Марк ЦЕЙТЛИН

Главный редактор, Педагог, Сценарист

Полное имя:
Марк Захарович ЦЕЙТЛИН

Дата рождения:
06 сентября 1901

Дата смерти:
18 октября 1971 (70 лет)

Профессии:
Главный редактор, Педагог, Сценарист

Краткая биография

Один из первых сценаристов и редакторов документального кино, организаторов Всесоюзной кинохроники. В 1923 окончил Донской университет. В 20-е годы научный сотрудник Музея революции. В кино с 1926. Один из зачинателей историко-документального жанра в кино. Участвовал в написании сценариев первых историко-документальных фильмов: "Падение династии Романовых" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928) и др.; документально-биографических фильмов: "Будем как Ленин" и "Сергей Миронович Киров" (1939). Совместно с Э. Шуб сценарный план хроникально-документального фильма "Сегодня" (1930).  Автор сценарного плана документального фильма "Дело Промпартии" . Автор сценариев научно-популярных фильмов "Ворота Каспия" (1946), "Сердце Родины" (1947), "Рассказ об угле" и "Советская Якутия" (1948), "Солнечный камень" (1955, с И. А. Васильковым), "М. С. Щепкин" (1963), "Николай Погодин" (1972) и др. В 1929 1935 годах был главным редактором и руководителем центральной редакции "Союзкинохроники" (с 1944 — ЦСДФ). В 1941 — 1943 годах читал курс документального кино во ВГИКе. 

Жена: Елена Евсеевна Черняк (род. 1924), кинодраматург, Член Союза кинематографистов СССР.

[Страница дополняется материалами

 

Фильмография ЦСДФ

1927 — Падение династии Романовых (Сценарист)

Библиография

1958 — И. Васильков, М. Цейтлин. Солнечный камень, в сб.: Киносценарии науч.-популяр, фильмов. (изд.: — Москва.)
1959 — Эсфирь Шуб. Крупным планом (изд.: — М.; "Искусство"; с. 256; тираж: 5000)

Цитаты

Успех монтажных фильмов Эсфири Шуб во многом объяснялся сценариями М.З.Цейтлина. Многое из методологии обращения с материалом, принципиальных теоретических положений и решения конкретных эпизодов было предложено именно Цейтлиным; Шуб, на наш взгляд, выполняла, помимо функций монтажницы, обязанности, сходные с продюсерскими. Она набирала хорошую съемочную группу и распределяла обязанности. «Формула» монтажа в ее фильмах проста, если не сказать—примитивна; многие ныне забытые документалисты (взять хотя бы Г.М.Боброва, О.Б.Подгорецкую, И.Ф.Сеткину) монтировали гораздо разнообразнее, интереснее, динамичнее...

Александр ДЕРЯБИН (2001, "Киноведческие записки" № 55), Источник