Юткевич Сергей Иосифович (15 (28) декабря 1904, Санкт-Петербург — 23 апреля 1985, Москва) — режиссёр театра и кино, художник, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Народный артист СССР (1962). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Сталинских (Государственных) премий (1941, 1947) и Государственных премий СССР (1967, 1983). Член ВКП(б) — КПСС с 1939 года. Член СК СССР (с 1957), Всероссийского театрального общества, Союза писателей СССР (1964 — 1981), Советского комитета защиты мира.
Октябрьский переворот 1917 года застал семью Юткевичей на отдыхе в Славянске, откуда семья переехала в Харьков, а позже в Киев. В Харькове сергей Юткевич учился живописи у Э. А. Штейнберга, в Киеве сдружился с Г. М. Козинцевым и А. Я. Каплером. В 1920 году жил с отцом в Крыму.
С февраля 1921 по апрель 1922 — учился в Москве на театрально-декоративном факультете Высших художествено-творческих мастерских (ВХУТЕМАС); 1921 — 1923 — в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством В. Э. Мейерхольда.
В 1922 году вместе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС).
С апреля 1922 до августа 1923 — художник в театральной мастерской Николая Фореггера («Мастфор»), совместно с С. М. Эйзенштейном) оформил в мастерской ряд спектаклей: «Вечер театральных пародий», «Хорошее отношение к лошадям» В. З. Масса (1921), осуществил постановку «Спектакль шарлатанов» Г. С. Геллета (1922) и др.
С августа 1923 до мая 1924 — руководил драмкружком в клубе «Крылья коммуны».
В мае — июле 1924 — художник в журнале «Зрелища».
Принимал участие как режиссёр и художник в оформлении политических скетчей и эстрадных номеров для живых газет «Синяя блуза» и «Смычка».
С июля 1924 по август 1925 — режиссер и художник агитационной театральной группы «Смычка»; с августа 1925 до 01 января 1926 — «Синяя блуза».
С 01 января 1926 до апреля 1928 — художник, режиссер-ассистент, режиссер Московской кинофабрики «Совкино», руководитель ЭККЮ (Экспериментального киноколлектива Юткевича) при АРРК, одновременно работал художником в театре.
В течение десяти лет — с апреля 1928 до августа 1938 — режиссер и руководитель Первой киномастерской на Ленинградской кинофабрике «Совкино» / киностудии «Ленфильм».
В 1934 году пробовал себя в документальном кинематографе: снял ленту «Анкара — сердце Турции».
С сентября 1938 по август 1944 — режиссер киностудии «Союздетфильм» (ныне Киностудия им. М. Горького); с 16 октября 1940 по 03 августа 1944 — художественный руководитель «Союздетфильма».
С 26 августа 1944 — режиссер киностудии «Мосфильм».
В конце 30-х годов режиссёр обратился к теме «ленинианы», ставшей ведущей в его творчестве — им были сняты «Человек с ружьём» (1938), «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966), «Ленин в Париже» (1981).
Значительным событием в мировом кинематографе стала экранизация Юткевичем трагедии Шекспира «Отелло» (1955), в которой главную роль сыграл Сергей Бондарчук.
С 1921 года оформил и поставил 36 спектаклей в разных театрах страны: «Баня» В. В. Маяковского (1953, совместно с Н. Петровым и В. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с В. Н. Плучеком), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (1965, совместно с М. Захаровым) и др.
В годы Великой Отечественной войны «Боевой киносборник № 7» (1941; новеллы «Эликсир бодрости» и «Белая ворона») и фильм «Новые похождениях Швейка» (1943) были сняты Юткевичем в жанре сатиры; режиссер полнометражного документального фильмов «Освобождённая Франция» (1944; ЦСДФ).
Деятели советской кинематографии. Конец 40-х годов. На фото в первом ряду сидят (слева направо) Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Александр Довженко; во второя ряду стоят (слева аправо): Всеволод Пудовкин, Михаил Эдишерович Чиаурели, Юлий Райзман, [С.Весин?], Сергей Юткевич, Марк Донской, Амо Бек-Назаров, Михаил Ромм, Ефим Дзиган. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13728581 (Музей кино).
В 1947 — 1949 и в 1956 — 1973 годах — старший научный сотрудник в Институте истории искусств. В 1974 — 1985 — старший научный сотрудник ВНИИ киноискусства Госкино СССР. Автор 14 книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа.
