Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ

режиссёр

Полное имя:
Иосиф Михайлович ПОСЕЛЬСКИЙ

Дата рождения:
23 декабря 1899
Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
19 февраля 1970 (70 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
режиссёр

Краткая биография

Посельский Иосиф Михайлович (11 (23) декабря 1899 — 19 февраля 1970) — один из зачинателей советского документального кино. Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952). Член ВКП(б) с 1944 года.

С 1928 года на кинофабрике «Совкино» (с 1944 — ЦСДФ). 
В 1934  — 1937 годах руководил выпуском киножурнала «Советское искусство». По его инициативе в 1946 году был создан киножурнал «Советский спорт».

СЕМЬЯ

Четыре брата: Александр (младший), Семен (режиссер "Севзапкино"), Борис  и Яков Посельский (10 октября 1894 26 июня 1951), кинорежиссер; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Племянник —  Михаил Яковлевич Посельский (03 января 1918 — 17 мая 2008), оператор-документалист, фронтовой кинооператор, режиссер. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965).
Двоюродная сестра — Степанова Лидия Ильинична (22 февраля 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).
Первая жена Фаина Григорьевна.
Дочь — Мария Посельская.
Внук — Николай Посельский.
Вторая жена Антонина Кирюхина, ассистент режиссера ЦСДФ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1925 — Правда о Красной Армии
1930 — Навстречу третьему; Производство: Союзкино; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Посельский
1931 — В парке культуры; Производство:  Союзкинохроника; режиссер; операторы: И. Беляков
1931 — Лес зовет; Производство: Союзкино; режиссер
1931 — Первомай; Производство: Союзкино; режиссер; операторы: И. Беляков, М. Ошурков, Ю. Фирган
1931 — Слушай, молодежь; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: И. Беляков, П. Лампрехт
1932 — За здоровый транспор; Производство: Союзкинохроника; режиссер
1932 — Стан 700 (о металлургическом заводе "Серп и молот"); Производство: Союзкинохроника; режиссер; оператор: М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков
1933 — Союзкиножурнал. Спецвыпуск к XVI-му Октябрю
1933 — Май в Москве; режиссёры: И. Посельский, И. Венжер, И. Сеткина
1933 — "Хондрилла" (Казахстан. Центральная опытная станция в Карачокате)
1936 — Центральный детский театр; режиссёры: И. Посельский, Л. Зернов
1936 — Ударом на удар (фильм о Белоруссии)
1938 — Песня о Сталине
1939 — Памяти Ильича
1940 — На Дунае; полнометражный; режиссёры: И. Посельский, И.П. Копалиным; Сталинская премия (1941)
1941 — Крепи противопожарную оборону
1942 — Иран; полнометражный; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: И. Сокольников, В. Штатланд, М. Сухова

1945 — В логове зверя (о разгроме немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии)
1945 — Возрождение Сталинграда; совместно с Б. Н. Агаповым; Сталинская премия (1946)
1945 — Парад Победы (черно-белый вариант); режиссёры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский
1946 — Молодость нашей страны; совместно с С.И. Юткевичем и И.В. Венжер;
премия Международного каннского кинофестиваля (1946)
1946 — Всесоюзный парад физкультурников; Премия на Венецианском кинофестивале
 1947 — Советская Литва; полнометражный
1951 — Советская Киргизия
1952 — Советская Литва; Сталинская премия (1952)
1952 — Советское Приморье; полнометражный
1952 — Озеро Селигер
1954 — Первая весна (об освоении молодёжью целинных земель в Казахстане); полнометражный; совм. с А. Медведкиным
1955 — Счастье трудных дорог; совместно с Р.Я. Григорьевым
1955 — Мелодии фестиваля (открытие Пятого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; 35 мм, ш/э (один из первых цветных широкоэкранных документальных фильмов реж.: И. Копалин, Е. Боссак. И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: С. Воль, И. Гутман, Е. Ефремов, А. Семин
1955 — Песни над Вислой; полнометражный; режиссёры: Копалин И., Григорьев Р., Боссак Е., Посельский И.
1956 — О Москве и москвичах (видовой киноочерк расказывает о Москве: ее достопримечательностях, предприятиях, жителях столицы); полнометражный; режиссёры: Р. Григорьев, И. Посельскийоператоры: Д. Каспий, Б. Небылицкий, Р. Халушаков
1956 — Моды сезона (демонстрация моделей одежды в Московском Общесоюзном Доме моделей)
1957 — Свет Октября (фильм создан в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, снимался на территории социалистических стран Восточной Европы, КНДР, КНР и СССР); полнометражный; режиссёры: Р. Григорьев, И. Посельский
1958 — Дети на отдыхе (детский отдых в Крыму) 
1958 — Искусство большой правды (фильм создан к 60-летию Московского художественного академического театра); полнометражный
1959 — На финише футбольного сезона (Чемпионат СССР по футболу)
1959 — Горят костры далекие. . . (об отдыхе советских граждан)
1959 — Шагай, семилетка!; полнометражный; режиссёры: Ф. Киселев, И. Посельский
1960 — В революционной Кубе
1960 — Зимняя фантазия (театрализованное представление "Зимняя фантазия" в исполнении ансамбля "Балет на льду"); полнометражный
1963 — Волшебный луч; режиссёры: Катанян В., Махнач Л., Посельский И., Р. Кармен
1964 — Вильям Шекспир
1964 — Сомали — республика на экваторе; полнометражный
1966 — Наш друг Ромен Роллан
1967 — Первая мировая война; режиссёры: Посельский И., Казакова Т.
_________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Фильмография других студий

