Имя при рождении:
Роман Лазаревич Корнман

Дата рождения:
29 ноября 1906
Одесса, Российская Империя

Дата смерти:
28 апреля 1978 (71 год)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Кармен Роман Лазаревич (16 (29) ноября 1906, Одесса — 28 апреля 1978, Москва). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1942, 1947, 1952).  Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975).  Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1939 года. Член СП СССР с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.

Родился в Одессе в семье писателя и журналиста Л.О. Кармена (1976 — 1920).
В 1920 — 1922 — учился в трудовой школе и подрабатывал продажей газет на улицах Одессы. На гонорар, полученный за книгу избранных произведений отца — Л.О. Кармена, семья переехала в Москву. Учился на рабфаке при Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова.
В 1923 — 1930 — фотокорреспондент журнала «Огонёк», газеты «Рабочая Москва». Позже работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».
В 1931 году Роман Кармен окончил ГИК. В 1930 году вышел (ставший популярным) сюжет «Фабрика-кухня». 
В 1931 — 1978 — оператор, режиссёр «Союзкинохроники» / с 1944 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). 

Георгий Димитров в Москве. Снимает Роман Кармен. 1934 год. Фото из частного архива.

В 1936 году участвовал в качестве киноператора в знаменитом автопробеге «Горький – Каракумы – Памир – Москва».
02 июня 1936 года был дан старт, который взял начало из города Горький. В течение двух месяцев колона в составе семи машин должна была проделать путь в 12 291 км. 

Испытание автомобилей ГАЗ 

Материалы об этом историческом событии вошли в киножурналы: Союзкиножурнал № 27 (сюжет № 9: Я. Смолич и кинооператор Р. Л. Кармен перед стартом спортивного автопробега «Горький – Каракумы – Памир – Москва»); Союзкиножурнал № 30 (сюжет № 11: Летчик А. Я. Иванов перед стартом автопробега на своем автомобиле ГАЗ); Союзкиножурнал № 31 (сюжет № 9: Участники автопробега Горький - Памир на дистанции в песках Каракумов); Союзкиножурнал  № 34 (сюжет № 7: Автомобили - участники автопробега едут среди гор Памира); Союзкиножуррнал № 36 (сюжет № 8: Операторы Р. Кармен и Смолич на дистанции автопробега Горький - Памир - Москва).

Оператор Роман Кармен среди участников автопробега в одном из горных районов. Фото: www.rus-texnika.ru.

Известность к Роману Кармену пришла после того, как в 1939 году на  основе кадров, снятых в Испании во время гражданской войны (1936 — 1939)  совместно с  Борисом Макасеевым, Эсфирь Шуб создала фильм "Испания" — кинопоэму о мужестве испанского народа. Кадры, снятые на испанских фронтах Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании».

Летом 1937 года кинооператор Булдаков снимает встречу на Белорусском вокзале оператора Р. Кармена, вернувшегося из Испании. Среди встречающих Е.М. Ярославский. Митинг на площади у Белорусского вокзала.


Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван на фронт 25 июня 1941 года ПолитУправлением Красной Арми. Воинское звание — майор. 

Вместе с своими коллегами–кинохроникерами снимал сражения под Москвой и под Ленинградом; вместе с Борисом Шером снимал в Сталинграде пленение фельдмаршала фон Паулюса[1]; на Курской дуге; в партизанских отрядах; участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, одним из первых снял концлагерь Майданек. В мае 1945 года снимал в Берлине подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Киногруппа капитана Романа Кармена (второй справа) во время воздушных съемок на Пе–2 в 260–м бомбардировочном полку. Крайний слева оператор Анатолий Рубанович; справа на фото звукооператор (позже оператор) Рувим Халушаков. Сентябрь 1941 года, аэродром «Будово».

  • С июня 1941 — оператор, начальник киногруппы Северо-Западного фронта;
  • С мая 1942 — оператор, начальник киногруппы (до 23 сентября 1943) Западного фронта;
  • С сентября 1943 — оператор 1-го Белорусского фронта;
  • С 27 марта по 29 ноября 1944 — оператор, начальник киногруппы 2-го Украинского фронта;
  • С августа 1944 по 02 мая 1945 — оператор 1-го Белорусского фронта.

Советские военные корреспонденты (слева направо): В.А. Тёмин, Б.Л. Горбатов и Р.Л. Кармен. 1945 год. Фото из частного архива.

Режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой)  полнометражного документального фильма "Суд народов" (1947) — трибунал над гитлеровскими военными преступниками.

Военный корреспондент ряда советских и зарубежных изданий.

Кинокадры военной кинохроники, снятые Карменом, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры: Л. Варламов и И. Копалин, известный западному зрителю как «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back»). Первый в СССР фильм, получивший в 1943 году награду Американской киноакадении —  «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В 1950 — 1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме, Китае, Бирме, Индии, Индонезии, Южной Америке.

