Марина БАБАК

педагог, режиссёр

Имя при рождении:
Марина Михайловна Большакова

Дата рождения:
16 марта 1939
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
педагог, режиссёр

Краткая биография

Заслуженный деятель искусств РФ (1989). Кандидат искусствоведения. Член СК РФ.

В 1956 — 1992 гг. — монтажница, ассистент режиссера, затем режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Работала с Константином Симоновым, Романом Карменом.
В 1971 году окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л. Кристи). 
Режиссер фильмов: «Чужого горя не бывает» (1972), «Шел солдат» (1975), «Солдатские мемуары» (1976; цикл из 6-ти полнометражный фильмов), «Маршал Жуков. Страницы биографии» (1984).
Главный приз "Золотой голубь" XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге за фильм «Шел солдат...» (1975).
Преподавала во ВГИКе, доцент (1993).
В 2000 — 2002 гг. — руководитель режиссерской мастерской (совместно с Виктором Маном) на факультете дополнительного образования при ВГИКе (информация уточняется; — прим. ред.).
Марина Бабак в документальном фильме «Константин Симонов. Жестокое зрение» (2015; Телеканал «Россия К»; автор сценария: Ирина Семашко; режиссер: Сергей Босенко)В фильме использованы документы и фотоматериалы из личного архива Марины Бабак.

СЕМЬЯ

Отец — Михаил Дмитриевич Большаков, работал слесарем в почтовом учреждении в Москве.
Муж — Владимир Петрович Бабак (род. 19 июля 1937 года в Киеве) — советский и российский авиаконструктор. В 1960 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. С 1959 года работал в ОКБ П. О. Сухого. Участвовал в разработке Су-7, Су-9, Су-11, Су-15. В 1964—1981 годах — работал в Госкомитете по авиационной технике и в Министерстве авиационной промышленности. С 1981 года — заместитель главного конструктора машиностроительного завода им. П. О. Сухого, с 1991 года — главный конструктор АООТ «ОКБ Сухого». Руководил разработкой Су-25Т и его модификаций. В 1992 году возглавил созданный на базе предприятий — разработчиков и производителей самолёта Су-25 научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого». В настоящее время руководитель ООО "Научно-производственный концерн "Штурмовики Сухого".
Дочь — окончила ВГИК (отделение компьютерной графики).

 ФИЛЬМОГРАФИЯ

1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; реж.: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1965 — Великая Отечественная (фильм был сделан к 20-летию разгрома Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции фашистской Германии и милитаристской Японии, победоносного окончания Великой Отечественной воины); полнометражный; авторы сценария: Роман КарменСергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссёры: Ирина ВенжерИрина Сеткина; вторые режиссёры: М. Бабак, И. Егорова; асс. режиссёра: И. Маркелова, П. Вяйнасту, В. Шорохов
1965 — До свидания, фестиваль! (IV Московский Международный кинофестиваль); режиссеры: В. Катанян, М. Бабак; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман КарменКонстантин Симонов; режиссер: Роман Кармен; ассистент режиссёра: М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон; звукооператоры: В. Котов, С. Сенкевич; директор Картины: Т. Кононова

Премьера фильма Романа Кармена ТОВАРИЩ БЕРЛИН в Магдебурге, 1969 год. На фото (слева направо): сценарист Генрих Гурков, асс. режиссерв Марина Бабак, режиссер Роман Кармен, переводчик и оператор Абрам Кричевский. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.

1969 — Товарищ Берлин (фильм о  столице ГДР — Берлине. Посвящён 20-летию образования Германской Демократической Республики); полнометражный; режиссер: Р. Кармен; авторы сценария: Г. Гурков, Р. Кармен; оператор: А. Кричевский; ассистент режиссёра: М. Бабак
1970 — О нашей дружбе (фильм о народном художнике СССР А. А. Пластове); режиссер; операторы:  О. Воинов, В. Горбатский
1972 — Чужого горя не бывает (трагедия детей во вьетнамской войне, убийство детей американскими солдатами); полнометражный; авторы сценария: К. Симонов; режиссер; оператор: О. Воинов

