Илья КОПАЛИН

Педагог, Режиссёр

Полное имя:
Илья Петрович КОПАЛИН

Дата рождения:
02 августа 1900
Деревня Павловская Московской губернии, Российская империя

Дата смерти:
12 июня 1976 (75 лет)
Москва, СССР

Профессии:
Педагог, Режиссёр

Краткая биография

Копалин Илья Петрович, режиссёр-документалист, педагог. Родился 2 августа 1900 года в деревне Павловская (ныне — Истринский район, Московская область). Один из ведущих режиссёров советской кинодокументалистики 1930-х — 1940-х годов. 

В кинематографе с 1925 года, являлся учеником одного из основоположников советского документального кино Дзиги Вертова. Входил в организованную Вертовым группу единомышленников, назвавшую себя «киноками». В группу помимо Копалина (асс. режиссёра) входили операторы: М. Кауфман, И. Беляков, А. Лемберг, монтажер Е. Свилова. 

Киноки. Слева направо: Елизавета Свилова, Илья Копалин, справа  Михаил Кауфман. 1926 год.

В 1922—1925 годах «киноки» выпускают ежемесячный экранный журнал «Киноправда» (всего вышло 23 номера). К кроме важ нейших политических событий наиболее значительных фактов из области промышленности, сельского хозяйства, культуры в «Киноправду» включаются отдельные эпизоды из повседневного  быта  рабочих и крестьян. Из «сюжетов», внутренне не связанных друг с другом, киноки выпускают ряд тематических номеров «Киноправды», посвященные пятилетию Октябрьской революции, 1-й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1925), «Киноправды»— «Весенняя», «Пионерская».
Илья Копалин в качестве "киноразведчика", "помощника инженера" участвовал в работе над фильмами "Шагай Совет!", "Шестая часть мира" (1926) и др.
В 1927 году совместно с Михаилом Кауфманом снял фильм "Москва". Масштаб и пафос социалистического строительства передал в фильме "За урожай" (1929), "Один из многих" (1931) и др.
В.И. Ленину посвятил фильмы "Памяти вождя" 1927),  "Ленина" (1938; совместно с И.Ф. Сеткиной
Принципы образной публицистики развивал в фильмах "Слава героям Хасана" ( 1939), "На Дунае" (1940) с И.М. Посельским (Гос. премия СССР 1941 года), "Навстречу солнцу" (1940).

В период Великой Отечественной войны руководил фронтовыми киногруппами.

Фильм  "Разгром немецких войск под Москвой" (1942) с Л.В. Варламовым (Госпремия СССР; премия "Оскар" - 1943) стал вехой в истории развития советского документального кино. Создатели фильма получили мировую известность после показа в 1943 году в США фильма "Moscow Strikes Back" (экспортного варианта фильма "Разгром немецких войск под Москвой").

Многие фильма Копалина посвящены событиям международной жизни: "Абиссиния" (1936), "Освобождённая Чехословакия" (Государственная премия СССР в 1946 году) и д.р.
Послевоенная жизнь страны отражена в фильмах: "День победившей страны" (1947; с Сеткиной; Гос. премия СССР в 1948 году), "Обновление земли" (1950; Гос. премия СССР в 1951 году) и др.
Фильм "Первый рейс к звёздам" (1961) с Д.А. Боголеповым и Г.М. Косенко посвящён подвигу первых космонавтов. 
В историко-документальных фильмах "Незабываемые годы" (1957) и "Страницы бессмертия" (1965) режиссёр обобщённо-образно трактовал материалы кинолетописи.  

С 1950 года преподавал на режиссёрском факультете ВГИКа, с 1964 года — профессор.

Копалин И.П. (на фото справа). Фото из личного архива Н.Я. Венжер.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1926 — Москва ( Пробег кино-глаза); полнометражный; Производство: Совкино; совместно с М. Кауфманом; операторы: М. Кауфман, Беляков, Зотов 
1927 — Праздник миллионов (10-летие Октября); полнометражный; Производство: Союзкинохроника
1930 — Обновленный труд; полнометражный; Производство: ф-ка Культурфильм; совместно с А. Домбровским
1930 — Деревня (или один из многих); полнометражный; оператор: И. Беляков
1930 — Лен; Производство: Совкино
1930 — За урожай
1930 — В Брянском полесье; полнометражный
1933 — "Первое мая"
1934  XVII Октябрь. Экстренный выпуск "Союзкинохроники"
1934 — Инженеры человеческих душ (фильм о  1-м Съезде советских писателей); операторы: М. Ошурков, Н. Самгин, С. Сегаль

