Марк ЦЕЙТЛИН

главный редактор, кинодраматург, педагог

Полное имя:
Марк Захарович ЦЕЙТЛИН

Дата рождения:
06 сентября 1901

Дата смерти:
18 октября 1971 (70 лет)

Профессии:
главный редактор, кинодраматург, педагог

Краткая биография

Один из первых сценаристов и редакторов документального кино, организаторов Всесоюзной кинохроники. В 1923 окончил Донской университет. В 20-е годы научный сотрудник Музея революции.
В кино с 1926. Один из зачинателей историко-документального жанра в кино. Участвовал в написании сценариев первых историко-документальных фильмов: "Падение династии Романовых" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928) и др.; документально-биографических фильмов: "Будем как Ленин" и "Сергей Миронович Киров" (1939). Совместно с Э. Шуб сценарный план хроникально-документального фильма "Сегодня" (1930).  Автор сценарного плана документального фильма "Дело Промпартии" . Автор сценариев научно-популярных фильмов "Ворота Каспия" (1946), "Сердце Родины" (1947), "Рассказ об угле" и "Советская Якутия" (1948), "Солнечный камень" (1955, с И. А. Васильковым), "М. С. Щепкин" (1963), "Николай Погодин" (1972) и др. В 1929 1935 годах был главным редактором и руководителем центральной редакции "Союзкинохроники". В 1941 — 1943 годах читал курс документального кино во ВГИКе. 

СЕМЬЯ

Жена — Елена Евсеевна Черняк (1924 — предположительно 2015), кинодраматург, Член Союза кинематографистов СССР, работала редактором студии "Диафильм". После сметри Марка Цейтлина была женой Иосифа Прута.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Документальный фильм  "Наше кино. XX лет советской кинематографии" 1940 года выпуска (автор сценария: Марк Цейтлин; режиссер: Федор Киселев; операторы: М. Трояновский, М. Ошурков, Е. Мухин) смотрите онлайн в высоком разрешении в проекте  #КинотеатрЦСДФ.

Библиография

1958 — И. Васильков, М. Цейтлин. Солнечный камень, в сб.: Киносценарии науч.-популяр, фильмов. (изд.: — Москва.)
1959 — Эсфирь Шуб. Крупным планом (изд.: — М.; "Искусство"; с. 256; тираж: 5000)

Цитаты

Успех монтажных фильмов Эсфири Шуб во многом объяснялся сценариями М.З.Цейтлина. Многое из методологии обращения с материалом, принципиальных теоретических положений и решения конкретных эпизодов было предложено именно Цейтлиным; Шуб, на наш взгляд, выполняла, помимо функций монтажницы, обязанности, сходные с продюсерскими. Она набирала хорошую съемочную группу и распределяла обязанности. «Формула» монтажа в ее фильмах проста, если не сказать—примитивна; многие ныне забытые документалисты (взять хотя бы Г.М.Боброва, О.Б.Подгорецкую, И.Ф.Сеткину) монтировали гораздо разнообразнее, интереснее, динамичнее...

Александр ДЕРЯБИН (2001, "Киноведческие записки" № 55), Источник

[ Страница дополняется материалами ]