Михаил СЛУЦКИЙ

оператор, режиссёр, сценарист

Имя при рождении:
Михайло Якович Слуцький

Дата рождения:
19 июля 1907
Киев, Украина, Российская империя

Дата смерти:
23 июня 1959 (51 год)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист

Краткая биография

19 июля 2017 года — 110 лет со дня рождения Михаила Яковлевича Слуцкого

Слуцкий Михаил Яковлевич (06 (19) июля 1907, Киев (ныне — Украина) — 26 марта 1959). Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1848, 1952). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1954). Член КПСС с 1942.

В 1922 поступил в Киевскую электропрофшколу, в 1924 году перевелся в электротехникум. Во время учебы работал электротехником в театре.
В 1932 году окончил операторский факультет ГИКа.
В 1928 — 1929 напечатал серию фотошаржей на известных кинематографистов.
С 1931 — оператор, режиссёр Московской студии "Союзкинохроники". 
В 1932 снял один из первых советских звуковых фильмов "Именем Ленина", посвящённый пуску Днепрогэса. Выразительные портреты, масштабность показа строительства, чёткий ритм монтажа, изобретательное использование звука сделали этот фильм заметным явлением канодокументалистики. Снимал сюжеты для кинопериодики — "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Новости дня" и другие.

Режиссер документальных фильмов — «День войны» (1942; полнометражный; съёмки проходили 13 июня 1942 года); «Концерт фронту» (1942; полнометражный; автор сценария и режиссёр).

В 1946 — 1958 работал на Украинской, Фрунзенской, Ленинградской студиях кинохроники.  

На фото: Роман Кармен (сидит в центре), далее слева направо: Рувим Халушаков, Михаил Слуцкий, Леонид Варламов, Василий Беляев, Федор Киселев и Борис Небылицкий. Нач. 50-х годов XX века. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

СЕМЬЯ

Был женат.
Дочь — Галина Слуцкая, работала на ЦСДФ редактором.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1930 — Фабрика-кухня; автор сценария; режиссёр-оператор: Р. Кармен
1931 — Эти не сдадут (о Сталинградском тракторный завод); реж.: М. Кауфман 
1931 — По Ойротии; режиссёр, оператор совм. с М. Глидером

1932 — "Имени Ленина". Днепрогэс; реж.-оператор
1932 — О нанайце с реки Тунгуски; режиссёр; оператор: М. Глидер
1932 — Последний кубометр (о строительстве Днепрогэса); реж.-оператор
1932 — Когда наступает вечер (Москва); реж.: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Семгин, М. Слуцкий, Р. Кармен 
1933 — Жить зажиточно; режиссёр; операторы:  Б. Макасеев, М. Глидер
1933 — Ленин с нами; режиссёр
1934 — Две лишние буквы (Украина, Винницкая область. с. Вербовое (дневная и ночная съемка). Жизнь, быт, занятия колхозников); режиссёр; оператор: Б. Макасеев
1934 — Комсомольск; режиссёр; оператор: М. Глидер
1934 — Лю-Фу (фильм рассказывает о колхозн им. Кантонской коммуны и его работнике — Лю Фу); режиссёр; оператор: М. Глидер 
1934 — Биробиджан (фильм о жизни евреев-переселенцев); режиссёр; оператор: М. Глидер
1935 — Первомай; режиссёр; оператор: Б. Макасеев
1935 — 2-й Всесоюзный съезд колхозников-ударников 
1935 (?) — Еврейские песни и пляски; реж.-оператор
1935 — Город юности 
1935 — Рассказ о рыбной ловле; режиссёр; оператор: М. Глидер
1936 — Рабоче-Крестьянская; режиссёр; оператор: М. Глидер
1936 — К событиям в Испании. Выпуск № 18; режиссёры монтажа: М. Слуцкий, В. Ерофеева; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев 
1936 —  «Союзкиножурнал» (Новогодний выпуск)

1937 (?) —  Одесса; режиссёр; оператор: Р. Кармен 
1937 — 1 Мая 1937 г. 
1937 — XX Май (Двадцатый Май); реж.: М. Слуцкий, Л. Степанова, И. Сеткина
1937 — Здравствуй новый год! (итоги 1937 года); режиссёр; оператор: М. Глидер; вошли кадры кинохроники операторов: М. Трояновского и А. Шафрана
1937 —  Сыны трудового народа (бойцы Красной армии на осенних учениях 1937 года); полнометражный; реж.: Копалин И., Слуцкий М., Гиков Р.; операторы: Беляков И., Доброницкий Д., Ешурин В. и др.
1938 — Китай в борьбе (Выпуски 1, 2, 3); реж.:  Г. Сатарова, М. Слуцкий; оператор: Р. Кармен
1938 — Первое мая; реж.: С. Гуров, Ф. Киселев, И.М. Слуцкий
1938 — Первое мая; реж.: С. Гуров, Ф. Киселев, И. М. Слуцкий 
1938 — Песня молодости (Всесоюзный парад физкультурников в г. Москве на Красной площади 24 июля 1938 года); полнометражный; (совм. с С. Гуровым, Ф. Киселевым)
1938 — С Новым годом!режиссёр; оператор: М. Глидер
1939 — Будем как Ленин; режиссёр

1939 — В особом районе Китая; режиссёр; оператор: Р. Кармен 
1939 — ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка: церемония открытия с участием руководителей СССР); полнометражный; режиссёр
1939 — Говорит Москва; режиссёр; оператор: Б. Макасеев
1939 — День Михаила Ивановича Калинина; режиссёр; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1939 — Парад молодости (спортивный парад советской молодежи на Красной площади); полнометражный; реж.: М. Слуцкий, Ф. Киселев; оператор: И. Беляков
1939 — Первое Мая (Первомай); реж.: М. Слуцкий, Ф. Киселев
1939 — Седовцы; реж.:  Р. Кармен, М. Слуцкий; операторы: В. Штатланд, П.В. Пинегин, В. Халушаков
1940 — День в редакции (производственные процессы на комбинатах "Правда" и "Известия"); режиссёр; оператор: Б. Макасеев
1940 — День нового мира (24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны); полнометражный; реж.: М. Слуцкий, Р. Кармен; операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, Б. Небылицкий
1940 — Спецвыпуск о М. И. Калинине; режиссёр
1941 — Боевой киносборник № 5 (Наша Москва); Сталинская премия (1942)
1941 — Полный вперед! (части Красной Армии в Сталинграде); режиссёр; оператор: М. Глидер
1941 — После работы (участники художественной самодеятельности исполняют концертные номера на сцене Дворца культуры автозавода им. Сталина); режиссёр
1941 — Слово большевика 
1942 — 8-я Гвардейская стрелковая дивизия; совместно с Я. Посельским
1942 — День войны (съёмки проходили 13 июня 1942 года); полнометражный
1942 — Концерт фронту; полнометражный; автор сценария и режиссёр; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, Ф. Проворов 
1944 — На подступах к г. Кошице; реж.: М. Слуцкий, Д. Каспий; оператор: Д. Каспий
1946 — Песня о Киргизии; полнометражный; Производство: Фрунзенская студия кинохроники; режиссёр; операторы: А. Фролов, М. Аранышев, С. Авлошенко
1947 — Советская Украина; полнометражный; Производство: Украинская студия кинохроники; реж.:  М. Слуцкий, Г. Тасин; операторы:  А. Кричевский, Я. Авдеенко, К. Богдан, В. Войтенко; Сталинская премия (1948)
1950 — Советская Украина; полнометражный; Производство: Украинская студия кинохроники; реж.:  М. Слуцкий; операторы: К. Богдан, И. Кацман, Я. Марченко
1951 — Декада украинского искусства и литературы в Москве 
1951 — Цветущая Украина (совместно с А.А. Слесаренко); Сталинская премия (1952); приз МКФ в Канне
1951 — Декада украинского искусства и литературы в Москве; Производство: Украинская студия кинохроники; реж.:  М. Слуцкий; операторы:  А. Воронцов, Г. Епифанов, Г. Захарова, С. Киселев, А. Левитан, Б. Макасеев, Я. Марченко, Я. Местечкин, П. Семин, Р. Халушаков, В. Фроленко, А. Щекутьев
1953 — Первенство СССР по спортивной гимнастике; Производство: Украинская студия хроникальных и документальных фильмов; режиссёр; операторы: И. Гольштейн, Я. Марченко, Я. Местечкин  
1954 — Город бессмертной славы (к 100-летию обороны Севастополя) 
1954 — Навеки с русским народом (фильм посвящен 300-летию воссоединения Украины с Россией); полнометражный; Производство: Украинская студия хроникальных и документальных фильмов; режиссёр; операторы: Я. Марченко, И. Кацман, Н. Кононов;  автор сценария: А. Малышко; композиторы: братья Покрасс; стихи: В. Рождественский
1956 — В один прекрасный день 
1957 — Мы подружились в Москве (фильм посвящен VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве); полнометражный; режиссёр
1957 — Поет Ив Монтан; полнометражный; авторы сценария: Юткевич С., Слуцкий М.; режиссер: Слуцкий М.; операторы: Бессарабов И., Кричевский А., Халушаков Р., Захарова Г.
1958 — Богатая осень (трудовые будни в колхозных хозяйствах разных регионов СССР); Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр; операторы: Белинский, Зенякин, Кацман, Ковальчук, Коган, Силенко, Яцун, Ошурков и др.
1958 — Праздник мужества (праздник воздушного флота в Тушино); режиссёр; операторы: Е. Лозовский, М. Ошурков и др.
1958 — Весна в Йемене; режиссёр; оператор: П. Касаткин
1958 — Зимний праздник; режиссёр; операторы: В. Киселев, С. Киселев, А. Левитан, М. Ошурков, П. Русанов, О. Рейзман, В. Трошкин, Е. Федяев, Е. Яцун