В 1954 году был направлен на базу вьетнамских партизан (группа кинооператоров из СССР  — Владимир Ешурин, Евгений Мухин, во главе с Романом Карменом). Группа встречалась с Хо Ши Мином и в течение восьми месяцев, вместе с вьетнамскими кинематографистами, снимала материал для документального фильма «Вьетнам» (1955). Было отснято около сорока тысяч метров цветной пленки. Черно-белая копия фильма «Вьетнам» под названием «Вьетнам на пути к победе» (Việt Nam trên đường thắng lợi) широко демонстрировалась на севере Вьетнама и имела большой успех.

С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (с 1970).

Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов. 

С 1965 года секретарь правления СК СССР.

Художественный руководитель, продюсер и автор сценария (совместно с И. Ицковым и К. Славиным) киноэпопеи «Великая Отечественная»  (1979 год), созданной при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. Режиссёр 1-й и 20-й сирий киноэпопеи — «22 июня 194 и «Неизвестный солдат».

В 20-ти фильмах киноэпопеи «Великая Отечественная» использованы съёмки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown War»). Производство: Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл".

Роман Кармен умер 28 апреля 1978 года в Москве. Прощание с Карменом, которое было поистине всенародным, проходило в большом зале Дома кино на Васильевской улице. 

РГАКФД хранится летописный материал (учетный № 29154) прощания с Романом Лазаревичем: среди присутствующих — Л. Корвалан, Ф.Т. Ермаш, В. Санаев, А. Медведкин, С. Герасимов, Ч. Айтматов, В. Тейтельбойм, А. Рыбакова, Г. Захарова, С. Аларкорн, Т. Макарова, А. Чаковский Похоронен Роман Кармен на Новодевичьем кладбище.

Материалы творческой деятельности Романа Кармена (сценарии, творческие заявки, фотографии кадров их фильмов и др.)  хранятся в РГАЛИ
________________________________
1) Операторский фронт. Лекция кинорежиссёра Ильи Копалина во ВГИКе 15 марта 1958 года. «Киноведческие записки» в № 67. Лаборатория кинорежиссуры ВГИКа, инв. № 181. Читайте текст полностью на сайте #МузейЦСДФ.

СЕМЬЯ

1962 год. Судак, Крым. На фото (сидят слева направо):  Елизавета Дмитриевна Уварова-Трояновская, Майя Кармен, Ира (дочь Е.Д. Уваровой-Трояновской), Алена (дочь Майи Кармен), Роман Лазаревич Кармен, Сергей Трояновский. Автор фото: Марк Антонович Трояновский. Фото из семейного архива Алексея Марковича Трояновского.

Отец — Лазарь Осипович Кармен (1976 — 1920), писатель.
Первая жена — Марианна Ярославская (1915 — 2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского
Сын — Роман Романович Кармен (1933 — 2013), режиссёр, оператор. 
Внук — Максим Романович Кармен (род. в 1958), продюсер, кинооператор.
Правнук — Никита Максимович Карменв июне 2018 года окончил с красным дипломом операторский факультет ВГИКа (мастерская И.С. Клебанова).
Вторая жена — Нина Орлова (в браке с Р.Л. Карменом — 22 года).
Сын — Александр Романович Кармен (1941 — 2013), журналист-международник.
Внук — Иван Александрович Кармен (род. в 1967)
Третья жена — Майя Афанасьевна Кармен (1930 — 2014), дочь советского историка, политработника Змеула Афанасия Андреевича; по первому мужу Овчинникова; третий муж — Василий Аксенов (1932 — 2009), писатель.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

В 1963 году вышел один из лучших фильмов о гражданской войне и интернациональной помощи испанским республиканцам «Умереть в Мадриде», удостоенный премии «Оскар». Автор фильма — французский документалист Фредерико РоссифФильм посвящен военным корреспондентам, погибшим в Мадриде, и всем тем журналистам, репортерам, кинооператорам, которые, выполняя свою работу в Испании, позволили авторам создать этот фильм. В фильм вошли съемки Романа Лазаревича Кармена.

Роман Кармен в документальном фильме "Москва-Каракумы-Москва" (1977; ЦСДФ режиссер: Кулиджанов А.; авторы сценария: Костин И., Котелевский Ю.; операторы: Дурнов К., Кулиджанов А.), рассказывающем об автопробеге Москва-Каракумы-Москва в 1933 (снимали операторы: Р. Кармен, Э. Тиссэ) и 1977 годах.

Мемориальная доска Кармену Роману Лазаревичу была торжественно открыта в Москве 8 мая 1980 года на Котельнической набережной в доме 1/15, корпус Б (со стороны Большого Ватина переулка), где прославленный документалист жил с 1970 года по 1978 год.

В 1987 году на ЦСДФ вышел полнометражный фильм "Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем" (автор сценария: К. Славин; реж.: И. Григорьев, С. Пумпянская, Т. Семёнов) — о жизни и деятельности прославленного кинодокументалиста. В том же году Союз кинематографистов СССР обратился в Моссовет и Совмин СССР с просьбой о создании мемориального музея-квартиры в доме на Кательнической набережной (одна из семи «Сталинских Высоток» Москвы), где проживал Роман Лазаревич. Моссоветом в просьбе СК СССР было отказано.

