Мария СУХОВА

оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Мария Ивановна СУХОВА

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Сухова Мария Ивановна (1905, Москва —  04 мая 1944, под г. Ушачи (ныне Республика Беларусь)). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946 — посмертно).

В 1925 — 1927 — штамповщица в механической мастерской.
В 1927 — 1928 — помощник лаборанта в кустарной косметической лаборатории.
В 1928 — 1930 годах училась на курсах кройки и шитья, работала уборщицей.
В августе 1930 — 1931 — намотчица (кинопленки) на Московской фабрике «Культурфильм».
С 1931 — на Московской кинофабрике «Союзкино» (Центральная студия кинохроники) — намотчица, проявщица (кинопленки), конролер ОТК, ассистент оператора (с 1934 года), оператор с 1935 года.

В 1936 году принимала участие в качестве кинооператора (совместно с оператором О. Рейзман) в знаменитом Большом женском автопробеге имени сталинской Конституции по маршруту: Москва  Малые Каракумы  Москва. Старт автопробегу был дан 30 июля 1936 года в московском парке культуры и отдыха им. М. Горького. 45 женщин на 10 легковых и 5 пикапов за два месяца проехали более 10 000 км.
 

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны.

  • С октября 1941 — в киногруппе Западного фронта
  • С 28 ноября по 01 декабря 1943 — снимала в Тегеране
  • С июля 1943 — в киногруппе в партизанских отрядах

Из записок кинооператора ЦСДФ Марка Трояновского известно, что в ноябре 1941 года Сухова была в Москве в числе операторов, снимавших парад Красной Армии на Красной площади 7 ноября. 

Кадры из 20-ти серийной киноэпопеи "Великая Отечественная" (1978, ЦСДФ, реж. Р. Кармен)

 

28 ноября — 1 декабря 1943 года в Тегеране (Иран) состоялась конференция руководителей трех союзных государств антигитлеровской коалиции: председателя Совнаркома СССР Иосифа Сталина, президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Встреча вошла в историю как Тегеранская конференция. На ней впервые в полном составе собралась "большая тройка" — Сталин, Рузвельт и Черчилль.
Сухову совместно с операторами Центральной студии кинохроники (с 1944 ЦСДФ) командируют в Иран для участия в съёмках документального фильма. В 1943 году фильм «Иран» выходит на Куйбышевской студии кинохроники (одна из старейших студий документального кино в стране, была основана в Самаре в 1927 году; — прим. ред.) — режиссёр монтажа Иосиф Посельский, операторы: В. Штатланд, М. Сухова, И. Сокольников, текст Бориса Агапова (в конце 1941 года кадровый состав Куйбышевской студии кинохроники был усилен за счёт квалифицированных работников Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) в связи с её эвакуацией в Куйбышев; — прим. ред.). 

 Кинооператор Мария Сухова среди партизан. Фото: moypolk.ruВо время Великой Отечественной войны: с 1943 и до своей гибели в мае 1944, работала вместе с О.Б. Рейзман, С. Школьниковым, М. Посельским и другими операторами в отрядах белорусских партизан. Погибла 04 мая 1944 во время прорыва Ушачской блокады (Витебская область)[1]. 
Кадры, снятые Марией Суховой, вошли в фильмы: «Народные мстители» (1943), «Освобождение Советской Белоруссии» (1945), а также в 20-ти серийную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979).

___________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ:

1. В сентябре 1943 года была создана Ушачская (позже Полоцко-Лепельская) партизанская зона, где находились 16 бригад и насчитывалось более 17 000 человек. Руководство и координацию действий осуществляла оперативная группа во главе с подполковником В. Е. Лобанком. С декабря 1943 по апрель 1944 года в Ушачах дислоцировались штабы Полоцко-Лепельской оперативной группы и Белорусского штаба партизанского движения. Зимой на льду озера Вечелье действовал партизанский аэродром.
Весной 1944 года к партизанским границам было стянуто более 60 тысяч карателей, планировалось уничтожить партизан и очистить тыл 3-й танковой армии. 11 апреля началась самая значительная за всю историю войны карательная операция. 25 суток партизаны вели тяжёлые бои. 30 апреля Ушачи были оставлены. 230-километровая партизанская оборона сократилась до 20-ти.
4 мая каратели блокировали партизан на небольшой площади Матыринского леса. В ночь на 5 мая партизаны осуществили прорыв, каратели потеряли более 20 000 солдат и офицеров, погибло более 2 000 партизан. 


