Оттилия РЕЙЗМАН

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Оттилия Болеславовна РЕЙЗМАН

Дата рождения:
24 сентября 1914
Минск, Российская империя

Дата смерти:
22 апреля 1986 (71 год)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Оттилия Болеславовна Рейзман (11 (24) сентября 1911, Минск (ныне Белоруссия) — 22 апреля 1986, Москва). Лауреат двух Сталинских (государственных) премий (1949, 1951). Член СК СССР с 1957 года.

Отя, так её звали друзья и коллеги — легендарная личность, кинооператор, фронтовой оператор. Почетный гражданин Праги. Оператор, вошедшая с армией маршала Рыбалко в Прагу. Член ВКП(б) с 1947 года.

В 1925 году окончила польскую школу-семилетку.

В 1927 — училась на общеобразовательных курсах в Минске.

В 1928 — 1930 — ученица в прокатном отделе, затем работала в лаборатории «Белгоскино». 

С 1932 — асс. оператора, с 1935 — оператор  Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). 

В 1935 окончила операторского факультета ВГИКа.

21 февраля 1938 года была арестована в Москве. Дело  (П-14612) по статье 58—10 ч.1 УК РСФСР рассматривало московское УКРМ (Управление Рабоче-Крестьянской милиции). Дело было прекращено. 15 марта 1938 года О. Рейзман была освобождена. В мае 2004 года была реабилитирована[1].

30 июля 1936 года в Московском парке культуры и отдыха им. М. Горького был дан старт Большому женскому автопробегу имени сталинской Конституции по маршруту: Москва — Малые Каракумы — Москва. 45 женщин — от 20 до 34 лет — за рулём 15  машин "ГАЗ-А" — 10 легковых и 5 пикапов за два месяца проехали более 10 000 км по  российским дорогам и абсолютному бездорожью. 
В числе участниц автопробега были кинооператоры — Оттилия Рейзман и Мария Сухова.

Журнал "За рулём" , ноябрь 1936 год.

21 февраля 1938 года в Москве О. Рейзман была арестована, 15 марта 1938 года московское УКРМ (Управление Рабоче-Крестьянской милиции) рассматривало её дело по статье 58—10 ч.1 УК РФСР. Дело прекратили, О. Рейзман была освобождена.

______________________________________
Примечание:
1. А. Дерябин. Создатели фронтовой кинолетописи (Изд.: —М; Госфильмофонд России, стр. 495).

 Фронтовой оператор О.Б. Рейзман.

 В 1941, октябрь — 1943, май — оператор Куйбышевской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны.

На фронте с июня 1943 года. Большую часть съёмок вела в тылу немецких войск, работая вместе с М. И. Суховой в отрядах белорусских партизан. После освобождения Белоруссии была командирована для съёмок военных репортажей в Венгрию.
С августа 1944 — оператор в киногруппах
2-го Украинского и Дальневосточного фронтов. Победу О. Рейзман встретила в Чехословакии.

В 1945 (с июля) — 1971 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1949 году окончила Институт марксизма-ленинизма.

В 1965 — 1973 — снимала сюжеты для киножурнала «Пионерия». 

СЕМЬЯ

Муж — Георгий Кузьмич Епифановкинооператор ЦСДФ, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1936 — Женский автопробег «Москва — Аральское море — Киев — Минск — Москва» 
1930 — Слава труду
1941 — Наша Москва
1943 — Урал куёт победу
1943 — Действия партизан В. Е. Лобанка
1943 — Встреча партизан с армией
1943 — Боевые действия партизан в районе гг. Лепеля и Минска
1943 — Зверства немцев в Белоруссии
1943 — Боевые действия партизан
1943 — Партизаны Белоруссии
1943 — На командном пункте
1944 — В освобожденном Минске
1944 — Действия партизан
1944 — Парад партизан в Минске
1944 — Освобождение Советской Белоруссии
1945 — Будапешт
1945 — Освобождённая Чехословакия; полнометражный
1945 — Разгром Японииполнометражный
1946 — Путешествие по родному краю

