Борис ЦЕЙТЛИН

оператор, оператор подводных съемок

Полное имя:
Борис Борисович ЦЕЙТЛИН

Профессии:
оператор, оператор подводных съемок

Краткая биография

Цейтлин Борис Борисович (1896 — после 1960).

С 1929 по 1937 год — оператор Киевской кинофабрики ВУФКУ ( «Украинфильм»), затем  Московской студии кинохроники.
В 1927 — 1930 годах — оператор в группе режиссёра Дзиги Вертова.
В 1927 году Вертов приступил к съемкам документального фильма об индустриализации Украинской ССР «Одиннадцатый» (рабочее назва­ние — «Путешествие по Украине» или «Украинская ССР»). В состав съемоч­ной группы «Одиннадцатого» входили: жена ВертоваЕлизавета Свилова (ассистент), кинооператоры Михаил Кауфман (брат Вертова), Борис Цейт­лин, Константин Куляев и художественный руководитель (по другим данным —администратор) Абрам Кагарлицкий[1]. Съемки проходили с 12 июня приблизительно по 7 ноября 1927 года. Официальный премьерный показ состоялся 16 февраля 1928 года в Москве для членов Ассоциации револю­ционной кинематографии (АРК).

«Фильма «Одиннадцатый» написана непосредственно киноаппаратом, не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. «Одиннадцатый» написана 1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3) социалистическом языке»
Дзига Вертов. 28 февраля 1928 года 


Главный оператор одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930; реж.: Дзига Вертов). Были записаны не только подлинные шумы и звуки, впервые была проведена серия синхронных съемок (одновременная съемка изображения с записью звука). 
В 1930 году Борис Цейтлин окончил курсы водолазов и, в отсутствии специальной техники, провел первые подводные съемки для фильма — «Город под водой» (Ялтинская фабрика Востоккино; реж.: В. Попова).
В 1935 —1936 снимал (совместно с оператором В. Ешуриным) военные кинорепортажи
во время  итало-эфиопской войны в Абиссинии.  
В феврале 1937 года был награжден орденом «Знак Почета», в числе лучших кинодокументалистов страны.

Награждение деятелей культуры в Кремле. Предположительно, конец 1936 или февраль 1937 года. На фото в центре (слева направо): Молотов Вячеслав Михайлович, Сталин Иосиф ВиссарионовичВорошилов Климент Ефремович, Будённый Семён Михайлович. Кинооператоры (в верхнем ряду слева направо): В.В. Соловьёв, Н.А. ЛыткинА.Г. Щекутьев, Б.Б. Цейтлин (с кинокамерой) и другие. Фото из семейного архива Татьяны Степаевой (внучки оператора В.В. Соловьева).

В октябре 1937 года Борис Цейтлин был осужден на пять лет тюремного заключения с поражением в правах на три
года
 по сфабрикованному делу о растлении несовершеннолетних девушек (помимо Бориса Цейтлина по указанному делу проходили работники «Союзкинохроники»: оператор А, Кричевский, бывший управляющий трестом «Союзкинохроники» и директор ГУФКа В. С. Иосилевич).
После 1945 года работал на киностудиях в Иркутске, Новосибирске, Омске.
В 1956 — 1959 — оператор Западно-Сибирской киностудии.
По некоторым данным мог работать на киностудии «Моснаучфильм»[2].


ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1926 — Беспризорные; Производство: Совкино

