Полное имя:
Александр Моисеевич БРАНТМАН

Дата рождения:
15 февраля 1905
м. Славута, Славутская волость, Заславский (Изяславский) уезд, Волынская губерния, Российская империя

Дата смерти:
12 апреля 1983 (78 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Благодарим Немирову Елизавету Александровну за предоставленную информацию и фотографии из семейного архива.

Последнее обновление: 28.03.2023.

Брантман Александр Моисеевич (02 (15) февраля 1905, местечко Славута (ныне Хмельницкая область, Украина) — 12 апреля 1983, Москва) — оператор игрового, документального и научно-популярного кино. Награжден двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945). Беспартийный. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.

После окончания школы в 1920 году и до 1923 года работал делопроизводителем в штабе ЧОН Украинского военного округа (Харьков).
В 1923 — 1925 — на временных работах.
В 1927 — 1928 — помощник кинооператора; с 1929 — кинооператор Московской кинофабрики «Совкино» / киностудии «Мосфильм».

В 1930 году окончил с отличием операторское отделение ГИКа.
В 1934 — 1936 — параллельно с работой на киностудии «Мосфильм» преподавал в ГИКе по классу "Композиция кадра".

С ноября 1938 — кинооператор Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года — спецмобилизация ГлавПУРККА. Звание: инженер-капитан. В 1944 году был дважды контужен.

  • С 28 июня 1941 года — оператор киногруппы Южного фронта.
  • С июня 1943 года — в киногруппе Юго-Западного фронта.
  • С 1943 по 1944 года — в киногруппе 3-го Украинского фронта.
  • С декабря 1944 года — в киногруппе 3-го Прибалтийского фронта.
  • С 25 января 1945 — в киногруппе 1-го Украинского фронта (киногруппа ВВС).

Киногруппа 3-го Украинского фронта. На фото (слева направо): Александр Брантман, (неустановленное лицо), операторы Михаил Капкин и Иван Грачев. Фото из семейного архива Е.А. Немировой.

В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях в составе 3 ПрибФ.  в том числе:
— Псковско-Островская наступательная операция. Период: c 17.07.1944 по 31.07.1944 г.; Страница боевой операции;
— Тартуская наступательная операция. Период: c 10.08.1944 по 06.09.1944 г.; Страница боевой операции;
— 8-й удар. Разгром немцев в Прибалтике. Сентябрь-октябрь 1944 г.; Период:  c 01.09.1944 по 31.10.1944 г.; Страница боевой операции;
— Рижская наступательная операция (1 этап; операция 8-го удара); Период: c 14.09.1944 по 28.09.1944 г.; Страница боевой операции;
— Рижская наступательная операция (2 этап; операция 8-го удара); Период:  c 06.10.1944 по 21.10.1944 г.; Страница боевой операции.

Александр Брантман (справа на фото) с киногруппой в Одессе. Апрель 1944 года. Фото из семейного архива Е.А. Немировой.

Тов. Брантман А.М. с первого дня Отечественной войны находится на фронтах в качестве военного кино-корреспондента, где в действующих частях снимал боевые действия по освобождению Украины, будучи на 3-м Прибалтийском фронте, пройдя путь вплоть до Одессы.

Снимаемые кино-документы по Великой Отечественной войне тов. Брантман всегда давал их высокого технического качества, правдиво отражающие героическую, боевую наступательную силу Красной Армии, преодолевающую тяжелые природные трудности весны 1944 года и побеждающую немецких оккупантов.

Будучи переброшен на 3-й Прибалтийский фронт как высококвалифицированный кино-оператор, снимая боевые действия частей фронта по освобождению Прибалтики, дал правдиво отражающие наступательную поступь войск и освобождение от немцев городов Тарту, Валга, Валмиера, Цесис кинодокументы высокого качества, за что получил 4-ю премию Комитета по делам кинематографии, утвержденную СНК СССР.

Снимая наступления войск 3-го Прибалтийского фронта на город Ригу, вместе с передовыми частями 1З-го октября вступил в город и зафиксировал этот исторический момент по освобождению от немцев последней столицы города Риги.

