Полное имя:
Сергей Апполинариевич ГЕРАСИМОВ

Дата рождения:
03 июня 1906
ст. Кундравинская, Троицкий уезд, Оренбургская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 ноября 1985 (79 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
актёр, директор киностудии, режиссёр-постановщик, сценарист

Краткая биография

Герасимов Сергей Аполлинариевич (21 мая (03 июня) 1906,  ст. Кундравинская, пос. Десятилетие Троицкого уезда, Оренбургская губерния (ныне с. Кундравы, Чебаркульский район, Челябинская область) — 26 ноября 1985, Москва, СССР). Заслуженный артист РСФСР (1943). Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель искусств ПНР (1973). Герой Социалистического Труда (1974). Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР (1978). Лауреат Ленинской премии (1984). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. Член СК СССР с 1957 года. Член СП СССР. 

В 1915 году поступил в реальное училище в Екатеринбурге. Позже семья переехала  в Красноярск, где Сергей Герасимов продолжил учебу, работал на заводе.
В 1923 году возвратился в Екатеринбург, поступил в театральную студию, в том же году оставил ее и переехал в Петроград. Учился в Ленинградском художественном училище.

С 1924 г. работал в кино — актер, затем ассистент режиссера в мастерской ФЭКСов (кинофабрика «Ленинградкино», Ленинградская кинофабрика «Совкино»). Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.
Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулераШинель», 1926), МедоксаС. В. Д.», 1927), ЖурналистаНовый Вавилон», 1929), Председателя сельсоветаОдна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — МеньшевикОбломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонзаДезертир», 1933) и других.

В 1928 году окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств.

С 1930 — режиссер Ленинградской кинофабрики «Союзкино» / к/ ст «Ленфильм».
С января 1943 — на к/ст «Мосфильм».

С 20 мая 1944 по 05 октября 1945 — директор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и заместитель председателя Комитета по делам кинематографии СССР.

Постановщик Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве[1].

С октября 1945 — на к/ ст «Союздетфильм» / Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького.

В 1949 — 1951 гг. написал несколько вариантов литературного и режиссерского сценария «Певец свободы» («Александр Пушкин»), приступил к подготовительному периоду, но съемки фильма начать не смог (проект был закрыт).

Ставил спектакли в Театре-студии киноактера и театре им. Е.Б. Вахтангова.
С ноября 1947 до ноября 1951 — художественный руководитель Театра-студии киноактера.

С 1944 года совместно с Тамарой Макаровой вел объединенную актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе. С июля 1946 года профессор ВГИКа.  Доктор искусствоведения с 1966 года.

Автор ряда статей по разным вопросам киноискусства.

Синхронные съемки Герасимова вошли в фильмы «Один час с Козинцевым, или Семь мнений» (1970), «О кино, кино!» (1973), «Пётр Мартынович и годы большой живим» (1974), «ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии» (1979) и др. 

Общественная деятельность

Секретарь правления СК СССР с 1965 года.
Член Президиума Со
ветского комитета защиты мира с 1950 года.
Депутат Верховного Совета СССР 3 — 4 созывов (
1950—1958). 

СЕМЬЯ

Отец — Герасимов Аполлинарий Алексеевич (1863—1909); происходил из семьи мценского уездного исправника, за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции. С 1984 года работал на Миасском заводе. В 1909 году трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции, оставив пятерых детей.
Мать — Герасимова Юлия Борисовна (в девичестве Юдифь Борисовна Эстрович), родилась в купеческой семье; приняла ради брака православие; была сослана за политическую дятельность (в ссылке находились и два её брата — народовольцы Михаил Эстрович (1869—1938) и Осип Эстрович, оба приняли участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ).
Жена — Макарова Тамара Федоровна (1907—1997), актриса, играла главные роли во многих фильмах режиссёра. Народная артистка СССР (1950).
Приёмный сын — Макаров Артур Сергеевич (1931—1995), племянник жены, писатель и киносценарист.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

В 1986 году ВГИКу присвоено имя С.А. Герасимова.
В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени.
В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски. Таблички были установлены к 100-летию С. Герасимова. Инициатор установки табличек выступил актер Виталий Матвеев.
Банка России выпустил памятную монету (2 рубля, серебро, 2006 год), посвящённую 100-летию со дня рождения С. А. Герасимова.

