Последнее обновление: 26.11.2023.
Копалин Илья Петрович (20 июля (02 августа) 1900, д. Павловская (ныне — Истринский район, Московская область) — 12 июня 1976, Москва) — режиссёр-документалист, педагог. Один из ведущих режиссёров советской кинодокументалистики 1930-х — 1940-х годов. Лауреат шести Сталинских (Государственных) премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Народный артист РСФСР (1961). Народный артист СССР (1968). Член ВКП(б) — КПСС с 1940 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1913 — 1918 — ученик портного[1].
В 1915 — 1916 — работал на фабрике Попова.
С сентября 1917 по апрель 1918 — подсобный рабочий Дедовской прядильно-ткацкой фабрики.
С мая 1918 по февраль 1920 — секретарь земельного отдела в Еремеевском волостном совете.
С февраля 1920 по июнь 1924 — в РККА[2].
В 1922 окончил Петроградскую школу авиатехников[3].
В 1924 — 1927 — студент Московского механического электротехнического института[4].
По другим данным: с сентября 1923 года параллельно с работой в 1-й Высшей школе Красных военных летчиков Р.К.К.В.В. Флота учился на вечернем отделении Электро-Техникума.
С июня 1924 по февраль 1925 — секретарь автоподотдела Московского коммунального хозяйства.
В кинематографе с 1925 года, являлся учеником одного из основоположников советского документального кино Дзиги Вертова. Входил в организованную Вертовым группу единомышленников, назвавшую себя «киноками». В группу помимо Копалина (киноразведчик) входили: операторы Михаил Кауфман, Иван Беляков, Григорий Лемберг, Николай Константинов, художник театра и кино, фотограф Александр Родченко, аниматор Александр Бушкин, монтажер Елизавета Свилова и другие.
В 1922—1925 годах «киноки» выпускают ежемесячный экранный журнал «Киноправда» (всего вышло 23 номера). К кроме важ нейших политических событий наиболее значительных фактов из области промышленности, сельского хозяйства, культуры в «Киноправду» включаются отдельные эпизоды из повседневного быта рабочих и крестьян. Из «сюжетов», внутренне не связанных друг с другом, киноки выпускают ряд тематических номеров «Киноправды», посвященные пятилетию Октябрьской революции, 1-й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1925), «Киноправды» — «Весенняя», «Пионерская».
Илья Копалин в качестве "киноразведчика", "помощника инженера" участвовал в работе над фильмами «Шагай Совет!», «Шестая часть мира» (1926) и др.
С февраля 1925 — помощник режиссёра, ассисент режиссёра, редактор-стажер кинофабрики «Культкино».
С 1926 — режиссёр Московской кинофабрики «Совкино».
В 1932 — 1968 — режиссёр Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). Одновременно в 1940 — 1941 (январь) — заместитель начальника Главкинохроники.
В 1926 году совместно с Михаилом Кауфманом снял фильм «Москва (Пробег кино-глаза)» (вышел в 1927 году).
Масштаб и пафос социалистического строительства передал в фильме «За урожай» (1929), «Один из многих» (1931) и др. В.И. Ленину посвятил фильмы «Памяти вождя» 1927), «Ленин» (1938; совместно с И.Ф. Сеткиной. Принципы образной публицистики развивал в фильмах «Слава героям Хасана» (1939), «На Дунае» (1940) с И.М. Посельским (Гос. премия СССР 1941 года), «Навстречу солнцу» (1940).
В период Великой Отечественной войны руководил фронтовыми киногруппами.
Совещание начальников фронтовых киногрупп. Не ранее ноября 1943 года. Сидят на фото (слева направо): А.Г. Кузнецов, предположительно — Виктор Штатланд, И.Г. Большаков (четвертый слева), В.С. Ешурин , И.В. Хмельницкий; во втором ряду (слева направо): Р.Г. Кацман, М. Трояновский (третий слева), Ф.С. Филь, С.Е. Гусев, Борис Тимофеев-Рясовский (второй справа); в третьем ряду: предположительно — З.М. Рогозовский (второй слева); Р.Б. Гиков (третий слева), И.П. Копалин (второй справа). Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
Обладатель (совместно с Л. Варламовым) премии Американской киноакадемии «Оскар» (1943) за документальный фильм о битве за Москву в Великой Отечественной войне «Разгром немецких войск под Москвой» (1942).
Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) с Л.В. Варламовым (Сталинская премия— 1942) стал вехой в истории развития советского документального кино. Создатели фильма получили мировую известность после показа фильма в 1943 году в США. В американском прокате — «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).