21 августа 1987 году кинематографисты ЦСДФ последний раз провели киносъёмку в квартире Романа Кармена — "Происшествие в доме Кармена" (реж. С. Пумпянская; оператор: В. Доброницкий). 

В 2006 году к 100-летию Романа Кармена режиссёр Виктор Лисакович снял полнометражный документальный фильм "С Романом Карменом... Путешествие в молодость" (студия "Совинфильм", 2006 год). В фильме бывшие ученики Кармена, которых он привел в документальное кино, вспоминают годы учебы в его мастерской во ВГИКе. Это известные сегодня режиссеры — Вахтанг Микеладзе, Юрий Сальников, Виктор Шкурин, Владимир Коновалов, Пээт Вяйнасту, Имант Брилс, Валерий Хоменко, Галина Пчелякова, Муза Заслонова. 

В 2006 году в рамках телевизионного документального цикла "Острова" на телеканале "Россия К" вышла документальная программа "Острова. Роман Кармен" (реж. И. Григорьев).

О Романе Кармене в программе Льва Николаева «Цивилизация» — «Гении и злодеи уходящей эпохи» (2008).

В 2008 году в издательстве «Приобские ведомости» (г. Новосибирск) вышла книга «Неизвестные войны Романа Кармена» (автор — Александр Кармен), посвящённая жизни и деятельности знаменитого кинодокументалиста, журналиста и общественного деятеля. Иллюстрированная книга (более  400 фотографий), рассказывает о сложном, полном поистине героических поступков и уникальных творческих свершений, жизненном пути Романа Лазаревича Кармена. Книга была издана ограниченным тиражом. На 13-й Национальной выставке-ярмарке «Книги России — 2010» преподавателю факультета Международной журналистики МГИМО, автору книги Александру Кармену был присужден Диплом «За наиболее яркое качественное издание биографического жанра».

Акция «Бессмертный полк»

Третий год подряд в составе шествия  «Бессмертный полк» идет колонна от Союза кинематографистов России с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтовиков. 

09 мая в составе шествия «Бессмертный полк» прошла колонна от Союза кинематографистов с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтовиков. На фото (третий справа): Никита Кармен (правнук Р.Л. Кармена). Москва, 09 мая 2018 года. Фото Ильи Бриткина