Советские кинематографисты на Первом Каннском кинофестивале. На фото (справа налево): Сергей Юткевич, фотокорреспондент Самарий Гурарий, режиссер Фридрих Эрмлер, (наизвестный), актриса Галина Водяницкая, режиссер Сергей Герасимов, актер Борис Чирков, (неизвестный). 1946 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник МАММ / МДФ.
В 1924 — 1931 годах преподавал на Высших курсах искусствоведения при государственном институте истории искусства в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург); в 1931 — 1934 — на киноотделении Ленинградского техникума сценических искусств.
В 1937 — 1941 годах — преподавал на режиссерском факультете ГИКа (с 1938 года ВГИК); в 1940 — 1941 годах — заведующий кафедрой актёрского мастерства ВГИКа (с 1940 — профессор); с 1944 до марта 1949 и в 1954 — 1960 годах — руководитель режиссерских мастерских ВГИКа.
В 1956 — 1957 — преподаватель режиссуры на Высших режиссерских курсах Союза кинематографистов и киностудии «Мосфильм».
Одновременно с работой в кино в 1939 —1946 годах — главный режиссёр Ансамбля песни и пляски НКВД, созданного по инициативе Лаврентия Берии.
В 1960 — 1965 годах — главный режиссёр Студенческого театра МГУ.
Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983), премии Венецианского кинофестиваля «За выдающийся вклад в развитие мирового киноискусства» (1982) и трех премий Каннского кинофестиваля (1955, 1957, 1967).
В 1967 году Юткевич возглавлял жюри Пятого Московского международного кинофестиваля.
МКФ в Москве. 60-е годы. В президиуме (слева направо): режиссер Г. Александров, актриса Т. Макарова, режиссеры С. Бондарчук, С. Юткевич, Ю. Райзман, М. Донской (7-й слева), Р. Кармен. Автор фото: Олег Мерцедин. Источник: МАММ / МДФ.
Член-корреспондент академии искусств ГДР (1961). Член Президентского совета общества «СССР — Франция» (1968). Вице-президент французской синематеки (1968).
Отец — Иосиф Иванович Юткевич (1877—1972) — инженер-технолог, работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов, а с 1903 года на Петербургской казённой пробочной фабрике.
Мать — Наталия Михайловна Лаврова (1880—1953) — выпускница историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов.
Дочь (от брака с актрисой Нины Яковлевны Шатерниковой (1902—1982) — Марианна Сергеевна Шатерникова (1934 — 2018)) — киновед, переводчик, кандидат искусствоведения, с 1964 года преподавала во ВГИКе; с 1990 года жила в Калифорнии (США).
Жена — Елена Михайловна Ильющенко (1904 — 1987) — балерина.
1922 — «Спектакль шарлатанов» Г. С. Геллета (Мастфор)
1937 — «Ночной смотр» В. В. Шкваркина (совм. с X. Локшиной, Ленинградский театр Комедии)
1939 — «Ключи Берлина» М. С. Гуса и К. Я. Финна (Московский театр Революции)
1942 — «Мать» К. Чапека (Русский государственный драматический театр имени В. Маяковского, Душанбе)
1943 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина (Ленинградский театр Комедии)
1945 — «Вы этого не забудете» Дж. Пристли (Ленинградский театр Комедии)
1947 — «Южный узел» А. А. Первенцева (Малый театр)
1953 — «Баня» В. В. Маяковского (совместно с Н. Петровым и В. Плучеком) (Московский академический театр сатиры)
1955 — «Клоп» В. В. Маяковского (совместно с В. Н. Плучеком) (Московский академический театр сатиры)
1961 — «Сердце у меня одно» Г. И. Полонского
1964 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (совместно с М. А. Захаровым)
1967 — «Хочу быть честным» В. Н. Войновича
1982 — «Балаганчик» А. А. Блока
1982 — «Незнакомка» А. А. Блока
Игровые
1925 — Шпундик-кооператор; автор сценария совм. с В. Ардовым
1925 — Даёшь радио!; короткометражный; художник; режиссер и автор сценария совм. с С. Грюнбергом; фильм не сохранился
1926 — Предатель; художник-постановщик совм.с В. Рахальсом)
1927 — Третья Мещанская; художник-постановщик совм. с В. Рахальсом
1928 — Кружева; автор сценария совм. с Ю. Громовым, В. Легошиным; режиссер
1929 — Чёрный парус
1931 — Златые горы; автор сценария совм. с А. Михайловским, В. Недоброво, А. Чапыгиным; режиссер
1932 — Встречный; режиссер совм. с Ф. Эрмлером и Л. Арнштамом; автор сценария совм. с Ф. Эрмлером, Л. Арнштамом, Л. Любашевским
1937 — Как будет голосовать избиратель (короткометражный)
1937 — Шахтёры
1938 — Человек с ружьём (совм. П. Армандом и М. Итиной)
1940 — Яков Свердлов
1941 — Боевой киносборник № 7 (новелла «Эликсир бодрости»)
1941 — Боевой киносборник № 7 (новелла «Белая ворона»)
1942 — Швейк готовится к бою (режиссёр сборника, совм. с М. Итиной и К. Минцом)
1943 — Новые похождения Швейка
1945 — Здравствуй, Москва!
