Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ) — крупнейшая в СССР и мире студия хроникально-документальной кинематографии. В 1927 году на кинофабрике "Совкино" был образован отдел кинохроники. В 1931 отдел реорганизован во Всесоюзную фабрику кинохроники "Союзкинохроника", которая в 1936 переименована в Московскую студию треста "Союзкинохроника". С 1940 — Центральная студия Союзкинохроники, с 1944 — ЦСДФ. С 1993 — Российская центральная студия документальных фильмов (РЦСДФ), затем Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов (ФГУП РЦСДФ). C 1940 по 2006 год располагалась по адресу: Москва, Лихов переулок, дом 6. С 2015 года и вплоть до ликвидации ФГУП РЦСДФ в 2018 году производственная деятельность не велась.
ФГУП РЦСДФ ликвидировано 13 июня 2018 года — прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
Источник: О Центральной студии документальных фильмов (1927 — 1981) — "Кино: Энциклопедический словарь"; — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: С.И. Юткевич; Редколлегия: Ю С. Афанасьев, В.Е. Баскаков, И.В.Вайсфельд и другие. 1987 год. Автор текста: М.А. Рябова (в 1975 — 1979 — ведущий редактор ЦСДФ; в 1982 — 1987 — ответственный редактор киножурнала "Иностранная кинохроника").
Краткая история Центральной студия документальных фильмов (1927 — 1981)
Документалисты студии, ряды которых пополнили в 30-е годы выпускники ГИКа Р.Л. Кармен, М.Я. Слуцкий, Л.В. Варламов, А.А. Ованесова, развивали традиции образной публицистики, начатой работами Д. Вертова, Э.И. Шуб, М.А. Кауфмана, И.П. Копалина в первые годы становления Советского государства. В фильмах студии находили отражение новые процессы в жизни страны — коллективизация и индустриализация, массовый героизм советского народа на стройках первых пятилеток. Была организована сеть выездных киноредакций (к/ф -к на колёсах) на Магнитострое, Челябстрое, Днепрострое, в Донбассе и на других крупнейших стройках. Режиссёры и операторы искали новые приёмы и методы показа на экране образа современника ("КШЭ" - "Комсомол -шеф электрификации", реж. Эсфири Шуб; "Иван Годунов" и "Отчёт Анны Масоновой", оба реж. Романа Кармена). Для воспитания массового советского патриотизма имели значение хроника, картины, сюжеты для журналов, в т. ч. о полётах советских лётчиков, освоении Арктики ("К белому пятну Арктики", 1931, реж. Н.К. Кармазинский, "Челюскин", реж. Я.М. Посельский и др.); развитию пролететарского интернационализма способствовали репортажи из Испании Б.К. Макасеева и Кармена. В этот период выпускались к/ж: "Союзкиножурнал" (1931 — 1944, в 1925 — 1930 назывался "Совкиножурнал"), "Социалистическая деревня" и "Железнодорожник" (с 1936), "Советское искусство" (с 1937), "Пионерия" (с 1936) и др.
В годы Великой Отечественной войны ЦСДФ объединяла фронтовые киногруппы, руководила их работой на всех фронтах и в тылу врага (съёмки вели ок. 260 операторов). Эти съёмки вошли во многие выпуски студии, сыграли большую роль в мобилизации духовных сил народа, в раскрытии на убедительных фактах античеловеческой сущности фашизма и противостоящей ей гуманной освободительной миссии Советской Армии. Было выпущено 284 номера "Союзкиножурнала", 45 номеров "Новостей дня", 78 - "Пионерии" и "Советского искусства", свыше 60 спец. выпусков, 102 короткометражных фильмов и 41 полнометражный фильм: "Дело войны" (1942, реж. Слуцкий), "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (1942, реж. Варламов, Копалин), "Сталинград" (1943, план фильма Варламова, А. Кузнецова), "Народные мстители" (1943, реж. Ю.И. Солнцева) и др. Опыт документалистов военных лет стал не только достоянием документального кино в последующие годы, но и послужил источником многих новаторских приёмов игрового кино. Деятельность ЦСДФ в 50 — 80-е гг. характеризуется дальнейшим ростом выпусков фильмов на актуальные темы современности, переходом на съёмки цветных картин, освоением новых технических средств, широкого экрана, круговой кинопанорамы, подводных съёмок. Творческое лицо студии определял постоянный поиск выразительных средств документального кино, партийная страстность, оперативный отклик на важнейшие события страны и всей планеты. Документалисты систематически ведут кинолетопись жизни трудовогонарода страны, создают развёрнутую картину строительства развитого социалистического общества.
