На фото оператор Марк Трояновский снимает на кинокамеру «Аймо». 1947 год.
Марк Антонович Трояновский (19 декабря 1907, Санкт-Петербург, Российская империя — 22 октября 1967, Москва, РСФСР, СССР) — кинооператор, режиссер-документалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947, 1948). Беспартийный.
В качестве кинооператора, а позже режиссёра, фиксировал на плёнку величайшие события в истории нашей страны — строительство Магнитки, исторические походы "Сибирякова", "Челюскина", высадку папанинцев на Северный полюс, первый полет советских лайнеров в Антарктиду, строительство Асуанской плотины, а также трагические страницы Великой Отечественной войны, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп. Помимо документальных фильмов он оставил большое литературное наследие — дневники, записки, письма.
<...>В кино, искусстве совсем молодом, были непочатые возможности для открытий, кино манило энтузиастов, новаторов, изобретателей: слишком обширны были его неисследованные горизонты.
Среди первых поколений кинематографистов о многих можно сказать – «оставил след». И если некоторые открывали новое в самом киноискусстве, разрабатывали его язык, постигая его богатейшую палитру, то другие – и среди них прежде всего документалисты, хроникёры – открывали для экрана новый материал, показывали миру не знаемое и неведомое никем.
«Марк Трояновский – из числе таких летописцев эпохи, из числа первопроходцев в прямом и переносном смысле. Он принадлежит к тем операторам-хроникёрам, которые учились сами и учили других импровизационной «операторской» режиссуре, такой документальной съёмке, когда событие, совершающееся в настоящую минуту, должно быть композиционно и драматургически выстроено и «срежиссировано» в тот же миг, в те же мгновения, когда работает камера. Более того, такое событие необходимо предугадать, предварительно обдумать, чтобы в нужный момент и в нужном ракурс поймать в объектив то, что станет эпизодом фильма и страницей истории.
Кадры, снятые Марком Трояновским, – хрестоматийные примеры подлинной журналистики, школа репортажа, образной кинохроники. Конечно, трудно предположить, какими предстали бы перед нами челюскинцы и папанинцы, защитники Одессы и строители Ассуана, если бы их снимал другой оператор. Но, думается, мы не имели бы многих кадров, которые по праву входят сейчас с сокровищницу нашей кинолетописи.
Наталия Яковлевна Венжер (из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» 1987, стр. 179-197)
Выставка была открыта в 2017 году к 110-летию со дня рождения кинооператора, фронтового кинооператора Великой Отечественной войны и режиссера-документалиста Марка Антоновича Трояновского. На выставке были представлены 110 фоторгафий из семейного архива Алексея Трояновского (сына М.А. Трояновского)
Интернет-проект #МузейЦСДФ представляет обновленную фотовыставку — 165 фотографии из архива семьи Трояновских. Часть фотографий была опубликована в книге "... С ВЕКОМ НАРАВНЕ. Дневники. Письма. Записки" (Составители: Е. Уварова-Трояновская, Н. Венжер; Изд.: — РОСПЭН; 2004 год, — 304 с.). Книга является библиографической редкостью. Ряд фотографий публикуются впервые.