Портрет Г. Гибера выполнен режиссёром А. Разумным.
Гибер Григорий Владимирович (02 июня 1891, Херсон — 20 марта 1951) — кинооператор игрового и документального кино.[1] Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1949). Беспартийный.
В качестве кинооператора снял более 100 документальных (часть из них в соавторстве с другими кинооператорами) и научно-популярных фильмов. Оператор-постановщик более 70-ти игровых фильмов.
В 1903 — 1904 гг. учился в начальном училище.
В 1904 — 1905 гг. учился в Тереховской школе.
В 1904 — 1905 гг. учился во 2-й Московской гимназии.[2]
Проживал с сосланным отцом в с. Нара (ныне Наро-Фоминск).[3]
30 января 1907 года приехал в Москву в поисках работы.
С 1907 — сотрудник прокатной конторы «Глобус».
С 1908 — работал (склейщик, проявщик, сушильщик) в лаборатории А.А. Ханжонкова.
С 1912 — оператор Акционерного общества «А. Ханжонков и К*».
В 1915 сотрудничал с Тогровым домом «Р.Д. Перский».
В 1916 — 1918 — оператор фирм «Кинолента», «Продалент», «Биохром» и др. частных киностудий.
С 10 февраля 1919 — в Московском кинокомитете Наркомпроса РСФСР; ВОФКО.
В 1919 — 1920 — снимал хронику на фронтах гражданской войны.[4]
В годы гражданской войны принимал участие в рейсах агитпоездов совместно с Дзигой Вертовым, в 1920 году сопровождал председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина на агитпоезде "Октябрьская революция".[5]
В 1923 — на кинофабрике «Кино-Москва».
В 1923 — 1925 — на Московской кинофабрике «Севзапкино»
Фото: "Съемки в зимнем саду". 1925 год. На фото: режиссер Александр Дмитриев (предположительнотретий справа), сценарист Михаил Бойтлер (предположительно справа от кинокамеры), оператор Григорий Гибер (второй справа) на съемках фильма «На верном следу» (фильм не сохранился). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 19193518).
В 1926 — 1932 — на Московской кинофабрике «Госкино» / «Совкино».
В 1931 — на Ялтинской киностудии «Востоккино».
Фото: "Съемки натуры для фильма «Мамут и Айше» (Свадьба Борали). 1926 год". Фильм не сохранился. На фото: режиссер Лео Мур (справа с мегафоном в руках), оператор Григорий Гибер (за кинокамерой). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 19193420).
С 1933 — на Московской кинофабрике «Союзтехфильм» / кинофабрике «Мостехфильм».
С мая 1935 — на кинофабрике, затем киностудии «Межрабпомфильм» / киностудии «Союздетфильм».
В 1937 — 1938 — на киностудии «Сибтехфильм».
В 1939 — на киностудии «Учтехфильмтяжпром».
С февраля 1939 по ноябрь 1941 — на киностудии «Мостехфильм».
С декабря 1941 по 1944 — на киностудиях «Сибтехфильм», «Воентехфильм».[6]
Фронтовой кинооператор в период Великой Отечественной войны (1944 год).
В 1944 — 1951 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
На фото: режиссёр Лидия Ильинична Степанова (Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий); операторы (слева направо): Сергей Киселёв (предположительно), Григорий Гибер, Соломон Коган, Семён Школьников. Не позже 1948 года. Фото из личного архива Александра Ефимовича Рацимора (внука Л.И. Степановой).
Запечатлел В. И. Ленина на III конгрессе Коминтерна, на X съезде партии, на Красной площади, на митингах. Съемки Григория Гибера были включены в документальный фильм Михаила Ромма «Владимир Ильич Ленин» (Производство: ЦСДФ; 1949). Лауреат Сталинской премии I степени (за съемки В.И. Ленина, вошедшие в фильм).
Данных нет.
Игровые фильмы:
1912 — Трагедия перепроизводства; оператор-постановщик
1916 — Дочь Анны Карениной; оператор-постановщик
1917 — Когда цветет сирень; оператор-постановщик
1918 — Бог мести; оператор-постановщик
1918 — Позор дома Орловых; оператор-постановщик
1919 — Белое и черное; оператор-постановщик совм. с Ф. Бургасовым
1919 — Железная пята; оператор-постановщик совм. с А. Левицким
1923 — Беспризорные; оператор-постановщик
1923 — Часовня святого Иоанна; оператор-постановщик
1924 — Бедняку — впрок, кулаку — в бок (Защита крестьянина); оператор-постановщик
1925 — В тылу у белых; оператор-постановщик
1925 — На верном следу; оператор-постановщик
1926 — Каштанка; оператор-постановщик
1927 — Булат-Батыр; оператор-постановщик совм. с В. Солодовниковым, Н. Соколовым
1927 — Третья Мещанская; оператор-постановщик
1928 — Герои домны; оператор-постановщик
1930 — Иуда; оператор-постановщик совм. с П. Безбородовым
Документальные фильмы:
1930 — Чайковский; Производство: Мостехфильм; полнометражный; реж.: Я. Миримов; операторы: Г. Гибер, М. Архангельский
1942 — Сибиряки фронту
1942 — Поезд идет на фронт; Производство: "Сибтехфильм" Новосибирская киностудия ; реж. В. Гейман
1945 — Берлин; полнометражный
1945 — Парад Победы; полнометражный
1945 — Повесть о наших детях (советские дети до и во время войны; награждение детей; жизнь после войны); полнометражный; режиссер А. Ованесова; авторы сценария: А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, М. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтманях
1945 — Физкультурный парад
1945 — XXVIII Октябрь; реж.: Я. Посельский; операторы: Вихирев, Глидер, Г. Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, М. Посельский, О. Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1946 — 1 Мая; реж. Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Г. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков и др.
1947 — День Воздушного Флота
1947 — Советская Латвия; операторы: Ю. Монгловский, Г. Гибер
1947 — Мастера высоких урожаев; полнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: В. Штатланд, А. Крылов, Л. Мазруха, Г. Гибер
1948 — Кинодокументы о В. И. Ленине; реж.: М. Ромм, М. Славинская; операторы: Э. Тиссе, Е. Славинский, А. Левицкий, Г. Гибер (оператор документальных съемок В. И. Ленина)), А. Желябужский, Н. Новицкий
1949 — 1 Мая (о Первомайском празднике 1949 год в Москве); полнометражный; И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; реж.: Михаил Ромм совместно с В. Беляевым; операторы: Б. Волчек; А. Левицкий и Г. Гибер (операторы документальных съемок В. И. Ленина), Э. Тиссе, Е. Славинский, И. Голомб
1949 — 32-й Октябрь; полнометражный; реж.: И. Венжер, И. Сеткина; операторы: И. Беляков, М. Трояновский, Г. Гибер и др.
1949 — Животноводы Подмосковья; реж.: Кравчуновский; операторы: Г. Гибер, А. Кочетков
1949 — День Воздушного флота СССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1950 — Москва голосует; спецвыпуск; реж.: И. Сеткина
1969 — Живой Ленин (Г. Гибер — оператор документальных съемок В. И. Ленина); реж. М. Ромм, М. Славинская
Снимал сюжеты для кинолетописи (Севзапкино) и киножурнала "Союзкиножурнал", в том числе:
1934 — Союзкиножурнал № 27/526
1944 — Пионерия №10; реж. М. Варейкис; операторы: Семенов, Монгловская, Цветков, Гибер
1946 — Советский спорт № 7; реж.: И. Посельский; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, Г. Гибер, С. Коган, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, В. Доброницкий, Р. Халушаков, А. Шафран, А. Щекутьев
1947 — Советский спорт № 7; реж.: Я. Посельский; операторы: А. Воронцов, М. Лифшиц, В. Микоша, М. Посельский, И. Сокольников, А. Хавчин, Г. Гибер, М. Ошурков
_____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.
Оператором этой картины («Слаще яда») был наш общий любимец, один из лучших дореволюционных операторов Г. Гибер, которого все мы по дружбе звали «Гришка-верти». Живой, жизнерадостный, «Гришка-верти» всегда ловко управлялся со страшными «юпитерами», помещая их так, чтобы свет не слепил актера. Гибер очень любил снимать крупные планы. Зная эту его страсть, мы то и дело подзадоривали его:
БЕК-НАЗАРОВ Амо. Записки актера и кинорежиссера М., 1965, Источник
— Гриша, хочешь заработать пятьдесят копеек? Сними мой крупный план.
Его не приходилось упрашивать дважды. За съемочный день Гриша обычно набирал рубля два-три, и вечером мы все отправлялись на эти деньги лакомиться мороженым…
В хронике я видел конкретное и нужное производство агитационных короткометражек.
ГАРДИН Владимир. Воспоминания. Том 1 1912—1921. М., 1949, Источник
У них предводительствовал старший инструктор Вертов.
Весь в кожаном, тип летчика, говорит по-военному: «Есть!»
Мне эта дисциплина очень понравилась.
— У нас операторы снимают по-старинке, без сценария, без предварительной закройки монтажа. Лишь бы отвертеть. Распорядитесь, чтобы перед каждой съемкой мне представлялись письменные соображения о том, что будут снимать и сколько будет истрачено пленки. Нельзя же без предварительного учета. Вы знаете, как мало у нас пленки!..
Вертов слушает и не моргнет глазом: «Есть!»
— Вертов, где Гибер? Почему он не едет в Лавру снимать мощи?
— У него «Эклер» в разборке.
— Узнайте, правда ли.
— Есть!
На следующий день я узнаю, что Гибер отказался ехать. […]
Худой, костлявый, он не поехал на съемку в Лавру, считая, что его профиль «не монтируется с мощами», но сразу почувствовал себя заправским кавалеристом в лихо заломленной папахе и в пунцовых галифе.
Режиссер Абрам Роом и оператор Григорий Гибер входят в декорацию. За ними — весьма юный и несколько смущенный, укутанный в широкий заграничный шарф, Сережа Юткевич — художник фильма. Сергей нездоров — у него ангина.
СЕМЕНОВА Лидия. Жизнь сначала. // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах М., 1971, Источник
— Это декорация, — тихо, держась за горло, говорит он.
— А где я свет буду ставить? — раздраженно подхватывает Гибер.
— Не… знаю, — еще тише, обескуражено произносит Юткевич и начинает кашлять.
— Разве это декорация?! — гремит Роом. — коробка!!
— А почему коробка не может быть декорацией? — с неожиданным задором отвечает Юткевич.
— Ладно уж, — стихает Гибер, — придется раздвинуть стены.
Приходят рабочие. Стук, пыль. Грохочут передвигаемые юпитеры. Съемка откладывается на два часа, и нас, актеров, отпускают прогуляться.
[...]Работа на хронике оказала большое влияние и на таких деятелей дооктябрьской художественной кинематографии, как Александр Левицкий и Григорий Гибер, совмещавших в годы гражданской войны съемку хроники с участием в постановках игровых картин. А. Левицкий выезжал на фронт с агитпоездом «Октябрьская революция». Неоднократно снимал В. И. Ленина, ему, в частности, принадлежат кадры, в которых запечатлен Владимир Ильич, выступающий с грузовика. Гибер побывал на Восточном, Южном, Западном и других фронтах. Им сняты во фронтовой обстановке Серго Орджоникидзе и М. В. Фрунзе. Большую ценность представляют сделанные им снимки Ленина — на III конгрессе Коминтерна и на Красной площади. Вернувшись но окончании гражданской войны в художественную кинематографию, А. Левицкий и Г. Гибер навсегда сохранили благодарную память о годах, когда они впервые вступили в контакт с народом и уяснили для себя роль художника в социалистической революции.[...]
Лебедев А.А., киновед, Источник