Леонид ВАРЛАМОВ

режиссёр, сценарист

Полное имя:
Леонид Васильевич ВАРЛАМОВ

Дата рождения:
30 июня 1907
Александрополь, Российская империя

Дата смерти:
03 сентября 1962 (55 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Варламов Леонид Васильевич (17 (30) июня 1907, Александрополь (ныне — Гюмри, Армения) — 03 сентября 1962, Москва). Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1942, 1943, 1947, 1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Член КПСС с 1952 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1929 — 1931 — монтажёр Московской фабрики «Совкино», фабрики «Культурфильм».
В 1931 году окончил режиссёрский факультет ГИКа.
В 1931 — уполномоченный правления «Союзкино».
В 1929 — 1931 — режиссёр кинофабрики «Союзкино».
В 1933 — 1934 — зам. начальника сектора продвижения фильмов «Союзкинохроники».
В 1935 — режиссёр Киевской кинофабрики «Украинфильм».
В 1935 — 1962 — режиссёр Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ).

В годы Великой Отечественной войны режиссёр фронтовых киногрупп — Западного, 3-го Белорусского фронтов, Сталинградского и Северо-Кавказского фронтов (1941 — 1944).

Обладатель (совместно с И. Копалиным)  премии Американской киноакадемии  «Оскар» (1943) за документальный фильм о битве за Москву в Великой Отечественной войне «Разгром немецких войск под Москвой» (1942). В американском прокате "Moscow Strikes Back".

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (Сталинская премия — 1942) стал вехой в истории развития советского документального кино. Создатели получили мировую известность после показа фильма в 1943 году в США . В американском прокате — «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).

На фото: Роман Кармен (сидит в центре), далее слева направо: Рувим Халушаков, Михаил Слуцкий, Леонид Варламов, Василий Беляев, Федор Киселев и Борис Небылицкий. Нач. 50-х годов XX века. Фото из семейного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

В 1960 году был назначен художественным руководителем первого производственно-творческого объединения (ПТО-1) Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)[1].

Обращение режиссера Л. Варламова к гостям Московского международного кинофестиваля во время посещения ЦСДФ (Москва, Лихов переулок, д. 6).

В период 1935 — 1944 — режиссёр "Союзкиножурнала"; "К событиям в Испании" (выпуск № 19; всего вышло 20 номеров киножурнала); киножурнала "Пионерия"; в годы Великой Отечественной войны режиссёр фронтовых киновыпусков, а также киножурнала "На защиту родной Москвы",  "Новости дня", "Советский спорт".
________________________________
1. Приказом № 1 от 01 января 1960 года на ЦСДФ были созданы четыре производственно-творческих объединения (ПТО) и экспортная группа (отдел). Позже четыре ПТО были реорганизованы в ПТО №1 и ПТО №2 (просуществовали до 1987 года).

СЕМЬЯ

Брат — Варламов Дмитрий (Мито) Васильевич (1905 — 1968), режиссёр научно-популярного кино. С 1952 года – режиссер «Моснаучфильма» (позднее – «Центрнаучфильм»). 
Племянница — Инга (12 января 1933 — 29 октября 2013) — родилась в браке Дмитрия Варламова с актрисой Татьяной Окуневской; впоследствии жена известного советского переводчика Виктора Суходрева.
Жена — Варламова Евдокия Георгиевна (1912 — 1988).

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

Режиссеры Леонид Варламов (слева на фото) и Марк Трояновский в Египте. 1959 год . Фото из семейного архива Алексея Трояновского (сына М. Трояновского).

