных войн и конфликтов. В том числе в ходе Гражданской войны в Испании (1936–1939). Тогда республиканское правительство и левые силы страны сражались с правыми мятежниками во главе с генералом Франко, которого поддерживали гитлеровская Германия и фашистская Италия. Республиканцев, в свою очередь, поддерживали Советский Союз, Мексика, а также левые партии ряда стран.
Алексей Голубев, главред #МузейЦСДФ, Источник
19 августа 1936 года в Испанию были направлены кинооператоры Московской студии «Союзкинохроники» Роман Кармен и Борис Макасеев. Перед поездкой главной задачей было технически, всесторонне обеспечить предстоящую работу. В данном случае речь, конечно, идет о киноаппаратуре. Не секрет, что лучшей репортажной камерой в те годы была американская камера «Аймо» фирмы «Белл-Хауэл», которая была на вооружении ведущих кинорепортеров мира. Последняя модель «Аймо» была снабжена револьверной сменой оптики. Советским кинооператорам предстояло снимать именно этими камерами. Одновременно было принято решение о закупке пленки «Кодак» в специальной упаковке для камеры «Аймо», на 30-метровых бобинах с черными раккордами, дающими возможность быстро перезаряжать камеру на свету. Таким образом, советские кинооператоры были снаряжены, как говорится, на самом высоком международном уровне.[...]
[...]...По воле случая — опять по воле случая! — я познакомился с настоящим кинематографистом. Да еще с каким! Конечно, я не думал, что мне когда-нибудь придется работать в кино — мечтал вернуться после войны в университет. Но это знакомство произвело на меня сильное впечатление. Дело в том, что в наш корпус после освобождения Варшавы приехал Роман Кармен. На командном пункте в городе Кутно он без труда узнал в командире корпуса генерал-лейтенанте Семене Моисеевиче Кривошеине «Колонеля Мелле» — такой псевдоним носил в Испании молодой полковник-танкист. Они обнялись. И с тех пор Кармен находился в нашем корпусе — снимал рывок танков к Одеру, форсирование этой последней водной преграды на пути в Берлин. Я видел прославленного оператора, но по-настоящему познакомился с ним лишь во время берлинских боев. Видимо, чем-то я понравился ему, может быть, молодостью он меня брал в свою машину, и я имел возможность наблюдать, как он работает, как безошибочно находит нужные объекты для съемок. Кое в чем и я ему мог помочь — знакомил с интересными людьми, которых, как ветеран корпуса, хорошо знал, — Кармен ведь был не только кинооператор, но и корреспондент «Известий» и агентства «Ассошиэйтед Пресс» — ему нужен был материал для корреспонденций.[...]
Владимир Баскаков, кинокритик, Источник
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 85). Фотографии из частных архивов. Фотографии: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ.