Константин СЛАВИН

кинодраматург, редактор

Имя при рождении:
Кушель Лейбович СЛАВИН

Дата рождения:
06 июня 1921
Минск, Белорусская ССР, СССР

Дата смерти:
15 февраля 2003 (81 год)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинодраматург, редактор

Краткая биография

Славин Константин Львович (06 июня 1921, Минск (ныне Республика Беларусь) — 15 февраля 2003, Москва) — кинодраматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Лауреат Ленинской премии (1980). Член КПСС с 1963 года. Член СК СССР — СК России.

Детство провел в Новороссийске. После окончания ВГИКа в 1948 году работал редактором отдела хроники Министерства кинематографии и Управления по производству научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Госкино СССР.

Совещание документалистов Закавказья. Тбилиси, весна 1954 года. Сидят в первом ряду: ст. редактор отдела хроники Госкино СССР Константин Славин (четвертый слева), режиссер Леонид Варламов, Юрий Каравкин; во втором ряду: оператор Леон Арзуманов (четвертый слева); в третьем ряду: режиссер-оператор Георгий Асатиани (пятый справа), оператор Отар Деканосидзе (шестой справа), оператор Владимир Еремеев (седьмой справа), Джаваншир Мамедов (девятый справа), оператор Анатолий Крылов (крайний слева). Фото из семейного архива Татьяны Юрьевны Каравкиной.  

Наиболее известными картинами по сценариям Константина Славина являются историко-публицистические киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война» (1979; 20 полнометражных документальных фильмов)  и «Всего дороже». Лауреат Ленинской премии 1980 года за создание документальной киноэпопеи «Великая Отечественная» — автор сценария (совместно с Игорем Ицковым и Романом Карменом). В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown War»). 
Всего же на его счету десятки фильмов, созданных за полвека работы в кино. 

Съемочная группа «ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ» (НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА)". На фото сидят (справа налево): режиссер Тенгиз Семенов, Перл Эстес (жена Боба Эстеса), композитор Род Маккьюен (Rod McKuen), режиссер Игорь Григорьев, переводчик Майя Тоидзе; стоят (справа налево): директор ЦСДФ и главный редактор киноэпопеи Евгений Козырев, зам. директора В/О «Совинфильм»  Александр Суриков, исполнительный продюсер Боб Эстес, кинодраматург Константин Славин, (два неустановленных лица). Фото из архива Игоря Григорьева.  

До последнего дня продолжал работать над сценарием готовящегося фильма, посвященного российским журналистам.

СЕМЬЯ

Отец — Лев Исаевич (Лейб Ицкович) Славин (15 (27) октября 1896, Одесса — 04 сентября 1984, Москва) — писатель и драматург, прозаик, сценарист, военный журналист.  Учился в Новороссийском университете. В 1916 году, с первого курса, был мобилизован в армию и участвовал в Первой мировой войне. Именно эти события и легли впоследствии в основу его первого романа «Наследник» (1931). В 1932 году Лев Славин написал пьесу о гражданской войне — «Интервенция», которая начиная с 1933 года ставилась на сценах советских театров и принесла ему широкую известность. После демобилизации занимался журналистикой. В 1939 году Славин — военный корреспондент на Халхин-Голе, в 1941—1945, в период Великой Отечественной войны — военный корреспондент газет «Красная Звезда» и «Известия», майор интендантской службы. Награжден орденами и медалями. В 1966 подписал петицию в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля.

