Фильм:
Разгром немецких войск под Москвой ("Moscow Strikes Back")
(год выпуска – 1942)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(7 частей, хронометраж – 01:06:06)

Категории:
армия, Великая Отечественная война, война, Вторая мировая война, государство, история, катастрофы, Коммунистическая партия, оборона, общество, оружие

Ссылка на РГАКФД (5058)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

В ноябре 1941 года Сталиным принято решение сделать документальный фильм о боях под Москвой. В съёмках участвовали кинооператоры ЦСДФ. Фильм получил Сталинскую премию.

Картина вышла на экран 16 февраля 1942 года.

В фильме представлены события периода октября 1941 — января 1942, рассказывающие о защитниках города Москвы. В фильме есть кадры подготовки обороны Москвы (патрулирование города, запуск аэростатов, сооружение баррикад и укреплений, приём добровольцев в истребительные отряды, производство вооружений и боеприпасов, колонны красноармейцев и бронетехники на улицах Москвы), работы войск ПВО в Москве, кадры боёв на подступах к Москве, Тулы, Сталиногорска, кадры уничтоженных деревень, убитых мирных жителей и советских военнопленных, а также кадры разбитой немецкой бронетехники, убитых и пленных немецких солдат.

В фильме прозвучали фрагменты речи Сталина. В кадр попали генерал армии Г.К. Жуков, генерал-лейтенант Арсеньев, генерал К.К. Рокоссовский, генерал И.В. Болдин, генерал Кузнецов, генерал Л.А. Говоров, генерал И.С. Конев и многие другие. Отдельные сюжеты посвящены церемонии вручения 1-му гвардейскому кавкорпусу гвардейского знамени, последствиям разграбления немецкими войсками дома-музея Чайковского в Клину и музея-усадьбы «Ясная поляна».

Создатели фильма:

Режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин
Операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан)
Асс. оператора: Мария Сухова
Асс. режиссёра: В. Чекулаева
Автор текстаПётр Павленко
Текст читает: Н. Дубровин
Слова песни: А. Сурков
Музыка песни: Б. Мокроусов
Музыкальное оформление: В. Смирнов
Звукооператор: Игорь Гунгер
Директор группы: Г. Азов

В 1965 году на ЦСДФ вышла новая редакция фильма (сокращён с 7-ми до 6-ти частей) — режиссер Василий Катанян.


Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

Первый «Оскар», который получила наша страна в 1943 году в номинации «Лучший документальный фильм». Фото: из архива Музея кино.

Награды в категории за «Лучший документальный фильм» вручались только в 1943 году. В номинации было представлено 25 документальных лент (как полнометражных, так и короткометражных),  из них специальных призов были удостоены четыре.  Это был первый в СССР «Оскар».

Текст от автора в американской версии — Эдвард Г. Робинсон.

MOSCOW STRIKES BACK; a feature-length Russian documentary produced by the Central Studios, Moscow, USSR
Released here through Artkino Pictures, Inc. At the Globe Theatre

AMERICAN VERSION:

English commentary by Albert Maltz, narrated by Edward G. Robinson
Editing and montage by Slavko Vorkapich
Musical score arranged by Dimitri Tiomkin

In the USSR, the film was awarded the Stalin Prize. In America, it was one of four winners at the 15th Academy Awards for Best Documentary. It also won the National Board of Review award for best documentary in 1942 and New York Film Critics Circle Awards for Best War Fact Film.


СПРАВКА

1. Операция «ТАЙФУН». Кодовое название немецкой операции по захвату Москвы. В план немецкого командования входило — группой армий «Центр» окружить и уничтожить главные силы Красной армии возле Вязьмы, а затем быстро с севера и юга взять в клещи столицу.  Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.

2. Битва под Москвой длилась на протяжении 203 дней (30 сентября 1941‑го — 20 апреля 1942‑го) в боях участвовали свыше 7 млн. солдат и офицеров (больше, чем в Сталинградской битве, на 3,4 млн. человек), до 53 тыс. орудий и минометов, около 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. самолетов.

3. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне, развеян миф о её непобедимости. Советское командование расценило итоги контрнаступления таким образом, что Красная Армия вырвала у врага инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.

