Василий БЕЛЯЕВ

оператор, режиссёр, сценарист, художник-аниматор

Полное имя:
Василий Николаевич БЕЛЯЕВ

Дата рождения:
09 января 1903
Москва, Российская империя

Дата смерти:
19 мая 1967 (64 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист, художник-аниматор

Краткая биография

Беляев Василий Николаевич (27 декабря 1902 (09 января) 1903, Москва — 19 мая 1967, Москва) — оператор игрового и документального кино, режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964 ). Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1941, 1943, 1946, 1949, 1951). Член ВКП(б) с апреля 1941 года. Член СК СССР с 17 июля 1957 года.[1]

Один из ведущих мастеров документальной киноматографии 30-х — 50-х годов.

Окончил четыре класса начальной городской школы в Москве.
В 1913 — 1919 — проходил обучение в Московской гимназии имени Лебедевых на Таганке[2] (преобразована в Сов. труд. школу)[3]. Из материалов автобиографии следует, что владел немецким, английским и французским языками.

В 1919 году в числе добровольцев — членов Союза Коммунистической молодежи (III Интернационал) вступил в РККА, где с 1919 по 1923 год прошел путь от красноармейца (войска ВОХР Туркестанского фронта) до помощника командира 69 -го Отдельного Батальона войск ВЧК(а) — ОГПУ.

10 марта 1956 г. за достижение предельного возраста пребывания на учете зачислен в отставку /военный билет № 18403 офицера запаса Вооруженных Сил Союза СССР/

(Источник: ГЦМК (— ф. 56. — Оп. 2) 

В кино с 1923 года. В 1923 — 1924 — киномеханик в Кино-Бюро ПУР′а РВСР[4]; лаборант в «Красной Звезде» («Госвоенкино»)[5]. Одновременно учился в студии «Пролеткино» и на операторском факультете ГТКа.

С 1924 по 1926 — помощник оператора в Акцинерном обществе «Пролеткино»; с 1925 года, не прекращая учебу в ГТКа (ушел со 2-го курса операторского факультета), начал работать в качестве оператора-кинохроникера. Снял самостоятельно (по собственным сценариям) полнометражную картину «Кто кого?» и «Тревога». После ликвидации «Пролеткино» продолжил работу в «Совкино».

С 1926 по 1927 — оператор «Совкино»; с 1927 до 1932 — режиссер-оператор Ленинградской студии «Совкино» (г. Ленинград)[6]; в качестве режиссер-оператора снял два документальных полнометражных фильма «На штурм Севера» и «На реке Агане».

В 1927 году в качестве кинооператора отправляется в экспедицию на Памир для съемок полнометражного документального фильма «Крыша мира (Памир)»; режиссер и руководитель съемок: Владимир Ерофеев.

В связи с выделением кинохроники из состава «Совкино» в самостоятельную студию, в период с  1932 по 1942 год работал режиссёром-оператором Ленинградской студии кинохроники.

Во время советско-финской войны работал на фронте в качестве кинокорреспондента. За съемки боевых действий был награжден орденом «Красного Знамени». За работу над полнометражным фильмом «Линия Маннергейма» был удостоен звания лауреата Сталинской премии.

В группе  кинооператоров принимал участие в создании полнометражного документального фильма «День нового мира» (1940; режиссеры: Михаил Слуцкий, Роман Кармен).

В 1940 году командирован в качестве режиссера на Таллинскую студию кинохроники, где снял полнометражный фильм об Эстонии.

Во время Великой Отечественной войны — режиссёр Главного Политического Управления ВМФ, руководитель фронтовых киногрупп. Звание — военинженер 3 ранга.

  • С 1941 по февраль 1942 — военный корреспондент на Балтийском флоте.

Киногруппа 2-го Украинского фронта. На фото (слева направо); нач. киногруппы Алексей Лебедев, асс. оператора Кирилл Деревянко, фотокорреспондент Евгений Халдей, режиссер Василий Беляев, оператор Л. Аристакесов. Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

  • С февраля 1942 по март 1945 — режиссер фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники / ЦСДФ; одновременно (с июля 1944 года) — начальник киногруппы Черноморского флота. За съёмки боевых действий Черноморского флота награжден орденом Красной Звезды (1942).

