Голубов Георгий Альбертович (23 ноября (06 декабря) 1916, с. Алешки (ныне Цюрупинский район, Херсонская область, Украина) — 21 января 1992 года, Москва) — оператор, режиссер документального кино. Участник Великой Отечественной войны (удостоверение: серия 3 № 917251)[1]. Знак «Отличник кинематографии СССР» (1972). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Беспартийный. Член СК СССР (с 1957 года) — СК России.
В 1939 году окончил операторский факультет ВГИКа.
В 1939 — 1941 — оператор Минской студии хроникально-документальных фильмов.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны (с 1943 года). В РККА с 20 сентября 1941 года. Призван Алма-Атинским РВК, Казахской ССР. Воинское звание: лейтенант, капитан. Воинская часть: СКВО, военная киногруппа 3 Белорусского Фронта (3 БелФ), 46 зсд (46 зсд); СКВО; 657 зсп 63 сд (657 зсп, 63 сд); Центральная студия кинохроники 3 и 1 БелФ (1 БелФ).[2]
После получения ранения ст. лейтенант Г. А. Голубов, командир минометной батареи (Северо-Кавказский фронт и Западный фронт) был переведен на работу в качестве кинооператора[3].
Награжден орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны II степени (1945) , Отечественной войны I степени (1985) и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «За взятие Кенигсберга» и др.[6]
Фронтовые съёмки Георгия Голубова вошли в фильмы «Комсомольцы», «Сражение за Витебск», «Освобождение Советской Белоруссии», «В логове зверя», «Берлин».
С 30 декабря 1943 по 30 ноября 1989 — оператор, режиссер (с сентября 1975 года) Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)[7].
27 июля 1945 — присвоена II категория оператора.
С 25 июня 1955 по 03 марта 1956 — откомандирован на Молдавская студию хроникально-документальных фильмов (создана на базе корпункта в Кишиневе в 1952 году).
01 января 1956 — присвоена I категория оператора.
12 июня 1972 — откомандирован на киностудию «Узбекфильм».
21 июля 1972 — тарифицирован кинооператором высшей категории.
С 01 сентября 1975 — режиссер Производственно-творческого объединения № 2 (ПТО-2) ЦСДФ.
Автор-оператор 50-ти документальных сюжетов для киножурнала «Фитиль».
Старшая дочь от брака с Голубовой (Файман) Паулиной Соломоновной (1919 — 1938) — Якимова (Голубова) Наталия Георгиевна (родилась 12 июня 1938 года в Москве), асс. режиссера, режиссер ЦСДФ.
Средняя дочь от брака с Лидией Михайловной Фоминых — Надежда Георгиевна Донская (1942 — 2019).
Младшая дочь от брака с Голубовой (Никольской) Ниной Александровной (11 июня 1932 — 05 сентября 2004) — Соболева (Голубова) Маргарита Георгиевна (родилась 08 июня 1961 года в Москве), в настоящее время живет в Германии; владелец турагентства в Потсдаме.
1940 — В Советской Литве; режиссер С. Бубрик; операторы: М. Беров, Г. Голубов
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе, Г. Голубов
1944 — Минск наш (боевые действия советских войск при освобождении г. Минска от немецких войск); режиссер: Я. Посельский; операторы: М. Беров, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В Придорогин, В. Фроленко, Б. Шер, Г. Голубов (в титрах не укзан); ассистент режиссера: С. Каплун; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов; руководитель группы: А. Медведкин; редактор Ю. Смирнитский
1944 — В Восточной Пруссии (разгром немецких войск Красной Армией в Восточной Пруссии); реж. И. Копалин; операторы: М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, Ю. Довнер, Б. Шер, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Минкевич, В. Придорогин, М. Силенко, Д. Шоломович; начальник фронтовой группы: А. Медведкин; асс. режиссера: З. Дембовская; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Котов
1944 — Освобождение Вильнюса (Фронтовой выпуск № 4); режиссер: Л. Варламов; операторы: М. Беров, Г. Голубов, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Фроленко, С. Школьников; военный консультант: С. П. Платонов: начальник группы: А. Медведкин; музоформитель Д. Блок; звукооператор: В. Котов; асс. режиссер: М. Спандарян
1945 — Освобождение Советской Белоруссии; полнометражный; режиссеры: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор: В. Нестеров
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер: Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Кенигсберг / Бои за Кенигсберг (фронтовой киновыпуск № 6); оператор в соавторстве
1945 — Кенигсберг (бои за Кенигсберг; боевые действия советских войск, в том числе: сухопутных, военно-воздушных, военно-морских); режиссер: Ф. Киселев; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, М. Беров, В. Вдовенко, К. Венц, И. Гелейн, Ю. Довнер, Л. Дульцев, А. Зенякин, А. Крылов, Н. Лыткин, Е. Лозовский, В. Минкевич, И. Панов, К. Пискарев, З. Фельдман, Г. Голубов (в титрах не указан); автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: О. Артюнина, З. Тулубьева; нач. группы: А. Медведкин, С. Гуров; музоформитель: Д. Блок, звукооператоры: Д. Овсянников, Б. Пеккер; диктор Л. Хмара
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Парад Победы; черно-белый вариант; полнометражный; руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы: И. Аронс, М. Арабов, Е. Андриканис, И. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман, Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин, А. Левитан, Е. Лозовский, Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В.В. Микоша, Е. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Ф.Ф. Проворов, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. Семенов, В.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский, З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, Б. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, С. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков и другие; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер: Я. Посельский; Н. Вихирев, М. Глидер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, Б. Небылицкий, Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев, Г. Голубов (в титрах не указан)
1946 — 1-ое Мая; реж.: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков и др.
1946 — День авиации; операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, Э. Фельдман
1946 — Физкультурный парад 1946г. (Парад и выступление физкультурников на Московском стадионе "Динамо"); полнометражный: оператор в соавторстве с другими операторами
1947 — День победившей страны; полнометражный; режиссеры: главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович ; операторы: Е. Мухин, Никифоров, М. Посельский, Г. Бобров, В. Доброницкий, Л. Мазрухо, В. Фроленко, Н. Вихирев, М. Силенко, М. Ошурков, Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, Широнин, Беров, Г. Голубов
1948 — Лов сельди у берегов Исландии; режиссер: С. Хаханова; оператор
1948 — У берегов Исландии (фильм о Советской рыболовецкой экспедиции у берегов Исландии); реж.-оператор
1949 — День Военно-Морского Флота СССР; реж.: Н. Соловьев; операторы: И. Бессарабов, Г. Голубов, А. Грек
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); реж. Я. Посельский; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, Л. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Ходяков
1951 — 1-ое Мая 1951г.; полнометражный; реж.: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов и другие.
1951 — Международное соревнование легкоатлетов; реж.: Б. Вейланд; операторы: Г. Голубов, Н. Лыткин, Б. Макасеев, К. Пискарев, Д. Рымарев, Н. Соловьев, В. Фроленко
1951 — На строительстве Волго-Донского водного пути; полнометражный; реж. З. Тулубьева, операторы: М. Силенко, Г. Голубов, Б. Оцуп
1951 — На водных просторах; реж. В. Ешурин; операторы: Г. Голубов, В. Ешурин,Г. Захаров, Ю. Коровкин
1952 — День воздушного флота СССР (празднование Дня Воздушного Флота СССР на Тушинском аэродроме в Москве 27 июля 1952 года); полнометражный; режиссер: Бойков В.; главный оператор: Ошурков М.; операторы: И. Беляков, Г. Голубов, В. Ешурин, Г. Захарова, Р. Кармен, Д. Каспий, А. Казаков, С. Коган, А. Колошин, А. Листвин, Б. Макасеев, В. Мищенко, Ю. Монгловский, М. Оцеп, Э. Тросман, В. Ходяков; в воздухе снимали операторы: Л. Котляренко, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, Н.Соловьев, И. Филатов, В. Фроленко, Е. Яцун; звукооператор: В. Нестеров
1954 — Праздник на стадионе "Динамо" (открытие летнего спортивного сезона в Москве); реж.: В. Бойков; операторы: А. Воронцов, Г. Голубов, И. Михеев, Е. Мухин и др.
1954 — В передовых леспромхозах; реж.: Л. Дербышева; операторы: Г. Голубов, И. Михеев
1956 — Чемпионы спартакиады советской России (финальные соревнования Спартакиады РСФСР в г. Ростове: состязания конников); реж.: Б. Вейланд; операторы: Ю. Бородяев, Н. Вихирев, И. Гутман, Г. Голубов, В. Комаров, А. Кричевский, Ф. Леонтович, В. Микоша, В. Мищенко, Г. Серов, В. Скоробогатова, Л. Котляренкое
1956 — Гости Афганистана в Советской стране; реж.: Л. Дербышева; операторы: Г. Голубов, А. Зенякин, И. Михеев, Н. Соловьев, В. Ходяков
1956 — На ярмарке в Лейпциге; реж.: Я. Бабушкин; операторы: Г. Голубов, П. Опрышко, К. Пискарёв
1956 — Американская разведка теряет своих агентов; реж.: О. Подгорецкая; операторы: Г. Голубов, К. Пискарев и др.
1958 — Чемпионат мира по гимнастике; реж.: И. Венжер; операторы: А. Хавчин, Г. Голубов, А. Грек, Е. Федяев
1959 — Когда у вас выходной; реж.: З. Тулубьева; оператор
1959 — Визит финских гостей; реж.: Я. Бабушкин; операторы: А. Воронцов, Г. Епифанов, Г. Голубов
1959 — Олег Лундстрем
1961 — Девочка и солнечный зайчик (в фильме использованы рисунки детей от 4-х до 8-ми лет; съемки проводились в Москве); автор сценария и режиссер: Ирма Рауш-Тарковская (дипломная работа студентки ВГИКа); оператор: Голубов Г.; звукооператор: И. Воскресенская
1961 — Я и ты (о первом Всемирном форуме молодежи в Москве); реж.: Л. Махнач; операторы: Е. Аккуратов, Г. Голубов, И. Гутман, В. Комаров, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, В. Усанов, Е. Яцун
1962 — Осень надежды (о ликвидации эпидемии полиомиелита в Эстонии); реж.: В. Лисакович
1962 — Карабановы; реж.: Л. Кристи; оператор
1963 — Товарищ такси (герой фильма - таксист Королёв); реж.: Я. Бабушкин; операторы: К. Ряшенцев, Г. Голубов, А. Савин
1963 — Репортаж из Солигорска; реж.: Я. Бабушкин
1963 — На Курской дуге; реж.: Е. Вермишева
1965 — Я из Ефремова; оператор
1966 — С днем рождения, ЗИЛ!; реж.: Б. Вейланд
1967 — Мы члены профсоюза; реж.: В. Софронов
1967 — Фестиваль джаза (проходил во Двореце культуры МИИТ); реж.-оператор
1967 — Героям Сталинграда; реж.: Л. Кристи; операторы: И. Галин, Г. Голубов, А. Левитан, В. Усанов
1967 — Героям битвы на Волге; реж.: Л. Кристи; операторы: И. Галин, Г. Голубов, А. Левитан, В. Усанов
1968 — О жизни буддистов — бурят Советского Союза; реж.-опер.
1971 — Дни культуры Монголии в Советском Союзе; реж.: С. Репников; операторы: Г. Голубов, Г. Гукасов, А. Киселев
1971 — Рассказы о коммунистах; режиссер: Л. Данилов
1972 — Солнце, море, дороги (об отдыхе трудящихся нашей страны); реж.: Я. Бабушкин; операторы: Голубов Г., Лебедев О., Прудников М.
1972 — Государственный банк СССР; операторы: Прудников М., Голубов Г., Чекиров К.
1973 — Визит Премьер-министра Ирана в Советский Союз; операторы: Голубов Г., Максимов Л.
1973 — Книга пришла на завод; реж.-опер.
1973 — Универсиада -73; реж. И. Гутман; операторы: В. Доброницкий, Р. Петросов, Г. Голубов, С. Кузминский
1974 — Бельгийские социалисты в СССР; реж.: А. Кричевский; операторы: В. Воронцов, Г. Голубов, А. Кричевский, Ю. Леонгардт
1974 — Народная республика Конго; операторы: Голубов Г., Саранцев А.
1975 — Альманах кинопутешествий 1975 № 102; операторы: Операторы Голубов Г., Мамедов Д., Никельберг Л.
1975 — Праздник братства и дружбы; реж.: А. Кричевский; операторы: Г. Голубов, В. Цитрон
1975 — Большой праздник книги; реж.-оператор
1975 — На земле Суздальской; реж.: В. Мусатова; операторы: Г. Голубов, Н. Соловьев
1976 — Президент республики Филиппины в СССР; операторы: Воронцов В., Голубов Г., Егоров Ю.
1976 — Рассказ о социальном обеспечении; реж.-оператор
1977 — Дружба-Фройндшафт; режиссер
1978 — Парламентарии Республики Гвинея — Бисау в СССР; операторы: Аккуратов Е., Голубов Г.
1979 — Юбилей Народной Польши; реж.-оператор
1982 — Человек в борьбе с огнём; полнометражный; реж.: Софронов В.; операторы: Кондаков С., Голубов Г., Запорожский И.
1982 — Парламентарии Дании в СССР; операторы: Воинов О., Голубов Г.
1982 — Парламентарии Кипра в СССР; операторы: Г. Голубов, Г. Завьялов
1984 — Хочу увидеть мир (о приобщении слепых людей к самодеятельному художественному творчеству); по заказу Всероссийское общество слепых; реж. И. Галин; операторы: Голубов Г., Зайцев А., Никонов В., Сокольников Л.; И. Галин
Снимал сюжеты для киножурналов "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Новости дня", "Сибирь на экране", "Советский спорт", "Московская кинохроника", "Советский спорт", "Ровесник", "Советское кино", "Советский патриот", "Хроника наших дней".
Автор-оператор 50-ти документальных сюжетов для киножурнала "Фитиль".
1982 — Один + одна = восемь; Фитиль № 238; реж.-опер.
1982 — Воспитанием равнодушием; Фитиль № 242; реж.-опер.
1982 — Реакция. (По следам сюжета "Шиворот-навыворот"); Фитиль № 245; реж.-опер.
1982 — Осторожно, окрашено!; Фитиль № 246; реж.-опер.
1983 — Кому это выгодно; Фитиль № 251; реж.-опер.
1986 — Горящие ассигнации; Фитиль № 285
1986 — Факел бесхозяйственности; Фитиль № 286
1986 — Реакция (по следам сюжета "Вилами по воде"); Фитиль № 287
1986 — Бетонные страдания; Фитиль № 293
1987 — Реакция (по следам сюжета "Чем они хуже?", "Фитиль" № 170); Фитиль № 300
1987 — Реакция (по следам сюжета "Железная оборона"); Фитиль № 303
1987 — Короткая память; Фитиль № 306
_____________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 48). Биография — ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 2): справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 204-205). Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из частных архивов.
[...]Мимо пробежал человек с киноаппаратом. Не останавливаясь, крикнул: — Привет Сене Школьникову! — Побежал дальше, не отличимый от десятков других бойцов — в такой же форме, в такой же пилотке. И все же я узнал его по голосу. Это был Георгий Голубов, оператор с 3-го Белорусского фронта. Встретились и разминулись.
Семён Школьников, фронтовой кинооператор, Источник
Во второй половине дня, когда бои в городе немного затихли, я снова увидел Георгия Голубова на полуразрушенной улице. Теперь у нас было время обняться, рассказать друг другу о своем житье-бытье. Порадовались, что сняли настоящий боевой материал и что остались живы. — Пойдем, покажу тебе наше пополнение, — предложил Георгий и повел меня в пригород Вильнюса, очищенный от гитлеровцев еще накануне.
Помнится, первым, кого я разглядел у белого домика под зеленой крышей, был начальник фронтовой киногруппы 3-го Белорусского фронта режиссер Александр Иванович Медведкин. Он сидел на скамеечке и вел неторопливую беседу с несколькими младшими командирами.
Александра Ивановича я знал давно, а об его идее, поддержанной фронтовым начальством, рассказал мне Георгий.
Все шире развертывалось наступление. Все больше требовалось кинооператоров, чтобы запечатлеть на пленке подвиги наших воинов. Однако резервы операторов на киностудиях были исчерпаны, а киноинститут не мог обеспечить достаточного пополнения. И вот Медведкин решил быстро обучить элементарным приемам киносъемки грамотных толковых бойцов и младших командиров, уже имевших большой опыт боевых действий, чувствовавших себя привычно в самых сложных ситуациях. Но чем их вооружить?
Ручных киносъемочных аппаратов тогда не хватало даже для профессиональных операторов. Кроме того, привычный для профессионалов киноаппарат был слишком сложен для неопытных людей. Ведь годами учатся точно наводить на резкость, правильно устанавливать диафрагму, строить композицию кадра...
Александр Иванович пришел к мысли использовать простые в обращении шестнадцатимиллиметровые автоматические камеры, которые применялись в Военно-Воздушных Силах.
Командование фронта выделило в распоряжение киногруппы несколько десятков разведчиков.
Главный инженер Центральной студии кинохроники Игорь Борисович Гордийчук на основе шестнадцатимиллиметровой автоматической камеры разработал новую конструкцию киносъемочного аппарата, который устанавливался на прикладе автомата ППШ, а мастера точной механики быстро изготовили несколько десятков таких аппаратов.
Я с интересом разглядывал аппарат. Беседовал с Медведкиным и операторами-инструкторами Николаем Лыткиным, Аркадием Зенякиным, Георгием Голубовым. В разговор включились и «курсанты», увлеченные новым для них, интересным делом. По истечении двух месяцев учебы они должны были получить звание сержант-оператор и вернуться в свои подразделения. Сержанты-операторы впоследствии сняли немало кадров, вошедших в документальные фильмы, а кое-кто из них стал профессиональным кинематографистом.[...]