Хроника московского сражения


1941 год

30 сентября. Начало операции «Тайфун». Наступления 2‑й танковой группы Гудериана. Через три дня его танки, преодолев 200 километров, ворвались в Орел.
 
7 октября. Под Вязьмой и Брянском попали в окружение семь наших армий (из 15), стоявших на защите Москвы.
 
12 октября. Георгий Жуков назначен командующим Западного фронта.
 
13 октября. Немцы заняли Калугу, через день — Калинин (Тверь), еще через четыре дня — Можайск и Малоярославец.
 
15 октября. Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. На следующий день началась эвакуация из Москвы (в Куйбышев, Саратов, Молотов и другие города) управлений Генштаба, военных академий, наркоматов и других учреждений, а также иностранных посольств. Осуществлялось минирование заводов, электростанций, мостов.
 
16 октября. Генеральное наступление Вермахта на волоколамском направлении. Москву охватила паника. Десятки тысяч людей тщетно пытались вырваться из города.
 
18‑19 октября. Начались многодевные проливные дожди. Дороги размыло, что остановило наступление нем­цев на всех направлениях, кроме тульского.
 
7 ноября. На Красной площади проходит военный парад. Войска прямо с площади отправлялись на передовую.
 
17 ноября. Ставка Верховного командования своим приказом фактически объявила тактику «выжженной земли»: уничтожать населенные пункты в тылу немцев до 60 километров в глубину от переднего края и на 20 километров от дорог.
 
15‑18 ноября. Ударили морозы, грязь замерзла, и наступление нем­цев возобновилось. До конца месяца они захватили Клин, Солнечногорск, Истру, Красную Поляну и вышли к каналу Москва — Волга. Но врага отбросили от Каширы и Тулы.
 
1 декабря. Немецкие мотоциклисты прорвались в Химки, но затем отступили. Пресечены попытки прорывов в районе Дмитрова и Апрелевки.
 
5‑6 декабря. Контрудары наших войск начали перерастать в контрнаступление. Спустя три дня Гитлер объявил о переходе немецких войск в оборону.
 
15‑16 декабря. Освобождены Калинин, Клин, Елец, к концу года — Таруса, Волоколамск, Наро-Фоминск, Малоярославец.
 

1942 год

8 января. Начало Ржевско-Вяземской наступательной операции. Цель — разгромить группу армий «Центр».
 
20 апреля. Завершение битвы. Врага отбросили на 100 — 250 километров от столицы, освободив Московскую и Тульскую области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской и Орловской областей.
 

Потери наших и немецких войск

Было разгромлено 50 немецких дивизий. Гитлеровцы потеряли более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий. 
 
62 тысячи солдат и офицеров были осуждены за дезертирст­во трибуналом немецкой армии, за самовольный отход с позиций и отказ выполнять приказы. После поражения Гитлер сместил с постов 35 генералов.
 
Потери советских войск: около миллиона человек, 4000 танков, 24 тыс. орудий и минометов.
 
40 тысяч советских частей и соединений были удостоены звания гвардейских. 36 тысяч солдат и офицеров Красной армии получили ордена и медали. 
 
187 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. 1 мая 1944 года была учреждена медаль «За оборону Москвы», ею награждены свыше 1 млн. человек.

Использована информация из открытых источников, а также сайтов: http://msk.mr7.ru/www.mos.ru

Награды

1942 — Премия Национального совета кинокритиков США (за лучший документальный фильм)
1942 — Премия Сообщества кинокритиков Нью-Йорка (за лучший документальный фильм в 1942 году)
1942 — Сталинская премия
1943 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства

Цитаты

Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками.

Илья Копалин, кинорежиссёр

[…]На улице одной из деревень, освобожденной нашими войсками, я снял пожилую женщину-крестьянку, встречающую красноармейцев. Прильнув к стремени командира-конника, она шла боком, спотыкаясь, боясь оторваться, держась за полу его шинели. Отстав от всадника, обняла шагающего солдата, по-матерински расцеловала его, перекрестила, солдат ответил ей сыновним поцелуем. А женщина, попятившись к обочине, продолжала класть земные поклоны, крестила солдат и, всхлипывая, осеняла себя крестом.
Потрясающий кадр снял оператор Беляков. Он в самолете У-2 пролетел над местами отступления немецких войск, снял долгую панораму над дорогой, забитой брошенными машинами, сгоревшими танками, подмосковные поля, как сыпью усеянные трупами немецких солдат.
Сражение за Москву развернулось на огромном протяжении фронта, почти в тысячу километров. Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа.
Люди работали с предельным напряжением. Особенно воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм «Разгром немецких войск под Москвой» — первый военный полнометражный документальный фильм.[…]

Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: М.; Советская Россия, 1972), Источник

[…]В эти трудные дни улицы были занесены сугробами снега, кое-где стояли милиционеры с противогазами у пояса, с винтовками через плечо. Ночью гудели сирены воздушной тревоги, грохотали зенитки, шарили по небу прожекторы.
Немцы были под Москвой. Свойственное кинохроникеру ощущение неповторимости этих дней вызывало потребность снимать как можно больше. В те дни Москву снимали операторы Иван Иванович Беляков, Борис Макасеев, Марк Трояновский, Виктор Штатланд, Алексей Лебедев, Мария Сухова. Я часами ездил по городу и снимал, снимал, снимал.
Мне дороги некоторые кадры, которые тогда снял. На крыше гостиницы «Москва» силуэт бойца-зенитчика, с биноклем, на фоне Кремля. Другой кадр — конный патруль, двое всадников с винтовками за спиной, медленно проезжал вдоль кремлевской стены, сверху донизу покрытой изморозью. Снял танки, идущие по Ленинградскому шоссе, воинские части, проходившие по улицам Москвы. И еще множество репортажных зарисовок.
Регулярно стал выходить киножурнал «На защиту родной Москвы». Делались эти выпуски силами киногруппы Западного фронта. Работа над ними особенно активизировалась, когда началось наше контрнаступление под Москвой.
Наступление на Москву гитлеровцы возобновили 15–16 ноября. Кодовое название — «Тайфун». Командующий группой армий «Центр» гитлеровский фельдмаршал фон Бок поставил своим войскам задачу быстрого прорыва к Москве танковыми соединениями. Гитлер утвердил план захвата Москвы. «В ближайшее время, любой ценой покончить с Москвой», — приказал он. Капитуляция Москвы по замыслу фюрера исключалась. Город должен быть разрушен до основания, население уничтожено голодом и операциями учрежденной для этого «зондеркоманды Москау».
Ноябрьское наступление немцев началось из района Волоколамска в направлении Истры и на Клин. Туда были брошены отборные дивизии, сотни танков и самолетов. «Не дать русским опомниться, сломить их оборону и молниеносно прорваться на улицы Москвы!» Одним словом, «Тайфун»…
Меня прикомандировали к 16-й армии, которой командовал генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский. В одной из ее дивизий снимал и оператор Г. Бобров.
…Особенно тяжелыми были бои в районе станции Крюково. Здесь мне дважды пришлось встретиться с генералом Рокоссовским. Он в эти дни был явно встревожен, говорил тихим голосом, обдумывая слова. Помню, он сказал: «Если двое суток не продержимся — будет плохо». Я не стал переспрашивать, что означает «плохо». За спиной у армии была Москва.[…]

Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: М.; Советская Россия, 1972), Источник

Сняв несколько боевых эпизодов, решили ехать в Дом-музей Чайковского. Ворота разрушены, в дверях застрял еще теплый мотоцикл. Во дворе догорает костер из книг с автографами великих людей. В самом доме все перевернуто, валяется разбитый бюст Петра Ильича, на полу тлеет костер, разбросаны коробки от пулеметных лент и разодранные мешки с соломой. Трудно представить, что прежде здесь был музей и звучала музыка. Пожилой хранитель нам рассказал, что умолял немецкого офицера не разрушать дом Чайковского, который является гордостью русской культуры. Но гитлеровец хладнокровно ответил, что впервые слышит имя такого композитора.

Павел Касаткин, фронтовой кинооператор, Источник