Полное имя:
Михаил Яковлевич ПОСЕЛЬСКИЙ

Дата рождения:
03 января 1918
Москва, РСФСР

Дата смерти:
17 мая 2008 (90 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Благодарим Наталию Яковлевну Венжер за предоставленную информацию и фотографии.

Посельский Михаил Яковлевич (21 декабря 1917 (03 января 1918), Москва — 17 мая 2008, Москва). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Награжден орденами и медалями. Член КПСС с 1961 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1941 году окончил оператораторский факультет ВГИКа.

Московская (Центральная) студия кинохроники:

09 июля 1941 года принят на должность ассистента оператора 1-ой категории Московской студии кинохроники.
01 февраля 1943 года переведен на должность оператора  3-й категории Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ).

Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. Снимал первые бомбардировки столицы и битву под Москвой. Дошёл с советскими войсками до Берлина. Снимал с другими кинооператорами подписание 08 мая 1945 года Акта о безоговорочной капитуляции Германии, а также Акта о о безоговорочной капитуляции Японии.

Фронтовые операторы: Михаил Посельский и Борис Соколов. Померания. 1945 год.

  • С января 1942 — ассистент оператора киногруппы Юго-Западного фронта.
  • С сентября 1942 — ассистент оператора киногруппы Сталинградского фронта.
  • С января 1943 — оператор киногруппы Сталинградского фронта.
  • С июля 1943 — оператор киногруппы Центрального фронта.
  • С ноября 1944 — оператор киногруппы 1-го Белорусского фронта.
  • С августа 1945 — оператор Центральной дальневосточной киногруппы .

Съемки Михаила Посельского вошли в фильмы: «Сталинград», «Орловская битва» (оба — 1943), «Бобруйский котёл», «Освобождение советской Белоруссии», «Хелм-Люблин» (все — 1944), «Берлин», «Разгром Японии» и «Парад Победы» (все — 1945).

Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ):

— 27 июля 1948 года освобожден от работы в студии (ЦСДФ) и откомандирован в распоряжение Министерства Кинематографии РСФСР для использования на постоянной работе.
— 
27 июля 1948 года — во изменение Приказа Министерства Кинематографии от 16 июля 1948 года уволен по личной просьбе.

Рижской киностудии художественных и документальных фильмов:

— 12 мая 1949 года — принят на должность оператор второй категории цеха хроники Рижской киностудии художественных и документальных фильмов.
 
04 октября 1952 года тарифицирован оператором первой категории кинохроники на основании Приказа Министерства кинематографии СССР.
— 08 января 1957 года переведен кинооператором высшей категории хроники.
— 07 апреля 1962 года на основании приказа Министерства культуры Латвийской ССР от 10 апреля 1962 года установлена вторая профессия кинорежиссера первой категории хроники.
 16 апреля 1965 года в соответствии с переходом на новые условия оплаты труда переведен на должность кинооператора высшей категории.
— 15 мая 1966 года освобожден от работы в студии по собственному желанию

Московский телевизионный центр:

— 18 мая 1966 года зачислен временно на должность кинооператора 1-й категории в отдел производства фильмов.
— 18 июня 1966 года на основании решения конкурсной комиссии утвержден в должности кинооператора высшей категории отдела производства фильмов.
— 01 января 1968 года переведен в штат творческого объединения «Экран».

Творческое объединение «Экран»:

— 01 января 1968 года зачислен кинооператором высшей категории в операторский цех в порядке перевода из Московского телевизионного центра.
— 27 марта 1968 года переведен кинооператором высшей категории операторского цеха Студии документальных программ.

В 1984 — 1987 — режиссёр «Совэкспортфильма».  

Бессмертный полк фронтовых кинооператоров. Леонид Гершкович с портретом прадеда. 09 мая 2016 года. Москва. Фото Екатерины Головни.


СЕМЬЯ

Отец — Яков Михайлович Посельский (10 октября 1894 26 июня 1951), кинорежиссер; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Мать — Цецилия Яковлевна Имас, врач
Дядя (родной брат отца) —  Иосиф Михайлович Посельский (11 декабря 1899 — 19 февраля 1970), режиссер-документалист; Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952).
Жена — Томгорова Евгения Павловна (1915 — ?) , актриса Государственного русского драматического театра Латвийской ССР в Риге, с 1946 — примадонна Рижской оперетты. Заслуженная артистка Латвийской ССР (1955).
Вторая жена — Ирина Александровна Посельская
Сын — Яков Михайлович Посельский (22 февраля 1948 — 23 мая 2005),  советский, позже американский оператор и режиссёр.
Сестра (единокровная; от брака Я.М. Посельского и Ирины Владимировны Венжер) —  Наталия Яковлевна Венжер (род. 21 мая 1932 в Москве), геолог (окончил геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова); вторая профессия — киновед, социолог кино и телевидения; автор идеи и создатель базы данных  аниматор.ru (совместно с Г.И. Рейснером).

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева «Судьба на киноплёнке Михаила Посельского» (Продюсерский центр "Кинофест"), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги Михаила Посельского «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005), а также материалы государственных и частных архивов. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (Московская студия кинохроники / ЦСДФ)

1941 — День нового мира; полнометражный; асс. оператора
1941 — 24-ый Октябрь в г. Куйбышеве; операторы: Р. Гиков, А. Брайтман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин 
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова
1941 —  Отъезд из СССР английской и американской делегаций; операторы: И. Беляков, А. Хавчин, М. Посельский, М. Сухова
1943 — Орловская битва; полнометражный
1943 — Сталинград; полнометражный; режиссёр: Леонид ВАРЛАМОВ; операторы: Орлянкин В, Софьин А., Вакар Б., Ибрагимов А., Казаков А., Кричевский А., Мухин Е., Гольбрих М., Вихирев Н., Гольдштейн И., Посельский М., Шадронов Б., Кацман И., Островский Г., Малов И.
1944 — Бобуйский котёл (фронтовой выпуск № 3); режиссёр: Я. Посельский; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, М. Посельский
1944 — Освобождение советской Белоруссии; полнометражный; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, М. Посельский и другие фронтовые операторы
1944 — Варшава; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, Комаров; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Соколов и др.
1944 — От Вислы до Одера; режиссер: Беляев; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Посельский и др.
1944 — Хелм-Люблин; операторы: Мухин, Томберг, Соловьев, Посельский, В. Штатланд
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; режиссер: С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Лодзь; полнометражный; операторы: М.Я. Посельский, С.И. Киселёв, В.Г. Симхович, А.П. Софьин, М.А. Шнейдеров
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (нов. редакция 1985 года); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок:  А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; текст Е. Габриловича; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы: Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1945 — Парад Победы; полнометражный: ч/б вариант; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: И. Аронс, М. Арабов,  Е. АндриканисИ. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман,  Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. ГолубовС. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин,  А. Левитан, Е. Лозовский,  Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. МакасеевВ.В. МикошаЕ. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Ф.Ф. Проворов, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. СеменовВ.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский,  З. ФельдманМ. Цирульников, А. Шафран, Б. Штатланд, Б. Шер, С. ШейнинС. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков  и другие 
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер: Я. Посельский; операторы:н. Вихирев, М. ГлидерГ. ГиберВ. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Б. Небылицкий, Панов, М. Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1946 — "Красная Звезда"(Югославия) - "ЦДКА"(Москва) (спецвыпуск); режиссёр; операторы: М. Ошурков, М. Посельский, С. Школьников
1946 — Советская Латвия; полнометражный
1947 — День победившей страны; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина
1947 — На всеармейских конноспортивных соревнованиях 1947 года; режиссер: М. Трояновский; операторы: А. Крылов, Ф. Леонтович, А. Щекутьев, М. Посельский, А. Хавчин, И. Беляков, Н. Вихирев, С. Кочин
1948 — На страже мира; полнометражный
1950 — На кубок СССР по футболу; режиссер: Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, с. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Щипорин 
1950 — Советская Латвия; полнометражный; режиссер: Ф. Киселев; операторы: В. Масс, Ш. Гегелашвили, М. Посельский, Б. Шер, Г. Щулятин
1956 — В дни Спартакиады; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, И. Венжер; операторы: М. Ошурков, А. Хавчин, Г. Асатиани, Г. Асланов, Г. Захарова, П. Касаткин, А. Крылов, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Посельский, Н. Соловьев 
1957 — Великая битва (фильм о Сталинградской битве); режиссер: М. Славинская; операторы: Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Гольбрих, А. Кричевский, М. Посельский, В. Орлянкин, А. Сафоин, Б. Шадронов, А. Козаков и другие.
1957 — VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов; полнометражный; операторы: Ю. Коровкин, В. Цитрон, О. Лебедев, А. Кричевский, М. Посельский, В. Киселев

КИНОПЕРИОДИКА

Снял более 800 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Новости дня", "Пионерия", "Советский спорт", "Советская Латвия". Режиссёр монтажа киножурналов: "Советская Латвия", "Спортивное обозрение" и других.
_______________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005). Биография: семейный архив Венжер – Посельских; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 675).