Во время съемок у берега Западной Двины вынес с поля боя кино-корреспондента лейтенанта Шило, получивший тяжелое ранение, вместе с киносъемочной аппаратурой и снятой кино-пленкой.

(Из наградного листа)

Награжден двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945) и медалями.

Кинокадры, снятые Александром Брантманом, вошли в документальные фильмы — «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Александр Покрышкин» (1945), «Парад Победы» (1945).

С 07 марта 1943 по 14 июля 1948 — оператор 1-й категории в штате Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1948 году, в связи с государственной кампанией борьбы с «безродным космополитизмом», был уволен с Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) в числе ряда работников еврейского происхождения[1]. 

С августа / сентября 1948 по 1950 — оператор научно-исследовательской кинолаборатории МГУ им. Н.В. Ломоносова.
В 1951 — оператор Свердловской киностудии учебных и научно-популярных фильмов, Куйбышевской студии кинохроники.
В 1952 — 1953 — оператор Нижне-Волжской студии кинохроники.
В 1953 — 1954 — оператор «Союзторгрекламы».
В 1954 — на Ташкентской киностудии художественных фильмов.
С 1955 по июня 1956 — на Свердловской киностудии учебных и научно-популярных фильмов.
С июня 1956 по февраль 1976 — оператор киностудии «Мосфильм»[2].

Второй оператор игровых фильмов — «Хованщина» (1959; экранизация одноимённой оперы Модеста Мусоргского), «Воскресение» (1960; фильм 1-й; режиссёр Михаил Швейцер, экранизация романа «Воскресение» (1899) Л. Н. Толстого); «Семь нянек» (популярная советская кинокомедия режиссёра Ролана Быкова, вышедшая на экраны в 1962 году), «Война и мир» (1965 – 1967) и ряда других.

___________________________________
1. В послевоенный период в СССР начинается сокращение производства фильмов, так называемый период "малокартинья". В 1948 году на киностудиях в этот период, совпавший по времени с кампанией по борьбе с «безродным космополитизмом», проводится резкое сокращение штата работников. Среди уволенных оказались работники как еврейской, так и других национальностей. Эта оголтелая компания вылилась по-сути в сведение счетов с неугодными людьми.
2. Сведения о работе в период с 1951 по 1976 год в соответствии с информацией  справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 128).

СЕМЬЯ

Родился в семье служащего. Кроме Александра Брантмана в семье было ещё шесть детей.
Жена — Еремина Татьяна Алексеевна.
Сын — Брантман Алексей Александрович (род. в 1943 году в Москве), художник, книжный иллюстратор.
Дочь — Немирова Елизавета Александровна (род. в 1949 году), художник-иллюстратор, дизайнер.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1932 — Крылья (Черная кошка); игровой (фильм не сохранился); производство: «Мосфильм»; режиссеры: И. Кавчуновский, М. Громов, Б. Юрцев
1934 — Любовь Алёны (Песнь о бабе Алёне); игровой; полнометражный (фильм не сохранился); производство: Межрабпомфильм; режиссер Б. Юрцев
1935 — Мяч и сердце (Даже не однофамилец); игровой (фильм не сохранился); режиссеры: Б. Юрцев, К. Юдин
1936 — Цирк (звуковой и немой варианты; восстановленный вариант,1970 год); 2-й оператор
1956 — Тугой узел 
(по повести Владимира Тендрякова «Саша отправляется в путь»; фильм был запрещен; вышел на экран в авторской версии в 1988 году); производство: киностудии «Мосфильм»; автор сценария В. Тендряков; режиссер-постановщик  М. Швейцер; оператор-постановщик А. Темерин; 2-й оператор
1957 — Саша вступает в жизнь (перемонтированный вариант фильма «Тугой узел»); 2-й оператор
1957 — Семья Ульяновых; 2-й оператор
1958 — Матрос с "Кометы"игровой; 2-й оператор
1959 — Хованщина (фильм-опера); 2-й оператор
1960 — Воскресение (фильм 1-й);  режиссёр М. Швейцер; 2-й оператор
1962 — Семь нянекрежиссер Р. Быков; 2-й оператор
1965 — 1967 Война и мир (4 фильма); 2-й оператор

