Алексей ЛЕБЕДЕВ

военный корреспондент, оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Алексей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ

Дата рождения:
25 марта 1905
д. Сватова Лучка, Купянский уезд, Харьковская губерния, Российская империя

Дата смерти:
01 ноября 1988 (83 года)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
военный корреспондент, оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Лебедев Алексей Алексеевич (25 марта (07 апреля)[1] 1905, дер. Сватова Лучка (ныне Украина) — 01 ноября 1988, Москва). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1942, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член Союза кинематографистов СССР (СК СССР) с 01 марта 1957 года.

Один из старейших работников кинематографии.

В 1913 — 1916 годах учился в Изюмском реальном училище. 
В 1917 — ученик в железнодорожных мастерских (г. Изюм).
В 1919 — курьер политотдела Красной Армии.
В 1922 — 1924 — студент Московского государственного университета (окончил два курса физико-математического факультета).
В 1922 — 1923 — агент для поручений в Кино-Комитете.
В 1923 — 1925 — зав. конторой Кино-газеты.
В 1925 — 1926 — администратор, помощник оператора кинофабрики «Культкино».
В 1925 году поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (ГТК), который окончил в 1929 году.
В 1927 — 1936 — администратор, затем помощник кинооператора; с 1930 — оператор сектора хроники Московской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино» / кинофабрики, затем киностудии «Союзкинохроники»[2].
В период первой Сталинской пятилетки А.А. Лебедев руководил работой выездных киноредакций «Союзкинохроники» на крупнейших стройках страны (Челябинского тракторного завода, Московского завода «Шарикоподшипник» и др.).
1931 — 1932 годах в качестве кинооператора и руководителя принимал участие в работе выездных киноредакций «Союзкинохроники».
В 1936 — 1939 — в качестве оператора-инструктора в составе группы кинематографистов был командирован в Монгольскую Народную республику для подготовки организации национальной кинематографии и подготовки творческих кадров.
С 1939 по 19 ноября 1947 — оператор Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ).

Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. Военный корреспондент. Призван Ростокинским РВК г. Москвы. Место призыва — ГлавПУРККА 24 июня 1941 года. Звание — инженер-майор. Воинская часть: Политуправление Волховского фронта (ВолхФ); 270 гвардейский стрелковый полк 89 гвардейской стрелковой дивизииПолучил тяжелое ранение при прорыве блокады Ленинграда.

  • С июня 1941 — оператор киногруппы Юго-Западного фронта.
  • С октября 1941 — оператор киногруппы Западного фронта.
  • С 03 января 1942 до 01 августа 1943 — оператор и начальник киногруппы Волховского фронта; был ранен.
  • С 29 декабря 1943 — заместитель директора по производству; с февраля 1944 — директор Центральной студии кинохроники.
  • В 1944 году принимал участие в создании киногруппы ВВС РККА; с 13 июля 1944 — начальник киногруппы ВВС РККА.
  • С 20 ноября 1944 — оператор и начальник киногруппы 2-го Украинского фронта.

Февраль 1945 года. Кинооператор А.А. Лебедев ведёт съёмку на улицах Будапешта. Фото: РГАКФД.

В качестве кинооператора участвовал в операции по расширению плацдарма на правом берегу р. Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманьской, Ясско-Кишиневской, БудапештскойВенской, Пражской наступательных операциях.

На фото (справа налево): Борис Небылицкий, Алексей Лебедев, (неустановленное лицо). Вена. Фото из семейного архива Лебедевых

Награждён орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны I степени (1945, 1985), Белого льва (ЧССР). 

Кинокадры, снятые А.А. Лебедевым, вошли в фильмы: "Разгром немецких войск под Москвой" и "День войны" (1942), "Будапешт", "Освобождённая Чехословакия", "Берлинская конференция" и "Парад Победы" (все 1945).

С 08 июля 1947 — оператор корпункта Центральной студии документальных фильмов в Праге (Чехословакия); 01 сентября 1947 года переведен на работу в «Совэкспортфильм» в представительство в Чехословакии, где работал  в качестве уполномоченного «Совэкспортфильма» до 1950 года.
В 1950 — 1951 — зам. начальника «Совэкспортфильма» (г. Москва).
В 1952 — 1953 — начальник Управления по производству хроникально-документальных фильмов Министерства кинематографии СССР (г. Москва).
В 1953 — 1955 — представитель Всесоюзного кинообъединения «Совэкспортфильма» в Бухаресте (Венгрия).
С  10 мая по 25 августа 1955 — начальник операторского цеха Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1955 — 1956 — уполномоченный представитель В/К «Совэкспортфильма» в Париже (Франция).
С 03 октября 1956 до 24 октября 1965 — оператор высшей категории (с сентября 1960 — возложены обязанности режиссера первой категории) ЦСДФ. В 1958 — начальник цеха съемок ЦСДФ.