ЦСДФ оснащена современной техникой. Имеет цех обработки и печати плёнки чёрно-белых и цветных фильмов, звукоцех, осветительный цех, мультипликационный цех, механический цех, цех кинолетописи и др. Студия работает над созданием кинопериодики, событийных, тематических и заказных документальных фильмов, сюжетов (12 в год) для к/ж "Фитиль". Ежегодно выпускает свыше 150 документальных фильмов (в т. ч. 11 – 17 полнометражных), к/ж "Новости дня" (с 1944), "Советский спорт" (с 1946), "Иностранная кинохроника" (с 1955), "Советский воин" (с 1961), "Советское кино" (с 1965), "Советский патриот" (с 1967), "Ровесник" (с 1968), "Хроника наших дней" (с 1984) и др. Ведёт обмен хроникальными лентами с большинством социалистических стран, а также с некоторыми капиталистическими странами, осуществляет совместные постановки с кинематографистами НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, ЧССР и др. Одна из наиболее значительных работ студии совместно с американской фирмой "Эр тайм интернэшонал" (эту работу возглавлял Кармен) - 20-серийная киноэпопея "Великая Отечественная" (в США и ряде других стран шла под названием "Неизвестная война").
С деятельностью ЦСДФ связаны имена крупнейших советских документалистов: Вертова, Шуб, Варламова, Г.М. Болтянского, И.И. Белякова, В.Н. Беляева, С.Д. Бубрика, С.Н. Гурова, Кауфмана, Посельского, И.Ф. Сеткиной-Нестеровой, Л.И. Степановой, Слуцкого, М.А. Трояновского, Кармена, Копалина, Медведкина и др. В разное время в работе студии принимали участие многие из видных мастеров художественного кинематографа: С.А. Герасимов, А.П. Довженко, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, С.И. Юткевич и др. Звания лауреатов Ленинских премий удостоены: в 1960 — режиссёр Кармен, оператор С.Е. Медынский, Д.М. Мамедов ("Повесть о нефтяниках Каспия",1953, "Покорители моря", 1959), в 1978 — сценаристы Л.М. Замятин, В.Н. Игнатенко, реж. И.В. Бессарабов, режиссёр-оператор А.С. Кочетков ("Повесть о коммунисте", 1977) и в 1980 за киноэпопею "Великая Отечественная" — сценаристы К.Л. Славин, И.М. Ицков, А.М. Александров, главный военный консультант П.А. Курочкин, режиссёры И.И. Гелейн, И.А. Григорьев, И.С. Гутман, Л.С. Данилов, В.В. Катанян, С.Г. Киселёв, Л.М. Кристи, С.Н. Пумпянская, А Я. Рыбакова, Т.А. Семёнов, Н.В. Соловьёва, З.П. Фомина, Д.С. Фирсова (Микоша), звукооператор И.Ф. Гунгер, актёр В.С. Лановой. Государственной премией СССР и РСФСР удостоены свыше 80 фильмов, около 200 фильмов и киножурналов имеют награды Всесоюзного кинофестиваля и МКФ (Московский кинофестиваль; - прим. ред.); Орден Ленина (1971) и орден Красного Знамени (1944). Премия «Оскар» (1943) Американской академии кинематографических искусств и наук за фильм «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар» или «Разгром немецких войск под Москвой»; — прим. ред.).
2 сюжета, объединяющие периоды: 1919, 1920, 1927, 1930-ые, 1941—1945 годы.
