Василий КАТАНЯН

писатель, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Василий Васильевич КАТАНЯН

Дата рождения:
21 февраля 1924
Тбилиси, СССР

Дата смерти:
30 апреля 1999 (75 лет)
Москва, СССР

Профессии:
писатель, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Лауреат Ленинской премии (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.

В 1928 году семья переехала из Тбилиси в Москву.  Во время Великой Отечественной войны Василий Катанян поступил работать на авиационный завод в Тушино, сначала учеником, потом токарем, а после фрезеровщиком.
В 1950 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцевас дипломом режиссёра игрового кино. Однако, решил заняться кинодокументалистикой. Однокурсниками Катаняна были Станислав Ростоцкий, Эльдар РязановЛия Дербышева, Зоя Фомина, Виллен Азаров.  
В 1950 — 1990 — ассистент режиссера, режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 

Обширная фильмография Василия Катаняна представлена не только документальной хроникой событий, происходивших в культурной и политической жизни страны, но и полнометражными биографическими лентами о деятелях культуры — Анне Ахматовой, Майе Плисецкой, Аркадии Райкине, Людмиле Зыкиной, Александре Пахмутовой, Родионе Щедрине и других его современниках, с некоторыми из которых его связывала дружба на протяжении всей жизни.

В 1998 году был номинирован на премию Малый Букер (с 1992 года  присуждается каждый год за разные виды литературной или издательской деятельности, тем самым расширяя охват Большого Букера, который строго ограничивается романным жанром). В 1998 году Малый Букер присуждался за книгу, представляющую собой значительный вклад в жанр мемуарной и автобиографической прозы, посвященной "литературной жизни России".

После смерти Василия Катаняна в 1999 году Инна Генс подготовила к изданию мемуары на основе его дневников и выпустила ряд других, начатых им ранее книг.

СЕМЬЯ

Отец— Василияй Абгарович Катанян (1902 — 1980), литературовед, писатель, биограф Владимира Маяковского.
Мать — Галина Дмитриевна Катанян (1904 — 1991), певица и журналистка. В девичестве — Клепацкая (фамилия отчима — Дмитрий Флорианович Клепацкий, инженер-строитель).
Дед (по линии матери)   Наум Кавинокий (Кавиноки) (... — 1939). После поражения революции 1905 года, в которой он принимал участие, бежал в Германию, позже эмигрировал в США. Друг и соратник Арманда Хаммера, вместе они оказывали помощь СССР. Владел клиникой в Сан-Франциско. 
Жена — Инна Юлиусовна Генс-Катанян (1928 — 2014), киновед и специалист по японскому кино, долгое время остававшейся единственным профессиональным киноведом-японистом в СССР. В 1966 году в московском Институте истории искусств защитила кандидатскую диссертацию: «Японское независимое кино». Автор ряда монографий: «Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве» (1972; история фильмов о войне во взаимоотношении с жизнью японского общества в годы Второй мировой войны и после ее окончания — до 60-х годов), «Тосиро Мифунэ» из серии «Мастера зарубежного киноискусства» (1974), «Бросившие вызов. Японские кинорежиссеры 60–70-х годов» (1988; 10 портретов мастеров кино «новой волне» на фоне широкой панорамы жизни и кинематографа Японии — единственное на сегодняшний день русскоязычное исследование о японской кинематографической «новой волне» — 1960–70-х годов).

На фото: Лиля Юрьевна Брик и Василий Абгарович Катанян.

В течение всей жизни Катанян с супругой хранили и систематизировали архивы четырёх семей — Катаняна-старшего, Катаняна-младшего, Лили Брик (с 1938 года Василий Абгарович Катанян — муж Лили Юрьевны Брик), французской писательницы, переводчика Эльзы Триоле (родная сестра Лили Брик и жена французского писателя-коммуниста Луи Арагона). Часть семейного архива, состоящего из рукописей, дневников и писем, в настоящее время, находится на хранении в государственных архивах. На основе созданных домашних аудиозаписей был образован личный фонд В.В. Катаняна в РГАФД.

На фото сидят (слева направо): кинооператор Галина Захарова, режиссёр Василий Катанян, Луи Арагон, Эльза Триоле, директор картины Маргарита Кафиева, стоит Владимир Сендеров (нач. осветительного цеха ЦСДФ). Фото из личного архива Екатерины Андриканис.

  


 

 

 

Эту новогоднюю открытку сделал своими руками режиссёр Василий Васильевич Катанян. 1984 год. Съемочная группа фильма "У истоков советской культуры" в квартире режиссера Василия Катаняна. Из личного архива Алексея Голубева. На фото (слева направо): директор фильма Вячеслав Кецмец, редактор Алексей Голубев, кинооператор Валерий Никонов.

 

 

 

 

 

Созданные Василием Катаняном коллажи и переплетенные им книги были представлены на различных выставках:

  • Коллаж в русском искусстве XX века, 10 июня 2003 года — 20 июля 2003 года, Москва. Выставка из цикла «Графика XX века», организованная Министерством культуры Российской Федерации, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереей.
  • Коллаж в России. XX век, 29 декабря 2005 года, Санкт-Петербург. Выставка проходила в Государственном Русском музее в рамках Седьмого Международного Зимнего Фестиваля «Площадь Искусств».
  • «Лоскутное одеяло» Василия Катаняна, 10 декабря 2009 года — 26 января 2010 года, Москва. Выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Катаняна. В выставочных залах Государственного Литературного музея были представлены материалы из семейного архива Катанянов — коллажи, самодельные книги, письма и фотографии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Фамилия Катанян упоминается в фильмах его друга и коллеги Эльдара Рязанова:

