Источник: СМОТРИМ. Репортаж Станислава Анисимова.
Публицист с камерой в руках — так называли Романа Кармена. Исполнилось 115 лет со дня рождения легендарного кинооператора Второй Мировой. Кармен снимал взятие в плен фельдмаршала Паулюса в освобожденном Сталинграде и подписание акта о капитуляции фашистской Германии в 45-м. Но есть в биографии мастера страницы, известные только специалистам.
Это кадры начала Японо -Китайской войны, их снимает Роман Кармен.
В его руках легкая камера Аймо. По воспоминаниям оператора она часто барахлила - слишком сильным был износ механизма. Именно на эту камеру он уже запечатлел начало гражданской войны в Испании, где работал вместе с писателем Михаилом Кольцовым.
Алексей Голубев: По возвращению Кольцов что-то понял, понял ту опасность, которая существовала. И он искренне посоветовал Роману Кармену найти возможность на время уехать из Москвы. Уехать в какую-нибудь далекую экспедицию, где он будет недосягаем, потому что террор, который начался, распространялся и на бывших участников испанских событий.
В Китай Кармен приехал в сентябре 1938-го. Провел там ровно год, отснял три тысячи метров пленки. Наиболее интересные съемки он сделал в так называемом пограничном "Советском" районе, подконтрольном коммунистической партии Китая на границе трех провинций.
С января 37-го Центральный комитет Компартии Китая разместился в городе Яньань. Роман Кармен снимал лидера партии Мао Цзэдуна не только во время выступлений на митингах, но и в домашней обстановке. Дневные съемки — постановка. В личной беседе Товарищ Мао рассказывал оператору о том, что работать любит по ночам. Кармена интересовали не только боевые действия, но и быт.
Виктор Доброницкий: Самое острое, самое острое его интересовало. Самое острое. Он был и режиссером, и оператором одновременно, и автором. Он был удивительным организатором и пробивал свои темы.
Особое внимание Романа Кармена привлек город, построенный в Лёссовых пещерах Яньаня.
Для самых маленьких здесь были организованы ясли. Дети за обедом совсем не обращали внимание на киноаппарат — замечал оператор. Кстати, визит Кармена в местную кооперативную столовую запомнился надолго.
Вместо традиционных старинных названий в меню появились:
— курица «партизанская».
— суп «антияпонский фронт».
— капуста жареная «все на борьбу с японцами»... и т. п.Увлекающимся кооператорам «вправили мозги» и меню приняло свой обычный вид.
(Из книги Р. Кармена «Год в Китае. Записки кино-журналиста» (1941)
Маршрут китайской киноэкспедиции Романа Кармена
Нина Ярошевич: Роман Кармен был не просто оператор, он был оператор-журналист, то есть он предвосхитил будущее хроники. И будущее документалистики.
Заметки Романа Кармена вышли отдельным изданием в СССР в 1941 году, а в сентябре прошлого года они были переведены на китайский язык. Но переводчик замечает, читающим книгу стоит пересмотреть кинохронику, снятую советским оператором. Материал Кармена вошел в три документальные ленты о Японо-Китайской войне.