Полное имя:
Александр Иванович МЕДВЕДКИН

Дата рождения:
08 марта 1900
Пенза, Российская империя

Дата смерти:
19 февраля 1989 (88 лет)
Москва, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Родился в семье железнодорожного машиниста. Участвовал в Гражданской войне как политработник 1-й Конной армии, старший инструктор политуправления Наркомата обороны. Руководил самодеятельным солдатским театром гротеска и буффонады.  С 1927 г. работал на студии "Госвоенкино". С 1932 руководил агитационным кинопоездом «Союзкино», выезжал на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. Боевые рейды "кинопоезда" принесли режиссеру легендарную известность.
Кинопоезд имени К.Е. Ворошилова вышел на крупнейшие стройки страны 15 января 1932 года. Бригада кинопоезда насчитывала 32 человека — режиссёр, кинооператор и работники технических служб. За перый год работы кинопоезда было снято 72 фильма полезным метражом около 25 тысяч метров. В вагонах кинопоезда размещались кинофотолаборатории, монтажная, мультцех, редакция, типография, электростанция.
За 1932 — 1934 годы кинопоезд А. Медведкина совершил 12 рейсов. За это время кинобригада выпустила более сотни киногазет, киноочерков, фельетонов, комедий, мультшаржей, киноплакатов, инструктивно-технических и учебных фильмов.

В 1934 году Медведкин поставил, по мнению критики, свой лучший фильм — лубочно-сатирическую притчу "Стяжатели" (прокатное название "Счастье"), высоко оцененную как при первых показах в СССР (С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным).
 "Счастье" — последняя немая комедия отечественного кино. Фильм вышел на экраны в начале 1935 года. Зритель, к сожалению,  не оценил уникальные художественные достоинства киносатиры Медведкина.
Новаторский фильм «Новая Москва» (1938), получивший резкие критические отзывы в газетах «Правда» и «Известия», не был показан зрителям.
В 1954 — 1956 гг. возглавил группу операторов, снимавших освоение целины. В 1941 — 1945
— режиссер и художественный руководитель фронтовых киногрупп.
С 1948 года работал на ЦСДФ.
Новая полнометражная игровая комедия о  покорителях целины «Беспокойная весна» (Производство Алма-Атинской киностудии художественных  и хроникальных фильмов; 1956) была расценена критикой как неудача. С конца 1950-х гг. работал в жанре политического фильма. В начале 1970-х гг. во Франции, Чили, Алжире были созданы группы "МедведКино", объединившие "левых" кинематографистов, членов рабочих киноклубов. 


 

В 1939 году Александр Медведкин снимает первый советский цветной (трёхцветный) фильм «Цветущая юность» о параде физкультурников, проходившем в Москве 18 июля. Совместное производство киностудий: "Мосфильм" и "Ленфильм". 

 


 

КИНОПРЕМИИ:

  • МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1967, специальный приз, фильм «Тень ефрейтора»);
  • Всесоюзный кинофестиваль (1968, диплом по разделу хроникально-документальных фильмов, фильм «Тень ефрейтора»);
  • Государственная премия СССР (1974) — за фильмы «Ночь над Китаем», «Склероз совести», «Тревожная хроника»;
  • МКФ документального кино в Нионе (1974, Гран-при «Золотой Сестерций», фильм «Тень ефрейтора»);
  • Всесоюзный кинофестиваль (1980, специальный приз жюри, фильм «Безумие»).

 

1-й Фестиваль молодых кинематографистов. Александр Медведкин вручает премии кинематографистам ЦСДФ: Евгении Головне и Екатерине Андриканис. Москва, 1977 год.

1977 год. 1-й Фестиваль молодых кинематографистов. Фото: из личного архива Евгении Головни.

  

1977 год. 1-й Фестиваль молодых кинематографистов. Фото: из личного архива Екатерины Андриканис.

 


 В 1976 году, на ЦСДФ режиссёр Е. Легат снял фильм "Покой нам только снится" (4 части, ч/б). Фильм - портрет о кинопублицисте, народном артисте РСФСР А. И. Медведкине, созданный к 75-летию со дня его рождения. В фильме использованы фрагменты из сатирических, художественных фильмов А. И. Медведкина: "Счастье", "Держи вора", "Дурень, ты дурень!", "Фрукты-овощи", "Чудесница", "Мы ждем Вас с победой!" (фильм-концерт), "Освобожденная земля", "Беспокойная весна", "Склероз совести", "Ночь над Китаем".

