Леонид ВАРЛАМОВ

режиссёр, сценарист

Полное имя:
Леонид Васильевич ВАРЛАМОВ

Дата рождения:
30 июня 1907
Александрополь (ныне — Гюмри, Армения), Российская империя

Дата смерти:
03 сентября 1962 (55 лет)
Москва, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

30 июня 2017 года — 110 лет со дня рождения режиссёра-документалиста Леонид Варламова

Варламов Леонид Васильевич (17 (30) июня 1907 — 03 сентября 1962). Лауреат пяти Сталинских премий (1942, 1942, 1947, 1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Член КПСС (с 1952). Член СК СССР (с 1957).
В 1929 — 1931 — монтажёр Московской фабрики «Совкино», фабрики «Культурфильм».
В 1931 году окончил режиссёрский факультет ГИКа.
В 1931 — уполномоченный правления «Союзкино».
В 1929 — 1931 — режиссёр кинофабрики «Союзкино».
В 1933 — 1934 — зам. начальника сектора продвижения фильмов «Союзкинохроники».
В 1935 — режиссёр Киевской кинофабрики «Украинфильм».
В 1935 — 1962 — режиссёр Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ), в 1960 назначен художественным руководителем ПТО-1 (образовано приказом по ЦСДФ от 01 января 1960 года). 
В годы Великой Отечественной войны режиссёр фронтовых киногрупп Западного, 3-го Белорусского фронтов, Сталинградского и Северо-Кавказского фронтов (1941 — 1944).
Обладатель (совместно с И. Копалиным)  премии Американской киноакадемии  «Оскар» (1943) за документальный фильм о битве за Москву в Великой Отечественной войне «Разгром немецких войск под Москвой» (1942). В американском прокате "Moscow Strikes Back".

Только что удостоенные Сталинской премии за фильм ДЕНЬ НОВОГО МИРА Роман Кармен (сидит в центре), далее слева направо: Рувим Халушаков, Михаил Слуцкий, Леонид Варламов, Василий Беляев, Федор Киселев и Борис Небылицкий. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочь Б. Небылицкого).

В период 1935 — 1944 — режиссёр Союзкиножурнала; "К событиям в Испании" — выпуск № 20 – 19; киножурнала "Пионерия", в годы Великой Отечественной войны режиссёр фронтовых киновыпусков, а также киножурнала "На защиту родной Москвы",  "Новости дня", "Советский спорт".

СЕМЬЯ:

Брат — Варламов Дмитрий (Мито) Васильевич (1905 — 1968), режиссёр научно-популярного кино.
Жена — Варламова Евдокия Георгиевна (1912 — 1988).