Снимает кинооператор Л. Аристакесов, режиссер В. Беляев (справа). Будапешт. 1944 год. Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

10 февраля 1945 года в адрес руководителя ЦСДФ и начальника фронтовых киногрупп С.А. Герасимова поступило письмо от фронтового кинооператора И.А. Запорожского; в письме говорилось о бедственном положении, в котором оказалась киногруппа Черноморского Флота, руководимая режиссером  В.Н. Беляевым, выразившимся в отсутствии должного материального обеспечения — неисправности транспорта, систематической невыплаты суточных и командировочных, а также о неблаговидных поступках заместителей руководителя киногруппы, что привело к дезорганизации её работы[7].

Режиссер полнометражных фильмов «Черноморцы» (1942), «69-я параллель» (1942; совместно с М. Ошурковым), «Народные мстители» (1943; совместно с Н. Комаревцевым), «Битва за Севастополь» (1944). В 1945 году режиссёр монтажа (совместно с И. Венжер и И. Посельским) полнометражного документального фильма «Парад Победы» (чёрно-белый вариант).

За работу над фильмами «Черноморцы» и  «Народные мстители» был удостоен звания лауреата Сталинской премии в 1943 и 1946 году.

На фото: Роман Кармен (сидит в центре), далее слева направо: Рувим Халушаков, Михаил Слуцкий, Леонид Варламов, Василий Беляев, Федор Киселев и Борис Небылицкий. Нач. 50-х годов XX века. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

С 15 января 1942 по 28 март 1964 — режиссер-оператор высшей категории Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1948 году вышел на экраны документальный фильм «Владимир Ильич Ленин», в котором В.Н. Беляев был автором сценария (совместно с Е.Г. Кригером) и режиссёром (совместно с М.И. Роммом). В фильме использованы кинодокументы Центрального Государственного Архива СССР, Института Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б), историческая кинохроника и документальные съемки В.И. Ленина (1918 — 1922). В 1949 году за работу над фильмом был удостоен в четвертый раз звания лауреата Сталинской премии.

В 1951 году за работу над фильм «Новая Чехословакия» (1949) был удостоен звания лауреата Сталинской премии в пятый раз.

___________________________________
1. Персональная страница В. Беляева составлена по материалам его автобиографии. (Источник: рукописный фонд Государственного центрального музея кино (— Ф. 56. — Оп. 2).
2.  Московская гимназия имени Лебедевых на Таганке — Частная мужская гимназия Д.А. Лебедева была основана надворным советником Дмитрием Александровичем Лебедевым и потомственным почетным гражданином Василием Александровичем Лебедевым в августе 1907 года; с 1907 до 1914 года гимназия располагалась в доме Кокушкиной, Дурной переулок, д. 4; в 1914 году было открыто новое здание по адресу Большие Каменьщики, д. 7. До открытия частной гимназии Лебедев Василий Александрович 1,5 года работал в Татевской школе профессора С. А. Рачинского (1833—1902). 10 мая 1910 года гимназия преобразована в частную гимназию третьего разряда для обучения детей обоего пола (ЦИАМ ф. 459, оп. 2, дело 5902). 29 февраля 1912 года был приобретен участок в Москве, Рогожская часть, 3-й участок, №2020/620 под постройку нового здания гимназии по адресу ул. Большие Каменьщики, д. 7. 10 мая 1912 года проект новой гимназии утвердило Управление технической частью при московском градоначальстве (ЦИАМ ф. 117, оп. 10, дело 369). В продолжение развития идей  С. А. Рачинского по адаптации сельской школы к городским условиям, в гимназии Лебедевых большое внимание уделялось ручному труду, театральному и изобразительному искусству; при гимназии действовали различные мастерские, непривычные для того времени кабинеты химии, физики, биологии; в здании была оборудована специальная театральная сцена для проведения спекталей и уборными для актеров. (Источник: www.forum.vgd.ru)
3. Гимназия была преобразована в 71-ю Сов. труд. школу. Разработка «Основных принципов единой трудовой школы» и «Положения об единой трудовой школе» проходила в течение 1918 г. в Государственной комиссии по просвещению под руководством общественных и партийных деятелей: А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, П. Н. Лепешинского. В августе 1918 г. проект «Положения» был единогласно одобрен I-м Всероссийским съездом по просвещению. «Декларация о единой трудовой школе» подчёркивала связь школы с политикой, как главный принцип советской педагогики. Особое внимание в ней уделялось вопросам демократизации школы: устанавливалась общедоступность школы всех ступеней; ставилась задача введения всеобщего обязательного начального обучения; школа объявлялась светской. Создавалась единая школа с двумя ступенями: 1-я ступень — 5 лет, 2-я ступень — 4 года; вводилась политехнизация школы. (Источник: www.prlib.ru)

