Владислав МИКОША

оператор, писатель, режиссёр, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Владислав Владиславович МИКОША

Дата рождения:
08 декабря 1909
Саратов, Российская империя

Дата смерти:
10 декабря 2004 (95 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
оператор, писатель, режиссёр, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Микоша Владислав Владиславович (25 ноября (08 декабря) 1909 — 12 декабря 2004). Народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Член СК СССР с 1957 года.

В 1934 году окончил операторский факультет ВГИКа.
В 1931 — 1992 — оператор  Московской кинофабрики «Союзкино» (с 1944 — ЦСДФ). В 1930-е годы Микоша сотрудничал с газетой «Известия», снимал фоторепортажи.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны — кинооператор Главного Политического управления РКВМФ, спецкор газеты «Правда».  Призван на службу в РККА и РККФ 22 июня 1942 года. Воинское звание  интендант третьего ранга. Кинооператор киногруппы Черноморского флота. Кадры, снятые В.В. Микошей, вошли в документальные фильмы — «Черноморцы» (1942) и «Битва за Севастополь» (1944). 
В ноябре 1942 — апрель 1943 — с группой советских кинооператоров (В. Соловьев, Н. ЛыткинР. Халушаков) находился в Великобритании и США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта (открытие второго фронта состоится  через полтора года — в июне 1944). 
С 1943 — оператор фронтовых киногрупп 4-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов, Дунайской военной флотилии. Также был спецкором ряда газет. Награждён орденами и медалями. 


«В конце 1942 года четыре фронтовых кинооператора — В. Соловьев, Н. ЛыткинР. Халушаков и В. Микоша — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки (первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах —  теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попадут уже в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном  — прим. ред. #МузейЦСДФ). Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее.

Кинооператоры (слева направо): Владислав Микоша, Николай Лыткин, Василий Соловьев, Рувим Халушаков. Нью-Йорк, 1943 год. Фото из личного архива Татьяны Степаевой (внучка В. Соловьева).

Америка встретила их морем огней, очередями в кинотеатры — на советский фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован, а название фильма заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»); — прим. ред. #МузейЦСДФ), невиданным ни до, ни после Второй мировой интересом к России. Операторов встречали как героев. Они встречались с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен, король экрана Чарли Чаплин — все приглашали их на встречи, концерты, съемки. Чаплину на его студии Микоша показал свой фильм «Черноморцы» и уже по возвращении в Союз получил от Чаплина теплую телеграмму.
Потом был обратный путь — уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вёз "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом...»  Источник: www.biograph-soldat.ru

Интервью В. Микоши в документальном фильме (см. с 30:34)  "Оскар за отвагу" (2001; "ПРОМОУШЭН ГРУПП" по заказу РТР).


Джемма Фирсова (Микоша) и Владислав Микоша.

СЕМЬЯ:

Жена — Джемма Фирсова–Микоша (1935 — 2012), актриса, кинорежиссёр, сценарист; Лауреат Ленинской премии (1980).

Сын (от первого брака) Владислав Микоша (1946 — 1989), снимающий ассистент оператора ЦСДФ; одним из первых добровольцев-кинооператоров принимал участие в съемках катастрофы на ЧАЭС в 1986 году.


О жизни и творчестве оператора-кинодокументалиста, фронтового кинооператора Владислава Микоши в киножурнале "Москва"  № 65 (1985) "Портрет кинооператора" (режиссёр: Головня Е., оператор: Горемыкин А.).
Интервью Владислава Микоши в фильме "Кинопоезд на все времена" (1993) режиссёра Вадима Раменского, оператор Сергей Кузминский. Фильм рассказывает о проблемах документалистики начала 90-х годов, необходимости создания независимой кинолетописи.
О работе фронтовых кинооператоров-хроникёров в год 40-летия Победы посвящён киножурнал "Хроника наших дней" (1985, № 8) режиссёра Зои Фоминой, операторы: Владимир Волков и Владимир Головня.