Просмотровка 1-й части:


 Кинорежиссёр-документалист Александр Медведкин в сюжете "Дело его жизни"; киножурнал Хроника наших дней 1985 № 27


 


 В 1992 году - через 3 года после смерти Медведкина, во Франции вышел 120-минутный документальный фильм Криса Маркера "Последний большевик" (The Last Bolshevik), рассказывающий историю режиссера, на протяжении всей своей жизни искренне верующего в коммунизм, чьи фильмы были неоднократно запрещены в СССР. В фильм вошли интервью Льва Рошаля, Юлия Райзмана, Николая Изволова, лично знавшими режиссёра, интервью Медведкина и его дочери, а также фрагменты фильмов мастера.
Последний большевик – смотреть видео онлайн.


ФИЛЬМОГРАФИЯ:

РЕЖИССЁР
1930 — Держи вора  
1930 — Полешко 
1931 — ...Дурень, ты, дурень! 
1931 — Про белого бычка 
1931 — Фрукты-овощи 
1932 — Дыра 
1932 — Западня 
1932 — Про любовь
1932 — Тит
1934 —Счастье 
1936 — Чудесница  
1938 — Новая Москва 
1939 — Цветущая юность; производство: "Мосфильм" и "Ленфильм"; экспериментальный цветной фильм о параде физкультурников 18 июля 1939 года.
1941 — Мы ждем вас с победой; совм. с И. Траубергом
1946 — Освобожденная земля 
1948 — Слава труду; совм. с Р. Григорьевым, М. Славинской
1954 — Первая весна (об освоении молодёжью целинных земель в Казахстане); полнометражный; совм. с И. Посельским
1956 — Беспокойная весна
1959 — Внимание, ракеты на Рейне!  
1960 — Разум против безумия; полнометражный; авторы сценария; Леонтьев А., Медведкин А.  
1962 — Закон подлости; полнометражный; о борьбе с колониализмом в Африке.
1963 — Утро республики Гана 
1964 — Еще один памятник 
1966 — Дружба со взломом 
1966 — Наш друг Сун Ятсен 
1967 — Тень ефрейтора 
1968 — Склероз совести 
1969 — Письмо китайскому другу 
1971 — Ночь над Китаем; полнометражный; автор сценария; в фильме разоблачается предательский курс маоизма.
1972 — Тревожная хроника 
1975 — Правда и неправда 
1976 — Осторожно! Маоизм! полнометражный; О природе маоизма и событиях в Китае в 1960-х - нач. 1970-х годов.
1977 — На земле Китая 
1977 — Пекин — тревога человечества 
1979 — Безумие. Размышление о себестоимости убийства; полнометражный
 1984 — Тревога. Раздумья старого человека; полнометражный; размышления режиссера о современной политике администрации Рейгана.

АВТОР СЦЕНАРИЯ
1928 — Мост через Выпь 
1930 — Держи вора 
1930 — Полешко 
1931 — ...Дурень, ты, дурень! 
1931 — Про белого бычка 
1934 —Счастье  
1936 —Чудесница 
1938 — Новая Москва
1949 — Скорая помощь

АКТЁР
1930   — Держи вора 

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1969 — Народный артист РСФСР
1979 — Народный артист СССР

Награды

1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Орден Красного Знамени
1971 — Орден Ленина
1974 — Государственная премия СССР
1976 — Орден Ленина
1980 — Орден Октябрьской Революции
1985 — Орден Отечественной войны II степени

