Владислав МИКОША

оператор, писатель, режиссёр, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Владислав Владиславович МИКОША

Дата рождения:
08 декабря 1909
Саратов, Российская империя

Дата смерти:
10 декабря 2004 (95 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
оператор, писатель, режиссёр, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Микоша Владислав Владиславович (25 ноября (08 декабря) 1909 — 12 декабря 2004). Народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Член СК СССР с 1957 года.

В 1934 году окончил операторский факультет ВГИКа.
В 1931 — 1992 — оператор  Московской кинофабрики «Союзкино» (с 1944 — ЦСДФ). В 1930-е годы Микоша сотрудничал с газетой «Известия», снимал фоторепортажи.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны — кинооператор Главного Политического управления РКВМФ, спецкор газеты «Правда».  Призван на службу в РККА и РККФ 22 июня 1942 года. Воинское звание  интендант третьего ранга. Кинооператор киногруппы Черноморского флота. Кадры, снятые В.В. Микошей, вошли в документальные фильмы — «Черноморцы» (1942) и «Битва за Севастополь» (1944). 
В ноябре 1942 — апрель 1943 — с группой советских кинооператоров (В. Соловьев, Н. ЛыткинР. Халушаков) находился в Великобритании и США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта (открытие второго фронта состоится  через полтора года — в июне 1944). 
С 1943 — оператор фронтовых киногрупп 4-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов, Дунайской военной флотилии. Также был спецкором ряда газет. Награждён орденами и медалями. 


«В конце 1942 года четыре фронтовых кинооператора — В. Соловьев, Н. ЛыткинР. Халушаков и В. Микоша — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки (первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах —  теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попадут уже в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном  — прим. ред. #МузейЦСДФ). Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее.

Кинооператоры (слева направо): Владислав Микоша, Николай Лыткин, Василий Соловьев, Рувим Халушаков. Нью-Йорк, 1943 год. Фото из личного архива Татьяны Степаевой (внучка В. Соловьева).

Америка встретила их морем огней, очередями в кинотеатры — на советский фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован, а название фильма заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»); — прим. ред. #МузейЦСДФ), невиданным ни до, ни после Второй мировой интересом к России. Операторов встречали как героев. Они встречались с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен, король экрана Чарли Чаплин — все приглашали их на встречи, концерты, съемки. Чаплину на его студии Микоша показал свой фильм «Черноморцы» и уже по возвращении в Союз получил от Чаплина теплую телеграмму.
Потом был обратный путь — уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вёз "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом...»  Источник: www.biograph-soldat.ru

Интервью В. Микоши в документальном фильме (см. с 30:34)  "Оскар за отвагу" (2001; "ПРОМОУШЭН ГРУПП" по заказу РТР).


Джемма Фирсова (Микоша) и Владислав Микоша.

СЕМЬЯ

Жена — Джемма Фирсова–Микоша (1935 — 2012), актриса, кинорежиссёр, сценарист; Лауреат Ленинской премии (1980).
Сын (от первого брака) Владислав Микоша (1946 — 1989), снимающий ассистент оператора ЦСДФ; одним из первых добровольцев-операторов принимал участие в съемках катастрофы на ЧАЭС в 1986 году.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

О жизни и творчестве оператора-кинодокументалиста, фронтового кинооператора Владислава Микоши в киножурнале "Москва"  № 65 (1985) "Портрет кинооператора" (режиссёр: Головня Е., оператор: Горемыкин А.).
Интервью Владислава Микоши в фильме "Кинопоезд на все времена" (1993) режиссёра Вадима Раменского, оператор Сергей Кузминский. Фильм рассказывает о проблемах документалистики начала 90-х годов, необходимости создания независимой кинолетописи.
О работе фронтовых кинооператоров-хроникёров в год 40-летия Победы посвящён киножурнал "Хроника наших дней" (1985, № 8) режиссёра Зои Фоминой, операторы: Владимир Волков и Владимир Головня.

В 2009 году  к 100-летию прославленного земляка-кинооператора на Нижне-Волжской студии кинохроники выпущен фильм «Владислав Микоша: остановивший время» (режиссёры: Джемма Фирсова и Евгений Цымбал). Фильм является одной из последних работ коллектива. В память о выдающемся кинооператоре и фотомастере Владиславе Владиславовиче Микоше (работал на студии с 1934 по 1935 год) на здании Нижне-Волжской студии кинохроники установлена мемориальная доска.

Фрагмент из фильма.

В 2014 году в  Швеции вышел документальный фильм «Я останавливаю время» (режиссер и автор сценария — Гунилла Брески, продюсер — Ян Бломгрен; 82 мин., 2014 г.) о легендарном фронтовом кинооператореФильм построен на основе дневниковых воспоминаний Владислава Микоши, вошедших в его книгу  «Я останавливаю время», изданной в 2005 году. В фильм вошли документальные съёмки кинооператора из фильмов «Черноморцы» (1942) и «Битва за Севастополь» (1944). Фильм был высоко оценен на фестивалях в Норвегии, США и Канаде, а в Швеции на конкурсе документальных фильмов он получил диплом "Лучшего документального фильма 2014 года". 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1931 — Одиночная смена шпал по способу Коцур
1931 — Сборка и испытание опытного гидросамолета
1932 — Пролетарской столице образцовые дома; совместно с К. Соломахой
1931 — Конец Охотному (За образцовое жилищное строительство)
1931 — Летающая лодка
1933 — На штурм Эльбруса
1934 — Челюскинцы 
1935 — Спасение рыбаков Каспия 
1941 — Героический Севастополь 
1942   ЧерноморцыСталинская премия; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка
1942 — День войны 
1943 — 69-я параллель; операторы: Донец, Мишенко, Овсянников, Ошурков, Урусевский 
1943 — Возрождение Сталинграда
1943 — Кавказ 
1943 — Зверства немецко-фашистских захватчиков в Прохладном 
1944 — Битва за Севастополь; операторы: Д. Шоломович, И. Аронс
1944 — Померания; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов и другие операторы 2-го и 1-го Белорусских фронтов
1945 — В Померании
1945 — Освобождение Варшавы 
1945 — От Вислы до Одера; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Микоша В.
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; реж.:  С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг; режиссер: Ф. Киселев; операторы: 3-го Белорусского фронта
1945  В танковом прорыве к морю / Восточная Пруссия; кинолетопись
1945 Парад Победы; цветной; руководитель съёмок режиссёр: Н. Соловьёв; монтировали режиссёры: И.В. Венжер, И.М. Посельский; операторы: Ш. Гегелашвили, В. Домбровский, Г. Кобалов, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, В. Соловьёв
1945 — Город Грауденц (кинолетопись)
1945 — XXVIII Октябрь; реж.: Я. Посельский; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1947 — В день выборов; реж.: С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, , В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман

1948 — Польша; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Фильм польский; реж.: Л. Варламов; операторы: В. Микоша, В. Цитрон, А. Семин
1949 — День Воздушного флота СССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1949 — Пушкин; полнометражный; реж.: Бубрик С., Николаи В.; операторы: Бобров Г., Долгов Н., Левитан А., Микоша В., Семин А., Хавчин А., Шафран А.
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); реж.: Я. Посельский; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, А. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Худяков
1949 — Слава труду (восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, А. Медведкин, М. Славинская; операторы: Б. Небылицкий, К. Широнин, А. Крылов, О. Рейзман, Е. Мухин, В. Микоша, Л. Качурьян, В. Придорогин, А. Левитан, И. Запорожский, Э. Савельева, В. Штатланд, И. Долгов, А. Сологубов

Звукооператор Виталий Нестеров (на фото справа) и Владислав Микоша на съемках в КНР. 1950 год. Фото из семейного архива племянницы В. Нестерова — В.Л. Зайцевой (Петровой).

1950 — Победа китайского народа; полнометражный; реж.: Л. Варламов, И. Лукинскийоператоры: А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Семин, В. Цитрон
1950  На кубок СССР по футболу (соревнования на Кубок СССР по футболу на киевском стадионе "Динамо", московском стадионе "Динамо", на Лиепайском и Куйбышевском стадионах); реж.: Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, с. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Ципорин
1951 —
 1-е Мая 1951 года; реж.: И. Копалин, В. Беляев; главные операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский; операторы: И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан
1951 — Мы за мир (III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине); Производство: Мосфильм, ДЕФА; полнометражный; реж.: И. Пырьев, И. Ивенс, А. Фролов, А. Торндайк; операторы ДЕФА (ГДР): Эрвин Андерс, Вернер Бергманн, Гёц Нойман; операторы СССР: В. Павлов, В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Панов, Г. Монгловская, Т. Лебешев, Н. Сокольников, К. Вровин, П. Касаткин, И. Бессарабов, Н. Большаков, В. Масленников, А. Крылов
1952 — Пионерское лето; полнометражный; реж.: Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников
1953 — Счастливое детство; полнометражный; реж.: Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников
1953 Встреча футболистов СССР —  Румыния; реж.: М. Ошурков;  операторы: Ю. Бородяев, А. Воронцов, С. Коган, В. Микоша, В. Мищенко, Н. Соловьев, В. Фроленко, Р. Халушаков
1953 — За мир и дружбу (III Всемирный конгресс молодежи в Бухаресте); Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов им. Александру Сахия (Румыния); реж.: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова ; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев и др.
1953 — Товарищеские встречи советских и шведских футболистов; Товарищеское состязание сборной команды Чехословакии и Москвы по футболу; реж.:  А. Гаврилова, А. Рыбакова; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Б. Макасеев, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Помкин, А. Хавчин, А. Щекутьев
1954 — Дворец науки (фильм посвящен МГУ); полнометражный; реж.:  Р. Григорьев; операторы: Е. Мухин, А. Щекутьев, В. Микоша
1954 — Международные соревнования лыжников (съемки проходили в Уктусских горах близ Свердловска (ныне — Екатеринбург); реж.: М. Ошурков; операторы: О. Арцеулов, А. Воронцов, С. Коган, А. Крылов, Ю. Леонгард, В. Микоша, М. Ошурков, Е. Федяев, Б. Шер
1954 — Соревнования конькобежцев СССР  Норвегия; реж.: М. Ошурков; операторы: Ю. Леонгардт, В. Микоша, М. Ошурков, Р. Халушаков 
1954 — Сильнейшие в мире (соревнования на первенство мира по конькобежному спорту среди женщин в шведском городе Эстерсунд); реж.: М. Гаврилова; операторы: В. Микоша, Р. Халушаков
1954 Первая весна ильм об освоении целинных и залежных земель в Сибири, Казахстане, Поволжье); плнометражный; реж.:  И. Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин 
1954 — Международная ярмарка в Джакарте; реж.: Т. Лаврова; опеарторы: В. Микоша, И. Сокольников
1954 — Жиронда (Франция) — Динамо (Москва); реж.: Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, Д. Каспий, П. Касаткин, В. Комаров, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Хавчин, К. Ряшенцев; ззвукооператор: З. Уздин
1954 — Кронштадту 250 лет (военно-морской и сухопутный парад по случаю 250-летия крепости; вручение городу ордена Красного Знамени); Производство: ЦСДФ, Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: И. Кравчуновский, Е. Учитель; операторы: В. Микоша, Г. Трофимов, О. Иванов, Я. Блюмберг, О. Арцеулов, Е. Федяев
1954 — Первая весна (фильм об освоении целинных и залежных земель в Сибири, Казахстане, Поволжье; собрание комсомольцев в Георгиевском зале Кремля; вручение комсомольских путевоук на целину 22 февраля 1954 года); полнометражный; реж.: И. Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин
1954 — По Индонезии; полнометражный; реж.: И. Посельский, И. Копалин, Р. Григорьев, Е. Боссак; оператор: А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов
1955 — Варшавские встречи (фильм о пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Варшаве); полнометражный; реж.: И. Копалин, Е. Боссак, И. Посельский, Р. Григорьев; главыне оператоыр: А. Левитан, С. Спрудин; оператор в группе
