Фильм:
Великая Отечественная
(год выпуска – 1965)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(14 частей, хронометраж – 02:00:44)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
Великая Отечественная, Война, Вторая мировая, Государство, Катастрофы, КПСС, Оборона, Общество, Оружие, Политические процессы

Ссылка на РГАКФД (21308)

О фильме

Документальный фильм о Второй мировой войне. В фильме использованы материалы киноархивов Советского Союза, Германской Демократической Республики, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции.

Этот фильм в годы войны снимали 236 советских кинооператоров, из них 40 погибли на боевом посту.

Фильм был сделан на ЦСДФ к 20-летию разгрома Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции фашистской Германии и милитаристской Японии, победоносного окончания Великой Отечественной воины.

«Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся».
Так говорил В.И.Ленин 
Это фильм о великом подвиге великого народа...

Цитируется с экрана

29 ноября 2016 года - 110 лет со дня рождения Романа Лазаревича КАРМЕНА — классика отечественного кино. Фото из личного архива Валентины Ивановны Гусевой.
В фильм вошли кадры:
  • Германия. Приход к власти Адольфа Гитлера и национал-социалистической партии Германии 1933 — 1940 годы: пожар Рейхстага; штурмовики сжигают книги; парад членов национал-социалистической партии; выступление А. Гитлера; производственные процессы на военных заводах.
  • Начало Второй мировой войны. 1939 — 1941 годы: части вооруженных сил Германии на территории одной из скандинавских стран, Греции, Франции, Советского Союза; А. Гитлер и Бенито Муссолини осматривают руины Брестской крепости.
  • Боевые действия Вооруженных Сил Советского Союза и Германии (пехоты, артиллерии, танков, авиации, военно-морского флота) на фронтах Второй мировой войны. Боевые действия партизанских отрядов и соединений Советского Союза.
  • Оборона городов: Москвы, Сталинграда и других. Блокада г. Ленинграда. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Форсирование реки Днепр. Освобождение городов: Ростов, Калинин, Орёл, Севастополь.
  • Военачальники, в том числе: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, В.Д. Соколовский, Л.А. Говоров, Н.Н. Воронов, А.М. Василевский, И.В. Болдин, П.А. Белов.
  • Террористические действия и карательные меры Вооруженных сил Германии по отношению к мирному населению на захваченных территориях, солдатам воюющих армий: угон населения в Германию, вывоз ценностей, угон скота, казни, расстрелы, гетто, концлагеря, поджоги жилых домов, разрушения.
  •  Раненые, убитые, беженцы, пленные разных национальностей. Кладбища советских и немецких солдат.
  • Военные действия Вооруженных сил Германии против Вооруженных сил США, Великобритании в бассейне Тихого океана, Гонконге, Северной Африке; бомбежка г. Лондона, военных кораблей Великобритании.
  •  Освобождение советскими войсками территорий и городов стран Западной Европы, в том числе: Польши, Чехословакии, Румынии, Австрии, Венгрии. Боевые операции партизанских соединений Югославии, Польши, Болгарии, Греции, бойцов Французского Сопротивления. Высадка союзных Армий в Нормандии (Франция) 6 июня 1944 года. Боевые действия на территории Франции Вооруженных сил Великобритании, США, Франции. Генерал Ш. де Голль, фельдмаршал Б. Монтгомери.
  • Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года. Присутствуют: У. Черчилль, Ф. Рузвельт, И. В. Сталин.
  • Бои за г. Берлин. Взятие Рейхстага.
  • Подписание акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 года. Присутствуют: Г. К. Жуков, генералы союзных Армий, фельдмаршал Кейтель.
  • Парад Победы в г. Москве на Красной площади 24 июня 1945 года.

Москва. Рано утром на Красной площади 9 мая 1945 года — в день капитуляции фашистской Германии.

