Фото: "Главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Р.А. Руденко. 1945-1946 гг.". Автор фото: Е. Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.
20 ноября 1945 г. в 10.00 в Нюрнберге открылся международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников европейских стран. Процесс длился 10 месяцев. В ночь на 16 ноября 1946 года в Нюрнбергской тюрьме приговор был приведен в исполнение.
Кинодокументы о суде над главными немецко-фашистскими военными преступниками в Нюрнберге. На странице представлена навая редакция документального фильма «Суд народов», вышедшего в 1946 году (Учетный № РГАКФД: 5450).
«Народы мира вынесли главный приговор фашизму, который принёс неисчислимые страдания человечеству.
Сегодня, когда империалисты снова поднимают голову, мы хотим напомнить:
— Реваншисты!
Поджигатели войн!
Помните Нюрнберг!»(Цитируется с экрана)
На скамье подсудимых почти вся правящая верхушка Третьего рейха — высшие военные и государственные деятели, дипломаты, крупные банкиры и промышленники: Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Фриц Заукель, Артур Зейсс-Инкварт, Мартин Борман (заочно, , т. к. скрылся и не был найден) и Альфред Йодль, Рудольф Гесс, Вальтер Функ и Эрих Редер, Бальдур фон Ширах и Альберт Шпеер, Константин фон Нейрат, Карл Дёниц, Ганс Фриче, Франц фон Папен и Ялмар Шахт, Р. Лей (повесился в камере до начала процесса).
Автор и руководитель съёмок Роман Кармен
Автор текста Борис Горбатов
Режиссёр Е. Свилова
Операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семёнов, В. Штатланд
Звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
Текст читает Л. Хмара
Редактор А. Виноградова
Ассистенты режиссёра А. Авдюшина, М. Панкина
Музыкальное оформление А. Гран
Графическое оформление Б. Беляев
Директор картины М. Эминов
1. Киноматериалы, снятые операторами ЦСДФ, легли в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе.
2. 30 сентября — 1 октября 1946 г. был оглашен Приговор международного суда. В нем были проанализированы основные принципы международного права, нарушенные нацистской Германией, аргументы сторон, дана картина преступной деятельности фашистского государства на протяжении более чем 12 лет его существования. Международный военный трибунал признал всех подсудимых (за исключением Шахта, Фриче и фон Папена) виновными в осуществлении заговора с целью подготовки и ведения агрессивных войн, а также в совершении бесчисленных военных преступлений и тягчайших злодеяний против человечности. К смертной казни через повешение были приговорены 12 нацистских преступников: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхель, Заукель, Йодль, Зейсс-Инкварт, Борман (заочно). Остальные получили различные сроки тюремного заключения: Гесс, Функ, Редер — пожизненно, Ширах и Шпеер — 20 лет, Нейрат — 15 лет, Дениц — 10 лет.
3. Трибунал также признал преступными руководящий состав национал-социалистской партии, СС, СД и гестапо. Таким образом, даже приговор, согласно которому только 11 подсудимых из 21 были приговорены к смертной казни, а трое вообще были оправданы, наглядно показал, что правосудие не было формальным и ничего заранее не предрешалось. При этом член международного суда от СССР — страны в наибольшей степени пострадавшей от рук нацистских преступников, генерал-майор юстиции И.Т. Никитченко в Особом мнении заявил о несогласии советской стороны суда с оправдательным приговором трем подсудимым. Он высказался за смертную казнь в отношении Р. Гесса, а также выразил несогласие с решением о непризнании преступными организациями нацистского правительства, Верховного командования, Генштаба и СА.
4. Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным Советом по Германии, и в ночь на 16 октября 1946 г. приговор о смертной казни был приведен в исполнение (незадолго до этого Геринг покончил жизнь самоубийством).
5. «Я не признаю решения этого судилища: Я продолжаю быть верным нашему фюреру», — заявил в своем последнем слове на суде Геринг. «Подождем лет двадцать. Германия поднимется вновь. Какой бы приговор ни вынесло мне это судилище, я буду признан невиновным перед ликом Христа. Я готов повторить все еще раз, даже если это означает, что меня сожгут живьем», — эти слова принадлежат Р. Гессу. За минуту до казни Штрейхель воскликнул: «Хайль Гитлер! С Богом!». Ему вторил Йодль: «Я салютую тебе, моя Германия!».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, а также сайта: www.mil.ru.
[…]Зал был полон, когда советское обвинение предъявило трибуналу план вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз, известный под названием «План Барбаросса». Этот дьявольский план был подготовлен во всех деталях задолго до нападения гитлеровцев на нашу страну. Военная часть плана создавалась при участии генерала Паулюса. До начала войны Паулюс проехал вдоль всей границы СССР, на местах знакомясь с обстановкой. Главный обвинитель от СССР, генеральный прокурор Советского Союза Руденко представил судьям письменные показания фельдмаршала Паулюса.
Роман Кармен (фрагмент из книги "На Пасаран!")
Защитник основателя гестапо и шефа военно-воздушных сил фашистской Германии, правой руки Гитлера рейхсмаршала Германа Геринга выступил против показаний фельдмаршала. Он заявил: «Нам не внушает доверие этот документ. Мы хотели бы заслушать здесь самого Паулюса, если, разумеется, он жив».
Председательствующий английский судья Лоуренс обратился к Руденко с вопросом: «Господин Руденко, как вы полагаете, сколько времени понадобилось бы для доставки фельдмаршала Паулюса в зал трибунала?». Руденко, не задумываясь, ответил: «Несколько минут».
Появление Паулюса вызвало переполох на скамье подсудимых. Приняв присягу, он начал давать показания.
Я встретился с Паулюсом в комнате советского обвинения после его выступления. Он отдыхал. Нас познакомили, и с его разрешения я его сфотографировал. Не выдержав, я сказал:
— Мы не впервые встречаемся, господин фельдмаршал. Паулюс вопросительно посмотрел на меня:
— Простите, не помню, когда это было.
— Первого февраля 1943 года.
— О, интересно! Я, вероятно, выглядел тогда очень бледным и худым?
— Да. У вас был очень утомленный вид.
Сопровождавший Паулюса советский офицер показал ему на часы. Он поднялся, раскланялся и вышел. Это была моя вторая встреча с гитлеровским фельдмаршалом, плененным на берегах Волги.[…]
Кармен создал один безусловный шедевр — «Суд народов» (1946), фильм о Нюрнбергском процессе. Такая тема «выпадает» режиссеру, считайте, как исторический подарок судьбы... «Суд народов» был прекрасным фильмом, причем вполне современным. Чувствовалось, что Кармен не просто гордился им, — это была, вероятно, его самая великая любовь (после Кубы)!
Валерий ХОМЕНКО (1938 - 2016), режиссёр, выпускник ВГИКа (мастерская Р. Кармена)., Источник
Как он, как оператор снимал в зале заседаний международного трибунала, вел репортажи наблюдения за «главарями» на скамье подсудимых? Помнится, Кармен рассказывал: «Геринг как-то обратил внимание на меня, советского кинооператора, и решил на мне испытать силу своего взгляда, а это была, конечно, сильная личность... Я, однако, не отвел своих глаз...»... В монтаже участвовала Елизавета Игнатьевна Свилова — опытнейший монтажер, жена Дзиги Вертова; ее вклад в создание фильма был, возможно, не меньше карменовского.
Особенно восхищался Кармен дикторским текстом, точнее — авторским монологом, комментарием Бориса Горбатова (который был причастен, наверное, и к драматургическим ходам фильма). Помню, Кармен нам говорил: «Какая блестящая фраза про крючкотворов — адвокатов нацистов: «Это — последняя линия нацистской обороны!» Текст вообще был так прекрасен, что я клал его (как ноты на рояль) перед собой на монтажный стол и монтировал под него!»...
Кармен монтировал под текст, в числе прочего, и эпизод, называвшийся, как и весь фильм, «Суд народов». В нем звучат слова: «Кто судит? Восстанут мертвые и живые, все народы всех стран придут на суд». «А тут еще, — говорил Кармен, — музоформитель предложил нам использовать здесь патетический фрагмент из симфонии «Манфред» Чайковского; под эту музыку у нас шествовали на экране люди из хроники — бойцы, партизаны, пленные...»
По технологии тех лет музыка озвучивала уже готовый монтаж. Я и сам клал на стол монтажную фонограмму с предварительно записанным дикторским текстом и подгонял под нее кадры. Это тот самый пункт, где можно сказать: «Кармен меня этому научил», или «я научился этому у Кармена» Хотя это, скорее, не урок, а «подсказка», какими вообще богата любая кинопрактика.
<…>
Нюрнбергский процесс был задуман Сталиным. Его задача заключалась в том, чтобы показать всему миру, что Советский Союз, с которым не хотели говорить ни до, ни после Мюнхена, перестал быть изгоем. Чтобы его воспринимали как часть цивилизованного мира. Американцы приняли эту идею, ведь им предложили правосудие. Заслуживает внимания в этом разговоре то, как отреагировали англичане: какой суд?! повесить их! На суде убедительно проявилось, что это был суд победителей. Например, в своей речи Геринг сказал: «Вы обвиняете нас в расовой дискриминации, – он посмотрел на американцев и добавил: – А что вы делаете в вашей армии с темнокожими солдатами?» В этот момент к нему подошел начальник тюрьмы с дубинкой и велел замолчать: «Если ты не заткнешься, я этой дубинкой перебью тебе кости». Ему запретили задавать вопросы, неудобные для союзников. Большой несправедливостью было и то, что среди стран-победительниц была Франция, официальные власти которой сотрудничали с Гитлером и часть армии которой воевала на стороне Германии. Но там не было Польши, которая сражалась с нацистами куда яростей Франции. Англичанам было невыгодно присутствие Польши, потому что к тому моменту это уже была страна советского блока. Выгоднее был проанглийский де Голль. А Польша должна была участвовать в акте правосудия, учитывая, сколько поляков погибло во время этой войны.
ЯКОВ КЕДМИ, Источник