Игорь ГРИГОРЬЕВ

педагог, продюсер, режиссёр

Полное имя:
Игорь Андреевич ГРИГОРЬЕВ

Дата рождения:
01 января 1944
Ярославль, РСФСР, СССР

Дата смерти:
17 июня 2017 (73 года)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
педагог, продюсер, режиссёр

Краткая биография

Лауреат Ленинской премии (1980). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Член КПСС с 1977 года.

Свойство документального кино — успеть сделать фильм о значительном, что прямо сейчас растворяется в прошлом.
Игорь Григорьев

Учась в техникуме, Игорь Григорьев начал посещать студенческий театр и работать в службе новостей на телевидении. После окончания техникума решил поступать во ВГИК. Когда уже прошел предварительный конкурс, вышел приказ Хрущева: в гуманитарные вузы брать только с 2 годами трудового стажа. Был призван в армию. 3 года служил в погранвойсках в Туркменистане. После окончания воинской службы поступил во ВГИК (мастерская Р.Л. Кармена).
В 1967 — 1971 — стажер-режиссер в  группе М.И. Ромма на Мосфильме на фильмах «Великая трагедия», «Первые страницы», «И всё-таки я верю».

– Мне посчастливилось работать с Роммом в момент, когда он терпел неудачу, – он только что сделал картину «Обыкновенный фашизм» и собирался сделать что-то подобное о Китае, о Мао Цзедуне. Для меня было большим уроком видеть художника, когда у него что-то не получается и он мучается и постоянно экспериментирует. Потом, после смерти Ромма, из этого материала М.Хуциевым и Л.Климовым была сделана картина «И все-таки я верю».

 Если Кармен привил мне любовь к репортажу, к реальной жизни, к герою, то Михаил Ромм приучил к пониманию места человека в истории и драме жизни в исторических событиях.
Игорь Григорьев (персональный сайт режиссера)

С 1971 года — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 
На ЦСДФ участвовал в  создании киноэпопеи «Великая  Отечественная» /  «Неизвестная война» (художественный  руководитель  проекта — Роман  Кармен). Режиссёр 5-го и 19-го фильмов киноэпопеи: «На Восток»,  «Последнее сражение войны».

На фото (слева направо): режиссер И. Григорьев, операторы - В. Доброницкий и Р. Петросов, интервью берет режиссер Е Андриканис (фото из личного архива Е. Андриканис). 1977 год.
В конце 70-х годов родилась идея создать молодежную секцию ЦСДФ, чтобы поддерживать друг друга и искать союзников среди уже работающих режиссеров и редакторов. Игоря Григорьева выбрали председателем секции.

Особенностью творчества Игоря Григорьева на раннем этапе были фильмы о поколении, с которым он шел по жизни.
После фильмов о двадцатилетних («Право на доверие», «Открывая мир») он делает «Костер по четвергам» и «Тридцатилетние». Сам Игорь в 30 с лишним лет становится Лауреатом Ленинской премии и избирается секретарем СК СССР. Для «Тридцатилетних» он ищет в жизни тоже облеченных большой ответственностью героев, что было необычно для устоявшейся брежневской эпохи. Тридцатилетний директор автозавода в центре России, начальник строительного треста в Казахстане, директор НИИ на Дальнем Востоке, глава крупного сельхозрайона в Пензенской области — все они становятся героями фильма.
Источник: персональный сайт Игоря Григорьева

С 1981 года по 1992 год — секретарь правления СК СССР. Председатель Всесоюзной комиссии документального кино.
С 1988 года — художественный руководитель творческого-производственного  объединения "Риск" — структурное подразделение ЦСДФ[1].
С 1993 года — директор и художественный руководитель киновидеостудии «Риск» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Риск") .

