Киностудии

Информация о киностудиях РСФСР и СССР, созданных в период 1918-1993 гг.

Азербайджанская киностудия художественных и документальных фильмов.
1921– 1923 — фото-кино отдел Наркомпроса республики и кинокомитета при ЧК АзССР в Баку (создана на базе частной киностудии "Фильма" братьев Пироне).
1923 – 1926 — Азербайджанское Фото-Кино Управление (АФКУ); в 1925 в АФКУ влита к/ст "Кино-Горняк".
1926 – 1929 — Азербайджанское Фото-Кино Управление при Наркомпросе АзССР
(«Азгоскино»).
1930 –1933 — Трест «Азкино» (1930—1934).
1933 — «Азфильм».
1934 — «Азгоскинпром».
1935 – 1938 — «Азерфильм».
1938 – 1959 — «Бакинская киностудия художественных фильмов» (в 1938, одновременно с переименованием и реорганизацией, образован сектор хроники).
С 1960 года — «Азербайджанфильм» им. Джафара Джаббарлы.
В 1965 было построено новое здание студии. К/ст была оснащена новейшим кинотехнологическим оборудованием, обеспечивающим выпуск цветных широкоэкранных, панорамных и широкоформатных фильмов со стереофонической записью звука. На к/ст выпускалось (по состоянию на 1984 год) 6 художественных, 4 мультипликационных, 20 документальных фильмов, дублируется с русского на азербайджанский язык более 60 фильмов.

АЛМА-АТИНСКАЯ СТУДИЯ ХРОНИКАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ (1934—1944)
Алма-Ата, Казахская ССР, СССР

1934 – 1938 — Алма-Атинская студия кинохроники.
1938 – 1944 — Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов.
15 ноября 1941 на базе Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов и киностудии художественных фильмов создана Центральная Объединенная киностудия — ЦОКС, которая включала в себя эвакуированные в Казахстан киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». ЦОКС работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов.
25 января 1944 — после расформирования ЦОКСа и реэвакуации киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов влита в Алма-Атинскую киностудию, которая переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов «Казахфильм» им. Ш. Айманова.

АРМЕНФИЛЬМ ("АРМЕНФИЛЬМ" им. Амо Бек-Назарова с 1965) (1923)
Ереван, Армянская ССР, СССР

1923 — 1925 в системе Главполитпросвета Наркомата просвещения Армении была создана организация «Госкино».
1925 — 1926 — общество «Госфотокино».
1926 — 1928 — кинофабрика АО «Арменкино».
1928 — 1938 — киностудия АО «Арменкино».
1938 — 1957 — Ереванская киностудия художественных фильмов.
1957 — 1965 — «Арменфильм» (в 1959 — сектор кинохроники выделен в самостоятельную Ереванскую студию хроникально-документальных и научно-популярных фильмов).
1965 — присвоено имя Амо Бек-Назарова (в 1982 году в "Арменфильм" влита Ереванская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов).
2005 — кинокомпания была продана компании «Armenia Studios» (являющейся частью холдинга «CS MEDIA CITY», который в свою очередь принадлежит нескольким представителям армянской диаспоры в США — фонд "Семья Гафесчян"), за 350 млн драмов. Новый владелец взял на себя обязательства в течение 10 лет вложить в студию 66 миллионов долларов. Компания обязалась осуществить оцифровку фильмов и провести капитальный ремонт и техническое переоснащение киностудии. Ежегодно должно сниматься 4 художественных, 3 мультипликационных и 5 короткометражных фильмов. 

Решением от 31 августа 2015 года все 100% акций киностудии "Арменфильм" им. А. Бекназарова, являющейся закрытым акционерным обществом, вернулись в собственность правительства Армении (подробнее: http://novostink.ru/armenia/124338-za-eto-sudit-nado-kak-semya-gafeschyan-razvalila-armenfilm.html#ixzz4C4WMoSot

1932 – 1938 — Корпункт "Союзкинохроники" в Уфе.
1938 – 1990 — Уфимская студия хроникально-документальных фильмов
Киностудия «Башкортостан» создана 25 мая 1990 г. распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан с целью поддержки и развития национального кинематографа.

В 2006 году киностудия полуила статус государственного унитарного предприятия.
С 1990 года на киностудии снято более 180 фильмов и киножурналов. В основном это документальныеленты о выдающихся деятелях республики. Активно развивается игровое и анимационное кино.
В 1997—2006 гг. ежеквартально выпускался тележурнал «Акбузат» о политической, экономической и культурной жизни Башкортостана. 
В архиве киностудии имеется богатейший фильмофонд.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 октября 2008 года Киностудия «Башкортостан» была реорганизована. ГУП «Башкиновидеопрокат» и ГУП РБ Киностудия «Башкортостан» были объединены в единую республиканскую организацию ГУП РБ Киностудия «Башкортостан».
В 2007 году принято решение о строительстве киностудии на въезде в посёлок 8 Марта. По проекту «Башкиргражданпроекта», новый киноцентр должен состоять из большого павильона площадью в тысячу «квадратов» и высотой в 19 метров, малого павильона на 400 метров, цеха декораций, осветительного цеха, мастерской обслуживания актеров, аппаратной звукозаписи и прочих технических помещений. К киностудии прилагается просмотровый зал на 500 мест, цех тиражирования фильмов, фильмохранилище и гостиница. По предварительным подсчетам, возведение малого павильона обойдется в 50 млн рублей, а большого - в 90 млн. По состоянию на 2011 год из всех запланированных работ собрана только документация на землю. Деньги должны быть выделены в рамках республиканской адресной инвестиционной программы на 2012 – 2014 годы (источник: http://www.mkset.ru/news/culture/14891/)

С февраля 2012 года — директор киностудии «Башкортостан» — Азамат Шарифович Хужахметов.

ГУП РБ Киностудия "Башкортостан": г.Уфа, ул. Высотная, 10/1
Каталог фильмов и киножурналов киностудии (1990 – 2015)

17 декабря 1924 года  на основании постановления СНК БССР «Об урегулировании кинодела БССР» было создано Управление по делам кино при Народном Комиссариате просвещения БССР — «Белгоскино» (эта дата отмечается как День белорусского кино). Кинопроизводство в БССР началось с хроники и научно-популярных фильмов.
Фактически организована в 1925 году, производство с 1926 (весной 1925 года была оборудована кинолаборатория для выпуска кинохроники в Минске, художественные же фильмы в 1926—1927 годах снимались на базе киностудий Москвы, и только в 1928 году в арендованном здании бывшего театра «Кривое зеркало» на канале Грибоедова в Ленинграде открылась собственно белорусская киностудия художественных фильмов «Советская Белорусь»).
С 1939 киностудия «Советская Беларусь» работает в Минске. 
В годы Великой Отечественной войны белорусские документалисты в числе первых снимали фронтовые репортажи, создавали партизанскую кинолетопись республики.
В 1945 киностудия «Советская Беларусь» возобновила свою деятельность.
С 1946 – 1997 — «Беларусьфильм».

