Имя при рождении:
Эсфирь Ильинична Рошаль

Дата рождения:
16 марта 1894
Сураж, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
20 сентября 1959 (65 лет)
Москва, СССР

Профессии:
Монтажёр, Режиссёр, Сценарист

Краткая биография

По окончании Высших женских курсов в Москве Эсфирь в период  1919 - 1921 работает в театральном отделе (ТЕО) Наркомпроса, в секретариате, была личным секретарем Всеволода Мейерхольда (зав. ТЕО Наркомпроса). 
В 1922-1942 гг. — монтажер игровых фильмов на фабрике «Госкино». Занималась перемонтажем зарубежных фильмов для советского проката, исследованием русской дореволюционной хроники. Из найденных документов смонтировала фильм "Падение династии Романовых" (1927) в котором новаторски осмыслила старую хронику и поставила её на службу актуальным задачам современности. Динамическое сопоставление кадров, рассказывающих о жизни народа и правящей верхушки, позволило Шуб наглядно продемонстрировать остроту социальных противоречий предреволюционной России, закономерность революции. Фильм показал возможность эмоционального воздействия кинодокумента, положил начало развитию историко-документального направления в киноискусстве. На основе архивных материалов Шуб создала также фильм "Великий путь" (1927) и "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928). В них она разработала принципы монтажа исторической картины, выработала свой режиссёрский стиль, характерными чертами которого были простота и смысловая ясность построения фильма, умение воссоздать историческую атмосферу, сохранить  целостную картину действительности. Шуб пользовалась  длинными планами, давая зрителю возможность всмотреться в лица людей на экране; применяла приём контрастного противопоставления кинодокументов, увлекая зрителей логикой и страстностью своей мысли; авторская трактовка изображения часто проявлялась в сатирическом характере надписей, придающих новый идеологический смысл монтажным фразам. В 30-е году Шуб обратилась к материалу современности. В фильме "Сегодня" (1930, сценарный план с М.З. Цейтлиным) она использовала приём чередования кадров американской хроники и кадров, рассказывающих о жизни советских людей, противопоставляя социалистический мир капиталистическому.

Кинорежиссёр Александр Довженко с Эсфирь Шуб.

В 1932 году по собственному сценарию сняла один из первых звуковых документальных фильмов "КШЭ" ("Комсомол - шеф электрификации"). Синхронный репортаж митинга в заводском цехе, ставшим центральным эпизодом фильма, предвосхищал открытия "прямого кино". В 1944 работала по контракту с Турцией над фильмом "Турция на подъёме", который в 1937 был завершен ассистентом Шуб., турецким режиссёром К.Н. Чакушем. В 1939 на  основе кадров, снятых во время Гражданской войны Испании советскими операторами Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, Шуб создала фильм "Испания" — кинопоэму о мужестве испанского народа. 

В 1943 — 1953 работала на  ЦСДФ. В 1947 на Бакинской студии поставила по собственному сценарию фильм "По ту сторону Аракса". Последние годы работала над книгой воспоминаний "Крупным планом" (М., 1959), в которой обобщила свой исторический опыт, показала выразительные литературные портреты современников. Творческие искания Шуб, в частности принцип так называемого монтажного фильма, оказали значительное влияние на развитие документализма в советском и мировом кино.

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные материалы режиссерской деятельности Э.И. Шуб (Фонд: 035; Ед.хранения: 317; 1890-е - 1986):

