Имя при рождении:
Роман Лазаревич Корнман

Дата рождения:
29 ноября 1906
Одесса, Российская Империя

Дата смерти:
28 апреля 1978 (71 год)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Роман Лазаревич Кармен (16 (29) ноября 1906, Одесса — 28 апреля 1978, Москва). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1942, 1947, 1952).  Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975).  Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1939 года. Член СП СССР с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.

Родился в Одессе в семье писателя и журналиста Л.О. Кармена (1976 — 1920).
В 1920 — 1922 — учился в трудовой школе и подрабатывал продажей газет на улицах Одессы. На гонорар, полученный за книгу избранных произведений отца — Л.О. Кармена, семья переехала в Москву. Учился на рабфаке при Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова.
В 1923 — 1930 — фотокорреспондент журнала «Огонёк», газеты «Рабочая Москва». Позже работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».
В 1931 году Роман Кармен окончил ГИК. В 1930 году вышел (ставший популярным) сюжет «Фабрика-кухня». 
В 1931 — 1978 оператор, режиссёр «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). 

Георгий Димитров в Москве. Снимает Роман Кармен. 1934 год.

Известность к Роману Кармену пришла после того, как в 1939 году на  основе кадров, снятых в Испании во время гражданской войны (1936 — 1939)  совместно с  Борисом Макасеевым, Эсфирь Шуб создала фильм
"Испания" — кинопоэму о мужестве испанского народа. Кадры, снятые на испанских фронтах Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании».

Летом 1937 года кинооператор Булдаков снимает встречу на Белорусском вокзале оператора Р. Кармена, вернувшегося из Испании. Среди встречающих Е.М. Ярославский. Митинг на площади у Белорусского вокзала.



Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван на фронт 25 июня 1941 года ПолитУправлением Красной Арми. Воинское звание — майор. Вместе с своими коллегами–кинохроникерами снимал сражения под Москвой и под Ленинградом; в феврале 1943 года он снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом; на Курской дуге; в партизанских отрядах; участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, одним из первых снял концлагерь Майданек.
9 мая 1945 года снимал в Берлине — подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Киногруппа капитана Романа Кармена (второй справа) во время воздушных съемок на Пе–2 в 260–м бомбардировочном полку. Крайний слева оператор Анатолий Рубанович; справа на фото звукооператор (позже оператор) Рувим Халушаков. Сентябрь 1941 года, аэродром «Будово».

  • С июня 1941 — оператор, начальник киногруппы Северо-Западного фронта;
  • С мая 1942 — оператор, начальник киногруппы (до 23 сентября 1943) Западного фронта;
  • С сентября 1943 — оператор 1-го Белорусского фронта;
  • С 27 марта по 29 ноября 1944 — оператор, начальник киногруппы 2-го Украинского фронта;
  • С августа 1944 по 02 мая 1945 — оператор 1-го Белорусского фронта.

Советские военные корреспонденты (слева направо): В.А. Тёмин, Б.Л. Горбатов и Р.Л. Кармен. 1945 год.

Режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой)  полнометражного фильма "Суд народов" (1947) — трибунал над гитлеровскими военными преступниками.

Военный корреспондент ряда советских и зарубежных изданий.

Кинокадры военной кинохроники, снятые Карменом, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры: Л. Варламов и И. Копалин, известный западному зрителю как «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back»). Первый в СССР фильм, получивший в 1943 году награду Американской киноакадении —  «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В 1950 — 1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме, Китае, Бирме, Индии, Индонезии, Южной Америке.

В 1954 году был направлен на базу вьетнамских партизан (группа кинооператоров из СССР  — Владимир Ешурин, Евгений Мухин, во главе с Романом Карменом). Группа встречалась с Хо Ши Мином и в течение восьми месяцев, вместе с вьетнамскими кинематографистами, снимала материал для документального фильма «Вьетнам»(1955). Было отснято около сорока тысяч метров цветной пленки. Черно-белая копия фильма «Вьетнам» под названием «Вьетнам на пути к победе» (Việt Nam trên đường thắng lợi) широко демонстрировалась на севере Вьетнама и имела большой успех.

С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (с 1970).

Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов. 

С 1965 года секретарь правления СК СССР.

Художественный руководитель, продюсер и автор сценария (совместно с И. Ицковым и К. Славиным) киноэпопеи «Великая Отечественная»  (1979 год), созданной при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. Режиссёр 1-й и 20-й сирий киноэпопеи — «22 июня 194 и «Неизвестный солдат».

В 20-ти фильмах киноэпопеи «Великая Отечественная» использованы съёмки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown War»). Производство: Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл".

В 1987 году на ЦСДФ вышел полнометражный фильм "Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем" (автор сценария: К. Славин; реж.: И. Григорьев, С. Пумпянская, Т. Семёнов) — о жизни и деятельности прославленного кинодокументалиста. В том же году Союз кинематографистов СССР обратился в Моссовет и Совмин СССР с просьбой о создании мемориального музея-квартиры в доме на Кательнической набережной (одна из семи «Сталинских Высоток» Москвы), где проживал Роман Лазаревич. 

21 августа 1987 году кинематографисты ЦСДФ последний раз провели киносъёмку в квартире Романа Кармена — "Происшествие в доме Кармена" (реж. С. Пумпянская; оператор: В. Доброницкий). 

В 2006 году к 100-летию Романа Кармена режиссёр Виктор Лисакович снял полнометражный документальный фильм "С Романом Карменом... Путешествие в молодость" (студия "Совинфильм", 2006 год). В фильме бывшие ученики Кармена, которых он привел в документальное кино, вспоминают годы учебы в его мастерской во ВГИКе. Это известные сегодня режиссеры — Вахтанг Микеладзе, Юрий Сальников, Виктор Шкурин, Владимир Коновалов, Пээт Вяйнасту, Имант Брилс, Валерий Хоменко, Галина Пчелякова, Муза Заслонова. 

В 2006 году в рамках телевизионного документального цикла "Острова" на телеканале "Россия К" вышла документальная программа "Острова. Роман Кармен" (реж. И. Григорьев).

О Романе Кармене в программе Льва Николаева «Цивилизация» — «Гении и злодеи уходящей эпохи» (2008).


На фото (слева направо): Генрих Боровик и Александр Кармен. Москва, 2010 год.В 2008 году в издательстве «Приобские ведомости» (г. Новосибирск) вышла книга «Неизвестные войны Романа Кармена» (автор — Александр Кармен), посвящённая жизни и деятельности знаменитого кинодокументалиста, журналиста и общественного деятеля. Иллюстрированная книга (более  400 фотографий), рассказывает о сложном, полном поистине героических поступков и уникальных творческих свершений, жизненном пути Романа Лазаревича Кармена. Книга была издана ограниченным тиражом. На 13-й Национальной выставке-ярмарке «Книги России — 2010» преподавателю факультета Международной журналистики МГИМО, автору книги Александру Кармену был присужден Диплом «За наиболее яркое качественное издание биографического жанра».

СЕМЬЯ

Отец — Лазарь Осипович Кармен (1976 — 1920), писатель.
Первая жена — Марианна Ярославская (1915 — 2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского
Сын — Роман Романович Кармен (1933 — 2013), режиссёр, оператор. 
Внук — Максим Романович Кармен (род. в 1958), продюсер, кинооператор.
Правнук — Никита Максимович Кармен, в июне 2016 года окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Семеновича Клебанова).
Вторая жена — Нина Орлова (в браке с Р.Л. Карменом — 22 года).
Сын — Александр Романович Кармен (1941 — 2013), журналист-международник.
Третья жена — Майя Кармен (1930 — 2014), дочь советского историка, политработника Змеула Афанасия Андреевича; по первому мужу Овчинникова; третий муж — Василий Аксенов (1932 — 2009), писатель.

09 мая в составе шествия «Бессмертный полк» прошла колонна от Союза кинематографистов с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтовиков. На фото (третий справа): Никита Кармен (правнук Р.Л. Кармена). Москва, 09 мая 2018 года. Фото Ильи Бриткина


ФИЛЬМОГРАФИЯ

1930 — Фабрика кухня; режиссёр-оператор
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; реж.: В. Ерофеев: операторы: Р. Кармен, Г. Блюм 
1932 — А. М. Горький на даче; операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, И. Беляков
1932 — Дневник искусств (Выставка картин П. П. Кончаловского); операторы: Р. Кармен, М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер (Москва); режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, М. Слуцкий, Р. Кармен
1932 — Пуск Косогорской домны
1933 — Возвращение челюскинцев
1933 — Автопробег Москва-Каракум-Москва; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен, М. Гоморов
1933 — Парад на Красной площади; режиссёр-оператор
1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; реж.:  Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, Лебедев
1933 — Москва — Кара-Кум — Москва; оператор совместно с Э. Тиссе
1934 — Г. Димитров в Москве
1934 — Отчёт Анны Масоновой; режиссёр-оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин 
1934 — Дома (Приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР)режиссёр-оператор; директор фильма: М. Бессмертный
1934 — Отчет Анны Массоновой; реж.-опер.
1934 — Киров
1935 — Праздник силы и ловкости
1935 — VII Всесоюзный (Спецвыпуск о VII Всесоюзном съезда Советов в Москве); реж. С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин 
1936 — Советской Грузии 15 лет; режиссёр-оператор
1936 — Салют пионерам Испании; режиссёр-оператор
1936 — Автопробег «Горький — Каракумы — Памир — Москва»
1938 — Китай в борьбе; полнометражный
1938 — 1 мая
1939 — Испания; полнометражный; реж.: Эсфирь Шуб; операторы: Б. Макасеев, Р. Кармен, испанские кинооператоры
1940 — День нового мира; режиссёр-оператор
1940 — Седовцы; полнометражный
1942 — В Китае; режиссёр-оператор
1942 — Ленинград в борьбе
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометражный; премия "Оскар" (1943)
1943 — 25-й Октябрь
1943 — 28 героев (фильм-песня); режиссёр: Н. Трахтенберг 
1944 — Майданек
1945 — Албания
1945 — Берлин; полнометражный
1945 — Орловская битва
1945 — От Вислы до Одера
1946 — Суд народов; полнометражный; режиссёр совместно с Е. Свиловой 
1948 — Песня колхозных полей
1949 — Советский Казахстан; полнометражный
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный
1951 — Советская Грузия (режиссёр); полнометражный
1952 — День воздушного флота СССР (празднование Дня Воздушного Флота СССР на Тушинском аэродроме в Москве 27 июля 1952 года); полнометражный; режиссер: Бойков В.; главный ператор: Ошурков М.; операторы: И. Беляков, Г. Голубов, В. Ешурин, Г. Захарова, Р. Кармен, Д. Каспий, А. Казаков, С. Коган, А. Колошин, А. Листвин, Б. Макасеев, В. Мищенко, Ю. Монгловский, М. Оцеп, Э. Тросман, В. Ходяков; в воздухе снимали операторы: Л. Котляренко, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Ошурков, Н.Соловьев, И. Филатов, В. Фроленко, Е. Яцун; звукооператор: В. Нестеров
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссёр-оператор
1954 — Вьетнамрежиссёр-оператор
1955 — Джавахарлал Неру в СССР
1957 — Утро Индии; режиссёр-оператор

Режиссёр Роман Кармен летом 1957 года на съёмках панорамного фильма ШИРОКА СТРАНА МОЯ. Фото из журнала СОВЕТСКИЙ ЭКРАН № 23, 1957 год.

1958 — Широка страна моя; первый советский панорамный фильм; Производство: Центрнаучфильм; автор сценария и режиссер: Роман  Кармен; композитор: Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный
1959 — Покорители моряполнометражный; Производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ; режиссёр
1960 — Куба сегодня; режиссёр-оператор
1960 — Австрия встречает посланцев 

Оператор Валерий Никонов и режиссер Роман Кармен на съемках фильма ПЫЛАЮЩИЙ КОНТИНЕНТ (1972). Фото из личного архива Валерия Никонова.

1961 — Пылающий остров (фильм посвящен 2-й годовщине Кубинской революции)полнометражный; Производство: киностудия "Мосфильм"; автор фильма: Роман Кармен; главный оператор: Александр Кочетков; оператор: В. Никонов; звукооператор: Виктор Котов
1962 — Государство — это мы; полнометражный
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; реж.: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Гость с острова Свободыильм о визите Фиделя Кастро в СССР); полнометражный; авторы сценария: Г. Боровик, Р. Кармен; режиссер-оператор: Р. Кармен; операторы: П. Касаткин, В. Микоша, А. Сёмин, И. Бганцев, В. Киселёв
1963 — Когда мир висел на волоске; полнометражный
1965 — Великая Отечественная (2 серии); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; операторы: фронтовые кинооператоры ЦСДФ; звукооператор: Виктор Котов
1966 — Смерть комиссара (не выпущен на экран)
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман КарменКонстантин Симонов; режиссер: Роман Кармен; ассистент режиссёра: М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон
1969 — Товарищ Берлинполнометражный

Во время премьеры фильма ТОВАРИЩ БЕРЛИН (1969). На фото (слева направо): сценарист Генрих Гурков, реж. Марина Бабак, реж. Роман Кармен, переводчица и оператор Абрам Кричевский. Берлин. Фото из личного архива Ирины Кононовой.

1972 — Пылающий континент; полнометражный (фильм о Латинской Америке)
1973 — Чили: время борьбы, время тревог; полнометражный
1974 —
Камарадос. Товарищи (фильм, посвящённый памяти Сальвадора Альенде, Пабло Неруды, Виктора Хары)
1975 — Сердце Корвалана; полнометражный
1978 — Киноэпопея "Великая Отечественная" (Неизвестная война; 20 серий (художественный руководитель; режиссёр серий: «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»)

КИНОПЕРИОДИКА

В качестве кинооператора снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал",  "На страже СССР", "Социалистическая деревня", "Советское искусство", " Наука и техника", "К событиям в Испании" (1936 — 1937), "Ленинградский киножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия" и другие. Режиссёр ряда киножурналов "Новости дня".
_____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 85). Фотографии из частных архивов.

Библиография

1931 — Роман Кармен. "АЭРОСАНИ. Пробег Ленинград-Москва" (издание для детей среднего возраста) (изд.: М.; ОГИЗ - Гос. изд-во юношеской и детской лит-ры, Молодая гвардия (Тираж - 25 000 экз.))
1941 — Роман Кармен. "Год в Китае. Записки кино-журналиста" (Фото автора) (изд.: М.; Советский писатель (Тираж - 10 000 экз.))
1954 — Кармен, Роман Лазаревич. "Автомобиль пересекает пустыню. Записки кинооператора" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детиздат (Тираж - 30 000 экз.))
1957 — Роман Кармен. "Свет в джунглях. Заметки кинооператора" (изд.: М.; Советский писатель (Тираж - 30 000 экз.))
1958 — Роман Кармен. "Вьетнам сражается. Записки советского кинооператора" (изд.: М.; Воениздат)
1959 — Н. Калесникова, Г. Сенчакова, Т. Слепнева "Роман Кармен" (изд.: М.; Искусство (Тираж - 5 000 экз.))
1960 — Роман Кармен. "По Индии" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детгиз (Тираж - 30 000 экз.))
1962 — Роман Кармен. "По странам трёх континентов" (Очерки) (изд.: М.; Молодая гвардия (Тираж - 85 000 экз.))
1966 — Роман Кармен. "Буэнавентура - гражданин Кубы" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детская литература (Тираж - 30 000 экз.))
1967 — Роман Кармен. "Героика борьбы и созидания. Заметки кинодокументалиста" (изд.: М.; Знание (Тираж - 34 800 экз.))
1969 — Роман Кармен. "О времени и о себе" (изд.: М.; Бюро пропаганды советского киноискусства (тираж - 20 000 экз.))
1970 — Вольман Н. "Роман Кармен - кинопублицист. Авторефират диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (изд.: Л.; Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (сектор кино))
1972 — Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: М.; Советская Россия (Тираж - 100 000 экз.))
1973 — "Кинопублицистика и современность. Доклад секретаря Правления Союза кинематографистов СССР Р.Л. Кармена на IV Пленуме Правления." (изд.: М.; СК СССР (Тираж - 600 экз.))
1974 — Макс Альперт. "Мастера советского фотоискусства. Роман Кармен, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии" (изд.: М.; Планета (Тираж - 10 000 экз.))
1974 — Роман Кармен. "Искусство кинорепортажа" (Учебное пособие. Составитель Г.Л. Полонская) (изд.: М.; ВГИК. Кафедра режиссёры документального, научно-популярного фильма (Тираж - 1 000 экз.))
1975 — Роман Кармен. "Чили - время борьбы, время тревог" (Лит. сценарий документального телефильма. Вступительная статья К. Славина) (изд.: М.; Искусство (Тираж - 30 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. "Отель"Флорида" (Национально-революционная война испанского народа 1936-1939. Воспоминания и записки) (изд.: М.; Правда, Библиотека "Огонёк" № 15 (Тираж - 100 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. Фоторепортажи и хроника, письма, документы. (изд.: М.; (Тираж - 150 экз.))
1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1983 — "Роман Кармен в воспоминаниях современников" (Сборник / Союз кинематографистов СССР. Составитель: А.Л. Виноградова) (изд.: М.; Искусство (Тираж - 30 000 экз.))
1986 — Борис Медовой "Иду туда, где бой" (о документалтсте Р. Кармене) (изд.: М.; Политиздат (Тираж - 200 000 экз.))
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.: — М.; "Искусство")
1989 — Константин Славин. "Роман Кармен: "Играю с огнём!.." (изд.: М.; Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр" (Тираж - 40 000 экз.))
2008 — Александр Кармен. «Неизвестные войны Романа Кармена» (иллюстрации - более 400 фотографий) (изд.: Новосибирск; «Приобские ведомости» (тираж ограничен))

Звания

1957 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1959 — Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1965 — Народный артист РСФСР
1966 — Народный артист СССР
1976 — Герой Социалистического Труда

Награды

1937 — Орден Красной Звезды (За боевую работу в Испании)
1940 — Орден Трудового Красного Знамени
1942 — Медаль «За оборону Москвы»
1942 — Сталинская премия (за фильм «День нового мира» (1940))
1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 343/н от 24.10.1944; Издан: ВС 1 Белорусского фронта)
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Суд народов» (1946))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Туркменистан»)
1955 — Орден Труда (Вьетнам) ((I степени))
1957 — Орден Трудового Красного Знамени
1960 — Ленинская премия (за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»)
1968 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967))
1969 — Национальная премия ГДР (за фильм «Товарищ Берлин»)
1969 — Специальный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Товарищ Берлин»)
1971 — Орден Ленина
1973 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Чили — время борьбы, время тревог»)
1974 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Камарадос. Товарищи»)
1975 — Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (ВКФ) (за фильм «Сердце Корвалана»)
1975 — Государственная премия СССР (за фильмы «Пылающий континент» (1973), «Чили — время борьбы, время тревог», «Камарадос. Товарищи» (1974))
1976 — Орден Ленина
1976 — Приз МКФ в Оберхаузене (за фильм «Сердце Корвалана»)
1979 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за киноэпопею «Великая Отечественная» («Неизвестная война»))

Цитаты

В конце 20-х годов Кармен приходит в кинохронику. Он снимает сюжет о переустройстве деревни, о социалистической индустриализации. Они содержат в себе обобщения, результаты поэтического и социального анализа. Чувствуется свой взгляд на событие, на человека — участника великого исторического процесса. Кармен осваивает специфику молодого экранного искусства, совершенствует профессиональное мастерство. Его камера — в гуще жизни, она целеустремленна, активна. Фиксирует переживания человека, проникает в его внутренний мир.[…]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают репортажи Романа Кармена и Бориса Макасеева с фронтов гражданской войны в Испании. События в Испании — это только репетиция, начало, предупреждал в своих репортажах Кармен. Над миром нависла страшная угроза близкой большой войны. […]
В годы войны, Кармен стал первым, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях оккупированных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Потрясенный, он послал об этом корреспонденцию в «Юнайтед Пресс» — и люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — сохранению нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена. […]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.[…]
Но деятельность Кармена не исчерпывается тем, что он сделал в кино. Его книги свидетельствуют о том, что Роман Кармен соединяет в одном лице и «бывалого человека», необыкновенно много видевшего, и выдающегося кинематографиста, активно участвующего во многих исторических событиях, и опытного литератора.

СИМОНОВ К. И вечный бой… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише.
Потому он и был лидером неутомимого, бесстрашного, вездесущего поколения советских хроникеров, начинавшего в конце двадцатых — начале тридцатых годов и определявшего судьбы документального кинематографа (со всеми его победами и неудачами) на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Он всегда, с самого начала и до своего конца, оставался прежде всего репортером — поначалу фото, а потом кино. И тогда, когда занимался только съемкой, и тогда, когда занимался съемкой, и режиссурой. […]

РОШАЛЬ Л. Эффект Кармена // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Удивительна способность этого человека наполнить до предела свою жизнь делами, быть участником интереснейших событий, видеть смысл существования в постоянном поиске, в неудержимом стремлении к освоению новых рубежей. Умение свернуть с проторенной колеи. […]

ГЕЛЕЙН И. Жажда жизни // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Есть такой термин «на боевом взводе». Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства.[…]

МЕДЫНСКИЙ С. Запишите-ка в свою книжечку… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

[...]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[...]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

[ Страница дополняется материалами ]