1997 — Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной.
В 1968 в киностудию влита Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, которая стала функционировать как Творческое объединение документального и научно-популярного кино «Летопись».
С 1975 при киностудии работает мастерская мультипликационных фильмов.
Киностудия «Беларусьфильм» – постоянный участник многих международных кинофестивалей, с 1993 г. участвует в большинстве проводимых кинорынков. Созданные на киностудии фильмы имеют многочисленные награды и призы Международных кинофестивалей.

БУХКИНО (1924—1925)
Ленинград - Бухара

1924-1925 Ленинград-Бухара.
Поселе леквидации на базе "Бухкино" и прокатной конторы "Туркгоскино"создано центральное государственное фотокинопредприятие УзССР — см. "Узбекфильм" им. К. Ярматова.

ВОРОНЕЖСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ (1938—1942)
Воронеж, СССР

В 1942 году преобразована в корпункт Ростовской киностудии.

ВОСТОКФИЛЬМ (1928—1935)
Москва

1929 - 1934 - АО "Востоккино" в Москве (отделения в других городах).
1943-1935 - Государственный трест по производству национальных художественных кинокартин "Востокфильм" при Совнаркоме РСФСР.

В 2015 году Восточно-Сибирской студии кинохроники - 85 лет. Первый документ, официально подтверждающий ее создание, — приказ правления Союзкино от 11 сентября 1930 года об образовании Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского отделений. Работать на вновь образованную студию съехались молодые талантливые режиссеры со всей страны. Три четверти века иркутские кинодокументалисты вели живую летопись эпохи. Все сколько-нибудь заметные события в жизни Восточной Сибири находили отражение в лентах студии.

1930 год, 11 сентября — Студия создана приказом правления «Союзкино».
1932 год – вышел первый номер киножурнала «Восточная Сибирь», главной темой которого стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ
1934 год — переименована в «Производственную базу Восточно-Сибирского края»
1936 год — переименована в Иркутскую студию кинохроники.
С 1936 студия открывала свои корреспондентские пункты в Якутске, Чите, Красноярске, с охватом Таймырского, Эвенкийского национальных округов и Тувинской автономной области, в Минусинске и Ангарске. В Бурятии и Якутии в начале 1960-х корреспондентские пункты были переименованы в филиалы студии. Это было вызвано тем, что на студии появился новый вид деятельности. Филиалы (якутский, бурятский и тувинский) начали дублировать советские фильмы, а также киножурналы «Восточная Сибирь» на национальные языки.
1964 год — переименована в  Восточно-Сибирскую студию кинохроники, которая ежегодно выпускала 48 киножурналов «Восточная Сибирь» – это в среднем 340 сюжетов в год. Кроме того, 7-8 общеэкранных документальных фильмов, в том числе, полнометражных: «Капсе, Якутия» (1973), «Большой десант» (1978), «Жили-были Семь Си­меонов» (1989), «Шторм» (1990) и др.
До 1970 года студия размещалась в здании польского католического костела. Позднее для нее было построено специализированное помещение, в котором она находится по сей день.

В середине 80-х Восточно-Сибирская студия кинохроники выпускала около 30 документальных фильмов и 48 киножурналов в год.

На фото (слева направо): кинооператор Анатолий Сидлер, и.о. главного редактора студии Татьяна Зырянова, писатель Виктор Астафьев, кинооператор Дмитрий Смекаев.

Зырянова Татьяна Дмитриевна, автор книги "Мастера экранной публицистики Сибири" (о Восточно-сибирской студии кинохроники): «В 1970-х годах мы решили подсчитать свои географические владения. Оказалось, что это почти треть территории Советского Союза — 7 миллионов 325 тысяч квадратных километров. Причем ни одно значительное событие, происходившее на этой территории, не оставалось незамеченным нашими собкорами, а значит, и сохранилось в хронике. Начиная с 50-х годов, все грандиозные проекты, так назы ваемые «стройки века», осуществлялись в Восточно-Сибирском регионе. Это ангарские гидростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская. Каскад ГЭС на Енисее, на север ных реках (Мамакан). Вокруг них росли новые города. Дешевая электроэнергия позволяла развивать энергоемкие промышленные производства: алюминиевые заводы, металлургические и химические комбинаты, лесопромышленные комплексы. Же лезная дорога переходила на электротягу. А затем началось строительство Байкало-Амурской магистрали. И все это, от первого колышка и первых десантов изыскателей и строителей и до момента сдачи объектов, запечатлено в исторически бесценных хроникальных кадрах.»

07 июля 2003 года — Областное государственное унитарное предприятие "Восточно-сибирская студия кинохроники".

15 февраля 2006 года — ОАО "Восточно-сибирская студия кинохроники" (ИНН 3812087392; г. Иркутск, ул. Горького 36). Единственным акционером общества является граданин РФ Базархандаев А.Р. (01.08.1961 года рожд.). С 2013 года генеральный директор (гл. бухгалтер) Стаценко Н.В.

На фото (слева направо): кинооператор Анатолий Сидлер, и.о. главного редактора студии Татьяна Зырянова, писатель Виктор Астафьев, кинооператор Дмитрий Смекаев

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОТОКИНООТДЕЛ (ВФКО) (1919—1932)
Москва, СССР

Создан в 1919 году взамен Кинокомитета при Наркомпросе РСФСР. После ликвидации в 1922 году на базе ВФКО создано АО "Госкино".

ВСЕРОССИЙСКОЕ ФОТОКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ АО "СОВЕТСКОЕ КИНО" ("СОВКИНО") (1924—1926)
Москва, СССР

1924 – 1929 — Всероссийское фотокинематографическое АО "Советское кино" ("Совкино"). Фактически работало до июня 1930 годав Москве (и отделения в других городах)
В 1926 в состав "Совкино" вошло "Госкино". После ликвидации "Совкино" было влито в "Союзкино".

