Илья КОПАЛИН

педагог, режиссёр

Полное имя:
Илья Петрович КОПАЛИН

Дата рождения:
02 августа 1900
д. Павловская, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
12 июня 1976 (75 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
педагог, режиссёр

Краткая биография

Копалин Илья Петрович (20 июля (02 августа) 1900 года — 12 июня 1976 года)  — режиссёр-документалист, педагог. Родился в деревне Павловская (ныне — Истринский район, Московская область). Один из ведущих режиссёров советской кинодокументалистики 1930-х — 1940-х годов. Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Народный артист РСФСР (1961). Народный артист СССР (1968). Член ВКП(б) с 1940 года (19-й съезд правящей партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)). Член СК СССР с 1957 года.

В 1917 — 1918 — подсобный рабочий Дедовской прядильно-ткацкой фабрики
В 1918 — 1920 — секретарь земельного отдела в Еремеевском областном совете.
В 1920 (февраль) — июнь 1924 — в РККА.
В 1922 окончил Петроградскую школу авиатехников.
В 1924  — 1927 — студент Московского механического электротехнического института.
С 1924 (июнь) — 1925 (февраль) — секретарь автоподотдела Московского коммунального хозяйства.


В кинематографе с 1925 года, являлся учеником одного из основоположников советского документального кино Дзиги Вертова. Входил в организованную Вертовым группу единомышленников, назвавшую себя «киноками». В группу помимо Копалина (асс. режиссёра) входили операторы: М. Кауфман, И. Беляков, А. Лемберг, монтажер
Е. Свилова

Киноки. Слева направо: Елизавета Свилова, Илья Копалин, справа  Михаил Кауфман. 1926 год.

В 1922—1925 годах «киноки» выпускают ежемесячный экранный журнал «Киноправда» (всего вышло 23 номера). К кроме важ нейших политических событий наиболее значительных фактов из области промышленности, сельского хозяйства, культуры в «Киноправду» включаются отдельные эпизоды из повседневного  быта  рабочих и крестьян. Из «сюжетов», внутренне не связанных друг с другом, киноки выпускают ряд тематических номеров «Киноправды», посвященные пятилетию Октябрьской революции, 1-й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1925), «Киноправды» — «Весенняя», «Пионерская».
Илья Копалин в качестве "киноразведчика", "помощника инженера" участвовал в работе над фильмами «Шагай Совет!", "Шестая часть мира" (1926) и др.

С февраля 1925 — помощник режиссёра, ассисент режиссёра, редактор-стажер кинофабрики «Культкино».
С 1926 — режиссёр Московской кинофабрики «Совкино».
В 1932 — 1968 — режиссёр Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). Одновременно в 1940 — 1941 (январь) — заместитель начальника Главкинохроники. С июля 1941 до января 1942 — заместитель начальника Главкинохроники по руководству фронтовыми киногруппами.

С 1950 года преподавал на режиссёрском факультете ВГИКа, профессор (1966).

В 1927 году совместно с Михаилом Кауфманом снял фильм «Москва». Масштаб и пафос социалистического строительства передал в фильме «За урожай» (1929), «Один из многих» (1931) и др.

В.И. Ленину посвятил фильмы «Памяти вождя» 1927),  «Ленин» (1938; совместно с И.Ф. Сеткиной
Принципы образной публицистики развивал в фильмах  «Слава героям Хасана» ( 1939),  «На Дунае» (1940) с И.М. Посельским (Гос. премия СССР 1941 года),  «Навстречу солнцу» (1940).

В период Великой Отечественной войны руководил фронтовыми киногруппами.

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) с Л.В. Варламовым (Госпремия СССР; премия "Оскар" — 1943) стал вехой в истории развития советского документального кино. Создатели фильма получили мировую известность после показа в 1943 году в США фильма  «Moscow Strikes Back» (экспортного варианта фильма  «Разгром немецких войск под Москвой»).

Многие фильма Копалина посвящены событиям международной жизни: «Абиссиния» (1936), «Освобождённая Чехословакия» (Государственная премия СССР в 1946 году) и д.р.
Послевоенная жизнь страны отражена в фильмах: «День победившей страны» (1947; с Сеткиной; Гос. премия СССР в 1948 году), «Обновление земли» (1950; Гос. премия СССР в 1951 году) и др.
Фильм «Первый рейс к звёздам» (1961) с режиссерами «Центрнаучфильма» Д.А. Боголеповым и Г.М. Косенко посвящён подвигу первых космонавтов. 
В историко-документальных фильмах «Незабываемые годы» (1957) и «Страницы бессмертия» (1965) режиссёр обобщённо-образно трактовал материалы кинолетописи.  

С 1950 года преподавал на режиссёрском факультете ВГИКа, с июля 1964 года — профессор.