1955 — Международные соревнования по лёгкой атлетике; реж.: А. Рыбакова; операторы: Н. Вихирев, И. Гутман, Г. Епифанов, Г. Захарова, В. Микоша, О. Рейзман, Б. Шер, В. Штатланд; автор текста: И. Прок
1955 — Песни над Вислой (концерт участников 5-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Варшаве); полнометражный; режиссёры: Копалин И., Григорьев Р., Боссак Е., И. Посельский; операторы:  А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов
1956 — Чемпионы спартакиады советской Россииинальные соревнования Спартакиады РСФСР в г. Ростове: состязания конников. Открытие финальных соревнований Спартакиады в г. Москве на стадионе "Динамо": соревнования по легкой атлетике, теннису, тяжелой атлетике, плаванию, стрельбе, боксу, вольной борьбе; велогонки; выступления гимнастов)
1955 — В гостях у птиц и зверей (видовой фильм о Московском зоопарке); авторы: В. Микоша, А. Зенякин
1956 — Моды сезона; реж.: И. Посельский; операторы: А. Зенякин, В. Микоша; асс. режиссера М. Гаврилова; звукооператор: С. Ключевский
1956 — Дружба навечно (пребывание Президента Югославии И.Б. Тито в СССР); полнометражный; Л. Варламов, И. Венжер, И. Сеткина; операторы: Д. Каспий, Б. Макасеев, В. Микоша, А. Сологубов, Р. Халушаков; асс. режиссера И. Егорова, Т. Ширман; авторы текста: Е. Кригер, Ю. Смирнитский; диктор: Л. Хмара; редактор: Э. Марьямов; композитор В. Гевиксман; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: И. Гунгер, С. Ключевский, Д. Овсяников, Е. Уманский
1956 — Олимпийский матч (Москва. Стадион "Динамо". Отборочный матч по футболу между сборными командами СССР и Израиля); реж.: А. Рыбакова; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, В. Микоша, И. Гутман, А. Зенякин
1956 — Москва реконструируется; реж.: Г. Бобров, И. Кравчуновский; оператор: А. Зенякин, Д. Каспий, В. Микоша; звукооператор: И. Гунгер
1957 — Балет на льду (гастроли в Москве артистов венской труппы балета на льду "Айсревью"); реж.: А. Ованесова; операторы: И. Грек, А. Левитан, В. Микоша; автор текста: Н. Канин; асс. режиссера: В. Окунева
1957 — 100 дней в Бирме; полнометражный; реж.: Л. Варламов; операторы: Г. Асатиани, Б. Макасеев, Д. Мамедов, В. Микошаавтор текста: А. Марьямов; звукооператор И. Гунгер; композитор: В. Гевиксман; асс. режиссера: М. Панкина
1957 — Над нами одно небо; полнометражный; реж.:  А. Ованесова; операторы: И. Гутман, А. Семин, В. Воронцов, А. Зенякин, В. Микоша, В. Копалин; авторы сценария: В. Комиссаржевский, С. Гарбузов; композитор: Э. Колмановский
1957 — Ленинградская осень; широкоэкранный
1957 — Мастера фигурного катания (Международные товарищеские соревнования фигуристов Европы в Москве); реж.:  Б. Вейланд; операторы: Ю. Леонградт, В. Микоша, Н. Соловьев; звукооператор: Д. Овсянников
1957 — Пою моё отечество (фрагменты торжественного концерта, в честь 40-летия Октября); полнометражный; реж.: А. Рыбакова; операторы: Л. Котляренко, В. Микоша, И. Гутман, О. Арцеулов, И. Бессарабов, Г. Захарова, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, Ю. Монгловский, М. Ошурков, А. Семин, Л. Хавчин, В. Ходяков; автор текста: Т. Тэсс; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Котов; первый советский панорамный фильм
1958 — На ледяном поле Дворца спорта (Международные товарищеские встречи фигуристов во Дворце Спорта в Москве; выступления фигуристов СССР, Австрии, Венгрии, Чехословакии); реж.: . Фомина; операторы: Ю. Леонгардт, Н. Соловьев, О. Сугинт, В. Микоша; звукооператор В. Нестеров
1958 — Весна большой дружбы (фильм о международном сотрудничестве Египта и СССР); полнометржный; реж.: И. Сеткина; главный оператор; операторы: Ю. Бородяев, И. Грек, А. Истомин, В. Микоша, М. Трояновский, В. Киселев, С. Киселев, Е. Лозовский, Л. Михайлов, М. Ошурков, А. Савин, В. Ходяков, В. Цитрон, Е. Яцун
1958 — Памятники Бирмы; реж.-операторы: Б. Макасеев, В. Микошазвукооператоры: И. Гунгер
1958 — Международная ярмарка в Джакарте 
1958 — Звени наша юность; полнометражный; реж.: В. Бойков; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников, Д. Рымарев, И. Филатов
1958 — Необыкновенные встречи (фильм о судьбах детей, снятых в прошлые годы в к/ж "Пионерия"); полнометражный; режиссер и автор сценария: А. Ованесова; операторы: В. Микоша, О. Рейзман, А. Кричевский