1934 — 15 лет советской кинематографии
1934 — Рапорт побед
1935 — XVIII-ый Октябрь; совместно с Р. Гуровым, И. Сеткиной
1935 — Абиссиния (Итало-Эфиопская война); полнометражный
1937 — На сталинском пути
1937 — Сыны трудового народа (бойцы Красной армии на осенних учениях 1937 года); полнометражный; совместно со Слуцким М., Гиковым Р.; операторы: Беляков И., Доброницкий Д., Ешурин В. и др.
1938 — Приговор суда — приговор народа (Открытое заседание военной коллегии Верховного суда СССР по делу "Правотроцкистского антисоветского блока"); операторы: В. Макасеев, И. Беляков
1938 — Слава героям Хасана; полнометражный; Производство: Хабаровская ст. кинохроники;  операторы: З. Бабасьев, П. Русанов, Н. Лыткин
1938 — Цветущая орденоносная область (фильм о колхозах Московской области); полнометражный; операторы: В. Соловьев, В. Ешурин, В. Фроленко, Д. Плаксин
1938 — Ленин; полнометражный; совместно с И. Сеткиной; операторы: К. Кулагина, И. Маркелова
С Речь А. Я. Вышинского на судебном процессе по делу антисоветского право-троцкистского блока; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1939 — Красная Армия
1940 — Школа сталинских комиссаров
1940 — На Дунае; полнометражный; Производство Украинской и центральной студии кинохроники; совместно с И. Посельским; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд
1940 — Халхин-Гол; полнометражный; операторы: С.Гусев, В.Добролицкий, А.Шепутьев
1941 — Навстречу солнцу; полнометражный; Производство;  Центральная и Латвийская студия Кинохроники; операторы: Б. Макасеев, Э. Крауц, П. Лампрех, С. Гусев
1941 — Ленин; полнометражный; совместно с И. Сеткиной
1942 — XXV-ый Октябрь; полнометражный; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов
1943 — За Родину

КИНОПЕРИОДИКА:
режиссёр киножурналов, в том числе: "Социалистическая деревня", "Союзкиножурнал", "К событиям в Испании", " На защиту родной Москвы", "Великобритания в дни войны" и другие.

[Страница дополняется материалами

Кинопериодика

НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ МОСКВЫ 1942 № 7 (Режиссёр)

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1961 — Народный артист РСФСР
1968 — Народный артист СССР

Награды

1941 — Сталинская премия (за фильм «На Дунае»)
1942 — Сталинская премия (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой»)
1943 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» ("Moscow Strikes Back"))
1944 — Орден Ленина
1946 — Сталинская премия (за фильм «Освобождённая Чехословакия»)
1948 — Сталинская премия (за фильм «День победившей страны»)
1949 — Сталинская премия (за фильм «Новая Албания»)
1951 — Сталинская премия (за фильм «Обновление земли»)

Цитаты

Вертов и его школа сознательно и последовательно ставили своей задачей поэтизацию документов с целью агитирования, воспитания масс в духе идей строительства социализма. Среди вертовцев были разные устремления, разные творческие темпераменты. Кауфман стремился поразить, увлечь зрителя. Копалин — доказать, растолковать. Кауфман был щедр на эффекты, Копалин — чуток к типическому. Фильм «Москва» отразил оба характера. Затем режиссеры разошлись, на всю жизнь сохранив взаимное уважение и дружбу.
Лучшие свои работы конца 20-х — начала 30-х годов Копалин посвятил деревне. И не только потому, что, крестьянский сын, он лучше всего знал и чувствовал деревенский материал. А главным образом потому, что русская деревня переживала тогда сложнейший революционный период своей жизни — коллективизацию. И разведчику социализма было что понаблюдать.
ЮРЕНЕВ Р. Илья Копалин // Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987.

Подвал на Тверской, дом 24, где помещалось тогда «Культкино» и где была база документалистов, стал для меня родным домом. Сюда я ездил из подмосковной деревни, чтобы принять участие в обсуждении новой «Кино-правды», послушать споры на очередной дискуссии о документализме, чтобы посмотреть новый киножурнал. Именно здесь, в подвале «Культкино», я увидел произведение, которое убедило меня в огромной будущности документального кино, это была «Ленинская Кино-Правда» Дзиги Вертова. […]
В феврале 1925 года я начал свою работу в кино в качестве «киноразведчика». Сейчас это звучит наивно и несколько непонятно; тогда это было (по крайней мере для меня) значительно и вполне определенно. Я должен был разведывать материал для документальных съемок, определять его значимость и кинематографический интерес и организовывать съемки этого материала. Так работал я, собирая материал для очередных номеров «Кино-Правды», для больших фильмов Дзиги Вертова «Шагай, Совет», «Шестая часть мира» и др.
Сейчас, вспоминая пройденный путь, я вижу, что эта работа была крайне полезной и даже необходимой для молодого человека, начинающего работать в кинематографии.
КОПАЛИН И. [О работе кинорежиссера] // Как я стал режиссером: сб. М., 1946.