В 1957 году во ВГИКе впервые состоялся набор в специализированную мастерскую режиссуры документального кино под руководством народного артиста СССР Ильи Петровича Копалина.

Копалин И.П. (на фото справа). Фото из личного архива Н.Я. Венжер.

Илья Петрович Копалин в фильме «Юбилей И. Копалина» (фильм-шарж к 60-летию режиссера).

1-я часть (просмотровка) 


2-я часть (просмотровка) 


СЕМЬЯ

Сын — Владимир Ильич Копалин (1932 — 1996), режиссер-оператор ЦСДФ.
Дочь Галина Ильинична Копалина (род. в 1937), киновед.
Внук — Илья Копалин (род. в 1960), окончил МЭИ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1926 — Москва (Пробег кино-глаза); полнометражный; Производство: Совкино; совместно с М. Кауфманом; операторы: М. Кауфман, Беляков, Зотов 
1927 — Праздник миллионов (10-летие Октября); полнометражный; Производство: Союзкинохроника
1927 — Памяти вождя
1930 — Обновленный труд; полнометражный; Производство: ф-ка Культурфильм; совместно с А. Домбровским
1930 — Деревня (или один из многих); полнометражный; оператор: И. Беляков
1930 — Лен; Производство: Совкино
1930 — За урожай
1930 — В Брянском полесье; полнометражный
1933 — "Первое мая"
1934  XVII Октябрь. Экстренный выпуск «Союзкинохроники»
1934 — Инженеры человеческих душ (фильм о  1-м Съезде советских писателей); операторы: М. Ошурков, Н. Самгин, С. Сегаль

1934 — 15 лет советской кинематографии
1934 — Рапорт побед
1935 — XVIII-ый Октябрь; совместно с Р. Гуровым, И. Сеткиной
1935 — Абиссиния (Итало-Эфиопская война); полнометражный
1937 — На сталинском пути
1937 — Сыны трудового народа (бойцы Красной армии на осенних учениях 1937 года); полнометражный; совместно со Слуцким М., Гиковым Р.; операторы: Беляков И., Доброницкий Д., Ешурин В. и др.
1938 — Приговор суда — приговор народа (открытое заседание военной коллегии Верховного суда СССР по делу "Правотроцкистского антисоветского блока"); операторы: В. Макасеев, И. Беляков
1938 — Слава героям Хасана; полнометражный; Производство: Хабаровская ст. кинохроники;  операторы: З. Бабасьев, П. Русанов, Н. Лыткин
1938 — Цветущая орденоносная область (фильм о колхозах Московской области); полнометражный; операторы: В. Соловьев, В. Ешурин, В. Фроленко, Д. Плаксин
1938 — Ленин; полнометражный; совместно с И. Сеткиной; операторы: К. Кулагина, И. Маркелова
1938  Речь А. Я. Вышинского на судебном процессе по делу антисоветского право-троцкистского блока; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1939 — Красная Армия
1940 — Школа сталинских комиссаров
1940 — На Дунае; полнометражный; Производство Украинской и центральной студии кинохроники; совместно с И. Посельским; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд
1940 — Халхин-Гол; полнометражный; операторы: С.Гусев, В.Добролицкий, А.Шепутьев
1941 Навстречу солнцу; полнометражный; Производство;  Центральная и Латвийская студия Кинохроники; главный оператор: Б. Макасеев; операторы: Э. Крауц, П. Лампрех, С. Гусев
1941 — Ленин; полнометражный; совместно с И. Сеткиной
1942  Разгром немецких войск под Москвой; реж.:  Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов,Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); ассистент оператора: Мария Сухова
1942 — XXV-ый Октябрь; полнометражный; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов
1943 — За Родину
1961 Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнацчфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы: Альдохин Ю., Анисимов Г., Афанасьев В., Ватутин В., Бганцев И. (ЦСДФ), Беспалов А., Бесчетнов М., Веселов А., Грачев И., Захарова Г. (ЦСДФ), Касаткин И., Касаткин П. (ЦСДФ), Каспий Д. (ЦСДФ), Кордюков Р., Кочетков А. (ЦСДФ), Медынский С. (ЦСДФ), Микоша В. (ЦСДФ), Монгловский Ю. (ЦСДФ), Мухин Е., Опрышко П. (ЦСДФ), Ошурков М. (ЦСДФ), Рафиков М., Суворов В., Ходяков В. (ЦСДФ), Филиппов А., Шишкин А., Шадронов В.

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссёр киножурналов, в том числе: "Социалистическая деревня", "Союзкиножурнал", "К событиям в Испании", " На защиту родной Москвы", "Великобритания в дни войны" и другие.