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов
Режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен
Режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина
Авторы текста: Георгий Кублицкий, Семён Ногорный
Композитор: Кара Караев
Звукооператор: В. Котов
Дирижер: Г. Дугашев
Вторые режиссёры: М. Бабак, И. Егорова 
Асс. режиссёра: И. Маркелова, П. Вяйнасту, В. Шорохов
Диктор: Л. Хмара
Редактор: О. Щербакова
Художники: И. Нижник, В. Крестьянинов
Документы снимали: И. Галин, З. Громова
Редактор летописи: А. Сум-Шик
Мухыкальное оформление: И. Кушнеровой
Директоры картины: В. Печерников, Т. Кононова
Консультанты:
генера-полковник В. Турантаев
генерал-майор Е. Болтин
полковник Г. Коршунов

СПРАВКА

1. День Победы не сразу стал праздничным днем. Впервые это было объявлено указом Президиума Верховного Совета СССР в мае 1945 года. Спустя два года в декабре 1947 года майский указ был отменен. Ежегодно в этот день выходила специальная газета «Правда», на первой полосе которой публиковались обращение военного и военно-морского министров, а также пространная статья о значении победы для советского народа. В этот же день чаще всего в Большом театре собиралась на торжественное заседание партийно-государственная верхушка СССР, где один из крупных военачальников делал доклад о роли Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Завершалось все вечерним торжественным салютом. Ситуация не поменялась даже после смерти Сталина. При Н.С. Хрущеве празднование 9 мая сохранило свой порядок.

2. Спустя 20 лет, в апреле 1965 года, был вновь утвержден указ о праздновании Дня Победы. 20-летие победы было отмечено очень широко. Были проведены  массовые мероприятия, все бывшие фронтовики получили юбилейную медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», впервые с июня 1945 года на Красной Площади прошел военный парад. В этот период во главе советского руководства встал Л.И. Брежнев — фронтовик, участник боев за «Малую землю». Руководство страны понимало, что советскому обществу нужны новые идеологические ориентиры. 

3. После распада СССР военные парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).
С этого времени парады на Красной площади стали проводить ежегодно, но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации. Праздничные шествия в честь Дня Победы также проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ.

4. 9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе «Бессмертного полка» с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры»Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников — фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).

5. «Бессмертный полк» — международная общественная акция, проводящаяся в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне и Второй Мировой войне. Впервые акция прошла в 2004—2006 годах в Кузбассе (Новокузнецк и Прокопьевск). Само название «Бессмертный полк» появилось в 2012 году. В 2013 году в акции приняли участие 120 городов. В 2014 году — «Бессмертный полк» прошел в 500 городах в семи странах. В 2015 году «Бессмертный полк» прошёл в 15 странах мира, а также в самопровозглашённых республиках — ДНР и ЛНР. Акция «Бессмертный полк-2016» прошла в 40 странах.

Использованыв материалы открытых источников, а также сайта: www.world-war.ru

Цитаты

С первых дней войны десятки кинооператоров хроники выехали на фронт. […]
Кармен снимает трудные дороги отступления, трагические приметы ленинградской блокады, первую победу советского оружия под Москвой. Ни одно из крупных сражений тех лет не обходится без его участия, без его зоркой, точной камеры. Маршруты его передвижения в те годы охватили важнейшие вехи войны.
В начале 1942 года вышел на экран фильм режиссеров Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», в съемках которого принимал участие Р. Кармен. Это было знаменательным, крупным событием в истории советской кинопублицистики. Документальное произведение впервые в мире по?лучило высшую награду в США — «Оскар». […]
Роман Кармен снимает идущих в атаку советских воинов, виселицы в Волоколамске, на которых погибли советские патриоты, боровшиеся в тылу врага, снимает радость первых побед, допрос фельдмаршала Паулюса, взятого в плен в развалинах Сталинграда, штурм Берлина. […]
Кармен расширил и обогатил к этому времени свой режиссерский опыт. Он строит повествование масштабно, вскрывает движение общественных явлений, выявляет их причины, сопоставляет прошлое и настоящее, философски истолковывает события. Его фильм о Нюрнбергском процессе — это и обвинительный акт нацизму, и аналитическая панорама войны, и поучительный урок для будущего.
Кармен был одним из первых среди тех, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях разных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Из его корреспонденции и фильмов люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше, чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — идее сохранения нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена.
В последующие годы Кармен не раз обращается к теме войны. Вместе с писателем Сергеем Смирновым он создает в середине шестидесятых годов двухсерийный фильм «Великая Отечественная», используя в нем новые документы и живые свидетельства современников[...]

ДРОБАШЕНКО С. Роман Кармен: путь в искусстве // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник