Семён ШЕЙНИН

оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Семён Альтерович ШЕЙНИН

Дата рождения:
07 января 1908
с. Держановка, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
14 октября 1994 (86 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

В 1932 году окончил Государственный техникум кинематографии (ВГИК).
В 1931— 1979 — асс. оператора, оператор-постановщик киностудии «Мосфильм». В 1942 — 1945 — фронтовой кинооператор. Съёмки Семёна Шейнина вошли в фильмы: "Освобождение Украины" (1944), "Берлин" (1945), "Освобождённая Чехословакия" (1946), "Великая Отечественная" (1979).

Фронтовые кинооператоры (слева направо): Семен Шейнин и Кутуб-Заде. Фото из семейного архива Шейниных.

Фронтовые кинооператоры (слева направо): Михаил Ошурков и Семён Шейнин. Берлин. 1945 год. Фото из семейного архива Шейниных.

 

СЕМЬЯ

Жена — режиссёр; Заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Ованесова (23.12.1906-06.05.1990). Двое сыновей: Виктор Семёнович Шейнин (16.08.1938 - 13.11.2014),  режиссёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации; Игорь Семёнович Шейнин, геолог.

Внуки — Екатерина Викторовна Сергеева Шейнина, окончила ВГИК (1996), продюсер; Алексей Викторович Шейнин (род. 1963), окончил ВГИК (1991), кинооператор.
Правнучка — Анастасия Сергеева (род. 1987), окончила операторский факультет ВГИКа, продюсер.

Бессмертный полк. Игорь Семёнович Шейнин с портретом отца Семёна Шейнина. Москва. 09 мая 2016 года. Фото Екатерины Головни.

Игорь Семёнович Шейнин в  документальном фильме о жизни и творчестве Арши Ованесовой "Женщина из стали и слез" (Видеостудия "Человек и время", 1992); автор сценария: Лев Рошаль; режиссёр: Сэдда Пумпянская.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Документальные фильмы, кинопериодика, кинолетопись (выборочно):

1941-1943 — съёмки  Героев Советского Союза на фронте, в том числе:

  • Северо-Западный фронт (январь): Генерал-лейтенант Коровников, полковник Пииров беседуют с Героем Советского Союза младшим лейтенантом Мамедовым; 
  • Юго-Западный фронт (март): представитель командования фронта генерал- майор Фалалеева; часть майора Баранова. Фалалеев беседует с группой летчиков, зачитывает приказ о награждении летчиков;
  • Воронежский фронт (апрель 1943): Командир орудия ст. сержант Герой Советского Союза Е. А. Хавчин;
  • Западный фронт (март 1942): Герой Советского Союза лейтенант Стемашев;
  • Герой Советского Союза Ф. К. Гагодаев.

1943 — Союзкиножурнал №44; режиссер: И. Сеткина; операторы: И. Малов, Г. Могилевский, В. Смородин, С. Уралов, С. Шейнин, А. Казначеев, Г. Голубов, В. Косицын. М. Оцеп, Б. Пумпянский
1943 — Вручение гвардейского знамени танковой части генерал-майора А. Ф. Кравченко; операторы: Могилевский, С. Шейнин
1944 — 1-ый Украинский фронт. Маршал И. С. Конев
1944 — По следам отступающего врага (съёмки в г. Каменец-Подольском; части Красной Армии на понтонах переправляются через р. Днестр; Н. С. Хрущев на наблюдательном пункте 1-ого Украинского фронта); операторы: А. Шафран, С. Шейнин
1944 — Похороны военного кинооператора капитана Эльберт А. П. (сентябрь 1944 года, г. Львов)
1944 — Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин (съёмка в Новосибирске - родной город лётчика); операторы: Шафран, Кутуб-Заде, С. Шейнин
1944 — Выпуск школы младших лейтенантов (Маршал И. С. Конев присутствует на торжественном выпуске школы младших лейтенантов на 1-м Украинском фронте (декабрь 1944)); операторы: Ошурков, С. Шейнин
1945 — Прибытие в Прагу премьер-министра Чехословакии Фирлингера; операторы: С. Шейнин, К. Бровин
1944 — Освобождение Украины
1945 — Победа за Вислой; режиссеры: Быков, Кутуб-Заде; операторы: Н. Быков, К. Бровин, С. Шейнин, К. Кутуб-Заде, В. Сущинский, А. Павлов
1945 — У танкистов Рыбалко; операторы: Шейнин С.А., Бровин К.П.
1945 — Домбровский промышленный район (город Глейвиц: встреча офицеров и бойцов советской армии с освобожденными из плена союзниками и русскими женщинами, угнанными в Германию); операторы: Шейнин С.А., Бровин К.П.
1945 — Александр Покрышкин; режиссёр: А. Гендельгтейн; операторы: Александров, А. Брантман, К. Бровин, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Шафран, С. Шейнин, Н. Мелихов, Г. Цветков, С. Хмелёв
1945 — Город Лигниц
1945 — Фауст-патрон (кинолетопись); операторы: Шейнин С.А., Бровин К.П.
1945 — Берлин; полнометражный
1946 — Освобожденная Чехословакия
1950 — Советская Чувашия (празднование 30-летия Чувашской республики); Мосфильм; режиссер: Г. Лукашевич
1965 — В небе Покрышкин; Моснаучфильм; режиссер: А. Гендельштейн; операторы: Г. Александров, А. Брайтман, К. Бровкин, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Шафран, С. Шейнин

Игровые фильмы

Семён Шейнин (справа) с другом Евгением Андриканисом. Фото из личного архива Екатерины Андриканис. 80-е годы.

1936 — Зори Парижа; режиссёр: Григорий Рошаль; операторы: Леонид Косматов, Семён Шейнин
1938 — Великий счет (игровой фильм, в котором снимались артисты: А. П. Антонов, П. Савин, Н. Никитич, Б. Толмазов и другие, разыгрывающие сцены переписи населения 1882 года и предстоящей переписи 17 апреля 1939 года)
1939 — Подкидыш; режиссёр: Татьяна Лукашевич; авторы сценария: Рина ЗелёнаяАгния Барто
1941 — Приключения Корзинкиной; режиссёр: Климентий Минц; операторы: Михаил КапланСемён Шейнин
1942 — Боевой киносборник № 12
(двенадцатый фильм серии из тринадцати боевых киносборников, вышедших в годы Великой Отечественной войны. Киносборник выпущен на экраны 12 августа 1942 года); режиссёры: Герберт РаппопортВера Строева; операторы: Владимир Рапопорт, Семён Шейнин
1952 — Учитель танцев; режиссёры: Татьяна ЛукашевичВладимир Канцель
1953 — Анна Каренина
1953 — Свадьба с приданым; операторы: Николай Власов, Семён Шейнин
1954 — Аттестат зрелостирежиссёра Татьяны Лукашевич
1956 — Крылья
1960 — Заре навстречу
1960 — Северная повесть; автор сценария и режиссёр: Евгений Андриканис
1964 — Встреча на переправе
1966 — Выстрел; режиссёр: Наум Трахтенберг

[Страница дополняется материалами]

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Орден Красной Звезды
1985 — Орден Отечественной войны I степени

Цитаты

9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры».
Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников - фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).[…]

#МузейЦСДФ, Источник

ДРУЖБА
И еще два слова об упомянутом уже Семене Шейнине, которого периодически «выгонял» из дому Топсик (любимая собака кинооператора-постановщика и режиссёра Евгения Андриканиса; — прим. ред.), о папином лучшем друге. Просто потому, что это тоже весьма для Андриканиса характерно. Они познакомились в 1928 году, когда оба поступили на операторское отделение кинотехникума. «Всесоюзным» и институтом, то есть высшим учебным заведением, ЭТО стало только в середине 30-ых лет. И прежним выпускникам опять пришлось «легитимизировать» свои документы, то бишь их менять. Папа ушел в декабре 1993 году, не дожив до своего 84-летия девять дней. Дядя Сеня пережил его всего-то на десять месяцев. И вот все эти годы они дружили. Сколько всякого разного они прошли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать! И поссорились всего один раз. Зато не разговаривали целый месяц. Знаете, что было причиной смертельной обиды? Думаете, «девушка»? Или творческие разногласия? Чужие сплетни или злой умысел?
Семен Шейнин вступил в ряды КПСС в 1942 году. Незадолго до смерти у него объявилась очень странная аллергия – на красные продукты. То есть он не мог есть красные яблоки, морковь, помидоры, красный перец, варенье, клубнику, малину, красное мясо и так далее. Я тогда еще не знала, что это один из признаков рака пищевода. И мы с мамой (к тому времени КПСС уже распустили и почти запретили) на ним посмеивались – мол, ну что же ты хочешь, столько лет в партии – невольно наступит аллергия на красный цвет!
Во времена Сталина и Ко были репрессированы два его старших брата – большевики с дореволюционным стажем. Расстреляли отца, дядю и старшего брата его жены. То есть, он тоже пострадал от Советской власти, как и полагалось каждому интеллигентному человеку.
В 37-ом году, когда все каждый день ожидали ареста, они втроем – папа, Эйзенштейн и дядя Сеня – ночи напролет гуляли по Москве. «Брали» по ночам, и они наивно полагали, что, если их нет дома, то полагающаяся им «пуля» может пролететь мимо.[…]
Так вот, поругались они именно из-за политических вглядов. Папа доказывал, что все беды Советской власти заложены в системе. А Семен – что в личностях. То есть он был абсолютно уверен и с пеной у рта доказывал, что социализм – это вершина человеческой мысли и самоорганизации людей, и виной всему те негодяи, которые случайно, по чьему-то недогляду получили власть, которую они совсем не заслуживали. Это и было камнем преткновения. Потому что мой папа был ярым «кухонным» антисоветчиком. Разве что, не был диссидентом. Стал бы им, если бы не огромное чувство ответственности за семью. Как вы понимаете, я при этой ссоре не присутствовала, слова, которые они говорили друг другу не слышала, но зато видела результат – мрачное и подавленное настроение в течение всего времени вынужденного «молчания». Но тут, слава Богу, подоспел юбилей.
В 1978 году они оба решили отметить «золотую свадьбу», то бишь 50-летие дружбы. Я купила им в художественном салоне деревянную скульптуру – два ужасно смешных и обаятельных осла. На одном я написала «Женя», а на другом – «Сеня». И добавила к подарку лобзик. По моему замыслу они должны были в кульминационный момент всеобщего ликования распилить скульптуру пополам. Сене должен был достаться «Женя», и наоборот. Но, ничего не вышло. Им стало жалко портить произведение деревянной скульптуры, и она целиком и полностью досталась дяде Сене. И стояла в его доме на самом видном месте многие годы. Каждому «экскурсанту» он демонстрировал этих ослов и долго рассказывал, что все это означает, и почему он это так ценит. При том, что на стенах квартиры висели Башигджанян и Сарьян, подаренные когда-то соотечественниками-армянами Арше. Эти картины такой лекции не удостаивались.[…]

Екатерина Андриканис, режиссёр, писатель, педагог, Источник