1947 — Москва — Столица СССР (фильм охватывает историю Москвы в период революции и Великой Отечественной войны, рассказывает об этапах городской реконструкции и послевоенном строительстве); полнометражный; Сталинская премия (1948)
1948 — На страже мира; полнометражный; Сталинская премия (1948)
1949 — Слава труду; полнометражный; Сталинская премия (1950)
1950 — Советский Дагестан; полнометражный
1951 — Советское Приморье; полнометражный
1954 — Советский Узбекистан; полнометражный
1953 — По Хабаровскому краю
1955 — Максим Горький
1955 — Международные соревнования по лёгкой атлетике
1955 — Московский электрический
1956 — Школьные годы; реж. А. Ованесова; полнометражный
1957 — Свет Октября; полнометражный
1958 —  Необыкновенные встречи (о судьбах детей, снятых в прошлые годы в к/ж "Пионерия"); операторы Кричевский А., Микоша В., Рейзман О.
1958 — Горький; полнометражный
1958 — Искусство большой правды; полнометражный
1959 — Воспоминания о Ленине; главный оператор
1959 — Необыкновенные встречи; полнометражный
1959 — Клятва над колыбелью
1960 — Женщины мира
1960 — Слово матери
1960 — Советская выставка в Париже; главный оператор
1960 — Венгрия показывает
1961 — Вокруг Африки; автор-оператор

1961 — Сергей Лемешев
1960 — Для нашего дома
1964 — Мы с тобой, Куба
1965 — Артек олимпийский
1965 — Пионерия 1965 № 4операторы: Рейзман О., Аккуратов Е., Серов Ю.
1965 — По Советскому Союзу. Киноальманах № 15; реж. З. Фомина; операторы: Ю. Леонгардт, С. Коган, О. Рейзман, А. Вакурова
1967 — Аркадий Райкин
1968 — Буревестник (к 100-летию со дня рождения М. Горького); режиссёр
1968 — Они строят Москву; режиссёр
1971 — Всемирная книжная олимпиада

КИНОПЕРИОДИКА

Сняла более 500 сюжетов для летописи и киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Наука и техника", "Пионерия", "На страже СССР", "Советское искусство", "Советский спорт", "Новости дня", "Московсккая кинохроника", "Искусство", "Советское кино", "Советский воин", "Страна Советская", "Искусство".


Источник: Кинодокументы / Архивы Беларуси

  • Действия партизан В.Е. Лобанка. Операторы: О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.
  • О боевых действиях Лепельской партизанской бригады им. И.В.Сталина.
  • Встреча партизан с армией. Операторы О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк, 1943 г.
    О встрече партизанских формирований с частями Красной Армии на территории Гомельской области.
  • Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска. Операторы: Г. Голубев, М. Посельский, Л. Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк, 1943 г.
    О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований.
  • Боевые действия партизан. Оператор О.Б. Рейзман 1943 г.
    О Лепельской партизанской бригаде имени И.В.Сталина.
  • На командном пункте. Операторы: О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.
    О Чашникской партизанской бригаде.
  • Партизаны Белоруссии. Операторы: Т. Бунилович, И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, С. Школьников,1943 г.
    О боевых и диверсионных действиях партизанских формирований (бригады им. В.Т.Воронянского, им. В.И.Чапаева, Чашникской, "Чекист" и др.), о жизни и быте партизан.

Награды

1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За взятие Вены»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны II степени
1949 — Сталинская премия (за фильм «На страже мира» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Слава труду» (1949))
1985 — Орден Отечественной войны II степени

Цитаты

[...]Окончила ВГИК еще до войны. Молодая, улыбчивая женщина, она и представить не могла, что ее, с подругой оператором Машей Суховой, профессия приведет в партизанские отряды Белоруссии. Что, выходя с отрядом из окружения и продолжая снимать, будет убита Маша, а саму ее фронтовые дороги приведут в Будапешт и Прагу. И только в 1946 году ей доведется снять свой первый фильм о мирной жизни «Путешествие по родному краю». Потом было еще много фильмов и сюжетов для киножурналов, а в конце творческого пути ей полюбился киножурнал «Пионерия», и она даже стала режиссером многих номеров.[...]

