Георгий ГОЛУБОВ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Георгий Альбертович ГОЛУБОВ

Дата рождения:
06 декабря 1916
Российская империя

Дата смерти:
14 января 1992 (75 лет)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Голубов Георгий Альбертович (23 ноября 1915 года (06 декабря 1916 года), с. Алешки (ныне — Херсонская область. Украина) — 21 января 1992 года, Москва, СССР).
В 1939 году о
кончил операторский ф-т ВГИКа. В 1939 — 1941 — оператор Минской студии хроникально-документальных фильмов. В 1941 — 1986 — оператор Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ). Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. С 1943 года снимал на Северо-Кавказском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Его съёмки вошли в фильмы «Комсомольцы», «Сражение за Витебск», «Освобождение Советской Белоруссии», «В логове зверя», «Берлин».

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1940 — В Советской Литве
1943 — Комсомольцы 
1943 — Битва за Кавказ; полнометражный
1944 — Освобождение Советской Белоруссии
1944 — Минск наш
1944 — В логове зверя
1944 — В Восточной Пруссии; реж. И. Капалин; операторы:  Беров, Бенц, Голубов, Довыер, Шер, Папов и др.
1944 — Освобождение Вильнюса
1945 — Кенигсберг

1945 — Берлин 
1945 — Парад Победы
1945 — 28-й Октябрь
1946 — 1-ое Мая; реж.:  Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков и др.
1946 — День авиации; операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, Э. Фельдман
1946 — Физкультурный парад; полнометражный
1947 — День победившей страны; полнометражный
1948 — У берегов Исландии; реж.-опер.
1949День Военно-Морского Флота СССР; реж.:  Н. Соловьев; операторы: И. Бессарабов, Г. Голубов, Грек
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); реж. Я. Посельский; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, А. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Худяков
1951 — 1-ое Мая 1951г.; полнометражный; реж.: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов и другие.
1951 — Международное соревнование легкоатлетов; реж.: Б. Вейланд; операторы: Г. Голубов, Н. Лыткин, Б. Макасеев, К. Пискарев, Д. Рымарев, Н. Соловьев, В. Фроленко

1961  Девочка и солнечный зайчик (фильм о детях 4-6 лет); автор-реж.: Ирма Рауш-Тарковская (работа студентки ВГИКа); оператор: Голубов Г.
1951 — На строительстве Волго-Донского водного пути; полнометражный; реж. З. Тулубьева, операторы: М. Силенко, Г. Голубов, Б. Оцуп
1951 — На водных просторах; реж. В. Ешурин; операторы: Г. Голубов, В. Ешурин,Г. Захаров, Ю. Коровкин
1954 — Праздник на стадионе "Динамо" (открытие летнего спортивного сезона в Москве); реж.: В. Бойков; операторы: А. Воронцов, Г. Голубов, И. Михеев, Е. Мухин и др.
1954 — В передовых леспромхозах; реж.: Л. Дербышева; операторы: Г. Голубов, И. Михеев
1956 — Чемпионы спартакиады; реж.: Б. Вейланд; операторы: Ю. Бородяев, Н. Вихирев, И. Гутман, Г. Голубов, В. Комаров, А. Кричевский и другие
1956 — Гости Афганистана в Советской стране;  реж.: Л. Дербышева; операторы: Г. Голубов, А. Зенякин, И. Михеев, Н. Соловьев, В. Ходяков
1956 На ярмарке в Лейпциге; реж.: Я. Бабушкин; операторы:  Г. Голубов, П. Опрышко, К. Писарев
1956 — Американская разведка теряет своих агентов;  реж.: О. Подгорецкая; операторы: Г. Голубов, К. Пискарев и др.
1958 — Чемпионат мира по гимнастике; реж.: И. Венжер; операторы: А. Хавчин, Г. Голубов, А. Грек, Е. Федяев
1959 — Когда у вас выходной; реж.: З. Тулубьева
1959 — Визит финских гостей; реж.: Я. Бабушкин; операторы:  А. Воронцов, Г. Епифанов, Г. Голубов
1959 Олег Лундстрем 
1961 — Я и ты ( о первом Всемирном форуме молодежи в г. Москве); реж.: Л. Махнач; операторы:  Е. Аккуратов, Г. Голубов, И. Гутман, В. Комаров, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, В. Усанов, Е. Яцун
1962 — Осень надежды (о ликвидации эпидемии полиомиелита в Эстонии); реж.: В. Лисакович
1962 Карабановы; реж.: Л. Кристи