В Музее кино хранится телеграмма Дзиги Вертова из Алма-Аты, где режиссер находился в эвакуации, И. П. Копалину в Москву — поздравление Сталинской премией за фильм «Разгром немецких войск под Москвой».
Многие фильма И.П. Копалина посвящены событиям международной жизни: «Абиссиния» (1936), «Освобождённая Чехословакия» (фильм снят совместно с режиссером П. Аташевой) — Государственная премия СССР в 1946 году и другие.
Военные корреспонденты во время проведения Берлинской конференции. Дворец Цецилиенхоф (Потсдам). Июль-август 1945 года. На фото стоят в 1-м ряду (справа налево): звукооператор Виктор Котов, режиссёр Илья Копалин, оператор Борис Макасеев (седьмой справа), звукооператор Виталий Нестеров, фотокорреспондент Самарий Гурарий; во 2-м ряду: оператор Абрам Кричевский (стоит слева), директор киногруппы Маргарита Кафиева, оператор Иван Беляков (стоит за С. Гурарием), оператор Алексей Лебедев (справа за кинокамерой). Автор фото: Е. Халдей. Источник: www.russiainphoto.ru.
Послевоенная жизнь страны отражена в фильмах: «День победившей страны» (1947; совместно с режиссером Ириной Сеткиной; Гос. премия СССР в 1948 году), «Обновление земли» (1950; Гос. премия СССР в 1951 году) и др.
В феврале — марте 1949 года находился с киногруппой в Китае, куда был командирован для освещения важнейших событий военно-политической и хозяйственной жизни в освобожденных районах Китая. По независящим от документалистов причинам фильм снять не удалось. Воспоминания об этой поезке отражены в дневниковых записях И.П. Копалина и содержат сведения о пребывании группы в Китае, встречах режиссера с высокими китайскими руководителями в переломный для Китая период[5].
Режиссер третьего советского цветного широкоэкранного документального фильма со стереофоническим звуком «В чудесном городе» (1955; выпущен на экран 29 июля 1955 года), фильм «Первый рейс к звёздам» (1961) с режиссерами «Центрнаучфильма» Д.А. Боголеповым и Г.М. Косенко посвящён подвигу первых космонавтов. В историко-документальных фильмах «Незабываемые годы» (1957) и «Страницы бессмертия» (1965) режиссёр обобщённо-образно трактовал материалы кинолетописи.
С 1950 года преподавал на режиссёрском факультете ВГИКа, с июля 1964 года — профессор.
В 1957 году во ВГИКе впервые состоялся набор в специализированную мастерскую режиссуры документального кино под руководством народного артиста СССР Ильи Петровича Копалина.
В мастерской И.П. Копалина. ВГИК. Конец 50-х - начало 60-х годов. На фото сидят (слева направо): студент Игорь Гелейн, педагог по монтажу и зам. декана режиссерского факультета по работе с иностранными студентами Григорий Михайлович Серпуховитин, Илья Петрович Копалин, преподаваетль актерского мастерства (предмет: "Робота с актёром и не актёром) Вера Тихоновна Романова (жена Бориса Полевого); во втором ряду (слева): студентка МГУ Светлана Моисеева (будущая жена Игоря Гелейна). Фото из семейного архива А.И. Гелейна.
Илья Петрович Копалин в фильме «Юбилей И. Копалина» (фильм-шарж к 60-летию режиссера).
Дни советско-германской дружбы. ГДР, май1969 года. На фото (слева направо): Роман Кармен (третий слева), Илья Копалин, Генрих Гурков. Стоят на фото (справа): асс. оператора Ян Кусля, директор картины Татьяна Кононова.
Съемочная группа ЦСДФ приехала в пионерский лагерь АН СССР в Поречье, чтобы навестить своих детей, а ещё снять сюжет для киножурнала. На фото (сидят): Наташа и Ирина Владимировна Венжер, Галя Копалина; стоят на фото (слева направо): Надежда Ивановна и Илья Петрович Копалины, оператор Константин Широнин и Нина Лебедева (дочь режиссера Марии Спандарян). Лето 1945 года. Автор фото: Володя Копалин (будущий оператор). Фото из семейного архива Н.Я. Венжер.
Жена — Надежда Ивановна Копалина.
Сын — Владимир Ильич Копалин (1932 — 1996) — оператор, режиссер ЦСДФ.
Дочь — Галина Ильинична Копалина (1937 — 2023) — киновед.