Документальные

1930 — Гиганты рапортуют; полнометражный; режиссер Н. Кармазинский; операторы: В. Ешурин, А. Брантман
1937 — Рыбные богатства Дальнего Востока; Производство: Московская студия кинохроники; режиссер М. Фиделева; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, М. Лифшиц, М. Оцеп, В. Соловьев, К. Теплухин, А. Щекутьев; музоформитель В. Смирнов; звукооператор Д. Овсянников; асс. режиссера: З. Дембовская, Полякова
1939 — Великая присяга; режиссеры: С. Гуров, В. Бойков, В.И. Кравчуновский; операторы: А. Брантман, М. Беров, В. Доброницкий, С. Коган, И. Косицын, И. Мухин, М. Ошурков
1939 — Открытие ВСХВ; реж.: С. Гуров; операторы:  А. Щекутьев, Б. Макасеев, К. Кутуб-Заде, А. Брантман, В. Доброницкий, С. Коган, К. Писанко, Э. Тросман, В. Штатланд
1940 — С трибуны Внеочередной IV сессии Верховного Совета СССР (1-го созыва); режиссеры: М. Фиделева, И. Кравчуновский; операторы: И. Беляков, А. Брантман, М. Ошурков, В. Штатланд

На съемках фильма «Казахстан». На фото (слева направо): операторы Марк Трояновский и Александр Брантман, режиссер Яков Посельский, предположительно оператор воздушных съемок Николай Теплухин. 1939 год. Фото из архива Алексея Трояновского (сына М. Трояновского).1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники, Алма-Атинская студия кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, И. Теплухин; авторы сценария:  Я. Посельский, И. Венжер, Д. Снегин, Ю. Платонов
1941 — На высокой земле; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники, Ташкентская студия кинохроники; режиссер М. Варейкис; операторы: М. Каюмов, Н. Самгин, А. Брантман; музоформитель: А. Ройтман; звукооператы:р А. Камионкий, М. Каплунский; дикторский текст Л. Овалов; авторы сценария: М. Варейкис, Я. Ширваз
1941 —  XXIV-й Октябрь в г. Куйбышеве (Военный парад войск Куйбышевского гарнизона в присутствии К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Н. С. Хрущева, М. И. Калинина, А. А. Андреева); производство: Центральная студия кинохроники [Куйбышевская студия кинохроники]; режиссер Л. Степанова; главный оператор Р. Гиков; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин 
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (в зарубежном прокате — "Ukraine in Flames"); полнометражный; художественный руководитель и автор текста А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко, А. Брантман и другие

1945 Александр Покрышкин; режиссер А. Гендельштейнвошли съёмки операторов 1-го Украинского фронта: Г. Александров, А. Брантман, К. Бровин, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Шафран, С. ШейнинНовосибирской студии кинохроники: Н. Мелихов, Г. Цветков, С. Хмелёв
1945 Парад Победы (чёрно-белый); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: И. Аронс, И. Беляков, Т. Бунимович, С. Гусев, А. Брантман, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, В. Доброницкий, А. Кричевский, Н. Лыткин, Е. Лозовский, Ю. Монгловский, Б. Макасеев, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, З. Фельдман, С. Семенов, Р. Халушаков, Г. Монгловская, Б. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, А. Лебедев, С. Школьников, В. Соловьев, А. Щекутьев, Е. Мухин, М. Трояновский, М. Цирульников, А. Гинзбург, А. Шафран, Я. Берлинер, А. Левитан
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); реж.: . Посельский; операторы: Н. Архангельский, И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, А. Брантман, Т. Бунимович, С. Гусев, Д. Ибрагимов, Л. Качурян, Ф. Короткевич, А. Крылов, М. Лифшиц, М. Ошурков, М. Оцеп, В. Пахомов, К. Писанко, В. Фроленко, Р. Халушаков, А. Шафран, Б. Шер, В. Штатланд;  асс. режиссера: Н. Долинский, Д. Залкинд, А. Кирюхина; автор теста Ю. Смирнитский; музоформитель Д. Блок; звукооператоры: В. Нестеров, Д. Овсянников; дикторы: Ю. Левитан, Л. Хмара
1945 — Праздник советской науки (празднование 220-летнего юбилея Академии наук СССР); режиссер: С. Бубрик; операторы: И. Беляков, Н. Блажков, А. Хавчин, А. Брантман, О. Иванов, Б. Макасеев, Г. Монгловская, С. Семенов, М. Оцеп, В. Фроленко, Р. Халушаков, М. Цирюльников, В. Штатланд, А. Щекутьев; ассистент режиссера М. Спандарян; асс. оператора Л. Зайцев; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсянников; диктор М. Лебедев
1946 — Судебный процесс в Смоленске; режиссер Э. Шуб; операторы: А. Левитан, А. Брантман
1947 — Московская сессия Совета министров иностранных дел; режиссер И. Копалин; операторы: А. Брантман, В. Ешурин, Р. Кармен
1947 — Первое мая 1947 года; оператор в соавторстве
1947 — Слава Москве (Празднование 800-летия Москвы); полнометражный; режиссеры: С. Бубрик, И. Посельский, Я. Бабушкин; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер, В. Доброницкий, П. Касаткин, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, Б. Небылицкий, М. Ошурков, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин, А. Шафран, Д. Шоломович, А. Щекутьев, Д. Аристокесов, А. Брантман, Н. Вихирев, Ш. Гегелашвили, А. Казаков, А. Левитан, Г. Монгловская, В. Николаев, В. Придорогин, О. Рейзман, Н. Соколов, Я. Толчан, Н. Чернявский, Р. Халушаков; звукооператоры: И. Гунгер, К. Никитин
1947 — Выборы в Верховный Совет РСФСР; операторы: А. Брантман, И. Бессарабов, В. Доброницкий, Левитан, Б. Макасеев, В. Микоша, А. Хавчин, С. Школьников и другие
1947 — Карело-Финская ССР; операторы:  Б. Шер, А. Зенякин, А. Брантман, М. Оцеп
1947 —  1-е Мая 1948 года; режиссеры: С. Гуров, И. Сеткина; гл. оператор: И. Беляков; оператор в соавторстве

1948 — Чемпион мира (Международный шахматный турнир в Гааге); режиссер М. Славинская; операторы: А. Щекурьев, А. Брантман
1984 — Парад Победы (новая редакция); полнометражный

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Железнодорожник" (1939); "Союзкиножурнал" (1940  1943), "Пионерия" (1938  1939, 1941), "Советское искусство" (1939, 1941), "Советский спорт" (1947). В период в 1938-1939 гг. снял 71 сюжет для Союзкиножурнала (СКЖ).

1938 — Пионерия № 12; производство: Московская студия кинохроники; режиссер С. Репников; операторы: С. Коган, Н. Теплухин, А. Брантман
1939 — Пионерия № 3; производство: Союзкинохроника; оператор в соавторстве
1939 Пионерия № 5; производство: Союзкинохроника; режиссер Л. Варламов; операторы: Р. Кармен, А. Брантман, С. Фомин, А. Сологубов, Д. Рымарев, Н. Теплухин; асс. режиссера К. Козина; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсянников
1939 — Пионерия № 7; производство: Союзкинохроника; режиссер А. Ованесова; операторы: З.  Басьев, Л. Арзуманов, К. Кутуб-Заде, А. Брантман; асс. режиссера В. Шарапова; музоформитель А. Ройтман; звукооператоры: Д. Овсянников, Г. Фомин
1939 — Искусство № 5; производство: 
Союзкинохроника; режиссер С. Бубрик; операторы6 А. Брантман, С. Семенов, М. Ошурков, В. Штатланд; звукооператоры:  А. Камионский, М. Каплуновский, Г. Фомин, Р. Халушаков; музоформитель А. Гран; асс. режиссера Т. Ширман
1939 — Искусство № 6; производство: Союзкинохроника; режиссер С. Бубрик; опеаторы: М. Брантман, М. Ошурков; звукооператоры: Р. Халушаков, Г. Фомин, А. Камионский; асс. режиссера Т. Ширман
1939 — Искусство № 7; производство: Союзкинохроника; режиссер Н. Кармазинский; оператор А. Брантман; звукооператор Г. Фомин; асс. режиссера М. Тихонова
1939 — Советское искусство № 12/21; производство: Союзкинохроника; режиссер С. Репников; Г. Симонов, А. Брантман, С. Семенов; асс. режиссера В. Чекулаева; звукооператоры6 В. Нестеров, М. Соболев, Р. Соловьев; музоформитель А. Гран
1940 — Союзкиножурнал № 112; производство:  Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: А. Щекутьев. И. Дильдарди, В. Кацнельсон, И. Вейнерович, Л. Арзуманов, И. Беляков, А. Брантман, Ф. Короткевич
1940 — Союзкиножурнал № 116; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Сеткина; операторы: А. Щекутьев, М. Койфман, Пуров, А. Софьин, К. Широнин, А. Брантман, И. Беляков, В. Штатланд, А. Хавчин