ФИЛЬМОГРАФИЯ

1936 — Женский автопробег (женский автопробег "Москва - Каракумы - Москва"); реж.: А. Ованесова; операторы: М. Сухова, О. Рейзман
1937 — Приятного аппетита (производство продуктов питания: мяса, рыбы, овощной продукции); реж.: С. Бубрик; операторы: М. Глидер; сценарист: Э. Двинский, асс. оператора: М. Сухова; звукооператор Д. Овсянников
1937 — Будем как Ленин; реж.: М. Слуцкий; операторы: М. Глидер, Б. Макасеев, Б. Шер; асс. оператора: М. Сухова
1939 — С. М. Киров; полнометражный; реж.: В. Ерофеев; операторы: М. Глидер, А. Лебедев; сценарист М. Цейтлин; асс. режиссера Г. Дик, В. Полякова; асс. оператора Ф. Короткевич, М. Сухова; музоформитель В. Мурадели, звукооператор Д. Овсянников
1941 — XXIV Октябрь (Речь И. В. Сталина); реж.: Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Беров, П. Касаткин, М. Сухова, В. Цеслюк, В. Штатланд, А. Щекутьев, А. Эльберт; ассистент режиссера; Б. Дембицкий, В. Чекулаева; звукооператор И. Гунгер, В. Котов
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; реж.: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Суховазвукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: Г. Кумяльский
1942 — К переговорам премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля с председателем Совнаркома СССР И. В. Сталиным (спецвыпуск); реж.: М. Фиделева; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Кричевский, И. Сокольников, М. Сухова, А. Шафран, А. Щекутьев; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов
1942 — Разгром немецких войск под Москвой ("Moscow Strikes Back"); режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова; асс. режиссёра: В. Чекулаева
1942 — Иран; полнометражный; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; реж.: И. Посельский; операторы: И. Сокольников, В. Штатланд, М. Сухова; звукооператор: Д. Овсянников
1942 — Народные мстители (боевые действия партизан в различных районах СССР); реж.: В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, Б. Эльберт; звукооператор: В. Котов, В. Нестеров; асс. оператора: Я. Местечкин, В. Муромцев, С. Школьников
1945 — Освобождение советской Белоруссии (боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии); полнометражный; реж.: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор: В. Нестеров

КИНОПЕРИОДИКА ЦСДФ

1935 — Союзкиножурнал № 26/561; реж.: Л. Варламов; операторы: Писанко, Сегаль, Гусев, Б. Макасеев, Синеоков, Лампрехт, Фирганг, Сухова
1942 — Союзкиножурнал № 36; реж.: С. Гуров; операторы: М. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин  
1942 — Союзкиножурнал № 42; реж.: И. Сеткина; операторы: Г. Бобров, Б. Бурт, А. Лебедев, Л. Мазрухо, Г. Асланов, И. Беляков, Т. Бунимович, Ф. Проворов, И. Сокольников, М. Сухова, В. Доброницкий
1942 — Союзкиножурнал № 55; реж.: С. Гуров; операторы: И. Беляков, М. Сухова, А. Климов, Г. Трофимов, Р. Гиков, А. Солодков, Д. Рымарев, А. Щекутьев, Р. Халушаков
1942 — Союзкиножурнал № 57; реж.: М. Фиделева; операторы: И. Сокольников, М. Сухова, Н. Степанов, В. Елагин, А. Погорелый, В. Мищенко, С. Масленников, Я. Местечкин, И. Гольдштейн, М. Посельский, М. Гольбрих
1943 — Союзкиножурнал № 3; реж.:  М. Фиделева, И. Маркелова (ассистент); операторы: А. Щекутьев, М. Сухова, А. Шафран, И. Беляков, Г. Родниченко, И. Панов, К. Пискарев
1943 — Союзкиножурнал № 57; реж.: Н. Кравчуковский; операторы: М. Сухова, А. Крылов, А. Эльберт, К. Бровкин, А. Шафран, К. Богдан, А. Сологубов, С. Коган, Я. Берлинер, Сазонов
1943 — Союзкиножурнал № 58-59; реж.: И. Сеткина; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Сухова, Г. Цветков, Я. Блюберг, Б. Максимович, И. Малов, А. Софьин, А. Казаков, М. Посельский, Г. Островский, М. Гольдштейн

КИНОПЕРИОДИКА (Кинодокументы / Архивы Беларуси)

  • Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска. Операторы Г. Голубев, М. Посельский, Л.Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк, 1943 г.
    О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований.

