Фильм:
Берлин
(год выпуска – 1945)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 01:03:07)

Категории:
армия, Великая Отечественная война, война, Вторая мировая война, город, история, катастрофы

Ссылка на РГАКФД (20372)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Историческая хроника о последнем решающем сражении с фашистской Германией, о взятии Берлина и о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.

Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин, или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 года.
Фотокорреспонденты в Берлине у Бранденбургских ворот. Фото: Общественное достояние.

Производство: ЦСДФ (1945)

Автор фильма и руководитель фронтовых съёмок Ю. Райзман

Текст Н. Шпиковский

Монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва

Композитор Д. Шостакович

Директор фильма И. Хмельницкий

Вторые директоры фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников   

Режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев

Редактор В. Попов  

Операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, С. Стояновский (в титрах не указан), Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров  

При участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин

Начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков

Ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва

Текст читает Л. Хмара

Графическое оформление – И. Нижник

Музыкальное оформление – А. Ройтман

Звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин

Фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта

Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов

В фильме использованы кадры немецкой кинохроники.


В 1945 году Сталинская премия 1-й степени была присуждена

Ю. Райзману, Е. Свиловой — режиссерам; Б. Дементьеву, Л. Мазрухо, И. Панову, В. Томбергу, С. Стояновскому (посмертно; в титрах фильма не указан; — прим. ред. #МузейЦСДФ) — операторам за кинокартину «Берлин» (Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства. (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; стр. 1043).

Награды

1945 — Сталинская премия (Ю. Райзману, Е. Свиловой — режиссерам, Б. Дементьеву, Л. Мазрухо, И. Панову, В. Томбергу, С. Стояновскому — операторам)

Цитаты

Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами.

Иосиф Сталин, Верховный главнокомандующий ВС СССР, генералиссимус Советского Союза (цитируется с экрана), Источник

К сражению за Берлин основательно готовилась армия, и мы - кинематографисты. На Первый Белорусский фронт приехали: драматург Н.Т. Шпиковский, начальник фронтовых групп Л.Н. Сааков, режиссёр Ю.Я. Райзман, которому было поручено создать фильм о завершающем войну сражении. Этот наш боевой киноштаб заранее получал сообщения о всех значительных военных действиях. Была налажена телефонная связь с политотделами армий, выделены мотоциклисты для оперативной связи со съёмочными группами, для быстрого передвижения использовались военные самолёты.
Знаменитый режиссер игрового кино Ю.Я. Райзман к тому времени уже имел опыт фронтовых киносъёмок. Созданный им документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» прошёл по экранам и получил заслуженное признание зрителей и кинематографистов.
Каждый из нас получал особое задание или сам давал конкретные предложения. Райзман охотно поддерживал инициативу и напоминал:
- Успех работы решаете прежде всего вы - операторы!

В. Э. Томберг. В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора. — М., Эйзенштейн-центр, 2003.

Панический страх немецкого населения при первых встречах с российскими воинами вполне понятен. Они уже многое знали о жестокостях своих соотечественников на нашей земле и опасались мести. К тому же они были запуганы геббельсовской пропагандой. Конечно, у каждого российского солдата накопился свой большой неоплаченный счет к фашистской Германии. Но надо отдать должное нашим воинам: никому не приходило в голову вымещать зло на безоружных, как это делали фашисты на нашей земле. Наоборот, даже раненые солдаты нередко помогали детям и престарелым выбираться из завалов, делились хлебом, похлёбкой, перевязывали пострадавших.
Хотя в городе продолжались ожесточённые бои, во время обеда у котлов походных кухонь собирались немецкие дети, и я не знаю примеров, что бы хоть один советский солдат, какое бы горя он сам ни испытал, отказал голодному ребёнку. Замечая, с какой жадностью смотрят ребятишки на хлеб и какая радость вспыхивает в их глазах, когда они его получают, мне вспоминалась моя собственная дочурка.

В. Э. Томберг. В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора. — М., Эйзенштейн-центр, 2003.