Документальный фильм о Второй мировой войне. В фильме использованы материалы киноархивов Советского Союза, Германской Демократической Республики, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции.
Этот фильм в годы войны снимали 236 советских кинооператоров, из них 40 погибли на боевом посту.
Фильм был сделан на ЦСДФ к 20-летию разгрома Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции фашистской Германии и милитаристской Японии, победоносного окончания Великой Отечественной войны.
«Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся».
Так говорил В.И. Ленин
Это фильм о великом подвиге великого народа...(Цитируется с экрана)
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ
Авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов
Режиссер, руководитель творческой группы Роман Кармен
Режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина
Авторы текста: Георгий Кублицкий, Семён Ногорный
Композитор Кара Караев
Звукооператор Виктор Котов
Дирижер: Г. Дугашев
Вторые режиссёры: М. Бабак, И. Егорова
Асс. режиссёра: И. Маркелова, П. Вяйнасту, В. Шорохов
Диктор Л. Хмара
Редактор О. Щербакова
Художники: И. Нижник, В. Крестьянинов
Документы снимали: И. Галин, З. Громова
Редактор летописи: А. Сум-Шик
Музыкальное оформление И. Кушнеровой
Директора картины: В. Печерников, Т. Кононова
Консультанты: генера-полковник В. Турантаев, генерал-майор Е. Болтин, полковник Г. Коршунов
1. День Победы не сразу стал праздничным днем. Впервые это было объявлено указом Президиума Верховного Совета СССР в мае 1945 года. Спустя два года в декабре 1947 года майский указ был отменен. Ежегодно в этот день выходила специальная газета «Правда», на первой полосе которой публиковались обращение военного и военно-морского министров, а также пространная статья о значении победы для советского народа. В этот же день чаще всего в Большом театре собиралась на торжественное заседание партийно-государственная верхушка СССР, где один из крупных военачальников делал доклад о роли Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Завершалось все вечерним торжественным салютом. Ситуация не поменялась даже после смерти Сталина. При Н.С. Хрущеве празднование 9 мая сохранило свой порядок.
2. Автором сценария фильма «Великая Отечественная» (совместно с Романом Карменом) был писатель, фронтовой журналист — Смирнов Сергей Сергеевич, автор документальной повести «Брестская крепость», изданной в 1957 году (второе, дополненное и расширенное издание — 1965 год). В 1964 году автор был удостоен Ленинской премии. Писатель впервые сделал всеобщим достоянием героическую эпопею защиты Брестской крепости летом 1941 года. Подвиг защитников крепости, судьба участников обороны оставались долгое время в безвестности. Смирнов предпринял огромную работу по собиранию материалов. Поддержал его инициативу Константин Михайлович Симонов.
В 1955 году Смирнов, по совету Ираклия Андроникова, сделал радиопередачу «В поисках героев Брестской крепости». Смирнов был первым, кто встал на защиту военнопленных, приговоренных Сталиным к определению «изменники». В 1960 годы в СССР стала популярной телевизионная программа Сергея Смирнова «Рассказы о героизме» (передача шла в прямом эфире), которая породила массовое патриотическое движение по розыску неизвестных героев. Смирнов получил более миллиона писем. В феврале-марте 1965 года Смирнов в прямом эфире предложил зрителям своё видение празднования Дня Победы (до 1965 года День Победы был рабочим днем) — во главе колонны должны идти прославленные маршалы, которые были ещё живы, во главе с Георгием Константиновичем Жуковым. После выхода передачи разгорелся скандал и Председатель Гостелерадио Месяцев запретил выход передачи в прямом эфире.
3. Спустя 20 лет, в апреле 1965 года, был вновь утвержден указ о праздновании Дня Победы. Поводом послужило письмо в Политбюро ЦК КПСС писателя Смирнова Сергея Сергеевича. Руководство страны — Первым секретарем ЦК КПСС был Л.И. Брежнев — фронтовик, участник боев за «Малую землю», понимало, что советскому обществу нужны новые идеологические ориентиры. 20-летие победы отмечалось очень широко. Были проведены массовые мероприятия, все бывшие фронтовики получили юбилейную медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», впервые с июня 1945 года на Красной Площади прошел военный парад. Парад был проведен войсками Московского гарнизона, на нём впервые было вынесено Знамя Победы. Принимал парад министр обороны, маршал Р.Я. Малиновский. Впервые фронтовики стали получать социальные льготы.
4. После распада СССР военные парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).
С этого времени парады на Красной площади стали проводить ежегодно, но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации. Праздничные шествия в честь Дня Победы также проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ.
5. 9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе «Бессмертного полка» с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры». Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников — фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).
6. «Бессмертный полк» — международная общественная акция, проводящаяся в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне и Второй Мировой войне. Впервые акция прошла в 2004—2006 годах в Кузбассе (Новокузнецк и Прокопьевск). Само название «Бессмертный полк» появилось в 2012 году. В 2013 году в акции приняли участие 120 городов. В 2014 году — «Бессмертный полк» прошел в 500 городах в семи странах. В 2015 году «Бессмертный полк» прошёл в 15 странах мира, а также в самопровозглашённых республиках — ДНР и ЛНР. Акция «Бессмертный полк-2016» прошла в 40 странах.
Использованыв материалы открытых источников, а также сайта: www.world-war.ru
С первых дней войны десятки кинооператоров хроники выехали на фронт. […]
ДРОБАШЕНКО С. Роман Кармен: путь в искусстве // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник
Кармен снимает трудные дороги отступления, трагические приметы ленинградской блокады, первую победу советского оружия под Москвой. Ни одно из крупных сражений тех лет не обходится без его участия, без его зоркой, точной камеры. Маршруты его передвижения в те годы охватили важнейшие вехи войны.
В начале 1942 года вышел на экран фильм режиссеров Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», в съемках которого принимал участие Р. Кармен. Это было знаменательным, крупным событием в истории советской кинопублицистики. Документальное произведение впервые в мире по?лучило высшую награду в США — «Оскар». […]
Роман Кармен снимает идущих в атаку советских воинов, виселицы в Волоколамске, на которых погибли советские патриоты, боровшиеся в тылу врага, снимает радость первых побед, допрос фельдмаршала Паулюса, взятого в плен в развалинах Сталинграда, штурм Берлина. […]
Кармен расширил и обогатил к этому времени свой режиссерский опыт. Он строит повествование масштабно, вскрывает движение общественных явлений, выявляет их причины, сопоставляет прошлое и настоящее, философски истолковывает события. Его фильм о Нюрнбергском процессе — это и обвинительный акт нацизму, и аналитическая панорама войны, и поучительный урок для будущего.
Кармен был одним из первых среди тех, кто поведал миру об ужасающей, скрытой за семью печатями тайне нацизма — о созданных гитлеровцами на территориях разных стран лагерях смерти. Летом 1944 года вместе с наступающими советскими войсками он вошел в Польшу, вблизи освобожденного Люблина увидел Майданек. Из его корреспонденции и фильмов люди узнали о печах и газовых камерах, о массовых нацистских «фабриках смерти». Это было больше, чем политическая сенсация. Это была акция в защиту гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке. И именно этой идее — идее сохранения нравственного начала жизни — была подчинена вся публицистическая работа Кармена.
В последующие годы Кармен не раз обращается к теме войны. Вместе с писателем Сергеем Смирновым он создает в середине шестидесятых годов двухсерийный фильм «Великая Отечественная», используя в нем новые документы и живые свидетельства современников[...]