ФИЛЬМОГРАФИЯ

1930 — Фабрика кухня; режиссёр-оператор
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; реж.: В. Ерофеев: операторы: Р. Кармен, Г. Блюм 
1932 — А. М. Горький на даче; операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, И. Беляков
1932 — Дневник искусств (Выставка картин П. П. Кончаловского); операторы: Р. Кармен, М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер (Москва); режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, М. Слуцкий, Р. Кармен
1932 — Пуск Косогорской домны
1933 — Возвращение челюскинцев
1933 — Автопробег Москва-Каракум-Москва; режиссер: М. Гоморов; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен
1933 — Парад на Красной площади; режиссёр-оператор
1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; реж.:  Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, Лебедев
1933 — Москва — Кара-Кум — Москва; оператор совместно с Э. Тиссе
1934 — Г. Димитров в Москве
1934 — Отчёт Анны Масоновой; режиссёр-оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин; асс. оператора: Е. Игнатович; музоформитель: Г. Гамбур; звукооператоры А. Карасев, М. Шер
1934 — Дома (Приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР); режиссёр-оператор; директор фильма: М. Бессмертный
1934 — Похороны С. М. Кирова; оператор в соавторстве
1935 — Отчет Анны Массоновой (о Председателе колхоза "Коминтерн" А. Масоновой); реж.-оператор; звукооператоры: С. Семенов, М. Соболев, С. Ренский; муз. оформление: А. Гран
1935 — Праздник силы и ловкости (празднование 15-й годовщины 1-й Конной армии); режиссер: Н. кармазинский; оператор
1935 — Лаваль прибыл в СССР (министра иностранных дел Франции П. Лаваль в СССР); операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, С. Сегаль 
1935 — Одесса (видовой фильм); режиссер: М. Слуцкий; оператор;  звукооператор: С. Ренский; музоформитель: А. Гран
1935 — Прибытие А. Идена в Москву (министра иностранных дел Великобритании А. Иден в Москве); операторы:  Н. Вихерев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, О. Рейзман, В. Соловьев 
1935 — VII Всесоюзный (Спецвыпуск о VII Всесоюзном съезда Советов в Москве); реж. С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин 
1936 — Жены (фильм рассказывает о жизни советских женщин); Производство: Московская студия кинохроники, Украинская студия кинохроники; режиссер: Ф. Киселев; операторы: В. Собовой, А. Емельянов, А. Шаповалов, И. Беляков, Р. Кармен, С. Семенов, И. Семененко; музоформители: А. Гран, Н. Вертран; звукооператор: С. Ренский
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); режиссер: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А.Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры: С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсянников, Г. Гейгнер; музоформители: Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1936 — Советской Грузии 15 лет; режиссёр-оператор; операторы: Б. Шер, С. Семенов, Д. Овсянников, Г. Гамбург, Н. Рыбаков
1936 — Мадрид в огне; Производство: Кинокомитет; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев 
1936 –1937 — У Басков; режиссер: Л. Варламов; оператор
1936 –1937 — Мадрид сегодня; оператор
1937 — Салют пионерам Испании; режиссер: А. Ованесова; операторы: Р. Кармен, В. Макасеев; муз. оформление: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсяников
1938 — Москва сегодня; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: М. Слуцкий, Н. Самгин, Р. Кармен 
1938 — Китай в борьбе (спецвыпуски №№ 1-3); режиссеры:  Г. Сатарова, М. Слуцкий; оператор: Р. Кармен; звукооператоры: Д. Овсянников, А. Камионский
1938 — Первое мая; режиссеры: С. Гуров, Ф. Киселев, И. М. Слуцкий; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, В. Фроленко, А. Щекутьев; звукооператор: Д. Овсяников; музоформитель: А. Гран
1938 — Поиски летчика Леваневского в Арктике; оператор
1938 — В особом районе Китая (жизнь населения и народно-революционной армии в особом районе Китая, находящегося в руках народно-революционной армии); режиссер: М. Слуцкий ; оператор
1938 — Двадцать пятый МЮД (международный юношеский день); режиссер: А. Ованесова; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов 
1939 — Митинг по поводу встречи ледоколов "И. Сталин" и "Г. Седов" в Гренландском море; оператор
1939 — Испания; полнометражный;  Производство: Мосфильм; реж.: Эсфирь Шуб; операторы: Б. Макасеев, Р. Кармен, испанские кинооператоры
1940 — Седовцы; режиссеры: Р. Кармен, М. Слуцкий; операторы: В. Штатланд, П. В. Пинегин; асс. оператора: В. Халушаков, асс. режиссера: Маркелова, Т. Ширман; музоформитель: А. Гран, звукооператор: В. Нестеров
1940 — День нового мира; полнометражный; авторы сценария: Борис Яглинг, Марк Цейтлин; режиссеры: Михаил СлуцкийРоман Кармен; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Спандарьян; главные операторы: Роман Кармен, Михаил ОшурковБорис Небылицкий;  снимали 97 операторов кинохроники: Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко и другие 
1940 — Г. Уланова; режиссер-оператор
1940 — Первое мая; режиссеры:  И. Сеткина, С. Гуров; гл. оператор
1940 — В Китае (Китай сражается); полнометражный; режиссёр-оператор; композитор: С. Синхай; асс. режиссера: З. Дембовская; звукооператор; Д. Овсянников; текст читает: Ю. Левитан
1941 — Прибытие в Москву генерала Сикорского; режиссер: Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Лебедев 
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры:  Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; операторы: Н. Гладков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, В. Страдин, Я. Славин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. оператора: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во союзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943) [о фильме в статье Марии Голик «Ленинград в борьбе»: Фильм блокадного города]
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометражный; режиссеры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы:  Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий КрыловАлексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландБорис Шер, Александр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан) Премия "Оскар" (1943)
1942 — XXV-й Октябрь; полнометражный; режиссер: И. Копалин; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов 
1942 — Ратификация англо-советского союзного договора; режиссер; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, Р. Кармен, А. Кричевский, Р. Халушаков; ассистент оператора: М. Сухова; асс. режиссера: О. Артюнина; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — 28 героев (фильм-песня); режиссёр: Н. Трахтенберг; оператор; Н. Трахтенберг
1943 — Орловская битва; полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор: В. Слонимский 
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву (17 июля 1944 года 57 тысяч 600 немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы; во главе колонны следовали девятнадцать генералов); режиссер: И. Венжер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, М. Глидер, Р. Кармен, А. Кричевский, Ф. Короткевич, Б. Эйберг, А. Каиров, Б. Небылицкий, М. Оцеп, С. Семенов, Р. Халушаков, М. Цирюльников; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов
1944 — Майданек (фильм о злодеяниях немцев в лагере уничтожения на Майданеке в г. Люблин); режиссер:  И. Сеткина; операторы: А. Софьин, Р. Кармен, В. Штатланд; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов
1944 — Кладбище Европы (заседает советско-польская комиссия по расследованию немецких преступлений); Производство: ЦСДФ, Фильм Польски; режиссер: А. Форд; оператор: С. Боль, А. Форберт, О. Самуцевич, Р. Кармен, В. Штатланд, А. Софьин; музыка: С. Потоцкий; звукооператоры: В. Котов, С. Семенов; асс. операторы: О. Минская, Л. Некрасова
1944 — Битва за Белоруссию; операторы: Т. Бунимович, Р. Кармен, В. Соловьев, А. Крылов, В. Штатланд
1944 — Варшава; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Н. Соловьев, В. Томберг, Л. Мазрухо, А. Ибрагимов, Соколов, Могилевский 
1944 — На подступах к Варшаве (фронтовой выпуск № 7); режиссер: Ф. Киселев; операторы: И. Аронс, А. Софьин, Р. Кармен, В. Томберг, А. Фролов, М. Шнейдеров; музоформитель: А. Ройтман, звукооператор Е. Кашкевич; начальник фронтовой группы: В. Штатланд; консультант С. Платонов; текст: Ю. Смирнитский; асситент режиссера: Н. Соловьева
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в г. г. Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск ( немецкое название Данциг)); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; музоформитель: Д. Штильман; нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов; автор текста: Ю. Смирнитский
1945 — От Вислы до Одера; режиссер: В. Беляев; опеаторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; текст: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов

1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы:  А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. ИбрагимовР. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. ПановМ. ПосельскийС. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Албания; режиссер; операторы: Р. Кармен, М. Трояновский; асс. оператора: Л. Зайцев; музоформители: А. Гран, Н. Иванов-Радкевич; звукооператор: Д. Овсянников; диктор: Л. Хмара
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; музоформитель: Д. Блок; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; дикторы: М. Лебедев, Синявский
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский 
1945 — Освобождение Варшавы; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: И. Аронс, Р. Кармен, Л. Мазрухо, М. Посельский, А. Софьин, В. Томберг, М. Шнейдеров, В. Штатланд 
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер: Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Галдер, Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, Н. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Монгловская, Е. Мухин, Б. Небылицкий, И. Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев 
1945 — На процессе главных немецких преступников в Нюрнберге; режиссер: Р. Кармен; операторы: Б. Макасеев, С. Семенов 
1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок: Роман Кармен; режиссёр: Е. Свилова; операторы: Р. КарменБ. МакасеевС. СемёновВ. Штатланд; звукооператоры: В. КотовВ. Нестеров
1947 — Московская сессия Совета министров иностранных дел; режиссер: И. Копалин; операторы: А. Брантман, В. Ешурин, Р. Кармен 
1947 — Ленинград; полнометражый; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Р. Кармен; операторы: Е. Учитель, О. Иванов, Г. Трофимов, С. Фомин 
1948 — Песня колхозных полей; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен; И. Посельский; операторы: Г. Донец, Я. Гринберг, С. Масленников, А. Смолка 
1949 — Советский Казахстан; полнометражный; Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Р. Кармен; операторы: М. Аранышев, Р. Кармен, В. Зайцев, Б. Шер, И. Гитлевич, А. Зенякин, Е. Лозовский; текст: Б. Горбатов; диктор: Л. Хмара
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссер: Р. Кармен, В. Катанян, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов; сценарий: Б. Кербабаев; Б. автор текста: Горбатов; музоформление: В. Мухатов; звукооператор: С. Егоров
1951 — Советская Грузия; полнометражный; Производство: Тбилисская киностудия; режиссеры: С. Долидзе, Р. Кармен; операторы: Д. Канделаки, З. Фельдман, Ш. Гегелашвили, Р. Кармен; музыка: А. Кереселидзе
1952 — День воздушного флота СССР (празднование Дня Воздушного Флота СССР на Тушинском аэродроме в Москве 27 июля 1952 года); полнометражный; режиссер: Бойков В.; главный ператор: Ошурков М.; операторы: И. Беляков, Г. Голубов, В. Ешурин, Г. Захарова, Р. Кармен, Д. Каспий, А. Казаков, С. Коган, А. Колошин, А. Листвин, Б. Макасеев, В. Мищенко, Ю. Монгловский, М. Оцеп, Э. Тросман, В. Ходяков; в воздухе снимали операторы: Л. Котляренко, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Ошурков, Н.Соловьев, И. Филатов, В. Фроленко, Е. Яцун; звукооператор: В. Нестеров
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссёр-оператор; операторы: М. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович; сценарий: Р. Кармен, И. Осипов, И. Касумов; композитор: К. Караев; звукооператор: А. Керимов; диктор: Л. Хмара; ассистенты режиссера: М. Алили, И. Эфендиев, К. Льянос, А. Филимонова
1955 — Премьер-министр республики Индии Д. Неру в СССР; режиссер: Р. Кармен; оператор: Б. Макаров 
1955 — Дружба великих народов; режиссеры: Р. Кармен, И. Сеткина; операторы: Р. Кармен, Д. Каспий, М. Ошурков, П. Касаткин, В. Киселев, Д. Рымарев, И. Сокольников, Н. Соловьев; диктор: Р. Выгодский; композитор В. Гевиксман
1955 — Вьетнам; полнометражный; режиссёр-оператор; операторы: В. Ешурин, Е. Мухин, Нгуен Хун Нги, Май Лок 
1956 — На гостеприимной земле Бирмы; режиссер; операторы: Р. Кармен, П. Касаткин, Д. Каспий, В. Киселев, М. Ошурков; диктор: Р. Выгодский; музоформление: Л. Степанов, А. Зоров; звукоооператоры: И. Гунгер, В. Котов, редактор Ю. Каравкин
1956 — Праздник индийского народа (празднование шестой годовщины образования республики Индии. Военный парад и демонстрация в г. Дели. Присутствуют: Р. Прасад, Д. Неру и др.); режиссер: К. Льянос; операторы: Р. Кармен, М. Каюмов, В. Киселев, Е. Мухин, С. Медынский, Е. Аккуратов, Н. Генералов 
1957 — Утро Индии; Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор: В. Гевиксман; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара
1958 — Гости из Америки; полнометражный; режиссер; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин; звукооператор: К. Никитин
1958 — День нашей жизниильм об одном дне жизни Советского Союза - 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на р. Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный; режиссер; операторы: Д. Каспий, В. Микоша

Режиссёр Роман Кармен летом 1957 года на съёмках панорамного фильма ШИРОКА СТРАНА МОЯ. Фото из журнала СОВЕТСКИЙ ЭКРАН № 23, 1957 год.