  • В качестве примеров «детских речений» в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» неоднократно приводятся высказывания маленького Васи Катаняна, собранные его родителями.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов; асс. режиссера: В. Катанян 
1950 — На заводе имени Сталина; асс. режиссёра
1951 — Юные спортсмены; реж. совместно с Лией Дербышевой
1954 — Остров Сахалин (съёмки фильма проводились по всей области — от мыса Погиби до залива Анив — с февраля по октябрь 1954 года); полнометражный; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновскийрежиссер; В. Катанян, Эльдар Рязанов; операторы: Л. Панкин, А. Кочетков, Н. Шмаков, И. Гутман, Г. Серов; премия на Международном кинофестивале в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале 
1955 — Советская экспедиция отправляется в Антарктику (о подготовке экспедиции дизельэлектрохода "Обь"); режиссер; операторы:  Г. Захарова, А. Истомин; автор текста: Л. Браславский
1955 — МГУ — 200 лет (юбилейные торжества по поводу 200-летия со дня открытия Московского Государственного университета им. Ломоносова: режиссер; операторы: А. Левитан, В. Фроленко, Б. Макасеев; звукооператор: К. Никитин 
1955 — В дальневосточных морях ; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновский; режиссеры: В. Катанян,  Эльдар Рязанов; операторы:  И. Гутман, Н. Шмаков, Л. Панкин
1956 — У нас в Кабарде (Рассказ о Кабарде); режиссер; операторы:  Г. Зимцов, В. Придорогин, В. Усанов; диктор: Л. Хмара; композитор: А. Соколов-Камин; звукооператор6 К. Никитин; асс. режиссера: Е. Власова
1957 — В Москве Фестивальной
1957 — Н. Булганин и Н. Хрущёв в дружественной Финляндии
1958 — Сергей Эйзенштейн; приз Эдинбургского международного кинофестиваля в Англии (1961)
1959 — Поль Робсон (фильм об американском певце, актере и правозащитнике Поле Робсоне); полнометражный; режиссер; операторы: Г. Монгловская А. Хавчин
1959 — Звёзды встречаются в Москве
1960 — Всеволод Вишневский
1960 — Песня над Москвой
1960 — День флота
1961 — Страницы великой борьбы; режиссер; автор сценария совместно с Иосифом Лаврецким
1961 — Здравствуй, фестиваль!
1961 — В дни фестиваля
1961 — Гости из Венесуэлы
1962 — Юные ленинцы; реж. совместно с Ириной Жуковской
1962 — Онкологи мира держат совет
1962 — Тёплые встречи на Севере
1962 — Американский балет в Москве
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; реж.: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Наша Ярославна
1963 — Флаг кинофестиваля поднят
1963 — Огни кинофестиваля
1963 — Мы с тобой, Куба
1964 — Москва, День поэзии
1964 — Майя Плисецкая (новая редакция картины — 1981 год);  Гран-при на Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо (Италия) в 1980 году
1965 — Дебют молодых
1965 — Репортаж с фестиваля
1965 — До свидания, фестиваль
1965 — Когда поют солдаты
1965 — Визит дружбы; совместно с Леонидом Махначём
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция картины 1942 года, совместно с Леонидом Варламовым)
1966 — Посланцы югославского народа в СССР
1967 — Московский Международный кинофестиваль
1967 — Аркадий Райкин (фильм с участием Аркадия Райкина и артистов Ленинградского театра миниатюр); полнометражный; авторы сценария: В. Катанян, Р. Рома; режиссер: В. Катанян; оператор: О. Рейзман
1968 — В концерте сто тысяч номеров
1970 — Композитор Родион Щедрин
1970 — Ленину посвящается
1970 — Большой визит; реж. совместно с Борисом Небылицким
1971 — В одной московской школе; автор сценария и режиссер
1971 — На празднике народной Монголии
1971 — Асуан — символ дружбы
1972 — Алим Ходжаев
1972 — Встреча на Волге
1972 — Визит Н. В. Подгорного в Турцию
1973 — Творчество воинов
1974 — Перечитывая Стасова; режиссер; автор сценария совместно с Леонидом Белокуровым
1974 — Наш Пушкин; автор сценария и режиссер
1975 — Вспоминая военную песню; автор сценария и режиссер
1976 — Большой театр вчера и сегодня
1976 — Визит А. Н. Косыгина в Сирию
1977 — Концерт народных талантов (Заключительный концерт Всесоюзного фестиваля народного творчества)
1977 — Композитор Александра Пахмутова; режиссер; автор сценария совместно с Тихоном Непомнящим
1977 — Визит Иосипа Броз Тито в СССР
1977 — Москвичи одобряют и поддерживают курс КПСС
1978 — На концерте Людмилы Зыкиной; полнометражный; режиссер; автор сценария: Ицков И.; операторы: Левитан А., Серов Ю., Хавчин А., Шмаков Н.; звукооператор: Гунгер И.
1978 — Партизаны. Война в тылу врага (фильм 4-й эпопеи «Великая Отечественная»); Ленинская премия (1980)

Конец экспедиции по Восточной Европе съемочной группы фильма «Будущее планеты» (1979). На фото (слева направо): диретор картины Евгений Тутубалин, осветитель Федоровский, режиссеры Тамара Лаврова и Василий Катанян, операторы Олег Воинов и Валерий Никонов. Фото из личного архива В. Никонова.
1979 — Будущее планеты (фильм о воспитании детей в яслях, детском саду, школе, отдых в лагерях. Профессиональное образование в социалистических странах; деятельность Всероссийского общества Красного Креста и обществ Красного Креста социалистических стран); полнометражный; По заказу: Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Болгарского Красного Креста; Совместное производство: ЦСДФ и Студии научно-популярных фильмов Народной республики Болгарии;  реж.: В. Катанян, Т. Лаврова; операторы: О. Воинов, В. Никонов; редактор: М. Рябова; директор картины: Е. Тутубалин
1979 — Индонезийские парламентарии в Советском Союзе
1979 — Живой Ленин
1980 — На выставке «60 лет советского кино»  (фильм о выставке, посвященной 60-летию советского кино, проходившей в Москве летом 1979 года на ВДНХ СССР; экспонаты выставки отражают становление и развитие советского кинематографа); сценарный план:  С. Дробашенко, В. Синельников, О. Тенешвили.; реж.: В. Катанян; гл. оператор: В. Усанов; оператор в группе операторов; комментирует : Г. Шергова; звукооператоры: И. Гунгер, В. Щекутьев; директор картины; В. Кецмец
1981 — Через гуманизм — к миру! (фильм рассказывает о деятельности общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР); режиссер и автор сценария; операторы: В. Никонов, Э. Стоян
1981 — СССР — Австрия: в интересах сотрудничества
1982 — За безъядерный Север
1982 — Визит партийно-государственной делегации ПНР в Москву
1982 — Плакат — зеркало времени
1982 — Верность великому почину; совместно с Галиной Бурашевой