Внук — Илья Копалин (род. в 1960), окончил МЭИ.
Фрагманты воспоминаний Ильи Копалина в онлайн-проекте Музея кино "Цена кадра". Текст читает артист Государственного академического Малого театра Евгений Воронов.
1927 — Москва (Пробег кино-глаза); полнометражный; Производство: Совкино; режиссеры: М. Кауфман, И. Копалин; операторы: М. Кауфман, И. Беляков, П. Зотов
1927 — Праздник миллионов (10-летие Октября); полнометражный; производство: Союзкинохроника; режиссеры: И. Беляков, И. Копалин; операторы Союзкинохроники
1927 — Лен; производство: Совкино; режиссер
1927 — Памяти вождя; режиссер
1929 — За урожай (фильм рассказывает о колхозных хозяйсвах; вошли кадры XV съезда ВКП(б) 2-19 декабря 1927 г. , когда делегаты голосуют за резолюцию о коллективизации сельского хозяйства); полнометражный; режиссер; оператор П. Зорин
1930 — Обновленный труд; полнометражный; производство: фабрика Культурфильм; совместно с А. Домбровским
1930 — Деревня (или один из многих); полнометражный; режиссер; оператор И. Беляков
1931 — В Брянском полесье; полнометражный; режиссер; оператор П. Зотов
1933 — Первое мая; режиссер в соавторстве с Б. Кантером
1934 — XVII Октябрь. Экстренный выпуск «Союзкинохроники»; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина
1934 — Инженеры человеческих душ (фильм о 1-м Съезде советских писателей); режиссер; операторы: М. Ошурков, Н. Самгин, С. Сегаль
1934 — 15 лет советской кинематографии; режиссер; операторы Союзкинохроники
1934 — Рапорт побед; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина
1935 —1 Мая 1935 года; режиссер И. Кпалин; операторы Союзкинохроники; композиторы: И. Дунаевский, Д. Шостакович; звукооператор Н. Бертран
1935 — В селе Заметчино (о в колхозе "3-й съезд Советов"); режиссер И. Кпалин; оператор Н. Степанов
1935 — XVIII-ый Октябрь; совместно с Р. Гуровым, И. Сеткиной
1936 — Абиссиния (Итало-Эфиопская война); полнометражный; режиссер И. Копалин; операторы: В. Ешурин, Б. Цейтлин
1936 — С трибуны съезда (спецвыпуск № 1-2); режиссеры: М. Фиделева, И. Копалин
1937 — На сталинском пути (Самолет Н-209 на старте, в воздухе, под погрузкой в аэропорту; Беляков, Ляпидевский у самолета; авиаконструктор Туполев у самолета; митинг перед вылетом Н-209); режиссер И. Копалин; оператор И. Беляков; ассистент Е. Ангелов; звукооператор И. Ренков, музоформитель Гурфинкель
1937 — Сыны трудового народа (бойцы Красной армии на осенних учениях 1937 года); полнометражный; совместно со Слуцким М., Гиковым Р.; операторы: Беляков И., Доброницкий Д., Ешурин В. и др.
1937 — Год девятнадцатый (фильм посвящен 19-й годовщине Октябрьской революции и отражает достижения в развитии народного хозяйства за годы советской власти); режиссеры: Н. Кармазинский, И. Копалин
1937 — Трехминутки о кандидатах в депутаты (посвящен кандидатам в депутаты Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР); производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: И. Копалин, И. Жуков, Л. Варламов, М. Кауфман, М. Фиделева, С. Гуров, С. Репников, Ф. Киселев, М. Слуцкий, Г. Кумяльский, Г. Сатарова, Я. Посельский, И. Венжер
1937 — Славное двадцатилетие ВЧК — ОГПУ — НКВД; режиссер; оператор И. Беляков
1937 — По ленинскому пути; полнометражный; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Копалин
1937 — Речь А. Я. Вышинского на судебном процессе по делу антисоветского право-троцкистского блока; режиссер; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1938 — Китай дает отпор (войска Китайской армии в полевом лагере; на боевых учениях; в боях с японскими войсками; китайцы осматривают трофеи; группы военнопленных); режиссер; оператор Г. Донхем
1938 — Приговор суда — приговор народа (открытое заседание военной коллегии Верховного суда СССР по делу "Правотроцкистского антисоветского блока"); операторы: В. Макасеев, И. Беляков
1938 — Слава героям Хасана; полнометражный; производство: Хабаровская ст. кинохроники; операторы: З. Бабасьев, П. Русанов, Н. Лыткин
1938 — Цветущая орденоносная область (фильм о колхозах Московской области); полнометражный; операторы: В. Соловьев, В. Ешурин, В. Фроленко, Д. Плаксин
