Марк ТРОЯНОВСКИЙ

Оператор, Режиссёр, Сценарист, Фотокорреспондент, Фронтовой оператор

Полное имя:
Марк Антонович ТРОЯНОВСКИЙ

Дата рождения:
19 декабря 1907
Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:
22 октября 1967 (59 лет)
Москва, СССР

Профессии:
Оператор, Режиссёр, Сценарист, Фотокорреспондент, Фронтовой оператор

Краткая биография

19 декабря 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения Марка Антоновича Трояновского

Марк Антонович Трояновский прожил яркую, полную событий жизнь, порой экстремальных, порой трагических. Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии 91947, 1948), из 60-ти лет своей жизни сорок он отдал документальному кинематографу. В качестве кинооператора, а позже режиссёра, фиксировал на плёнку величайшие события в истории нашей страны — строительство Магнитки, исторические походы "Сибирякова", "Челюскина", высадку папанинцев на Северный полюс, первый полет советских лайнеров в Антарктиду, строительство Асуанской платины, а также трагические страницы Великой Отечественной войны, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп. Помимо документальных фильмов он оставил большое литературное наследие — дневники, записки, письма. 

В 1972 году фрагменты рукописного архива вышли в издательстве "Искусство" под названием "Я хотел написать книгу...".

В 2004 году вышло дополненное и проиллюстрированное издание (около 140 фотографий). Пережитые автором и отражённые в дневниках события подсказали составителям книги (Е.Д. Уварова-Трояновска и Н.Я. Венжер) и само её название - "...С веком наравне" (Дневники. Письма. Записки), изданной в 2004 году.


В 20-е годы Марк Трояновский увлёкся кино и фотографией, посещал кинолекторий, московскую кинофабрику. Окончил ГТК (1929), мастерскую А.Л. Птушко.
В кино с 1927 года. Работал в мультцехе 3-й кинофабрики у художника Ю. Меркулова, затем в мастерской художника А.Л. Птушко. 

В 1929 году снял свой первый полнометражный фильм (совместно с режиссёром Л. Мировичем) «Советский лён».
В 1931 году
снимал строительство Магнитогорского металлургического комбината.

1932 — работа в киногруппе экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков» по Северному Морскому пути. В пути у ледокола льдами были разрушены гребные винты, практически под самодельными парусами корабль вышел в Тихий океан, для ремонта ледокол был направлен в Японию, где был снят полнометражный фильм «Большой Токио».

Кинооператор М. Трояновский, кинорежиссер В. Шнейдеров, капитан В. Воронин. Дружеский шарж  художника Ф.Р. Решетникова. 1934 год.

1934 — участие в экспедиции (совместно с оператором А. Шафраном) на ледоколе «Челюскин». Эпопея, прославившая на весь мир мужество советских людей. В группу также вошли: писатель Семенов, корреспондент "Известий" Громов, корреспондент "Комсомольской правды" — Муханов, художник Решетников, фотограф Пётр Новицкий, поэт Илья СельвинскийПосле того, как корабль был зажат льдами, вместе с небольшим отрядом («отряд Муханова») на собаках Марк Трояновский ушёл на материк для вывоза отснятого материала. Снял пеший переход первого отряда с "Челюскина".
Совместно с редиссёром Яковом Посельским создал новый жанр — экспедиционный фильм. 

1936 — участие в экспедиции по Северному морскому пути — поход военных кораблей с караваном "Литке".

1937 — съёмки первой экспедиции на Северный полюс (СП-1) высадка группы И.Д. Папанина

1938 — съёмки встречи папанинцев на ледоколе "Ермак"Осенью 1937 года  во льдах Арктики замёрз весь ледокольный флот. В самом начале 1938 года после выполнения краткосрочного ремонта ледоколе "Ермак"вышел из Ленинграда в Гренландское море за папанинцами под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина. Встретив во льдах суда «Мурман» и «Таймыр», взял у них снятых со льдины участников станции «Северный полюс-1» и доставил их в Ленинград. Ранней весной ещё до начала арктической навигации ледокол пробился к Земле Франца-Иосифа и освободил из ледяного плена корабли «Русанов», «Пролетарий» и «Рошаль». В начале июля ледокол уже был у Диксона, доставив уголь зимовавшим там лесовозам, и помог выбраться им на чистую воду. 6 августа пробился к каравану ледокола «Литке» (зимовавшему у острова Большевик). Вывел их к острову Русскому. Вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и оказал помощь ледоколу «Красин» по выводу изо льдов каравана «Ленин». За два месяца прошёл всю Арктику с запада на восток.

1939 — съемки секретных полярных экспедиций ЭОН1 ЭОН3.

На фото (слева направо): начальник политотдела полковник Л.И. Брежнев и начальник Политуправления 18-й Армии генерал А. Мамонов с кинооператором М. Трояновским. Весна 1943 года.

1941— 1945 — съёмки на фронтах Великой Отечественной войны. Призван в РККа в 1941 году. Звание — капитан. Руководитель фронтовой киногруппы Кавказского фронта (1942 — 1943).
С декабря 1943 года до июня 1944 года — начальник Управления фронтовых киногрупп. На основе снятого материала в 1943 году был сделан полнометражный фильм «Битва за Кавказ» ( «Кавказ»; режиссёры: Леонид ВарламовШалва Чагунава), по неизвестным причинам упоминание о Малой земле было исключено из фильма, также не был выпущен подготовленный киноочерк «Малая Земля» (вероятно, снятый материал попал в брак; — прим. ред.).
Снятые Трояновским киноматериалы использовались в выпусках "Союзкиножурнала", в числе первых съёмок — оборона Одессы. Снимал военный парад 7 ноября 1941 года.

В 1948, 1949, 1950, 1954 — снимал полярные экспедиции, делал фильмы об освоение Арктики, за фильм «В центре Арктики» получен приз на фестивале в Венеции, по категории «лучший документальный географический фильм». 

1951 — 1952 — съёмки строительства новой жизни в Монгольской Народной Республике. Работа над сценарием — «Олимпийские игры — Хельсинки».

1956 — 1957 — съёмки в Египте.

1960 — 1961 — съёмки закладки Асуанской плотины.

1960 — 1961 — съёмки  перелёта Москва —  Антарктида.

1961 — работа над сценарным планом документального фильма «Сибирь» (совместно с К. Симоновым, А. Марьямовым). Проект не реализован.

1964 — съёмки пуска первой очереди Асуанской плотины.

1965 — работа над сценарием просветительского фильма о реке Нил. Проект не реализован.

1964 — 1967 — работа над сценарием документального фильма об истории отечественной авиации «Ступени в небо» (совместно с В. Накаряковым, Л. Новиковым). Проект не реализован.

СЕМЬЯ

Родился Марк Антонович Трояновский в Петербурге в семье потомственных дворян Варшавской губернии, отец — Антон Антонович Трояновский был военным врачом, родной брат отца — Александр Антонович, революционер, впоследствии советский дипломат. Мать — Инна Леонидовна Фиерковская (Трояновская, 1879 — 1963), дочь колежского советника, за участие в студенческих беспорядках была выслана на два года из Петербурга, жали в Швейцарии, училась на филологическом факультуте университета в Лозанне; после возвращения в Петербург, поступила и окончила в 1910 году Медицинский институт.

Жена — Елизавета Дмитриевна Уварова-Трояновская, составитель книги о М.А. Трояновском.
Сыновья-близнецы (род. 1956) — Сергей Маркович Трояновский, биолог, и Алексей Маркович Трояновский, кандидат физико-математических наук, с.н.с. ИФП РАН.

9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров. На фото (слева направо): Игорь Шейнин с портретом отца, Виктор Доброницкий, Алексей Трояновский с портретом отца. Фото: http://mikosha.club/

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1928 — Всесоюзная спартакиада; реж. Я. Посельский; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1929 — Советский лён; полнометражный; режиссёр: Л. Мирович
1929 — Партизаны полей; режиссёр: Л. Мирович
1929 — Случай на стадионе (рекламный фильм о кинокартине "Всесоюзная спартакиада"); реж. А. Птушко
1931 — Слово большевика; реж.: Л. Степанова
1932 — Большой Токио; полнометражный; реж. В. Шнейдеров
1933 — На страже СССР" № 9/21; к/ж; реж. В. Моргенштерн
1933 — Два океана (о походе ледокола «Сибиряков»); производство: к/с Межрабпом-фильм; режиссер: В. Шнейдеров, Я. Купер
1933 — Социалистическая деревня" № 2; к/ж; реж. С. Репников

1934 — Герои Арктики ("Челюскин"); полнометражный; реж. Я.М. Посельский; оператор совместно с А.М. Шафраном
1934 — Челюскинцы (Одиссея "Челюскина")полнометражный; реж. совм. с А.М. Шафраном
1934 — Челюскин; реж.  С. Посельский; оператор совм. с А.М. Шафраном
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (6 частей); реж. Я. Посельский 
1937 — Северный полюс завоеван нами; к/ж; реж. С. Гуров, В. Бойков
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (8 частей); реж. И. Венжер, М. Трояновский

1938 — Три героини
1938 — Папанинцы; полнометражный (6 частей); производство: Московская и Ленинградская студии "Союзкинохроники"; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, Г. Симонов, Я. Славин
1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная и Алма-Атинская студии кинохроники; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, И. Теплухин
1940 — Наше кино; полнометражный; реж. Ф. Киселев; операторы: М. Трояновский, М. Ошурков, Е. Мухин
1941 — XXIV-й Октябрь. Речь И. В. Сталина
1941 — День в колхозе им. Ленина; реж. М. Трояновский
1943 — Приговор народа
1944 — Кавказ
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — В Померании; реж. В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов и другие операторы 2-го и 1-го Белорусских фронтов
1945 — XXVIII-ой Октябрь; реж. Я. Посельски; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1946 — Пребывание участников сессии Исполкома Всемирной Федерации в Москве; реж. Е. Свилов; операторы: М. Трояновский, Б. Шер, В. Штатланд

1946 — Молодость нашей страны; полнометражный; реж. С. Юткевич, И. Венжер; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, М. Трояновский
1947 — На всеармейских конно-спортивных соревнованиях; реж. М. Трояновский
1947 — Всесоюзный парад физкультурников; реж. С. Бубрик, И. Венжер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, М. Трояновский
1947 — Почин Василия Матросова; реж. И. Венжер, Трояновский

1948 — К центру Арктики (Север-2); полнометражный; реж. М. Трояновский; операторы: М. Трояновский. В. Фроленко, Е. Яцун
1949 — День Воздушного флота СССР; реж. С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1949 — XXXII-ой Октябрь; полнометражный; реж. И. Венжер, И. Сеткин; операторы: И. Беляков, М. Трояновский и др.
1949 — К центру Арктики; реж. М. Трояновский; операторы: Л. Котляренко, Е. Лозовский, Е. Яцун, В. Фроленко
1949 — Торжественное заседание в честь 70-летия И. В. Сталина
1950 — К высоким широтам  ("Енисей-1"; фильм о высокоширотной воздушной арктической экспедиции Военного министерства СССР и Главного управления Северного Морского пути при Совете Министров СССР под руководством генерала Кузнецова); реж. М. Трояновский; операторы: Л. Котляренко, М. Трояновский, Е. Яцун
1951 — Монгольская Народная Республика; полнометражный; режиссёр-оператор
1953 — XV Олимпиада (тяжелая атлетика); реж. И. Венжер, М. Трояновский
1954 — Во льдах Центральной Арктики; полнометражный; реж. М. Трояновский; операторы: А. Истомин, Ю. Коровкин, О. Лебедев и др.
1955 — В центре Арктики; полнометражный; реж. М. Трояновский
1956 — Иранская парламентская делегация в Советском Союзе; полнометражный; реж. М. Трояновский
1957 — Советская промышленная выставка в Египте; реж. монт. И. Кравчуновский; операторы: А. Зенякин, А. Семин, М. Трояновский

1957 — В Египте; полнометражный; реж. М. Трояновский; оператор: А. Зенякин
1958 — Памятники древнего Египта; реж. М. Трояновский; операторы: А. Зенякин, А. Семин
1958 — Крепнет советско-египетская дружба; реж. М. Трояновский; операторы: А. Листвин, Е. Яцун
1958 — Грядущему навстречу; режиссёр; оператор: Л. Панкин, звукооператор: В. Георгиевская 
1959 — Большой праздник в Ираке; реж. М. Трояновский; операторы: Ялья Зеки, Г. Земцов, Мэджид Кмил и др.; режиссёр; операторы:  Ялья Зеки, Г. Земцов, Мэджид Кмил и др.
1959 — Гости из Ирака; режиссёр; операторы:  Л. Максимов, И. Михеев
1959 — Министр земледелия США в СССР; режиссёр; операторы: В. Комаров, А. Савин, Л. Михайлов

1960 — Мечта феллахов (фильм о начале строительства Асуанской плотины); режиссёр; оператор совместно с Г. Земцовым
1960 — Солидарность (фильм о Первой советской конференции солидарности народов Азии и Африк); производство; к/с Таджикфильм и ЦСДФ; режиссёр
1960 — На 5-ой сессии Верховного Совета СССР; режиссёр
1960 — На Всероссийском съезде учителей; режиссёр
1961 — Город у подножья пирамид; режиссёр; операторы:  Г. Земцов, П. Панкин
1961 — В древнем Каире; режиссёр; операторы:  Г. Земцов, П. Панкин

1962 — Континент мира (о строящемся поселке "Мирный" в Антарктиде); режиссёр-оператор
1962 — Москва-Антарктида (фильм о воздушной экспедиции в Антарктиду на самолетах ИЛ-18, АН-10); режиссёр-оператор
1963 — Ф. Кастро — гость Волгограда; режиссёр
1963 — Гнев народа Японии (о развёртывании американских военных бая в Японии в рамках Договора о безопасности, подписанным Премьер-министром Японии Киси и Президентом США Д. Эйзенхауэром; по материалам зарубежно кинохроники); режиссёр
1964 — Восьмое чудо света (пребывание Н. С. Хрущева в Объединенной Арабской Республике по случаю торжественного пуска Асуанской гидроэлектростанции); полнометражный; реж. М. Трояновский, И. Сеткина; операторы: В. Воронцов, Г. Земцов, В. Киселёв; звукооператор: В. Котов
1964 — Свет Асуана (строительство Асуанской плотины на реке Нил); режиссёр
1964 — Гости из Браззавиля (пребывание в СССР парламентской делегации Республики Конго во главе с Леоном Ангаром); режиссёр; операторы:  А. Саранцев, Б. Шер; звукооператор: В. Георгиевская
1964 — Утро древнего Йемена; режиссёр
1965 — Немецкие друзья — гости СССР (пребывание в СССР партийно-правительственной делегации Германской Демократической республики во главе с Первым секретарем ЦК СЕПГ В. Ульбрихтом); режиссёр; операторы: М. Попова, Б. Шер, Б. Макасеев
1966 — Страна советская N 6 (киножурнал); режиссёр; операторы: Т. Земцов, А. Бабаджанов, А. Погосов, С. Кушель, Г. Монгловская, Л. Панкин, Д. Смекаев
1966 — Сокровищница ленинизма (фильм рассказывает о подготовке 5-го издания полного собрания сочинений В. И. Ленина); режиссёры: И. Венжер, М. Трояновский
1967 — Асуан — символ дружбы! (пребывание советской правительственной делегации во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР М. Т. Ефремовым на празднование 7-й годовщины со дня начала строительства Асуанской плотины); режиссёр; операторы:  Г. Земцов, Л. Максимов

КИНОПЕРИОДИКА:

Снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "Новости дня", "Советский спорт, "Пионерия".

Использованы материалы открытых источников, а также сайта художников Верхней Масловки: www.maslovka.org.

[Страница дополняется материалами]

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1960 № 15 (Режиссёр)
НОВОСТИ ДНЯ 1963 № 29 (Режиссёр)

Библиография

1934 — М.А. Трояновский «С киноаппаратом на «Челюскине» («Советское кино», №4) (изд.: — Москва)
1934 — М.А. Трояновский. «Киногруппа на «Челюскине» («Рабис», № 4)
1942 — В.Торин. «Курс на Запад» (о героях Отечественной войны) (изд.: — М.; Изд. Газеты «Во славу Родины»)
1952 — М.А. Трояновский. «Взгляд на Монголию» (Журнал «News»; на англ. языке)
1972 — "Я хотел написать книгу..." (изд.: — М.; "Искусство")
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")
2004 — "...С веком наравне. Дневники. Письма. Записки" (изд.: — М.; "Российская политическая энциклопедия")

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1942 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ от 10.02.1942; Издан: Президиум ВС СССР)
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ № 163 от 21.02.1945; Издан: ВС 2 Белорусского фронта)
1947 — Сталинская премия (за фильм «Молодость нашей страны» (1946))
1948 — Сталинская премия (за фильм «Физкультурный парад» (1947))

Цитаты

Снимал военный парад 7 ноября 1941 года, по вине НКВД речь И. В. Сталина не была снята на параде. Постановочная съёмка «выступление Сталина на параде 1941 года» происходила 27 ноября 1941 в декорациях, построенных в одном из залов Кремля. Съёмочная группа состояла из М. А. Трояновского (оператор), Л. В. Варламова (режиссёр) и И. В. Сталина (играл самого себя), на съёмке также присутствовал Н. С. Власик. Съёмка описана в опубликованных дневниках М. Трояновского.

Марк Трояновский - известный кинодокументалист, заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Государственной премии, около сорока лет как оператор и режиссер отдал искусству кинопублицистики, зафиксировав на пленку многие события, вошедшие в историю нашей страны. Это и строительство Магнитки, и исторические походы "Сибирякова", "Челюскина", высадка папанинцев на Северный полюс, и первый полет наших лайнеров в Антарктиду, и первые культурные контакты со странами Ближнего Востока, и, наконец, Великая Отечественная война, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп...
...современному читателю имя Трояновского, как и имена многих его коллег, составлявших цвет советской документалистики, говорят мало. А ведь когда-то каждый сеанс в каждом кинотеатре огромной страны начинался обязательным показом киножурнала. "Новости дня" (хочется сравнить их со старым, доперестроечным "Временем" - бодрые марши и репортажи о победах), "Советский спорт", "Пионерия" (о счастливом детстве в стране Советов), "Новости сельского хозяйства", многочисленные региональные журналы - всё это обязательной "приправой" к любой картине - от эпохальной "Ленинианы" до слезливо-музыкальных индийских мелодрам.
Но было и другое. "Союзкиножурнал" (СКЖ) военных лет, когда замирало сердце от страха и надежды. Полярники, подводники, лётчики, альпинисты - их подвиги вселяли гордость за страну, а документальный рассказ об их приключениях казался тогда фантастической экзотикой, куда более более поразительной, чем путешествия Кусто или гонки Париж-Дакар. Было и документальное кино, были фильмы, в которых авторы не только показывали страну, но и пытались размышлять...
Двадцатилетний Марк Трояновский пришёл в кино на рубеже 20-х - 30-х годов вместе со вторым поколением кинодокументалистов - Романом Карменом, Леонидом Варламовым, Михаилом Слуцким и другими создателями кинолетописи своего времени. Вокруг документального кино кипели споры, многие видели в "документалистике" лишь простое фотографирование, не имеющее отношение к искусству...

Е. Уварова-Трояновская, Источник