На съемках фильма «У истоков советской культуры. На фото (слева направо): оператор Валерий Никонов и режиссер Василий Катанян. Ташкент. 1983 год. Фото из личного архива В. Никонова.
1983 — У истоков советской культуры (фильм рассказывает о первых шагах культурного строительства нашей страны); полнометаржный; реж.: В. Катанян; операторы: В. Волков, В. Никонов; редактор: Алексей Голубев; директор картины: Вячеслав Кецмец
1983 — Об увлечённости, о школе, о поэте (фильм рассказывает о музее Владимира Маяковского в школе № 79 г. Москвы); автор сценария; режиссёр Зоя Фомина
1983 — Парламентарии Австрии в СССР
На съемках фильма «Цепочка жизни». На фото (слева направо): режиссер Василий Катанян, настоятель православного храма в Аддис-Абебе (Эфиопия), оператор Валерий Никонов. 1987 год. Фото из личного архива В. Никонова.
1984 — Красный Крест Эфиопии
1984 — Визит Менгисту Хайле Мариама в СССР
1985 — Навстречу фестивалю
1986 — Будапештская встреча; автор сценария и режиссер
1987 — «Бурда Моден» в Москве

На съемках фильма «Цепочка жизни» 91987). Василий Катанян и Валерий Никонов снимают в доме претарелых в Хельсинки (Финляндия). Фото из личного архива В. Никонова.

1987 — Цепочка жизни (фильм о деятельности общества Красного Креста Финляндии и Красного Креста и Красного Полумесяца СССР); Производство: ЦСДФ и Скандиа-фильм; автор сценария; режиссеры: В. Катанян, К. Холлемберг; оператор: В. Никонов; звукооператор: И. Гунгер
1988 — Чем больше людей с гитарами
1988 — Анна Ахматова. Листки из дневника

Кинопанорамные фильмы
1959 — Дорога весны; первая круговая кинопанорама снятая в СССР (совместно с Леонидом Махначём)
1961 — СССР с открытым сердцем; совместно с Л. Кристи
1987 — «Бурда Моден» в Москве

Микрофильмы
Созданы для Всемирной выставки «ЭКСПО-70» проходившей в Осаке (Япония)
1969 — Кинорежиссёр Александр Довженко
1969 — Кинорежиссёр Всеволод Пудовкин
1969 — Кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн
1969 — Кинорежиссёры Георгий и Сергей Васильевы

