Имя при рождении:
Корнман

Дата рождения:
29 ноября 1906
Одесса, Российская Империя

Дата смерти:
28 апреля 1978 (71 год)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография


29 ноября 2016 года — 110 лет со дня рождения Романа Кармена.

Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1947, 1952).  Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975).  Герой Социалистического Труда (1976). Член ВКП(б) с 1939 года. Член СП СССР с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.

Родился в Одессе в семье писателя и журналиста Л.О. Кармена (1976 — 1920).
В 1920 — 1922 — учился в трудовой школе и подрабатывал продажей газет на улицах Одессы. На гонорар, полученный за книгу избранных произведений отца — Л.О. Кармена, семья переехала в Москву. Учился на рабфаке при Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова.
В 1923 — 1930 — фотокорреспондент журнала «Огонёк», газеты «Рабочая Москва». Позже работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».
В 1931 году Роман Кармен окончил ГИК. В 1930 году вышел (ставший популярным) сюжет «Фабрика-кухня». 
В 1931 — 1978 оператор, режиссёр «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). 

Георгий Димитров в Москве. Снимает Роман Кармен. 1934 год.

Известность к Роману Кармену пришла после того, как в 1939 году на  основе кадров, снятых в Испании во время гражданской войны (1936 — 1939)  совместно с  Борисом Макасеевым, Эсфирь Шуб создала фильм
"Испания" — кинопоэму о мужестве испанского народа. Кадры, снятые на испанских фронтах Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании».

Летом 1937 года кинооператор Булдаков снимает встречу на Белорусском вокзале оператора Р. Кармена, вернувшегося из Испании. Среди встречающих Е.М. Ярославский. Митинг на площади у Белорусского вокзала.



Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван на фронт 25 июня 1941 года ПолитУправлением Красной Арми. Воинское звание — майор. Вместе с своими коллегами–кинохроникерами снимал сражения под Москвой и под Ленинградом; в феврале 1943 года он снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом; на Курской дуге; в партизанских отрядах; участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, одним из первых снял концлагерь Майданек.
9 мая 1945 года снимал в Берлине — подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

  • С июня 1941 — оператор, начальник киногруппы Северо-Западного фронта;
  • С мая 1942 — оператор, начальник киногруппы (до 23 сентября 1943) Западного фронта;
  • С сентября 1943 — оператор 1-го Белорусского фронта;
  • С 27 марта по 29 ноября 1944 — оператор, начальник киногруппы 2-го Украинского фронта;
  • С августа 1944 по 02 мая 1945 — оператор 1-го Белорусского фронта.

Режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой)  полнометражного фильма "Суд народов" (1947) — трибунал над гитлеровскими военными преступниками.
Военный корреспондент ряда советских и зарубежных изданий.

Кинокадры военной кинохроники, снятые Р.Л. Карменом, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры: Л. Варламов и И. Копалин, известный западному зрителю как «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back»). Первый в СССР фильм, получивший в 1943 году награду Американской киноакадении —  «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В 1950 — 1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме, Китае, Бирме, Индии, Индонезии, Южной Америке.

В 1954 году был направлен на базу вьетнамских партизан (группа кинооператоров из СССР  — Владимир Ешурин, Евгений Мухин, во главе с Романом Карменом). Группа встречалась с Хо Ши Мином и в течение восьми месяцев, вместе с вьетнамскими кинематографистами, снимала материал для документального фильма «Вьетнам»(1955). Было отснято около сорока тысяч метров цветной пленки. Черно-белая копия фильма «Вьетнам» под названием«Вьетнам на пути к победе» (Việt Nam trên đường thắng lợi) широко демонстрировалась на севере Вьетнама и имела большой успех.

С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа, профессор (с 1970).
Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов. 
С 1965 года секретарь правления СК СССР.

Художественный руководитель, продюсер и автор сценария (совместно с И. Ицковым и К. Славиным) киноэпопеи «Великая Отечественная»  (1979 год), созданной при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. Режиссёр 1-й и 20-й сирий ( «22 июня 194 и «Неизвестный солдат») . В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием "Неизвестная война". Производство: Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл".