При подготовке материала использована информация открытых источников. Фотографии из частных архивов. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Кинопериодика

НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ МОСКВЫ 1942 № 7 (режиссёр)

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")
2014 — Лисакович В.П.. Мастерская И.П. Копалина. Страницы истории ВГИКа [Электронный ресурс] : учебное пособие. С иллюстрациями ( (изд.: - Москва : Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), 282 с.))

Звания

1956 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1961 — Народный артист РСФСР
1968 — Народный артист СССР

Награды

1941 — Сталинская премия (за фильм «На Дунае»)
1942 — Сталинская премия (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой»)
1943 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» ("Moscow Strikes Back"))
1944 — Орден Ленина
1946 — Сталинская премия (за фильм «Освобождённая Чехословакия»)
1947 — Орден Белого Льва III степени (ЧССР)
1948 — Сталинская премия (за фильм «День победившей страны»)
1949 — Сталинская премия (за фильм «Новая Албания»)
1951 — Сталинская премия (за фильм «Обновление земли»)
1967 — Орден Ленина

Цитаты

Вертов и его школа сознательно и последовательно ставили своей задачей поэтизацию документов с целью агитирования, воспитания масс в духе идей строительства социализма. Среди вертовцев были разные устремления, разные творческие темпераменты. Кауфман стремился поразить, увлечь зрителя. Копалин — доказать, растолковать. Кауфман был щедр на эффекты, Копалин — чуток к типическому. Фильм «Москва» отразил оба характера. Затем режиссеры разошлись, на всю жизнь сохранив взаимное уважение и дружбу.
Лучшие свои работы конца 20-х — начала 30-х годов Копалин посвятил деревне. И не только потому, что, крестьянский сын, он лучше всего знал и чувствовал деревенский материал. А главным образом потому, что русская деревня переживала тогда сложнейший революционный период своей жизни — коллективизацию. И разведчику социализма было что понаблюдать.
ЮРЕНЕВ Р. Илья Копалин // Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987.

Подвал на Тверской, дом 24, где помещалось тогда «Культкино» и где была база документалистов, стал для меня родным домом. Сюда я ездил из подмосковной деревни, чтобы принять участие в обсуждении новой «Кино-правды», послушать споры на очередной дискуссии о документализме, чтобы посмотреть новый киножурнал. Именно здесь, в подвале «Культкино», я увидел произведение, которое убедило меня в огромной будущности документального кино, это была «Ленинская Кино-Правда» Дзиги Вертова. […]
В феврале 1925 года я начал свою работу в кино в качестве «киноразведчика». Сейчас это звучит наивно и несколько непонятно; тогда это было (по крайней мере для меня) значительно и вполне определенно. Я должен был разведывать материал для документальных съемок, определять его значимость и кинематографический интерес и организовывать съемки этого материала. Так работал я, собирая материал для очередных номеров «Кино-Правды», для больших фильмов Дзиги Вертова «Шагай, Совет», «Шестая часть мира» и др.
Сейчас, вспоминая пройденный путь, я вижу, что эта работа была крайне полезной и даже необходимой для молодого человека, начинающего работать в кинематографии.
КОПАЛИН И. [О работе кинорежиссера] // Как я стал режиссером: сб. М., 1946.

«Илья Петрович Копалин разглядел во мне что-то такое, о чем я и сам не подозревал. Возможно, я был на него чем-то похож – мы оба пришли в кино, как говорится, из толпы. Я многим ему обязан. И тем, что я стал «народным», лауреатом Государственных премий, был в гуще событий, одним словом, стал тем, кто я сейчас есть. И тем, что уже на третьем курсе я сделал свой первый фильм, который впоследствии вышел на всесоюзный экран.
Сегодня, как мне кажется, утеряно уважение к документу. Молодые режиссеры обращаются с фактом слишком вольно, зачастую подминая правду под свою идею. Илья Петрович прививал нам уважение к профессии режиссера-документалиста через серьезное отношение к фактам, к правде, к документу. Это то, чего у нас, молодых, тогда не было и чего, на мой взгляд, так не хватает нынешним режиссерам».

Рычков Борис Николаевич, режиссёр-документалист, Источник

«Это был чудесный человек, которого мы все любили. Мастер, отец родной для всего нашего курса. Его правой рукой был Григорий Михайлович Серпуховитин – строгий, но добрый преподаватель монтажа, который начинал с Эйзенштейном. Вместе с Ильей Петровичем они выпустили шесть мастерских. Сегодня практически на всех студиях страны работают их ученики.
В 20-е годы теперь уже прошлого века Дзига Вертов снимал фильм в деревне, и ему понравился местный мальчишка, который бегал за ним, таскал камеру, помогал – это и был Илья Петрович Копалин. Вертов взял его с собой в Москву, назвал «киноразведчиком» – была такая должность в то время. Таким образом и начал свой путь народный артист СССР Илья Петрович Копалин.
Каждому из нас помогал он в непростые моменты нашей жизни и нашего творчества. Это был очень хороший человек».