Цитаты

В кино я пришел непосредственно после демобилизации из армии. Но еще на исходе гражданской войны, в бытность мою политработником Первой Конной армии, ощутил вкус сатиры, ее огромную всесокрушающую силу. […]
После демобилизации, оставив клубную военную работу, я пошел в Госвоенкино (была и такая среди многочисленных киноорганизаций в те годы).
[…] я с группой единомышленников стремился опрокинуть мещанское кино, навязать ему открытый бой, вытеснить с экрана настоящим, революционным искусством. Нам казалось, что достаточно одного удара «под вздох», чтобы с треском выбить душу из мещанского «иллюзиона». Что мы хотели уничтожить — было ясно. А вот чем заменить… Тогда казалось, что я точно знаю — что и как надо делать в кинематографе. (Любой дебютант в кино тогда, да, впрочем, и сегодня, «точно» знает, что именно он держит «бога за бороду».) […]
Я выбрал отнюдь не легчайший путь, но единственно для меня возможный — создание киносатиры, отражающей многообразие и новизну задач, стоящих перед нашим обществом, и опирающейся на разнообразие жанровых приемов, когда-либо открытых в искусстве смешного. […]
В те годы бурно развивалось строительство в разных концах страны. Поезда до отказа были забиты строителями Турксиба, Магнитки, Днепрогэса. Казалось, будто необъятная страна сорвалась с места…
И наше место было там, куда устремлялись люди, наши современники.
Так родилась идея «кинопоезда».
Этот «кинопоезд» — киностудия на колесах — был создан нами в 1932 году. В трех пассажирских вагонах мы оборудовали лабораторию, монтажную, базу осветительной аппаратуры, рабочие кабинеты. Жили там же, в вагонах.
Словом, мы располагаем всеми возможностями не только для съемки фильмов, но и для выпуска их на экран в тот же вечер.
«Сегодня снимаем — завтра показываем! Показываем без музыки. Поднимаем на экран острейшие кинодокументы, разоблачающие головотяпство, безобразия, срывы планов, клеймим прогульщиков, пьяниц и неистребимое племя дураков…» — так мы заявляли в своем манифесте. […]
За первый год работы кинопоезд выпустил 72 короткометражных фильма (91 часть) с общим полезным метражом — 24 965 метров. Все шесть рейсов этого года были посвящены таким ключевым проблемам первой пятилетки, как хлеб, уголь, металл и транспорт.
А после кинопоезда, в 1934 году, мне довелось уже на «Мосфильме» попробовать свои силы в постановке большой игровой комедии.
Это была сатирическая комедия «Стяжатели» («Счастье»), построенная на материале русского фольклора. Здесь я тоже применил формы народного сатирического лубка. […]
Фильм получил хорошую прессу, но опять ГУК не пустил его на первые экраны. А рецензия на фильм, написанная С. М. Эйзенштейном, смогла дойти до читателя только спустя тридцать с лишним лет, в пятом томе собрания его сочинений. И, несмотря на поддержку С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, А. Горького, Р. Роллана и других, подлинное признание этой моей работы пришло лишь после войны. Фильм этот — неизменный участник международных ретроспективных фестивалей, о нем немало писали… Но… Фильм был немой, и его до сих пор не озвучили и не показали нашему сегодняшнему зрителю.

МЕДВЕДКИН А. В боях за сатиру // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. М., 1971., Источник

Медведкин работал ассистентом режиссера и пробовал писать сценарии, когда Козинцев и Трауберг после "Шинели" и "С.В.Д." приступали к "Новому Вавилону". "Полешко", первая самостоятельная картина Медведкина, вышла в один год с "Землей жаждет" Райзмана и "Государственным чиновником" Пырьева.
Затем, в течение неполных трех лет, Медведкин выпустил восемь короткометражек. Они стали событием в советском кино на переломе 20-х и 30-х годов. В критике замелькали слова о "Методе Медведкина" и "кинематографе Медведкина". Подборка статей, оценивающих творчество режиссера, называлась: "Кино или Медведкино?"
Открыто эксцентрические, трюковые "киноплакаты" Медведкина были таким же органическим и естественным порождением времени, как и "синие блузы", агитпоезда, "Окна РОСТА" и басни Демьяна Бедного. [...]
Медведкину не повезло: ни одна из его короткометражек не дожила до наших дней. Но даже сценарии их дают представление о почерке этого необыкновенного художника.