В 2009 году  к 100-летию прославленного земляка-кинооператора на Нижне-Волжской студии кинохроники выпущен фильм «Владислав Микоша: остановивший время» (режиссёры: Джемма Фирсова и Евгений Цымбал). Фильм является одной из последних работ коллектива. В память о выдающемся кинооператоре и фотомастере Владиславе Владиславовиче Микоше (работал на студии с 1934 по 1935 год) на здании Нижне-Волжской студии кинохроники установлена мемориальная доска.

Фрагмент из фильма.


В 2014 году в  Швеции вышел документальный фильм «Я останавливаю время» (режиссер и автор сценария — Гунилла Брески, продюсер — Ян Бломгрен; 82 мин., 2014 г.) о легендарном фронтовом кинооператореФильм построен на основе дневниковых воспоминаний Владислава Микоши, вошедших в его книгу  «Я останавливаю время», изданной в 2005 году. В фильм вошли документальные съёмки кинооператора из фильмов «Черноморцы» (1942) и «Битва за Севастополь» (1944). Фильм был высоко оценен на фестивалях в Норвегии, США и Канаде, а в Швеции на конкурсе документальных фильмов он получил диплом "Лучшего документального фильма 2014 года". 


ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1931 — Одиночная смена шпал по способу Коцур
1931 — Сборка и испытание опытного гидросамолета
1932 — Пролетарской столице образцовые дома; совместно с К. Соломахой
1931 — Конец Охотному (За образцовое жилищное строительство)
1931 — Летающая лодка
1933 — На штурм Эльбруса
1934 — Челюскинцы 
1935 — Спасение рыбаков Каспия 
1941 — Героический Севастополь 
1942   ЧерноморцыСталинская премия; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка
1942 — День войны 
1943 — 69-я параллель; операторы: Донец, Мишенко, Овсянников, Ошурков, Урусевский 
1943 — Возрождение Сталинграда
1943 — Кавказ 
1943 — Зверства немецко-фашистских захватчиков в Прохладном 
1944 — Битва за Севастополь; операторы: Д. Шоломович, И. Аронс
1944 — Померания; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов и другие операторы 2-го и 1-го Белорусских фронтов
1945 — В Померании
1945 — Освобождение Варшавы 
1945 — От Вислы до Одера; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Микоша В.
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; реж.:  С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг; режиссер: Ф. Киселев; операторы: 3-го Белорусского фронта
1945  В танковом прорыве к морю / Восточная Пруссия; кинолетопись
1945 Парад Победы; цветной; руководитель съёмок режиссёр: Н. Соловьёв; монтировали режиссёры: И.В. Венжер, И.М. Посельский; операторы: Ш. Гегелашвили, В. Домбровский, Г. Кобалов, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, В. Соловьёв
1945 — Город Грауденц (кинолетопись)
1945 — XXVIII Октябрь; реж.: Я. Посельский; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1947 — В день выборов; реж.: С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, , В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман

1948 — Польша; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Фильм польский; реж.: Л. Варламов; операторы: В. Микоша, В. Цитрон, А. Семин
1949 — День Воздушного флота СССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1949 — Пушкин; полнометражный; реж.: Бубрик С., Николаи В.; операторы: Бобров Г., Долгов Н., Левитан А., Микоша В., Семин А., Хавчин А., Шафран А.
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); реж.: Я. Посельский; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, А. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Худяков 1949 — Слава труду (восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, А. Медведкин, М. Славинская; операторы: Б. Небылицкий, К. Широнин, А. Крылов, О. Рейзман, Е. Мухин, В. Микоша, Л. Качурьян, Б. Придорогин, А. Левитан, И. Запорожский, Э. Савельева, В. Штатланд, И. Долгов, А. Сологубов

Звукооператор Виталий Нестеров (на фото справа) и Владислав Микоша на съемках в КНР. 1950 год. Фото из семейного архива племянницы В. Нестерова — В.Л. Зайцевой (Петровой).