1928 — Карандаш; культурно-производственный фильм; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм") по заказу Мосполиграфа; режиссер-оператор: Б. Цейтлин; ассистент: Л. Лабунский
1928 — Одиннадцатый (фильма об индустриализации Украинской ССР, главная роль в котором отводилась запорожской Днеп­рогэс); полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм"); реж. Дзига Вертов; главный оператор: Михаил Кауфман; операторы: Б. Цейтлин, Константин Куляев
1930  Энтузиазм. Симфония Донбасса; полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика "Украинфильм" ; реж.: Дзига Вертов
1930 — Город под водой (фильм снимали в окрестностя Херсонеса; работа экспедиции Государственной Академии Искусствознания на раскопках, среди них водолазы ЭПРОНа); Производство: Ялтинская фабрика Востоккино ; реж.: В. Попова; операторы: Б. Цейтлин, Хаванов; оператор подводных съемок: Б. Цейтлин
1932 — Союзкиножурнал № 53; реж.: Н. Бобров; операторы: Соловьев, Б.Б. Цейтлин, И.Н. Вейнирович, А.Д. Черепанов, В.С. Нильсен
1932 — Интервью М. М. Литвинова (синхронное интервью с наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым перед его отъездом в Женеву на конференцию по разоружению 26. 01.1932 года); операторы: Б. Макасеев, Б. Цейтлин
1933 — Союзкиножурнал № 34/497; реж.:  Н. Кармазинский, Е. Мирович; операторы: Н. Степанов, М. Ошурков, Г.Т. Вьюнник, Ф. Шах, М. Лифшиц, Б. Цейтлин, Емельянов
1933 — Социалистическая деревня №18; киножурнал; реж.: И. Сеткина; операторы: Зернов, Писанко, Ципорин, Магакьян, Т. Бунимович, Б. Цейтлин 
1933  Высота 22 тысячи (кинохроникеры запечатлели полет в стратосферу на стратостате «Осоавиахим-1»: П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскина 30 января 1934 года в Кунцево; стратостат «Осоавиахим-1» достиг предельной высоты 22000 метром; стратостат потерпел аварию в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги, около деревни Потиж-Острог, Инсарского района, Мордовской автономной области; в гондоле, ударившейся со страшной силой о землю, были найдены тела погибших стратонавтов); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин; асс. оператора: Е. Игнатович
1934 — А. В. Луначарский; реж.: Р. Гиков
1935 —  Социалистическая деревня № 4; киножурнал; операторы: Ошурков, Синеоков, Б. Цейтлин, Семененко
1935 — Социалистическая деревня № 19; киножурнал; реж.: И. Сеткина; операторы: А.М. Булдаков, М.И. Лившиц, Б.Б. Цейтлин, Славин, Петров 
1935 — VII Всесоюзный съезд Советов (Речь В. М. Молотова на VII съезде Советов); операторы:  М. Ошурков, Б. Цейтлин, С. Коган; асс. оператора:  С. Семенов
1935 — VII Всесоюзный съезд Советов; киножурнал; операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, С. Коган; асс. оператора:  С. Семенов
1935 — VII Всесоюзный; спецвыпуск; реж.: С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин 
1935 — II Всесоюзный съезд колхозников-ударников; операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, Семененко  
1936 — К событиям в Абиссинии; спецвыпуск
1936 — Абиссиния (итало-эфиопская война); полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Ешурин, Б. Цейтлин 
1936 — Пионерия № 1; киножурнал; реж.: А. Ованесова; операторы: Писанко, Вихирев, Ковиат, Емельянов, Б. Цейтлин, В. Ешурин 
1936 — Наш Горький (похороны А. М. Горького); реж.: Л. Степанова; операторы:  Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт
1937 — Новые товарищи (дети из Испании отдыхают в пионерском лагере "Артек" в Крыму); реж.: М. Славинская
1942 — Союзкиножурнал № 36; реж.: С. Гуров; операторы: И. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин 
1942 — Полуостров Рыбачий (боевые действия Н-ской гвардейской дивизии на Карельском фронте в Баренцевом море на полуострове Рыбачий); реж.: И. Посельский; операторы:  Б. Цейтлин, Масленников 
1948 — Советский Азербайджан; реж.: М. Микаэлов, Исмаилов Г.; операторы: А. Алекперов, В. Збудский, С. Базалов, Т. Корецкий, М. Дадашев, М. Мустафаев, В. Еремеев, Б. Цейтлин 
1958 — Она стала сибирячкой (выращивание кукурузы в колхозах и совхозах Омской области); реж.: Н. Лебедев  

КИНОПЕРИОДИКА

Автор сюжетов первых номеров «Совкиножурнала». Снимал сюжеты для киножурналов: "Сибирь на экране" (73 номера в период: 1956 — 1959); "Новости дня" (1957 — 1958).
_______________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Дополнительные ассистенты Баранцевич и Стефанович также были в съемочной группе в Украине. Баранцевич отвечал за свет в сценах на шахте. Главным вторым оператором был Цейтлин; Куляев, судя по всему, участвовал скорее на раннем этапе в московских съемках и в съемках на Волховской ГЭС в Ленинградской области (из статьи «Энергия кино: Процесс и метанарратив в фильме Дзиги Вертова "Одиннадцатый" (1928)»).

2. Справочник "Кинооператоры от А до Я" ( —М.; Изд. «Материк»; с. 216)


При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронного каталога
РГАКФД
;  Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 216-217).

