Полное имя:
Борис Александрович СОКОЛОВ

Дата рождения:
13 февраля 1920
Петроград, РСФСР

Возраст:
97 лет

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Соколов Борис Александрович — единственный ныне живущий фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны в России; Лауреат Сталинской премии (1948); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).

В 1941 году, окончив операторский факультет ВГИКа, был направлен на преддипломную практику на Центральную студию кинохроники (c 1944 — ЦСДФ).
В сентябре 1941 года с киностудией эвакуировался через Куйбышев (ныне — Самара) в Алма-Ату (киностудия была частично эвакуирована), где три года снимал в Казахстане тыловую хронику.
В 1944 году возвратился в Москву, а оттуда уже в звании капитана направлен во фронтовую группу 1-го Белорусского фронта. Снимал бои в Польше, Германии, затем был направлен на Забайкальский фронт

Фронтовые операторы ЦСДФ (справа налево): Роман Кармен, Михаил Посельский, Борис Соколов.

Отснятые капитаном Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли во многие документальные фильмы периода Великой Отечественной войны, в частности, «Знамя победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и другие. Соколов был одним из тех, кто участвовал в съемках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года. 

Фронтовые операторы: Михаил Посельский и Борис Соколов.


Фронтовые кинооператоры (слева направо): Семен Школьников, Борис Соколов.После окончания войны оператор ЦСДФ.
В 1949 — 1955 годах — оператор Литовской студии кинохроники.
В 1955 — 1959 годах — на «Мосфильме».
В 1959 — 1981 годах — главный кинооператор на ТВ ; художественный руководитель отдела "Хроника" ТО "Экран"
Награждён орденами, в том числе два ордена Красной Звезды (1945), 31 медаль.

 

 Кинооператор Бория Соколов проводит киносъёмку в Берлине. 1945 год.В 2010 году вышел документальный фильм Александра Сокина и Игоря Мордмилловича «Из жизни кадра не выбросить» (Производство: РЦСДФ). Лента основана на монологе Бориса Соколова.

22 июня награда «Солдат Истории» (статуэтка солдата) была вручена Борису Александровичу Соколову. Церемония вручения первой общественной награды РВИО «Солдат Истории» состоялась в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Эта награда вручалась за вклад в изучение, сохранение и популяризацию истории России.

Фронтовой кинооператор Борис Соколов на  Церемонии награждения. 22 июня 2016 года.

 Видео награждения. 22 июня 2016 года.

Вести.Ru (21.01.2017): "Мнение": фронтовой кинооператор Борис Соколов о Великой Отечественной войне


ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ (выборочно):
1944 — Варшава; полнометражный
1945 — Берлинполнометражный
1945 — Разгром Японии; полнометражный; в 1985 году вышла новая редакция фильма: "Разгром милитаристской Японии"
1948 — Советская Латвия; полнометражный
1948 — Карело-Финская ССР

КИНОПЕРИОДИКА:
Снял 600 сюжетов для кинопериодики, в том числе: киножурнал "Новости дня", " Советский спорт" и телепередач. 

