Зиновий ФЕЛЬДМАН

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Зиновий Львович ФЕЛЬДМАН

Дата рождения:
10 августа 1919

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Фельдман Зиновий Львович (10 августа 1918 — 1989). Окончил операторский факультет ВГИКа в 1940 году. Оператор Киевской студии кинохроники. Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. Снятые им кадры вошли в полнометражные фильмы о войне, картину «Парад Победы». Лауреат двух Сталинских премий (в 1966 году приравнена к созданной Государственной премии СССР).
В 1945 — 1952 — оператор ЦСДФ. В 1952 году уволен со студии с запрещением работать в кино.
С 1953 — оператор Рижской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
В 1955 — 1982 — режиссёр и оператор киностудии 
 «Моснаучфильм»  («Центрнаучфильм»)

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1945 — Парад Победы
1946 — Молодость нашей страны; полнометражный
1947 — Мастера высоких урожаев
1948 — В. И. Ленин
1949 — Обновление земли; полнометражный
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный
1951 — Советская Грузия; полнометражный
1952 — По Краснодарскому краю; реж. Л. Степанова; операторы:  З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер;  сценарий: Л. Степанова, В. Капитановский
1953 — Даугава
1955 — Терентий Мальцев; реж.-опер.
1956 — Опыт одного колхоза; реж.-опер.
1956 — Букеты цветов; реж.-опер.
1957 — Широка страна моя; синерама; реж.-опер.
1958 — Хорошее начало; реж.-опер.
1966 — Широка страна моя; панорама

[Страница дополняется материалами

Награды

1944 — Орден Красной Звезды
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды
1945 — Орден Отечественной войны II степени
1951 — Сталинская премия (за фильм «Обновление земли» (1950))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Туркменистан» (1951))
1985 — Орден Отечественной войны I степени

Цитаты

[...]Картина ("По Краснодарскому краю" (1952); 4 части; Производство: ЦСДФ; реж. Лидия Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; — прим. ред. #музейцсдф) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать.
Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!!
Никто не мог понять, почему такие жестокости. Ведь среди уволенных четыре лауреата Сталинских премий, Шафран снимал спасение «Челюскина», Глидер — походы Ковпака… Все было так страшно! Имя Степановой стали произносить шепотом, все у нее перестали бывать. Все терялись в догадках.
Тогда пенсий практически не было, и все они остались без средств к существованию, с волчьим билетом. У Зямы Фельдмана была семья, для которой он был единственным кормильцем. Через год с трудом устроился проявщиком в фотолабораторию. А Глидер обивал все пороги, чтобы доказать, что он снял всего два кадра и вообще ни при чем. Ему же резонно отвечали, что раз он первый в титрах, то при чем! К счастью, за него вступился Ковпак, и через несколько месяцев его восстановили. Я потом с ним снимал фильм «Сергей Эйзенштейн».
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме».[...]

Василий Катанян, режиссёр, Источник