Константин СЛАВИН

кинодраматург, редактор

Имя при рождении:
Кушель Лейбович

Дата рождения:
06 июня 1921
Минск, Белорусская ССР, СССР

Дата смерти:
15 февраля 2003 (81 год)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинодраматург, редактор

Краткая биография

Славин Константин Львович (1921 — 2003) — кинодраматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Лауреат Ленинской премии (1980). Член КПСС с 1963 года. Член СК СССР.

Детство провел в Новороссийске. После окончания ВГИКа в 1948 году работал редактором отдела хроники Министерства кинематографии и Управления по производству научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Госкино СССР.
Наиболее известными картинами по сценариям Константина Славина являются историко-публицистические киноэпопеи «Великая Отечественная» и «Всего дороже».
Всего же на его счету десятки фильмов, созданных за полвека работы в кино. 
До последнего дня продолжал работать над сценарием готовящегося фильма, посвященного российским журналистам.

СЕМЬЯ:

Отец — Лев Исаевич (Лейб Ицкович) Славин (15 (27) октября 1896, Одесса — 04 сентября 1984, Москва) — писатель и драматург, прозаик, сценарист, военный журналист.  Учился в Новороссийском университете. В 1916 году, с первого курса, был мобилизован в армию и участвовал в Первой мировой войне. Именно эти события и легли впоследствии в основу его первого романа «Наследник» (1931). В 1932 году Лев Славин написал пьесу о гражданской войне — «Интервенция», которая начиная с 1933 года ставилась на сценах советских театров и принесла ему широкую известность. После демобилизации занимался журналистикой. В 1939 году Славин — военный корреспондент на Халхин-Голе, в 1941—1945, в период Великой Отечественной войны — военный корреспондент газет «Красная Звезда» и «Известия», майор интендантской службы. Награжден орденами и медалями. В 1966 подписал петицию в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля.

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1977 — Рядом с солдатом (фильм рассказывает о работе фронтовых кинооператоров и военных корреспондентов в годы Великой Отечеcтвенной войны); полнометражный; автор сценария и текста; реж.: И. Гелейн

1977 — 1979 — автор сценариев (совместно с Игорем Ицковым и Романом Карменом) 20-ти серий киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»; художественный руководитель: Р. Кармен):
Фильм 1-й —  «22 июня 1941»; полнометражный; режиссер и автор текста: Р. Кармен
Фильм 2-й — «Битва за Москву»; полнометражный; режиссер: И. Гутман; автор текста: К. Славин
Фильм 3-й — «Блокада Ленинграда»; полнометражный; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 4-й — «Партизаны. Война в тылу врага»; полнометражный; режиссер: В. Катанян; автор текста: А. Пумпянский
Фильм 5-й — «На восток»; полнометражный; режиссер: И. Григорьев; автор текста: К. Славин
Фильм 6-й — «Война в Арктике»; полнометражный; режиссер: Л. Кристи; автор текста: К. Славин
Фильм 7-й — «Оборона Сталинграда»; полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор текста: С. Дробашенко
Фильм 8-й — «Победа под Сталинградом»; полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор текста: С. Дробашенко
Фильм 9-й — «Битва за Кавказ»; полнометражный; режиссер и автор текса: Д. Фирсова
Фильм 10-й — «Величайшее танковое сражение»; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 11-й — «Война в воздухе»; полнометражный; режиссер: З. Фомина; автор текста: И. Менджерицкий
Фильм 12-й — «Битва на море»; полнометражный; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 13-й — «Освобождение Украины»; полнометражный; режиссер: Лев Данилов; автор текста: П. Демидов
Фильм 14-й — «Освобождение Белоруссии»; полнометражный; режиссер: Игорь Гелейн; автор текста: К. Славин
Фильм 15-й — «От Балкан до Вены»; полнометражный; режиссер: И. Гелейн; автор текста: И. Ицков
Фильм 16-й — «Освобождение Польши»; полнометражный; режиссер: И. Гутман; автор текста: И. Ицков
Фильм 17-й — «Союзники»; полнометражный; режиссер: Н. Соловьёва; автор текста: И. Ицков
Фильм 18-й — «Битва за Берлин»; полнометражный; режиссер: А. Рыбакова; автор текста: А. Пумпянский
Фильм 19-й — «Последнее сражение войны»;полнометражный; режиссер: И. Григорьев; автор текста: И. Ицков
Фильм 20-й — «Неизвестный солдат»; полнометражный; режиссер и автор текста: Роман Кармен