1958 — Широка страна моя (фильм был снят к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции ); первый советский цветной полнометражный панорамный фильм; Производство: Центрнаучфильм; автор сценария и режиссер: Роман  Кармен; композитор: Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный; Премьера состоялась в московском панорамном кинотеатре «Мир» 28 февраля 1958 года
1959 — Покорители моряполнометражный; Производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ; режиссёры: Р. Кармен, М. Алили; операторы: Д. Мамедов, С. Медынский; асс. режиссера: В. Катанян
1960 — Наш друг Индонезия; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Государственная студия по производству фильмов Джакарты; режиссеры: Мардхани, Сарьоно Дипо, Р. Кармен; операторы: Ли-Ги-Сан, В. Силитонга, Р. Кармен, Н. Генералов, А. Колошин; звукооператор: И. Гунгер; текст: М. Стуруа; музыка: С. Баласанян
1960 — Австрия встречает посланца мира; полнометражный; режиссер; операторы: А. Колошин, М. Ошурков 
1960 — Подземные переходы Вены; режиссер
1960 — Куба сегодня; режиссёр: И. Посельский; операторы: Р. Кармен, В. Киселев

Оператор Валерий Никонов и режиссер Роман Кармен на съемках фильма ПЫЛАЮЩИЙ КОНТИНЕНТ (1972). Фото из личного архива Валерия Никонова.1961 — Пылающий остров (фильм посвящен 2-й годовщине Кубинской революции)полнометражный; Производство: киностудия "Мосфильм"; автор фильма: Роман Кармен; главный оператор: Александр Степанович Кочетков; оператор: В. Никонов; звукооператор: Виктор Котов
1961 — Голубая лампа (боевые действия кубинских повстанческих отрядов); режиссер; оператор: В. Киселев
1961 — Праздник революционной Кубы; режиссер: Л. данилов; операторы: Р. Кармен, В. Киселев 
1961 — Морями студеными (открытие новой научной дрейфующей станции "Северный полюс - 10"); режиссер: М. Славинская; оператор

1962 — Государство – это мы (заседание Верховного Совета СССР); режиссер
1962 — Суд народов; полнометражный; режиссеры: Е. Свилова, Р. Кармен; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семенов
1963 — Фидель Кастро у машиностроителей Урала (спецвыпуск); режиссер: Т. Ширман; операторы: Р. Кармен, В. Киселев, Ю. Буслаев
1963 — Мы с вами, братья кубинцы (Фидель Кастро и сопровождающие его лица совершают поездку по Сибири); режиссер: З. Тулубьева; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1963 — Посланцы героической Кубы в Ленинграде; режиссер: Ф. Киселев; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1963 — Когда мир висел на волоске (митинги протеста в Болгарии, г. г. Москве, Лондоне, Токио, Праге против вторжения американских войск на Кубу); режиссер-оператор

1963 — Гость с острова Свободыильм о визите Фиделя Кастро в СССР); полнометражный; авторы сценария: Г. Боровик, Р. Кармен; режиссер-оператор: Р. Кармен; операторы: П. Касаткин, В. Микоша, А. Сёмин, И. Бганцев, В. Киселёв
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; реж.: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Ураган на Кубе (спецвыпуск); режиссер-оператор
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция); режиссеры:  Л. Варламов, И. Копалин; оператор в соавторстве
1965 — Великая Отечественная (2 серии); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; операторы: фронтовые кинооператоры ЦСДФ; звукооператор: Виктор Котов
1966 — Смерть комиссара (фильм рассказывает о дивизионном комиссаре Иване Васильевиче Зуеве, погибшем в 1941 году в результате предательства); (не выпущен на экран); режиссер; оператор:  А. Саранцев 
1966 — Испанияосстановленный вариант фиьма 1939 года); Производство: Мосфильм; режиссер: Э. Шуб; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев 
1967 — Берлин (фильм 1945 года, восстановлен в 1967 году); Производство: ЦСДФ, Мосфильм; режиссеры: Ю. Райзман, Н. Шпиковский

1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман КарменКонстантин Симонов; режиссер: Роман Кармен; ассистент режиссёра: М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон
1969 — Товарищ Берлинполнометражный; режиссер; оператор: А. Кричевский 