ГРУЗИНСКАЯ СТУДИЯ ХРОНИКАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ (1958)
Тбилиси, Грузинская ССР, СССР

1928-1938 - отдел хроники при Госкинпроме Грузии, затем сектор хроники при Госкинпроме Грузии.
1938-1953 - сектор хроники при Тбилисской студии художественных фильмов.
1953-1958 - сектор кинохроники и отдел технических фильмов киностудии "Грузия-фильм".
С 1958 года выделена из состава к/с "Грузия-фильм" в самостоятельную киностудию.

Киностудия (по состоянию на 1982 год) выпускала 1 полнометражный документальный фильм, 8 короткометражных научно-популярных фильмов для общего экрана, 17 короткометражных документальных фильма для местного экрана, 8 киноочерков, а также 12 номеров киножурнала "Советская Грузия" и 4 номера киножурнала "Человек и закон", а также короткометражные научно-популярные и документальные фильмы по заказам министерств и ведомств.

ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ (1921)
Тбилиси, Грузинская ССР, СССР

1944 — Орден Ленина

1921 – 1923 — организована как киносекция при Наркомпросе Грузинской ССР.
1923 – 1938 — реорганизована в хозрасчётный кинематографический трест (АО "Госкинпром Грузии"). В эти же годы было построено большое киноателье.
1938 – 1953 — Тбилисская к/ст художественных фильмов.
В 1953 студия получила название — "ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ".
В 1958 от неё отделилась Грузинская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

С 1930 при киностудии существует производство мультфильмов (рисованные и кукольные). В год киностудия "ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ" выпускала (по состоянию на 1982 год) 8 полнометражных художественных фильмов, 6 полнометражных художественных телефильмов по заказу телеобъединения "Экран", 7 короткометражных мультфильмов и 60 дублированных картин. 


В январе 2005 года в здании-хранилище киностудии «Грузия-фильм» в Тбилиси возник пожар. Пострадало одноэтажное здание, где находился уникальный архив кинопленок и фонограмм всех грузинских фильмов (источник: http://www.kommentator.ru/event/2005/cp0117.html)

ДИАФИЛЬМ (ФГУП "ТПО "СТУДИЯ "ДИАФИЛЬМ" МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ с 2004) (1930—2010)
Москва, СССР

 В СССР диафильмы выпускались студией « Диафильм » (основана в 1930 в Москве).

Кроме детских диафильмов (предпочтение отдавалось сказкам и литературным произведениям) выпускался большой ассортимент учебных, в том числе на производственную тематику. Также диафильмы производили студии в Ленинграде, Киеве («Укркинохроника») и Ташкенте. Плёнки тиражировали а кинокопировальных фабриках в Харькове и Рязани. 

С 2004 года - ФГУП "ТПО "СТУДИЯ "ДИАФИЛЬМ" МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ, ликвидировано 31 мая 2010 года.

Находилась по адресу: 109377, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 4

ДИАФИЛЬМ (от греч. dia — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм ), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединённых общей тематикой. Диафильм обычно получали на обращаемых чёрно-белых или цветных киноплёнках, а также на киноплёнках с использованием отдельно негативного и позитивного процессов обработки. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Показ озвученных диафильмов ведётся одновременно с воспроизведением фонограммы с дикторским текстом или музыкальным сопровождением. Диафильмы служили пособием для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы. Большое значение имели для воспитания и развития эстетического вкуса, любознательности и трудовых навыков у детей.

ЕРЕВАНСКАЯ СТУДИЯ ХРОНИКАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ (1938—1982)
Ереван, Армянская ССР, СССР

1938-1959 - сектор кинохроники "Арменфильма".

1959-1982 - Ереванская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов (в 1982 слита с "Арменфильмом").

см. АРМЕНФИЛЬМ

С 1928 корпункт к/ст "Совкино", затем сибирская к/ф-ка "Совкино".
1930 – 1938 — съёмочная база "Союзкинохроники" в Новосибирске (с 1932 при к/ст "Сибтехфильме"). Выпускала в основном киносюжеты для «Союзкиножурнала», а также киножурнал «Сибирь на экране».
1938 –1941 — Новосибирская студия хроникально-документальных фильмов.
1941– 1968 — Новосибирская студия кинохроники. В 1941 году в Новосибирск эвакуируются кинематографисты из Европейской части СССР. До весны 1942 года на студии производится выпуск еженедельного «Союзкиножурнала», в том числе фронтовой хроники.
С 1957 по 1984 гг. киностудия размещалась  в здании Собора Александра Невского (закрыт для прихожан в 1937 году).
В 1985 году студия переехала в отстроенное по специальному проекту здание общей площадью 7,5 тыс. кв. м.
С 1992 года — Западно-Сибирская киностудия.

Студия выпускала около 75 частей хроникально-документальных, научно-популярных фильмов и киножурналов. К/ж "Сибирь на экране" выходил 4 раза в месяц. К/ст изготавливала также 10 - 12 сюжетов в год для к/ж "Новости дня" и 1 - 2 сюжета для сатирического к/ж "Фитиль". 

С апреля 2004 — Федеральное государственное унитарное предприятие  "Творческо-производственное объединение "Западно – Сибирская киностудия" Минкультуры РФ (ИНН 5403169707; адрес: 630000, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Немировича Данченко).
В 2005 году ФГУП «Западно-Сибирская киностудия» становится открытым акционерным обществом со стопроцентной долей государства. Основной доход компании ближайшие десять лет будет приносить сдача помещений в аренду и оцифровка изображений.

По сообщению Ассоциации документального кино СК России в июне 2015 года Росимущество продает стопроцентный пакет акций киностудии. Всего на торги заявилось два участника — ООО «СЛК» и Сергей Логинов. В ходе торгов победителем был признан Логинов, ему достался госпакет акций киностудии по начальной цене — 150,6 млн рублей (здание киностудии общей площадью 6856,9 кв м, гараж (465,5 кв м), производственно-ремонтный корпус (399 кв м) и КПП).
На момент продажи киностудия обладала всем необходимым оборудованием для законченного цикла производства кинофильма: от монтажа до озвучания.

По сообщению Минкультуры в январе 2016 года Музей города Новосибирска получил в свое распоряжение архив киножурнала «Сибирь на экране». Планируется оцифровка и частичный перевод киножурнала на английский язык, а до конца 2016 года команда кинематографистов Новосибирского дома документального кино (отдел Музея города Новосибирска) подготовит четыре новых киножурнала о самых ярких событиях года. 

В 2015 году Западно-Сибирской киностудии исполнилось 75 лет.

Киножурнал "Сибирь на экране" (1967 год).

КАЗАНСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ (ОАО "КАЗАНСКАЯ КИНОСТУДИЯ" с 2006) (1934)
Казань, Татарской АССР, СССР

1932 – 1934 —Татарское отделение Треста "Союзкинохроника".
1934 – 1938 — Казанская студия кинохроники.
1938 – 1942 — Казанская студия хроникально-документальных фильмов.
1942 – 1961 — Корпункт Куйбышевской студии кинохроники в Казани.
С 1961 — Казанская студия кинохроники.

Коллектив Казанской студии кинохроники. 2001 год.Среди лучших фильмов: документальные - "Джалиль. Страницы борьбы" (1976, режиссёр Н. К. Валитов, оператор А. Г. Привин), "Первый шаг в революцию" (режиссёр В. Е. Кузьмина, оператор В. А. Кузьмин) и "Дорога на Сабантуй" (режиссёр Валитов, операторы Привин, В. И. Семёновых) - оба 1980, "Это - КамАЗ" (режиссёр-оператор В. И. Севастьянов, 1982); научно-популярные - "Нефтяники Татарии" (реж. X.Ф. Фахрутдинов, оператор Привин, 1982). Студия ежегодно выпускала 36 номеров межреспубликанского к/ж "На Волге широкой", 27 - 35 частей документальных, научно-популярых, технико-пропагандистских, учебных и рекламных фильмов, 5 - 6 сюжетов для к/ж ЦСДФ "Новости дня"; дублировала 15 художественных фильмова на 5 языков народов Поволжья и Приуралья (75 национальных вариантов). Для производства дубляжа в столицах автономных республик - Казани, Уфе, Ижевске, Чебоксарах, Йошкар-Оле - создаются специальные тонателье. В 1981 в Чебоксарах вступил в строй автоматический комплекс, совмещающий корпункт и ателье по дублированию художественных фильмов.

С 2006 - ОАО "Казанская киностудия" (адрес: 420095, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Восстания, 98; ИНН 1658071450).

В октябре 2011 года в Московский районный отдел судебных приставов поступили исполнительные листы в количестве 66 штук, которые потом были объединены в сводное производство, о взыскании с ОАО «Казанская киностудия» долгов по заработной плате, налогам, страховым взносам и штрафам. В рамках данного исполнительного производства были сделаны запросы в финансово-кредитные учреждения и регистрирующие органы. Найденные расчетные счета были арестованы, а недвижимость попала под запрет на регистрационные действия. 
В июне 2014 года судебные приставы передали земельный участок с расположенными на нем зданиями на торги. 20 октября данное имущество было реализовано, более 11 млн. рублей поступило на депозитный счет судебных приставов Московского отдела г. Казани. 

На фото: Коллектив Казанской студии кинохроники. 2001 год.

1941 — на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года организована Алма-Атинская киностудия (художественных фильмов).
15 ноября 1941 — Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» — в Центральную Объединенную киностудию художественных фильмов — ЦОКС, которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов
25 января 1944 — Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов.
9 января 1960 — приказом Министерства культуры Казахской ССР Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов переименована в киностудию «Казахфильм» (в 1967 — на киностудии начат выпуск мультипликационных фильмов).

В 1968 — 1981 гг. для киностудии был построен новый комплекс зданий киностудии в южной части города на площади в 19 Га (пр. Аль-Фараби, 176), где в настоящее время и расположена студия.
1984 — киностудии «Казахфильм» присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии  Шакена Кенжетаевича Айманова (Киностудия «Казахфильм» им. Шакена Айманова).


1985 — Киностудия «Казахфильм» им. Шакена Айманова преобразована в Республиканское творческо-производственное объединение — РТПО «Казахфильм» им. Шакена Айманова.
20 августа 1996 — РТПО «Казахфильм» им. Шакена Айманова реорганизована путём разделения на Казахскую кинофабрику «им. Шакена Айманова» (материально-техническая база) и Национальный продюсерский центр РК (организация творческого процесса, работа с независимыми продюсерскими студиями).
28 марта 2000 — Казахская кинофабрика им. Шакена Айманова, Национальный продюсерский центр РК, Казкинопрокат и Госфильмофонд реорганизованы путем слияния в Республиканское государственное казенное предприятие — РГКП Национальная компания «Казахфильм» им. Шакена Айманова. 
2005 — Постановлением Правительства Республики Казахстан от 06 июня 2005 года № 563 «О некоторых вопросах республиканских государственных предприятий» РГКП «Национальная компания «Казахфильм» им. Шакена Айманова преобразовано в Акционерное общество «Казахфильм» им. Шакена Айманова».

КИЕВСКАЯ СТУДИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ("КИЕВНАУЧФИЛЬМ") (1941—1993)
Киев, Украинская ССР, СССР

1984 — Орден Трудового Красного Знамени

1940 – 1946 — Киевская студия учебно-технических фильмов "Киевучтехфильм" (создана на базе отдела техфильма Киевской кинофабрики ВУФКУ).
В 1941 – 1944 студия была эвакуирована в Ташкент.
1946  – 1954 — Киевская студия учебных фильмов. 
В 1954 название изменено на "Киевнаучфильм".
В 1966 году был построен современный комплекс: павильоны для съёмок и звукового оформления фильмов, цеха художественной и технической мультипликации, кинолаборатория.
Ежегодно (с 1972 года) выпускалось более 400 научно-популярных, художественно-мультипликационных, технико-пропагандистских, образовательных и рекламных фильмов.
С 1960 студия приступила к производству художественно- мультипликационного плаката, к/ж "Новости сельского хозяйства Украины" ("Сельское хозяйство Украины") и художественно-мульттпликационных фильмов.

Широкое признание получили фильмы студии: "Они видят вновь" (1948), "Атом помогает нам" (1958), "Язык животных" (1967) и "Думают ли животные?" (1970, Гос. пр. СССР, 1972), "Семь шагов за горизонт (1968), Индийские йоги — кто они?" (1970), "Я и другие" (1971), "Биосфера! Время осознания" (1975), "Фермы будущего" (1974), "Артерии жизни" (1981), " На прицеле ваш мозг" (1984), "На привязи у взлётной полосы" (1988, игровой), "Толкование сновидений" (1990, ТО "Четверг) и другие.
Больше всего студия прославилась приключенческими мульт-комедиями про пиратов, казаков и моряков: к примеру, сериал «Казаки», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и «Доктор Айболит». Более 300 фильмов, созданных на студии, отмечено призами и дипломами на всесоюзных и международных кинофестивалях.

