16 января 2019 года ушел из жизни Борис Соколов — последний советский кинооператор Великой Отечественной войны, доживший до наших дней.
Соколов Борис Александрович (13 февраля 1920, Петроград — 16 января 2019, Москва) — кинооператор; Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1948); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Награждён орденами, в том числе два ордена Красной Звезды (1945), 31 медаль. Почетный член Гильдии кинооператоров СК России. Член КПСС с 1952 года. Член СК СССР — СК России с 1961 года.
После окончания в 1941 году операторского факультета ВГИКа был направлен на преддипломную практику на Центральную студию кинохроники.
В сентябре 1941 года с киностудией эвакуировался через Куйбышев (ныне Самара) в Казахстан, где продолжил работу на Алма-Атинской студии кинохроникально-документальных фильмов[1], в течение трех лет (с 01 декабря 1941 по октябрь 1944 год) снимал тыловую хронику.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В сентябе 1944 года возвращается из Казахстана в Москву на Центральную студию кинохроники — кинооператор цеха фронтовых групп. В октябре 1944 года направлен во фронтовую киногруппу 1-го Белорусского фронта. Звание: первоначально без звания, позже присвоено звание — инженер-капитан.
В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях в составе 1-го Белорусского Фронта (1 БелФ):
— Боевые действия в составе: 1 БелФ. Период: 11.10.1944 – 13.01.1945 гг.
— Висла-Одерская наступательная операция. Период: c 14.01.1945 по 03.02.1945 г.. Страница боевой операции;
— Восточно-Померанская наступательная операция. Период: c 10.02.1945 по 31.03.1945 г. Страница боевой операции;
— Наступательная операция по ликвидации Кюстринского выступа и расширение плацдармов на р. Одер. Период: c 22.03.1945 по 30.03.1945 г.. Страница боевой операции;
— Берлинская наступательная операция. Период: c 16.04.1945 по 08.05.1945 г.. Страница боевой операции.
"Нашим оружием была кинокамера. Один пистолет нам давали, но мы им непользовались, нам важно было снять, а не стрелять".
Борис Соколов
Отснятые Борисом Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли в документальные фильмы — «Знамя победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и другие.
Борис Соколов был одним из операторов, участвовавших в съемках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.
Награжден двумя орденами Красной Звезды (оба 1945 г.) и медалями.
С апреля 1949 по июля 1955 — оператор Литовской студии художественных и хроникальных фильмов.
С июля 1955 по февраль 1958 — на киностудии «Мосфильм».
В 1959 — 1981 — главный оператор, режиссер на ЦТ.
В период с 1970 по 1980 год — художественный руководитель отдела "Хроника" ТО "Экран".
В 2010 году вышел документальный фильм Александра Сокина и Игоря Мордмилловича «Из жизни кадра не выбросить» (Производство: РЦСДФ). Лента основана на монологе Бориса Соколова.
22 июня 2016 года награда «Солдат Истории» (статуэтка солдата) была вручена Борису Александровичу Соколову. Церемония вручения первой общественной награды РВИО «Солдат Истории» состоялась в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Эта награда вручалась за вклад в изучение, сохранение и популяризацию истории России.
Видео награждения. 22 июня 2016 года.
Вести.Ru (21.01.2017): "Мнение": фронтовой кинооператор Борис Соколов о Великой Отечественной войне
____________________________________________
1. Осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы были эвакуированы госучреждения; часть творческих работников Центральной студии кинохроники была эвакуирована в Куйбышев, часть в Алма-Ату, где продолжили работу на Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов (существовала в период с 1938 по 1944 год).15 ноября 1941 на базе Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов и Алма-Атинской киностудии (художественных фильмов), организованной в сентябре 1941 года, создана Центральная Объединенная киностудия — ЦОКС, которая включала в себя эвакуированные в Казахстан киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». ЦОКС работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов. 25 января 1944 — после расформирования ЦОКСа и реэвакуации киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов влита в Алма-Атинскую киностудию, которая переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов «Казахфильм» им. Ш. Айманова».
Жена — Соколова Ольга Васильевна, врач.