На съемках документального фильма «Шел солдат...» (1975). На фото (справа налево): директор картины Татьяна Кононова, режиссер Марина Бабак, автор фильма Константин Симонов, консультант фильма — дважды Герой Советского Союза генерал армии П. Батов (второй слева). Фото из семейного архива Ирины Кононовой.1975 Константин Симонов «Шел солдат...» кино-поэма; полнометражный; автор: Константин Симонов; режиссер: Марина Бабак; оператор: В. Альтшулер; на XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге главный приз "Золотой голубь" 
1976 — Солдатские мемуары; цикл из 6-ти полнометражный фильмов; автор: К. Симонов; режиссер; оператор: В. Альтшулер
1979 — Халхин-Гол, год 1939; режиссер; оператор:  А. Колобродов
1980 — Агостиньо Нето. Поэзия борьбы; режиссер; оператор:  А. Колобродов
1981 — Дружбе и братству верны (визит делегации работников культуры МНР в Москву); режиссер; оператор:  А. Колобродов
1982 — В интересах мира и разоружения (визит Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра в Москву); режиссер; операторы: И. Филатов, С. Черкасов
1982 — XIX съезд ВЛКСМ. Мы молодая гвардия страны (спецвыпуск № 1); режиссер
1982 — Президент Финляндии в Советском Союзе; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, В. Киселев
1982 — СССР — Финляндия: добрососедство, доверие, дружба; режиссер; операторы: В. Ловков, С. Черкасов
1983 — Визит ливийской делегации в СССР; режиссер; операторы: Р. Петросов, Г. Серов
1984 Маршал Жуков. Страницы биографии (фильм о выдающемся полководце, маршале Советского Союза Г.К. Жукове)полнометражный; режиссер; авторы сценария: М. Бабак, И. Ицков; оператор: А. Колобродов
1985 — Урхо Кекконен и его время; полнометражный; режиссер; операторы: И. Филатов
1986 С дистанции времени. Советский Союз и китайская революция; полнометражный; режиссер; оператор: И. Филатов
1986 — Рассказать об Албании; режиссер; оператор: И. Филатов
1987 — Больше света (история страны за 70 лет советской власти; на материалах кинохроники); полнометражный; авторы сценария: И. Ицков, М. Бабак; реж. М. Бабак; оператор: И. Филатов
1989 — "... лично тов. Жданову". Монолог Михаила Ульянова (рассказ автора о жизни и деятельности Жданова, о "ждановщине" в философии, истории, культуре, литературе); режиссер; оператор: И. Филатов
1990 — Я, немецкий композитор из России. Монолог Альфреда Шнитке; полнометражный; Производство: ТО Современник (ЦСДФ); режиссер; оператор: И. Филатов
1991 — Человеческое измерение (фильм рассказывает о конференции СБСЕ «Человеческое измерение», проходившей в Москве в 1991 году); Производство: КВС " Современник"; создатели фильма: М.Бабак, И.Ицков, И Филатов
1992 — Монолог из центра Европы; режиссер

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссер монтажа киножурналов: "Советский патриот", "Пионерия", "Новости дня".
________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Цитаты

Есть повод признаться в любви. В кинотеатре "Октябрь" прошла премьера удивительного фильма Ирины Семашко и Сергея Босенко "Константин Симонов. Жестокое зрение". Но для нас, выпускников ВГИКа, мастерской Мана и Бабак, этот фильм не столько о Симонове, сколько об очень дорогом для нас человеке – Марине Михайловне Бабак, удивительном режиссере, снявшем множество выдающихся картин, в том числе и в соавторстве с Симоновым. Но главное – ставшем для нас человеком, очень добрыми и точными словами раскрывшим суть режиссерской профессии, суть призвания каждого документалиста.
Марина Михайловна, Виктор Аронович, счастлива, что судьба подарила мне возможность учиться у вас. Радоваться и смеяться вместе с вами. Постигать азы профессии в удивительной атмосфере доброты и счастья, которой мы были окутаны.
Я счастлива, что теперь, когда приезжаю в любой город, где есть думающие и порядочные представители нашего кинематографического братства, мне не нужно объяснять, кто я. Достаточно сказать, что училась у Мана и Бабак.
Для нашей семьи ваша мастерская стала "семейной". Дай Бог, чтобы и дети смогли учиться у вас. Здоровья вам и радости, дорогие Виктор Аронович и Марина Михайловна!
P.S. Марина Михайловна, а Вам особая благодарность, что поверили в меня, несмотря на сомнительное "первоканальное" прошлое и приняли во ВГИК одной фразой – "Имя хорошее, обязательно надо брать!"

Марина Забелина, Источник

[ Страница дополняется материалами ]