Был организатором цеха подводных съёмок на ЦСДФ и режиссёром фильмов «На дне голубой бухты» (1959), «Рассказы моря» (1960), «На дне океана» (1963), «Подводные старты» (1965) и др.

Фото: "Фронтовые кинооператоры в гостях у легенды — лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева". На фото сидят (слева направо): Борис ШерДмитрий РымаревАлександр ВоронцовАркадий Левитан, Алексей Маресьев, Михаил ОшурковПавел Касаткин. Стоят (слева направо): Александр Щекутьев, (неустановленное лицо), Алексей ЛебедевВладислав МикошаАнатолий Крылов, Константин ШиронинСоломон Коган, директор ЦСДФ (с 1983 по 1986 год) Дмитрий Сарычев, зам. директора ЦСДФ Эдуард Стаченков. Фото из личного архива Э.В. Стаченкова.

Автор-составить книг, посвященных Великой Отечественной войне и работе фронтовых кинооператоров: «Их оружие — кинокамера» (1970), «Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров» (1984), а также фотоальбомов о советском документальном кино «Шаги Советов. Кинокамера пишет историю» (три выпуска).


______________________________
1. В соответствии с информацией, полученной от внука Алексея Лебедева, Алексей Алексеевич отмечал свой день рождения 7 апреля. В справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. В биофильмографическом справочник (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 477) указана дата рождения А.А. Лебедева — 12 (25) марта, что является ошибкой.
2. В 1931 году Приказом № 92 по Кино-Фото объединению  СОЮЗКИНО (от 01 июля), сектор хроники реорганизован во Всесоюзную кинофабрику Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника».

СЕМЬЯ

Отец — Лебедей Алексей Алексеевич (умер в 1944 году в Харькове (ныне Украина), рабочий-железнодорожник. 
Мать — Мария Петровна Лебедева (умерла в 1947 году в Москве).
Брат — Константин Алексеевич Лебедев (погиб в 1919 году), политработник 13-й Красной Армии.
Брат — Николай Алексеевич Лебедев (1897 — 1978), советский киновед и педагог; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969); Доктор искусствоведения (1963). Был инициатором киноведческого образования во ВГИКе. С 1931 по 1978 год преподавал и заведовал кафедрами во ВГИКе (с 1940 года — профессор), в 1934 — 1936 и 1955 — 1956 годах был директором института.
Три сестры: Екатерина (умерла в 1940 году), военфельшер; Таисия (1903 г.р.), медсестра; Мария (1907 г.р.), инженер.
Сын — Олег Алексеевич Лебедев (1928 — 1990), оператор, режиссёр ЦСДФ.

Внуки: Алексей и Елена Лебедевы. Фото из архива семьи Лебедевых.

Внуки: Алексей Олегович Лебедев (род. 15 января 1950 года), кинооператор ЦСДФ / РЦСДФ, с 1995 — оператор в Государственной Думе; Елена Олеговна Лебедева (род. 10 мая 1961 года), окончила МГПУ им. Ленина
Правнук —  Алексей Алексеевич Лебедев (род. 12 апреля 1976 года), оператор, режиссер, фотограф.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Оператор