1963 — Товарищ такси (герой фильма - таксист Королёв)№ реж.: Я. Бабушкин; операторы: К. Ряшенцев, Г. Голубов, А. Савин
1963 — Репортаж из Солигорска; реж.:  Я. Бабушкин
1963 — На Курской дуге; реж.: Е. Вермишева
1965  Я из Ефремова 

1966 — С днем рождения, ЗИЛ!; реж.: Б. Вейланд 
1967 Мы члены профсоюза; реж.: В. Софронов
1967 Фестиваль джаза (проходил во Двореце культуры МИИТ); реж.-опер
1967 Героям Сталинграда; реж.: Л. Кристи; операторы: И. Галин, Г. Голубов, А. Левитан, В. Усанов
1967 — Героям битвы на Волге; реж.: Л. Кристи; операторы: И. Галин, Г. Голубов, А. Левитан, В. Усанов
1968 — О жизни буддистов — бурят Советского Союза; реж.-опер.
1971  Дни культуры Монголии в Советском Союзе;  реж.: С. Репников; операторы: Г. Голубов, Г. Гукасов, А. Киселев
1971 — Рассказы о коммунистах; реж. Л. Данилов
1972 
Солнце, море, дороги (об отдыхе трудящихся нашей страны); реж.: Я. Бабушкин; операторы: Голубов Г., Лебедев О., Прудников М.
1972 Государственный банк СССР; операторы: Прудников М., Голубов Г., Чекиров К.
1973  Визит Премьер-министра Ирана в Советский Союз; операторы: Голубов Г., Максимов Л.
1973 — Книга пришла на завод; реж.-опер.
1973 — Универсиада -73; реж. И. Гутман; операторы: В. Доброницкий, Р. Петросов, Г. Голубов, С. Кузминский
1974 — Бельгийские социалисты в СССР; реж.: А. Кричевский; операторы: В. Воронцов, Г. Голубов, А. Кричевский, Ю. Леонгардт
1974 Народная республика Конго; операторы: Голубов Г., Саранцев А.
1975 Альманах кинопутешествий 1975 № 102; операторы: Операторы Голубов Г., Мамедов Д., Никельберг Л.
1975 — Праздник братства и дружбы; реж.: А. Кричевский; операторы:  Г. Голубов, В. Цитрон
1975 — Большой праздник книги; реж.-опер.
1975 — На земле Суздальской; реж.: В. Мусатова; операторы: Г. Голубов, Н. Соловьев
1976  Президент республики Филиппины в СССРоператоры: Воронцов В., Голубов Г., Егоров Ю.
1976  Рассказ о социальном обеспечении; реж.-опер.
1977 —  Дружба-Фройндшафт; реж.
1978 Парламентарии Республики Гвинея - Бисау в СССР; операторы: Аккуратов Е., Голубов Г.
1979 Юбилей Народной Польши; реж.-опер.
1982 — Человек в борьбе с огнём; полнометражный; реж.: Софронов В.; операторы: Кондаков С., Голубов Г., Запорожский И.
1982 — Парламентарии Дании в СССР; операторы: Воинов О., Голубов Г.
1982 — Парламентарии Кипра в СССР; операторы: Г. Голубов, Г. Завьялов
1984 — Хочу увидеть мир (о приобщении слепых людей к самодеятельному художественному творчеству); по заказу Всероссийское общество слепых; реж. И. Галин; операторы: Голубов Г., Зайцев А., Никонов В., Сокольников Л.;  И. Галин
1986Человек остается на земле; оператор: Г. Голубов

КИНОПЕРИОДИКА:

Снимал сюжеты для киножурналов "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Норвости дня", а также  киножурнала "Фитиль".
1982 Один + одна = восемь; Фитиль №238; реж.-опер.
1982 Воспитанием равнодушием; Фитиль №242; реж.-опер.
1982 Реакция. (По следам сюжета "Шиворот-навыворот"); Фитиль №245; реж.-опер.
1982 Осторожно, окрашено!; Фитиль №246; реж.-опер.
1983 Кому это выгодно; Фитиль №251; реж.-опер.
1986  Горящие ассигнации; Фитиль №285
1986 Факел бесхозяйственности; Фитиль №286
1986 Реакция (по следам сюжета "Вилами по воде"); Фитиль №287
1986 Бетонные страдания; Фитиль №293
1987 Реакция (по следам сюжета "Чем они хуже?", "Фитиль" №170); Фитиль №300
1987 Реакция (по следам сюжета "Железная оборона"); Фитиль №303
1987 Короткая память; Фитиль №306

[Страница дополняется материалами

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Цитаты

[...]Мимо пробежал человек с киноаппаратом. Не останавливаясь, крикнул: — Привет Сене Школьникову! — Побежал дальше, не отличимый от десятков других бойцов — в такой же форме, в такой же пилотке. И все же я узнал его по голосу. Это был Георгий Голубов, оператор с 3-го Белорусского фронта. Встретились и разминулись.
Во второй половине дня, когда бои в городе немного затихли, я снова увидел Георгия Голубова на полуразрушенной улице. Теперь у нас было время обняться, рассказать друг другу о своем житье-бытье. Порадовались, что сняли настоящий боевой материал и что остались живы. — Пойдем, покажу тебе наше пополнение, — предложил Георгий и повел меня в пригород Вильнюса, очищенный от гитлеровцев еще накануне.
Помнится, первым, кого я разглядел у белого домика под зеленой крышей, был начальник фронтовой киногруппы 3-го Белорусского фронта режиссер Александр Иванович Медведкин. Он сидел на скамеечке и вел неторопливую беседу с несколькими младшими командирами.
Александра Ивановича я знал давно, а об его идее, поддержанной фронтовым начальством, рассказал мне Георгий.
Все шире развертывалось наступление. Все больше требовалось кинооператоров, чтобы запечатлеть на пленке подвиги наших воинов. Однако резервы операторов на киностудиях были исчерпаны, а киноинститут не мог обеспечить достаточного пополнения. И вот Медведкин решил быстро обучить элементарным приемам киносъемки грамотных толковых бойцов и младших командиров, уже имевших большой опыт боевых действий, чувствовавших себя привычно в самых сложных ситуациях. Но чем их вооружить?
Ручных киносъемочных аппаратов тогда не хватало даже для профессиональных операторов. Кроме того, привычный для профессионалов киноаппарат был слишком сложен для неопытных людей. Ведь годами учатся точно наводить на резкость, правильно устанавливать диафрагму, строить композицию кадра...
Александр Иванович пришел к мысли использовать простые в обращении шестнадцатимиллиметровые автоматические камеры, которые применялись в Военно-Воздушных Силах.
Командование фронта выделило в распоряжение киногруппы несколько десятков разведчиков.
Главный инженер Центральной студии кинохроники Игорь Борисович Гордийчук на основе шестнадцатимиллиметровой автоматической камеры разработал новую конструкцию киносъемочного аппарата, который устанавливался на прикладе автомата ППШ, а мастера точной механики быстро изготовили несколько десятков таких аппаратов.
Я с интересом разглядывал аппарат. Беседовал с Медведкиным и операторами-инструкторами Николаем Лыткиным, Аркадием Зенякиным, Георгием Голубовым. В разговор включились и «курсанты», увлеченные новым для них, интересным делом. По истечении двух месяцев учебы они должны были получить звание сержант-оператор и вернуться в свои подразделения. Сержанты-операторы впоследствии сняли немало кадров, вошедших в документальные фильмы, а кое-кто из них стал профессиональным кинематографистом.[...]

Семён Школьников, фронтовой кинооператор, Источник