Фильмография других студий

1959 — XXI Съезд КПСС (оператор) — Центральное телевидение
1959 — А.И. Микоян в Мексики (оператор) — Центральное телевидение
1959 — Делегация СССР в ГДР (оператор) — Центральное телевидение
1959 — Н.С. Хрущёв в США (оператор) — Центральное телевидение
1959 — Ф.Р. Козлов в США (оператор, автор сценария) — Центральное телевидение
1960 — За мир и счастье народов (оператор) — Центральное телевидение
1960 — Н.С. Хрущёв во Франции (оператор) — Центральное телевидение
1961 — Дневник XXII Съезда КПСС (оператор) — Центральное телевидение
1962 — Путешествие по улицам Нью-Йорка (режиссёр, оператор) — Центральное телевидение
1964 — Москва-Каир: мир-дружба (оператор) — Центральное телевидение
1964 — Сердечные встречи на земле ОАР (оператор) — Центральное телевидение
1965 — Алжир - обретённый город (режиссёр, оператор) — Центральное телевидение
1965 — Вручение Шолохову Нобелевской премии (режиссёр, оператор) — Центральное телевидение
1965 — По дорогам Кабилии (режиссёр, оператор) — Центральное телевидение
1966 — Дневник XXIII Съезда КПСС (оператор) — Центральное телевидение
1968 — День рождения страны (оператор) — Центральное телевидение
1969 — Май-69 (режиссёр) — Центральное телевидение
1969 — Октябрь-69 (режиссёр) — Центральное телевидение
1970 — 1 Мая 1970 г. (режиссёр) — Центральное телевидение
1970 — Октябрьские торжества (режиссёр) — Центральное телевидение
1971 — Дневник XXIV Съезда КПСС (оператор) — Центральное телевидение
1976 — Дневник XXV Съезда КПСС (оператор) — Центральное телевидение

Звания

1980 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения №: 665/н от: 18.06.1945; Издан: ВС 1 Белорусского фронта)
1948 — Сталинская премия (за фильм «Советская Латвия» (1948))
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06.04.1985; Издан: Министр обороны СССР)
2004 — Орден Петра Великого I степени

Цитаты

В начале войны я был ассистентом оператора на Московской студии кинохроники, учился и проходил преддипломную практику во ВГИКе. Примерно в августе наш курс досрочно выпустили из института. Тогда мы пошли в комитет кинематографии и попросили направить во фронтовые группы, которые были при каждом политуправлении, но нам отказали, потому что операторов хватило и без нас.
Из Москвы вместе со студией я был эвакуирован сначала в Куйбышев, а оттуда в Алма-Ату. Там я проработал до 1944 года. Все время просился на фронт, но ответ был такой: «Пока не представляется возможным». Потом в одной из групп освободилось место, так я попал на 1-й Белорусский фронт.[…]
Во время войны шла очень серьезная кампания против инсценировок. Выходили специальные постановления, потому что какие-то вещи действительно инсценировались. Есть два примера инсценировок, которые вошли в историю боев. Первый — встреча двух фронтов под Сталинградом, где с двух сторон в кадре бегут солдаты, обнимаются. Второй — известные кадры водружения знамени над Рейхстагом. Флаги водружали ночью, а киносъемки сделали на рассвете: ночью невозможно снимать.[…]
После войны я работал на Литовской студии кинохроники и на «Мосфильме», потом 20 с лишним лет руководил операторами на центральном телевидении. Я объехал весь мир, четыре раза был в США. На всех важных событиях внутри страны я тоже присутствовал.
Сейчас у меня тоже все хорошо. Товарищи приходят в гости. Правда, сейчас я практически не вижу, но к этому привык, и лет мне немало. На фронте у меня были капитанские погоны, но по документам я рядовой. Пенсия у меня тоже рядовая, но мне всего хватает.