С 1993 года правопреемником студии научных фильмов является «Национальная кинематека Украины», мультипликационных фильмов — «Укранимафильм».

Киностудия документальных и научно-популярных фильмов (ул. Чиланзарская, 1а) основана в 1932 на базе отдела кинохроники «Узбекфильма».
С 1962 название - Киностудия документальных и научно-популярных фильмов.
В 1933 выпущен первый звуковой киноочерк «Оазис Кзылкума» (операторы Н. Франциссон, А. Булинский, Ш. Вахидов, А. Саидов).

Ежегодно выпускалось около 60 кинофильмов. Среди них: «Приезжайте к нам в Узбекистан» (1959), «Пять рук человечества» (1959), «13 ласточек» (1965), «Ташкент - город мирный» (1966), «Ленин и Туркестан» (1970), «Голодная степь» (1975), «И пришла вода» (1976), «Паранджа» (1977), «Бобо» (1978), «Утоление жажды» (1981), «Афганистан. Революция продолжается», «Земельная реформа» (1981, Государственная премия СССР) и др. В составе киностудии (по состоянию на 1981 год): 2 творческих объединения молодых работников, редакция, редакционный совет.

С 1970 года функционирует каракалпакский филиал студии документальных и научно-популярных фильмов. На нем выпускается киножурнал "Советская Каракалпакия" (6-8 выпусков в год), дублируются художественные фильмы на каракалпакский язык.
Ведущие режиссеры: М. Каюмов, И. Гибалевич, Т. Надыров, Д. Салимов, Н. Азимов, X. Джураев, Ш. Максудов, К. Хасанов и др.
Более 30 фильмов удостоены наград Всесоюзных и Международных кинофестивалей.
С 2004 — студия в составе Национального агентства «Узбеккино».
В составе «Узбеккино» функционируют киностудии «Узбекфильм», «Узкинохроника», «Каракалпакфильм», ЭМТО «5-Студия», а также 14 областных подразделений. 

1928 — создано акционерное общество "Востоккино", куда вошла наряду с другими автономными республиками и Киргизия.
Операторы хроники снимали в Киргизии сюжеты для киножурналов и эпизоды для больших документальных лет ("Далеко в Азии" (1931); полнометражный; режиссёр: В. Ерофеев; оператор: Роман Кармен).
В середине 30-х годов созданы корпункты в Душанбе, Алма-Ате и Фрунзе. С 1934 года в Киргизию из соседнего Узбекистана периодически приезжал молодой документалист Малик Каюмов, впоследствии известный узбекский режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. 
1937 —  создание во Фрунзе корпункта Ташкентского отделения студии «Союзкинохроника».
1941 – 1956 — Фрунзенская студия кинохроники (17 ноября 1941 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР об организации студии кинохроники в г. Фрунзе; руководил работами звукооператор Центральной студии кинохроники И. Гунгер). 
1940 —  с января на Ташкентской киностудии начал выходить киножурнал «Советская Киргизия», монтировавшийся режиссёрами Э. Василенко, В. Усовой, Б. Вейланд из сюжетов, которые снимали в Киргизстане узбекские кинооператоры.
В октябре 1944 года киножурнал "Советская Киргизия" впервые вышел на двух языках - русском и кыргызском. В этот период студию обслуживала небольшая группа специалистов: операторы М. Колсанов, Г. Николаев, А. Барковский, режиссеры Д. Эрдман, М. Варейкис, звукооператоры И. Гугнер, Л. Копытов, а также работники лаборатории. До конца войны было выпущено более 100 номеров киножурнала «Советская Киогизия». Операторы Фрунзенской студии одновременно являлись корреспондентами киножурнала «Новости дня» и других всесоюзных киноизданий.
1953 —  киностудия приступила к дублированию художественных фильмов на киргизский язык.
1953 — создан первый цветной документальный фильм "Пик Дружбы"( режиссер И. Гутман, кинооператор С. Авлошенко).
1956 – 1961 — Фрунзенская студия художественных и  хроникально-документальных фильмов (ряд художественных фильмов создавался с к/ст "Мосфильм", "Ленфильм" и "Казахфильм").
С 1957 производственная база к/ст была значительно расширена, проведена реконструкция отдельных цехов.
С 1961 — "Киргизфильм".

В 1977 организовано творческое объединение "Хроника", освоена техника производства мультипликационных фильмов. Студия выпускала в год 3 художественных фильма, 1 телефильм, 16 хроникально-документальных, научно-популярных и учебных фильмов, дублировала на киргизский язык около 30 фильмов.

В настоящее время киностудия "Кыргызфильм" имени Толомуша Океева.

КУЙБЫШЕВСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ (САМАРСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ с 1991) (1936)
Куйбышев, РСФСР, СССР

1977 — Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР

1927 – 1930 — Средневолжское отделения "Совкино".
1930 – 1933 — Средневолжское отделения "Союзкино".
1933 – 1936 — Средневолжское отделения "Союзкинохроники".
1936 – 1991 — Куйбышевская студия кинохроники.
1991 – 1993 — Самарская студия кинохроники государственного фонда развития кинематографии при СМ РСФСР.
1993 — Государственное предприятие федеральной собственности "Самарская студия кинохроники" (адрес: 443099, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 66; ИНН 6317014420)
2001– 2007 — ОАО «Самарская студия кинохроники» .
В апреле 2001 года произошло разделение собственно киностудии и фильмофонда: киностудия была преобразована в Открытое акционерное общество, а фильмофонд остался государственным имуществом. В 2005 году все материалы Самарской студии кинохроники переданы в РГАКФД (г. Красногорск Московской области).
В 2007 году ОАО «Самарская студия кинохроники» перешло во владение частного лица.

Киностудия выпускала хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. Первый к/ж студии "Средняя Волга" выпущен в 1927 (с 1944 к/ж "Поволжье", с 1981 - "Современник"). В годы первых пятилеток кинохроникёры М. И. Ципорин, П. М. Оппенгейм, К. Ф. Мотков начали создавать кинолетопись областей и республик Поволжья. В годы Великой Отечественной войны операторы А.Ф. Казначеев, Н.П. Киселёв, В. Косицин и др. работали во фронтовых киногруппах. В 50-х - нач. 80-х гг. студия широко освещала строительство Горьковской ГЭС и Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, Волжского автозавода, газопровода "Союз", освоение целинных земель Оренбуржья, развитие Нечерноземья, рассказывала о памятниках национальной культуры и о народных промыслах, создавала портреты наших современников, людей труда.
Всего к/ст выпустила более 500 фильмов и около 3 тысяч номеров к/ж. Ежегодно выпускалось15 – 18 короткометражных документальных и технико-пропагандистских фильмов и 48 номеров к/ж.
1950 — 1970-е годы киностудия освещала сооружение Волжской ГЭС, автозавода и целого города Тольятти, развитие науки, культуры, социального строительства, снимала фильмы о передовиках производства.

1932 – 1933 — Ленинградская фабрика треста "Союзтехфильм" (основана в 1933 на базе отдела "Культурфильм" и Военного сектора к/ф-ки "Роскино" (ныне "Ленфильм"); по другим данным на базе отдела культурфильмов Ленинградской фабрики "Союзкино").
1933 – 1942 — Ленинградская киностудия научных и учебно-технических фильмов ("Лентехфильм").
1942 – 1944 — эвакуирована на "Сибтехфильм".
В годы Великой Отечественной войны и во время блокады Ленинграда киностудия снимала уникальные материалы о жизни прифронтового города и боевые действия на Ленинградском и Волховском фронтах, вошедшие в летопись Великой Отечественной войны. Студия выпустила более в 4000 научно-популярных, учебных и других фильмов, многие из которых отмечены на Всероссийском и Московском кинофестивалях.
С 1946 — Ленинградская студия научно-популярных фильмов ("Леннаучфильм").
2004 — федеральное государственное унитарное предприятие творческо-производственное объединение "Санкт-Петербургская киностудия научно-популярных фильмов" (ФГУП «ТПО «Леннаучфильм»).
4 апреля 2004 Филиал "Леннаучфильм" ОАО "ЦНФ" (Филиал "Леннаучфильм" Открытого акционерного общества "Центр национального фильма", ИНН: 7743085021, адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Мельничная)
2015 — Филиал «Леннаучфильм» АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького» (ИНН 7717149198)

Студия имела комплекс помещений и оборудования, обеспечивающий выпуск до 140 фильмов в год, 3 павильона. Съёмочный процесс обеспечивали производственные цеха: декоративно-технический, сооружений, светотехники, звукотехники, мультипликации, обработки цветной и чёрно-белой пленки, комбинированных съёмок, съёмочной техники. 

На киностудии в разные годы работали такие известные кинодокументалисты, как Павел Клушанцев, Лазарь Анци-Половский, Владимир Гранатман, Людмила Лазарева, Мария Клигман и многие другие.

4 апреля 2004 года путём бъединений государственных предприятий создаётся Открытое акционерное общество "Центр национального фильма" (ОАО "ЦНФ"; ИНН 7743085021; правопреемник «Центрнаучфильма», и «Леннаучфильма»). 
29 апреля 2015 года завершена процедура реорганизации в форме присоединения Открытого акционерного общества «Центр национального фильма» к Акционерному обществу «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» (Распоряжение Росимущества от «31» декабря 2014 г. № 1355-р).
В соответствии с решением единственного акционера (Распоряжение Росимущества №117-р от 11 марта 2015 года) в Санкт-Петербурге создан Филиал «Леннаучфильм» АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького».
В соответствии с законодательством Российской Федерации в результате реорганизации в форме присоединения Акционерное общество «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» является правопреемником по всем правам и обязательствам Открытого акционерного общества «Центр национального фильма», и будет исполнять все обязательства, принятые ранее Открытым акционерным обществом «Центр национального фильма» от собственного имени.

Одна из крупнейших документальных студий страны. Начала свою деятельность в 1918 в составе Петроградского кинокомитета, затем - отдел кинохроники при к/ф-ке "Севзапкино".

1932-1968 - Ленинградская студия кинохроники" ("Ленкинохроника").
1968-1991 - Ленинградская студия документальных фильмов.
С 1991 Санкт-Петербургская студия кинохроники.

Многие фильмы киностудии удостоены призами Московского и Всесоюзного кинофестивалей. Среди paбот студии: "Ленинград в борьбе" (1942, план к и монтаж Р. Л. Кармена, Н. Г. Комаревцева, В. М. Соловцова, Е. Ю. Учителя), "Русский характер" (1957, сценарий И.М. Котенко, режиссёр Е.Ю. Учитель), "Подвиг Ленинграда" (1959, сценарий И.М. Котенко, Е.Ю. Учитель, В.М. Соловцов), "Их было 39" (1963, сценарий Я. Филиппова, режиссёр. Л. С. Черенцов, оператор О. В. Лучинин), "Время, которое всегда с нами" , (1965, сценарий Б.Т. Добродеев, реж. С.Д. Аранович, оп. А К. Ксенофонтов, Ю.М. Лебедев), "Взгляните на лицо" (1966, сц. С. А. Соловьёв, режиссёр П.С. Коган, оператор П.М. Мостовой), "Военной музыки оркестр" (1968, авторы сценария и режиссёры П.С. Коган, П.М. Мостовой, оператор П.М. Мостовой) и многие другие.
Ряд фильмов студии отмечен Государственными премиями СССР и РСФСР.
Студия (по состоянию на 1982 год) выпускала: ежегодно — 40 документальных, технико-пропагандистских и научно-популярных фильмов; ежемесячно — 9 - 10 к/ж "Ленинградская кинохроника", "Наш край", "Панорама", "Северные зори", "Советская Карелия", до 20 сюжетов для к/ж ЦСДФ "Новости дня", до 50 названий разных видов кинорекламы (с 1972). 
В рейтинг самых лучших документальных кинокартин, созданных за 100 лет мирового кино вошли 4 ленты Санкт-Петербургская студия кинохроники: «Взгляните на лицо» Павла Когана, «Лето Марии Войновой» («Мария»), «Советская элегия» Александра Сокурова и «Наша мама - герой» Николая Обуховича.

Лев Лурье, историк, журналист, писатель (www.5-tv.ru; 04.04.2009): "В девяностые годы на студии было очень грустно – фильмы не снимались, заказа не было. Главный подвиг, который совершили работники студии, в том, что они сумели сохранить вот эти километры документального кино. Документального, то есть фиксирующего историю. Это настоящее сокровище, которое сохранено и будет храниться здесь, на Крюковом канале."

Сергей Литвяков, кинорежиссер, звукорежиссер (www.5-tv.ru; 04.04.2009): "Снимать документальное кино в Советском Союзе честно практически невозможно. Это все равно, что танцевать в балете с гирями на ногах. Тем не менее, здесь действительно жили искусством и снимали фильмы не для начальства, а для будущего. Классикой останутся знаменитые кадры Семена Арановича «Похороны Ахматовой», фильм Николая Обуховича «Наша мама – герой», положенный на полку. Выживать помогала взаимовыручка, любовь к своему делу. О том, что будет думать начальство, находясь смотреть в просмотровом зале, старались думать как можно меньше.
Студия, конечно, имела и имеет очень большой архив хроники, киножурналов, документальных фильмов. Благодаря Сергею Геллеру, который у нас занимается архивным материалом, очень много сохранилось. Сейчас студии пришлось передать эти архивы «Ленфильму», но хранятся они все равно здесь. В любой момент можно обратиться к этим архивам и увидеть уникальные материалы, просто уникальные.
Для телевидения авторское документальное кино – слишком сложное искусство, которое не делает рейтинг. Документалистика здесь подчиняется западным форматам – она должна быть занятной и доступной для зрителя. В кинопроизводстве сегодня главную роль чаще всего играет не режиссер, а продюсер. Кто платит, тот и заказывает музыку. Художнику, который хочет сделать что-то новое, выжить в таких условиях чрезвычайно трудно. Документальное кино становится искусством элитарным, познакомиться с ним можно лишь на специальных фестивалях. Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга все еще делает кино, которое получает фестивальные призы. Но это кино почти не видят зрители."

Анна ГАНШИНА, сценарист, редактор, режиссер, журналист (www.balayan.info): "ЛСДФ была лучшей документальной студией СССР. Это действительно так. Это аксиома, прочно укоренившаяся в сознании кинематографистов и киноведов. Это что-то вроде любимого ребенка, вызывающего особые, нежные чувства, не всегда даже выразимые словом.Но можно сказать и иначе: это любимая собака, брошенная по старости на произвол судьбы. Кем—брошенная? Властями. Кинематографическим руководством. Режиссерами. Зрителями. Киноведами. Самим кино. Жизнью… Всеми нами и всем, что внутри нас и вокруг нас. Это жестокое сравнение возникает от того, что до обидного мало мы (киноведы и критики среднего и молодого поколения, а то и зрелого возраста) знаем о тех людях, которые снимали на ЛСДФ на закате ее мощи и славы. Да, знаем о Сокурове. Гораздо меньше—о Семенюке, Литвякове, Обуховиче и Косаков-ском. Почти ничего—о Сергее Скворцове. Речь идет, конечно, о качестве этого знания, а не о его количестве. Хотя и количество тоже не помешало бы..." (полностью текст на сайте Валерия Балаяна).
 

В 1940 - студия кинохроники на базе Каунасской к/ст (акционерное общество). В годы Великой Отечественной войны вся аппаратуpa была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. После освобождения Литвы советскими войсками, в 1944 к/ст восстановлена.
В 1949 переведена в Вильнюс.
С 1954 реорганизована в к/ст художественных и хроникально-документальных фильмов.

В 1964 году были построены павильоны студии (в районе Антакальнис). К 1986 году на Литовской киностудии было снято 93 художественных фильма, 338 документальных фильмов, не считая 1490 выпусков киножурнала «Советская Литва», 2 мультфильма. Киностудия также дублировала на литовский язык 800 художественных фильмов.

После вступления Литвы в Евросоюз многие западные киностудии стали снимать фильмы и сериалы на базе Литовской киностудии.
В настоящее время комплекс зданий киностудии постепенно сносится, и строится новый, в нескольких километрах за городом.

1919 – 1920 — киносекция Политотдела 41-й дивизии Красной Армии (на базе отдельных частных кинопредприятий, существовавших в Одессе в 1912 - 1919). Первоначально выпускала агитфильмы.
1920 – 1922 — Одесская к/ф-ка ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление).
1929 - 1930 — 1-я госкинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе.
1930 - 1932 — Одесская фабрика "Украинфильма".
1932 - 1938 — 1-я комсомольскапя кинофабрика "Украинфильма".
1938 - 1941 — Одесская киностудия художественных фильмов.
В 1941 студия была эвакуирована в Ташкент, и частично – в Алма-Ату. Одесские кинематографисты  принимали участие в работе этих киностудий. В частности, были созданы такие фильмы, как  «Два бойца»,  «Насреддин в Бухаре», «Человек № 217»,  «Я — черноморец», в новеллах для  боевых  кино сборников.  
 В 1941-ом работники студии во главе с ее директором  Познанским записались в ополчение. На фронте и в осажденной Одессе погибли многие работники студии: режиссёры, операторы, актёры, рабочие, техники. На  территории  студии  находится  памятник  погибшим кинематографистам.
После освобождения Одессы на месте разрушенной во время войны студии возникла Черноморская кинфабрика, служившая базой для экспедиций других киностудий (в 1951 - 1955 — филиал "Мосфильма").
С 1955 — Одесская киностудия художественных фильмов.

В 1926 на киностудии дебютировал как сценарист и сорежиссёр А.П. Довженко ("Вася-реформатор"). Здесь работали Н. П. Охлопков, П. И. Чардынин, В. Р. Гардин, Г. Л. Рошаль, И. П. Кавалеридзе, М. М. Хуциев, операторы Д. П. Демуцкий, Г. Д. Айзенберг и др., снимались актёры Н. М. Ужвий, А. М. Бучма и др.
После войны на киностудии работали Василий  Шукшин,  Петр  Тодоровский, Станислав Говорухин, Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич и другие. В Одессе сыграли первые большие роли в кино Евгений Евстигнеев и Олег Даль, Василий Шукшин и Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов и Лариса Удовиченко.
Студия располагала съёмочными павильонами. Выпускала художественных фильмов и 14 телевизионных серий в год, дублировала на украинский и русский языки советские и зарубежные фильмы. Среди лучших фильмов киностудии: "Звенигора" (1928), "Ночной извозчик" (1929), "Танкер "Дербент"" (1941), "Весна на Заречной улице" (1956), "Верность" (1965), "Городской романс" (1971), "Поезд в далёкий август" (1972), "До последней минуты" (1974), "Побег из тюрьмы", "Красные дипкурьеры" и "Ненависть" (1978), "Багряные берега" (1980), "Военно-полевой роман" (1984).