1950 — Победа китайского народа; полнометражный; реж.: Л. Варламов, И. Лукинскийоператоры: А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Семин, В. Цитрон
1950  На кубок СССР по футболу (соревнования на Кубок СССР по футболу на киевском стадионе "Динамо", московском стадионе "Динамо", на Лиепайском и Куйбышевском стадионах); реж.: Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, с. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Ципорин
1951 —
 1-е Мая 1951 года; реж.: И. Копалин, В. Беляев; главные операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский; операторы: И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан
1951 — Мы за мир (III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине); Производство: Мосфильм, ДЕФА; полнометражный; реж.: И. Пырьев, И. Ивенс, А. Фролов, А. Торндайк; операторы ДЕФА (ГДР): Эрвин Андерс, Вернер Бергманн, Гёц Нойман; операторы СССР: В. Павлов, В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Панов, Г. Монгловская, Т. Лебешев, Н. Сокольников, К. Вровин, П. Касаткин, И. Бессарабов, Н. Большаков, В. Масленников, А. Крылов
1952 — Пионерское лето; полнометражный; реж.: Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников
1953 — Счастливое детство; полнометражный; реж.: Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников
1953 Встреча футболистов СССР —  Румыния; реж.: М. Ошурков;  операторы: Ю. Бородяев, А. Воронцов, С. Коган, В. Микоша, В. Мищенко, Н. Соловьев, В. Фроленко, Р. Халушаков
1953 — За мир и дружбу (III Всемирный конгресс молодежи в Бухаресте); Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов им. Александру Сахия (Румыния); реж.: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова ; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев и др.
1953 — Товарищеские встречи советских и шведских футболистов; Товарищеское состязание сборной команды Чехословакии и Москвы по футболу; реж.:  А. Гаврилова, А. Рыбакова; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Б. Макасеев, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Помкин, А. Хавчин, А. Щекутьев
1954 — Дворец науки (фильм посвящен МГУ); полнометражный; реж.:  Р. Григорьев; операторы: Е. Мухин, А. Щекутьев, В. Микоша
1954 — Международные соревнования лыжников (съемки проходили в Уктусских горах близ Свердловска (ныне — Екатеринбург); реж.: М. Ошурков; операторы: О. Арцеулов, А. Воронцов, С. Коган, А. Крылов, Ю. Леонгард, В. Микоша, М. Ошурков, Е. Федяев, Б. Шер
1954 — Соревнования конькобежцев СССР  Норвегия; реж.: М. Ошурков; операторы: Ю. Леонгардт, В. Микоша, М. Ошурков, Р. Халушаков 
1954 — Сильнейшие в мире (соревнования на первенство мира по конькобежному спорту среди женщин в шведском городе Эстерсунд); реж.: М. Гаврилова; операторы: В. Микоша, Р. Халушаков
1954 — Первая весна ильм об освоении целинных и залежных земель в Сибири, Казахстане, Поволжье); плнометражный; реж.:  И. Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин 

1955 — Варшавские встречи
1955 — Международные соревнования по лёгкой атлетике 
1955 — По Индонезии
1955  В гостях у птиц и зверей
1956 — 100 дней в Бирме 
1956 Моды сезона 
1956 — Песни над Вислой 
1956 — Балет на льду
1957 — Ленинградская осень; широкоэкранный
1957 — Мастера фигурного катания 
1958 — Весна большой дружбы; главный оператор
1958 — Пою моё отечество; полнометражный; первый советский панорамный фильм
1958 — Международная ярмарка в Джакарте 
1958 — Звени, наша юность; полнометражный 
1959 — Среди птиц и зверей; широкоэкранный
1959 — Это видел Нью-Йорк; операторы: Б. Макасеев, В. Микоша, Л. Панкин
1959 — Над нами синее небо
1959 — На льду и на воде; широкоэкранный
1959 — День нашей жизни; полнометражный, главный оператор
1959 — Необыкновенные встречи; полнометражный
1959 — Памятники Бирмы; режиссёр-оператор
1960 — Город большой судьбы; полнометражный
1960 — Зимняя фантазия; полнометражный
1961 — Набат мира
1961 — Художники Узбекистана; полнометражный
1961 — В гостях у Бидструпа; режиссёр-оператор
1961 — Русская песня о Скандинавии; режиссёр-оператор
1961 — Могучие крылья (фильм о воздушнм параде 1961 года, посвященном Дню Воздушного флота СССР); полнометражный; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы (съемкив воздухе): А. Воронцов, Горчилин, Истомин, Леонрагд, Михайлов, Яцун; операторы: Грек, Каспий, В. Киселёв, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Опрышко, Попова, Н. Соловьев, Сологубов, Хавчин, Б. Шер 