1958 — На кубок Европы по футболу атч между сборными командами СССР и Венгрии); реж.: Б. Вейланд; операторы: В. Микоша, М. Ошурков, Н. Соловьев, В. Ходяков, В. Копалин  
1958 — Бокс (Международная встреча боксеров СССР и ФРГ); реж.: Б. Вейланд; операторы: А. Зенякин, В. Микоша
1958 — Двойная победа "Спартака" (финал Кубка Советского Союза по футболу); реж.: Б. Вейланд; операторы: Ю. Буслаев, В. Копалин, Л. Максимов, В. Микоша, М. Ошурков, Н. Соловьев, В. Ходяков; звукооператор: С. Ключевский
1959 — Среди птиц и зверей; широкоэкранный
1959 — Это видел Нью-Йорк ильм о советской выставке достижений в области техники, науки и культуры в г. Нью-Йорке); реж.: Н. Соловьева; операторы: Б. Макасеев, В. Микоша, Л. Панкин
1959 — Над нами синее небо
1959 — На советской выставке в Нью-Йорке; реж.: И. Сеткина; операторы: С. Киселев, Б. Макасеев, В. Микоша
1959 — На льду и на воде (группа девушек-спортсменок по фигурному плаванию выполняют упражнения на воде); широкоэкранный;  реж.: А. Зенякин; операторы: А. Зенякин, В. Микоша
1959 — День нашей жизни (фильм об одном дне жизни Советского Союза — 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный, реж.: Р. Кармен; 
главные оператоы: Д. Каспий, В. Микоша
1959 — Встреча на ледяной арене (специальный выпуск о совместном выступлении американского балета на льду "Холидей он айс" и советского балетно-циркового коллектива "Зимняя фантазия"); реж.: А. Зенякин; оператоыр: А. Зенякин, В. Микоша, А. Грек
1959 — Два дня на стадионе "Франклин-Филд"; реж.:  М. Гаврилова; операторы: Б. Макасеев, В. Микоша
1960 — Город большой судьбы; полнометражный
1960 — Зимняя фантазия (театрализованное представление "Зимняя фантазия" в исполнении ансамбля "Балет на льду"); полнометражный; И. Посельский; операторы: А. Зенякин, В. Микоша; музыка Ю. Левитин; звукооператор: К. Никитин
1961 — На реке; реж.: А. Зенякин; оператор; звукооператор: В. Нестеров
1961 — Город большой судьбы (фильм о Москве; использованы материалы ЦГАКФД (РГАКФД)); полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бганцев; автор сценария: Ю. Каравкин; асс. режиссера: С. Пумпянская; звукооператор: И. Гунгер
1961 — Венская встреча (фильм о встрече Н. С. Хрущева с Президентом США Д. Кеннеди в г. Вена (Австрия) летом 1961 года); реж.: И. Сеткина; оператоыр: Д. Каспий, В. Микоша, М. Ошурков  
1961 — Набат мира
1961 — Матч столетия (фильм о матче по лёгкой атлетике между сборными командами СССР и США в г. Москве на Центральном стадионе имени Ленина); реж.: Ф. Киселев; операторы: О. Арцеулов, Г. Асланов, Л. Кокошвили, Ю. Леонгардт, В. Микоша, Е. Мухин, М. Ошурков
1961 — Президент Республики Куба в СССР; реж.: Р. Григорьев; операторы: И. Бганцев, И. Грачев, В. Киселев, В. Микоша, Р. Халушаков; звукооператор И. Гунгер
1961 — Рассказ о дружбе (фильм о политических, экономических, научных, культурных связях СССР и Финляндии); реж.: З. Тузова; операторы: А. Кочетков, В. Микоша, К. Ряженцев; звукооператор: В. Георгиевская
1961 — Художники Узбекистана; полнометражный
1961 — В гостях у Бидструпа; режиссёр-оператор
1961 — Русская песня о Скандинавии; режиссёр-оператор
1961— Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнацчфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы: Альдохин Ю., Анисимов Г., Афанасьев В., Ватутин В., Бганцев И. (ЦСДФ), Беспалов А., Бесчетнов М., Веселов А., Грачев И., Захарова Г. (ЦСДФ), Касаткин И., Касаткин П. (ЦСДФ), Каспий Д. (ЦСДФ), Кордюков Р., Кочетков А. (ЦСДФ), Медынский С. (ЦСДФ), Микоша В. (ЦСДФ), Монгловский Ю. (ЦСДФ), Мухин Е., Опрышко П. (ЦСДФ), Ошурков М. (ЦСДФ), Рафиков М., Суворов В., Ходяков В. (ЦСДФ), Филиппов А., Шишкин А., Шадронов В.
1961 — Могучие крылья (фильм о воздушнм параде 1961 года, посвященном Дню Воздушного флота СССР); полнометражный; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы (съемкив воздухе): А. Воронцов, Горчилин, Истомин, Леонрагд, Михайлов, Яцун; операторы: Грек, Каспий, В. Киселёв, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Опрышко, Попова, Н. Соловьев, Сологубов, Хавчин, Б. Шер 
1963 — Мой Ташкент
1964 — Новосёлы; полнометражный
1965 — Осенние мелодии; режиссёр-оператор
1966 — Когда в город приходит весна
1966 — У истоков древней реки
1966 — Москва приветствует вас; режиссёр-оператор
