Последнее обновление: 09.12.2024.
Бабак Марина Михайловна (род. 16 марта 1939 года в Москве) — режиссёр-документалист. «Отличник кинематографии СССР» (1973). Заслуженный деятель искусств РФ (1989). Кандидат искусствоведения. Беспартийная. Член Союза кинематографистов СССР — СК России с 31 октября 1975 года.
С 1956 по 1992 год работала на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). С октября 1956 — ученица монтажницы, монтажница позитива; с 1960 — ассистент режиссера; с 1963 — ассистент режиссера 1-й категории; с 1971 — и.о. режиссера; с 1972 по 1992 — режиссер.
Работала с режиссерми Ильей Копалиным, Лией Дербышевой, Сергеем Герасимовым, Ириной Венжер, Ириной Сеткиной, Романом Карменом и другими.
В 1964 – 1965 гг. в качестве второго режиссера принимала участие в работе над фильмом «Великая Отечественная»; фильм сделан творческой группой ЦСДФ под руководством Романа Кармена по сценарию автора знаменитой документальной повести «В поисках героев Брестской крепости» Сергея Смирнова и Романа Кармена к 20-летию победоносного окончания Великой Отечественной войны.
В качестве ассистента режиссера работала на фильмах Романа Кармена «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967), «Товарищ Берлин» (1969).
В 1971 году окончила (без отрыва от производства) режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Леонида Кристи)[1].
В 1971 году киножурнал «Пионерия» (режиссер Марина Бабак) удостоен первой премии за лучший киножурнал на ВКФ в г. Тбилиси.
Режиссер фильмов, снятых по сценариям писателя, поэта Константина Симонова, «Чужого горя не бывает» (1972), "«Шел солдат...» кино-поэма" (1975), «Солдатские мемуары» (1976; цикл из 6-ти полнометражных фильмов); режиссер и автор сценария (совместно с Игорем Ицковым) фильма «Маршал Жуков. Страницы биографии» (1984).
В 1975 году на XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге фильму «Шел солдат...» присужден главный приз «Золотой голубь».
В период с 1977 и вплоть до 1982 года — режиссер киножурнала «Новости дня» — 62 номера.
В 1984 году тарификационной комиссией Госкино СССР присвоена высшая котегория режиссера документального кино.
Преподавала во ВГИКе, доцент (1993).
В 2000 – 2002 — руководитель режиссерской мастерской (совместно с Виктором Маном) на факультете дополнительного образования при ВГИКе (информация уточняется; — прим. ред.).
Марина Бабак в документальном фильме «Константин Симонов. Жестокое зрение» (2015; Телеканал «Россия К» (автор сценария Ирина Семашко; режиссер Сергей Босенко). В фильме использованы документы и фотоматериалы из личного архива Марины Бабак.
Отец — Михаил Дмитриевич Большаков, работал слесарем в почтовом учреждении в Москве.
Мать — Галина Ивановна Большакова, домохозяйка.
Муж — Владимир Петрович Бабак (род. 19 июля 1937 года в Киеве) — советский и российский авиаконструктор. В 1960 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. С 1959 года работал в ОКБ П. О. Сухого. Участвовал в разработке Су-7, Су-9, Су-11, Су-15. В 1964—1981 годах — работал в Госкомитете по авиационной технике и в Министерстве авиационной промышленности. С 1981 года — заместитель главного конструктора машиностроительного завода им. П. О. Сухого, с 1991 года — главный конструктор АООТ «ОКБ Сухого». Руководил разработкой Су-25Т и его модификаций. В 1992 году возглавил созданный на базе предприятий — разработчиков и производителей самолёта Су-25 научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого». В настоящее время руководитель ООО "Научно-производственный концерн "Штурмовики Сухого".
Дочь — Ольга (род. в 1973 году в Москве), окончила ВГИК (отделение компьютерной графики).