1928 — Комсомолия; Производство: Совкино; режиссер
1931 — Бой китов (о 1-й китобойной флотилии: китобойном комбинате "Алеут"); Производство: Дальневосточная студия кинохроники ; режиссер; оператор:  В. Гласс  
1935 — Прием знатных хлопкоробов в Кремле
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); режиссер: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А.Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры: С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсянников, Г. Гейгнер; музоформители: Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1936 –1937 — У Басков; режиссер: Л. Варламов; оператор: Р. Кармен
1937 — Наш Серго; Производство: Московская студия кинохроники; режиссер; музыкальное оформление: Г. Гамбург; звукооператор: Д. Овсянников
1937 — Богатыри родины (посвященнён применению авиации и летчикам; полнометражный; Производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: Л. Варламов, Ф. Киселев; музыка: З. Дунаевский; стихи: В. Лебедев-Кумач; музоформитель: А. Ройтман; звукоопеартор: Д. Овсяников
1937 — Советская архитектура; Производство: Московская студия кинохроники; режиссер; операторы: О. Рейзман, С. Семенов; музоформитель: А. Ройтман; звукоопеартор: Д. Овсяников
1937 — Трехминутки о кандидатах в депутаты (посвящен кандидатам в депутаты Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР); Производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: И. Копалин, И. Жуков, Л. Варламов, М. Кауфман, М. Фиделева, С. Гуров, С. Репников, Ф. Киселев, М. Слуцкий, Г. Кумяльский, Г. Сатарова, Я. Посельский, И. Венжер   
1938 — Зимняя спартакиада (юбилейная спартакиада РККА и спортивного общества "Динамо" в честь 20-летия Красной армии и Военно-Морского флота: выступление борцов на ринге, боксеров, лыжников на канале Москва-Волга, конькобежцев на стадионе "Динамо", хоккеистов, фигуристов); Производство: Московская студия кинохроники; режиссер; оператор: В. Доброницкий; ассистент режиссера: Л. Залкинд; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Цфасман
1939 — Летчики (Киноочерк о летном училище Военно-воздушных сил РККА); Производство: Московская студия кинохроники; режиссер; оператор: Е. Ефимов; музоформитель: А. Ройтман; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Каплунский
1939 — Искусство башкирского народа
1939 — Могучий поток (о строительстве Ферганского канала); совместно с Б. Небылицкий; операторы: Б. Небылицкий, М. Каюмов
1939 — Страна радости; полнометражный; производство: "Арменфильм"; режиссеры: Л. Варламов, Л. Исаакян, Г. Баласанян
1940 — Арктический рейс
1940 — Начальная подготовка бойца в учебном городке
1940 — Линия Маннергейма (пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев; операторы: Н. Блажков, В. ЕшуринВ. ДоброницкийС. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан); начальники съёмочных групп: А. Кузнецов, М. Нагинский; звукооператоры: И. Волк, Д. Овсяников
1941 — За полный разгром немецких захватчиков
1941 — Прибытие в Москву генерала Сикорского; режиссер: Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Лебедев 
1941 — XXIV-ый Октябрь. Речь И. В. Сталина
1942 — Разгром немецких войск под Москвойреж.: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов,Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); ассистент оператора: Мария Сухова
1943 — Сталинград; полнометражный; план фильма: Л. Варламов, А. Кузнецов; режиссер: Л. Варламов; дикторский текстЛ. Гроссман; операторыВ. Орлянкин, А. Софьин, Б. ВакарД. Ибрагимов, А. Казаков, А. Кричевский Е. Мухин, М. Гольбрих, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, М. ПосельскийБ. Шадронов, И. Кацман, Г. Островский, И. Малов ; звукооператорВ. Котов 
1944 — Сыны Югославии
1944 — Кавказ; полнометражный
1944 — Победа на юге
1946 — Югославия
1948 — Польша; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Фильм польский; реж.: Л. Варламов; операторы: В. Микоша, В. Цитрон, А. Семин
1948 — В советской зоне Германии
1949 — По почину москвичей

На фото: режиссёр Л. Варламов, оператор Н. Лыткин. КНР. 1949 год. Автор фото: В. Микоша. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 15590234).1950 — Победа китайского народа; полнометражный; Совместное производство ЦСДФ и Пекинской киностудии Народной Республики Китай; автор-режиссеры: Леонид Варламов; автор текста: Константин Симонов; режиссёр: И. Лукинский; операторы: А. ВоронцовС. Гусев, Л. Зайцев, П. КасаткинА. КрыловН. ЛыткинВ. МикошаД. РымаревА. СеминВ. Цитрон; операторы Пекинской студии: У Бень-ли, Хо Юй-Шень, Ли Ху-А, Сюй Лай, Ли Бинь-Джун, Е Ху-Эй; асс. режиссёра: Чжоу Фэнь, К. Эггерс, Л. Залкинд; музыкальное оформление: В. Смирнова; звукооператоры: В. НестеровИ. Гунгер; тест читает: Л. Хмара; директор картины: М. Бессмертный
1951 — Пребывание индийской делегации киноработников в СССР; режиссеры: Л. Варламов, Е. Свилова
1951 — На арене цирка; полнометражный
1951 — Китайский цирк; полнометражный
1951 — Владимир Дуров
1952 — По Индии
1954 — Дружба народов
1954 — Выставка "Демократическая Германия" в Москве
1954 — 30 дней в СССР (фильм посвящен пребыванию в Советском Союзе членов общества дружбы "Франция-СССР" во главе с Фернаном Винье)
1955 — Премьер-министр Бирманского Союза У Ну в СССР; полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, И. Венжер, И. Сеткина
1955 — Миссия доброй воли (пребывание делегации индийского парламента в Советском Союзе); полнометражный; реж. Л. Варламов; асс. режиссёра: И. Генина, З. Фомина  
1955 — Пребывание правительственной делегации ГДР в Москве
1955 — Пребывание министра иностранных дел Канады Лестера Б. Пирсона в СССР
1955 — Прибытие в Дели Н. Булганина и Н. Хрущёва
1956 — Дружба навечно (пребывание президента Югославии И.Б. Тито в СССР); полнометражный; Л. Варламов, И. Венжер, И. Сеткина; операторы: Д. Каспий, Б. Макасеев, В. Микоша, А. Сологубов, Р. Халушаков; асс. режиссера И. Егорова, Т. Ширман; авторы текста: Е. Кригер, Ю. Смирнитский; диктор: Л. Хмара; редактор: Э. Марьямов; композитор В. Гевиксман; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: И. Гунгер, С. Ключевский, Д. Овсяников, Е. Уманский
1956 — Пребывание в СССР делегации Национального собрания Чехословацкой республики
1951 — На арене цирка; полнометражный
1955 — Прибытие в Дели Н. Булганина и Н. Хрущёва
1956 — Под куполом парашюта (Третий Чемпионат мира по парашютному спорту на Тушинском аэродроме); режиссёр; Л. Варламов; операторы: А. Савин, В. Воронцов, И. Горчилин, диктор: Р. Выгодский 
1957 — Сто дней в Бирме; полнометражный
1957 — Делегация Социалистической партии Японии в СССР
1958 — С песней боевой; полнометражный
1959 — Солнце взошло над Янцзы; полномтражный; совместное производство: ЦСДФ (КНР) и ЦСДФ (СССР); режиссеры: Л. Варламов, Шень-Жун
1959 — На волжских просторах; полнометражный
1959 — Город чудес (16 июня 1969 г. Подготовительные работы к открытию Выставки достижений народного хозяйства); полнометражный
1960 — Встречи в Америке (о пребывании в США делегации советских государственных деятелей во главе с Председателем Совета Министров РСФСР Д. С. Полянским)
1960 — Конго в борьбе; полнометражный
1960 — Президент Финляндской республики в Москве
1960 — К событиям в Конго
1960 — Вдохновенное искусство
1960 — Румынские артисты в Москве
1960 — Праздник дружбы (1-е Мая 1960 года)
1960 — Процесс над Пауэрсом (специальный выпуск ЦСДФ о судебном процессе по уголовному делу американского лётчика Френсиса Гарри Пауэрса, проходившего в городе Москве 17-20 августа 1960 года)
1960 — Порт-Саид