1925 — Хлеб из камней; производство «Культуркино»; асс. оператора
1928 — Путь изобретателя; производство: 3-я фабрика Совкино; режиссер Ю. Геника  
1929 — Путешествие по Северу; производство: 3-я фабрика Совкино; асс. оператора
1931 — Пролетарии Трехгорки (Говорят пролетарии Трехгорки); производство: 3-я фабрика Совкино; режиссер В. Будилович
1931 — Автогигант закончить в срок (строительство автомобильного завода в районе г. Нижнего Новгорода); Производство: Совкино; режиссер С. Гуров; операторы: Г. Эйзе, А. Лебедев
1931 — За боевую подготовку; автор-оператор
1931 — Далеко на Севере; автор-оператор
1931 — Ударная стройка; оператор
1932 — За советский шарикоподшипник № 1; оператор – руководитель выездной киноредакции на ШПЗ
1932 — На штурм бескультурью; автор-оператор и руководитель выездной киноредакции Ново-Тагильского металлургического завода и Тагильского вагонного завода
1932 — За здоровый транспорт; автор-оператор и руководитель выездной киноредакции Ново-Тагильского металлургического завода и Тагильского вагонного завода
1932 — Стройка ждет леса; автор-оператор и руководитель выездной киноредакции Ново-Тагильского металлургического завода и Тагильского вагонного завода
1932 — Урал вагонстрой; автор-оператор и руководитель выездной киноредакции Ново-Тагильского металлургического завода и Тагильского вагонного завода
1933 — Говорят станки; производсвто: Московская студия кинохроники  / выездная киноредакция Челябинского тракторного завода; автор-оператор
1933 — Дневник бригадира; производсвто: Московская студия кинохроники  / выездная киноредакция Челябинского тракторного завода; автор-оператор
1933 — 1-й Сталинец; производсвто: Московская студия кинохроники  / выездная киноредакция Челябинского тракторного завода; автор-оператор
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; режиссер Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, А. Лебедев
1935 — Есть метро; полнометражный; режиссёр Л. Степанова; операторы: А. Лебедев, Н. Степанов, М. Трояновский

Съёмочная группа «Союзкинохроники» на военных маневрах РККА. Предположительно — 1935 - 1936 гг.. Стоят на фото (слева направо)  операторы: А.А. Лебедев, С.А. Семёнов (четвертый слева). В верхнем ряду: оператор М.Ф. Ошурков. Автор фото: Иван Шагин. Фото: МДФ / russiainphoto.ru1935 — Борьба за Киев (фильм о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; Производство: Союзкинохроника и "Союзтехфильм"; режиссеры: Н. КармазинскийЛ. Анци-Половский, С. Бубрик, П. Малахов; оператор в соавторстве; другие создатели: Л. П. Штейнберг, Н. Бертран, Б. Верховский
1936 — Путешествие по Гоби; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1936 — МНР на экране; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1936 — Цицерлик; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1936 — В дружественной Монголии; режиссер Л. Степанова; операторы: С. Гусев, А. Лебедевмузоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсянников
1936 — Будем готовы к противовоздушной химической обороне; режиссер С. Гуров; операторы: А. Лебедев, В. Мищенко, В. Соловьев
1937 — 1 мая 1937 года; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1937 — На дот (экстренный выпуск); производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1937 — 7 ноября 1937 года; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1938 — Промкомбинат; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1938 — За культурную торговлю; производство Монголкино (по командировке советского правительсва в Улан-Батор); оператор
1939 — Энергетика; производство: Московская студия кинохроники; оператор
1939 — Лес; режиссер И. Жуков; операторы: А. Лебедев, Д. Плаксин
1939 — Краская Армия; производство: Московская студия кинохроники; оператор
1939 — С.М. Киров; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссер В. Ерофеев; операторы: М. Глидер, А. Лебедев; автор текста: М. Цейтлин; асс. режиссера Г. Дик, В. Полякова; асс. оператора Ф. Короткевич, М. Сухова; музоформитель В. Мурадели; звукооператор Д. Овсянников
1939 — Домик в Гори; производство: Московская студия кинохроники; оператор
1940 — XXVI МЮД; режиссер А. Ованесова; оператор: А. Лебедев; асс. режиссера: В. Чекулаева, Т. Ширман
1940 — Пионерская правда; авторы сценария: Л. Перцова, А. Ованесова; режиссер А. Ованесова; оператор А. Лебедев; асс. режиссера Е. Козина
1941 — Весна Литвы; полнометражный; автор-оператор
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометаржный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий Крылов, Алексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова;  первый в СССР «Оскар» в категории за «Лучший документальный фильм» (вручались только в 1943 году)
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; съёмки проходили 13 июня 1942 года; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей  Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел РусановВладислав МикошаИван ПановИлья Гутман, А. Лебедев и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — Прорыв блокады Ленинграла; нач. киногруппы; оператор
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1945 — Будапешт; режиссер В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман; асс. режиссера: В. Чекулаева, А. Гольберг; диктор Л. Хмара; нач. киногруппы А. Лебедев
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер Я. Посельский; операторы:  А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, А. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский
1945 — Освобождённая Чехословакия
1945 — Венгрия; автор-оператор
1945 — Берлинская конференция; руководитель съёмок: Сергей Герасимов; режиссёр: Илья Копалин; операторы: Б. Макасеев, А. Лебедев, А Кричевский, И. Беляков, А. Гафт, В. Масс, Л. Мазрухо
1945 — Парад Победы; полнометражный; ч/б; руководитель съёмок: В. Беляев; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: И. Аронс, И. Беляков, Т. Бунимович, С. Гусев, А. Брантман, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, В. Доброницкий, А. Кричевский, Н. Лыткин, Е. Лозовский, Ю. Монгловский, Б. Макасеев, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, З. Фельдман, С. Семенов, Р. Халушаков, Г. Монгловская, Б. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, А. Лебедев, С. Школьников, В. Соловьев, А. Щекутьев, Е. Мухин, М. Трояновский, М. Цирульников, А. Гинзбург, А. Шафран, Я. Берлинер, А. Левитан
1946 — Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР; режиссер С. Бубрик; операторы: Г. Бобров, Т. Бунимович, Б. Дементьев, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгольский, К. Петросов, А. Щекутьев
1948 — На страже мира (30 лет Советской Армии); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, М. Фиделева ; операторы: А. Шафран, Бобров, Блажков, Шоломович, Нагорный, Левитан, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Чернявский, Ошурков, Придорогин, Рымарев, Репников, Коган, М. Посельский, Б. Небылицкий, О. Рейзман, Д. Каспий, А. Лебедев