1957 — Незабываемые годы. 1917-1957 (фильм (к 40-летию Октябрьской революции) создан на основе кинохроники, хранящейся в Российском Государственном архиве кинофотодокументов, отражает основные события истории России); полнометражгый; режиссер И. Копалин, монтажница прзитива М. Большакова
1958 — Всегда с партией; полнометражный; режиссер Л. Дербышева; операторы: О. Арцеулов, Ю. Бородяев, Н. Генералов, Ю. Егоров, О. Лебедев, В. Трошкин; звукооператор В. Нестеров.; композитор Р. Бунин; асс. режиссера монтажница позитива М. Большакова
1959 — Говорит спутник (фильм с помощью хроникальных кадров рассказывает о становлении и росте Советской республики); полнометражный; автор сценария и режиссер С. Герасимов; в соавторстве с Э. Волком, В. Дорманом, Г. Оганисяном; операторы: Ефимов Е., Кокошвили Л., Крылов А., Мухин Е., Раппопорт В.; редактор С. Зенин; звукооператор К. Никитин; стихи Р. Рождественский; музыка А. Флярковский; диктор Б. Моргунов, дирижеры А. Ройтман, Д. Штильман; ассистент режиссера И. Егоров; монтажница позитива М. Большакова; директор картины Б. Вайнтштейн
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; режиссеры: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач; главный оператор В. Цитрон; операторы: Л. Котляренко, И. Бганцев; композиторы: А. Муравлев, А. Локшин; дирижеры: А. Ройтман, Д. Штильман; текст читают: Л. Хмара, Т. Вдовина; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера М. Бабак; редактор а. Ковтунова; комбинированные съемки: Н. Ренков, Б. Федосов; директора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1965 — Великая Отечественная (фильм был сделан к 20-летию разгрома Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции фашистской Германии и милитаристской Японии, победоносного окончания Великой Отечественной воины); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов; режиссер и руководитель творческой группы Роман Кармен; режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; вторые режиссёры: М. Бабак, И. Егорова; асс. режиссёра: И. Маркелова, П. Вяйнасту, В. Шорохов
1965 — До свидания, фестиваль! (IV Московский Международный кинофестиваль); режиссеры: В. Катанян, М. Бабак; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман Кармен, Константин Симонов; режиссер: Роман Кармен; ассистент режиссёра М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон; звукооператоры: В. Котов, С. Сенкевич; директор картины Т. Кононова
1969 — Товарищ Берлин (фильм о столице ГДР — Берлине. Посвящён 20-летию образования Германской Демократической Республики); полнометражный; режиссер Р. Кармен; авторы сценария: Г. Гурков, Р. Кармен; оператор А. Кричевский; ассистент режиссёра М. Бабак
1970 — О нашей дружбе (фильм о народном художнике СССР А. А. Пластове); режиссер М. Бабак; операторы: О. Воинов, В. Горбатский
1972 — Чужого горя не бывает (фильм рассказывает об американской агрессии во Вьетнаме); полнометражный; авторы сценария: К. Симонов; режиссер М. Бабак; оператор О. Воинов
1975 — Константин Симонов «Шел солдат...» кино-поэма; полнометражный; автор Константин Симонов; режиссер Марина Бабак; оператор В. Альтшулер; на XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге главный приз "Золотой голубь"
1976 — Солдатские мемуары; цикл из 6-ти полнометражных фильмов; автор: К. Симонов; режиссер М. Бабак; оператор: В. Альтшулер
1979 — Халхин-Гол, год 1939; режиссер М. Бабак; оператор: А. Колобродов
1980 — Агостиньо Нето. Поэзия борьбы; режиссер М. Бабак; оператор: А. Колобродов
1981 — Дружбе и братству верны (визит делегации работников культуры МНР в Москву); режиссер М. Бабак; оператор: А. Колобродов
1982 — В интересах мира и разоружения (визит Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра в Москву); режиссер М. Бабак; операторы: И. Филатов, С. Черкасов
1982 — XIX съезд ВЛКСМ. Мы молодая гвардия страны (спецвыпуск № 1); режиссер
1982 — Президент Финляндии в Советском Союзе; режиссер М. Бабак; операторы: Е. Аккуратов, В. Киселев
1982 — СССР – Финляндия: добрососедство, доверие, дружба; режиссер М. Бабак; операторы: В. Ловков, С. Черкасов
1983 — Визит ливийской делегации в СССР; режиссер М. Бабак; операторы: Р. Петросов, Г. Серов
1984 — Маршал Жуков. Страницы биографии (фильм о выдающемся полководце, маршале Советского Союза Г.К. Жукове); полнометражный; режиссер М. Бабак; авторы сценария: М. Бабак, И. Ицков; оператор А. Колобродов
1985 — Урхо Кекконен и его время; полнометражный; режиссер М. Бабак; оператор И. Филатов
1986 — С дистанции времени. Советский Союз и китайская революция; полнометражный; режиссер М. Бабак; оператор И. Филатов
1986 — Рассказать об Албании; режиссер М. Бабак; оператор И. Филатов
1987 — Больше света (история страны за 70 лет советской власти; на материалах кинохроники); полнометражный; авторы сценария: И. Ицков, М. Бабак; режиcсер М. Бабак; оператор И. Филатов
1989 — "... лично тов. Жданову". Монолог Михаила Ульянова (рассказ автора о жизни и деятельности Жданова, о "ждановщине" в философии, истории, культуре, литературе); режиссер М. Бабак; оператор И. Филатов
1990 — Я, немецкий композитор из России. Монолог Альфреда Шнитке; полнометражный; Производство: ТО Современник (ЦСДФ); режиссер М. Бабак; оператор И. Филатов
1991 — Человеческое измерение (фильм рассказывает о конференции СБСЕ «Человеческое измерение», проходившей в Москве в 1991 году); Производство: КВС " Современник"; создатели фильма: М. Бабак, И. Ицков, И. Филатов
1992 — Монолог из центра Европы; режиссер М. Бабак
Режиссер киножурналов: "Советский патриот", "Пионерия", "Новости дня".