В течение нескольких лет снимает серию фильмов о проблемах энергетики – «Шахтерские горизонты», «Противоречие», «Большая нефть», «Кому нужен атом». Все острее звучит проблема исчерпаемости ресурсов — оказывается, что уже при нашей жизни могут закончиться фонтаны нефти в Западной Сибири, газ на Волге, уголь в Донбассе.
Изучение проблем энергетики открывает новые темы для режиссера. В 1994 году И. Григорьев едет на Север снимать бригаду оленеводов, у которой газовики отнимают традиционные пастбища для оленей.
1997 — Национальная премия «Лавр» в области неигрового кино и телевидения в номинации «Лучший полнометражный неигровой фильм на кинопленке». 
Удостоен призов МКФ в Кортина-д’Ампеццо, ТампереНеоне, Будапеште, Москве, Риге
Источник: персональный сайт Игоря Григорьева

В 1999 году приступает к созданию фильма о судьбе людей, оставшихся на оккупированных немцами территориях во время Великой Отечественной войны.

Четырехсерийный фильм «Цветы времен оккупации» для многих стал откровением, открыв глаза на то, как жили наши соотечественники при немецкой оккупации.
Источник: персональный сайт Игоря Григорьева

В 2012 году была сделана картина «Партизанские дети» — о тех, кто пережил войну в совсем юном возрасте.

– Я чувствовал, что если не сделать ее сейчас, то не сделать уже никогда. Через несколько лет очевидцев просто не останется. Это тоже свойство документального кино – успеть сделать фильм о значительном, что прямо сейчас растворяется в прошлом.
Игорь Григорьев (персональный сайт режиссера)

В 2015 году вышел фильм "Судьба на киноплёнке Михаила Посельского", рассказывающий о кинематографической династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги фронтового кинооператора Михаила Посельского "Свидетельство очевидца", а также материалы государственных и частных архивов. 
В 2016 году при содействии Российского военно-исторического общества вышел фильм
 «Битва титанов. Ватутин против Манштейна», рассказывающий о противостоянии двух выдающихся полководцев Второй Мировой войны — советского генерала Николая Федоровича Ватутина и гитлеровского фельдмаршала Эриха фон Манштейна.

С апреля 2005 года — в автономной некоммерческой организации «Киновидеостудия "Риск"».
В 2014 — 2017 — профессор ВГИКа. В 2017 году выпускал третью мастерскую молодых режиссеров-документалистов во ВГИКе.

____________________________
1.  В начале 1988 года на ЦСДФ были организованы ТПО: "Юность" (худ. руководитель В. Коновалов), "Риск" (худ. руководители: П. Мостовой, И. Григорьев, А. Иванкин), "Человек и время" (худ. руководитель: Т. Семёнов), "Современник" (худ. руководитель А. Павлов), "Нерв" (худ. роководитель И. Гелейн) и "Отечество" (худ. руководитель Б. Карпов). В 1991 году пять творческо-производственных объединений ЦСДФ ("Юность",  "Риск", "Человек и время", "Современник" и "Отечество") получили статус госпредприятий. 23 мая 2006 года киностудия "Риск" (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Риск") была ликвидирована (правопреемник: ФГУП "Фильмофонд Киностудии "Ленфильм").