КИНОПЕРИОДИКА

1955 — Киножурнал «Новости дня» № 40, 58, 65
1955 — Киножурнал «Пионерия» № 2
1956 — Киножурнал «Новости дня» № 13, 24
1956 — Киножурнал «Пионерия» № 1, 2, 12
1957 — Киножурнал «Новости дня» № 10, 23, 28, 45, 47, 48, 51, 52
1958 — Киножурнал «Новости дня» № 6, 8, 10, 22, 38, 43
1958 — Киножурнал «Пионерия» № 6, 11
1959 — Киножурнал «Пионерия» № 12
1960 — Киножурнал «Новости дня» № 3, 24, 30
1961 — Киножурнал «Новости дня» № 21, 34
1961 — Киножурнал «По СССР» № 11
1962 — Киножурнал «Новости дня» № 1, 36
1963 — Киножурнал «Новости дня» № 26, 32
1963 — Киножурнал «Пионерия» № 7, 11
1965 — Киножурнал «Новости дня» № 10
1965 — Киножурнал «Советское кино» № 1 (совместно с Л. Даниловым)
1966 — Киножурнал «Новости дня» № 1
1966 — Киножурнал «По СССР» № 18
1968 — Киножурнал «Новости дня» № 17, 35, 44, 46, 49, 51
1968 — Киножурнал «По СССР» № 49
1969 — Киножурнал «Новости дня» № 1, 32, 35
1969 — Киножурнал «По СССР» № 64
1970 — Киножурнал «Новости дня» № 16
1971 — Киножурнал «Новости дня» № 33
1972 — Киножурнал «Новости дня» № 5, 9, 23, 37, 39, 41, 46
1973 — Киножурнал «Новости дня» № 2, 6, 9, 11, 32, 34, 36, 38, 43, 46
1974 — Киножурнал «Новости дня» № 9, 17, 22
1975 — Киножурнал «Новости дня» № 4, 7, 11, 34
1976 — Киножурнал «Новости дня» № 4, 6, 20, 23, 26, 29, 33, 40, 41, 44
___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частнх архивов.

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1968 № 35 (режиссёр)

Библиография

1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1994 — Катанян В. В. "Параджанов. Цена вечного праздника" (ИМЕНА) (изд.: — М.; «Четыре искусства»)
1997 — Авторский сборник; составитель Исканцева Т. Г. "Необъятный Рязанов" (Глава: Как денди лондонский одет, автор В. В. Катанян) (изд.: — М.; «Вагриус»)
1997 — Катанян В.В. "Прикосновение к идолам" (Мой 20 век) (изд.: — М.; «Вагриус»)
1998 — Шкловский Е. "Василий Катанян. Прикосновение к идолам" (Журнал Знамя № 4) (изд.: — М.; Знамя)
2001 — Катанян В.В. "Лоскутное одеяло" (Про всё) (изд.: — М.; «Вагриус»)
2002 — Катанян В.В. "Лиля Брик. Жизнь" (изд.: — М.; «Захаров»)
2002 — Рязанов Э.А. "Эльдар-TV или Моя портретная галерея" (изд.: — М.; «Вагриус»)
2003 — Вульф В.Я. "Серебряный шар: Преодоление себя. Драмы за сценой" (изд.: — М.; «ОЛМА-ПРЕСС: Авантитул»)

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1980 — Ленинская премия ("Партизаны. Война в тылу врага" — фильм 4-й киноэпопеи "Великая Отечественная" / "Неизвестная война" (1978))

Цитаты

[…] И вот открывается дверь, стремительно входит невысокая, молодая, красивая женщина. Первое впечатление — яркость, увлеченность, темперамент — не могут стереть годы, прошедшие с того дня.[…]
Яркость — черные блестящие волосы, красные губы, ослепительная улыбка и сверкающие глаза. Темперамент — она говорила громко, страстно, живо и сразу нас пленила. Увлеченность — она рассказывала о последней съемке с юмором, выразительно жестикулируя и даже что-то напевая.[…]
Рассказчик замечательный, она говорила образно, взрываясь смехом вместе с нами. Не успели мы оглянуться, как раздался звонок, и Арша Амбарцумовна исчезла так же стремительно, как и появилась.
С этого дня часть нашего курса решила заняться кинохроникой — Рязанов, Фомина, я, еще двое-трое. В дальнейшем наши судьбы сложились по-разному, но в документальное кино нас увлекла Ованесова.[…]

Василий Катанян, кинорежиссёр-документалист, сценарист, писатель, Лауреат Ленинской премии (1980), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Источник

Он вообще-то мог быть комедиографом, но Козинцев из него во ВГИКе выбивал юмор, и Вася стал работать, как все.