1966 — Республика солнца; режиссёр-оператор
1967 — Широка страна моя; широкоформатный
1967 — Москва, Москва; полнометражный
1967 — Мороз и солнце; режиссёр-оператор
1967 — Антей
1968 — За Вашу и нашу свободу
1969 — Поезд в революцию
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина; режиссёр, автор сценария совместно с В. Семеновым
1971 — Зима и весна сорок пятого; 4 фильма
1971 — Мой первый стадион
1971 — Чайковскому посвящается; полнометражный
1972 — Встреча с Дагомеей; режиссер: Микоша В.; автор сценария: Фирсова Д.; оператор: Мякишев Г.
1974 — Трудные дороги мирарежиссер: Колошин А.; авторы сценария: Колошин А., Лавров В.; операторы: Колошин А., Кочетков А., Микоша В., Серов Г.; диктор: Копелян Е.
1975 — Память навсегда 
1975 — Новороссийск — город-герой 
1975 — Встреча с Джокондой 
1976 — На переднем крае мира (фильм о внешней политике СССР, направленной на претворение в жизнь Программы мира, принятой на 24-ом съезде КПСС); полнометражный; режиссер: Колошин А.; операторы: Колошин А., Кочетков А.С., Микоша В.; Государственная премия СССР
1976 — Покой нам только снится (фильм-портрет о кинопублицисте, народном артисте РСФСР А. И. Медведкине, созданный к 75-летию со дня его рождения); режиссер: Легат Е.; операторы: Микоша В., Легат Е.
1976 — С веком наравне (фильм к 50-летию Академии художеств. О становлении советского изобразительного искусства); полнометражный; режиссер: Зенякин А.; авторы сценария: Зенякин А., Иванова О.; оператор
1977 — Художник Илья Глазунов
1977 — Я сын твой, Москва; полнометражный; режиссер: Кочетков А. С., Бессарабов И.; авторы сценария: Игнатенко В., Бессарабов И., Кочетков А.; операторы: Кочетков А., Ловков В., Лебедев О., Микоша В., Оржеховский Ю., Орлов Ю., Филатов И.
1978 — Четыре дня в мае; режиссер: Колошин А.; операторы: Истомин А., Колошин А., Кочетков А., Микоша В.
1979 — ФРГ — урок немецкогополнометражный; режиссер: Колошин А.; авторы сценария: Колошин А., Ломейко В.; операторы: Колошин А., Микоша В.
1979 — Из искр великого почина (фильм рассказывает о юбилейном коммунистическом субботнике); режиссер: Лаврова Т.; операторы: Авербух М., Бабаджанов Т., Бойков В., Григорьев Н., Дурандин В., Егоров Ю., Епифанов Г., Карпов А., Кулиджанов А., Микоша В., Орлов Ю., Русанов А., Скачков И., Соловьев Н., Яцун Е.
1980 — Сионизм-стрит (фильм о расистской сущности идеологии сионизма, о преступной деятельности Израиля на оккупированных территориях); режиссер: Уралов О.; операторы: Микоша В., Фрез И.
1980 — Иерусалим (фильм посвящен проблеме Иерусалима, возникшей в результате политики правительства Израиля); режиссер: Уралов О.; автор сценария: Давыдков Р.; оператор
1980 — Баллада о спорте 
1981 — О спорт, ты — мир! (фильм о XXII Летних олимпийских играх в Москве, которые проходили в период  с 19 июля по 3 августа 1980 года);  полнометражный; Производство: "Мосфильм" (ТО "Олимпиада-80"); документальный съемки Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); реж.: Юрий Озеров; авторы сценария: Юрий Озеров, Борис Рычков (ЦСДФ); главный оператор документальный съёмок: Лев Максимов (ЦСДФ); главный оператор-координатор: Михаил Ошурков (ЦСДФ); оператор (всего снимали 89 операторов)
1981 — Земля художника Шилова; режиссер: Раздорский С.; операторы: Зайцев А., Микоша В.
1982 — Культурно-бытовому строительству — индустриальную основу; режиссер: Киселев С.; операторы: Микоша В., Цитрон В.
1983 — Голос советских женщин; По заказу ССОД; режиссер: Тузова З.; автор сценария: Карпова Т.; операторы: Маев В., Микоша В., Мякишев Г.
1983 — Предупреждение об опасности (Свидетельство обвинения); полнометаржный; режиссёр: Джемма Фирсова (Микоша); оператор: Владислав Микоша; автор сценария: Г. Гурков, Д. Фирсова
1984 — Поверьте музыке; режиссер: Данилов Л.; операторы: Дурандин В., Микоша В.
1985 — Покушение на будущее (об истории возникновения и наращивания запасов химоружия на Западе)
1986 — Московский Кремль; режиссер: Гутман И.; авторы сценария: Гутман И., Кузнецов В.; операторы: Доброницкий В., Микоша В.; композиторы: Каспаров Ю.
1988 — Пробуждениеполнометражный
1988 — СПИД: тень над планетой (Планета сегодня №7); режиссер: Мирумян А.; операторы: Микоша В., Мирумян А.
1989 — Княгиня Милосердия; режиссер: Осипов И.; операторы: Микоша В.
1991 — Прозрение; полнометражный