1938 — Ленин; полнометражный; совместно с И. Сеткиной; асс. режиссера: К. Кулагина, И. Маркелова; звукооператор Д. Овсянников; музоформитель Г. Гамбург
1938 — Речь А. Я. Вышинского на судебном процессе по делу антисоветского право-троцкистского блока; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1939 — Красная Армия; режиссер; музоформитель А. Гран; звукооператор Д. Овсянников; асс. режиссера К. Кулагина
1940 — Школа сталинских комиссаров
1940 — На Дунае; полнометражный; Производство Украинской и центральной студии кинохроники; совместно с И. Посельским; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд
1940 — Халхин-Гол; полнометражный; операторы: С.Гусев, В.Добролицкий, А.Шепутьев
1941 — Навстречу солнцу; полнометражный; Производство; Центральная и Латвийская студия Кинохроники; главный оператор: Б. Макасеев; операторы: Э. Крауц, П. Лампрех, С. Гусев
1941 — Ленин; полнометражный; совместно с И. Сеткиной
1942 — Разгром немецких войск под Москвой; режиссеры: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов,Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); ассистент оператора Мария Сухова
1942 — XXV-ый Октябрь; полнометражный; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов
1943 — За Родину; режиссер; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры Е. Кашкевич, В. Нестеров
1943 — Суд идет (судебный процесс над немецко-фашистскими захватчиками в Харькове); полнометражный; режиссер; операторы: А. Лаптий, А. Лебедев, В. Фроленко, А. Шаповалов; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Нестеров; асс. режиссера К. Кулагина
1943 — XXVI-й Октябрь. Год великих побед; полнометражный; режиссер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий; звукооператор В. Котов
1944 — Вступление Красной Армии в Бухарест (войска 2-го Украинского фронта в Бухаресте); режиссер; операторы: Г. Донец, А. Щекутьев, А. Рубанович; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов
1945 — Крымская конференция (Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, проходила 4 — 11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны); полнометражный; режиссеры: C. Герасимов, И. Копалин; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, А. Хавчин, Р. Халушаков; асс. режиссера: О. Артюнина, З. Дембовская; музоформитель Д. Блок; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, П. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев, А. Ксенофонтов (в титрах не указан); нач. фронтовых киногрупп: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман: звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор Л. Хмара; художник Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Берлинская конференция; полнометражный; руководитель съёмок Сергей Герасимов; режиссёр; операторы: Б. Макасеев, А. А. Лебедев, А. Кричевский, И. Беляков, А. Гафт, В. Масс, Л. Мазрухо; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1946 — Пребывание в Москве делегации депутатов законодательного собрания Чехословацкой республики; режиссер
1946 — Великий всенародный праздник (выборы в Верховные Советы союзных республик); режиссер
1947 — К пребыванию в Москве Монтгомери (спецвыпуск); режиссер
1947 — День победившей страны (путешествие по СССР снимали 48 операторов в один день — 14 августа 1947 года; в фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей; виды ландшафта СССР); полнометражный;автор сценарного плана и текста Борис Агапов; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; операторы: Е. Мухин, Никифоров, М. Посельский, Г. Бобров, В. Доброницкий, Л. Мазрухо, В. Фроленко, Н. Вихирев, Никифоров, М. Силенко, М. Ошурко, А. Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, К. Широнин, М. Беров, Петросов и др.; композитор В. Шебалин; текст песни А. Сурков; звукооператоры: В. Нестеров, К. Никитин; музыкальное оформление: А. Ройтман, Д. Штильман; текст читает Л. Хмара
1948 — Новая Албания; полнометражный; производство: ЦСДФ, Комитет культуры и искусства Народной Республики Албании; режиссер И. Копалин; операторы: Ю. Монгловский, Р Халушаков
1948 — На страже мира и счастья народа (речь Э. Ходжа); режиссер