  • режиссерские сценарии, заметки, сценарные планы, варианты надписей к фильмам, заявки на сценарии, монтажные планы, планы съемок фильмов (1923 - 1948);
  • фото кадров из фильмов: "Падение династии Романовых" (1927), "Великий путь" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), "Сегодня" (1930), "Комсомол - шеф электрификации" (1932), "Идет новая Турция" (1934), "Испания" (1939);
  • рукописи Э.И.Шуб; сценарии: "Великий путь", "Падение династии Романовых" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), "Сегодня" (1930), "Комсомол - шеф электрификации" (1931), "Идет новая Турция", "Москва строит метро" (1934), "Страна Советов" - в соавт. с Б.Н. Агаповым (1937), "Испания" - в соавт. с В.В. Вишневским (1939);
  • статьи, заметки, выступления: "Работать" (1927), выступление на обсуждении фильма "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), о творчестве Й. Ивенса (1930), "Тема моей речи" (1933), "Изучать творческий замысел" (1935),"О советском документальном кино" (1940); воспоминания "Крупным планам" (1959); дневниковые записи (1930 - 1933);
  • запись последнего разговора с А.А.Фадеевым (1956) и др.;
  • письма Э.И.Шуб: В.В.Вишневскому и С.К.Вишневецкой (1939 - 1942), А.М.Гану - мужу (1927), С.А. Герасимову (1944), В.И. Мухиной (1953), П.А. Павленко (1949), А.А. Фадееву (1951), С.М. Эйзенштейну (1927) и др.;
  • письма к Э.И.Шуб: Б.Н. Агапова (1937 - 1941), Г.В. Александрова (1929 - 1930-е), М.И. Алигер (1942 - 1946), Л.О .Арнштама (1936 - 1939), М.Ф. Астангова (1943, 1945), П.М. Аташевой (1934 - 1937), Н.Г. Вачнадзе (1942 - 1947), В.В. Вишневского (1934 - 1942), А.М. Гана (1922 - 1934), А.П. Довженко (1936 - 1942), Г.М. Козинцева (1927 - 1932), В.И. Мухиной (1953), Л.П. Орловой (1941, 1942), Г.Н. Попова (1932 - 1938), М.Н. Смирновой (1947 - 1956), Ю.И. Солнцевой (1930, 1953), А.А. Фадеева (1933 - 1956), А.С. Хохловой (1927), С.М. Эйзенштейна (1928 - 1946), И.Г. Эренбурга (1934, 1953), С.И. Юткевича (1930 - 1941) и др.;
  • поздравительные телеграммы Э.И.Шуб в связи с награждением ее орденом "Знак Почета": А.Н. Афиногенова, Г.Н. Васильева, С.Д. Васильева, С.А. Герасимова, Э.К. Тиссэ, Н.М. Шенгелая, Н.А. Шифрина и др. (1941);
  • удостоверения о службе Э.И.Шуб (1918 - 1954); докладные записки и заявления в киноорганизации (1926 - 1935); переписка, финансовые и др. документы по съемкам фильмов (1926 - 1957);
  • афиши и буклеты фильмов (1927 - 1937);
  • договоры с киностудиями и изд-вами (1929 - 1947);
  • анкета (1935); выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР о присвоении звания заслуженной артистки РСФСР (1935); трудовая книжка (1939 - 1953); орденская книжка и удостоверения о награждении медалями (1941 - 1948);
  • почетная грамота Министерства культуры СССР за работу на Центральной студии документальных фильмов (1956);
  • свидетельство о смерти (1959);
  • статьи и воспоминания об Э.И.Шуб: Л. Муссинака, А.А. Фадеева, С.М. Эйзенштейна, А.Я. Юровского, С.И. Юткевича (1927 - 1970);
  • статьи, заметки, рецензии о фильмах и книгах Э.И. Шуб - маш., печ. выр. (1927 - 1967);
  • Письма к А.И. Коноплевой - дочери: Л.О. Арнштама (1974), П.М. Аташевой (1942), Г.М. Козинцева (1972), К.М. Симонова (1972);
  • рукописи. К.Д. Бальмонт "Разлука и ревность" - статья - газ. выр. (1917), "Полночь в цветке" - стих., посв. Э.И.Шуб (1919), И.В. Вайсфельд "Замечания по "Испании" Вс. Вишневского" - маш. (1939), В.В. Вишневский - замечания после просмотров фильма "Испания" (1939), В.В. Ильина "Будни", "Стихи с Украины", "1919" и др. стих-ния (1933);
  • С.В. Козловский "Сорок лет в кино" - воспоминания - маш. (1950-е);
  • Ш.-Э. Ле Корбюзье "Современное декоративное искусство" - пер. с франц. А.М.Гана (1926),;
  • А.М. Родченко "Добролет" - рекламный плакат - печ. (1920-е);
  • А.А. Фадеев "Старое и новое" - статья (1932), отрывок из выступления на XII заседании совета по драматургии и театру при правлении ССП (1950-е);
  • С.М. Эйзенштейн - режиссерские заметки к фильму "Иван Грозный" (1942 - 1943); 
  • письма: Ю.Г. Оксмана - В.Б. Шкловскому (1936), А.А. Фадеева [1934], В.Б. Шкловского - С.М. Эйзенштейну (1936), С.М. Эйзенштейна - А.А. Фадееву (1934);
  • портрет Э.И.Шуб - рис. А.П. Довженко (1935), дружеский шарж на Э.И. Шуб - рис. С.М.Эйзенштейна (1927);
  • фото Э.И.Шуб, индивидуальные и в группах с Н.Г. Вачнадзе, Д. Вертовым, А.М. Ганом, А.М. Горьким, А.П. Довженко, Н.А. Зархи, Д.Д. Шостаковичем, С.М. Эйзенштейном и др.,  (1890-е - 1942);
  • фото: Б.Н. Агапова (1959), Б.В. Барнета (1940-е), Н.Г. Вачнадзе (1937), В.В. Вишневского (1938), А.М.Гана (1920-е), А.П.Довженко (1928 - 1940-е), С.А. Есенина в группе с А. и И. Дункан (1920-е), Н.А. Зархи (1933 - 1935), Й. Ивенса (1950-е), М.К. Калатозова (1970), Р.Л. Кармена (1936, 1938), Г.М. Козинцева  (1973), А.И. Куприна (1919), В.В. Маяковского (1910-е - 1926), И.Е. Репина (1910-е), Г. Рихтера (1929), М.И. Ромма (1950-е), М.Н. Смирновой (1940-е), Ю.И. Солнцевой (1920-е), Э.К. Тиссэ (1931), А.А. Фадеева (1920-е - 1954), Э. Хемингуэя (1939), Ч. Чаплина (1930), Н.М. Шенгелая (1930-е), В.Б. Шкловского (1930-е), С.М. Эйзенштейна (1900 - 1943), И.Г. Эренбурга (1936 - 1960), Ф.М. Эрмлера (1933); рисунки: Б.В. Барнета "Трагедии материнства" (1942), С.М. Эйзенштейна 11 (1931 - 1944).

В 1972 году на киностудии "Центрнаучфильм" вышел фильм "Эсфирь Шуб - крупным планом" (2 части, режиссер: С. Бабашкин; операторы: П. Тартаков).

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1930 — Сегодня; режиссёр, монтажер и автор сценарного плана совм. с М. Цейтлиным; Шуб использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя
1934 — Москва строит метро; режиссёр, монтажер и автор сценарного плана
1940 — Лицо врага («Фашизм будет разбит»); режиссёр, монтажер, автор сценария совместно с Б. Агаповым
1942 —  Страна родная; режиссёр и монтажер и автор сценарного плана
1946 — К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин; режиссёр
1946 — Судебный процесс в Смоленске (Суд в Смоленске); режиссёр и автор сценарного плана
1946 — К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин
1949 — От чистого сердца; режиссёр и автор сценария

КИНОПЕРИОДИКА:
1945 1951 — режиссёр киножурналов "Новости дня". 

Фильмография ЦСДФ

1927 — Великий путь (Режиссёр)
1927 — Падение династии Романовых (Режиссёр, Сценарист)

Фильмография других студий

1924 — Остров юных пионеров (Попытка пропаганды лозунга "Да здравствует демонстрация быта!", выдвинутого главой киноконструктивистов начала 1920-х годов Алексеем Ганом. В соответствии с установками автором показать "жизнь врасплох" отвергались сценарий, режиссура и актеры. Материалом для агитфильма - эксперимента была выбрана жизнь пионеров) (Монтажёр)
1925 — Морока (игровой; полнометражный; режиссеры: Евгений Иванов-Барков совм. с Ю. Таричем; автор сценария: Юрий Тарич; оператор: Альфонс Винклер; художник-постановщик: Дмитрий Колупаев) (Автор сценария, Монтажёр) — Первая и Третья фабрики «Госкино» (1924-1925)
1925 — Первые огни (игровой; полнометражный; режиссер и автор сценария: Юрий Тарич; оператор: Давид Шлюглейт; художник-постановщик: Исаак Махлис) (Монтажёр) — Первая и Третья фабрики «Госкино» (1924-1925)
1925 — Перевал (Монтажёр)
1926 — Абрек Заур (Режиссёр, Монтажёр)
1926 — Господа Скотинин (Монтажёр)
1926 — Крылья холопа (игровой; полнометражный; режиссеры: Юрий Тарич, Леонид Леонидов; сценаристы: Юрий Тарич, К. Шильдкрет, В. Шкловский; оператор: Михаил Владимирский; художник-постановщик: Владимир Егоров) (Монтажёр) — Объединённая Московская фабрика «Совкино» (1926-1929)
1926 — Проститутка (Убитая жизнью) (Монтажёр) — Объединённая Московская фабрика «Совкино» (1926-1929)
1927 — Великий путь (полнометражный; немой; совместно с Музеем революции) (Режиссёр, Монтажёр) — Московская кинофабрика "Совкино"
1928 — Россия Николая II и Лев Толстой (фильм был выпущен на экраны в сентябре 1928 года и почти сразу же вызвал ожесточенную полемику в печати. «Ругательных» отзывов о фильме было значительно больше, чем одобрительных, возможно, это и послужило причиной некоторого его забвения; фильм утрачен) (Режиссёр, Монтажёр) — Объединённая Московская фабрика «Совкино» (1926-1929)
1932 — К. Ш. Э. (Комсомол — шеф электрификации) (совместно с реж. Л. Филоновым; оператор: В. Солодовников; в этом фильме впервые в Советском Союзе была использована синхронная звуковая съемка. Фильм снимался на московском Электрозаводе, на ленинградских заводах «Электросила» и им. Сталина в Магнитогорске, на Дзорагэс и главным образом на Днепрострое) (Режиссёр, Автор сценария, Монтажёр) — Московская объединённая фабрика «Союзкино» (1930-1931)
1937 — Страна Советов (автор сценарного плана совместно с Б. Агаповым) (Режиссёр) — Мосфильм
1937 — Турция на подъёме (в 1934 г. Шуб работала по контракту в Турции над фильмом «Турция на подъеме» (был завершен в 1937 г. ее ассистентом — турецким режиссером К. Чакушем)
1939 — Испания (сценарий и дикторский текст писателя Всеволода Вишневского; операторы: Р. Кармен и Б. Макасеев в сотрудничестве с республиканскими испанскими операторами) (Режиссёр, Монтажёр) — Мосфильм
1940 — 20 лет советского кино (совместно с реж. Всеволодом Пудовкиным и авторами сценария А. Мачеретом, Ю. Олешей, Вс. Пудовкиным; киноочерк о путях развития советской кинематографии за первые 20 лет ее существования; в картине собраны фрагменты фильмов - "Броненосец "Потемкин", "Мать", "Земля", "Чапаев" и других, а также хроника разных лет) (Режиссёр, Автор сценария, Монтажёр) — Мосфильм
1947 — По ту сторону Аракса — «Бакинская киностудия»

Библиография

1959 — Эсфирь Шуб. Крупным планом (с. 256; тираж: 5000) (изд.: — М.; "Искусство")
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1935 — Заслуженная артистка РСФСР

Награды

1941 — Орден «Знак Почёта»
1956 — Почетная грамота Министерства культуры СССР за работу на Центральной студии документальных фильмов

Цитаты

В революционной России кино из рук ловких деляг и торговцев перешло во владение молодого Советского государства. Отечественных фильмов было мало, ничтожно мало. Кулешов в своей мастерской показывал "фильмы без пленки", ибо ее не хватало.
Дзига Вертов монтировал свои первые "Киноправды", операторы-хроникеры снимали чуть ли не на обрывках позитивных лент. На экранах шумели заграничные боевики. Их надо было хоть как-то приспособить к восприятию нового зрителя.
За эту черную и малозаметную работу взялась молодая женщина из интеллигентной семьи, за плечами у которой к этому времени было не только гуманитарное образование, но и общение с мастерами революционного искусства. […]
Она внимательно присматривалась к экспериментам Кулешова и Вертова. Их столь важные наблюдения над чудодейственной СИЛОЙ монтажа она применила и в этой своей работе, так как куски, снятые постановщиками первых советских художественных лент, в большинстве случаев нуждались не в простой склейке, но в новой, и не только ритмической, но и драматургической организации. Здесь начиналось творчество. Здесь закладывались основы той профессии, которая займет впоследствии свое законное место в производстве под наименованием "режиссер-монтажер".
Слава о волшебнице монтажного стола прокатилась по всей молодой советской кинематографии.
Сергей Эйзенштейн, в начале 20-х годов еще только присматривающийся к новому искусству, дневал и ночевал в монтажной Шуб. Робко присев на край стула, он с восхищением наблюдал, как трансформировала она двухсерийный экспрессионистический боевик Фрица Ланга "Доктор Мабузо — игрок".
Братья Васильевы по праву считали себя учениками Эсфири Шуб; и вообще не было ни одного молодого кинематографиста, который не обращался бы к ней в трудную минуту за добрым советом. Но все это было только началом.
Открытие произошло позднее, когда молодая женщина, увлеченная опытами Дзиги Вертова (не зря она сама называет его художником, оказавшим на нее сильное влияние), выдвигавшими на ведущее место факт, документ, рискнула, опираясь на весь свой накопленный опыт, смонтировать первый полнометражный фильм, целиком построенный на фильмотечном материале — кадрах дореволюционной хроники.[…]
Эсфирь Шуб была подлинным поэтом экрана. Лиризм ее фильмов, возникающий от глубоко личной влюбленности в советскую действительность, роднит ее с Маяковским. […] …задолго до Бертольта Брехта Шуб сформулировала некоторые особенности современной эстетики и не только теоретически осмыслила их, но, что самое важное, применила в своей практике.[…]
Дальнейший путь Эсфири Шуб, как говорится, "не был усыпан розами". Ведь ей приходилось не только по-прежнему бороться со столь живучей тенденцией недооценки избранного ею жанра, но и само время выдвигало новые требования. […]
По-прежнему встречалась она с непониманием даже среди тех, кто, казалось, борется вместе с ней на одном фронте; будучи скованными узкими рамками ремесленного понимания хроники, они отнюдь не помогали дальнейшему творческому продвижению художника-новатора. […]
Но она продолжала закреплять и свои теоретические позиции, особенно важные в тот период, когда опасность заэстетизирования документального материала, формалистическая игра с ним стали ощутимей […]. Эсфирь Шуб тогда писала:
"Монтировать документальный фильм надо просто и смыслово ясно. Зритель должен успеть не только хорошо увидеть людей и события, но и запомнить их. Пусть помнят любители дешевых эффектов монтажа, что монтировать просто и смыслово ясно совсем не легко, а очень трудно".

ЮТКЕВИЧ С. Волшебница монтажного стола // ШУБ Э. Жизнь моя — кинематограф. М., 1972., Источник