ЦСДФ. ИСТОРИЯ В КАДРЕ

Лента событий Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов.

Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ) — крупнейшая в СССР и мире студия хроникально-документальной кинематографии. В 1927 году на кинофабрике "Совкино" был образован отдел кинохроники. В 1931 отдел реорганизован во Всесоюзную фабрику кинохроники "Союзкинохроника", которая в 1936 переименована в Московскую студию треста "Союзкинохроника". С 1940 — Центральная студия Союзкинохроники, с 1944 — ЦСДФ. С 03 марта 1994 — государственное предприятие "Российская центральная студия документальных фильмов (ГП РЦСДФ), затем федеральное государственное унитарное предприятие "Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов" (ФГУП РЦСДФ). C 1940 по 2006 год располагалась по адресу: Москва, Лихов переулок, дом 6. С 2015 года и вплоть до ликвидации ФГУП РЦСДФ в 2018 году производственная деятельность не велась.

ФГУП РЦСДФ ликвидировано 13 июня 2018 года — прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.

Источник: О Центральной студии документальных фильмов (1927 — 1981) — "Кино: Энциклопедический словарь"; — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: С.И. Юткевич; Редколлегия: Ю.С. Афанасьев, В.Е. Баскаков, И.В. Вайсфельд и другие. 1987 год. Автор текста: М.А. Рябова (в 1975 — 1979 — ведущий редактор ЦСДФ; в 1982 — 1987 — ответственный редактор киножурнала "Иностранная кинохроника").

Краткая история Центральной студия документальных фильмов (1927 — 1981)

Документалисты студии, ряды которых пополнили в 30-е годы  выпускники ГИКа Р.Л. Кармен, М.Я. Слуцкий, Л.В. Варламов, А.А. Ованесова, развивали традиции  образной публицистики, начатой работами Д. Вертова, Э.И. Шуб, М.А. Кауфмана, И.П. Копалина в первые годы становления Советского государства.  В фильмах студии находили отражение новые процессы в жизни страны — коллективизация и индустриализация, массовый героизм советского народа на стройках первых пятилеток. Была организована сеть выездных киноредакций (к/ф -к на колёсах) на Магнитострое, Челябстрое, Днепрострое, в Донбассе и на других крупнейших стройках. Режиссёры и операторы искали новые приёмы и методы показа на экране образа современника ("КШЭ" - "Комсомол -шеф электрификации", реж. Эсфири Шуб; "Иван Годунов" и "Отчёт Анны Масоновой", оба реж. Романа Кармена). Для воспитания массового советского патриотизма имели значение хроника, картины, сюжеты для журналов, в т. ч. о полётах советских лётчиков, освоении Арктики ("К белому пятну Арктики", 1931, реж. Н.К. Кармазинский, "Челюскин", реж. Я.М. Посельский и др.); развитию пролететарского интернационализма способствовали репортажи из Испании Б.К. Макасеева и  Кармена. В этот период выпускались к/ж: "Союзкиножурнал" (1931 — 1944, в 1925 — 1930 назывался "Совкиножурнал"), "Социалистическая деревня" и "Железнодорожник" (с 1936), "Советское искусство" (с 1937), "Пионерия" (с 1936) и др.

В годы Великой Отечественной войны ЦСДФ объединяла фронтовые киногруппы, руководила их работой на всех фронтах и в тылу врага (съёмки вели ок. 260 операторов). Эти съёмки вошли во многие выпуски студии, сыграли большую роль в мобилизации духовных сил народа, в раскрытии на убедительных фактах античеловеческой сущности фашизма и противостоящей ей гуманной освободительной миссии Советской Армии. Было выпущено 284 номера "Союзкиножурнала", 45 номеров "Новостей дня", 78  "Пионерии" и "Советского искусства", свыше 60 спец. выпусков, 102 короткометражных фильмов и 41 полнометражный фильм: "День войны" (1942, реж. Слуцкий), "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (1942, реж. Варламов, Копалин), "Сталинград" (1943, план фильма Варламова, А. Кузнецова), "Народные мстители" (1943, реж. Ю.И. Солнцева) и др. Опыт документалистов военных лет стал не только достоянием документального кино в последующие годы, но и послужил источником многих новаторских приёмов игрового кино. Деятельность ЦСДФ в 50 — 80-е гг. характеризуется дальнейшим ростом выпусков фильмов на актуальные темы современности, переходом на съёмки цветных картин, освоением новых технических средств, широкого экрана, круговой кинопанорамы, подводных съёмок. Творческое лицо студии определял постоянный поиск выразительных средств документального кино, партийная страстность, оперативный отклик на важнейшие события страны и всей планеты. Документалисты систематически ведут кинолетопись жизни трудовогонарода страны, создают развёрнутую картину строительства развитого социалистического общества.