Фильм, смонтированный только из хроникальных кадров, нес в себе огромный эмоциональный накал, он стал началом мифологической летописи о Великом Государстве и имел колоссальный успех у зрителей не только в стране, но и далеко за ее пределами. Эсфирь Шуб создала невиданный доселе в мировом кино жанр — документально-исторический.
Февральская революция 1917 года в России (Февральский переворот) — массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат Петроградского гарнизона, приведшие к свержению российского самодержавия и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России.
В 1969 году на Центральной студии документальных фильмов (по заказу Центрального Телевидения СССР) выходит фильм о событиях февраля-марта 1917 года - Февральской буржуазно-демократической революции "Поезд в революцию" (5 частей) . Режиссёр: Микоша В., авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин В., Семенов В., композитор: Савельев Г..
1-я часть (просмотровка)
Москва. Красная площадь. 26 апреля 1927 года. Похороны праха умершего в Нью-Йорке секретаря Американской компартии Чарльза Эмиля Рутенберга.
О том, что читал В.И. Ленин 16 октября 1918 года в газете "Правда", в сюжете киножурнала "Пионерия" ("В пионерском лагере "Дружба").
Читаю…
Но буквы
казались
мрачнее, чем худший бред:
«Вчера
на варшавском вокзале
убит
советский полпред»...
Владимир Маяковский "Слушай, наводчик!" (1927)
... Уже
эполеты
и шпоры надели
генералы
да бароны.
Жизнь,
от сегодня
будь «неделя» —
сплошная
«Неделя обороны».
Владимир Маяковский "Сплошная неделя" (1927)
Создание Совета Народных Комиссаров СССР ("Совнарком").
Всероссийский праздник физкультуры 20-28 августа 1927 года в Москве. Первый летний праздник физкультуры РСФСР, имевший значение всероссийской спартакиады. В соревнованиях на этом празднике участвовали, кроме спортсменов Российской Федерации, команды братских республик и иностранные гости.
Эсфирь Шуб: «У нас, к сожалению, творческие люди кино — и не только в хронике — отличаются одной очень трудной чертой. Отсутствует чувство преемственности. Нет ощущения подхваченной эстафеты искусства. А ведь важно, чтобы, ни на минуту не останавливая движения искусства вперед, к новым смелым открытиям, не забывать зачинателей и место их в этом движении»
Григорий Александров о фильме «Октябрь»: Предметом была революция, а формой – кинематографическая поэма.
Советская кинопериодика
20 ноября 1927 года в Москве состоялась закладка кинофабрики имени товарища Л.Б. Красина "Совкино".
События ноября 1927 года в киножурнале:
Совкиножурнал № 47/105
Учетный № РГАКФД: 1579
XV съезд ВКП(б) взял курс на коллективизацию, окончательное свертывание НЭПА.
В кино образ вождя трудящихся, основателя первого в мире социалистического государства и Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленина был впервые запёчатлён советскими документалистами.
1928 — "Одиннадцатый" — одиннадцатый год советской власти – период индустриализации, возведения Днепрогэса, других гигантов советской индустрии. Режиссер специально акцентировал внимание на этом неюбилейном, некруглом числе. Здесь не может быть праздничной показухи и казенного официоза. Здесь есть только одно – работа. Неустанное, всеобщее строительство новой, социалистической действительности Украины.
В газете стихотворение напечатано среди других материалов подборки, озаглавленной: «Сегодня открывается партийное совещание по вопросам кино. Кино должно стать оружием культурной революции» («Комсомольская правда», 1928, № 63, 15 марта).
В период 15-21 марта в Москве состоялось первое Всесоюзное партийное совещание по вопросам кино, созванное ЦК ВКП (б). Были заслушаны и обсуждены доклады «Итоги строительства кино в СССР», «Общественность и кино», «Печать и кино».
Полнометражный (7 частей). Фильм снят по заказу ОГПУ.
Производство: Совкино (1928)
Режиссер: А.А. Черкасов
Оператор: С.Г. Савенко
Документы Архива Президента Российской Федерации о роли Политбюро ЦК ВКП(б) в организации «Шахтинского дела» 1928 года.
Первый политический процесс в СССР, во время которого осудили большую группу руководителей угольной промышленности Донбасса. Проходил с 18 мая по 6 июля 1928 в Москве.
Арктическая экспедиция с экипажем из 16 человек на дирижабле «Италия» (Italia) вылетела из Ню-Олесунна на Шпицбергене 23 мая. Дирижабль пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».
Вечером 3 июня 1928 г (между 21 и 22 часами) киномеханик поселка Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии Николай Шмидт на самодельный одноламповый приёмник-сверхрегенератор среди шума и треска услышал и записал в свой журнал обрывки фраз радиограммы на эсперанто: «ITALI... NOBILI... FRAN... SOS SOS SOS... TERRI TENO EHH»...
После возвращения из Италии в мае 1928 года Максим Горький совершает 5-недельную поездку по стране: Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др., во время которой Горькому показывают достижения СССР.
30-летие МХАТа (Московского художественного театра).
Производство: Объединённая Московская фабрика «Совкино»
Режиссер: Эсфирь Шуб
Длительность: 62 мин.
Формат: ч/б, немой
Выпуск первой киноработы братьев Васильевых (производство ленинградской кинофабрики «Совкино») — документальный фильм "Подвиг во льдах"(пр-во ленинградской кинофабрики «Совкино»); Хронометраж: 1:10:31. Фильм посвящен экспедиции по поискам дирижабля "Италия" Умберто Нобиле.
Россия Николая II и Лев Толстой. Стенограмма обсуждения фильма в Обществе друзей советского кино, октябрь 1928
Старт Всесоюзного аэросанного пробега 1929 года на Красной площади в Москве.
Мария Фёдоровна умерла 13 октября 1928 года; после отпевания 19 октября в православной церкви её прах был помещён в саркофаг в Королевской усыпальнице Кафедрального собора в датском городе Роскилле рядом с прахом её родителей.
Всесоюзный аэросанный пробег 1929 года.
№ 27/206 (1 часть) Сюжет №6: Румыния. Торжественное шествие священников к реке во время празднования Епифания. Наследник короля Румынии (Михай I) участвует в шествии. Священники благословляют проходивших солдат.
Приказом ВСХВ от 5 августа 1930 года Государственный техникум кинематографии (Гос. КиноТехникум был образован в 1919 году) преобразован в Государственный институт кинематографии (ГИК).
Процесс "Промышленной партии" ("Союз инженерных организаций") проходил в Москве 13 дней, с 25 ноября по 7 декабря 1930 г. На скамье подсудимых восемь инженеров-выпускников МВТУ (ныне — МГТУ им. Н.Э. Баумана), среди них — последний выборный ректор Училища И.А. Калинников, знаменитые в то время профессора Училища. Все они занимали высокие должности в руководстве промышленности в середине двадцатых.
Пятеро "руководителей партии" были приговорены к расстрелу, трое — к 10 годам лишения свободы. Президиумом ЦИК СССР всем осужденным мера наказания была снижена. В 1936 г. "глава организации" Л. К Рамзин амнистирован. Часть рядовых "участников организации" реабилитирована (1954 — 1991).
Документальный фильм о знаменитом судебном процессе по делу о вредительстве в промышленности, который проходил с 25 ноября по 7 декабря 1930 года. В ходе процесса обвиняемые признались, что в случае прихода к власти они намеревались сформировать контрреволюционное правительство...
В 1927 — образован сектор хроники СОЮЗКИНО в составе Московской фабрики Кино-Фото объединения «СОЮЗКИНО». В 1931 году Приказом № 92 по Кино-Фото объединению СОЮЗКИНО (от 01 июля), сектор хроники реорганизован во Всесоюзную кинофабрику Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника».
5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя на Волхонке для возведения на его месте Дворца Советов.
При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы.
С докладами по проблемам документального кино выступили Михаил Кауфман, представивший теоретический доклад «Киноанализ» и Александр Медведкин, доложивший о работе кинопоезда «Союзкинохроники».
Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет: В целях поднятия роли и значения кинематографии, как крупнейшего фактора культурного подъема и в целях максимального использования ресурсов организаций Союза ССР и союзных республик провести следующую реорганизацию "Союзкино":
Об организации Главного управления кино-фотопромышленности при СНК Союза ССР.
В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 11 февраля 1933 г. об организации Главного управления кино-фото-промышленности при СНК Союза ССР (С. 3. СССР 1933 г. № 11, ст. 59), Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
15 ноября 1933 года в 11 часов утра ЛК-1 под номером 2 вышел в свой первый рейс по Москве. Первый маршрут проходил по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги и составлял семь километров.
ЛК — назван в честь Лазаря Кагановича.
"Дружеское прикосновение — самое драгоценное в нашей жизни. Вот это нужнее всего." (Александр Осипович Гавронский (23 июня 1888, Москва — 17 августа 1958, Кишинёв) — режиссёр, философ, педагог)
Председатель Кинокомиссии Оргбюро ЦК ВКП (б) А. И. Стецкий внес на рассмотрение ЦК проект постановления, предусматривавший радикальное улучшение работы кинохроники.
В последствии вошел в истории как «Съезд расстрелянных»: из 1966 делегатов съезда 1108 человек были через несколько лет арестованы и расстреляны как «враги народа».
XVII съезд ВКП (б) принял резолюцию о пятилетнем плане, содержащую программу развития киносети СССР и ее увеличения к 1938 г. с 27 583 киноустановок до 70 000.
Опубликован положительный отзыв о сценарии А. И. Медведкина «Стяжатели» (будущий фильм «Счастье»).
СНК РСФСР утвердил новое положение о Главном управлении по контролю за зрелищами и репертуаром.
Состоялась киносъемка (оператор: Роман Кармен) прибытия в Москву Г. Димитрова, высланного из фашистской Германии после Лейпцигского процесса (на следующий день хроникальный выпуск вышел на экраны столицы).
Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет: Ст. 3 постановления СНК Союза ССР от 11 февраля 1933 г. об организации Главного управления кино-фото-промышленности при СНК Союза ССР (С. 3. СССР 1933 г. № И, ст. 59) изложить следующим образом:
Литфонд СССР получил название в честь существовавшего с 1859 г. до Гражданской войны общественного объединения, выполнявшего некоторые функции писательского профсоюза. Он оказывал помощь осиротевшим семьям писателей, а также некоторым писателям, не способным себя содержать по молодости или дряхлости, болезни и т.п.
С 8 по 13 января в Москве проходило Всесоюзное творческое совещание работников советской кинематографии, посвященное ее 15-летию.
РГАКФД. Учетный № 16241
Гроб с телом установлен в зале ЦИК СССР. В почетном карауле: Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Н. А. Булганин, С. М. Буденный, академик А. Н. Бах. Траурный митинг на Красной площади.
Пуск первой очереди стал достижением не только метростроителей, но и всей советской промышленности. Заказы, поступавшие со строительства первой очереди московского метро, выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу. На её сооружение ушло 88 тысяч тонн металла, около 600 тысяч кубометров лесоматериалов, 330 тысяч тонн цемента, миллионы кубометров щебня, бута, гравия.
РГАКФД. Учетный № 16240
На похоронах присутствуют: Л. М. Каганович, М. И. Калинин, А. А. Андреев, В. Я. Чубарь, И. А. Акулов и др. Митинг. Урна с прахом у Кремлевской стены.
В штат студии вошли мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко и другие.
17 июля 1936 года в Испании началась Гражданская война между молодой испанской республикой, которая поддерживалась левыми партиями (коммунистами, социалистами, анархистами), и военными во главе с генералом Франко, поддерживаемыми правыми и ультраправыми партиями.
В результате переписи численность населения страны оказалась гораздо меньше ожидавшейся.
...Подлые шпионы и бандиты
Радеками терлись возле нас.
Может быть, еще не все добиты —
Крепче руки и острее глаз!
Мировую известность получил пианист Яков Зак, одержав блестящую победу на Третьем Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (ему также был присуждён специальный приз за лучшее исполнение мазурок композитора)
Производство: Московская студия Союзкинохроники (с 1944 — ЦСДФ)
Режиссеры: Дзига Вертов, Яков Блиох
Ассистенты: Елизавета Свилова, К. Кулагина
Операторы: М. Ошурков, И. Беляков, В. Доброницкий, Соловьёв, А.Д. Жибегишвилли
Всего была задействовано на работах до 1млн. 300 тыс. человек. По официальным данным количество заключённых, погибших на строительстве, составило 23 тыс. человек.
21 мая 1937 года при помощи самолёта в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СП-1) под руководством Ивана Папанина.
Всемирная выставка 1937 года (Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne) проходила с 25 мая по 25 ноября в Париже под девизом: «Искусство и техника в современной жизни» (Arts et Techniques dans la Vie moderne). Борьба за главный приз развернулась между павильонами СССР и Германии.
Беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый 18 — 20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков.
12 июля в Москве на Красной площади состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвящённый 20-летию Великой Пролетарской революции и принятию Сталинской Конституции.
Беспосадочный перелёт, совершённый 12 — 14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25. в составе: командир экипажа — полковник М. М. Громов, второй пилот — майор А. Б. Юмашев и штурман — военинженер 3-го ранга С. А. Данилин.
К 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции советская кинематография закончила и в юбилейные дни показала кинозрителям Москвы, Московской области, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Минска, Сталине, Магнитогорска и других городов... (Литературная газета; № 61 (697) от 10 ноября 1937 года.)
Шумяцкий Борис Захарович (04(16).11.1886–29.07.1938) — советский и партийный деятель. Член РСДРП(б) с 1903 г. С 1930 г. председатель Всесоюзного государственного кинофотообъединения «Союзкино», с 1933 г. начальник Главного управления кинофотопромышленности и заместитель председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР (с 1936 г.). Арестован 18 января 1938 г. Расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Шумяцкий регулярно присутствовал на кинопросмотрах в Кремле. Он оставил стенографические записи обсуждений фильмов членами политбюро и Сталиным: В зрительном зале Сталин, или «Записки Шумяцкого».
17 мая 1938 года ГИК переименован во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК).
Выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде 20 сентября 1938 приговорила Лившица, Стенича, Зоргенфрея, Юркуна, Дагаева и Калитина по ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
За развязывание войны против Финляндии СССР исключен из Лиги Наций. В 1940 году на экраны вышел документальный пропагандистский фильм "Линия Маннергейма" о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.
«Фильм смог вместить только малую часть бесчисленных событий и фактов этого дня. Если бы операторы сняли все события, прошедшие 24 августа — нашему фильму не было бы конца...»
Режиссеры: Роман Кармен и Михаил Слуцкий.
"22 июня 1941" — фильм 1-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война").
В 3 часа 15 минут по московскому времени, немецкие войска начали вторжение на всей приграничной полосе от Баренцева моря до Чёрного. Они открыли огонь по пограничным заставам и начали бомбардировку военных объектов и аэродромов...
"Блокада Ленинграда" — фильм 3-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война").
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года.
"Битва за Москву" — фильм 2-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война").
Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории битва известна как «Операция Тайфун»...
В ноябре 1941 года Сталиным принято решение сделать документальный фильм о боях под Москвой. В фильме «Разгром немецких войск под Москвой» представлены события периода октября 1941 — января 1942, рассказывающие о защитниках города Москвы. Фильм демонстрировался в 18-ти кинотеатрах столицы.
В марте 1943 года режиссёр Л. Варламов завершил работу над полнометражным фильмом «Сталинград». В фильме впервые показаны залпы «Катюши». Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход Сталинградской битвы от начала до конца.
Документальный фильм о судебном процессе над пособниками немецко-фашистских оккупантов, проходившем в Краснодаре после освобождения Кубани советскими войсками. Часть из них была приговорена военным трибуналом к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение 18 июля 1943 года в 13:00 на городской площади Краснодара.