Опрышко Александр Петрович, режиссёр-документалист, Источник

«Илья Петрович Копалин возглавлял первую мастерскую документального кино. Человек он был уникальный. Был очень внимателен к каждому из нас. Писал нам письма из Албании, со съемок, о том, что надо сделать, на что обратить внимание в своих работах. Занимался «трудоустройством» каждого студента из своей мастерской. Он снял ряд фильмов, задавших целое направление в советской документалистике».

Гелейн Игорь Игоревич, режиссёр-документалист, Источник

«Илья Петрович Копалин руководил и экспериментировал, нащупывал пути преподавания, поскольку наш курс был первым. До нас студентов мастерской режиссуры документального фильма еще не было.
Многие не понимали, почему необходимо актерское мастерство. А Илья Петрович требовал, чтобы его преподавали так же глубоко, как преподают будущим актерам, режиссерам художественного фильма. Только спустя годы мы поняли его настойчивость. Режиссер-документалист должен уметь играть. Его игра остается за кадром, но чтобы разговорить собеседника, режиссер должен подстроиться, принять правила его игры. И хотя актерами мы не стали, но Усков, Краснопольский, Квинихидзе ушли в игровое кино.
Илья Петрович пригласил Микаэла Таривердиева преподавать нам музыкальное оформление. В документальном кино нет актеров, поэтому такую важную роль играет столкновение изображения и звука, ведь без музыки исчезает драматургия. И здесь Илья Петрович оказался прав.
Это был очень мягкий, но требовательный человек. В отличие от других руководителей мастерских Илья Петрович выводил нас в жизнь. Большинство из нас делали учебные работы как плановые на производстве, работали на студиях.
У Ильи Петровича была хорошая семья. Жил он не шумно, без помпезности и показухи. Этот скромный человек был одним из основателей документального кино».

Жуковская Ирина Алексеевна, режиссёр-документалист, Источник

«ВГИК и Илья Петрович Копалин для меня – близнецы-братья. Я бесконечно счастлив, что из большого потока абитуриентов-ленинградцев он выбрал меня и Валеру Гурьянова.
Это были самые счастливые дни в моей жизни. Илья Петрович был нам хорошим, добрым отцом. Он терпел нас, журил, делился своим бесконечным опытом, давал наставления. Несмотря на то, что я пришел во ВГИК, уже поработав на Ленинградской студии документальных фильмов, многие задания Мастера давались мне нелегко. Как сейчас помню одно задание. Надо было сделать несколько фотографий. Я поехал на стройку, которая велась на Ленинских горах и снял фильм «покадрово»: рабочие, их лица, детали их работы. В общем, сделал раскадровку, посвященную Дворцу Пионеров. Это было сделано профессионально, но «а-ля ЦСДФ». И что вы думаете? Вместо нормальной оценки он поставил мне два. Сказал, что снято слишком профессионально, без творческого порыва, без поиска. На меня как будто ушат холодной воды вылили. Пожалуй, это было главной чертой Ильи Петровича – заставлять студента творить, хулиганить, искать и находить что-то оригинальное. Не просто выполнить задание, а выполнить его творчески.
Помню, были работы, связанные с игровыми эпизодами. Например, вместе с Верой Романовой мы переносили игру в жизнь и вмешивались в реальные жизненные ситуации, провоцируя развитие событий. Реакцию окружающих снимали на пленку. Так мы документально осваивали жизненное пространство. У нас был дружный курс. К нам приезжали Йорис Ивенс, Билли Уайльдер и многие другие.
Илья Петрович был незаменим для нас и как человек, и как преподаватель. Немногие мастера уделяли столько внимания своим ученикам. Мы любили бывать у него дома, разговаривать за чашкой кофе обо всем, например, о космонавтике. Ведь это были годы первых полетов человека в космос. Он показывал нам свои работы, они отличались поэтичностью, любовью к земле. Это были живые люди, а не схемы, которые мы привыкли видеть в кино.
Время летит так быстро! Трудно поверить, что в августе Илье Петровичу исполнилось бы 100 лет.
Думаю, что все его ученики, пока бьется сердце, с трепетом и любовью будут вспоминать дни, проведенные во ВГИКе, в мастерской Ильи Петровича Копалина. Он был для нас отцом – этим все сказано. Вечная слава ему, Царствие Небесное, вечный покой!..»

Литвяков Михаил Сергеевич, режиссёр-документалист, Источник

[ Страница дополняется материалами ]