Полное имя:
Михаил Яковлевич ПОСЕЛЬСКИЙ

Дата рождения:
03 января 1918
Москва, РСФСР

Дата смерти:
17 мая 2008 (90 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Окончил оператораторский факультет ВГИКа (1941). Ассистент оператор, затем оператор Московская студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ). В годы Великой Отечественной войны — фронтовой оператор. Снимал первые бомбардировки столицы и битву под Москвой. Дошёл с советскими войсками до Берлина. Снимал с другими кинооператорами подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Фронтовые операторы: Михаил Посельский и Борис Соколов. Берлин. 1945 год.

Съемки Михаила Посельского вошли в фильмы: «Сталинград», «Орловская битва» (оба — 1943), «Бобуйский котёл», «Освобождение советской Белоруссии», «Хелм-Люблин» (все — 1944), «Берлин», «Разгром Японии» и «Парад Победы» (все — 1945). С 1945 по 1949 — оператор ЦСДФ. В 1949 — 1964 — оператор, затем режиссёр Рижской киностудии. С 1964 — 1984 оператор, режиссёр на ЦТ Гостелерадио СССР. С 1984 — 1987 режиссёр "Совэкспортфильма". 
Сын кинорежиссёра Якова Михайловича Посельского (1892 — 1951). Отец советского, позже американского оператора и режиссёра Я.М. Посельского (1948 — 2005).

Бессмертный полк фронтовых кинооператоров. 09 мая 2016 года. Москва. Фото Екатерины Головни.

 В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева "Судьба на киноплёнке Михаила Посельского" (Продюсерский центр "Кинофест"), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги Михаила Посельского "Свидетельство очевидца", а также материалы государственных и частных архивов. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (Московская студия кинохроники / ЦСДФ):

1941 — День нового мира; полнометражный; асс. оператора
1941 — 24 -ый Октябрь в г. Куйбышеве; операторы: Р. Гиков, А. Брайтман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин 
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова
1941 —  Отъезд из СССР английской и американской делегаций; операторы: И. Беляков, А. Хавчин, М. Посельский, М. Сухова
1943 — Орловская битва; полнометражный
1943 — Сталинград; полнометражный
1944 — Бобуйский котёл (фронтовой выпуск № 3); режиссёр: Я. Посельский; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, М. Посельский
1944 — Освобождение советской Белоруссии; полнометражный; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, М. Посельский и другие фронтовые операторы
1944 — Варшава; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, Комаров; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Соколов и др.
1944 — От Вислы до Одера; режиссер: Беляев; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Посельский и др.
1944 — Хелм-Люблин; операторы: Мухин, Томберг, Соловьев, Посельский, В. Штатланд
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; режиссер: С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Берлин; полнометражный
1945 — Лодзь; полнометражный; операторы: М.Я. Посельский, С.И. Киселёв, В.Г. Симхович, А.П. Софьин, М.А. Шнейдеров
1945 — Разгром Японии; полнометражный
1945 — Парад Победы; полнометражный: ч/б вариант
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер: Я. Посельский; операторы: Вихирев, ГлидерГиберДоброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1946 — "Красная Звезда"(Югославия) - "ЦДКА"(Москва) (спецвыпуск); режиссёр; операторы: М. Ошурков, М. Посельский, С. Школьников
1946 — Советская Латвия; полнометражный
1947 — День победившей страны; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина
1947 — На всеармейских конноспортивных соревнованиях 1947 года; режиссер: М. Трояновский; операторы: А. Крылов, Ф. Леонтович, А. Щекутьев, М. Посельский, А. Хавчин, И. Беляков, Н. Вихирев, С. Кочин
1948 — На страже мира; полнометражный
1950 — На кубок СССР по футболу; режиссер: Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, с. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Щипорин 
1950 — Советская Латвия; полнометражный; режиссер: Ф. Киселев; операторы: В. Масс, Ш. Гегелашвили, М. Посельский, Б. Шер, Г. Щулятин
1956 — В дни Спартакиады; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, И. Венжер; операторы: М. Ошурков, А. Хавчин, Г. Асатиани, Г. Асланов, Г. Захарова, П. Касаткин, А. Крылов, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Посельский, Н. Соловьев 
1957 — Великая битва (фильм о Сталинградской битве); режиссер: М. Славинская; операторы: Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Гольбрих, А. Кричевский, М. Посельский, В. Орлянкин, А. Сафоин, Б. Шадронов, А. Козаков и другие.
1957 — VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов; полнометражный; операторы: Ю. Коровкин, В. Цитрон, О. Лебедев, А. Кричевский, М. Посельский, В. Киселев

КИНОПЕРИОДИКА

Снял более 800 сюжетов. Режиссёр монтажа многих киножурналов.

Фильмография других студий

1949 — Морская юность (оператор) — Рижская киностудия
1950 — Будь готов (оператор) — Рижская киностудия
1951 — В рыбачьем колхозе (оператор) — Рижская киностудия
1952 — Мастера буерного спорта (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1952 — Одна из многих (оператор) — Рижская киностудия
1953 — Мастера баскетбола (режиссёр) — Рижская киностудия
1953 — Под парусом (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1953 — Художественная гимнастика (оператор) — Рижская киностудия
1954 — Будущие механизаторы (режиссёр, оператор)
1954 — Степь оживает (оператор)
1957 — Балтийские мелодии (режиссёр) — Рижская киностудия
1957 — На больших скоростях (режиссёр) — Рижская киностудия
1958 — Праздник танца (режиссёр) — Рижская киностудия
1959 — Мечты сбываются (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1961 — Моды меняются (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1961 — Поёт моя республика (оператор) — Рижская киностудия
1962 — Знакомьтесь, картинг (режиссёр) — Рижская киностудия
1964 — Рижское взморье (режиссёр) — Рижская киностудия
1965 — Увертюра (оператор)
1966 — Красный Дагестан (оператор)
1970 — Мгновенная история (режиссёр, оператор)
1970 — Старт в небе (режиссёр)
1970 — Фотосимфония (режиссёр)
1971 — Ленинским курсом (оператор)
1972 — В семье единой (оператор)
1974 — Мы играем (режиссёр)
1974 — Шаги пятилетки (оператор)
1975 — Здравствуй, Лейла; (режиссёр)
1975 — Музыкальная весна (оператор)
1975 — Тюмень рапортует (оператор)
1976 — На 25-м съезде КПСС (оператор)
1976 — Поёт София Ротару (оператор)
1976 — Проблема скорости (оператор)
1977 — Белорусский фольклор (оператор)
1977 — Встречи с Чингизом Айтматовым (оператор)
1977 — Лети, Тбилиси (оператор)
1977 — Писатель Грин (оператор)
1978 — Балет Таджикистана (оператор)
1978 — В праздничный день (оператор)
1978 — Военная династия (оператор)
1978 — Красноярску 350 лет (оператор)
1978 — Честь смолоду (оператор)
1979 — Ленинским курсом (оператор)
1980 — В семье единой (оператор)
1981 — Шаги пятилетки (оператор)
1984 — Город велосипедистов (режиссёр)
1984 — Спорт — наш союзник в труде (режиссёр)
1984 — Танцы в школе (режиссёр)
1985 — Бадминтон (режиссёр)
1986 — Стадион приглашает (режиссёр)
1986 — Шоссейные гонки (режиссёр)
1987 — Как слово наше отзовётся (режиссёр)

Библиография

2005 — Михаил Посельский "Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек." (изд.: — М.; "Эльф ИПР")

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР

Награды

1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Орден Красной Звезды
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени
1985 — Орден Отечественной войны II степени
1997 — Медаль «В память 850-летия Москвы»

Цитаты

9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры».
Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников - фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).[…]

#музейЦСДФ, Источник

От Сталинграда до Берлина. Оттуда — в Москву на триумфальную Красную площадь. И снова в дорогу—палуба американского линкора «Миссури» в Тихом океане. География Второй мировой войны стала профессиональным маршрутом кинооператора Михаила Яковлевича Посельского. Предвоенный 1940-й был годом начала его работы в кинематографии, а выпуск операторского факультета ВГИКа 1941-го едва ли не день в день совпал с началом войны. Первая запись в его трудовой книжке была сделана на Московской студии кинохроники, куда он и его однокурсник Борис Соколов были направлены на преддипломную практику...
Первая в жизни командировка потребовала от начинающего оператора кроме умения еще и известной доли мужества. Спустя несколько месяцев это качество станет едва ли не главным в выбранной профессии. До начала войны оставалось меньше года.[…]

Из журнала "Киноведческие записки" № 72, 2005 год, Источник

Первый воздушный налет на Москву
Ровно через месяц после начала войны, в ночь на 23-е июля 1941-го года, гитлеровцы совершили свой первый воздушный налет на Москву. В эту ночь на столицу двигалась армада самолетов в количестве 220 бомбардировщиков. На подлете к столице вражескую авиацию встретили наши истребители. Только отдельным самолетам противника в эту ночь удалось прорваться к Москве. Одна из сброшенных бомб разорвалась у Никитских ворот. Воздушной волной оторвало голову у памятника Тимирязева. Уже к вечеру ее водворили на место, и мы сделали съемку ученого[3], когда на площади все было приведено в порядок.
Страшное зрелище мы сняли на Арбате. Фугасная бомба весом в полтонны пробила крышу Театра Вахтангова и разорвалась в зрительном зале. В эту ночь в театре дежурили пять сотрудников. Все они погибли.
Фронт приближался к Москве. С первых дней мы были бойцами противовоздушной обороны города. Даже такая малая причастность к защите Москвы, как дежурства на крыше студии, наполняло наше сердце гордостью,—мы участники этой обороны!

Михаил Посельский, Источник

Сегодня в заботах о повседневном мы часто забываем, как много было пролито крови за время войны, сколько слез выплакано, сколько горя пережито. Но об этом всегда должны помнить люди, которым доверено решать — быть или нет войне! Неужели урок, пережитый нами, может повториться снова? И на Земле опять появятся искалеченные и убитые люди, сожженные и разрушенные города?
Уходит поколение победителей! Все меньше остается на Земле свидетелей Второй мировой войны!..

Михаил Посельский, Источник