Режиссеры Леонид Варламов (слева на фото) и Марк Трояновский в Луксоре (Египет). 1961 год. Фото из семейного архива Алексея Трояновского (сына М. Троянвоского).
1961 — Суэцкий канал
1961 — Асуан — надежда Египта
1961 — Исторический съезд открылся. Спецвыпуск (фильм о 22-ом съезде КПСС)
1961 — Вечная слава героям (Наро-Фоминск. Открытие памятника воинам-ополченцам)
1962 — Наша "Правда" (фильм посвящен 50-летию со дня создания газеты "Правда"); полнометражный
1962 — Дар алжирским беженцам
1962 — Посланцы братской Венгрии
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция); режиссеры: Л. Варламов, И. Копалин

КИНОПЕРИОДИКА

1954 — Новости дня № 2
1954 — Новости дня № 64
1959 — Новости дня № 32
1960 — Новости дня № 21
1960 — Новости дня № 26
1960 — Новости дня № 32
1961 — Советский спорт № 7
1962 — Новости дня № 25
1962 — Новости дня № 29
1962 — Новости дня № 35

_____________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1951 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1940 — Орден «Знак Почёта»
1942 — Сталинская премия (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942))
1943 — Орден Отечественной войны II степени
1943 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства ("Разгром немецких войск под Москвой" ("Moscow Strikes Back") (1942))
1943 — Сталинская премия (за фильм «Сталинград» (1943))
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Орден «За заслуги перед народом» (Югославия)
1947 — Большой Командирский Крест со Звездой (ПНР)
1947 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Югославия» (1946))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Польша» (1949))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Победа китайского народа» (1950))
1954 — Орден Звезды Народной Республики Румынии (Румыния)

Цитаты

Магия инсценировки (это называлось тогда «восстановление факта») дошла до того, что режиссер Леонид Варламов в фильме «Победа китайского народа» «восстановил» форсирование Народно-революционной армией могучей реки Янцзы. На самом деле это событие уже давно свершилось. Руководители Китая предоставили в распоряжение Л. Варламова десятки тысяч солдат, артиллерию, танки, авиацию, и документалист разыграл огромное сражение. Вертовские традиции были позабыты. Никому не приходило в голову снимать скрытой камерой. Если кого-то сняли небритым или плохо одетым — эти кадры выбрасывались еще в монтаже. У наших кинохроникеров образовался совершенно противоестественный для репортера инстинкт. Если во время съемки оператор видел через глазок камеры какой-то непорядок, ну, например, начался пожар, перевернулась машина, возникла драка и т.д., он автоматически выключал камеру, прекращал съемку, ибо знал — это не пойдет, зачем зря тратить пленку. Тогда как любой западный хроникер, повинуясь нормальному журналистскому инстинкту, в подобные моменты автоматически включал киносъемочный аппарат.

Эльдар Рязанов (из воспоминаний кинорежиссёр о работе в документальном кино), Источник

[ Страница дополняется материалами ]