1963 — Мой Ташкент
1964 — Новосёлы; полнометражный
1965 — Осенние мелодии; режиссёр-оператор
1966  Когда в город приходит весна
1966 — У истоков древней реки
1966 — Москва приветствует вас; режиссёр-оператор
1966 — Республика солнца; режиссёр-оператор
1967 — Широка страна моя; широкоформатный
1967 — Москва, Москва; полнометражный
1967 — Мороз и солнце; режиссёр-оператор
1967 — Антей
1968  За Вашу и нашу свободу
1969  Поезд в революцию
1970  Стокгольм, который помнит Ленина; режиссёр, автор сценария совместно с В. Семеновым
1971  Зима и весна сорок пятого; 4 фильма
1971 — Мой первый стадион
1971 — Чайковскому посвящается; полнометражный
1972  Встреча с Дагомеей
1974  Трудные дороги мира
1975 — Память навсегда 
1975 — Новороссийск — город-герой 
1975 — Встреча с Джокондой 
На переднем крае мира (1976); Государственная премия СССР
1976  Покой нам только снится (1976)
1976  С веком наравне (1976)
1977 — Художник Илья Глазунов
1977  Я сын твой, Москва
1978  Четыре дня в мае
1979  ФРГ - урок немецкогополнометражный
1979  Из искр великого почина
1980 — Сионизм-стрит 
1980  Иерусалим
1980 — Баллада о спорте 
1981 — О, спорт, ты Мир!; Производство: Мосфильм
1981  Земля художника Шилова
1982  Культурно-бытовому строительству - индустриальную основу
1983  Голос советских женщин
1983  Предупреждение об опасности (Свидетельство обвинения)1984  Поверьте музыке
1985  Покушение на будущее (об истории возникновения и наращивания запасов химоружия на Западе)
Московский Кремль (1986)
1988  Пробуждениеполнометражный
1988  СПИД: тень над планетой (Планета сегодня №7) 1988
1989  Княгиня Милосердия
1991 — Прозрение; полнометражный

Снял более 600 сюжетов для кинопериодики, в т.ч.:

Храм Христа Спасителя, 1931; сюжет для кинолетописи
Новости дня 1954 № 2
Новости дня 1954 № 15
Новости дня 1954 № 24
Новости дня 1954 № 38
Новости дня 1954 № 53
Новости дня 1955 № 13
Новости дня 1955 № 36
Новости дня 1955 № 41
Новости дня 1955 № 54
Советский спорт 1956 № 3
Советский спорт 1958 № 1
Новости дня 1959 № 21
Новости дня 1959 № 30
Новости дня  1961 № 23
Новости дня 1961 № 34
Новости дня 1961 № 37
Советский спорт 1959 № 4
Новости дня 1961 № 20
Новости дня 1961 № 23
Новости дня 1963 № 52
Новости дня 1966 № 10
Новости дня 1968 № 21
Советский спорт 1968 № 6
Новости дня 1971 № 5
Новости дня 1971 № 5
Новости дня 1971 № 7 
Новости дня 1971 № 41
Новости дня 1972 № 20
Новости дня 1956 № 21
Новости дня 1974 № 16
Новости дня 1974 № 22
Новости дня 1974 № 24
Новости дня 1974 № 34
Новости дня 1976 № 38
Новости дня 1976 № 41
Новости дня  1976 № 44
Советский спорт 1976 № 12 ГТО 
Советское кино 1976 № 47
Москва 1976 № 26 Москва - город музеев
По СССР 1976 № 140
Советский спорт 1980 № 5 
Москва 1980 № 47 Святая Родина моя
Москва 1981 № 50 Фрунзенский район
Пионерия 1982 № 2
Москва 1982 № 55 Старый Арбат
Хроника наших дней 1986 № 26 
Советское кино 1986 № 84
Новости дня 1985 № 16

Использована информация из открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД, фотографии из частных архивов.