1947 — Свет над Россией
1948 — Три встречи (совм. с В. Пудовкиным и А. Птушко)
1951 — Пржевальский; режисеср
1953 — Великий воин Албании Скандербег (СССР/НРА)
1955 — Отелло; автор сценария и режиссер
1957 — Рассказы о Ленине
1965 — Ленин в Польше (СССР/ ПНР); автор сценария совм. с Е. Габриловичем
1968 — Цвет граната (в версии Сергея Юткевича); режиссер: Сергей Параджанов
1968 — Бежин луг (фотофильм совместно с Н. Клейманом)
1969 — Сюжет для небольшого рассказа («Лика — любовь Чехова») (СССР/ Франция)
1981 — Ленин в Париже (совм. с Л. Эйдлиным)
Документальные
1934 — Анкара — сердце Турции; режиссер и автор сценария совм. с Л. Арнштамом
1944 — Освобождённая Франция; автор сценария и режиссер
1946 — Молодость нашей страны (совм. с И. Венжер и Я. Посельским)
1948 — Памяти С. Эйзенштейна (совм. с П. Аташевой)
1957 — Поет Ив Монтан; полнометражный; авторы фильма: Юткевич С., Слуцкий М.; операторы: Бессарабов И., Кричевский А., Халушаков Р., Захарова Г.; асс. режиссёра: Пумпянская С.
1960 — Встреча с Францией
1967 — О самом человечном (монтажный, СССР)
Мультипликационно-игровые
1975 — Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой; совместно с А. Карановичем, И. Гараниной, В. Тарасовым, А. Петровым)
1962 — Баня (смешанная техника, совместно с А. Карановичем)
1973 — Поэт на экране („Барышня и хулиган“) (включает восстановленную режиссёром версию фильма «Барышня и хулиган»)
1973 — Ильинский о Маяковском; автор сценария и режиссер
Художественный руководитель
1925 — Броненосец «Потёмкин» (в редакции 1976 г.)
1934 — Песня о счастье
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
1955 — За витриной универмага (совм. с М. Роммом)
1959 — Снежная сказка
1959 — Колыбельная
1960 — Месть (короткометражный)
1962 — Мир дому твоему (мультипликационный)
Участие в фильмах
1955 — 60-летний юбилей А. Довженко (документальный)
1955 — 30-летие фильма Броненосец Потёмкин (документальный)
1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1965 — С. Юткевич и М. Штраух в Варшаве
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография (документальные фильмы) — электронный каталог РГАКФД; Биография и фильмография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 975-979).
[...]19 апреля 1945 года в рецензии на фильм «Освобождённая Франция» Сергей Эйзенштейн писал:
Источник
«На необъятных равнинах русской земли, в великой победе Красной Армии под Сталинградом решались судьбы мира…
Эта основная мысль, основная концепция пронизывает каждый кадр, каждый монтажный стык нового волнующего фильма «Освобождённая Франция», смонтированного Сергеем Юткевичем из несметного количества беспристрастного документального материала.
Именно мысль, а не приём именно скорбь и гнев, а не формальные искания автора магически перевоплощают эти кадры фактов в захватывающую поэму борьбы за освобождение всем нам близкой и любимой Франции.
Именно эти чувства диктуют прекрасно смонтированные страницы трагической судьбы покоряемой, порабощённой и вновь освобождённой Франции, проходившие перед нами по экрану…
Именно эти чувства порождают великолепные эпизоды фильма..."[...]
[ Страница дополняется материалами ]