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ

1968 — Штрихи к портрету (о пограничных боях в Беларуси в 1941 г., оккупационном режиме, боевых действиях партизан, воспоминания бывших партизан);  авторы сценария М.П. Березко, К. Славин; режиссеры: И.Ц.Пикман, Р.З.Ясинский; операторы: М.З. Беров, Ю.М. Иванцов, И.Ц. Пикман, В.П. Цеслюк, Р.З. Ясинский (БГАКФФД)
1977 — Рядом с солдатом (фильм рассказывает о работе фронтовых кинооператоров и военных корреспондентов в годы Великой Отечеcтвенной войны); полнометражный; автор сценария и текста; реж.: И. Гелейн
1977 — 1979 — автор сценария (совместно с Игорем Ицковым и Романом Карменом) 20-ти серий киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»; художественный руководитель: Р. Кармен):
Фильм 1-й — «22 июня 1941»; полнометражный; режиссер и автор текста: Р. Кармен
Фильм 2-й — «Битва за Москву»; полнометражный; режиссер: И. Гутман; автор текста: К. Славин
Фильм 3-й — «Блокада Ленинграда»; полнометражный; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 4-й — «Партизаны. Война в тылу врага»; полнометражный; режиссер: В. Катанян; автор текста: А. Пумпянский
Фильм 5-й — «На восток»; полнометражный; режиссер: И. Григорьев; автор текста: К. Славин
Фильм 6-й — «Война в Арктике»; полнометражный; режиссер: Л. Кристи; автор текста: К. Славин
Фильм 7-й — «Оборона Сталинграда»; полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор текста: С. Дробашенко
Фильм 8-й — «Победа под Сталинградом»; полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор текста: С. Дробашенко
Фильм 9-й — «Битва за Кавказ»; полнометражный; режиссер и автор текса: Д. Фирсова
Фильм 10-й — «Величайшее танковое сражение»; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 11-й — «Война в воздухе»; полнометражный; режиссер: З. Фомина; автор текста: И. Менджерицкий
Фильм 12-й — «Битва на море»; полнометражный; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 13-й — «Освобождение Украины»; полнометражный; режиссер: Лев Данилов; автор текста: П. Демидов
Фильм 14-й — «Освобождение Белоруссии»; полнометражный; режиссер: Игорь Гелейн; автор текста: К. Славин
Фильм 15-й — «От Балкан до Вены»; полнометражный; режиссер: И. Гелейн; автор текста: И. Ицков
Фильм 16-й — «Освобождение Польши»; полнометражный; режиссер: И. Гутман; автор текста: И. Ицков
Фильм 17-й — «Союзники»; полнометражный; режиссер: Н. Соловьёва; автор текста: И. Ицков
Фильм 18-й — «Битва за Берлин»; полнометражный; режиссер: А. Рыбакова; автор текста: А. Пумпянский
Фильм 19-й — «Последнее сражение войны»;полнометражный; режиссер: И. Григорьев; автор текста: И. Ицков
Фильм 20-й — «Неизвестный солдат»; полнометражный; режиссер и автор текста: Роман Кармен

1980 — 1981 — автор сценариев (совместно А. Александровым, Г. Боровиком, В. Игнатен) историко-публицистической киноэпопеи «Всего дороже»:
Фильм 1-й — «Первый день мира (об экономических и политических проблемах, возникших в странах Европы и США после окончания Второй Мировой войны); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 2-й — «Обгоняющее время (о работе советских людей в послевоенные годы, их трудовом героизме, новаторстве, инициативе, энтузиазме.); полнометражный; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 3-й — «Трудное поле (о возрождении сельского хозяйства СССР в послевоенный период); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 4-й — «Мир или война (фильм о движении сторонников мира, о борьбе за мир после самой страшной войны в истории человечества); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 5-й — «Подвиг возрождения (о восстановлении разрушенной промышленности СССР после войны); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 6-й — «Как Феникс из пепла (фильм о восстановлении советских городов, пострадавших от гитлеровского нашествия); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 7-й — «И взошла заря» (о возникновении после 2-ой Мировой войны стран социалистического лагеря); фильм 7-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
Фильм 8-й — «Надо мечтать» (завершающий фильм киноэпопеи; обобщает небывалый масштаб свершенного советским народом трудового подвига в труднейшие годы послевоенного возрождения); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1983 — Как феникс из пепла. СССР 1945 — 1950. "Когда Гагарин еще ходил в школу".. (Завершающий фильм цикла. На богатейшем хроникальном материале рассказывается о возрождении советских городов, разрушенных немецкими войсками, о новом строительстве в послевоенный период); полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1987 — Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем; полнометражный; реж.: И. Григорьев
1988 — Мы журналисты. . . Не стреляйте.. (фильм-реквием посвящен журналистам, погибшим в «горячих точках» планеты при выполнении профессионального долга); авторы сценария: К. Славин, В. Игнатенко; реж.: И. Гутман  
2002 — Лихов, 6 (Человек с киноаппаратом); полнометражный; авторы сценария: Генрих Боровик, Константин Славин, Леонид Махнач; режиссер: Леонид Махнач