______________________________
1) Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 179).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (документальные фильмы)

1945 — Крымская конференция (Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, проходила 4 — 11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны); полнометражный; реж.: C. Герасимов, И. Копалин; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
1945 — Берлинская конференция (Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы); полнометражный; цветной и черно-белый варианты; руководитель съёмок: Сергей Герасимов; режиссёр: Илья Копалин; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров 
1949 — Мир победит войну (о Всесоюзной конференции сторонников мира); режиссер: С. Бубрик, С. Герасимов, Е. Свилова
1950 — Новый Пекин; Производство:  ЦСДФ и Пекинская студия Китайской Народной Республики; режиссеры: С. ГерасимовИ. Сеткина; операторы: М. Гиндин, В. Киселев, Б.Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин; диктор: Л. Хмара; музоформитель: А. Ройтман; ассистенты режиссера: Т. Лиознова, О. Артюнова; звукооператор: В. Нестеров
1950 — Освобождённый Китай; полнометражный; производство: к/ст. им. Горького и Пекинская к/ст; режиссер: С. Герасимов, Э. Волк; операторы: Н. Блажнов, М. Гиндин, Б. Макасеев, Р. Рапопорт, А. Хавчин и др.
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1953 — Прощание с вождем (в фильм вошли кадры: улицы г. Москвы в день похорон И. В. Сталина; прибытие в г. Москву зарубежных делегаций; прощание москвичей, советских и иностранных делегаций со Сталиным в Колонном зале Дома Союзов. Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, Н. А. Булганин и др. в почетном карауле; минута молчания; траурный парад на Красной площади в день похорон); режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин
1959 — Говорит спутник (фильм с помощью хроникальных кадров рассказывает о становлении и росте Советской республики); полнометражный; ЦСДФ;  автор сценария и режиссер в соавторстве с Э. Волком, В. Дорманом, Г. Оганисяном; операторы: Ефимов Е., Кокошвили Л., Крылов А., Мухин Е., Раппопорт В.

НАГРАДЫ ВКФ и МКФ

1958 — Первая премия и премией за лучшую кинорежиссуру на 1-м ВКФ
1958 — Большая премия «Хрустальный глобус» на IХ МКФ в Карловых Варах (ЧССВ) — за фильм «Тихий Дон»
1967 — Большим призом ММКФ — за фильм «Журналист»
1970 — Главный приз ХXII МКФ в Карповых Варах (ЧССР) — за фильм «У озера»
1973 — Первя премия «За глубокую разработку современной и актуальной темы» ВКФ —
за фильм «Любить человека»
1981— Специальный приз ВКФ «За масштабность воплощения исторической тематики» — за фильмы «В начале славных дел» и «Юность Петра»
1984 — Большой премией «Хрустальный глобус» МКФ в
Карповых Варах (ЧССР) — фильм «Лев Толстой»)
1985 — Главный специальный приз и диплом ВКФ — за фильм «Лев Толстой»

_______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фотографии из частных архивов. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД; Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 179-180). Фотографии из частных архивов.

Звания

1944 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1948 — Народный артист СССР
1973 — Заслуженный деятель искусств ПНР
1974 — Герой Социалистического Труда

Награды

1940 — Орден Трудового Красного Знамени (23 мая 1940 года)
1941 — Сталинская премия (за фильм «Учитель» (1939))
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красной Звезды (14 апреля 1944 года)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1949 — Сталинская премия (за фильм «Молодая гвардия» (1948))
1950 — Орден Трудового Красного Знамени (06 марта 1950 года)
1951 — Сталинская премия (за фильм «Освобождённый Китай» (1950))
1961 — Орден Ленина (15 сентября 1961 года)
1966 — Орден Ленина (20 мая 1966 года)
1970 — Премия Ленинского комсомола (за создание фильмов о молодежи и Ленинском комсомоле)
1971 — Государственная премия СССР (за фильм «У озера» (1969))
1971 — Орден Октябрьской Революции (22 июня 1971 года)
1974 — Орден Ленина (03 сентября 1974 года)
1981 — Орден Ленина (13 мая 1981 года)
1984 — Ленинская премия (за фильм «Лев Толстой» (1984))

Цитаты

О великом режиссере Нонна Мордюкова вспоминала так: "Когда приехала в Москву поступать в Институт кинематографии, первое, что увидела во ВГИКе – лысина. Принадлежала она Сергею Герасимову, нашему мастеру. Хотя Сергей Аполлинариевич был приветливым человеком, поначалу этой лысины боялись все – и талантливые, и не очень. Паника охватила на втором курсе: стало известно, что Герасимов будет снимать «Молодую гвардию» силами своих студентов. Конечно, актеры мы были зеленые, о профессионализме тоже не говорю, но войну видели своими глазами, поэтому врать не могли. <...>
<...> Во время съемок Герасимов нам повторял: научиться работать можно и на одном фильме, но при условии, что у актера есть что-то внутри. Сергей Аполлинариевич внушил нам любовь к мастерам и презрение к дилетантам. Он выдал нам путевку в творческую жизнь. После «Молодой гвардии» меня пять лет не снимали: «Толку-то с ней что-то делать? – рассуждали режиссеры. – Какую роль ни дай, все одно – на экране будут видеть Ульяну Громову». Но Герасимов нас не оставлял. Зная, что, несмотря на бешеную популярность, продолжаем мыкаться по углам, иногда подкидывал какую-то работу. до самой смерти рекламировал нас другим режиссерам».

Источник

[ Страница дополняется материалами ]