Библиография

1931 — Б. Цейтлин. Киноаппарат под водой (Журнал "Пролетарское кино" №10-11 за 1931 год; с. 66-68)
1931 — Б. Цейтлин. Подводная киносъемка (Журнал "Пролетарское кино" № 7 за 1931 год; с. 61-63)

Награды

1937 — Орден «Знак Почёта»

Цитаты

[...]Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин.
В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис Цейтлин опустился на дно Черного моря недалеко от Севастополя, где незадолго до этого были открыты развалины древнего города, затонувшего, по свидетельству ученых-археологов, около 2500 лет назад. Смелый оператор решил заснять нa кинопленку эту редчайшую археологическую находку. Результатом его съемок был интересный фильм «Город в море» («Город под водой»; 1931; черно-белый; немой; съемки проводились в окресностях древнего Херсонеса; водолазы ЭПРОНа исследуют морское дно, где сохранились останки древнего города; Производство: Ялтинская кинофабрика Востоккино; режиссер: В. Попова; операторы: Б. Цейтлин, Хаванов; № 1489 в РГАКФД; — прим. ред.).
Развалины некогда цветущего города, его стены и башни, обросшие водорослями и многочисленными слоями морских ракушек, в освещенной таинственной синеве моря, с проплывающими рыбами, медузами и многочисленными животными самых причудливых форм,- все это не могло, не создавать поистине феерического зрелища. Помимо огромного познавательного интереса для широкой зрительской аудитории, съемки Б. Цейтлина были значительным вкладом в советскую археологическую науку.[...]

С.Н. Преображенский «Кино как метод научного исследования» (1948), Источник

[...]тема Красной армии освещалась в наших картинах в период мирного существования советского государства. Тема маневров: такие картины, как «Борьба за Киев» — о больших маневрах, и т.д.
Самое существование советского государства, находящегося в окружении капиталистических государств, сама идея защиты родины диктовала условия создания таких фильмов.[...]
Но первое боевое крещение наши операторы получали не только в своей стране, в съемках маневров и т.д. На съемке маневров, кстати сказать, также нелегко действовать в обстановке, когда идешь вместе с бойцом, но это—не настоящая война. А настоящее крещение боевое наши операторы получили на съемках войны в Абиссинии, например, когда итальянские фашисты напали на Абиссинию. Мы послали тогда операторов Цейтлина и Ешурина, которые снимали там военные действия. Есть целый фильм, который так и называется «Абиссиния». Операторы, которые сейчас вернулись из Абиссинии, говорят, что абиссинцы до сих пор показывают эту картину в особо торжественных случаях, потому что в этой картине видят запечатленной героическую борьбу против итальянских фашистов.[...]
Цейтлин Борис Борисович — оператор. В конце 1937 года был приговорен к пяти годам заключения с поражением в правах, по официальной формулировке, за содержание притона и растление несовершеннолетних. После отбывания наказания осужденные вместе с ним А. Кричевский и В. Иоселевич продолжили работу в кинохронике, а о судьбе Цейтлина ничего неизвестно. По некоторым данным, какое-то время он работал на Новосибирской киностудии [...]

Из лекции кинорежиссёра Ильи Копалина во ВГИКе 15 марта 1958 года., Источник

[...]Когда мы вышли на просторные каменные ступени дома, оператор Цейтлин стал снимать Горького. Горький поглядывал на него угрюмо и не хотел ни позировать, ни притворяться, что разговаривает, — вообще делать кинематографические мизансцены. Какая-то мысль беспокоила его — он поглядывал по сторонам и вдруг спросил:
— Скажите, а можно мне с внучками сняться?
— Конечно, можно! — сказал Цейтлин.
Горький просиял.
— Дарья! Марфа! — стал громко кричать он.
Когда внучки прибежали, Горький, торопливо обхватив их, стал устраиваться как удобнее для съемки: теперь он безропотно исполнял все указания Цейтлина, присаживался на корточки, чтобы сравняться в росте со своими крохотными внучками, поднимал их, поворачивал к свету, все время стараясь подтолкнуть внучек поближе к аппарату и спрятаться за ними.
Это зрелище было настолько трогательным, что все мы, остановившись, смотрели на Горького: он был очарователен в своей любви к внучкам.[...]

Михаил Ромм (из книги "О себе, о людях, о фильмах"), Источник

[ Страница дополняется материалами ]