Славин Константин Львович (06 июня 1921, Минск (ныне Республика Беларусь) — 15 февраля 2003, Москва) — кинодраматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Лауреат Ленинской премии (1980). Член КПСС с 1963 года. Член СК СССР — СК России.
Детство провел в Новороссийске. После окончания ВГИКа в 1948 году работал редактором отдела хроники Министерства кинематографии и Управления по производству научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Госкино СССР.
Совещание документалистов Закавказья. Тбилиси, весна 1954 года. Сидят в первом ряду: Константин Славин (четвертый слева), режиссер Леонид Варламов, ст. редактор ЦСДФ Юрий Каравкин; во втором ряду: оператор Леон Арзуманов (четвертый слева); в третьем ряду: режиссер-оператор Георгий Асатиани (пятый справа), оператор Отар Деканосидзе (шестой справа), оператор Анатолий Крылов (слева). Фото из семейного архива Т.Ю. Каравкиной.
Наиболее известными картинами по сценариям Константина Славина являются историко-публицистические киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война» (1979; 20 полнометражных документальных фильмов) и «Всего дороже». Лауреат Ленинской премии 1980 года за создание документальной киноэпопеи «Великая Отечественная» — автор сценария (совместно с Игорем Ицковым и Романом Карменом). В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown War»).
Всего же на его счету десятки фильмов, созданных за полвека работы в кино.
Съемочная группа «ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ» (НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА). На фото сидят (справа налево): режиссер Тенгиз Семенов, композитор Род Маккьюен (Rod McKuen), режиссер Игорь Григорьев; стоят (справа налево): главный редактор Евгений Козырев, кинодраматург Константин Славин (четвертый справа). Фото: сайт Игоря Григорьева.
До последнего дня продолжал работать над сценарием готовящегося фильма, посвященного российским журналистам.
Отец — Лев Исаевич (Лейб Ицкович) Славин (15 (27) октября 1896, Одесса — 04 сентября 1984, Москва) — писатель и драматург, прозаик, сценарист, военный журналист. Учился в Новороссийском университете. В 1916 году, с первого курса, был мобилизован в армию и участвовал в Первой мировой войне. Именно эти события и легли впоследствии в основу его первого романа «Наследник» (1931). В 1932 году Лев Славин написал пьесу о гражданской войне — «Интервенция», которая начиная с 1933 года ставилась на сценах советских театров и принесла ему широкую известность. После демобилизации занимался журналистикой. В 1939 году Славин — военный корреспондент на Халхин-Голе, в 1941—1945, в период Великой Отечественной войны — военный корреспондент газет «Красная Звезда» и «Известия», майор интендантской службы. Награжден орденами и медалями. В 1966 подписал петицию в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля.
1977 — Рядом с солдатом (фильм рассказывает о работе фронтовых кинооператоров и военных корреспондентов в годы Великой Отечеcтвенной войны); полнометражный; автор сценария и текста; реж.: И. Гелейн
1977 — 1979 — автор сценария (совместно с Игорем Ицковым и Романом Карменом) 20-ти серий киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»; художественный руководитель: Р. Кармен):
Фильм 1-й — «22 июня 1941»; полнометражный; режиссер и автор текста: Р. Кармен
Фильм 2-й — «Битва за Москву»; полнометражный; режиссер: И. Гутман; автор текста: К. Славин
Фильм 3-й — «Блокада Ленинграда»; полнометражный; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 4-й — «Партизаны. Война в тылу врага»; полнометражный; режиссер: В. Катанян; автор текста: А. Пумпянский
Фильм 5-й — «На восток»; полнометражный; режиссер: И. Григорьев; автор текста: К. Славин
Фильм 6-й — «Война в Арктике»; полнометражный; режиссер: Л. Кристи; автор текста: К. Славин
Фильм 7-й — «Оборона Сталинграда»; полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор текста: С. Дробашенко
Фильм 8-й — «Победа под Сталинградом»; полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор текста: С. Дробашенко
Фильм 9-й — «Битва за Кавказ»; полнометражный; режиссер и автор текса: Д. Фирсова
Фильм 10-й — «Величайшее танковое сражение»; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 11-й — «Война в воздухе»; полнометражный; режиссер: З. Фомина; автор текста: И. Менджерицкий
Фильм 12-й — «Битва на море»; полнометражный; режиссер: Т. Семёнов; автор текста: Э. Поляновский
Фильм 13-й — «Освобождение Украины»; полнометражный; режиссер: Лев Данилов; автор текста: П. Демидов
Фильм 14-й — «Освобождение Белоруссии»; полнометражный; режиссер: Игорь Гелейн; автор текста: К. Славин
Фильм 15-й — «От Балкан до Вены»; полнометражный; режиссер: И. Гелейн; автор текста: И. Ицков
Фильм 16-й — «Освобождение Польши»; полнометражный; режиссер: И. Гутман; автор текста: И. Ицков
Фильм 17-й — «Союзники»; полнометражный; режиссер: Н. Соловьёва; автор текста: И. Ицков
Фильм 18-й — «Битва за Берлин»; полнометражный; режиссер: А. Рыбакова; автор текста: А. Пумпянский
Фильм 19-й — «Последнее сражение войны»;полнометражный; режиссер: И. Григорьев; автор текста: И. Ицков
Фильм 20-й — «Неизвестный солдат»; полнометражный; режиссер и автор текста: Роман Кармен
1980 — 1981 — автор сценариев (совместно А. Александровым, Г. Боровиком, В. Игнатен) историко-публицистической киноэпопеи «Всего дороже»:
Фильм 1-й — «Первый день мира (об экономических и политических проблемах, возникших в странах Европы и США после окончания Второй Мировой войны); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 2-й — «Обгоняющее время (о работе советских людей в послевоенные годы, их трудовом героизме, новаторстве, инициативе, энтузиазме.); полнометражный; полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 3-й — «Трудное поле (о возрождении сельского хозяйства СССР в послевоенный период); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 4-й — «Мир или война (фильм о движении сторонников мира, о борьбе за мир после самой страшной войны в истории человечества); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 5-й — «Подвиг возрождения (о восстановлении разрушенной промышленности СССР после войны); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 6-й — «Как Феникс из пепла (фильм о восстановлении советских городов, пострадавших от гитлеровского нашествия); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 7-й — «И взошла заря» (о возникновении после 2-ой Мировой войны стран социалистического лагеря); фильм 7-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
Фильм 8-й — «Надо мечтать» (завершающий фильм киноэпопеи; обобщает небывалый масштаб свершенного советским народом трудового подвига в труднейшие годы послевоенного возрождения); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
1983 — Как феникс из пепла. СССР 1945 — 1950. "Когда Гагарин еще ходил в школу".. (Завершающий фильм цикла. На богатейшем хроникальном материале рассказывается о возрождении советских городов, разрушенных немецкими войсками, о новом строительстве в послевоенный период); полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов
1987 — Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем; полнометражный; реж.: И. Григорьев
1988 — Мы журналисты. . . Не стреляйте.. (фильм-реквием посвящен журналистам, погибшим в «горячих точках» планеты при выполнении профессионального долга); авторы сценария: К. Славин, В. Игнатенко; реж.: И. Гутман
2002 — Лихов, 6 (Человек с киноаппаратом); полнометражный; авторы сценария: Генрих Боровик, Константин Славин, Леонид Махнач; режиссер: Леонид Махнач
1977 — Роман Кармен (диафильм был создан при жизни Романа Кармена); Производство: Студия "Диафильм", Госкино СССР
____________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.
Фильм ("Корабли не умирают"; Укркинохроника; 1965) о моряках, их судьбах. О судьбах кораблей, без которых не могло быть таких человеческих судеб. О традициях черноморцев, об их героизме в грозные годы войны, и о больших трудовых делах, о радости возвращения на родную землю и о страшном горе осиротевших жен и детей — обо всем том, что составляет человеческую жизнь. В общем, о жизни. А в ней происходят удивительные события... Встречаются экипажи двух «Абхазии» — старого санитарного транспорта, затонувшего во время войны у Сухарной балки, и нового теплохода, курсирующего по Черному морю. Новая «Абхазия» как память о той... Надо слышать рассказ доктора Мачитадзе о Полищук, фельдшерице той, старой, «Абхазии», так любившей песню «Чайку» и погибшей вместе с кораблем, чтобы понять радость и трагизм этой встречи. Надо увидеть Андрея Васильевича Степанова, начальника Ялтинского порта, кочегарившего еще на старом «Трансбалте», чтобы понять, что прошел этот человек и что он передает сыну Сергею, которого сейчас встречает. А Сергей Степанов выбирал свой первый якорь тоже на «Трансбалте», только уже на новом,— у капитана Дашкова.
Ромил Соболев, кинокритик («СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ», август 1966 г.), Источник
И на экране происходит удивительное... 12 рыбаков вместе со своим командиром Панасенко погибли в жестокой схватке с ураганом. Новый командир сейнера «Андрей Панасенко» Николай Бузун, лучший друг Андрея, никогда не передает на берег «Я — Бузун», он говорит: «Я — Панасенко, я — Панасенко...». А рассказ новороссийского матроса Николая Алешичева из отряда легендарного Цезаря Куникова! Нельзя без волнения слышать о том, как во время смертельной схватки с немцами он неожиданно встретил жену и детей.
Высится над Цемесской бухтой памятник — простой товарный вагон, весь изрешеченный пулями. Здесь стояли насмерть и не пустили немцев на Кавказ. Где-то здесь, у вагона, погиб молодой разведчик — поэт Павел Коган, пришедший сюда с песней о Бригантине, что поднимала паруса. А теперь здесь играют дети, звучит музыка.
Невозможно забыть историю гибели советского рудовоза «Умань», погибшего при сильном шторме в Кадисском заливе Атлантического океана. Из 38 человек команды спаслось 24. Вся Одесса встречала спасенных и четырех погибших моряков, найденных в океане.
Но по-прежнему ходят по трассе корабли с грузами. И те же, что были на «Умани», опять приходят к месту ее гибели, бросают венок на волны, отдавая долг погибшим. В приморском городе светит солнце, приходят и уходят корабли, здесь встречи коротки, а разлуки долги...
[...]Тема женщины в Великой Отечественной мне особенно интересна и дорога в творчестве драматурга Славина. Не скрою, для меня это растревоженная детская память о матери... И я благодарна всем кинопублицистам за их неугасимый, глубокий интерес к неповторимым женским судьбам, к труженицам войны, заслужившим низкий поклон и память нашего сердца.[...]
С.А. Сваровская, Источник
Константин Львович Славин – один из преданных документальному кино драматургов, создавший более семидесяти сценариев. Окончив в 1948 году сценарный факультет ВГИКа, он готовился работать в игровом кинематографе. Ещё на институтской скамье К. Славиным было написано несколько сценариев игровых фильмов, но по разным причинам, главной из которых был период «малокартинья», в производство они не шли. Лишь сценарий короткометражного художественного фильма «Зимняя сказка», написанный совместно с В. Капитановским, был поставлен режиссёрами С. Ростоцким и Ю. Егоровым в качестве учебной работы. В последующие годы Константин Львович Славин полностью отдался работе в документальном кино.[...]
[ Страница дополняется материалами ]