Герман ШУЛЯТИН

кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Герман Владимирович ШУЛЯТИН

Дата рождения:
17 мая 1906
г. Севастополь, Таврическая губерния, Российская империя

Дата смерти:
12 марта 1973 (66 лет)
г. Ленинград, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Последние обновление 03.05.2023.

Шулятин Герман Владимирович (04 (17) мая 1906, Севастополь — 12 февраля 1973, Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1955). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1951). Член ВКП(б) — КПСС с 1929 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1920 году окончил четырехклассное высшее начальное училище (г. Севастополь).
С 03 декабря 1920 по 17 марта 1933 — ученик наборщика и рассыльный в 3-й гостипографии  (г. Севастополь).
С мая 1922 по 04 апреля 1924 — чернорабочий Севастопольского морского дока.
С 03 июня 1924 по 17 июля 1925 — подсобный рабочий «Электровода» (г. Ялта).
С 15 сентября 1925 по 31 марта 1927 — кухонный рабочий санатория Цустраха (г. Ялта); по другим данным с 1925 — чернорабочий осветительного цеха Ялтинской кинофабрики ВУФКУ.
В 1927 году (после Крымского землетрясения) переехал в Ленинград.
С 21 апреля 1928 — осветитель Ленинградской кинофабрики «Совкино»; с 16 февраля 1930  — пом. оператора, асс. оператора сектора кинохроники кинофабрики.
С 01 января 1932 (по другим данным с  31 ноября 1931 года) по август 1942 — оператор Ленинградской студии кинохроники (с 15 апреля по декабрь 1933 года на кинопоезде «Союзкинохроники»).
В 1932 — 1935 годах учился во ВГИКе[1].
В период работы в Ленинграде занимался самообразованием и повышением своей квалификации, снимая большое количество хроникальных сюжетов.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. 

  • С августа 1941 — оператор киногруппы Ленинградского фронта. Снимал с другими операторами в блокадном Ленинграде; во время фронтовых съемок получил ранение.

С 01 августа 1942  — оператор Центральной студии кинохроники (Приказ по Главному управлению по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР (Кинокомитет) .
С 12 сентября 1942 — директор Фрунзенской студии кинохроники (по направлению Кинокомитета); занимался строительством киностудии.
С 05 января 1944 — оператор Центральной студии кинохроники.
С 01 мая 1944 — оператор Ленинградской студии кинохроники.

В апреле 1944 года в числе работников советской кинематографии был награжден орденом Красной Звезды.

С 19 марта 1945 — директор Рижской киностудии хроникальных и документальных фильмов.
С 01 октября 1948 — оператор, ВРИО начальника сектора хроники; с 01 февраля 1949 по 1970 — оператор, режиссёр Рижской киностудии художественных и документальных фильмов.


________________________________
1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.

СЕМЬЯ

Отец — кустарь-одиночка; имея собственную лошадь, занимался извозом. Умер в 1916 году.
Мать — домохозяйка. В семье были сестра и старший брат (работал пекарем).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Оператор

1933 — Товарищ прокурор; режиссеры: С. Бубрик, С. Гуров; операторы: В. Соловьев, Г. Шулятин
1933 — Дела путейские; Производство: Кинофабрика поезда им. К.Е. Ворошилова; режиссер: С. Гуров; оператор
1934 — Мастера земли (борьба за высокое качество сева в колхозах Бесскорбневской МТС); режиссер С. Гурьев; оператор
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А.Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры:  С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсянников, Г. Гейгнер, Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1940 — В Советской Эстонии; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: С. Бубрик; операторы: Г. Донец, Е. Учитель, Г. Шулятинассистенты режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор: А. Камионский, музоформитель: Г. Гамбург
1940 — В Советской Латвии; режиссер С. Бубрик; операторы: Я. Марченко, М. Беров, Г. Голубов, Г. Донец, Г. Шулятинассистент режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор: А. Камионский, музоформитель: Г. Гамбург

1940 Линия Маннергейма (советский пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года); полнометражный; режиссеры монтажа: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, ; операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан)
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы:  А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, Б. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943)
1948 — Праздник песни Советской Латвии; производство: Рижская киностудия; реж.: С. Бубрик; операторы: А. Шафран, В. Масс, И. Касаткина, Г. Шулятин
1950 — Советская Латвия (празднование 15-летия образования Латвийской республики); производство: Рижская киностудия; полнометражный; оператор
1959 — Подвиг Ленинграда; полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Е. Учитель, В. Соловцев; операторы: Я. Блюмберг, А. Богоров, Г. Шулятин и другие операторы

Режиссер

1951 — Риге 750 лет
1951 — В рыбачьем колхозе
1952 — Од­на из многих
1954 — Сельское хозяйство Латвии
1954 — Колхоз «Саркайнас Октобрис»
1955  Праздник пес­ни
1955 — Праздник латышского народа; производство: Рижская киностудия; режиссер; операторы: В. Масс, М. Шнейдеров 
1956 — Морские ворота
1956  Визит дружбы
1957 — Солнечный берег
1958 — Беспокойные сердца
1959 — За Советскую власть в Латвии
1960  Рас­сказ о цветах
1963 — Оборотни; полнометражный
1964 — Латышские стрелки; производство: Рижская киностудия; режиссер; операторы: Г. Индриксон, П. Трупс
1965  Петр Иванович Стучка
1966 — Ян Фабрици­ус; производство: Рижская киностудия; режиссер Г. Шулятин; оператор Г. Индриксон
1967  Командарм Яков Алкснис
1968  Когда стрелки вставали в бой

КИНОПЕРИОДИКА

Снял около 660 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Пионерия". Режиссер 159 но­меров к/ж «Падомью Латвия» («Советская Латвия»).

Звания

1955 — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР

Награды

1940 — Нагрудный значок «XX лет кино СССР»
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 217/45 от 14.04.1944 г. Издан: Президиум ВС СССР. Архив: ГАРФ)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1951 — Сталинская премия (за фильм «Советская Латвия» (1950))
1965 — Государственная премия Литовской ССР (за фильм «Оборотни» (1963))

Цитаты

[...]Ежеминутно кто-то входил в комнату — объятия, поцелуй, рукопожатия. Люди казались такими хрупкими, обнимая их, я боялся, что они могут сломаться. А ведь не сломались! Невзирая на все испытания. Кремневой породы люди, кинохроникеры, думал я, глядя на товарищей. И вели они себя вовсе не как больные от истощения — сохранили живость, пытливость, чувство юмора.
— Ну, выкладывай все новости, давай же, давай.
Тут я спохватился.
— Новости потом, — сказал я. — Идите все во двор, ребята. Там стоит машина, в ней...
Был скинут брезент, опущены борта машины, мы взялись за переноску богатства, привезенного нами, в комнату, отведенную для этой цели. В проблеме учета и распределения продуктов ленинградские кинохроникеры не проявили медлительности. Создали комиссию, составили списки людей. Учтены были семьи, особенно — дети, не забыты те, кто находился в госпитале, принято было во внимание состояние здоровья людей. Некоторые уже не в силах были двигаться.
Спустя много лет оператор Герман Шулятин рассказывал мне о том, как он лежал в госпитале с незаживающей раной — с раздробленной костью ноги. Врачи говорили ему, что спасти его могут только какие-то витаминозные компоненты, содержащиеся в рыбных продуктах. Например, в кетовой икре, в свежем балыке. Говоря: «кетовая икра», врач виновато улыбался. Товарищи, чтобы спасти друга, собирались уже заняться ловлей рыбы подо льдом Финского залива. Но руки до этого не дошли. «Представляешь себе мое состояние, — говорил мне Герман спустя много лет, — когда Миля принесла мне в госпиталь привезенную тобой кетовую икру, балык, это было похоже на сказку из «Тысячи и одной ночи».[...]

Роман Кармен, оператор, режиссер-документалист, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 232). Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 950-951).