ЦСДФ оснащена современной техникой. Имеет цех обработки и печати плёнки чёрно-белых и цветных фильмов, звукоцех, осветительный цех, мультипликационный цех, механический цех, цех кинолетописи и др. Студия работает над созданием кинопериодики, событийных, тематических и заказных документальных фильмов, сюжетов (12 в год) для к/ж "Фитиль". Ежегодно выпускает свыше 150 документальных фильмов (в т. ч. 11 – 17 полнометражных), к/ж "Новости дня" (с 1944), "Советский спорт" (с 1946), "Иностранная кинохроника" (с 1955), "Советский воин" (с 1961), "Советское кино" (с 1965), "Советский патриот" (с 1967), "Ровесник" (с 1968), "Хроника наших дней" (с 1984) и др. Ведёт обмен хроникальными лентами с большинством социалистических стран, а также с некоторыми капиталистическими странами, осуществляет совместные постановки с кинематографистами НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, ЧССР и др. Одна из наиболее значительных работ студии совместно с американской фирмой "Эр тайм интернэшонал" (эту работу возглавлял Кармен) - 20-серийная киноэпопея "Великая Отечественная" (в США и ряде других стран шла под названием "Неизвестная война").

 С деятельностью ЦСДФ связаны имена крупнейших советских документалистов: ВертоваШубВарламова, Г.М. Болтянского, И.И. Белякова, В.Н. Беляева, С.Д. Бубрика, С.Н. ГуроваКауфманаПосельского, И.Ф. Сеткиной-Нестеровой, Л.И. Степановой, Слуцкого, М.А. ТрояновскогоКарменаКопалина, Медведкина и др. В разное время в работе студии принимали участие многие из видных мастеров художественного кинематографа: С.А. Герасимов, А.П. Довженко, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, С.И. Юткевич и др. Звания лауреатов Ленинских  премий удостоены: в 1960 — режиссёр Кармен, оператор С.Е. Медынский, Д.М. Мамедов ("Повесть о нефтяниках Каспия",1953, "Покорители моря", 1959), в 1978 — сценаристы Л.М. Замятин, В.Н. Игнатенко, реж. И.В. Бессарабов, режиссёр-оператор А.С. Кочетков ("Повесть о коммунисте", 1977) и в 1980 за киноэпопею "Великая Отечественная"сценаристы К.Л. Славин, И.М. Ицков, А.М. Александров, главный военный консультант П.А. Курочкин, режиссёры И.И. Гелейн, И.А. Григорьев, И.С. Гутман, Л.С. Данилов, В.В. Катанян, С.Г. Киселёв, Л.М. Кристи, С.Н. Пумпянская, А Я. Рыбакова, Т.А. Семёнов, Н.В. Соловьёва, З.П. Фомина, Д.С. Фирсова (Микоша), звукооператор И.Ф. Гунгер, актёр В.С. Лановой. Государственной премией СССР и РСФСР удостоены свыше 80 фильмов, около 200 фильмов и киножурналов имеют награды Всесоюзного кинофестиваля и МКФ (Московский кинофестиваль; - прим. ред.); Орден Ленина (1971) и орден Красного Знамени (1944). Премия «Оскар» (1943) Американской академии кинематографических искусств и наук за фильм «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар» или «Разгром немецких войск под Москвой»; — прим. ред.).