ДЕМИН В. Александр Медведкин // 20 режиссерских биографий. М., 1971., Источник

Кратко остановлюсь на интересной попытке т. Медведкина дать короткометражную киносатиру.[…]
Какие основные черты этих вещей? Во–первых, их публицистичность, целеустремленность. Сценарий строится по типу басни. Его сюжет, изложенный образно, и все образное изложение имеет одну определенную цель — пояснить смысл басни. И автор нисколько не скрывает, что он действительно поясняет басню и что образ является аргументом для доказательства смысла басни, из которого дальнейшие выводы делаются сами собой.
Можем ли мы такой метод принять? Конечно, можем. Маяковский нас учил, что самый великий поэт может огорчаться плохой мостовой на Мясницкой и писать об этом хорошие вещи. Каждое явление может быть показано басней, потому что это не есть отдельное явление, а образчик целого ряда подобных явлений. Лучше, конечно, выбирать то, что не слишком индивидуализировано, что является общим. Можно неуклюжесть нашей жизни изображать очень ярко, вызывая смех, и довести зрителя до вывода: надо с этим бороться, надо с этим покончить! Именно так построены эти небольшие пьесы. При этом режиссер, он же и сценарист, не боится стилизации, хорошо пользуется двойным методом: дает карикатуру, невероятность и дает правдоподобие. И тот и другой метод — метод карикатуры и метод правдоподобия — увязаны между собой и не мешают друг другу. Это, разумеется, не единственный способ сатиры. Из моего изложения видно, что для сатиры есть необъятное количество и больших и малых объектов, и здесь могут быть использованы всевозможные подходы и приемы. Но между ними такого рода публицистическая художественная басня, такая «проповедь в лицах», в образах имеет несомненное право на существование.
Но в чем ошибка басен тов. Медведкина? Те грехи, о которых я раньше говорил, они видны и здесь. Когда в одной из пьес для ареста является целый наряд милиции, что–то даже вроде красноармейской части, и представителей Советской власти и все они в торжественном шествии несут поросенка, — я вас уверяю, не надо быть нашим большим врагом, чтобы сказать — вот их администраторы, вот Угрюмовы–Бурчеевы! Еще хуже обстоит дело в смысле аляповатости прицела. Что это за страна, где дураки все время выкарабкиваются на поверхность и все время вредят? И действительно, вокруг этой комедии зародилось и беспокойство и злорадство. Последнее — симптом, говорящий об известной и плохой вещи: не все работники кино проникнуты товарищеским чувством друг к другу. На т. Медведкина сыпались политические обвинения. На самом же деле цель комедии великолепная, чувства самые чистые и коммунистические, но прицел — аляповатый. Возьмем, например, эпизод в ЦКК. Это самая соль вещи, — если она не солона, чем же мы будем солить? Тем не менее здесь происходят юмористически небывалые сцены. Дурака корят, вместо того чтобы устранить его от дела, выделяют его представителем на сходе, в довершение в ЦКК призывают детей, которые во время заседания засыпают. Можно сказать: это черт знает что, это мог только контрреволюционер написать! А между тем все дело тут именно в аляповатости прицела. Надо уметь ограничивать себя, надо уметь ставить определенную цель. Расплывчатость уронила эти вещи т. Медведкина. На мою критику автор уже однажды ответил, что она несправедлива и что рабочие находят эти фильмы хорошими. Да, есть хорошие стороны и в этих вещах, и рабочие их ценят. Когда голодному человеку дают мясо, он ест и похваливает, несмотря на то, что оно подгнило. Это ведь не значит, что надо кормить гнилым мясом. Так и в кино. Вещей, которые били бы по неполадкам, у нас очень мало, и рабочие им рады, если даже в самих этих вещах много неполадок. Мы были бы отвратительными хозяевами, если бы такого оригинального художника сбили с большого, широкого пути, загнали в щелку. Это свидетельствовало бы о нашей дикости. Если мы каждого пионера будем так «прорабатывать» за его ошибки, всякий будет бояться оригинальности, — тут и конец творчеству. За это нас нужно было бы развеять по ветру, потому что такое отношение заводит искусство в тупик. Но нельзя исходить из того, что товарищеская критика спугнет кого–нибудь и у него руки опустятся. Пусть не опускаются. Нельзя, чтобы пролетарий был мимозой, нам нужны достаточно крепкие работники.[…]

А.В. Луначарский; из статьи "Кинематографическая комедия и сатира", опубликовано в 1931 году в журнале «Пролетарское кино» № 9, Источник

[…] Цифровая камера не делает автоматически талантливым ее владельца, который талантом не обладает, либо же слишком ленив, чтобы задаваться подобным вопросом. Можно сколько угодно идти по пути миниатюаризации, но фильмы всегда будут требовать много работы – нужны причины, чтобы снимать их. В этом и состоял весь вопрос с группой Медведкина, молодых рабочих, которые уже в эпоху после событий 1968 года пробовали снимать короткометражки, посвященные их собственной жизни. Мы пытались по мере возможности помогать им с техникой. Но как же они жаловались! "Мы приходим с работы домой, а вы заставляете нас работать и дальше…" Но все-таки их увлекало это занятие и, поверьте мне, тогда произошло нечто, ведь тридцать лет спустя они уже представляли свои работы на фестивале в Бельфоре перед весьма представительной публикой. В то время немые фильмы снимали на 16-миллиметровую пленку, что означало катушки с пленкой, лабораторию, монтажный стол, какой-то метод добавления звука – то, что теперь умещается внутри маленькой коробочки в вашей руке. Вот маленький урок скромности для сегодняшних испорченных детей. Именно такой урок получили испорченные дети 1970-х под патронажем Александра Ивановича Медведкина и его кинопоезда. К счастью для молодого поколения, Медведкин был русским кинематографистом, который в 1936 году при помощи доступных в то время средств (35-миллиметровая пленка, монтажный стол и кинолаборатория, установленная в поезде), по сути, изобрел телевидение: съемки велись в течение дня, проявка и монтаж – ночью, а на следующий день фильм уже смотрели те, кто снимался в нем (а часто принимал участие и на этапе монтажа). Думаю, этот ставший легендой и долгое время забытый отрезок истории (имя Медведкина даже не упомянуто в книге Жоржа Садуля, считавшейся в свое время библией советского кино) во многом лежит в основе большей части моей работы – и, пожалуй, только эта часть и наделена смыслом.[…]

Из интервью режиссёра-документалиста Криса Маркера (1921-2012), Источник