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1968 — Мастер Василий Большухин; призводство: Свердловская киностудия
1972 — Праздники революции (в фильм вошли кадры кинохроники 20-х годов прошлого века); сценарий: И. Григорьев, З. Гердт; Производство: Мосфильм ТО "Товарищ" (Художественный руководитель: Михаил Ромм)
1972 — Спортивный клуб "Торпедо"; по заказу Центрального Телевидения СССР
1973 — Возвращенная песня; автор сценария и режиссёр
1973 — Право на доверие (в колхозах Пензенской области)
1974 — Новаторы (фильм рассказывает о новаторах производства московских предприятий)
1974 — Начало биографии (о молодых фигуристах Ирине Воробьевой и Александре Власове)
1974 — Двое на льду (в фильм вошли выступления фигуристов: Л. Белоусовой и О. Протопопова, Л. Смирновой и А. Уланова, Н. Линичук и Г. Карпоносова, И. Моисеевой и А. Миненкова, Л. Пахомовой и А. Горшкова, И. Родниной и А. Зайцева)
1975 — Поединок (о Чемпионате мира по тяжелой атлетике, проходившим в Москве)
1975 — Открывая мир (о Герое Социалистического труда Зои Пуховой); совместно с А.Е. Новогрудским, С.С. Зениным и М.И. Роммом
1976 — Визит советской правительственной делегации в Турцию
1976 — Тридцатилетние; полнометражный
1979 — На Восток (фильм 5-й киноэпопеи "Великая Отечественная")
1979 — Последнее сражение войны (фильм 19-й киноэпопеи "Великая Отечественная")
1979 — Это на всю жизнь (Через всю жизнь); фильм о советских спортсменах, Олимпийских чемпионах 1952 года в Хельсинк: Нине Пономаревой, Викторе Чукарине, Юрии Тюкалове.
1980 — Костер по четвергам
1980 — Москва готовится к Олимпиаде; режиссёр и автор сценария совместнос с И. Проком
1981 —  Тяжелая атлетика. Олимпиада - 80
1981 — Верность земле
1981 — «Первый день мира; полнометражный;  фильм 1-й киноэпопеи "Всего дороже"; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1981 — Обгоняющее время (о работе советских людей в послевоенные годы, их трудовом героизме, новаторстве, инициативе, энтузиазме.); фильм 2-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1981 — Трудное поле (о возрождении сельского хозяйства СССР в послевоенный период); фильм 3-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1981 — Мир или война (фильм о движении сторонников мира, о борьбе за мир после самой страшной войны в истории человечества); фильм 4-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1981 — Подвиг возрождения (о восстановлении разрушенной промышленности СССР после войны); фильм 5-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1981 — Как Феникс из пепла (фильм о восстановлении советских городов, пострадавших от гитлеровского нашествия); фильм 6-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: Григорьев И., Гутман И., Пумпянская С., Семенов Т.
1981 — И взошла заря (о возникновении после 2-ой Мировой войны стран социалистического лагеря); фильм 7-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1981 — Надо мечтать (завершающий фильм киноэпопеи; обобщает небывалый масштаб свершенного советским народом трудового подвига в труднейшие годы послевоенного возрождения); фильм 8-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1982 — Во имя дружбы и сотрудничества
1982 — Визит Али Насера Мухамеда в СССР
1982 — Парламентарии Кипра в СССР
1983 — Как феникс из пепла. СССР 1945-1950. Фильм 4-й "Когда Гагарин еще ходил в школу".. (Завершающий фильм цикла. На богатейшем хроникальном материале рассказывается о возрождении советских городов, разрушенных немецкими войсками, о новом строительстве в послевоенный период); режиссеры: И. ГригорьевИ. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов 
1984 — Парламентарии Греции в СССР
1985 — Манчжурия. Август 1945-го
1986 — Восемь углов под одной крышей (о попытке возрождения милитаризма в Японии в середине 80-х годов прошлого века); полнометражный
1986 — Выбор пути (Цикл " Энергетическая стратегия партии" фильм 1-ый); полнометражный
1987 — Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем; полнометражный
1987 — Большая нефть; фильм 2-й  из цикла об энергетике; фильм 2-й; полнометражный
1987 — Большая нефть; рекламный ролик
1988 — Шахтёрские горизонты; фильм 3-й из цикла"Проблемы энергетики"
1990 — Кому нужен атом; фильм 5-й  из цикла об энергетике; полнометражный
1991 —  Евангелие от Сатаны (Они окружали Сталина); полнометражный
1993 — С царем и без царя
1993 — Василий Подшебякин и «резервация пришельцев»
1994 — Нам не нужна Ваша жизнь; производство: КВС «Риск»
1994 — На золотом крыльце сидели…
1995 — Цикл «Россия в войне. Кровь на снегу» (фильм 5-й «Фронт внутри»; фильм 6-й «Кипящий котёл»)
1996 — Несгораемый город
1997 — Москва будущего
2001 — Цветы времён оккупации (художественно-публицистический фильм о германском оккупационном режиме времен II мировой войны); 4 серии; общий хронометраж: 1час.14 мин.
2003 — Похождение Иосифа — сына сапожника (3 серии); Производство: Кинокомпания АМА
2003 — Кому нужны каналы?
2003 — От моря до моря
2004 — Кто заказал Котовского?
2005 — Кому живется весело, вольготно на Руси? (3 фильма)
2005 — Предельно допустимая доза
2005 — Пули для Петлюры
2006 — Заслон
2006 — Острова. Роман Кармен
2007 — Денис Мацуев — возвращение к пианисту
2007 — Кулаки 21-го века
2008 — Несгибаемый Денисыч 
2008 — Двое упрямцев и пропавший бомбардировщик
2008 — Илья Гутман. Человек войны и мира; автор сценария, режиссёр; производство: КВС «Риск»
2009 — Расслоение
2010 — Заслон-2
2011 — Партизанские дети
2011 — Дом военных (о судьбе Владимиры Уборевич и других жителей знаменитого Дома военных, находящегося на Новом Арбате); полнометражный
2012 — В село приехало настоящее кино
2012 — Война на территории кино; автор сценария, режиссёр; производство: Студия "Фест-фильм"
2013 — Ускользая от стальных объятий
2015 — Судьба на киноплёнке Михаила Посельского; автор сценария, режиссёр; производство: Продюсерский центр "Кинофест"
2016 — Битва титанов. Ватутин против Манштейна
2017 — Рокоссовский. Человек и памятник (незакончен)
2017 — Праздники революции (незакончен)

