Портрет режиссера Елизаветы Игнатьевны Свиловой работы А.Е. Разумного. 1964 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 22084047 / Музей кино).
Свилова (Вертова-Свилова) Елизавета Игнатьевна (23 августа (05 сентября) 1900, Москва — 11 ноября 1975, Москва ) — советский кинорежиссёр и монтажёр. Жена и сподвижник Дзиги Вертова. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1945). Член СК СССР с 1957 года.
В 1913 — 1918 — монтажёр фильмов в лаборатории братьев Пате, в кинофирме Владимира Гардина и др.
В 1919 —1922 — монтажёр в Москинокомитете Наркомпроса, ВФКО, Московской кинофабрики «Госкино», ВУФКУ.
В 1922 —1924 — монтажёр Московской кинофабрики «Госкино».
В 1924 —1926 — монтажёр Московской кинофабрики «Совкино».
С января 1927 года на Киевской кинофабрике ВУФКУ / «Украинфильм».
С марта 1932 по июнь 1936 г. работала на кинофабрике «Межрабпомфильм».
С сентября 1936 — асс. режиссера, режиссер Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.
С августа 1940 — режиссер киностудии «Союздетфильм».
С осени 1941 г. и до конца 1943 г. находилась в эвакуации в Алма-Ате (ныне Алматы, Казахстан).[1]
С 15 ноября 1941 г. до конца 1943 года — режиссер Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов.
С января 1944 года и до ноября 1956 года — режиссер Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С 1922 вела работу по выявлению кинодокументов о В.И. Ленине.
В 20-е годы входила в группу «киноков» [В 1919 году Вертов из единомышленников создал группу новаторов – документалистов — «киноки» («Кино-око» совершеннее человеческого глаза) с целью поиска новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки. В группу входили: операторы Михаил Кауфман, Иван Беляков, Александр Лемберг, Николай Константинов, киноразведчик Илья Копалин, художник театра и кино, фотограф Александр Родченко, аниматор Александр Бушкин и другие). Участвовала в создании лучших фильмов Д. Вертова как ассистент по монтажу, была сорежиссёром фильмов «Тебе фронт», «Знамя победы» и др.
Участвовала в монтаже киножурнала Дзиги Вертова «Кино-Правда» (23 номера; выпускались в период 1923-1925 гг.).
В последние годы жизни способствовала изданию творческого наследия Д. Вертова. Участвовала в составлении сборника «Дзига Вертов в воспоминаниях современников» (1976).
Родилась в семье железнодорожного рабочего и домохозяйки.
Муж — Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман; 02 января 1896, Белосток — 12 февраля 1954, Москва), режиссер-документалист, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
Наряду с Эйзенштейном и Кулешовым — один из крупнейших теоретиков советского кинематографа 1920-х годов, автор многочисленных работ по теории и практике кино. Организатор творческой группы документалистов "Киноки" (от "кино-око", то есть "киноглаз"). Автор фильма «Человек с киноаппаратом» (1929), одного из самых известных в мировом документальном кино.
1926 — Шагай, Совет!; полнометражный; Производство: Культкино; реж.: Д. Вертов; оператор: И. Беляков; кино-разведчик: И. Копалин; асс. режиссера: Е. Свилова
1926 — Шестая часть мира (Пробег Кино-Глаза по СССР; Выпуск 1 — От края до края); полнометражный; по заказу — Экспорт и импорт Госторга СССР; Производство: Московская кинофабрика "Совкино"; режиссёр: Дзига Вертов; операторы: И. Беляков, С. Бендерский, П. Зотов, Н. Константинов, А. Лемберг, Н. Струков, Я. Толчан; ассистент режиссера: Е. Свилова; киноразведчики: И. Копалин, А. Кагарлицкий [Фильм Вертова был профинансирован государственной монополией внешней торговли — Экспорт и импорт Госторга СССР. Госторг заказал фильм для продвижения своего имиджа и популяризации своей деятельности в годы новой экономической политики (НЭП). Госторг предложил Вертову щедрый бюджет, достаточный для финансирования десяти экспедиций в отдаленные районы Советского Союза и съемки примерно 26 000 метров кинопленки. Вертов использовал деньги Госторга для создания серии фильмов о Советском Союзе. По сути — это был новый визуальный масштабный проект. С этой целью Вертов привлек большую команду операторов. Съемка фильмов велась по всей стране: отстрел пушнины на Крайнем Севере, уборка льна на севере и в центральных районах, выращивание овец для выделки каракуля на Кавказе, выращивание хлеба в черноземных и южных житницах, погрузка товаров в крупнейших портах. В картине также показана революционная борьба рабочего класса.]
1927 — Бухара; производство: Совкино; режиссер; оператор Толчан
1927 — Обработка кишок
1927 — Тунгусы (фильм о коренном население Восточной Сибири; Производство: Совкино; режиссер; оператор: П. Зотов
1929 — Человек с киноаппаратом; полнометражный; производство: ВУФКУ; режиссёр Дзига Вертов; оператор Михаил Кауфман; ассистент режиссёра Елизавета Вертова-Свилова
1934 — Три песни о Ленине (к 10-летию смерти В.И. Ленина); полнометражный; производство: Кинофабрика "Межрабпомфильм"; режиссер Д. Вертов; операторы: Д. Суренский, М. Магидсон, Б. Монастырский; звукооператор: Штро; музыка: Ю. Шапорин; ассистент режиссера Е. Свилова
1925 – 1936 — Миланская ярмарка; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: Л. Панкин, В. Придорогин
1937 — Колыбельная; полнометражный; производство: Московская студия «Союзкинохроники»; режиссеры: Д. Вертов, Е. Свилова; операторы «Союзкинохроники»; звукооператор: И. Ренков
1937 — Памяти Серго Орджоникидзе (похороны Орджоникидзе 23 февраля 1937 года); режиссеры: Д. Вертов, Е. Свилова
1938 — Серго Орджоникидзе; полнометражный; производство: Московская студия «Союзкинохроники»; режиссеры: Д. Вертов, Я.М. Блиох; асс. режиссера: Е. Свилова, К. Кулагина; операторы: М. Ошурков, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Соловьёв, А.Д. Жибегишвилли
1938 — Три песни о Ленине; полнометражный; производство: Союздетфильм; режиссер: Д. Вертов; операторы: Д. Суренский, М. Магидсон, Б. Монастырский; ассистент режиссера: Е. Свилова; звукооператор: Штро; музыкальное оформление: Ю. Шапорин
1938 — Три героини (24—25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» экипаж в составе командира — В.С. Гризодубовой, второго пилота — П.Д. Осипенко, штурмана — М.М. Расковой совершил беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза); фильм не выпущен на экран; режиссёр и автор сценария: Дзига Вертов совместно с Е. Свиловой; звукооператор Г. Фомин в соавторстве с другими звукооператорами
1938 — Слава советским героиням; производство: Московская студия «Союзкинохроники»; режиссеры: Д. Вертов, Е. Свилова; операторы; ассистент режиссера: С. Сомов, музоформитель: Покрасс, звукооператор: А. Камионский
1939 — Крыша мира (фильм о Памире); производство: Сектор хроники Сталинабадской киностудии, Московская студия кинохроники; режиссер; оператор: Б. Синеоков
1939 — О транспорте
1939 — Домик в Гори (фильм о Дое-музее И. В. Сталина); Производство: Сектор хроники Тбилисской студии и Московской студии кинохроники; режиссер; асс. режиссера А. Богданов; оператор Н. Нагорный; музоформител Д. Штильман; звукооператор Д. Овсяников
1939 — ЗИС (фильм о Московском автомобильном заводе имени Сталина); Производство: Московская студия кинохроники; режиссер; операторы: нет данных
1939 — Большая сила (фильм о женщинах Советского Союза); производство: Московская студия кинохроники; режиссер; операторы: нет данных
1939 — В колхозах учатся; Производство: Московская студия кинохроники; режиссер; операторы: нет данных
1940 — Метро; производство: Московская студия кинохроники; режиссер; операторы: нет данных; музоформитель А. Ройтман, звукооператор Д. Овсяников
1940 — Река Чусовая
1942 — Тебе, фронт!; производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссеры: Д. Вертов, Е. И. Свилова; оператор Б. Пумпянский; музыка: Г. Попов, В. Великанов; ассистент режиссера С. Пумпянская; консультант фильма Д. Курманов
1943 — Знамя Победы (совместно с Д. Вертовым)
1944 — В горах Ала-Тау (совместно с Д. Вертовым)
1944 — Клятва молодых (комсомольцы-танкисты у танков; пишут письмо И. В. Сталину; беседуют с населением в освобожденных городах; комсомольцы восстанавливают Сталинград; работают в шахте; убирают урожай; в заводском цехе; бригадир-стахановец Шашков в цехе одного из заводов Москвы...); режиссеры: Д. Вертов, Е.И. Свилова; операторы: И. Беляков, Г. Амиров, Б. Борковский, Б. Дементьев, С. Семенов, В. Косицын; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Котов
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; автор текста Н. Шпиковский; монтажер Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Освенцим; режиссер; операторы 1-го Украинского фронта: М. Ошурков, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Павлов, А. Воронцов
1945 — Рождённые бурей
1946 — Суд народов (судебный процесс над главными немецкими военными преступниками в г. Нюрнберге); полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, Е. Свилова; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семенов, В. Штатланд
1946 — Зверства фашистов
1946 — Парад молодости; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, Е. Свилова; операторы ЦСДФ; асс. режиссеры: С. Каплун, М. Панкина, В. Плотникова; ; звукооператоры: В. Нестеров, К. Никитин, М. Соболев, П. Соколов; музовормитель: Д. Блок