1948 — Парад в Албании; режиссер
1948 — Албания (спецвыпуск); режиссер
1948 — В Новой Албании; режиссер
1948 — Кучево (Албания); режиссер
1949 — Обновление земли; полнометражный; режиссер; операторы: М. Глидер, С. Киселев, С. Уралов, З. Фельдман, В. Штатланд; звукооператор В. Котов
1950 — Под знаменем мира (о II Всемирном конгрессе сторонников мира); режиссер; операторы: П. Касаткин, Д. Каспий, И. Кононов, Ю. Монгловский, Д. Рымарев
1950 — Северная Осетия; режиссер; операторы: И. Киселев, Ю. Монгловский
1951 — 1-е Мая 1951 года; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан
1951 — По берегам Верхней Волги; полнометражный; режиссеры: Р. Григорьев, И. Копалин; операторы: С. Семенов, А. Шафран, Д. Каспий
1952 — Албания; полнометражный; производство: ЦСДФ, Новая Албания; режиссеры: И. Копалин, Э. Кеко; операторы: А. Селин, Р. Халушаков, Я. Нано, Л. Зайцев
1953 — За мир и дружбу (фильм о III Всемирном конгрессе молодежи); полнометражный; ЦСДФ, студия документальных фильмов им. Александру Сахия; режиссеры: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. Герасимов, И.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. Захарова, М. Попова, Р. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1954 — Спортивные встречи друзей (Спортсмены из разных стран соревнуются в различных видах спорта во время 4-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Бухаресте (Румыния); производство: ЦСДФ, студия документальных фильмов им. Александру Сахия; режиссеры: И. Копалин, И. Блидару
1954 — Визит дружбы (Крейсер военно-морского флота СССР "Адмирал Нахимов" отправляется из г. Севастополя с визитом дружбы в Народную республику Албанию); режиссер; операторы6 А. Сологубов, Л. Зайцев, Я. Нано; автор текста Л. Леров; текст читает Р. Выгодский, звукооператоры: С. Егоров, С. Ключевский
1954 — Международный концерт; полнометажный; режиссеры: И. Копалин, И. Родин; снимали советские и румынские кинооператоры
1955 — Песни над Вислой (концерт участников 5-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; режиссеры: И. Посельский, И. Копалин, Р. Григорьев, Е. Боссак; операторы: А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов
1955 — Мелодии фестиваля (открытие Пятого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; 35 мм, ш/э (один из первых цветных широкоэкранных документальных фильмов режиссеры: И. Копалин, Е. Боссак. И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: С. Воль, И. Гутман, Е. Ефремов, А. Семин
1955 — В чудесном городе (фильм рассказывает о ВСХВ); 35 мм, ш/э (третий советский цветной широкоэкранный документальный фильм со стереофоническим звуком); режиссер И. Копалин; операторы: И. Гутман, Е. Ефимов, А. Семин, А. Щекутьев; асситент режиссера: К.Кулагина; автор текста: Э. Марьямова; текст читает: П. Шейнкер; музыкальное оформление: А. Ройтман; дирижер: Д. Штильман; звукооператор И. Гунгер; директор картины: Н. Макеев
1957 — Незабываемые годы («Сквозь годы мчась» 1917-1957); полнометражный фильм, созданный на основе кинохроники, хранящейся в Российском Государственном архиве кинофотодокументов, отражает основные события истории России с 1917 по 1957 год и приурочен к празднованию 40-летия Великого Октября; режиссер И. Копалин; авторы сценария: Б. Агапов, И. Горелик; композитор Н. Пейко; музыкальное оформление: А. Ройтман, Д. Рицнер; звукооператор Д. Овсянников; текст читает Л. Хмара; редактор А. Виноградова; асс. режиссера: С. Пумпянская, графическое оформление И. Нижник; редактор кинолетописи К. Аксютин; директор картины А. Садецкий
1961 — Город большой судьбы (фильм о Москве); полнометражный; режиссер; операторы: В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бганцев; автор сценария Ю. Каравкин; асс. режиссера С. Пумпянская; А. композитор Флярковский; звукооператор И. Гунгер; текст песен В. Гнеушев; дикторы: В. Болашов, В. Давыдов, Л. Хмара, Г. Шутаков
1961— Первый рейс к звёздам (фильм о первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и ЦНФ; режиссеры: Д. Боголепов, И. Копалин, Г. Косенко; операторы: Ю. Альдохин, Г. Анисимов, В. Афанасьев (ЦНФ), В. Ватутин, И. Бганцев (ЦСДФ), А. Беспалов, М. Бесчетнов, А. Веселов, И. Грачев (ЦСДФ), Г. Захарова (ЦСДФ), И. Касаткин, П. Касаткин (ЦСДФ), Д. Каспий (ЦСДФ), Р. Кордюков, А. Кочетков (ЦСДФ), С. Медынский (ЦСДФ), В. Микоша (ЦСДФ), Ю. Монгловский (ЦСДФ), Е. Мухин (ЦСДФ), П. Опрышко (ЦСДФ), М. Ошурков (ЦСДФ), М. Рафиков, В. Суворов, В. Ходяков. (ЦСДФ), А. Филиппов, А. Шишкин, Б. Шадронов (ЦСДФ)
1961 — Асуан — надежда Египта; режиссер; операторы: В. Копалин, И. Горчилин; звукооператор В. Нестеров
1962 — Пламя юных сердец (открытие в Москве 14-го съезда ВЛКСМ); режиссер; операторы: В. Бойков, Н. Генералов
1962 — Набат мира (фильм о Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир); полномтеражный; режиссер; операторы: И. Грачев, П. Касаткин, В. Киселев, Л. Котляренко, А. Кочетков, С. Медынский, В. Микоша, И. Михеев
1964 — Страницы бессмертия (историко-публицистический фильм на основе современных съемок, а также фрагментов и кадров советской и зарубежной кинохроники. В фильм вошли съемки кинооператоров Г. Гибера, П. Ермолова, А. Левицкого, А. Лемберга, П. Новицкого, Е. Славинского, Э. Тиссе, документы киноархивов и музеев Советского Союза, Германии Восточной (ГДР), Венгрии, Польши, Чехословакии, Великобритании, Франции); полномтеражный; режиссер; автор сценария А. Бек; автор текста Ю. Каравкин; операторы: И. Грачев, Г. Земцов, А. Зенякин, Е. Легат, А. Савин, В. Цитрон; музыка Л. Книппер
1965 — Голос народов мира; режиссер
1967 — Страна моя; цветной; широкоформатный; авторы сценария: Ю. Каравкин, И. Копалин; режиссер-руководитель творческой группы И. Копалин; режиссер С. Пумпянская; операторы: Е. Аккуратов, В. Воронцов, И. Галин, Н. Генералов, В. Микоша; звукооператор И. Гунгер, композитор Р. Бунин
Старейшему и лучшему работнику «Союзкинохроники» Копалину И.П. в день выпуска юбилейного 500-го номера «Союзкиножурнала». 15 января 1934 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082358.
Режиссёр киножурналов, в том числе: "Социалистическая деревня", "Союзкиножурнал", "К событиям в Испании" (№№ 7,8; всего вышло 20 номеров киножурнала), "На защиту родной Москвы", "Великобритания в дни войны (№№1-3) и др.
Вертов и его школа сознательно и последовательно ставили своей задачей поэтизацию документов с целью агитирования, воспитания масс в духе идей строительства социализма. Среди вертовцев были разные устремления, разные творческие темпераменты. Кауфман стремился поразить, увлечь зрителя. Копалин — доказать, растолковать. Кауфман был щедр на эффекты, Копалин — чуток к типическому. Фильм «Москва» отразил оба характера. Затем режиссеры разошлись, на всю жизнь сохранив взаимное уважение и дружбу.
Лучшие свои работы конца 20-х — начала 30-х годов Копалин посвятил деревне. И не только потому, что, крестьянский сын, он лучше всего знал и чувствовал деревенский материал. А главным образом потому, что русская деревня переживала тогда сложнейший революционный период своей жизни — коллективизацию. И разведчику социализма было что понаблюдать.
ЮРЕНЕВ Р. Илья Копалин // Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987.
Подвал на Тверской, дом 24, где помещалось тогда «Культкино» и где была база документалистов, стал для меня родным домом. Сюда я ездил из подмосковной деревни, чтобы принять участие в обсуждении новой «Кино-правды», послушать споры на очередной дискуссии о документализме, чтобы посмотреть новый киножурнал. Именно здесь, в подвале «Культкино», я увидел произведение, которое убедило меня в огромной будущности документального кино, это была «Ленинская Кино-Правда» Дзиги Вертова. […]
В феврале 1925 года я начал свою работу в кино в качестве «киноразведчика». Сейчас это звучит наивно и несколько непонятно; тогда это было (по крайней мере для меня) значительно и вполне определенно. Я должен был разведывать материал для документальных съемок, определять его значимость и кинематографический интерес и организовывать съемки этого материала. Так работал я, собирая материал для очередных номеров «Кино-Правды», для больших фильмов Дзиги Вертова «Шагай, Совет», «Шестая часть мира» и др.