1944 — Варшава; полнометражный; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Н. Соловьев, В. Томберг, Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов, Б. Соколов, Могилевский
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в г. г. Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск (немецкое название Данциг)); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; музоформитель: Д. Штильман; начасльники фронтовой киногруппы: М. Трояновский, А. Кузнецов; автор текста: Ю. Смирнитский
1945 — От Вислы до Одера (освобождение советскими войсками польских городов: Варшавы, Познани); режиссер: В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; текст: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор; Л. Хмара; консультант: С. Платонов
1945 — Знамя Победы над Берлином водружено (боевые действия советских войск в Берлине, водружение знамени над Рейхстагом; прибытие в Берлин уполномоченных Верховного Главнокомандования экспедиционными силами союзников; подписание в Карлхорсте Акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 года; Парад Советской Армии в Берлине); режиссеры: Ю. Райзман, В. Беляев; оператор в соавторстве; асс. режиссера: А. Кирюхина; автор текста: Ю. Смирнитский; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Парад Победы; полнометражный; (новая редакция 1984 года); руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы: И. Аронс, М. Арабов, Е. Андриканис, И. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман, Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин, А. Левитан, Е. Лозовский, Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В.В. Микоша, Е. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. Семенов, В.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский, З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, В. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, С. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков и другие; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; ассистенты: К. Кулагина, А. Кирюхина, Е. Козина; музоформление: Д.С. Блок, Чернецкий; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров; текст: В. Агатов; диктор: Л. Хмара; начальник съёмочной группы: В. Иосилевич; директоры картины: Н. Битман, М. Кафиева
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (в 1985 году вышла новая редакция фильма: "Разгром милитаристской Японии"); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; текст Е. Габриловича; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёва; операторы: Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1946 — 1-е Мая 1946 года; режиссеры: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; оператор в соавторстве
1947 — Советская Латвия; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Рижская студия кинохроники; режиссеры: С. Гуров, Л. Кристи; операторы: Ю. Монгловский, Т. Бунимович, В. Масс, М. Посельский, Б. Небылицкий, А. Щекутьев, Б. Соколов (в титрах не указан)
1948 — 1-ое мая 1948г.; оператор в соавторстве
Снял 600 сюжетов для кинолетописи, киножурналов ("Новости дня", " Советский спорт", "Тарибу летува") и телепередач.
В начале войны я был ассистентом оператора на Московской студии кинохроники, учился и проходил преддипломную практику во ВГИКе. Примерно в августе наш курс досрочно выпустили из института. Тогда мы пошли в комитет кинематографии и попросили направить во фронтовые группы, которые были при каждом политуправлении, но нам отказали, потому что операторов хватило и без нас.
Борис Александрович Соколов, фронтовой кинооператор, Источник
Из Москвы вместе со студией я был эвакуирован сначала в Куйбышев, а оттуда в Алма-Ату. Там я проработал до 1944 года. Все время просился на фронт, но ответ был такой: «Пока не представляется возможным». Потом в одной из групп освободилось место, так я попал на 1-й Белорусский фронт.[…]
Во время войны шла очень серьезная кампания против инсценировок. Выходили специальные постановления, потому что какие-то вещи действительно инсценировались. Есть два примера инсценировок, которые вошли в историю боев. Первый — встреча двух фронтов под Сталинградом, где с двух сторон в кадре бегут солдаты, обнимаются. Второй — известные кадры водружения знамени над Рейхстагом. Флаги водружали ночью, а киносъемки сделали на рассвете: ночью невозможно снимать.[…]
После войны я работал на Литовской студии кинохроники и на «Мосфильме», потом 20 с лишним лет руководил операторами на центральном телевидении. Я объехал весь мир, четыре раза был в США. На всех важных событиях внутри страны я тоже присутствовал.
Сейчас у меня тоже все хорошо. Товарищи приходят в гости. Правда, сейчас я практически не вижу, но к этому привык, и лет мне немало. На фронте у меня были капитанские погоны, но по документам я рядовой. Пенсия у меня тоже рядовая, но мне всего хватает.
Еще в самом начале войны пришел в кинокомитет с просьбой, чтобы меня послали во фронтовую группу. Писал и телеграфировал своим преподавателям — Ошуркову, например, который был начальником Северной киногруппы и преподавал у нас в институте. Я ему телеграмму послал с просьбой взять меня к себе. Он ответил, что такой возможности нет.[…]
Борис Соколов, фронтовой кинооператор (из интервью интернет-изданию "Русский репортёр", 2009 год), Источник
Только в 1944-м наконец-то получил телеграмму с решением отправить меня на фронт — практически в конце войны. Но это я сейчас так говорю, тогда-то мы не знали — конец, не конец. Это был последний набор во фронтовые киногруппы. Я попал в киногруппу 1-го Белорусского фронта и встретился там со своим однокурсником Мишей Посельским, с которым мы очень дружили.[…]
Камера тогда весила от 3 до 3,5 кг, к ней прилагались несколько запасных кассет по 500 г каждая — «бобышки», как называли их сами операторы. Одной бобышки хватало на одну минуту съемки, поэтому аппарат все время приходилось перезаряжать — в темном мешке, чтобы не засветить уже отснятые кадры.