ДИАФИЛЬМЫ

1977 — Роман Кармен (диафильм был создан при жизни Романа Кармена); Производство: Студия "Диафильм", Госкино СССР 
____________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Фильмография других студий

1961 — Сколько лет Самарканду? (режиссер: Малик Каюмов) (автор сценария) — «Узбекфильм»
1965 — Корабли не умирают (сценарий совместно с Вениамином Гороховым, Михаилом Юдиным; реж.: Лазарь Юдин; оператор: Лазарь Юдин; фильм рассказывает о моряках- черноморцах, их судьбах) (автор сценария) — Украинская студия кинохроники
1971 — Поговорить нам необходимо (Марк Бернес) (сценарий совместно с Зиновием Гердтом; реж.: Андрей Добровольский; Фильм посвящен творчеству Марка Бернеса) (автор сценария) — Творческое объединение «Экран»
1987 — ХХ век. Цена присяги (полнометражный; сценарий совместно с Г. Боровиком, В. Игнатенко, В. Кузнецовым, Л. Кулиджановым) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1989 — Мир вам, Шолом! (Письма с этого света на тот свет) (совместно с Владленом Кузнецовым; реж.: Владимир Двинский; Фильм рассказывает о нелегкой судьбе еврейского народа в современной истории, анализируя события с точки зрения величайшего еврейского писателя XIX века Шолом-Алейхема) (автор сценария) — Э.Т.О Ладья
1990 — Кинопрограмма "ХХ век". Сороковые... роковые. Фильм 1-й - Без срока давности (полнометражный; реж.: Ю. Кобрин; Художественно-публицистический фильм о начале Второй мировой войны) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1990 — Кинопрограмма "ХХ век". Сороковые...роковые. Фильм 2-й - Все судьбы в единую слиты (Режиссер: Ю. Кобрин; Фильм о событиях Второй мировой войны в период 1941-1942 годов) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1990 — ХХ век. Хроника тревожного времени. К вопросу о секретных протоколах (трилогия). Фильм 1 - Бараний марш (полнометражный; сценарий совместно с Г. Боровиком, Л. Кулиджановым, В. Игнатенко, В. Кузнецовым; реж.: В. Лисакович) (автор сценария) — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1996 — Россия в войне. «Кровь на снегу» (цикл из 10-ти полнометражных фильмов, посвящённых Великой Отечественной Войне; полная и достоверная хронология событий 1941 — 1945 годов; в фильме авторы рассказывают о соперничестве Гитлера и Сталина, героических подвигах, победах и неудачах нашего народа) (автор сценария) — IBP Films Distribution Ltd. In Association with "VICTORY SERIES " Ltd. (Russia)
1999 — Фотограф «А» в интерьере эпохи (3 фильма по 52 минуты; режиссёр: Виктор Лисакович; оператор: Юрий Орлов; фильм рассказывающий о жизни и творческой деятельности Юрия Королева, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем, работал кинооператором. 8 ноября 1994 года при невыясненных обстоятельствах Юрий Королев был зверски убит на Минском шоссе по дороге домой) (автор сценария) — «Союзкиносервис»