Во время премьеры фильма ТОВАРИЩ БЕРЛИН (1969). На фото (слева направо): сценарист Генрих Гурков, реж. Марина Бабак, реж. Роман Кармен, переводчица и оператор Абрам Кричевский. Берлин. Фото из личного архива Ирины Кононовой.
1972 — Пылающий континент; полнометражный (фильм о Латинской Америке); Производство: Мосфильм; режиссеры: Р. Кармен, Д. Борщевский, А. Хайт; гл. оператор: А. Кочетков 
1973 — Чили: время борьбы, время тревог; полнометражный
1974 — Камарадос. Товарищи (фильм, посвящённый памяти Сальвадора Альенде, Пабло Неруды, Виктора Хары)
1975 — Сердце Корвалана; полнометражный; режиссер; Главный приз ВКФ (1976); Приз МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене (1976)
1979 — Киноэпопея "Великая Отечественная" (Неизвестная война; 20 серий (художественный руководитель; режиссёр серий: «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат») 

КИНОПЕРИОДИКА

В качестве кинооператора снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал",  "На страже СССР", "Социалистическая деревня", "Советское искусство", " Наука и техника", "К событиям в Испании" (1936 — 1937), "Ленинградский киножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия" и другие. Режиссёр ряда киножурналов "Новости дня".
_____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 85). Фотографии из частных архивов.

Библиография

1931 — Роман Кармен. "АЭРОСАНИ. Пробег Ленинград-Москва" (издание для детей среднего возраста) (изд.: М.; ОГИЗ - Гос. изд-во юношеской и детской лит-ры, Молодая гвардия (Тираж - 25 000 экз.))
1941 — Роман Кармен. "Год в Китае. Записки кино-журналиста" (Фото автора) (изд.: М.; Советский писатель (Тираж - 10 000 экз.))
1954 — Кармен, Роман Лазаревич. "Автомобиль пересекает пустыню. Записки кинооператора" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детиздат (Тираж - 30 000 экз.))
1957 — Роман Кармен. "Свет в джунглях. Заметки кинооператора" (изд.: М.; Советский писатель (Тираж - 30 000 экз.))
1958 — Роман Кармен. "Вьетнам сражается. Записки советского кинооператора" (изд.: М.; Воениздат)
1959 — Н. Калесникова, Г. Сенчакова, Т. Слепнева "Роман Кармен" (изд.: М.; Искусство (Тираж - 5 000 экз.))
1960 — Роман Кармен. "По Индии" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детгиз (Тираж - 30 000 экз.))
1962 — Роман Кармен. "По странам трёх континентов" (Очерки) (изд.: М.; Молодая гвардия (Тираж - 85 000 экз.))
1966 — Роман Кармен. "Буэнавентура - гражданин Кубы" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детская литература (Тираж - 30 000 экз.))
1967 — Роман Кармен. "Героика борьбы и созидания. Заметки кинодокументалиста" (изд.: М.; Знание (Тираж - 34 800 экз.))
1969 — Роман Кармен. "О времени и о себе" (изд.: М.; Бюро пропаганды советского киноискусства (тираж - 20 000 экз.))
1970 — Вольман Н. "Роман Кармен - кинопублицист. Авторефират диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (изд.: Л.; Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (сектор кино))
1972 — Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: М.; Советская Россия (Тираж - 100 000 экз.))
1973 — "Кинопублицистика и современность. Доклад секретаря Правления Союза кинематографистов СССР Р.Л. Кармена на IV Пленуме Правления." (изд.: М.; СК СССР (Тираж - 600 экз.))
1974 — Макс Альперт. "Мастера советского фотоискусства. Роман Кармен, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии" (изд.: М.; Планета (Тираж - 10 000 экз.))
1974 — Роман Кармен. "Искусство кинорепортажа" (Учебное пособие. Составитель Г.Л. Полонская) (изд.: М.; ВГИК. Кафедра режиссёры документального, научно-популярного фильма (Тираж - 1 000 экз.))
1975 — Роман Кармен. "Чили - время борьбы, время тревог" (Лит. сценарий документального телефильма. Вступительная статья К. Славина) (изд.: М.; Искусство (Тираж - 30 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. "Отель"Флорида" (Национально-революционная война испанского народа 1936-1939. Воспоминания и записки) (изд.: М.; Правда, Библиотека "Огонёк" № 15 (Тираж - 100 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. Фоторепортажи и хроника, письма, документы. (изд.: М.; (Тираж - 150 экз.))
1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1983 — "Роман Кармен в воспоминаниях современников" (Сборник / Союз кинематографистов СССР. Составитель: А.Л. Виноградова) (изд.: М.; Искусство (Тираж - 30 000 экз.))
1986 — Борис Медовой "Иду туда, где бой" (о документалтсте Р. Кармене) (изд.: М.; Политиздат (Тираж - 200 000 экз.))
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.: — М.; "Искусство")
1989 — Константин Славин. "Роман Кармен: "Играю с огнём!.." (изд.: М.; Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр" (Тираж - 40 000 экз.))
2008 — Александр Кармен. «Неизвестные войны Романа Кармена» (иллюстрации - более 400 фотографий) (изд.: Новосибирск; «Приобские ведомости» (тираж ограничен))

Звания

1957 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1959 — Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1965 — Народный артист РСФСР
1966 — Народный артист СССР
1976 — Герой Социалистического Труда

