#НовостиКультуры. Публицист с камерой в руках — так называли Романа Кармена

115 лет со дня рождения легендарного кинооператора.

30.11.2021

Источник: СМОТРИМ. Репортаж Станислава Анисимова.

Публицист с камерой в руках — так называли Романа Кармена. Исполнилось 115 лет со дня рождения легендарного кинооператора Второй Мировой. Кармен снимал взятие в плен фельдмаршала Паулюса в освобожденном Сталинграде и подписание акта о капитуляции фашистской Германии в 45-м. Но есть в биографии мастера страницы, известные только специалистам.

Это кадры начала Японо -Китайской войны, их снимает Роман Кармен.

В его руках  легкая  камера Аймо. По воспоминаниям оператора она часто барахлила - слишком сильным был износ механизма. Именно на эту камеру он  уже запечатлел начало гражданской войны в Испании, где работал вместе  с писателем Михаилом Кольцовым.

Алексей ГолубевПо возвращению Кольцов что-то понял, понял ту опасность, которая существовала. И он искренне посоветовал Роману Кармену найти возможность на время уехать из Москвы. Уехать в какую-нибудь далекую экспедицию, где он будет недосягаем, потому что террор, который начался, распространялся и на бывших участников испанских событий. 

В Китай Кармен приехал в сентябре 1938-го. Провел там ровно год, отснял три тысячи метров пленки. Наиболее интересные съемки он сделал в так называемом пограничном "Советском" районе, подконтрольном коммунистической партии Китая на границе трех провинций.

Товарищ Мао Цзэдун Фильм: Китай в борьбе. 1938-1939. Автор фото: Роман Кармен. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

С января 37-го Центральный комитет Компартии Китая разместился в городе Яньань. Роман Кармен снимал лидера партии Мао Цзэдуна не только во время выступлений на митингах, но и в домашней обстановке. Дневные съемки — постановка. В личной беседе Товарищ Мао рассказывал оператору о том, что работать любит по ночам. Кармена интересовали не только боевые действия, но и быт.

Виктор ДоброницкийСамое острое, самое острое его интересовало. Самое острое. Он был и режиссером, и оператором одновременно, и автором. Он был удивительным организатором и пробивал свои темы. 

Особое внимание Романа Кармена привлек город, построенный в Лёссовых пещерах Яньаня.

Для самых маленьких здесь были организованы ясли. Дети за обедом совсем не обращали внимание на киноаппарат — замечал оператор. Кстати, визит Кармена в местную кооперативную столовую запомнился надолго.

Кадр из документального фильма «Китай сражается» (1941)

Вместо традиционных старинных названий в меню появились:

— курица «партизанская».
— суп «антияпонский фронт».
— капуста жареная «все на борьбу с японцами»... и т. п.

Увлекающимся кооператорам «вправили мозги» и меню приняло свой обычный вид.

(Из книги Р. Кармена «Год в Китае. Записки кино-журналиста» (1941)

Маршрут китайской киноэкспедиции Романа Кармена

Нина ЯрошевичРоман Кармен был не просто оператор, он был оператор-журналист, то есть он предвосхитил будущее хроники. И будущее документалистики. 

Заметки Романа Кармена вышли отдельным изданием в СССР в 1941 году, а в сентябре прошлого года они были переведены на китайский язык. Но переводчик замечает, читающим книгу стоит пересмотреть кинохронику, снятую советским оператором. Материал Кармена вошел в три документальные ленты о Японо-Китайской войне.