  •  Действия партизан В.Е. Лобанка. Операторы О.Б.Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.
    О боевых действиях Лепельской партизанской бригады им. И.В.Сталина.

  •  Зверства немцев в Белоруссии. Операторы И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.О работе комиссий по расследованию злодеяний гитлеровских оккупантов, концлагерях, массовых казнях, об угоне мастного населения и скота в Германию.

  •  И.Н.Вейнерович среди партизан. Операторы И.Н. Вейнерович, М.И. Сухова, 1943 г.
    О пребывании оператора И.Н. Вейнеровича в партизанской бригаде "Железняк" (Минская обл.).

  •  На командном пункте. Операторы О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.
    О Чашникской партизанской бригаде.

  •  Народные мстители. Части 1-6.  Автор сценария В. Беляев, режиссеры В. Беляев, Н. Комаровцев, операторы П. Быков, И.Н. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Г. Донец, Л. Изаксон, А. Каиров, Б.К. Макасеев, М.И. Сухова, Б. Эйберт, 1943 г.
    О партизанах Беларуси, России, Украины. 

  •  Партизанская бригада "Железняк".  Операторы И.Н. Вейнерович, Б.К. Макасеев, М.И. Сухова, 1943 г.
    О партизанской бригаде "Железняк" (Минская обл.).

  •  Партизаны Белоруссии. Операторы Т. Бунилович, И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, С. Школьников, 1943 г.
    О боевых и диверсионных действиях партизанских формирований (бригады им. В.Т. Воронянского, им. В.И.Чапаева, Чашникской, "Чекист" и др.), о жизни и быте партизан.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • В 1974 году на памятном поле партизанской сла­вы (место прорыва блокады), , в семи километрах от райцентра Ушачи, открыт мемориальный комплекс «Прорыв». Торжественное открытие мемориала состоя­лось 30 июня 1974 года. Комплекс представляет собой бетонную стену длиной 11 метров, которая расколота на две части. В центре находится бронзовая фигура партизана. С правой стороны от скульптуры находятся 33 мемориальных плиты, где указаны имена 1450 героев, погибших во время блокады и прорыва. Имя Марии Суховой увековечено на памятнике среди имен героев-партизан.

  •  Марии Суховой посвящен документальный фильм «Мария» (1993). Автор фильма  —  Семён Школьников,
    режиссёр-документалист, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в том числе: сайта "Бессмертный полк"; Кинодокументы / Архивы Беларуси; электронный каталог
РГАКФД
; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 195); справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 820-821).

Библиография

1962 — Микоша В., «Смелая и мужественная. М. Сухова» (изд.: «СЗ», № 4)

Награды

1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1944 — Орден «Знак Почёта»
1946 — Сталинская премия (26 января 1946 года; посмертно (за съёмки фильма «Народные мстители» (1943))

Цитаты

Из дневников Марка Трояновского
[…]7-го - очередной конфуз с хроникой. Кто-то прошляпил. Не то НКВД, не то руководство студии. Пропуска получили в два часа ночи. На мой вопрос - завтрак когда? Ответ - в 7.30 на студии. Поехал домой. Утром чуть не проспал. Вскочил - на часах 7.20. В гараже стоит пикап. Через десять минут могу быть на студии. На всякий случай позвонил - как дела, что слышно. Спокойный голос секретаря Ани: "Да пока ничего особенного, часть народа уже собралась". Еду на студию. По пути делаю объезд через Крымский мост. Через Каменный не пустили (почти как в мирное время). Идет снег. Густыми хлопьями. Тишина. И вдруг врывается сквозь туман и снегопад голос диктора и звуки Красной площади. Начало передачи! Я выжимаю до отказа акселератор старого пикапа. Часы показывают без нескольких минут восемь. В 8.05 я на студии. Из ворот выезжают и выбегают операторы. О начале парада они узнали только по радио. Немедленно на свой пикап сажаю Лебедева и Щекутьева. Влетаю на своем пикапе чуть ли не на самую площадь. Бросаем его около Забелинского проезда. Бежим наверх. Пехота уже прошла. Ее хвост успела снять Сухова, она приехала минут на десять раньше нас. Я снимаю кавалерию, артиллерию, танки. Много танков. И не танкетки, а большие "КВ", "Т-34" и еще какие-то. Позже выяснил, это были английские. В воздухе тихо - ни наших, ни неприятеля. Большими хлопьями идет снег.
Но выступал Сталин, а это никто не снял. На трибуне члены правительства: Сталин, Молотов, Буденный, Каганович, Щербаков и другие.
Съемка идет в необычайно простых условиях. Ходим всюду, как на фронте, по площади вдоль и поперек. Через два часа все кончено.[…] (С веком наравне. Дневники. Письма. Записки. М.: РОССПЭН, 2004, с. 154)