Слабая чувствительность пленки позволяла работать только днем, в лучшем случае до сумерек, из-за этого ночная война осталась за кадром и не сохранилась для истории. Но даже те материалы, что удавалось снять и доставить в Москву, их авторы никогда не видели.[…]
Знаменитые кадры с водружением Знамени Победы над рейхстагом — это инсценировка факта. В реальности-то водружали его ночью. А снимали все уже днем, в повторе. Двум операторам — Мише Шнейдерову и Ване Панову — выделили людей, которые участвовали в боях. И эти солдаты перед камерой повторили то, что уже сделали ночью. А так я не помню, чтобы кто-то средь бела дня бежал на рейхстаг или куда угодно с развернутым знаменем. Это в фильмах только показывают.[…]
[…] И сейчас по телевизору часто показывают кадры военной хроники. Но сразу видно, где снимали немецкие операторы, а где наши. Немцы снимали войну как прогулку по Европе с закатанными рукавами – легкую и непринужденную. Вот курицу ловят в деревне, вот противник от них бежит. А наша задача была – показать тяжесть войны. И в госпиталях мы снимали – как оперируют раненых солдат, и даже похороны. Но в каждом кадре старались показать: да, тяжело, но «наше дело правое – мы победим». Сложнее всего операторам было снимать уличные бои: перебежки, обстрелы, взрывы.[…]
Борис Соколов, фронтовой кинооператор (из интервью для издания "Советская Белоруссия" №119 (24256), 29 июня 2013 года), Источник
Основное наступление наших войск шло по улице Франкфуртер-аллея, помню плакат: «Вот оно, фашистское гнездо – Берлин!» Но на следующий день плакат убрали, чтобы не настраивать наших солдат против мирного населения. Самое памятное событие – конечно, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. К этому времени на фронт был откомандирован кинорежиссер Юлий Райзман – снять полнометражный документальный фильм о взятии Берлина. Он поручил нам с моим напарником Мишей Посельским снимать немецкую делегацию. Мы поехали на аэродром Темпельхоф, куда прилетели американцы и англичане, а на отдельном самолете привезли немцев. Ситуация была накаленной – потому что американцы и англичане накануне уже подписали с немцами акт о капитуляции во французском Реймсе. Но Сталин отказался признать этот документ. Подписание акта о капитуляции состоялось ночью – 9 мая в 01.01 по московскому времени. Снимать поручили старейшим кинооператорам, среди которых был знаменитый кинодокументалист Роман Кармен. Меня взяли в качестве осветителя, так что все происходило на моих глазах.
Особенно покоробило поведение Кейтеля (начальник штаба верховного главнокомандования вермахта. – Авт.). До сих пор помню его надменное лицо, игру с лорнетом. Всем видом он показывал, что не уважает победителей. Маршал Жуков через переводчика отрывисто командовал: «Ознакомьтесь с текстом. Прочитали? Согласны?» Спустя несколько месяцев по решению Нюрнбергского трибунала фельдмаршала Кейтеля, как и других нацистских главарей, казнили через повешение.[…]
Фильм «Из жизни кадра не выбросить» был показан 19 февраля 2013 г. в киноклубе «Архикино» в Главархиве Москвы. Аннотация была немногословной: «Фильм о большой и яркой судьбе талантливого человека, о единственном в Москве фронтовом кинооператоре, дожившим до наших дней, Борисе Александровиче Соколове». И хотя она, на первый взгляд, не несла в себе момента исключительности, по подсказке авторитетного для меня человека - что в этом клубе не бывает проходных и скучных вечеров, - я отправился в полукруглый конференц-зал Главархива.
Герман Елагин (Лаборатория кинодокументалистики "Архикино" при Главархиве Москвы - 22.03.2013), Источник
Увиденное меня несколько удивило: давно мне не приходилось наблюдать аншлаг на сеансах документального кино - почти весь зал на 250 мест был заполнен. А ожидания зрителей были вознаграждены неординарным фильмом и непринужденной беседой с самим Борисом Соколовым и создателями фильма – Игорем Мордмиловичем и Александром Сокиным.[...]
В своих ответах на вопросы зрителей режиссер Игорь Мордмилович рассекретил некоторые стороны своей работы над фильмом, основной задачей которой стало создание образа человека, наполненного духовной мощью поколения победителей.
И, как это часто бывает на просмотрах документальных фильмов, зритель был очень озабочен прокатной судьбой таких незаурядных фильмов и необходимостью их показа на телевидении. Но ликвидация тех «ножниц», которые возникают между запросами зрительской аудитории и предложениями телеканалов, пока не по силам рядовому зрителю.
А еще меня приятно поразили высокая энергетика героя фильма, человека очень почтенного возраста, наряду его с добротой и открытостью, и горячий прием его и создателей фильма зрителями, ставший одухотворяющим момент единомыслия и единочувствия. Может быть, это и есть свойство клубной аудитории – испытывать единение и причастность к большим явлениям?
Путин выразил соболезнования в связи с кончиной кинооператора Соколова
РИА Новости, 18.01.2019, Источник
"Легенда отечественного кинематографа, кинодокументалистики Борис Александрович принадлежал к героическому поколению фронтовиков. Его работы – это уникальное наследие, настоящая историческая летопись, в которой запечатлены для потомков кадры кинохроники Великой Отечественной войны, Парада Победы 1945 года, сохранены яркие моменты жизни нашей страны в ХХ веке, переданы дух и атмосфера целой эпохи", - говорится в тексте телеграммы, опубликованной на сайте Кремля.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с.). Фотографии из частных архивов.