СЕМЬЯ

Отец — Л.О. Кармена (1976 — 1920), писатель.
Первая жена — Марианна Ярославская (1915 — 2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского
Сын — Роман Кармен (1933 — 2013), режиссёр, оператор. 
Внук — Максим Кармен (род. в 1958), сын Романа Романовича Кармена; продюсер, кинооператор.
Вторая жена — Нина Орлова (в браке с Р.Л. Карменом — 22 года).
Сын — Александр Кармен (1941 — 2013), журналист-международник.
Третья жена — Майя Овчинникова (Аксёнова; 1930 — 2014), дочь советского историка, политработника Змеула Афанасия Андреевича.

В 2004 году сыновьями и соратниками Романа Лазаревича Кармена была создана некоммерческая организация "Региональный благотворительный общественный Фонд поддержки неигрового кино имени Романа Кармена".


В 1987 году на ЦСДФ вышел полнометражный фильм "Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем" (автор сценария: К. Славин; реж.: И. Григорьев, С. Пумпянская, Т. Семёнов) — о жизни и деятельности прославленного кинодокументалиста. В том же году Союз кинематографистов СССР обратился в Моссовет и Совмин СССР с просьбой о создании мемориального музея-квартиры в доме на Кательнической набережной (одна из семи «Сталинских Высоток» Москвы), где проживал Роман Лазаревич.
21 августа 1987 году кинематографисты ЦСДФ последний раз провели киносъёмку в квартире Романа Кармена — "Происшествие в доме Кармена" (реж. С. Пумпянская; оператор: В. Доброницкий). 

В 2006 году к 100-летию мастера режиссёр Виктор Лисакович снял полнометражный документальный фильм "С Романом Карменом... Путешествие в молодость" (студия "Совинфильм", 2006 год).
В фильме бывшие ученики Романа Кармена, которых он привел в документальное кино,  Это известные сегодня режиссеры Вахтанг Микеладзе, Юрий Сальников, Виктор Шкурин, Владимир Коновалов, Пээт Вяйнасту, Имант Брилс, Валерий Хоменко, Галина Пчелякова, Муза Заслонова. 

Также в 2006 году в рамках телевизионного документального цикла "Острова" на телеканале "Россия К" вышла документальная программа "Острова. Роман Кармен" (реж. И. Григорьев).


На фото (слева направо): Генрих Боровик и Александр Кармен. Москва, 2010 год.

В 2008 году в издательстве «Приобские ведомости» (г. Новосибирск) вышла книга «Неизвестные войны Романа Кармена» (автор — Александр Кармен), посвящённая жизни и деятельности знаменитого кинодокументалиста, журналиста и общественного деятеля. Иллюстрированная книга (более  400 фотографий), рассказывает о сложном, полном поистине героических поступков и уникальных творческих свершений, жизненном пути Романа Лазаревича Кармена. Книга была издана ограниченным тиражом. На 13-й Национальной выставке-ярмарке «Книги России — 2010» преподавателю факультета Международной журналистики МГИМО, автору книги Александру Кармену был присужден Диплом «За наиболее яркое качественное издание биографического жанра».
 


ФИЛЬМОГРАФИЯ:

ОПЕРАТОР

1930 — Фабрика кухня; режиссёр-оператор
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; реж.: В. Ерофеев: операторы: Р. Кармен, Г. Блюм
1932 — А. М. Горький на даче; операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, И. Беляков
1932 — Дневник искусств (Выставка картин П. П. Кончаловского); операторы: Р. Кармен, М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер (фильм о Москве); реж.:  И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Семгин, М. Слуцкий, Р. Кармен
1932 — Пуск Косогорской домны
1933 — Возвращение челюскинцев
1933 — Автопробег Москва-Каракум-Москва; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен, М. Гоморов
1933 — Парад на Красной площади; режиссёр-оператор
1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; реж.:  Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, Лебедев
1933 — Москва — Кара-Кум — Москва; оператор совместно с Э. Тиссе

1934 — Г. Димитров в Москве
1934 — Отчёт Анны Масоновой; режиссёр-оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин 
1934 — Дома (Приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР)режиссёр-оператор; директор фильма: М. Бессмертный
1934 — Отчет Анны Массоновой; реж.-опер.
1934 — Киров
1935 — Праздник силы и ловкости
1935 — VII Всесоюзный (Спецвыпуск о VII Всесоюзном съезда Советов в Москве); реж. С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин 
1936 — Советской Грузии 15 лет; режиссёр-оператор
1936 — Салют пионерам Испании; режиссёр-оператор
1936 — Автопробег «Горький — Каракумы — Памир — Москва» 
1938 — Китай в борьбе; полнометражный
1938 — 1 мая 
1939 — Испания; полнометражный; реж.: Эсфирь Шуб; операторы: Б. Макасеев, Р. Кармен, испанские кинооператоры
1940 — День нового мира; режиссёр-оператор
1940 — Седовцы; полнометражный
1942 — В Китае; режиссёр-оператор
1942 — Ленинград в борьбе
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометражный; премия "Оскар" (1943)
1943 — 25-й Октябрь
1943 — 28 героев (фильм-песня); режиссёр: Н. Трахтенберг 
1944 — Майданек
1945 — Албания
1945 — Берлин; полнометражный
1945 — Орловская битва
1945 — От Вислы до Одера
1946 — Суд народов; полнометражный; режиссёр совместно с Е. Свиловой 
1948 — Песня колхозных полей
1949 — Советский Казахстан; полнометражный
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный
1951 — Советская Грузия (режиссёр); полнометражный
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссёр-оператор
1954 — Вьетнамрежиссёр-оператор
1955 — Джавахарлал Неру в СССР
1957 — Утро Индии; режиссёр-оператор

Режиссёр Роман Кармен летом 1957 года на съёмках панорамного фильма ШИРОКА СТРАНА МОЯ. Фото из журнала СОВЕТСКИЙ ЭКРАН № 23, 1957 год.

1958 — Широка страна моя; режиссёр-операторпервый советский панорамный фильм
1959 — Покорители моряполнометражный; Производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ;  режиссёр
1960 — Куба сегодня; режиссёр-оператор
1960 — Австрия встречает посланцев 
1961 — Пылающий остров; полнометражный; режиссёр-оператор

РЕЖИССЁР И АВТОР СЦЕНАРИЯ
1962 — Государство — это мы; полнометражный
1963 — Волшебный луч (об истории советской кинематографии с момента ее зарождения и до 60-х гг 20 века); полнометражный; режиссеры: Кармен Р., Катанян В., Махнач Л., Посельский И.; авторы сценария: Кармен Р., Новогрудский А
1963 — Гость с острова Свободы; полнометражный
1963 — Когда мир висел на волоске;  полнометражный
1965 — Великая Отечественная (2 серии); полнометражный
1966 — Смерть комиссара (не выпущен на экран)
1967 — Гренада, Гренада, Гренада моя; полнометражный; совместно с Константином Симоновым
1969 — Товарищ Берлинполнометражный

Во время премьеры фильма ТОВАРИЩ БЕРЛИН (1969). На фото (слева направо): сценарист Генрих Гурков, реж. Марина Бабак, реж. Роман Кармен, переводчица и оператор Абрам Кричевский. Берлин.

1972 — Пылающий континент; полнометражный (фильм о Латинской Америке)
1973 — Чили: время борьбы, время тревог; полнометражный
1974 —
Камарадос. Товарищи (фильм, посвящённый памяти Сальвадора Альенде, Пабло Неруды, Виктора Хары)
1975 — Сердце Корвалана; полнометражный
1978 — Киноэпопея "Великая Отечественная" (Неизвестная война; 20 серий (художественный руководитель; режиссёр серий: «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»)

КИНОПЕРИОДИКА:

В качестве кинооператора снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал",  "На страже СССР", "Социалистическая деревня", "Советское искусство", " Наука и техника", "К событиям в Испании" (1936 — 1937), "Ленинградский киножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия" и другие. Режиссёр ряда киножурналов "Новости дня".

Использованы материалы открытых интернет-источников, фильмография РГАКФД, фотографии из личных архивов.

Библиография

1931 — Роман Кармен. "АЭРОСАНИ. Пробег Ленинград-Москва" (издание для детей среднего возраста) (изд.: М.; ОГИЗ - Гос. изд-во юношеской и детской лит-ры, Молодая гвардия (Тираж - 25 000 экз.))
1941 — Роман Кармен. "Год в Китае. Записки кино-журналиста" (Фото автора) (изд.: М.; Советский писатель (Тираж - 10 000 экз.))
1954 — Кармен, Роман Лазаревич. "Автомобиль пересекает пустыню. Записки кинооператора" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детиздат (Тираж - 30 000 экз.))
1957 — Роман Кармен. "Свет в джунглях. Заметки кинооператора" (изд.: М.; Советский писатель (Тираж - 30 000 экз.))
1958 — Роман Кармен. "Вьетнам сражается. Записки советского кинооператора" (изд.: М.; Воениздат)
1959 — Н. Калесникова, Г. Сенчакова, Т. Слепнева "Роман Кармен" (изд.: М.; Искусство (Тираж - 5 000 экз.))
1960 — Роман Кармен. "По Индии" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детгиз (Тираж - 30 000 экз.))
1962 — Роман Кармен. "По странам трёх континентов" (Очерки) (изд.: М.; Молодая гвардия (Тираж - 85 000 экз.))
1966 — Роман Кармен. "Буэнавентура - гражданин Кубы" (Для среднего возраста) (изд.: М.; Детская литература (Тираж - 30 000 экз.))
1967 — Роман Кармен. "Героика борьбы и созидания. Заметки кинодокументалиста" (изд.: М.; Знание (Тираж - 34 800 экз.))
1969 — Роман Кармен. "О времени и о себе" (изд.: М.; Бюро пропаганды советского киноискусства (тираж - 20 000 экз.))
1970 — Вольман Н. "Роман Кармен - кинопублицист. Авторефират диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (изд.: Л.; Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (сектор кино))
1972 — Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: М.; Советская Россия (Тираж - 100 000 экз.))
1973 — "Кинопублицистика и современность. Доклад секретаря Правления Союза кинематографистов СССР Р.Л. Кармена на IV Пленуме Правления." (изд.: М.; СК СССР (Тираж - 600 экз.))
1974 — Макс Альперт. "Мастера советского фотоискусства. Роман Кармен, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии" (изд.: М.; Планета (Тираж - 10 000 экз.))
1974 — Роман Кармен. "Искусство кинорепортажа" (Учебное пособие. Составитель Г.Л. Полонская) (изд.: М.; ВГИК. Кафедра режиссёры документального, научно-популярного фильма (Тираж - 1 000 экз.))
1975 — Роман Кармен. "Чили - время борьбы, время тревог" (Лит. сценарий документального телефильма. Вступительная статья К. Славина) (изд.: М.; Искусство (Тираж - 30 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. "Отель"Флорида" (Национально-революционная война испанского народа 1936-1939. Воспоминания и записки) (изд.: М.; Правда, Библиотека "Огонёк" № 15 (Тираж - 100 000 экз.))
1976 — Роман Кармен. Фоторепортажи и хроника, письма, документы. (изд.: М.; (Тираж - 150 экз.))
1983 — "Роман Кармен в воспоминаниях современников" (Сборник / Союз кинематографистов СССР. Составитель: А.Л. Виноградова) (изд.: М.; Искусство (Тираж - 30 000 экз.))
1986 — Борис Медовой "Иду туда, где бой" (о документалтсте Р. Кармене) (изд.: М.; Политиздат (Тираж - 200 000 экз.))
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.: — М.; "Искусство")
1989 — Константин Славин. "Роман Кармен: "Играю с огнём!.." (изд.: М.; Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр" (Тираж - 40 000 экз.))
2008 — Александр Кармен. «Неизвестные войны Романа Кармена» (иллюстрации - более 400 фотографий) (изд.: Новосибирск; «Приобские ведомости» (тираж ограничен))