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

1957 — Новости дня № 42; режиссер; операторы: Бессарабов И., Генералов Н., Кузин В., Михайлов Л., Погорелый А., Штатланд В.
1957 — Новости дня № 53-54 (киножурнал посвящен основным событиям 1957 года); режиссер
1958 — Новости дня № 11режиссер; операторы: Грек А., Каплан М., Комаров В., Коровкин Ю., Крылов А., Пискарев К., Цейтлин Б.
1958 — Новости дня № 13режиссер; операторы:  Грек А., Гусев С., Крылов А., Максимов Л., Сабовой В., Саидов А.
1958 — Новости дня № 24режиссер; операторы: Арцеулов О., Грек И., Гусев С., Егоров Ю., Копалин В., Крылов А., Лезерсон В., Леонгардт Ю., Собовой В.

___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1954 — Заслуженный деятель искусств Украинской ССР

Награды

1942 — Сталинская премия (за фильм «Наша Москва» (1941))
1948 — Сталинская премия (за фильм «Советская Украина» (1947))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Цветущая Украина» (1951))

Цитаты

[...]Мих. Слуцкий — один из талантливых молодых работников хроники. Ученик Кауфмана. Снимал «Сюжеты». Снимал хорошо, с выдумкой, не заштамповано. Снимал приезды делегаций, поливку улиц в Москве, первомайскую демонстрацию. Потом снял пуск Днепрогэса. «Имени Ленина» — картина хорошая, бодрая, смело рвущая с привычным наивным натурализмом, «пусков», открытий, демонстраций, появилась на экране. С первых же кадров вы захвачены потоком лаконических четких выразительных и запоминающихся образов. И вот уже забываешь, что лаборатория запорола кое-какие куски, что кое-где «гуляет» звук: вы захвачены мастерством. Картина сделана на уровне большого искусства. Кадры, взятые изолированно от рядом стоящих, могут показаться формалистическим вывихом, лефовским штукарством, но в контексте фильмы они воспринимаются как логически необходимые и целесообразные. Подлинный реализм во весь голос говорит с экрана. Днепрострой, виденный не раз и не два; Днепрострой, ставший обязательной концовкой всех «агитмассовых» фильм, совершению по-новому показан Слуцким. Люди, обычные люди, они едут в поезде, летят на самолетах, едут на тракторе, разговаривают, спорят, но видишь, веришь, чувствуешь — они готовятся к пуску. Бреется водолаз Оров, гладит платье ударница-бетонщица, поет, свистит. Это люди, которые строили Днепрогэс, которые будут бороться и побеждать на ВолгоСтрое. И совсем вы не думаете о проблемах «занимательной» и «развлекательной» хроники.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]