Эльдар Рязанов, кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984), Источник

[...]Первая большая картина В. Катаняна о мастерах искусства (и вообще первая его большая лента) — «Сергей Эйзенштейн» — была снята в 1957 году по канонам биографического фильма (не частого в ту пору на документальном экране). Драматургия следовала за жизнью Эйзенштейна. Не было никаких неожиданных поворотов, отступлений, свойственных лентам Катаняна, сделанным позднее. Однако в ней ощущается темперамент учителя и темперамент ученика, она приоткрыла зрителю лабораторию великого режиссера: Катанян раскопал многие рисунки и впервые их опубликовал, поведал о неосуществленных замыслах, показал его уникальную библиотеку и коллекции, рассказал о друзьях и соратниках. Теперь это уже известно из монографий, из собрания сочинений С. М. Эйзенштейна. А тогда все было внове, почти все — впервые. Картина получила приз на фестивале в Эдинбурге и долгую жизнь на экране, стала учебным пособием для студентов- кинематографистов во ВГИКе, в Британской киноакадемии, в Шведской школе искусств...
Сегодня об Эйзенштейне снимают фильмы подробно, скрупулезно: монтаж, рисунки, музыка. И, отдавая дань научности, конкретности, глубине этих лент, все же с благодарностью вспоминаешь ту, давнюю картину Катаняна, — ведь она впервые показала всю жизнь Мастера, все его творчество и стала прародительницей целой серии фильмов-монографий о Пудовкине, Довженко, братьях Васильевых.[...]
Катаняна можно назвать счастливчиком — в общем-то ему выпадало снимать то, о чем он мечтал, или, может быть, большинство заданий студии — обычных и повседневных — он обращал в мечту, во влюбленность, а без этого фильм получается или холодным, или вялым.[...]

Галина Долматовская, искусствовед, Источник

[...]Однокурсники — Станислав Ростоцкий и Зоя Фомина, Вениамин Дорман и Лия Дербышева, Виллен Азаров и Василий Левин — называли его ласково Васька, Васенька, Васисуалий. Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным. Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово "подиум" мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннущие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу.[...]
Всю жизнь Вася вел дневник. За несколько лет до выхода на пенсию он принялся записывать занимательные истории, связанные со знаменитостями, с которыми его сводила судьба. Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях.[...]
Очень часто в последнее время передо мной встает почему-то одна и та же картина. Конец сороковых годов. Наш курс на станции метро "Бауманская". Мы все веселые, немного выпившие, садимся в вагон поезда метро. Поздно, уже около часа ночи. Вася, у которого мы гуляли на вечеринке, пошел нас провожать. Поезд тронулся, и мы увидели, как на пустом перроне Вася принялся танцевать канкан. Он танцевал лихо, задирая свои длиннущие ноги выше головы. Его танцующая фигура удалялась и вскоре скрылась. Поезд вошел в тоннель...

Эльдар Рязанов, режиссер, Источник

Статьи

Василий Катанян (из серии "Режиссёры советского документального кино"; "Союзинформакино; 1983)
ВАСИЛИЙ КАТАНЯН: В ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НАС УВЛЕКЛА ОВАНЕСОВА
Василий Катанян. "Вот такой он был... фантазер"
Время с Романом Карменом (из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам”; 1997)
Аркадий Райкин кидает кости (из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам”; 1997)
Боги, демоны, духи... Литературный критик Евгений Шкловский о книге Василия Катанян "Прикосновение к идолам".
Леонид Кристи, или талант нравственности. Глава из книги Василия Катаняна "Прикосновение к идолам".
Лидия Степанова, широко известная в узком кругу (из книги Василия Катаняна "Прикосновение к идолам". 1997 год)
Василий Катанян. "Дзига Вертов, или долгие черные годы"
Французские встречи. От Маяковского до Сен-Лорана... из воспоминаний Лили Брик в перессказе режиссера В.В. Катаняна.
"МОЙ ПЕРВЫЙ ДРУГ, МОЙ ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ..." Все еще ХХ век... Эльдар Рязанов о ВГИКе, друзьях и Катаняне

[ Страница дополняется материалами ]