Газета "Правда" от 19 июля 1943 года: "На городской площади Краснодара 18 июля приведен в исполнение приговор над восемью иудами-предателями, пособниками гитлеровских разбойников. Свою позорную жизнь злодеи закончили позорной смертью... Не уйдут от суровой расплаты и их подлые хозяева, гитлеровские палачи. Суровое советское возмездие настигнет всех фашистских зверей, мучителей русского, украинского, белорусского и других народов СССР..."
Фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны.
Совместное производство Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ
Художественный руководитель и автор текста: А. Довженко
Режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко
Операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
Документальный фильм о событиях 17 июля 1944 года, когда 57 тысяч 600 немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы. По словам очевидцев этого события, агрессивных выпадов было очень мало, в основном люди надлюдали за военнопленными молча.
"Берлин" — документальный фильм, выпущенный в 1945 году, историческая хроника о последнем решающем сражении с фашистской Германией, о взятии Берлина и о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Производство: ЦСДФ
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Режиссёры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский
Кинооператоры: ЦСДФ
Хоккейная команда Центрального Дома Красной Армии провела свой первый матч в Первенстве СССР по канадскому хоккею на стадионе «Динамо».
Фото: 1948. Голда Меир подписывает провозглашение независимости Израиля.
Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1944, 1946, 1947). В 1935 году окончил операторский факультет ГИКа. Киноопертор Московской студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ).
Фронтовой кинооператор. Снимал боевые действия на реке Халхин-Гол (1939), во время советско-финляндской войны (1939—1940) и на фронтах Великой Отечественной войны.
Вручение верительных грамот г-жой Мейерсон (Голдой Меир) в Кремле. День танкиста — 11 сентября 1948 года. Ясная Поляна.
Фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина (6 — 9 марта 1953).
Празднование 36-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции — 7 ноября 1953 года в Москве.
28 февраля 1958 года в Москве открылся самый крупный советский панорамный кинотеатр «Мир», где состоялась премьера первого в СССР панорамного фильма в панорамном кинотеатре «Мир».
На фото: режиссёр Роман Кармен летом 1957 года на съёмках панорамного фильма ШИРОКА СТРАНА МОЯ. Фото из журнала СОВЕТСКИЙ ЭКРАН № 23, 1957 год.
1 декабря 1962 года в московском Манеже открылась выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ).
Часть работ выставки была представлена экспозицией "Новая реальность" – движением художников, организованным в конце 1940-х годов живописцем Элием Белютиным, продолжающим традиции русского авангарда начала XX века. Утром 1 декабря выставку посетил Никита Сергеевич Хрущёв...
8 марта 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства.
Репортаж о полете В. Терешковой в киножурнале "Новости дня" № 25.
В июле 1963 года на III Московском кинофестивале фильм Федерико Феллини «8½» («Восемь с половиной»), ставший впоследствии культовым, получил "Гран-при".
"Неизвестный солдат" — фильм 20-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война").
Военные разработали торжественный ритуал для проведения захоронения. На орудийном лафете прах неизвестного солдата доставили в Москву из Зеленограда, с 41-го километра Ленинградского шоссе 3 декабря 1966 года. Маршал Жуков не удостоился чести нести прах неизвестного солдата (он в это период был в опале)...
11-балльный подземный толчок пополудни разрушил 250 городов и поселков центральной, гористой части Перу. 70 тысяч человек погибло, сотни тысяч раненых остались без крова. В 1970 году вместе с советской гумунитарной миссией режиссёр-оператор Владлен Трошкин отправился в пострадавшие от разрушительного землетрясения районы Перу. По итогам поездки на ЦСДФ вышли фильмы: "Трагедия Перу" (1970) и "Десант Дружбы" (1971).
28 апреля 1978 года ушёл из жизни выдающийся кинодокументалист Роман Кармен.
Мемориальная доска Герою Социалистического труда, Народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственных премий Кармену Роману Лазаревичу была торжественно открыта в Москве 8 мая 1980 года на Котельнической набережной в доме 1/15, корпус Б (со стороны Большого Ватина переулка), где прославленный документалист жил с 1970 года по 1978 год.