Библиография

1964 — Микоша В. В. "С киноаппаратом в бою" (143 стр.; тираж — 115 000 экз.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1967 — В.В. Микоша "Годы и страны. Записки кинооператора" (568 стр.; тираж — 12 000 экз.) (изд.: — М.: Годы и страны. Записки кинооператора)
1984 — В.В. Микоша "Рядом с солдатом" (серия: Военные мемуары; 224 стр.; тираж — 6 500 экз.) (изд.: — М.: Воениздат)
1988 — Незаконченное прошлое: из жизни кинематографистов (Н. Лыткин "Как в кино. Записки кинохроникера") (изд.: – М.; Современник)
2005 — Владислав Микоша "Я останавливаю время" (изд.: Москва; Алгоритм; стр. 284; тираж: 2000 экз.)

Звания

1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1979 — Народный артист РСФСР
1990 — Народный артист СССР

Награды

1942 — Орден Красного Знамени
1943 — Медаль «За оборону Одессы»
1943 — Сталинская премия (за фильм «Черноморцы» (1942))
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1949 — Сталинская премия (за фильм «Польша» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Победа китайского народа» (1950))
1967 — Орден Октябрьской Революции
1972 — Орден Дружбы народов
1976 — Государственная премия СССР (за фильм «Трудные дороги мира» (1974))
1985 — Орден Отечественной войны II степени
1999 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Цитаты

«Ночь такая темная, какие бывают только на юге. Теплая, тихая. Все сковано тяжелым сном. Осажденный город спит настороженно, скрытый непроницаемым мраком. Даже море, всегда шумное, вдруг замерло. Полный штиль. Звезды, отраженные в нем, рассыпались неясными сочетаниями каких-то новых, незнакомых созвездий.
Враг, залегший в глубоких окопах, не спит, притаился, выжидает. Враг нервничает. Темные ночи на чужой земле обманчивы. Изредка, боясь нападения, он освещает переднюю линию фронта дрожащим светом ракет. Ночь от этого становится еще темнее и непрогляднее. Наступает туманный рассвет. К низко аккомпанементной музыке орудий и минометов присоединяется более высокая мелодия пулеметов, автоматов и винтовок...» (В. Микоша, «Правда», 7 апреля 1942)

Лучшие кадры в фильме «Черноморцы» засняты Микошей в Севастополе. Среди операторов-фронтовиков Микоша без сомнения самый лучший мастер живописного кадра... Во фронтовых съемках Микоша сохранил все свои прежние качества — лиризм и изысканность композиции кадра, но, вместе с тем, для них характерна суровая простота, какой требует новый материал... Микоша заснял важнейшие эпизоды боевой жизни города-героя, из которых слагается эпический документальный кинорассказ о Севастопольской обороне...

В. Е. Вишневский, журналист, киновед, Источник

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, а не историков и исследователей. И летопись, которую я исправно вел всю жизнь, скорее была «корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»...

Владислав Микоша, Источник

[...]Сейчас я думаю: почему я не снимал всего, увиденного на этой страшной дороге смерти? Наверное, все-таки не потому, что там, впереди, меня ждала настоящая война. Скорее, потому, что это было для меня непонятное потрясение. Я потерял цель. В первые часы все казалось ничтожным по сравнению с тем, что открылось перед нами. Я даже не поднял «Аймо». Казалось, мир гибнет. Он не может, никак не может существовать после всех тех кошмаров и глупостей, которые принял на себя. Так наступило то самое ощущение пустоты. Это было в первые часы. Потом появилась ярость, появились сила и ненависть. Но это потом. А тогда было недоверие к реальности происходящего. Впрочем, и потом очень-очень долго я не снимал подобное. Не снимал дикой и бессмысленной гибели человека, удивительной силы всего живого — даже искалеченного, даже полумертвого, не снимал страдания людей, которыми был куплен будущий мир. Почему? Мы все были твердо уверены — надо снимать героизм. А героизм, по общепринятым нормам, не имел ничего общего со страданием: надо снимать врага, а враг — это солдат в кованых сапогах, офицер в бутылочного цвета форме. Только спустя много-много времени я понял, что героизм — это преодоление страха, страдания, боли, бессилия, преодоление обстоятельств, самого себя и что с врагом мы столкнулись задолго до того, как встретились с ним лицом к лицу.[...]

В.В. Микоша (из книги "Я останавливаю время"), Источник

[ Страница дополняется материалами ]