Награды

1937 — Орден Красной Звезды (За боевую работу в Испании)
1940 — Орден Трудового Красного Знамени
1942 — Медаль «За оборону Москвы»
1942 — Сталинская премия (за фильм «День нового мира» (1940))
1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 343/н от 24.10.1944; Издан: ВС 1 Белорусского фронта)
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Суд народов» (1946))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Туркменистан»)
1955 — Орден Труда (Вьетнам) ((I степени))
1957 — Орден Трудового Красного Знамени
1960 — Ленинская премия (за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»)
1968 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967))
1969 — Национальная премия ГДР (за фильм «Товарищ Берлин»)
1969 — Специальный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Товарищ Берлин»)
1971 — Орден Ленина
1973 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Чили — время борьбы, время тревог»)
1974 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Камарадос. Товарищи»)
1975 — Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (ВКФ) (за фильм «Сердце Корвалана»)
1975 — Государственная премия СССР (за фильмы «Пылающий континент» (1973), «Чили — время борьбы, время тревог», «Камарадос. Товарищи» (1974))
1976 — Орден Ленина
1976 — Приз МКФ в Оберхаузене (за фильм «Сердце Корвалана»)
1979 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за киноэпопею «Великая Отечественная» («Неизвестная война»))

Цитаты

В конце 20-х годов Кармен приходит в кинохронику. Он снимает сюжет о переустройстве деревни, о социалистической индустриализации. Они содержат в себе обобщения, результаты поэтического и социального анализа. Чувствуется свой взгляд на событие, на человека — участника великого исторического процесса. Кармен осваивает специфику молодого экранного искусства, совершенствует профессиональное мастерство. Его камера — в гуще жизни, она целеустремленна, активна. Фиксирует переживания человека, проникает в его внутренний мир.[…]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают репортажи Романа Кармена и Бориса Макасеева с фронтов гражданской войны в Испании. События в Испании — это только репетиция, начало, предупреждал в своих репортажах Кармен. Над миром нависла страшная угроза близкой большой войны. […]
В годы войны, Кармен стал первым, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях оккупированных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Потрясенный, он послал об этом корреспонденцию в «Юнайтед Пресс» — и люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — сохранению нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена. […]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.[…]
Но деятельность Кармена не исчерпывается тем, что он сделал в кино. Его книги свидетельствуют о том, что Роман Кармен соединяет в одном лице и «бывалого человека», необыкновенно много видевшего, и выдающегося кинематографиста, активно участвующего во многих исторических событиях, и опытного литератора.

СИМОНОВ К. И вечный бой… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише.
Потому он и был лидером неутомимого, бесстрашного, вездесущего поколения советских хроникеров, начинавшего в конце двадцатых — начале тридцатых годов и определявшего судьбы документального кинематографа (со всеми его победами и неудачами) на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Он всегда, с самого начала и до своего конца, оставался прежде всего репортером — поначалу фото, а потом кино. И тогда, когда занимался только съемкой, и тогда, когда занимался съемкой, и режиссурой. […]

РОШАЛЬ Л. Эффект Кармена // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Удивительна способность этого человека наполнить до предела свою жизнь делами, быть участником интереснейших событий, видеть смысл существования в постоянном поиске, в неудержимом стремлении к освоению новых рубежей. Умение свернуть с проторенной колеи. […]

ГЕЛЕЙН И. Жажда жизни // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Есть такой термин «на боевом взводе». Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства.[…]

МЕДЫНСКИЙ С. Запишите-ка в свою книжечку… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

[...]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[...]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

Статьи

Несколько эпизодов из жизни летописца эпохи
Роман с острым сюжетом
КЛАССИК БЕЗ РЕТУШИ или «ПАРИЯ» О КАРМЕНЕ. Воспоминания о Кармене, написанные его учеником
"НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА". История создания
Время с Романом Карменом (отрывок из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам” (1997)
Роман Кармен: В те трудные военные дни студия была родным домом
"Хочу быть там, где идёт бой..." (выставка на сайте #музейцсдф)
НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА (выставка на сайте #музейцсдф)
Служили два товарища...Как кинооператоры снимали войну на самолетах
Вторая выставка фото-репортажа (Советское фото, вып. 09, 1926 год)
Талант — это труд. К началу Великой Отечественной войны за плечами у Кармена оказались уже две большие войны...
На полях стенаграммы. Журнал "СОВЕТСКОЕ КИНО" (№1-2) 1933 год
Творческий вечер режиссера-оператора Владислава Микоши (Москва, 27 февраля 1975 года. Стенограмма публикуется впервые)
Хемингуэй под грифом секретно
"Дом артистов" на Большой Полянке
Школа журналистики. Из воспоминаний режиссера-документалиста Романа Кармена
Служили два товарища...Как кинооператоры снимали войну на самолетах
Мадрид — Старая Русса. Главы из книги Р.Л. Кармена «Но пасаран!»
Вы из пулемета-то умеете стрелять?..Главы из книги Р.Л. Кармена «Но пасаран!»
Роман Кармен: его войны и его победы. Главы из книги А.Р. Кармена «Неизвестные войны Романа Кармена»
«Объединяйтесь, чтобы остановить Россию!». Главы из книги Р.Л. Кармена "Но пасаран!"

[ Страница дополняется материалами ]