Сейчас, вспоминая пройденный путь, я вижу, что эта работа была крайне полезной и даже необходимой для молодого человека, начинающего работать в кинематографии.
КОПАЛИН И. [О работе кинорежиссера] // Как я стал режиссером: сб. М., 1946.
«Илья Петрович Копалин разглядел во мне что-то такое, о чем я и сам не подозревал. Возможно, я был на него чем-то похож – мы оба пришли в кино, как говорится, из толпы. Я многим ему обязан. И тем, что я стал «народным», лауреатом Государственных премий, был в гуще событий, одним словом, стал тем, кто я сейчас есть. И тем, что уже на третьем курсе я сделал свой первый фильм, который впоследствии вышел на всесоюзный экран.
Рычков Борис Николаевич, режиссёр-документалист, Источник
Сегодня, как мне кажется, утеряно уважение к документу. Молодые режиссеры обращаются с фактом слишком вольно, зачастую подминая правду под свою идею. Илья Петрович прививал нам уважение к профессии режиссера-документалиста через серьезное отношение к фактам, к правде, к документу. Это то, чего у нас, молодых, тогда не было и чего, на мой взгляд, так не хватает нынешним режиссерам».
«Это был чудесный человек, которого мы все любили. Мастер, отец родной для всего нашего курса. Его правой рукой был Григорий Михайлович Серпуховитин – строгий, но добрый преподаватель монтажа, который начинал с Эйзенштейном. Вместе с Ильей Петровичем они выпустили шесть мастерских. Сегодня практически на всех студиях страны работают их ученики.
Опрышко Александр Петрович, режиссёр-документалист, Источник
В 20-е годы теперь уже прошлого века Дзига Вертов снимал фильм в деревне, и ему понравился местный мальчишка, который бегал за ним, таскал камеру, помогал – это и был Илья Петрович Копалин. Вертов взял его с собой в Москву, назвал «киноразведчиком» – была такая должность в то время. Таким образом и начал свой путь народный артист СССР Илья Петрович Копалин.
Каждому из нас помогал он в непростые моменты нашей жизни и нашего творчества. Это был очень хороший человек».
«Илья Петрович Копалин возглавлял первую мастерскую документального кино. Человек он был уникальный. Был очень внимателен к каждому из нас. Писал нам письма из Албании, со съемок, о том, что надо сделать, на что обратить внимание в своих работах. Занимался «трудоустройством» каждого студента из своей мастерской. Он снял ряд фильмов, задавших целое направление в советской документалистике».
Гелейн Игорь Игоревич, режиссёр-документалист, Источник
«Илья Петрович Копалин руководил и экспериментировал, нащупывал пути преподавания, поскольку наш курс был первым. До нас студентов мастерской режиссуры документального фильма еще не было.
Жуковская Ирина Алексеевна, режиссёр-документалист, Источник
Многие не понимали, почему необходимо актерское мастерство. А Илья Петрович требовал, чтобы его преподавали так же глубоко, как преподают будущим актерам, режиссерам художественного фильма. Только спустя годы мы поняли его настойчивость. Режиссер-документалист должен уметь играть. Его игра остается за кадром, но чтобы разговорить собеседника, режиссер должен подстроиться, принять правила его игры. И хотя актерами мы не стали, но Усков, Краснопольский, Квинихидзе ушли в игровое кино.
Илья Петрович пригласил Микаэла Таривердиева преподавать нам музыкальное оформление. В документальном кино нет актеров, поэтому такую важную роль играет столкновение изображения и звука, ведь без музыки исчезает драматургия. И здесь Илья Петрович оказался прав.
Это был очень мягкий, но требовательный человек. В отличие от других руководителей мастерских Илья Петрович выводил нас в жизнь. Большинство из нас делали учебные работы как плановые на производстве, работали на студиях.
У Ильи Петровича была хорошая семья. Жил он не шумно, без помпезности и показухи. Этот скромный человек был одним из основателей документального кино».
«ВГИК и Илья Петрович Копалин для меня – близнецы-братья. Я бесконечно счастлив, что из большого потока абитуриентов-ленинградцев он выбрал меня и Валеру Гурьянова.