Звания

1957 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1959 — Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1965 — Народный артист РСФСР
1966 — Народный артист СССР
1976 — Герой Социалистического Труда

Награды

1937 — Орден Красной Звезды (За боевую работу в Испании)
1940 — Орден Трудового Красного Знамени
1942 — Медаль «За оборону Москвы»
1942 — Сталинская премия (за фильм «День нового мира» (1940))
1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 343/н от 24.10.1944; Издан: ВС 1 Белорусского фронта)
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Суд народов» (1946))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Туркменистан»)
1955 — Орден Труда (Вьетнам) ((I степени))
1957 — Орден Трудового Красного Знамени
1960 — Ленинская премия (за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»)
1968 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967))
1969 — Национальная премия ГДР (за фильм «Товарищ Берлин»)
1969 — Специальный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Товарищ Берлин»)
1971 — Орден Ленина
1973 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Чили — время борьбы, время тревог»)
1974 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Камарадос. Товарищи»)
1975 — Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (ВКФ) (за фильм «Сердце Корвалана»)
1975 — Государственная премия СССР (за фильмы «Пылающий континент» (1973), «Чили — время борьбы, время тревог», «Камарадос. Товарищи» (1974))
1976 — Орден Ленина
1976 — Приз МКФ в Оберхаузене (за фильм «Сердце Корвалана»)
1979 — Главный приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за киноэпопею «Великая Отечественная» («Неизвестная война»))

Цитаты

В конце 20-х годов Кармен приходит в кинохронику. Он снимает сюжет о переустройстве деревни, о социалистической индустриализации. Они содержат в себе обобщения, результаты поэтического и социального анализа. Чувствуется свой взгляд на событие, на человека — участника великого исторического процесса. Кармен осваивает специфику молодого экранного искусства, совершенствует профессиональное мастерство. Его камера — в гуще жизни, она целеустремленна, активна. Фиксирует переживания человека, проникает в его внутренний мир.[…]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают репортажи Романа Кармена и Бориса Макасеева с фронтов гражданской войны в Испании. События в Испании — это только репетиция, начало, предупреждал в своих репортажах Кармен. Над миром нависла страшная угроза близкой большой войны. […]
В годы войны, Кармен стал первым, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях оккупированных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Потрясенный, он послал об этом корреспонденцию в «Юнайтед Пресс» — и люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — сохранению нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена. […]

ПРОЖИКО Г. Роман Кармен. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник

Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.[…]
Но деятельность Кармена не исчерпывается тем, что он сделал в кино. Его книги свидетельствуют о том, что Роман Кармен соединяет в одном лице и «бывалого человека», необыкновенно много видевшего, и выдающегося кинематографиста, активно участвующего во многих исторических событиях, и опытного литератора.

СИМОНОВ К. И вечный бой… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише.
Потому он и был лидером неутомимого, бесстрашного, вездесущего поколения советских хроникеров, начинавшего в конце двадцатых — начале тридцатых годов и определявшего судьбы документального кинематографа (со всеми его победами и неудачами) на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Он всегда, с самого начала и до своего конца, оставался прежде всего репортером — поначалу фото, а потом кино. И тогда, когда занимался только съемкой, и тогда, когда занимался съемкой, и режиссурой. […]

РОШАЛЬ Л. Эффект Кармена // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Удивительна способность этого человека наполнить до предела свою жизнь делами, быть участником интереснейших событий, видеть смысл существования в постоянном поиске, в неудержимом стремлении к освоению новых рубежей. Умение свернуть с проторенной колеи. […]

ГЕЛЕЙН И. Жажда жизни // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

Есть такой термин «на боевом взводе». Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства.[…]

МЕДЫНСКИЙ С. Запишите-ка в свою книжечку… // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

[ Страница дополняется материалами ]