КИНОПЕРИОДИКА

Снял более 600 сюжетов для кинопериодики, в т.ч.:

1931— Храм Христа Спасителя; сюжет для кинолетописи
1954 Новости дня № 2; реж.: Варламов Л.; операторы: Колошин А., Леонгардт Ю., Лозовский Е., Микоша В., Федяев Е.
1954  Новости дня № 15; режиссер: Подгорецкая О.; операторы: Голубов Г., Истомин А., Макасеев Б., Микоша В., Мищенко А., Семин А., Халушаков Р., Щекутьев А.
1954  Новости дня № 24; режиссер: Кравчуновский И.; операторы: Ошурков М., Макасеев Б., Беляков В., Горчилин И., Каспий Д., Микоша В., Островский, Петров В., Асатиани Г., Арзуманов Л.
1954 — Новости дня № 38
1954  Новости дня 1954 № 53
1955  Новости дня 1955 № 13
1955  Новости дня 1955 № 36
1955  Новости дня 1955 № 41
1955  Новости дня 1955 № 54
1956  Новости дня 1956 № 21; режиссер: Трояновский М.; операторы: Микоша В., Сокольников И., Халушаков Р., Каспий Д., Зайцев Л., Захарова Г., Шер Б., Ходяков В., Киселев С.
1956  Советский спорт № 3
1958  Советский спорт № 1
1959  Советский спорт № 4
1959  Новости дня № 21
1959  Новости дня № 30
1961  Новости дня  № 23
1961  Новости дня № 34
1961  Новости дня № 37
1961  Новости дня № 20
1961  Новости дня № 23
1963  Новости дня № 52
1966  Новости дня № 10
1968  Новости дня № 21
1968  Советский спорт № 6
1971  Новости дня № 5
1971  Новости дня № 5
1971  Новости дня № 7 
1971  Новости дня № 41
1972  Новости дня № 20
1974 — Новости дня № 16
1974  Новости дня № 22
1974  Новости дня № 24
1974  Новости дня № 34
1976  Новости дня № 38
1976  Новости дня № 41
1976  Новости дня  № 44
1976  Советский спорт № 12 ГТО 
1976  Советское кино № 47
1976  Москва № 26 Москва - город музеев
1976  По СССР № 140
1980  Советский спорт № 5 
1980  Москва № 47 Святая Родина моя
1981  Москва № 50 Фрунзенский район
1982  Пионерия № 2
1982  Москва № 55 Старый Арбат
1985  Новости дня № 16
1986  Хроника наших дней № 26 
1986  Советское кино № 84

________________________________________
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Библиография

1964 — Микоша В. В. "С киноаппаратом в бою" (143 стр.; тираж — 115 000 экз.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1967 — В.В. Микоша "Годы и страны. Записки кинооператора" (568 стр.; тираж — 12 000 экз.) (изд.: — М.: Годы и страны. Записки кинооператора)
1984 — В.В. Микоша "Рядом с солдатом" (серия: Военные мемуары; 224 стр.; тираж — 6 500 экз.) (изд.: — М.: Воениздат)
1988 — Незаконченное прошлое: из жизни кинематографистов (Н. Лыткин "Как в кино. Записки кинохроникера") (изд.: – М.; Современник)
2005 — Владислав Микоша "Я останавливаю время" (изд.: Москва; Алгоритм; стр. 284; тираж: 2000 экз.)

Звания

1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1979 — Народный артист РСФСР
1990 — Народный артист СССР

Награды

1942 — Орден Красного Знамени
1943 — Медаль «За оборону Одессы»
1943 — Сталинская премия (за фильм «Черноморцы» (1942))
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1949 — Сталинская премия (за фильм «Польша» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Победа китайского народа» (1950))
1967 — Орден Октябрьской Революции
1972 — Орден Дружбы народов
1976 — Государственная премия СССР (за фильм «Трудные дороги мира» (1974))
1985 — Орден Отечественной войны II степени
1999 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Цитаты

«Ночь такая темная, какие бывают только на юге. Теплая, тихая. Все сковано тяжелым сном. Осажденный город спит настороженно, скрытый непроницаемым мраком. Даже море, всегда шумное, вдруг замерло. Полный штиль. Звезды, отраженные в нем, рассыпались неясными сочетаниями каких-то новых, незнакомых созвездий.
Враг, залегший в глубоких окопах, не спит, притаился, выжидает. Враг нервничает. Темные ночи на чужой земле обманчивы. Изредка, боясь нападения, он освещает переднюю линию фронта дрожащим светом ракет. Ночь от этого становится еще темнее и непрогляднее. Наступает туманный рассвет. К низко аккомпанементной музыке орудий и минометов присоединяется более высокая мелодия пулеметов, автоматов и винтовок...» (В. Микоша, «Правда», 7 апреля 1942)

Лучшие кадры в фильме «Черноморцы» засняты Микошей в Севастополе. Среди операторов-фронтовиков Микоша без сомнения самый лучший мастер живописного кадра... Во фронтовых съемках Микоша сохранил все свои прежние качества — лиризм и изысканность композиции кадра, но, вместе с тем, для них характерна суровая простота, какой требует новый материал... Микоша заснял важнейшие эпизоды боевой жизни города-героя, из которых слагается эпический документальный кинорассказ о Севастопольской обороне...