Марк Трояновский, оператор, режиссер-документалист, Источник

В 44-м году нас забросили к партизанам в Белоруссию. Четверых операторов: Марию Сухову, Оттилию Рейзман и нас с Николаем Писаревым. Готовилось освобождение Белоруссии. Немцы, конечно, знали об этом. И понимали, что перед наступлением советских войск нужно как-то справиться с партизанами, которые покрывали их тыл так густо, как оспа обезображенное лицо. И началась страшная война с партизанами. Немцы бросили на партизан танки, артиллерию, автоматчиков, самолеты, а что было у партизан? Ручное оружие и несколько трофейных пушек. Это был кромешный ужас! Мы снимали непрестанно. Вечером после боя, когда приходили в свою избу, первое, что делали, - перезаряжали пленку, а потом уже искали что-нибудь съестное. И вот, когда кольцо вокруг нас сомкнулось намертво, открылась вечером дверь, и вошли наши девушки-коллеги. Радости не было предела, мы ведь все дружили еще по Москве, вместе работали. Встреча в момент смертельной опасности была счастливой передышкой. Мы рассказывали друг другу о съемках, о событиях последних месяцев, а потом Оттилия попросила меня выйти с ней незаметно. В сенях она сказала: «Сеня, ты знаешь, я ведь умею гадать. Так вот, Маша меня буквально заставила - я ей погадала. И вышла ей скорая смерть, она погибнет. Ты только вида ей не показывай. Я тоже ничего не сказала.[…]
На следующий день объявили прорыв. За нашим лесом узкое картофельное поле, дальше шоссе, две деревеньки. Нам сказали: немцы о прорыве знают, залегли автоматчики в кюветах, кто прорвется, тот прорвется, как уж повезе.
[…]
Прошло двадцать пять лет. Меня приглашают к себе белорусские партизаны на открытие мемориала, посвященного тем боям, которые я снимал. Я поехал, был тронут, что не забыли и Машу Сухову и Колю Писарева, пропавшего без вести. Естественно, пошли выпивать. И вдруг ко мне подходит человечек небольшого роста. «Школьников, ты что, не помнишь меня? Я был заместителем начштаба партизанского отряда. Ты знаешь, ведь это я Машу Сухову застрелил». Вначале хотелось было вскочить и придушить его. Сил бы у меня тогда хватило. Он мужичишка был щуплый. Но я взял себя в руки и решил сначала его выслушать. И он рассказал свою историю.
Когда они бежали - чуть правее от нас, то разорвалась мина, и осколок вспорол Маше живот. Так вспорол, что перевязывать было бессмысленно. А на фронте все знали: если серьезное ранение в живот, то ничто не спасет. И Маша это понимала. Она остановила двух партизан: «Ребята, - сказала она им,- я погибаю. Возьмите мой аппарат и пленку, и если вам удастся перейти фронт, прошу вас, отправьте это в Москву, в кинохронику». Партизаны взяли пленку и камеру, и тут подбежал этот замначштаба отряда. «Маша, как же так?!» - закричал он. А она: «Гена, застрели меня. Я не хочу попасть в руки к фашистам!» Он стал уговаривать ее, мол, доставит в госпиталь, там врачи помогут. Но она была непреклонна: «Гена, пристрели!» Он снял с себя полушубок, укрыл ее, приказал тем, с пленкой и камерой: «Вперед!». Они побежали, и через несколько шагов раздался одиночный выстрел…
Потом я сделал о Маше фильм. Конечно, пригласил сниматься этого Гену камера работала, и я хотел спросить его о смерти Маши, об этом выстреле, спросить внезапно, чтобы Гена не успел уклониться от ответа. Но, видимо, и он готовился к съемкам. И когда вопрос прозвучал, он спокойно ответил, что не стрелял в Машу. В фильме о выстреле говорят те двое партизан, что доставили в Москву ее пленку.[…]

Из интервью фронтового оператора Семена Школьникова. Интернет-газета "Моложёжь Эстонии" 17.06.2006, Источник

[ Страница дополняется материалами ]