В 2005 реорганизована в ЗАО (государству принадлежит контрольный пакет акций). Собственниками акций одесской киностудии являются украинское государство в лице Фонда государственного имущества (50 % + 1 акция) и ООО «Новая киностудия» (50 % - 1 акция).
За несколько лет, благодаря инвесторам,  удалось  отреставрировать  здание  и  павильоны  старого  кино предприятия, приобрести новое оборудование. Сегодня Одесская киностудия — это частное акционерное общество (ЧАО), которое предоставляет услуги отечественным и зарубежным кинокомпаниям. 
На территории Одесской киностудии расположен музей кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.

Председатель правления ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Зверев (из интервью 28 Окт, 2014):

"По роду деятельности я действительно не киношник, а чистый управленец, антикризисник. До этого управлял холдингом в области металлообработки. Сюда пришел именно для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, вывести киностудию из системного кризиса...
Начал я с того, что привел в порядок финансовую составляющую. Мы рассчитались с долгами, начали зарабатывать деньги. Например, в 2013 году увеличили доход приблизительно в два раза по сравнению с 2012 годом. Это позволило не только выйти на точку безубыточности, но и инвестировать в основные средства, съемочное оборудование, специальный транспорт. Вторая и основополагающая точка применения усилий – это восстановление инфраструктуры. Это очень важно, потому что на сегодняшний день киностудия работает скорее как рентал-площадка, обеспечивающая чужое производство. Это наша боль и основная задача – когда мы выйдем на собственное кинопроизводство, я буду считать, что свою задачу на этом предприятии выполнил в полном объеме."

Режиссер Одесской киностудии Игорь Шевченко (из интервью 05.08.2015): "Изгнание кинематографистов с Одесской киностудии не вчера и даже не позавчера началось. Первая волна сокращений и увольнений прокатилась ещё лет пятнадцать назад, в начале «нулевых», и таких «цунами» было уже три или четыре, просто сейчас наступил финальный акт этой драмы. Новому руководителю (Андрей Зверев – прим. ред.), по нелепой и досадной случайности возглавившему студию, профессионалы вообще не нужны, ему гораздо удобнее общаться с людьми в кино столь же случайными, это его уровень и «потолок», поскольку и сам «директор» - человек в кино совершенно «левый», и вообще, как иронично говорят в Одессе – «приезжий». Результат - ожидаемо удручающий. Но «национальные темы по сценариям никому не известных писателей» на студии пока не особо в ходу, наоборот, имели место потуги замахнуться - конечно, не «на Вильяма нашего Шекспира», но на экранизацию рассказа Теннесси Уильямса... Естественно, силами кинолюбителей, город у нас всегда был творческим, а сейчас и подавно - любой владелец видеомыльницы «сам себе режиссёр». И - конечно же, всё это было сварганено с грубейшим нарушением Авторского права - без всякого согласования с наследниками писателя или другими правообладателями его произведений. Это и неудивительно - в последнее время у меня вообще создалось впечатление, что, как говорится в известной поговорке, Звереву «закон не писан»..."

РИЖСКАЯ КИНОСТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ (1940—1948)
Рига, Латвийская ССР, СССР

1940-1948 - Рижская киностудия документальных фильмов.

В 1948 объединена с Рижской к/ст художественных фильмов (организована в 1940).

 Создана в 1948 в результате объединения Рижской к/ст художественных фильмов и Рижской студии документальных фильмов (обе организованы в 1940). Киностудия располагала помещениями для съёмок обычных и широкоэкранных, чёрно-белых и цветных фильмов; имеет 3 съёмочных павильона.

Ежегодно к/ст выпускала 5 художественных фильмов, 4 художественных фильма но заказу ТВ, 1 полнометражный документальный фильм, около 40 частей короткометражных документальных и научно-популярных фильма, 48 номеров к/ж, 2 кукольных цветных фильма.

Павильоны студии были разбросаны по всему городу: в здании, позже занятом Театром юного зрителя, в бывшем кинотеатре «Пионерис», Камерном зале филармонии и во дворце культуры «Зиемельблазма». Сама студия находилась на улице Сколас.


В 1954 Государственным проектным институтом кинематографической и полиграфической промышленности «Гипрокинополиграф» Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР был создан проект комплекса зданий Рижской киностудии (архитекторы В. Воронов и А. Окунев). В две очереди 1961 и 1963 были сданы три съёмочных павильона площадью 950, 800, 140 м². Все службы переехали на новое место, на улицу Шмерля, 3. Съёмочные павильоны были самые большие в Северной Европе. В 2007 году на рассмотрении Кабинета министров находился законопроект, согласно которому 125 фильмов Рижской киностудии должны были быть переданы на приватизацию. На заседании 3 июля было решено оставить фильмы в собственности государства.
Как и в советское время, когда Рижская киностудия была основной технической базой фильмопроизводства, так и сейчас она оснащена современным техническим оборудованием и обладает помещениями для создания самых различных фильмов, передач, рекламных и других аудиовизуальных проектов.

УЗБЕКФИЛЬМ ИМЕНИ КАМИЛЯ ЯРМАТОВА (1925)
Ташкент, Узбекская ССР, СССР

1971 — Орден Трудового Красного Знамени

1925 – 1938 — Центральное государственное кинофотопредприятие УзССР (создано на основе товарищества «Бухкино» и прокатной конторы «Туркгоскино», существовавшей с 1923 года), затем Узбекский государственный фотокинотрест («Узбекгоскино», в 1933 образован сектор хроники).
1936 – 1941 — «Узбекфильм».
1941—1958 —  «Ташкентская киностудия». В период 1941—1945 гг. студия объединяла узбекских и эвакуированных кинематографистов. На студии работали кинематографисты Москвы, Ленинграда, Киева. Художественным руководителем студии был режиссёр Михаил Ильич Ромм.
1958  — студии возвращено прежнее название «Узбекфильм».
С 1979 — «Узбекфильм» имени Камиля Ярматова.
С 2004 — студия в составе Национального агентства «Узбеккино».
В составе «Узбеккино» функционируют киностудии «Узбекфильм», «Узкинохроника», «Каракалпакфильм», ЭМТО «5-Студия», а также 14 областных подразделений. 

1932–1938 — Корпункт "Союзкинохроники" в Уфе.
1938–1990 — Уфимская студия хроникально-документальных фильмов.
С 1990 –2006 — киностудия "БАШКОРТОСТАН" (создана 25 мая 1990 года распоряжение Совета Министров Республики Башкортостан с целью поддержки и развития национального кинематографа республики).
С 2006 — киностудия получила статус государственного унитарного предприятия (ГУП РБ Киностудия "БАШКОРТОСТАН").
В 2008 —  слияние ГУП "Башкиновидеопрокат" и киностудии.