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1928 — Комсомолия
1931 — Бой китов
1935 — Прием знатных хлопкоробов в Кремле
1937 — У Басков
1937 — Богатыри родины (посвященнён применению авиации и летчикам; полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, Ф. Киселев
1937 — Советская архитектура
1938 — Зимняя спартакиада
1939 — Летчики
1939 — Искусство башкирского народа
1939 — Могучий поток (о строительстве Ферганского канала); совместно с Б. Небылицкий; операторы: Б. Небылицкий, М. Каюмов
1939 — Страна радости; полнометражный; производство: "Арменфильм"; режиссеры: Л. Варламов, Л. Исаакян, Г. Баласанян
1940 — Арктический рейс
1940 — Начальная подготовка бойца в учебном городке
1940 — Линия Маннергейма; полнометражный; производлство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев
1941 — За полный разгром немецких захватчиков
1941 — Прибытие в Москву генерала Сикорского
1941 — XXIV-ый Октябрь. Речь И. В. Сталина
1942 — Разгром немецких войск под Москвой; режиссёры: Л. Варламов; И. Копалин
1943 — Сталинград; полнометражный
1944 — Сыны Югославии
1944 — Кавказ; полнометражный
1944 — Победа на юге
1946 — Югославия
1948 — Польша
1948 — В советской зоне Германии
1949 — По почину москвичей
1950 — Победа китайского народа; полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, И. Лукинский
1951 — Пребывание индийской делегации киноработников в СССР; режиссеры: Л. Варламов, Е. Свилова
1951 — На арене цирка; полнометражный
1951 — Китайский цирк; полнометражный
1951 — Владимир Дуров
1952 — По Индии
1954 — Дружба народов
1954 — Выставка "Демократическая Германия" в Москве
1954 — 30 дней в СССР (фильм посвящен пребыванию в Советском Союзе членов общества дружбы "Франция-СССР" во главе с Фернаном Винье)
1955 — Премьер-министр Бирманского Союза У Ну в СССР; полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, И. Венжер, И. Сеткина
1955 — Миссия доброй воли (пребывание делегации индийского парламента в Советском Союзе); полнометражный
1955 — Пребывание правительственной делегации ГДР в Москве
1955 — Пребывание министра иностранных дел Канады Лестера Б. Пирсона в СССР
1955 — Прибытие в Дели Н. Булганина и Н. Хрущёва
1956 — Дружба навечно (пребывание Президента Югославии И. Б. Тито в СССР); полнометражный
1956 — Пребывание в СССР делегации Национального собрания Чехословацкой республики
1951 — На арене цирка; полнометражный
1955 — Прибытие в Дели Н. Булганина и Н. Хрущёва
1956 — Под куполом парашюта ( (Третий Чемпионат мира по парашютному спорту на Тушинском аэродроме)
1957 — Сто дней в Бирме; полнометражный
1957 — Делегация Социалистической партии Японии в СССР
1958 — С песней боевой; полнометражный
1959 — Солнце взошло над Янцзы; полномтражный; совместное производство: ЦСДФ (КНР) и ЦСДФ (СССР); режиссеры: Л. Варламов, Шень-Жун
1959 — На волжских просторах; полнометражный
1959 — Город чудес (16 июня 1969 г. Подготовительные работы к открытию Выставки достижений народного хозяйства); полнометражный
1960 — Встречи в Америке (о пребывании в США делегации советских государственных деятелей во главе с Председателем Совета Министров РСФСР Д. С. Полянским)
1960 — Конго в борьбе; полнометражный
1960 — Президент Финляндской республики в Москве
1960 — К событиям в Конго
1960 — Вдохновенное искусство
1960 — Румынские артисты в Москве
1960 — Праздник дружбы (1-е Мая 1960 года)
1960 — Процесс над Пауэрсом (специальный выпуск ЦСДФ о судебном процессе по уголовному делу американского лётчика Френсиса Гарри Пауэрса, проходившего в городе Москве 17-20 августа 1960 года)
1960 — "Порт-Саид"
1961 — Суэцкий канал
1961 — Асуан — надежда Египта
1961 — Исторический съезд открылся. Спецвыпуск (фильм о 22-ом съезде КПСС)
1961 — Вечная слава героям (Наро-Фоминск. Открытие памятника воинам-ополченцам)
1962 — Наша "Правда" (фильм посвящен 50-летию со дня создания газеты "Правда"); полнометражный
1962 — Дар алжирским беженцам
1962 — Посланцы братской Венгрии

КИНОПЕРИОДИКА:

1954 — Новости дня № 2
1954 — Новости дня № 64
1959 — Новости дня № 32
1960 — Новости дня № 21
1960 — Новости дня № 26
1960 — Новости дня № 32
1961 — Советский спорт № 7
1962 — Новости дня № 25
1962 — Новости дня № 29
1962 — Новости дня № 35

При подготовке материала использована информация из открытых источников, а также электронного каталога
РГАКФД
.

Фильмография ЦСДФ

1943 — Сталинград (режиссёр)

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1951 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1940 — Орден «Знак Почёта»
1942 — Сталинская премия (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942))
1943 — Орден Отечественной войны II степени
1943 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства ("Разгром немецких войск под Москвой" ("Moscow Strikes Back") (1942))
1943 — Сталинская премия (за фильм «Сталинград» (1943))
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Орден «За заслуги перед народом» (Югославия)
1947 — Большой Командирский Крест со Звездой (ПНР)
1947 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Югославия» (1946))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Польша» (1949))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Победа китайского народа» (1950))
1954 — Орден Звезды Народной Республики Румынии (Румыния)

Цитаты

Магия инсценировки (это называлось тогда «восстановление факта») дошла до того, что режиссер Леонид Варламов в фильме «Победа китайского народа» «восстановил» форсирование Народно-революционной армией могучей реки Янцзы. На самом деле это событие уже давно свершилось. Руководители Китая предоставили в распоряжение Л. Варламова десятки тысяч солдат, артиллерию, танки, авиацию, и документалист разыграл огромное сражение. Вертовские традиции были позабыты. Никому не приходило в голову снимать скрытой камерой. Если кого-то сняли небритым или плохо одетым — эти кадры выбрасывались еще в монтаже. У наших кинохроникеров образовался совершенно противоестественный для репортера инстинкт. Если во время съемки оператор видел через глазок камеры какой-то непорядок, ну, например, начался пожар, перевернулась машина, возникла драка и т.д., он автоматически выключал камеру, прекращал съемку, ибо знал — это не пойдет, зачем зря тратить пленку. Тогда как любой западный хроникер, повинуясь нормальному журналистскому инстинкту, в подобные моменты автоматически включал киносъемочный аппарат.

Эльдар Рязанов (из воспоминаний кинорежиссёр о работе в документальном кино), Источник

[ Страница дополняется материалами ]