Борис Александрович Соколов, фронтовой кинооператор, Источник

Еще в самом начале войны пришел в кинокомитет с просьбой, чтобы меня послали во фронтовую группу. Писал и телеграфировал своим преподавателям — Ошуркову, например, который был начальником Северной киногруппы и преподавал у нас в институте. Я ему телеграмму послал с просьбой взять меня к себе. Он ответил, что такой возможности нет.[…]
Только в 1944-м наконец-то получил телеграмму с решением отправить меня на фронт — практически в конце войны. Но это я сейчас так говорю, тогда-то мы не знали — конец, не конец. Это был последний набор во фронтовые киногруппы. Я попал в киногруппу 1-го Белорусского фронта и встретился там со своим однокурсником Мишей Посельским, с которым мы очень дружили.[…]
Камера тогда весила от 3 до 3,5 кг, к ней прилагались несколько запасных кассет по 500 г каждая — «бобышки», как называли их сами операторы. Одной бобышки хватало на одну минуту съемки, поэтому аппарат все время приходилось перезаряжать — в темном мешке, чтобы не засветить уже отснятые кадры.
Слабая чувствительность пленки позволяла работать только днем, в лучшем случае до сумерек, из-за этого ночная война осталась за кадром и не сохранилась для истории. Но даже те материалы, что удавалось снять и доставить в Москву, их авторы никогда не видели.[…]
Камера тогда весила от 3 до 3,5 кг, к ней прилагались несколько запасных кассет по 500 г каждая — «бобышки», как называли их сами операторы. Одной бобышки хватало на одну минуту съемки, поэтому аппарат все время приходилось перезаряжать — в темном мешке, чтобы не засветить уже отснятые кадры.
Слабая чувствительность пленки позволяла работать только днем, в лучшем случае до сумерек, из-за этого ночная война осталась за кадром и не сохранилась для истории. Но даже те материалы, что удавалось снять и доставить в Москву, их авторы никогда не видели.[…]
Знаменитые кадры с водружением Знамени Победы над рейхстагом — это инсценировка факта. В реаль­ности-то водружали его ночью. А снимали все уже днем, в повторе. Двум операторам — Мише Шнейде­рову и Ване Панову — выделили людей, которые участвовали в боях. И эти солдаты перед камерой повторили то, что уже сделали ночью. А так я не помню, чтобы кто-то средь бела дня бежал на рейхстаг или куда угодно с развернутым знаменем. Это в фильмах только показывают.[…]

Борис Соколов, фронтовой кинооператор (из интервью интернет-изданию "Русский репортёр", 2009 год), Источник

[…] И сейчас по телевизору часто показывают кадры военной хроники. Но сразу видно, где снимали немецкие операторы, а где наши. Немцы снимали войну как прогулку по Европе с закатанными рукавами – легкую и непринужденную. Вот курицу ловят в деревне, вот противник от них бежит. А наша задача была – показать тяжесть войны. И в госпиталях мы снимали – как оперируют раненых солдат, и даже похороны. Но в каждом кадре старались показать: да, тяжело, но «наше дело правое – мы победим». Сложнее всего операторам было снимать уличные бои: перебежки, обстрелы, взрывы.[…]
Основное наступление наших войск шло по улице Франкфуртер-аллея, помню плакат: «Вот оно, фашистское гнездо – Берлин!» Но на следующий день плакат убрали, чтобы не настраивать наших солдат против мирного населения. Самое памятное событие – конечно, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. К этому времени на фронт был откомандирован кинорежиссер Юлий Райзман – снять полнометражный документальный фильм о взятии Берлина. Он поручил нам с моим напарником Мишей Посельским снимать немецкую делегацию. Мы поехали на аэродром Темпельхоф, куда прилетели американцы и англичане, а на отдельном самолете привезли немцев. Ситуация была накаленной – потому что американцы и англичане накануне уже подписали с немцами акт о капитуляции во французском Реймсе. Но Сталин отказался признать этот документ. Подписание акта о капитуляции состоялось ночью – 9 мая в 01.01 по московскому времени. Снимать поручили старейшим кинооператорам, среди которых был знаменитый кинодокументалист Роман Кармен. Меня взяли в качестве осветителя, так что все происходило на моих глазах.
Особенно покоробило поведение Кейтеля (начальник штаба верховного главнокомандования вермахта. – Авт.). До сих пор помню его надменное лицо, игру с лорнетом. Всем видом он показывал, что не уважает победителей. Маршал Жуков через переводчика отрывисто командовал: «Ознакомьтесь с текстом. Прочитали? Согласны?» Спустя несколько месяцев по решению Нюрнбергского трибунала фельдмаршала Кейтеля, как и других нацистских главарей, казнили через повешение.[…]

Борис Соколов, фронтовой кинооператор (из интервью для издания "Советская Белоруссия" №119 (24256), 29 июня 2013 года), Источник