Фронтовые киносъемки

Принимал участие в съемках боевых операций в составе киногруппы 3-го Украинского фронта  — «Битва за Днепр», в составе киногруппы 3-го Прибалтийского фронта.

1943 — Мотоциклетный полк героя Советского Союза Белан(а); оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Боевой материал для фильма «Освобождение Украины»; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Форсирование Северного Донца; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Взятие Барвенково; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Бои за гор. Красноармейское; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Бои за освобождение гор. Запорожье; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Бои за Днепровскую плотину; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Парламентеры в на острове Мустица в распол. немцев; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Похороны генерала Лебедева; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Строительства моста через Днепр; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Встреча ген. полк. Чуйкова с пленными; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Командование 8-й Гвард. Армии; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Мы Сталинградцы; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Пушка № 6544; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Минометчики Сталинградцы; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Материалы к боям в излучине Днепра; оператор 3-го Украинского фронта
1943 — Воздушные съемки в г. Никополь; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — Бои за Кривой рог; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — Похороны Героя Советского Союза генерала Пушкина; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — Рейд с Кавкорпусом[Кавалерийским корпусом] генерала Плиева; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — Переправа войск через Южный Буг
; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — Взятие трофей на ст. Раздельная; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — «Орудия, говорящие на 7-и языках»; оператор 3-го Украинского фронта
1944 — Бои за гор. Тарту; оператор 3-го Прибалтийского фронта (выплачена премия в размере 400 руб.)
1944 — Бои за Валгу и Ригу; оператор 3-го Прибалтийского фронта (выплачена премия)
1945 — В период с января по 02 мая 1945 года на 1-м Украинском фронте; проводил воздушные киносъемки (снято 1 500 метров), которые вошли в документальный фильм «Александр Покрышкин»

_______________________________
Использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 128); ГЦМК. Документы о награждении и боевой путь:  информационный портал «Память народа» (проект Минобороны РФ).

Награды

1941 — Почетная грамота Президиума Верховного Совета Казахской ССР (за съемки документального фильма «Казахстан»)
1944 — Орден Красной Звезды (За выполнение заданий командования при взятии г. Рига. Приказ подразделения № 595 от: 05.11.1944. Издан: ВС 3 Прибалтийского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (За съемки боевых операций в авиации. Приказ подразделения № 88/н от 02.09.1945. Издан: ВВС. Архив: ЦАМО)
1946 — Орден «За гражданские заслуги» (Болгария)
1947 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Цитаты

[...]Первая воздушная киносъемка в СССР была организована в 1922 году легендарным Дзигой Вертовым, который в спецвыпуске своего журнала "Киноправда" показал с высоты 750 метров через объектив камеры "Дебри" Москву, используя для этого немецкий самолет "Юнкерс Ф-13". Воздушный бой самолетов в воздухе первым снял в 1932 году кинооператор Александр Брантман. С биплана Р-5 все той же "Дебри" он работал в фильме "Крылья" (1932 год; игровой (фильм не сохранился); Реж.: И. Кавчуновский, М. Громов, Б. Юрцев: — прим. ред. #МузейЦСДФ): на экране во всей красе схватка советского истребителя И-4 с французским "Потез" (Potez).[...]

Николай КАЧУК, обозреватель "Советской Белоруссии"., Источник