В. Е. Вишневский, журналист, киновед, Источник

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, а не историков и исследователей. И летопись, которую я исправно вел всю жизнь, скорее была «корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»...

Владислав Микоша, Источник

[...]Сейчас я думаю: почему я не снимал всего, увиденного на этой страшной дороге смерти? Наверное, все-таки не потому, что там, впереди, меня ждала настоящая война. Скорее, потому, что это было для меня непонятное потрясение. Я потерял цель. В первые часы все казалось ничтожным по сравнению с тем, что открылось перед нами. Я даже не поднял «Аймо». Казалось, мир гибнет. Он не может, никак не может существовать после всех тех кошмаров и глупостей, которые принял на себя. Так наступило то самое ощущение пустоты. Это было в первые часы. Потом появилась ярость, появились сила и ненависть. Но это потом. А тогда было недоверие к реальности происходящего. Впрочем, и потом очень-очень долго я не снимал подобное. Не снимал дикой и бессмысленной гибели человека, удивительной силы всего живого — даже искалеченного, даже полумертвого, не снимал страдания людей, которыми был куплен будущий мир. Почему? Мы все были твердо уверены — надо снимать героизм. А героизм, по общепринятым нормам, не имел ничего общего со страданием: надо снимать врага, а враг — это солдат в кованых сапогах, офицер в бутылочного цвета форме. Только спустя много-много времени я понял, что героизм — это преодоление страха, страдания, боли, бессилия, преодоление обстоятельств, самого себя и что с врагом мы столкнулись задолго до того, как встретились с ним лицом к лицу.[...]

В.В. Микоша (из книги "Я останавливаю время"), Источник

Владислав Микоша. Из воспоминаний об отступлении в июне 1941 г.
[...]Я оглянулся — за мной лежала вся Южная Африка до самого Кейптауна — и расстояние казалось очень большим. У меня было ощущение, что я мог бы преодолеть его за пять минут при нормальных условиях, но — не под прицельными выстрелами в спину. Скорострельные пушки вновь начали стрелять по голым скалам, где снаряды не просто падали, а взрывались. Появилась неторопливо двигавшаяся колонна пригнувшихся к конским гривам всадников и через две минуты скрылась на северной стороне. «Наши скорострельные пушки, — сказал корреспондент. — „Ле Галле“, наверно. Теперь осталось недолго». Все это время бестолковый Крупп отыскивал нас, вместо легких кавалеристов, и еще через несколько часов, пожалуй, мог бы кого-то убить. Потом слева, почти над нами, небольшая рощица заполнилась дымом от нашей шрапнели, наподобие того, как усы заполняются табачным дымом. Это было весьма впечатляюще и длилось добрых двадцать минут. Потом тишина; затем движение пехоты и конницы с нашей стороны вверх по склону, а из сарая, по которому вели огонь наши пушки, их непрерывно обстреливали. Конница буров на гребнях холмов; последний огонь скорострельных пушек справа, последний ряд спокойных всадников уже за пределами ружейного выстрела.
— Maffeesh, — сказал корреспондент и принялся писать, держа блокнот на колене. — Мы отогнали их.[...]

Художник перед лицом трагедии. Хрестоматия. Составление: Александр Дерябин, Алексей Гусев, Елена Грачева, Петр Багров, Источник

[...]И, пожалуй, неслучайно, что в кинолетопись обороны Севастополя вписал множество ярких страниц бесстрашный спецкор «Правды» с «ласковой» фамилией Микоша, производной от имени Миколай, Николай, ведь Святитель, носящий это имя, издавна считается покровителем моряков.
Отец Владислава Владиславовича Микоши был капитаном дальнего плавания. Морские дали манили и сына, родившегося и выросшего в Саратове, десятилетним пацаном переплывавшего великую реку, увлекавшегося и воздушной акробатикой, и живописью, и музыкой, и кино. Он даже освоил ремесло киномеханика. А поступать решил волжанин в 1927 году всё же в Ленинградскую мореходку. Но не прошёл медицинскую комиссию, так как, к досаде своей, накануне сильно простудился.
Вернулся в родной Саратов, где его ждала прежняя должность в кинотеатре «Искра». А через два года Владислав стал учащимся Государственного кинотехникума [кинематографии] в Москве (ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии), который окончил в 1934 году. Это именно он снимал взрыв храма Христа Спасителя и открытие ВСХВ (ВДНХ), эпопею спасения челюскинцев и перелёты Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку, приезды в Москву мировых знаменитостей: Бернарда Шоу, Ромена Роллана, Анри Барбюса. Командированный на Черноморский флот, он смог надеть наконец чёрную морскую форму и снимал оборону Одессы, Севастополя, а потом и поверженный Берлин.[...]

Ольга Германовна ЖУКОВА, Источник

[ Страница дополняется материалами ]