1930 — Навстречу третьему — Московская объединённая фабрика «Союзкино» (1930-1931)
1940 — С первым мая — —
1940 — С первым мая — Украинская студия кинохроники
1962 — Знакомьтесь, картинг — Рижская киностудия
1964 — Рижское взморье (режиссёр) — Рижская киностудия

Звания

1952 — Заслуженный деятель искусств Литовской ССР

Награды

1941 — Сталинская премия (за фильм «На Дунае» (1940))
1946 — Сталинская премия (за фильм «Возрождение Сталинграда» (1943))
1947 — Премия МКФ в Канне (за фильм «Молодость нашей страны» (1946))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советская Литва» (1952))

Цитаты

Человек с киноаппаратом — по Вертову — человек-киноаппарат, человек-механизм, кентавр XX века, не совсем человек и не совсем аппарат, нечто более совершенное, чем то или другое взятое по отдельности.
Дневниковые записи Иосифа Михайловича Посельского (1899–1970) — своего рода доказательство обратного, совершенности человека без киноаппарата, человека не киноаппарата, человека просто. Совершенности его взгляда.
Свои записи Иосиф Михайлович Посельский вел во время съемок, но это не совсем дневник съемок. Группа Посельского прилетела в Иран в июне 1942 года, их задачей было создать фильм об этой стране, ее истории и настоящем. Премьера состоялась в Тегеране 14 апреля 1943 года.
Из советских газетных отчетов того времени можно узнать, что «на просмотре присутствовали премьер-министр Ирана Сохейли, председатель меджлиса Эсфендиари, министр двора Ала, министр иностранных дел Саед, советский посол т. Смирнов, редакторы газет, деятели науки и культуры и многочисленные гости… Министр заявил, что фильм «Иран» не имеет себе равных и что все иранцы, любящие свою родину, должны посмотреть его». На премьере от имени шахиншаха Ирана советским киноработникам были вручены ценные подарки.
Иранские газеты писали, что «этот исключительный фильм показывает сельское хозяйство Ирана, его промышленность, города и различные местности и, наконец, исторические памятники древнего Ирана. Фильм сделан с любовью и уважением к иранской культуре и доказывает искренние чувства советского правительства по отношению к нам, иранцам, и нашей дорогой родине».[...]

Елены Долгопят, Источник

[...]В 6.30 мы были наготове. Аппараты, штатив, чемодан — ждали машину у входа «в гарем». Машина опаздывала, и мы немного понервничали. Советский шофер, хороший парень, как видно любитель поспать, подъехал довольно поздно, но зато молнией нас мчал через город на вокзал. Он обгонял слева и справа и без того мчавшиеся машины, выкорючивал зигзаги вокруг велосипедистов и пешеходов. И если можно представить себе самого злостного нарушителя правил дорожного движения, — так это был наш шофер.
Красивый новый вокзал был заполнен английскими войсками, индусами, отправлявшимися на юг. Я направился, как мне заранее посоветовали, в правый угол вокзала, где на стекле красовались три буквы РТО. Что означают эти буквы, пока мне неизвестно. В комнате сидели двое. Один из них — английский офицер. Блондин с маленькими белыми усиками. И против него — высокий черный перс европейского типа в светлом костюме. Я несколько
волновался, что поезд может быстро отойти, а у нас еще нет билетов и багаж
с аппаратурой на машине. Офицер попробовал спросить меня по-английски, перс — по-французски. Ответ последовал от меня один — Андимешк; и два вытянутых пальца должны были пояснить — два билета. Зная, что на юг должно быть особое разрешение англичан, я молниеносно вытянул из портфеля письмо английской военной миссии в Тегеране, где англичане любезно предоставляли возможность советским «военным» кинооператорам посетить юг Ирана: Ахваз, Абадан, Бандар-Шахпур и даже переехать границу Ирана — в Ирак, в город Басра, чтобы заснять сборку самолетов и машин, которые американцы посылают в помощь Советскому Союзу.[...]

Иосиф Посельский, кинорежиссер, Источник

[...]годы 1927— 1932 были годами организационного роста хроники, роста ее технических возможностей, творческого роста ее кадров. На работу по кинохронике приходит ряд работников соседних участков кинематографии. Приходит Блиох, Я. Посельский, И. Посельский, Медведкин, Кауфман, Паллей, Беляев и др.[...]
Творческая практика прошедшего года [1931], фильмы «Пятнадцатый» Посельского, «Мы видели лицо Европы» (1931 год; полнометражный; реж.: Р. Гиков; операторы: А. Щекутьев, С. Гусев, Р. Гиков; — прим. ред. #МузейЦСДФ) Гикова и Гусева, «Имени Ленина» М. Слуцкого, «Москва» (речь идет о фильме 1932 года «Когда наступает вечер» учетный № РГАКФД: 13317; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, М. Слуцкий, Р. Кармен) И. Посельского и Гикова и целый ряд других вещей говорят нам о том, что дело создания политически и творчески полноценной хроники двинулось вперед.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]