1980 — 1981 — автор сценариев (совместно А. Александровым, Г. Боровиком, В. Игнатен) историко-публицистической киноэпопеи «Всего дороже»:
Фильм 1-й — «Первый день мира (об экономических и политических проблемах, возникших в странах Европы и США после окончания Второй Мировой войны); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 2-й — «Обгоняющее время (о работе советских людей в послевоенные годы, их трудовом героизме, новаторстве, инициативе, энтузиазме.); полнометражный; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 3-й — «Трудное поле (о возрождении сельского хозяйства СССР в послевоенный период); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 4-й — «Мир или война (фильм о движении сторонников мира, о борьбе за мир после самой страшной войны в истории человечества); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 5-й — «Подвиг возрождения (о восстановлении разрушенной промышленности СССР после войны); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 6-й — «Как Феникс из пепла (фильм о восстановлении советских городов, пострадавших от гитлеровского нашествия); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 7-й — «И взошла заря» (о возникновении после 2-ой Мировой войны стран социалистического лагеря); фильм 7-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 8-й — «Надо мечтать» (завершающий фильм киноэпопеи; обобщает небывалый масштаб свершенного советским народом трудового подвига в труднейшие годы послевоенного возрождения); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1983 — Как феникс из пепла. СССР 1945 — 1950. "Когда Гагарин еще ходил в школу".. (Завершающий фильм цикла. На богатейшем хроникальном материале рассказывается о возрождении советских городов, разрушенных немецкими войсками, о новом строительстве в послевоенный период); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1987 — Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем; полнометражный; реж.:  И. Григорьев
1988 — Мы журналисты. . . Не стреляйте.. (фильм-реквием посвящен журналистам, погибшим в «горячих точках» планеты при выполнении профессионального долга); авторы сценария: К. Славин, В. Игнатенко; реж.: И. Гутман  
2002 — Лихов, 6 (Человек с киноаппаратом); полнометражный; авторы сценария: Генрих Боровик, Константин Славин, Леонид Махнач; режиссер: Леонид Махнач

ДИАФИЛЬМЫ:

1977 — Роман Кармен (диафильм был создан при жизни Романа Кармена); Производство: Студия "Диафильм", Госкино СССР 

При подготовке материала использована информация из открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Фильмография других студий

1961 — Сколько лет Самарканду? (режиссер: Малик Каюмов) (автор сценария) — «Узбекфильм»
1965 — Корабли не умирают (сценарий совместно с Вениамином Гороховым, Михаилом Юдиным; реж.: Лазарь Юдин; оператор: Лазарь Юдин; фильм рассказывает о моряках- черноморцах, их судьбах) (автор сценария) — Украинская студия кинохроники
1971 — Поговорить нам необходимо (Марк Бернес) (сценарий совместно с Зиновием Гердтом; реж.: Андрей Добровольский; Фильм посвящен творчеству Марка Бернеса) (автор сценария) — Творческое объединение «Экран»
1987 — ХХ век. Цена присяги (полнометражный; сценарий совместно с Г. Боровиком, В. Игнатенко, В. Кузнецовым, Л. Кулиджановым) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1989 — Мир вам, Шолом! (Письма с этого света на тот свет) (совместно с Владленом Кузнецовым; реж.: Владимир Двинский; Фильм рассказывает о нелегкой судьбе еврейского народа в современной истории, анализируя события с точки зрения величайшего еврейского писателя XIX века Шолом-Алейхема) (автор сценария) — Э.Т.О Ладья
1990 — Кинопрограмма "ХХ век". Сороковые... роковые. Фильм 1-й - Без срока давности (полнометражный; реж.: Ю. Кобрин; Художественно-публицистический фильм о начале Второй мировой войны) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1990 — Кинопрограмма "ХХ век". Сороковые...роковые. Фильм 2-й - Все судьбы в единую слиты (Режиссер: Ю. Кобрин; Фильм о событиях Второй мировой войны в период 1941-1942 годов) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1990 — ХХ век. Хроника тревожного времени. К вопросу о секретных протоколах (трилогия). Фильм 1 - Бараний марш (полнометражный; сценарий совместно с Г. Боровиком, Л. Кулиджановым, В. Игнатенко, В. Кузнецовым; реж.: В. Лисакович) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1996 — Россия в войне. «Кровь на снегу» (цикл из 10-ти полнометражных фильмов, посвящённых Великой Отечественной Войне; полная и достоверная хронология событий 1941 — 1945 годов; в фильме авторы рассказывают о соперничестве Гитлера и Сталина, героических подвигах, победах и неудачах нашего народа) (автор сценария) — IBP Films Distribution Ltd. In Association with "VICTORY SERIES " Ltd. (Russia)
1999 — Фотограф «А» в интерьере эпохи (3 фильма по 52 минуты; режиссёр: Виктор Лисакович; оператор: Юрий Орлов; фильм рассказывающий о жизни и творческой деятельности Юрия Королева, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем, работал кинооператором. 8 ноября 1994 года при невыясненных обстоятельствах Юрий Королев был зверски убит на Минском шоссе по дороге домой) (автор сценария) — «Союзкиносервис»

