Киносъемки в Центральной Арктике. Тезисы к докладу на студии, ноябрь 1954 год. Из книги: Марк Трояновский. ...С ВЕКОМ НАРАВНЕ. Дневники.Письма. Записки (Изд.: — М; РОССПЭН; 2004)
В марте 1954 года группа операторов нашей студии начала готовиться к участию в Высокоширотной воздушной экспедиции Главсевморпути. Предстояли съемки в районах Крайнего Севера и в Центральном Полярном бассейне.
В канун весны, которая уже давала себя знать капелью, наши группа, вызывая недоумение родственников и друзей, загружала свои квартиры тюками меховой одежды и невероятным количеством различного снаряжения необычного вида.
Цех съемочной техники студии срочно завозил дымящиеся бруски сухого льда, испытывал съемочную аппаратуру, заботливо подготавливая ее к работе в условиях лютых морозов.
В конце марта наступил день отлета из Москвы. На одном из столичных аэродромов, куда мы прибыли ранним утром, рядами стояли воздушные корабли полярной авиации. Вид могучей армады и люди, которые узнавались среди участников экспедиции, говорили о масштабах предстоящих работ, о серьезности поставленных перед исследователями задач.
У самолетов вместе с молодежью стояли такие полярные ветераны, как М. Водопьянов, И. Черевичный‚ И. Мазурук, А. Штепенко, В. Аккуратов, М. Козлов — все это люди, имена которых вошли в летопись славных побед советской авиации в Арктике.
Тут же мы видели и среднее, но также неоднократно испытанное поколение полярных летчиков и штурманов — Котова, Титлова, Задкова, Падалко и других. Готова к отлету на север была и большая группа ученых-исследователей высоких широт. Среди них были и Е. Федоров, один из знаменитой четверки папанинцев, и Я. Гаккель, участник многих походов в Арктику, в том числе и на ледокольных пароходах «Сибиряков» и «Челюскин». Научные работники — М. Острекин и М. Сомов.
Огромный район действия предстоящей экспедиции простирался на многие тысячи километров от Земли Франца-Иосифа до Чукотки. Это заставило группу операторов разбиться по отдельным отрядам исследователей, и каждому предстояло проводить съемки изолированно от своих товарищей по работе. Практически так оно и получилось, и, расставшись в Москве, многие из нас увидели друг друга только по возвращении на студию.
Ю. Леонгардт (оператор ЦСДФ) снимал исследовательские работы в околополюсном районе. Здесь действовал летный отряд под руководством летчика Черевичного и геофизика Острекина. Оператор находился в тысячах километров от материка и вместе с летчиками и учеными перелетал с льдины на льдину, фиксируя работы по уточнению подводного хребта имени Ломоносова, недавно открытого советскими исследователями в большом районе, прилегающем к Северному полюсу.
Далеко на востоке, севернее острова Врангеля, отряд летчика Титлова производил высадку на лед группы ученых, которым предстояло провести там многие месяцы. Шла организация одной из двух научных станций на дрейфующем льду — станции «Северный полюс-4». Создание этой научной станции было связано с преодолением немалых трудностей, как метеорологических, так и в связи с очень неблагоприятной ледовой обстановкой в намеченном районе. Съемки поисков ледового поля, пригодного для высадки научной станции «СП-4», проводили Коровкин (ассистент оператора ЦСДФ) и Трояновский, а работы по переброске на лед всего огромного хозяйства этой станции снимались Истоминым (в 1954 году ассистент оператора ЦСДФ; — прим. ред.) и Соловьевым (Соловьев Н.С. — оператор ЦСДФ; — прим. ред.).
Как известно, в этом году было создано две дрейфующие станции. Вторую станцию, именуемую «Северный полюс-З», высадили на лед в районе, близком к Северному полюсу. Съемки основания этой станции были поручены оператору Яцуну, некоторую часть этих съемок провел и Трояновский.
Одновременно со съемками работ экспедиции в высоких широтах операторы снимали и в различных пунктах побережья Ледовитого океана. Так, оператор Фроленко снимал на одной из материковых баз экспедиции и принимал участие в длительных полетах на самолете, специально оснащенном для наблюдений за погодой и состоянием льдов. Ассистент оператора Лебедев плавал на ледоколе, фиксируя сверхраннюю навигацию на одном из участков Северного морского пути.
Экспедиционные работы были завершены в мае, и операторы, за исключением тт. Яцуна и Соловьева, вернулись на студию.
Е. Яцун и Н. Соловьев остались в составе дрейфующих станций во льдах Центральной Арктики, где полярники ведут разнообразные исследовательские работы, и наш коллектив может гордиться тем, что вместе с этими мужественными людьми трудятся и наши товарищи.
Сейчас на студии подготавливаются к выпуску фильмы о6 исследованиях в Арктике за послевоенный период. Режиссер Славинская (Славинская М.Е. — режиссер ЦСДФ — фильм «376 дней на дрейфующей льдине», 1954 г.; — прим. ред.) работает над картиной, посвященной героическому коллективу ученых‚ дрейфовавших во льдах Ледовитого океана в течение 1950 — 1951 годов. Фильмы строятся на материалах, снятых во время дрейфа оператором Яцуном. В картину будет включено и некоторое количество съемок текущего года.
Несколько позже будет закончен другой фильм, в котором будут широко показаны исследовательские работы в Арктике в послевоенный период. Картина расскажет о природе Арктики, народнохозяйственном значении Северного морского пути, о мужестве советских летчиков и ученых, раскрывающих тайны арктической природы. Фильм поручено делать автору этих строк.
Материал, снимаемый на дрейфующих станциях операторами Соловьевым и Яцуном, увидит свет в будущем году, по завершении срока работы этих станций.
Учитывая большой интерес как в нашей стране, так и за рубежом к работам и жизни среди льдов коллективов исследователей дрейфующих научных станций, журнал «Новости дня» будет систематически помещать сюжеты, снятые на этих станциях. Первый такой сюжет уже опубликован в «Новостях дня» № 42 режиссера И. Сеткиной.