На праздновании 70-летия Октябрьской социалистической революции М. С. Горбачев выступил с докладом: «Великий Октябрь и перестройка, революция продолжается», где были даны новые оценки историческим событиям.
Праздник, отмечаемый в СССР ежегодно 23 февраля.
В 1989 году на экраны вышел документальный полнометражный фильм режиссёра Владлена Трошкина "Землетрясение" — о последствиях землетрясения в Армении. Киногруппа Центральной студии документальный фильмов (ЦСДФ) прибыла в Спитак на пятый день. Результатом работы документалистов стал фильм-документ о небывалых в этих краях разрушениях, страданиях армянского народа и всемирной помощи пострадавшим.
Вывод наших войск из Афганистана начался 15 мая 1988 г., в соответствии с заключенными в апреле 1988 г. Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг ДРА. СССР обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок — до 15 февраля 1989 года. По официальным сообщениям, в первые три месяца Афганистан покинули 50 183 военнослужащих.
В августе 1990 году Александру Солженицыну было возвращено советское гражданство. В сентябре того же года тиражом 27 миллионов экземпляров в СССР был опубликован его манифест «Как нам обустроить Россию». В декабре 1990 года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». В мае 1994 года писатель, через Дальний восток, вернулся на Родину.
Киноальманах «Звезды России» 1994 год №№ 18 – 19
В соответствии со статьями 57, 58, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.04.2001 N 389 "О реорганизации федеральных государственных киностудий", учитывая обращение Минкультуры России от 04.07.2001 N 750-01-45/19-67...
20 марта 2012 года было подписано распоряжение правительства РФ о том, что ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" будет отнесено к ведению Министерства культуры РФ и сольется с Госфильмофондом.
7 ноября в Ростовском государственном цирке состоялась церемония прощания с Народным артистом СССР Олегом Поповым, скончавшимся поздно вечером 2 ноября в Ростове-на-Дону, где проходили гастроли артиста.
В 1967 году на ЦСДФ вышел документальный фильм по заказу ВО «Совэкспортфильм» —
«В городе клоун. Олег Попов в Ленинграде» (3 части, ч/б).
Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1947, 1952). Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1976).
Интернет-выставка, посвящённая кинодокументалисту — "Хочу быть там, где идёт бой..."
Сегодня в 19:35 после продолжительной тяжёлой болезни, не приходя в сознание, ушла моя мама Евгения Головня — сообщила на своей странице в facebook Екатерина Головня.
Родился в Москве 10 декабря 1932 года. Родители (преподаватели московских ВУЗов) были необоснованно репрессированы по политическим мотивам в 1943 году. Два года провел в Даниловском детприемнике.
В 1947 — 1962 — работал на различных предприятиях Москвы.
В кино с 1962 года. В 1963 — 1968 — ассистент оператора, оператор киностудии «Моснаучфильма» (с 06 апреля 1966 года «Центрнаучфильм»).
В 1966 году окончил операторский факультет ВГИКа.
В 1968 — 1994 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947, 1948), фронтовой кинооператор во время Великой Отечественнйо войны, беспартийный.
Фиксировал на плёнку величайшие события в истории нашей страны — строительство Магнитки, исторические походы "Сибирякова", "Челюскина", высадку папанинцев на Северный полюс, первый полет советских лайнеров в Антарктиду, строительство Асуанской плотины, а также трагические страницы Великой Отечественной войны, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп. Помимо документальных фильмов он оставил большое литературное наследие — дневники, записки, письма. .
В фильм вошли киносъёмки пятнадцати фронтовых кинооператоров группы кинохроники Сталинградского и Донского фронтов. Съемки, проводившиеся в течение 6-ти месяцев, дают полную картину событий битвы за Сталинград.
На фото: киногруппа Сталинградского фронта. 1943 год. Автор фото: фронтовой кинооператор Михаил Посельский. Реставрация фото: Илья Бриткин.