Награды

1980 — Ленинская премия (за документально-публицистическую киноэпопею «Великая Отечественная»)

Цитаты

Фильм ("Корабли не умирают"; Укркинохроника; 1965) о моряках, их судьбах. О судьбах кораблей, без которых не могло быть таких человеческих судеб. О традициях черноморцев, об их героизме в грозные годы войны, и о больших трудовых делах, о радости возвращения на родную землю и о страшном горе осиротевших жен и детей — обо всем том, что составляет человеческую жизнь. В общем, о жизни. А в ней происходят удивительные события... Встречаются экипажи двух «Абхазии» — старого санитарного транспорта, затонувшего во время войны у Сухарной балки, и нового теплохода, курсирующего по Черному морю. Новая «Абхазия» как память о той... Надо слышать рассказ доктора Мачитадзе о Полищук, фельдшерице той, старой, «Абхазии», так любившей песню «Чайку» и погибшей вместе с кораблем, чтобы понять радость и трагизм этой встречи. Надо увидеть Андрея Васильевича Степанова, начальника Ялтинского порта, кочегарившего еще на старом «Трансбалте», чтобы понять, что прошел этот человек и что он передает сыну Сергею, которого сейчас встречает. А Сергей Степанов выбирал свой первый якорь тоже на «Трансбалте», только уже на новом,— у капитана Дашкова.
И на экране происходит удивительное... 12 рыбаков вместе со своим командиром Панасенко погибли в жестокой схватке с ураганом. Новый командир сейнера «Андрей Панасенко» Николай Бузун, лучший друг Андрея, никогда не передает на берег «Я — Бузун», он говорит: «Я — Панасенко, я — Панасенко...». А рассказ новороссийского матроса Николая Алешичева из отряда легендарного Цезаря Куникова! Нельзя без волнения слышать о том, как во время смертельной схватки с немцами он неожиданно встретил жену и детей.
Высится над Цемесской бухтой памятник — простой товарный вагон, весь изрешеченный пулями. Здесь стояли насмерть и не пустили немцев на Кавказ. Где-то здесь, у вагона, погиб молодой разведчик — поэт Павел Коган, пришедший сюда с песней о Бригантине, что поднимала паруса. А теперь здесь играют дети, звучит музыка.
Невозможно забыть историю гибели советского рудовоза «Умань», погибшего при сильном шторме в Кадисском заливе Атлантического океана. Из 38 человек команды спаслось 24. Вся Одесса встречала спасенных и четырех погибших моряков, найденных в океане.
Но по-прежнему ходят по трассе корабли с грузами. И те же, что были на «Умани», опять приходят к месту ее гибели, бросают венок на волны, отдавая долг погибшим. В приморском городе светит солнце, приходят и уходят корабли, здесь встречи коротки, а разлуки долги...

Ромил Соболев, кинокритик («СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ», август 1966 г.), Источник

[...]Тема женщины в Великой Отечественной мне особенно интересна и дорога в творчестве драматурга Славина. Не скрою, для меня это растревоженная детская память о матери... И я благодарна всем кинопублицистам за их неугасимый, глубокий интерес к неповторимым женским судьбам, к труженицам войны, заслужившим низкий поклон и память нашего сердца.[...]
Константин Львович Славин – один из преданных документальному кино драматургов, создавший более семидесяти сценариев. Окончив в 1948 году сценарный факультет ВГИКа, он готовился работать в игровом кинематографе. Ещё на институтской скамье К. Славиным было написано несколько сценариев игровых фильмов, но по разным причинам, главной из которых был период «малокартинья», в производство они не шли. Лишь сценарий короткометражного художественного фильма «Зимняя сказка», написанный совместно с В. Капитановским, был поставлен режиссёрами С. Ростоцким и Ю. Егоровым в качестве учебной работы. В последующие годы Константин Львович Славин полностью отдался работе в документальном кино.[...]

С.А. Сваровская, Источник