1970 — Советский патриот № 16 режиссер М. Бабак; операторы: И. Грачев, Г. Асланов, В. Ловков, А. Вакурова, И. Горчилин, В. Новицкий, Р. Туморина
1971 — Пионерия № 6; режиссер М. Бабак; операторы: Г. Гончаров, Н. Генералов, Р. Петросов, Р. Туморина, О. Воинов, Ю. Леонгардт, Г. Серов
1971 — Пионерия № 7; режиссер М. Бабак; операторы: В. Горбатский, О. Воинов, Ю. Буслаев
1971 — Пионерия № 9; режиссер М. Бабак; операторы: Р. Вакурова, В. Горбатский, В. Макарова, Е. Аккуратов
1971 — Пионерия № 10; режиссер М. Бабак; операторы: Е. Аккуратов, З. Макаров, П. Русанов
1973 — Пионерия № 2; режиссер М. Бабак; операторы: А. Истомин, И. Осипов, Р. Туморина, А. Вакурова, В. Доброницкий, Б. Шер, В. Вилесова, Е. Аккуратов
1973 — Пионерия № 3; режиссер М. Бабак; операторы: В. Горбатский, О. Воинов, О. Лебедев, А. Вакурова, В. Скоробогатова
1973 — Пионерия № 4; режиссер М. Бабак; операторы: Г. Асланян, В. Скоробогатов, Р. Вилесова, Е. Аккуратов, А. Бялик
1977 — Пионерия № 5; режиссер М. Бабак; операторы: Е. Аккуратов, М. Авербух
1977 — Пионерия № 11; режиссер М. Бабак; операторы: М. Авербух, А. Вакурова, В. Копалин, А. Панин
Есть повод признаться в любви. В кинотеатре "Октябрь" прошла премьера удивительного фильма Ирины Семашко и Сергея Босенко "Константин Симонов. Жестокое зрение". Но для нас, выпускников ВГИКа, мастерской Мана и Бабак, этот фильм не столько о Симонове, сколько об очень дорогом для нас человеке – Марине Михайловне Бабак, удивительном режиссере, снявшем множество выдающихся картин, в том числе и в соавторстве с Симоновым. Но главное – ставшем для нас человеком, очень добрыми и точными словами раскрывшим суть режиссерской профессии, суть призвания каждого документалиста.
Марина Забелина, Источник
Марина Михайловна, Виктор Аронович, счастлива, что судьба подарила мне возможность учиться у вас. Радоваться и смеяться вместе с вами. Постигать азы профессии в удивительной атмосфере доброты и счастья, которой мы были окутаны.
Я счастлива, что теперь, когда приезжаю в любой город, где есть думающие и порядочные представители нашего кинематографического братства, мне не нужно объяснять, кто я. Достаточно сказать, что училась у Мана и Бабак.
Для нашей семьи ваша мастерская стала "семейной". Дай Бог, чтобы и дети смогли учиться у вас. Здоровья вам и радости, дорогие Виктор Аронович и Марина Михайловна!
P.S. Марина Михайловна, а Вам особая благодарность, что поверили в меня, несмотря на сомнительное "первоканальное" прошлое и приняли во ВГИК одной фразой – "Имя хорошее, обязательно надо брать!"
«Нужны всякие истории. А истории какие должны быть? Во-первых, как я пришла в кино. Тогда мне было шестнадцать лет, и я работала склейщицей на студии документальных фильмов. Потом стала сотрудничать с операторами, режиссерами. А дальше − пять лет моих поступлений во ВГИК… Не очень хотели меня брать в киноинститут, и все потому, что я уже работала на студии. Тогда брали учиться человека рабочей профессии – например, водителя троллейбуса. Роман Кармен взял на курс ученика − водителя троллейбуса: «Ах, как интересно! Водитель троллейбуса!» Ну, он до конца своих дней и был водителем троллейбуса. Студент Вова закончил у Кармена учиться, но до самой смерти оставался водителем троллейбуса. Ничего толком не сделал, иногда снимал «Новости дня». А вообще, творческая жилка режиссера закладывается где-то в детстве. Вот такие истории и нужны. Как, например, история о священнике, у которого я отрезала хвостики от пальто и шила своим куклам шубы…»
Марина Бабак, кинорежиссер, Источник
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биографические сведения из воспоминаний и интервью М.М. Бабак, а также ГОСКАТАЛОГа.РФ. Фотографии из частных архивов.