__________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников, а также материалы сайта режиссера Игоря Григорьева. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)

Звания

1997 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
2014 — Профессор ВГИКа

Награды

1980 — Ленинская премия (за участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» (фильмы «На Восток» и «Последнее сражение войны»))
2002 — Орден Почёта (Россия)
2007 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (за создание цикла из 3-х фильмов «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»)

Цитаты

Мне посчастливилось работать с Роммом в момент, когда он терпел неудачу, – он только что сделал картину «Обыкновенный фашизм» и собирался сделать что-то подобное о Китае, о Мао Цзедуне. Для меня было большим уроком видеть художника, когда у него что-то не получается и он мучается и постоянно экспериментирует. Потом, после смерти Ромма, из этого материала М. Хуциевым и Э. Климовым была сделана картина «И все-таки я верю».
Если Кармен привил мне любовь к репортажу, к реальной жизни, к герою, то Михаил Ромм приучил к пониманию места человека в истории и драме жизни в исторических событиях.

Игорь Григорьев, Источник

[...]Огромная ответственность падает сегодня на человека с документальной камерой, на политика и художника, которому само время доверило, вложило в руки инструмент, позволяющий отобразить картину мира и показать, что движет разумом и сердцем отдельного человека. Показать на экране, который обладает магической силой прослеживать, обозревать, обобщать и типизировать судьбу человеческую и судьбу народную, приоткрывать завесу над будущим, искать и находить пути к истине[...]

Игорь Григорьев (из доклада на Пленуме СК СССР)

Огромная потеря!
Игорь Андреевич Григорьев, конечно, очень известный режиссер прошедшей эпохи. Но и в новое время он открывал себя нам с неожиданных сторон. Он не только стал выдающимся, внимательным педагогом, по-настоящему близким своим ученикам, но и сам пережил второе рождение. Я назову одну знаковую в этом смысле картину «Цветы времен оккупации» - монтажный фильм, сделанный в Госфильмофонде по идее Владимира Юрьевича Дмитриева. А также другое его детище, созданное с Натальей Желтухиной студию «Риск». Вот это слово «риск» определяло многое из того, что Игорь Андреевич делал в последние годы.
Светлая ему память!

Андрей Шемякин, кинокритик:, Источник

[ Страница дополняется материалами ]