Режиссёр

На съемках фильма ГОРСТЬ ЗЕМЛИ (1966). На фото сидят (слева направо): кинооператор Придорогин, председатель колхоза Прозоров, режиссер А. Лебедев; стоит на фото: директор картины Николай Макеев. Фото из семейного архива Виктории Кузьмич (внучки Н. Макеева).
1959 — На дне голубой бухты (о спортсменах-подводниках): операторы: Ф. Леонтович, О. Лебедев
1960 — Рассказы моря ильм об экспедиции кинодокументалистов и спортсменов подводного плавания по Черному морю и побережью на катамаране); операторы: Ю. Егоров, О. Лебедев, Б. Юрченко
1960 — На страже границ (об истории пограничных войск); оператор: П. Касаткин 
1961 — Выставка в Каире
1961 — Так начинается утро; полнометражный; операторы:  Ю. Коровкин, В. Цитрон
1962 —  На краю земли (съемки проводились на Курильских остравах); операторы:  О. Лебедев, Б. Юрченко
1963 — На дне океана (съемки, в т.ч. подводные проводились в Тихом океане)
1963 — Искусство миллионов (смотры художественной самодеятельности профсоюзов, проходящие в Советском Союзе); полнометражный; операторы: Ю. Буслаев, Е. Ефимов 
1964 — Летописцы нашего времени

На съемках в Крыму. На фото А.А. Лебедев и асс. режиссера (фамилия уточняется). 1964-1965 гг. Фото из архива семьи Лебедевых.
1964 — В скафандре под водой (фильм рассказывает об учебном центре Центрального морского клуба ДОСААФ); оператор: О. Лебедев

1964 — Ловцы трепангов (о работе водолазов-трепанголовов дальневосточного острова Путятин); оператор: Ю. Юрченко
1965 — Подводные старты (6-е международные соревнования по подводному спорту); оператор: Ю. Буслаев
1965 — Тропою героя
1965 — Дозорные народа (работа группы содействия партийно-государственному контролю на Новомосковском химическом комбинате); оператор: В. Бойко
1966 — Горсть земли (о председателе колхоза "Красный Октябрь" Кировской области П. А. Прозорове)
1968 — Полвека в дозоре (фильм о пограничниках); оператор:  В. Усанов

Сценарист

1974 — Голоса войны (каждый год 9 мая на площади Свердлова у Большого театра в Москве собираются ветераны войны, сюда приходят и 20-летние, они хотят представить услышать голоса войны; в фильме кадры кинохроники Великой Отечественной войны. Среди них: регулировщица Спитак дает интервью у Бранденбургских ворот в г. Берлине (синхронно), летчики и партизаны произносят текст военной присяги (синхронно), летчик, Герой Советского Союза В. В. Талалихин рассказывает о воздушном бое, беседует с матерью (синхронно) и другие); авторы сценария: Волоцкий М., Лебедев А.; реж.: Г. Красков: операторы: Г. Епифанов, Г. Мякишев
1983 — Отвести ядерную угрозу (фильм о событиях, связанных с манифестацией, проходившей в Москве 1 октября 1983 года); автор сценария; режиссер: Раменский В.; оператор: Извеков В.
1985 — За мир и жизнь (фильм о Всесоюзной конференции сторонников мираавтор сценария совместно с  Локшиным А.; реж.: Раменский В.

КИЕОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "На защиту родной Москвы", "Социалистическая деревня", "Пионерия", "Наука и техника", "На страже СССР", "Новости дня", "СССР сегодня".

______________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 110). Биография: ГЦМК. Наградные документы: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). Фотографии из частных архивов.

Библиография

1970 — Их оружие — кинокамера (Составители: В.И. Желтов, А.А. Лебедев) (изд.: — М; «Искусство»)
1979 — Лебедев Алексей Алексеевич. Шаги Советов. Кинокамера пишет историю. 1917-1936 (изд.: — М.: Искусство)
1981 — Лебедев Алексей Алексеевич. Шаги Советов. Кинокамера пишет историю. 1937-1957 (изд.: — М.: Искусство)
1984 — Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР) (изд.: — М.; «Искусство»)
1985 — Лебедев Алексей Алексеевич. Шаги Советов. Кинокамера пишет историю. 1958 — 1982 (изд.: — М.: Искусство)
1987 — Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. (— 640 с., 96 л. ил.) (изд.: — М.: Сов. энциклопедия)

Звания

1987 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1939 — Орден Трудового Красного Знамени Монголии (за успешную подготовку кадров для национальной кинематографии)
1942 — Сталинская премия (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942))
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ №: 13/н от: 19.02.1943; Издан: ВС Волховского фронта)
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ № 114/н от 11.05.1945; Издан: ВС 2 Украинского фронта)
1946 — Сталинская премия (за фильм «Освобождённая Чехословакия» (1945))
1950 — Орден Белого Льва (ЧССР) (за укрепление культурных связей между Чехословакией и СССР)
1957 — Нагрудный значок «За отличную работу» Министерства культуры СССР (в связи с 25-летием ЦСДФ; приказ Минкультуры СССР от 16 февраля 1957 года)
1965 — Нагрудный значок «Отличники кинематографии СССР» (за долголетнюю плодотворную работу в системе кинематографии и в связи с 60-летием со дня рождения; приказ Госкино СССР от 31 марта 1965 года)
1985 — Орден Отечественной войны I степени (Номер документа: 71. Дата документа: 06.04.1985. Автор документа: Министр обороны СССР. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...]В архиве Центрального Государственного Музея кино хранится достаточно богатая коллекция документов и материалов, поступившая от Центральной студии документальных фильмов в годы пресловутой горбачевской перестройки (Ф. 26).
Этот фонд собран преимущественно по персональному принципу и включает разнообразные документы, связанные с работой во фронтовой хронике И. Копалина, Л. Варламова, С. Гусева, А. Лебедева, В. Сущинского, А. Крылова и др.
В состав этого фонда входит также небольшой, но содержательный комплекс документов общего характера: приказы, инструкции, заключения Главкинохроники на отдельные съемки.
Более представительный комплекс документов по истории фронтовой кинохроники представлен в личном фонде известного киноведа, патриарха и создателя отечественного киноведения Н.А. Лебедева. Основу этого собрания составляют в основном рукописи воспоминаний фронтовых операторов. Эти воспоминания инициировал и бережно собирал в течении многих лет брат Н.А. Лебедева фронтовой оператор Алексей Алексеевич Лебедев. В результате его усилий в 1970 году был подготовлен и издан уникальный сборник воспоминаний «Их оружие – кинокамера», дополненный и переизданный в 1984 г. Значительная часть воспоминаний, собранных А.А. Лебедевым, осталась все же неопубликованной или опубликована в изрядно отутюженном редакторами советской эпохи виде.
Они бережно хранятся в ГЦМК. Частично были опубликованы в книге «Цена кадра. Каждый второй – ранен. Каждый четвертый – убит. Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг. Документы и свидетельства».[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник