Елизавета ВЕРТОВА-СВИЛОВА

монтажёр, режиссёр

Полное имя:
Елизавета Игнатьевна ВЕРТОВА-СВИЛОВА

Дата рождения:
09 сентября 1900
Москва, Российская империя

Дата смерти:
11 ноября 1975 (75 лет)
Москва

Профессии:
монтажёр, режиссёр

Краткая биография

Елизавета Игнатьевна Свилова (по мужу Вертова) — советский кинорежиссёр и монтажёр. Жена и сподвижник Дзиги Вертова. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946).

В 1914 — 1918 монтажёр фильмов в лаборатории братьев Пате, у В.Р. Гардина и др.
В 1919 —1927 монтажёр в Москинокомитете, ВФКО, Госкино, ВУФКУ.
С 1922 вела работу по выявлению кинодокументов о В.И. Ленине.
В 20-е годы входила в группу «киноков». Участвовала в создании лучших фильмов Д. Вертова как ассистент по монтажу, была сорежиссёром фильмов «Тебе фронт», «Знамя победы» и др. 
С 1945 года работала на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

За участие в монтаже фильма  «Берлин» (1945, с Ю. Я. Райзманом) — Сталинская премия (1946).

В последние годы жизни способствовала изданию творческого наследия Д. Вертова. Участвовала в составлении сборника «Дзига Вертов в воспоминаниях современников» (М., 1976).

СЕМЬЯ

Муж — Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман; 02 января 1896, Белосток — 12 февраля 1954, Москва), режиссер-документалист, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). 
Наряду с Эйзенштейном и Кулешовым — один из крупнейших теоретиков советского кинематографа 1920-х годов, автор многочисленных работ по теории и практике кино. Организатор творческой группы документалистов "Киноки" (от "кино-око", то есть "киноглаз"). Автор фильма «Человек с киноаппаратом» (1929), одного из самых известных в мировом документальном кино. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1927 — Бухара
1927 — Обработка кишок
1927 — Тунгусы
1939 — О транспорте; Домик в Гори
1939 — ЗИС
1939 — Большая сила
1939 — В колхозах учатся
1940 — Пятилетие метро; Река Чусовая
1940 — Крыша мира
1942 — Тебе, фронт (с Д. Вертовым)
1943 — Знамя Победы (с Д. Вертовым)
1944 — В горах Ала-Тау (с Д. Вертовым)
1944 — Клятва молодых (с Д. Вертовым)
1945 — Берлин (с Ю. Я. Райзманом)
1945 — Освенцим
1945 — Рождённые бурей
1946 — Суд народов (под руководством Р.Л. Кармена)
1946 — Зверства фашистов
1946 — Парад молодости
1946 — На сессии Генеральной Ассамблеи ООН
1946 — Пребывание участников сессии исполкома Всемирной федерации профсоюзов в Москве
1947 — Славянский конгресс в Белграде
1947 — Международная демократическая организация женщин
1947 — Всесоюзный парад физкультурников 1947 года
1949 — За высокий урожай; Мир победит войну (с С. Д. Бубриком и С. А. Герасимовым)
1950 — По реке Янцзы
1952 — 1 мая 1952 года
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Фильмография ЦСДФ

1929 — Человек с киноаппаратом (ассистент режиссёра)
1934 — Три песни о Ленине (монтажёр)

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1954 № 31 (режиссёр)
НОВОСТИ ДНЯ 1954 № 46 (режиссёр)
НОВОСТИ ДНЯ 1954 № 60 (режиссёр)
НОВОСТИ ДНЯ 1955 № 2 (режиссёр)

Награды

1946 — Сталинская премия (за фильм «Берлин» (1945))

Цитаты

[...]Елизавета Игнатьевна [Свилова] всегда была востребована. Она зарекомендовала себя блистательным мастером монтажа, и все лучшие режиссеры считали за счастье работать с ней. Да и как режиссер она интересна. На ЦСДФ работали три знаменитых женщины-режиссера: Сеткина, Свилова и Венжер. Была еще великая Эсфирь Шуб, но в это время она уже оказалась как-то не у дел. Впрочем, все тогда снимали довольно мало и, в основном, сидели за монтажом. Военные картины вообще все были монтажные. Режиссерам редко разрешали выезжать на фронт. Там были только операторы, которые снимали материал и привозили или присылали его на студию. Из него потом и создавались фильмы. Свилова делала с Карменом «Суд народов» и получила Сталинскую премию. Вертов очень гордился Елизаветой Игнатьевной. В эти годы он просто жил ею, боготворил ее.
У них были очень трогательные отношения. У Свиловой семья была бедная, и он с первого дня их совместной жизни помогал ее родителям, старался, чтобы они ни в чем не нуждались. А она понимала, что очень нужна ему. Елизавета Игнатьевна рассказывала, что в молодости у Вертова было столько интересных дам! Когда они поженились, ему еще две недели беспрерывно звонили разные женщины, по нескольку звонков в день. Но она их всех отвадила.
Вертов был чуть выше среднего роста, поджарый, мускулистый, элегантно одевался, прекрасно танцевал, играл на фортепиано, был веселым и остроумным собеседником. Ну, и, в конце концов, был просто красивым мужчиной. Ему нужен был помощник, хорошо понимающий его. И таким помощником стала монтажница Лиза Свилова.
Поначалу монтажницы на его фильмах выбрасывали короткие планы в корзину, а бывали случаи, когда вообще все перепутывали. Он был в ужасе. А Свилова мягко говорила: «Денис Аркадьевич, не волнуйтесь, я сейчас вам все восстановлю». И делала это безупречно. Отсюда и пошла его любовь — от уважения и внимания к его творчеству. Елизавета Игнатьевна всегда была вместе с Вертовым в работе. Она ценила каждый его кадр. Когда они были «киноками», и на съемках бывала. Вертову были нужны ее глаза. Как она видит… Он даже снимал их. Я помню ее фотографию на натурных съемках с Вертовым и с девушкой-парашютисткой.[...]

Кинорежиссёр Семирамида Пумпянская о себе, времени и Вертове, Источник

В пустынном подвале Культкино, где в отгороженном и ярко освещенном углу была монтажная Вертова, я неизменно заставал Свилову, сидящую за монтажным столом, и Вертова, шагающего, как по коридорам, среди развешанной на натянутых шнурах пленки.
Время от времени он останавливался, схватывая со шнура кусок пленки, и подавал его Свиловой, указывая: «Один метр!» или — «Полметра!» Я любовался этим таинством вертовского монтажа и той благоговейной преданностью, с какой Свилова выполняла все его указания.[...]
Сейчас, когда их обоих уже нет в живых, особенно ярко предстает все величие результатов их трудов и вся скромность их поистине подвижнической жизни. Как все новое, необычное и непривычное, творчество Вертова должно было преодолевать многие преграды на пути к экрану, и Лиза преданно разделяла с ним все удары судьбы, все препятствия.
Эта простая русская женщина, с 13 лет начавшая работу в кино монтажницей и выросшая до режиссера-документалиста, уже тогда, в далекие годы понимала великое значение работ Вертова для развития искусства документального кино.[...]

Илья Копалин, режиссёр-документалист; «Талант верности»; (М., «Искусство кино» № 4, 1976.)

[ Страница дополняется материалами ]