Литвяков Михаил Сергеевич, режиссёр-документалист, Источник
Это были самые счастливые дни в моей жизни. Илья Петрович был нам хорошим, добрым отцом. Он терпел нас, журил, делился своим бесконечным опытом, давал наставления. Несмотря на то, что я пришел во ВГИК, уже поработав на Ленинградской студии документальных фильмов, многие задания Мастера давались мне нелегко. Как сейчас помню одно задание. Надо было сделать несколько фотографий. Я поехал на стройку, которая велась на Ленинских горах и снял фильм «покадрово»: рабочие, их лица, детали их работы. В общем, сделал раскадровку, посвященную Дворцу Пионеров. Это было сделано профессионально, но «а-ля ЦСДФ». И что вы думаете? Вместо нормальной оценки он поставил мне два. Сказал, что снято слишком профессионально, без творческого порыва, без поиска. На меня как будто ушат холодной воды вылили. Пожалуй, это было главной чертой Ильи Петровича – заставлять студента творить, хулиганить, искать и находить что-то оригинальное. Не просто выполнить задание, а выполнить его творчески.
Помню, были работы, связанные с игровыми эпизодами. Например, вместе с Верой Романовой мы переносили игру в жизнь и вмешивались в реальные жизненные ситуации, провоцируя развитие событий. Реакцию окружающих снимали на пленку. Так мы документально осваивали жизненное пространство. У нас был дружный курс. К нам приезжали Йорис Ивенс, Билли Уайльдер и многие другие.
Илья Петрович был незаменим для нас и как человек, и как преподаватель. Немногие мастера уделяли столько внимания своим ученикам. Мы любили бывать у него дома, разговаривать за чашкой кофе обо всем, например, о космонавтике. Ведь это были годы первых полетов человека в космос. Он показывал нам свои работы, они отличались поэтичностью, любовью к земле. Это были живые люди, а не схемы, которые мы привыкли видеть в кино.
Время летит так быстро! Трудно поверить, что в августе Илье Петровичу исполнилось бы 100 лет.
Думаю, что все его ученики, пока бьется сердце, с трепетом и любовью будут вспоминать дни, проведенные во ВГИКе, в мастерской Ильи Петровича Копалина. Он был для нас отцом – этим все сказано. Вечная слава ему, Царствие Небесное, вечный покой!..»
«Илья Петрович Копалин ввел нас с Владимиром Краснопольским большое кино. В то кино, где не было игры, выдуманного сюжета, но была сама жизнь, события, факт – кино документальное. Он научил нас смотреть на эту жизнь и порой видеть то, чего другие не замечают. Илья Петрович впервые усадил нас за монтажный стол. Будучи учеником и другом Дзиги Вертова, он открыл нам немало монтажных секретов этого прославленного режиссера-документалиста. Его монтажные переходы и стыки, ракурс и точки съемок порой вызывали немало споров и радостных открытий. Здесь, в монтажной, мы впервые ощутили силу и волшебство монтажа: на наших глазах сухие, протокольные кадры превращались в яркое эмоциональное зрелище… Мы постигали киноязык.[...]Он постоянно повторял нам слова Дзиги Вертова: «Твоя фамилия стоит в титрах. Ее впервые прочтут миллионы зрителей. Это не только почетно, но и ответственно». Это мы запомнили на всю жизнь.
Валерий Усков, режиссер, Источник
Илья Петрович давал нам полную свободу творчества. На третьем курсе мы с Владимиром Краснопольским снимали на ЦСДФ курсовую работу. Сценарий был о дружинниках. Он назывался «На страже порядка». Мы изменили сценарий, сняли фильм с названием «Тени на тротуарах». За одну ночь Москву оклеили черными рекламными афишами фильма, на которых были наши имена. Картина имела успех у зрителей, несмотря на то, что в связи с коренным изменением сценария она сдавалась нелегко. Илья Петрович поддержал нас на худсовете. Когда появились первые рецензии, он прислал нам поздравительную открытку. Мы храним ее до сих пор.
Илья Петрович Копалин любил театр. Поэтому у нас на курсе серьезно занимались актерским мастерством. Он сам учился в театральной школе, руководил и выступал в «Синей блузе». Игровое кино также было ему не чуждо. Помним, как искренне и непосредственно он смотрел наш первый мюзикл «На веселой волне», который мы сняли по заказу телевидения. Копалин ощутил нашу тягу к игровому кино и благословил нас. И мы перешли к Леониду Траубергу, а потом к Ивану Пырьеву. Но фундамент, заложенный в школе Ильи Копалина, помог нам постичь земную и сценическую правду. Что ни говори, а в основе всего лежит факт, документ, реальное событие. И часто оно гораздо сильнее и интереснее любой выдумки.[...]».
При подготовке материала использована информация открытых источников, в том числе справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 430-431). Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.