1946 — На сессии Генеральной Ассамблеи ООН
1946 — Пребывание участников сессии исполкома Всемирной федерации профсоюзов в Москве
1947 — Славянский конгресс в Белграде; режиссер
1947 — Международная демократическая федерация женщин; режиссер
1947 — Торжественное заседание Московского совета депутатов трудящихся (г. Москва, 6 ноября 1947 г. Большой теарт); режиссер
1947 — Всесоюзный парад физкультурников 1947 г.; полнометражный; черно-белый; режиссер; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, С. Коган
1948 — Выставка международной демократической федерации женщин в Париже; режиссер; оператор Г. Монгловская
1949 — За высокий урожай (Сальская лесозащитная станция. Цитрусовые плантации в Грузии. Укрепление песков в районе Бухарского оазиса. Сев семян саксаула. Подготовка к севу в колхозах Украины, Кубани); режиссер; операторы: М. Аранышев, А. Булдаков, Н. Вихирев, А. Гриберман, Г. Егоров, М. Каюмов, Н. Киселев, Н. Ковальчук, А. Крылов, М. Лифшиц, Ю. Монгловский, М. Пойченко, Г. Попов, Н. Рябов, А. Семененко, А. Семин; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1949 — Мир победит войну; режиссеры: с С. Д. Бубрик, С. А. Герасимов, Е. Свилова; операторы: А. Хавчин, Г. Голубов, А. Грек, О. Григор, Г. Захарова, Д. Каспий, А. Листвин, С. Семенов
1950 — По реке Янцзы; производство: ЦСДФ, Пекинская киностудия; режиссер; операторы: Н. Блажков, М. Гиндин
1951 — Пребывание индийской делегации киноработников в СССР; режиссеры: А. Варламов, Е. Свилова
1952 — 1 мая 1952 года; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, Е. Свилова; операторы ЦСДФ; звукооператор В. Котов; автор текста Е. Фаденчева; диктор Ю. Левитан
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившие с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. Герасимов, И.П. Копалин, Е.И. Свилова, М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. Захарова, М. Попова, Р. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1953 — Под знаменем единства; режиссер; операторы: А. Колошин, А. Котляренко; автор текста Э. Марьямов; звукооператор К. Никитин
1954 — Крепнет советско-венгерская дружба; режиссер; операторы: В. Воронцов, И. Гольдштейн, Т. Захаров, А. Истомин, Н. Кононов, Б. Макасеев, Д. Мамедов, Е. Мухин, Н. Рядов, В. Скоробогатова, В. Страдин; звукооператоры: С. Ключевский, В. Марина, М. Соболев
1954 — XI-й съезд профсоюзов; режиссер; операторы: Б. Макасеев, А. Щекутьев, Г. Захарова, С. Гусев, Р. Халушаков; звукооператоры: К. Никитин, С. Ключевский, М. Соболев, Е. Уманский
1956 — На пятой сессии Верховного Совета СССР; режиссер; операторы: Е. Лозовский, П. Опрышко, К. Пискарев, Н. Попова, А. Семин, А. Щекутьев; звукооператоры: К. Никитин, Е. Уманский
1956 — Международная выставка в Кабуле; режиссер; операторы: Е. Ефимов, Б. Шер, Б. Лавров
1970 — Три песни о Ленине (новая редакция фильма 1934 года производства Межрабпом-фильм); режиссеры: Д. Вертов, Е. Свилова-Вертова, И. Копалин, С. Пумпянская
Режиссер киножурналов:"Союзкиножурнал", "Новости дня", "Московская кинохроника".
1941 — Союзкиножурнал № 45; режиссеры: Д. Вертов, Е. Свилова; оператор: В. Вихирев
1941 — СССР на экране №11 (английский вариант); режиссеры: Д. Вертов, Е. Свилова; операторы: нет данных
1942 — Советский Казахстан № 30; производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссер; операторы: К. Бакк, К. Богдан, М. Оцеп, Ф. Овсянников; музыка: В. Александров
1944 — Новости дня № 10; производство: ЦСДФ; режиссер; операторы: нет данных
1944 — Новости дня № 14; производство: ЦСДФ; режиссер; операторы: нет данных
1954 — Новости дня № 31; производство: ЦСДФ; режиссер; главный редактор Владимир Осьминин; снимали операторы Центральной и Украинской студий Кинохроники
[...]Елизавета Игнатьевна [Свилова] всегда была востребована. Она зарекомендовала себя блистательным мастером монтажа, и все лучшие режиссеры считали за счастье работать с ней. Да и как режиссер она интересна. На ЦСДФ работали три знаменитых женщины-режиссера: Сеткина, Свилова и Венжер. Была еще великая Эсфирь Шуб, но в это время она уже оказалась как-то не у дел. Впрочем, все тогда снимали довольно мало и, в основном, сидели за монтажом. Военные картины вообще все были монтажные. Режиссерам редко разрешали выезжать на фронт. Там были только операторы, которые снимали материал и привозили или присылали его на студию. Из него потом и создавались фильмы. Свилова делала с Карменом «Суд народов» и получила Сталинскую премию. Вертов очень гордился Елизаветой Игнатьевной. В эти годы он просто жил ею, боготворил ее.
Кинорежиссёр Семирамида Пумпянская о себе, времени и Вертове, Источник
У них были очень трогательные отношения. У Свиловой семья была бедная, и он с первого дня их совместной жизни помогал ее родителям, старался, чтобы они ни в чем не нуждались. А она понимала, что очень нужна ему. Елизавета Игнатьевна рассказывала, что в молодости у Вертова было столько интересных дам! Когда они поженились, ему еще две недели беспрерывно звонили разные женщины, по нескольку звонков в день. Но она их всех отвадила.
Вертов был чуть выше среднего роста, поджарый, мускулистый, элегантно одевался, прекрасно танцевал, играл на фортепиано, был веселым и остроумным собеседником. Ну, и, в конце концов, был просто красивым мужчиной. Ему нужен был помощник, хорошо понимающий его. И таким помощником стала монтажница Лиза Свилова.
Поначалу монтажницы на его фильмах выбрасывали короткие планы в корзину, а бывали случаи, когда вообще все перепутывали. Он был в ужасе. А Свилова мягко говорила: «Денис Аркадьевич, не волнуйтесь, я сейчас вам все восстановлю». И делала это безупречно. Отсюда и пошла его любовь — от уважения и внимания к его творчеству. Елизавета Игнатьевна всегда была вместе с Вертовым в работе. Она ценила каждый его кадр. Когда они были «киноками», и на съемках бывала. Вертову были нужны ее глаза. Как она видит… Он даже снимал их. Я помню ее фотографию на натурных съемках с Вертовым и с девушкой-парашютисткой.[...]
В пустынном подвале Культкино, где в отгороженном и ярко освещенном углу была монтажная Вертова, я неизменно заставал Свилову, сидящую за монтажным столом, и Вертова, шагающего, как по коридорам, среди развешанной на натянутых шнурах пленки.
Илья Копалин, режиссёр-документалист; «Талант верности»; (М., «Искусство кино» № 4, 1976.)
Время от времени он останавливался, схватывая со шнура кусок пленки, и подавал его Свиловой, указывая: «Один метр!» или — «Полметра!» Я любовался этим таинством вертовского монтажа и той благоговейной преданностью, с какой Свилова выполняла все его указания.[...]
Сейчас, когда их обоих уже нет в живых, особенно ярко предстает все величие результатов их трудов и вся скромность их поистине подвижнической жизни. Как все новое, необычное и непривычное, творчество Вертова должно было преодолевать многие преграды на пути к экрану, и Лиза преданно разделяла с ним все удары судьбы, все препятствия.
Эта простая русская женщина, с 13 лет начавшая работу в кино монтажницей и выросшая до режиссера-документалиста, уже тогда, в далекие годы понимала великое значение работ Вертова для развития искусства документального кино.[...]
[...]Дзига Вертов целый выпуск документального журнала «Кино-правда» № 18 за 1923 год посвятил женщине-современнице. Понимал тему труда широко, и для него труженицей стала крестьянка в поле, монтажница на кинофабрике, работница на производстве. Фильм, который Вертов снимал по заказу Госторга, известный как «Шестая часть мира», он в дневниковых записях называл иначе – «Женские панталоны или трактор?» Такие необходимые детали туалета женщины, как бюстгальтер, панталоны, не говоря о пудре, духах, он считал опасным
Ириа Гращенкова, киновед (из книги "Киноантропология XX/20"; 2014 год), Источник
предметом буржуазного образа жизни. Женщина, на которой нет нижнего белья, зато она на тракторе и благоухает бензином – настоящая советская женщина. Женщина как идеологический феномен, как объект его творчества и женщина его жизни, жена, помощница, соратница Елизавета Игнатьевна Свилова. Она была мастером монтажа с солидным дореволюционным стажем, четырнадцатилетней девочкой пришла работать в кинопредприятие «Патэ». Вертов вырос в интеллигентной еврейской семье, где запоем читали, писали стихи, музицировали и где росли одни мальчики, три брата. А попал он в семью русскую, сугубо женскую, где мать одна после смерти мужа, железнодорожного рабочего, поднимала четырёх своих дочек. Вертов даже хотел снять фильм об этом доме с московской рабочей окраины, об этой семье. Жаль, что не снял,– какой получился бы документ![...]
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 731).