Фильмография других студий

1949 — Морская юность (оператор) — Рижская киностудия
1950 — Будь готов (оператор) — Рижская киностудия
1951 — В рыбачьем колхозе (оператор) — Рижская киностудия
1952 — Мастера буерного спорта (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1952 — Одна из многих (оператор) — Рижская киностудия
1953 — Мастера баскетбола (режиссёр) — Рижская киностудия
1953 — Под парусом (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1953 — Художественная гимнастика (оператор) — Рижская киностудия
1954 — Будущие механизаторы (режиссёр, оператор) — —
1954 — Степь оживает (оператор) — —
1957 — Балтийские мелодии (режиссёр) — Рижская киностудия
1957 — На больших скоростях (режиссёр) — Рижская киностудия
1958 — Праздник танца (режиссёр) — Рижская киностудия
1959 — Мечты сбываются (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1961 — Моды меняются (режиссёр, оператор) — Рижская киностудия
1961 — Поёт моя республика (оператор) — Рижская киностудия
1962 — Знакомьтесь, картинг (режиссёр) — Рижская киностудия
1964 — Рижское взморье (режиссёр) — Рижская киностудия
1965 — Увертюра (оператор) — —
1966 — Красный Дагестан (оператор) — —
1970 — Мгновенная история (режиссёр, оператор) — —
1970 — Старт в небе (режиссёр) — —
1970 — Фотосимфония (режиссёр) — —
1971 — Ленинским курсом (оператор) — —
1972 — В семье единой (оператор) — —
1974 — Мы играем (режиссёр) — —
1974 — Шаги пятилетки (оператор) — —
1975 — Здравствуй, Лейла; (режиссёр) — —
1975 — Музыкальная весна (оператор) — —
1975 — Тюмень рапортует (оператор) — —
1976 — На 25-м съезде КПСС (оператор) — —
1976 — Поёт София Ротару (оператор) — —
1976 — Проблема скорости (оператор) — —
1977 — Белорусский фольклор (оператор) — —
1977 — Встречи с Чингизом Айтматовым (оператор) — —
1977 — Лети, Тбилиси (оператор) — —
1977 — Писатель Грин (оператор) — —
1978 — Балет Таджикистана (оператор) — —
1978 — В праздничный день (оператор) — —
1978 — Военная династия (оператор) — —
1978 — Красноярску 350 лет (оператор) — —
1978 — Честь смолоду (оператор) — —
1979 — Ленинским курсом (оператор) — —
1980 — В семье единой (оператор) — —
1981 — Шаги пятилетки (оператор) — —
1984 — Город велосипедистов (режиссёр) — —
1984 — Спорт — наш союзник в труде (режиссёр) — —
1984 — Танцы в школе (режиссёр) — —
1985 — Бадминтон (режиссёр) — —
1986 — Стадион приглашает (режиссёр) — —
1986 — Шоссейные гонки (режиссёр) — —
1987 — Как слово наше отзовётся (режиссёр) — —

Библиография

2005 — Михаил Посельский "Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек." (изд.: — М.; "Эльф ИПР")

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР

Награды

1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Орден Красной Звезды (29 марта 1943 года)
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени (18 июня 1945 года)
1975 — Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1975 года)
1981 — Медаль «Ветеран труда» (06 октября 1981 года; Решение исполкома Московского городского Совета народных депутатов от 28 сентября 1981 года)
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06 ноября 1985 года)
1997 — Медаль «В память 850-летия Москвы»

Цитаты

9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры».
Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников - фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).[…]

#музейЦСДФ, Источник

От Сталинграда до Берлина. Оттуда — в Москву на триумфальную Красную площадь. И снова в дорогу—палуба американского линкора «Миссури» в Тихом океане. География Второй мировой войны стала профессиональным маршрутом кинооператора Михаила Яковлевича Посельского. Предвоенный 1940-й был годом начала его работы в кинематографии, а выпуск операторского факультета ВГИКа 1941-го едва ли не день в день совпал с началом войны. Первая запись в его трудовой книжке была сделана на Московской студии кинохроники, куда он и его однокурсник Борис Соколов были направлены на преддипломную практику...
Первая в жизни командировка потребовала от начинающего оператора кроме умения еще и известной доли мужества. Спустя несколько месяцев это качество станет едва ли не главным в выбранной профессии. До начала войны оставалось меньше года.[…]

Из журнала "Киноведческие записки" № 72, 2005 год, Источник

Первый воздушный налет на Москву
Ровно через месяц после начала войны, в ночь на 23-е июля 1941-го года, гитлеровцы совершили свой первый воздушный налет на Москву. В эту ночь на столицу двигалась армада самолетов в количестве 220 бомбардировщиков. На подлете к столице вражескую авиацию встретили наши истребители. Только отдельным самолетам противника в эту ночь удалось прорваться к Москве. Одна из сброшенных бомб разорвалась у Никитских ворот. Воздушной волной оторвало голову у памятника Тимирязева. Уже к вечеру ее водворили на место, и мы сделали съемку ученого[3], когда на площади все было приведено в порядок.
Страшное зрелище мы сняли на Арбате. Фугасная бомба весом в полтонны пробила крышу Театра Вахтангова и разорвалась в зрительном зале. В эту ночь в театре дежурили пять сотрудников. Все они погибли.
Фронт приближался к Москве. С первых дней мы были бойцами противовоздушной обороны города. Даже такая малая причастность к защите Москвы, как дежурства на крыше студии, наполняло наше сердце гордостью,—мы участники этой обороны!

Михаил Посельский, Источник

Сегодня в заботах о повседневном мы часто забываем, как много было пролито крови за время войны, сколько слез выплакано, сколько горя пережито. Но об этом всегда должны помнить люди, которым доверено решать — быть или нет войне! Неужели урок, пережитый нами, может повториться снова? И на Земле опять появятся искалеченные и убитые люди, сожженные и разрушенные города?
Уходит поколение победителей! Все меньше остается на Земле свидетелей Второй мировой войны!..

Михаил Посельский, Источник

[ Страница дополняется материалами ]