Награды

1980 — Ленинская премия (за документально-публицистическую киноэпопею «Великая Отечественная»)

Цитаты

Фильм ("Корабли не умирают"; Укркинохроника; 1965) о моряках, их судьбах. О судьбах кораблей, без которых не могло быть таких человеческих судеб. О традициях черноморцев, об их героизме в грозные годы войны, и о больших трудовых делах, о радости возвращения на родную землю и о страшном горе осиротевших жен и детей — обо всем том, что составляет человеческую жизнь. В общем, о жизни. А в ней происходят удивительные события... Встречаются экипажи двух «Абхазии» — старого санитарного транспорта, затонувшего во время войны у Сухарной балки, и нового теплохода, курсирующего по Черному морю. Новая «Абхазия» как память о той... Надо слышать рассказ доктора Мачитадзе о Полищук, фельдшерице той, старой, «Абхазии», так любившей песню «Чайку» и погибшей вместе с кораблем, чтобы понять радость и трагизм этой встречи. Надо увидеть Андрея Васильевича Степанова, начальника Ялтинского порта, кочегарившего еще на старом «Трансбалте», чтобы понять, что прошел этот человек и что он передает сыну Сергею, которого сейчас встречает. А Сергей Степанов выбирал свой первый якорь тоже на «Трансбалте», только уже на новом,— у капитана Дашкова.
И на экране происходит удивительное... 12 рыбаков вместе со своим командиром Панасенко погибли в жестокой схватке с ураганом. Новый командир сейнера «Андрей Панасенко» Николай Бузун, лучший друг Андрея, никогда не передает на берег «Я — Бузун», он говорит: «Я — Панасенко, я — Панасенко...». А рассказ новороссийского матроса Николая Алешичева из отряда легендарного Цезаря Куникова! Нельзя без волнения слышать о том, как во время смертельной схватки с немцами он неожиданно встретил жену и детей.
Высится над Цемесской бухтой памятник — простой товарный вагон, весь изрешеченный пулями. Здесь стояли насмерть и не пустили немцев на Кавказ. Где-то здесь, у вагона, погиб молодой разведчик — поэт Павел Коган, пришедший сюда с песней о Бригантине, что поднимала паруса. А теперь здесь играют дети, звучит музыка.
Невозможно забыть историю гибели советского рудовоза «Умань», погибшего при сильном шторме в Кадисском заливе Атлантического океана. Из 38 человек команды спаслось 24. Вся Одесса встречала спасенных и четырех погибших моряков, найденных в океане.
Но по-прежнему ходят по трассе корабли с грузами. И те же, что были на «Умани», опять приходят к месту ее гибели, бросают венок на волны, отдавая долг погибшим. В приморском городе светит солнце, приходят и уходят корабли, здесь встречи коротки, а разлуки долги...

Ромил Соболев, кинокритик («СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ», август 1966 г.), Источник

[ Страница дополняется материалами ]