Мая Попова, кинооператор (Материал опубликован в СК Новости № 3 (341) 18 марта 2016 г.), Источник

[...]В первый же день Великой Отечественной войны кинооператоров-хроникёров направили в различные соединения и части действующей армии снимать боевые действия. Направили всех, кроме девушек, полагая, что фронт — не лучшее место для женщин. Но не тут-то было. Отя и Маша подняли такой крик, требуя отправки на фронт, что, в конце концов, руководство студии, не выдержав женского визга, направило их в Белоруссию, в партизанское соединение, которым командовал знаменитый партизанский командир Батя. А направили их к партизанам потому, что были уверены - в опасные партизанские операции девушек брать не будут и им придётся довольствоваться съёмками партизанского быта.
Но судьба распорядилась иначе.
Через неделю после того, как девушки оказались у партизан, немцы большими силами, до двух дивизий, начали наступательную операцию против партизан. Учитывая сложившуюся обстановку, Батя предложил девушкам вернуться в Москву на ближайшем связном самолёте. Но Отя и Маша решительно заявили, что в Москве и без них хватает кинооператоров, а у партизан два дополнительных бойца очень даже могут быть полезны. После такого заявления девушки спрятали свои съёмочные аппараты в «сидоры» и стали действовать уже не киноаппаратами, а автоматами. В одном из боев Маша Сухова была убита, а Отя провоевала до Победы.
Когда Отя вернулась в Москву, грудь её украшали два боевых ордена.[...]

Иосиф Милькин, Источник

[...]Погодин сказал, что ему приказали рассыпать уже набранную в журнале пьесу «Офицер» и предложил мне поступить к нему в Сценарную мастерскую при Главкино. Условия: написать заявку на сценарий, а затем в течении года написать сам сценарий под руководством кого-либо из мастеров. Там платят вполне приличные стипендии, и он убежден, что я сценарий сделаю. Я тут же дал согласие, он показал мне в качестве образцов несколько заявок и велел через неделю принести нечто подобное. Я принес через три дня заявку о внезапной поездке двух враждующих меж собой шоферов, которую назвал «Очередной рейс». Он принял заявку, я поступил в Сценарную студию и за полгода сделал первый в своей жизни киносценарий под тем же названием. Его поставил на Свердловской студии режиссер Рафаил Гольдин, роли враждующих шоферов играли Георгий Юматов и Станислав Чекан, а главную женскую роль очень популярная в то время Изольда Извицкая.
Так я стал сценаристом, и в шестидесятом году был принят в только что образованный Союз Кинематографистов. В кино я работал с огромным удовольствием не только потому, что с детства любил его, но и понимая, что это — моя единственная литературная школа, в которой я приобрету навыки литературной работы.
Я начал писать пьесы просто потому, что ничего иного не умел, а как на сценариста на меня поглядывали весьма снисходительно. И я понимал, что это — правильно, поскольку при всей моей любви к кино сценарии у меня получались скверно. Я жаждал самостоятельности, а в театре на драматурга смотрят совсем по иному, нежели в кино. Там он традиционно уважаемый человек, тогда как в кино он всегда лишь черновик для режиссера.
Я очень быстро написал несколько пьес — «Стучите — и откроется», «Веселый тракт», «Начало», «Отчизна моя, Россия», что-то еще. Договоров со мной не заключали, но разрешения ( «ЛИТ») давали, и пьесы эти кое-где шли, но мало, а потому и заработок наш был весьма скромным А мы снимали комнаты, где только могли, что требовало затрат. Мы нахально записались в жилкооператив, но квадратные метры стоили дорого, и нам пришлось долго и старательно заниматься литературной поденкой.
И тут нам повезло. Наша добрая знакомая Оттилия Болеславовна Рейзман, известный фронтовой оператор порекомендовала нас на ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов). Там выходили еженедельные и ежемесячные киножурналы — «Новости дня», «Ровесник», «Пионерия», «Иностранная хроника», «Советский Союз» и другие. Текст в них был закадровым, вот нам и предложили его писать после просмотра немого варианта.
Мы быстро освоили эту профессию, потеснив многих авторов. Дело было не очень простым, поскольку требовалось уложить определенное количество слов информации в зависимости от снятого материала. Однако у нас был не только большой словарный запас, но и знание, где что искать. Текстами, как правило, занималась Зоренька, а я — писал. Писал от зари до зари в буквальном смысле слова, потому что учился писать так, чтобы меня читали. Я начинал и бросал романы и повести, потому что умел только кое-как строить сюжет, а мне хотелось научиться писать человеческие судьбы и человеческие характеры.[...]

Васильев Б.Л. Век необычайный (Изд.: — М: Вагриус, 2003), Источник

[ Страница дополняется материалами ]