4. Существовавшее с 1918 года Всероссийское бюро военных комиссаров в апреле 1919 года было преобразовано в Политический отдел РВСР ( Революционный Военный Совет Республики), который с 15 мая этого же года стал именоваться Политическим управлением РВС Республики. В годы Гражданской войны ПУР возглавлял работу политорганов, мобилизируя армейских коммунистов на «разгром белогвардейцев и интервентов» (БСЭ. С. 573). С 1924 года орган стал называться Политуправлением Красной Армии (ПУР РККА). (Источник: www.topos.memo.ru)
5. При Кино-Бюро действовала контора по производству военных фильмов «Красная Звезда» (с 1924  — «Госвоенкино»).
6. Постановление СНК РСФСР от 04.06.1926 г. состоялось объединение киноорганизаций «Совкино», «Госкино» и «Севзапкино» в акционерное общество «Совкино» (Кино: организация управления и власть. 1917—1938 гг.: Документы. — М.: РОССПЭН, 2016. (267). (Источник: www.docs.historyrussia)
7. Источник: «Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства» (с. 721–725).

СЕМЬЯ

Социальное проихождение: из мещан.
Сестра — Валентина Николаевна Беляева (род. в 1901 году).
Жена — Беляева (Гурецкая) Татьяна Ивановна (1905, Ахалцих (ныне Грузия) — 1983, Москва), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935). В 1921 году сыграла первую роль в короткометражном фильме «Деревня на переломе» режиссёра Чеслава Сабинского. В 1924 — 1926 годах училась на вечернем отделении Ленинградского техникума экранного искусства, работала машинисткой. В 1920-х — 1930-х годах активно снималась в кино. В 1937 — 1940 — актриса Театра Краснознамённого Балтийского флота. В 1945 — 1960 — актриса Театре-студии киноактёра. После войны играла интересные роли в театре, но снималась лишь в эпизодах, что не помешало ей стать одной из самых известных исполнительниц эпизодических ролей в советском кино 1940-х — 1960-х годов. В браке с Беляевым В.Н. с 1929 года.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

ИГРОВЫЕ

1925 — Кто кого? (о классовой борьбе в деревне в период НЭПа); (фильм не сохранился); производство: Пролеткино (Саратовское отделение); режиссер Е. Петров; оператор-постановщик
1927 — Тревога («Катастрофа») (об укреплении производственной дисциплины на металлургическом заводе); (фильм не сохранился); производство: Пролеткино (Саратовское отделение); режиссеры: А. Усольцев-Гарф, Е. Петров; оператор-постановщик совместно с Г. Николаевым
1928 — Смеется жизнь («Кентавры Камешкира»); оператор-постановщик совместно с А. Булдаковым
1929 — Ледяная судьба («В бухте золотых песцов»); (приключенческий фильм; не сохранился); производство: Совкино (Ленинград); режиссер Е. Петров; оператор-постановщик
1929 — Убитый жив; короткометражный;  оператор-постановщик совместно с Василием Симбирцевым 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

1925 — Под знаменем труда; производство: Пролеткино; операторы: П. Новицкий, А. Винклер, А. Солодков, Г. Ечназиров, В. Беляев, А. Кюне
1927 — В стране Ленина; полнометражный; производство: Совкино; реж.: Н. Лебедев; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Зотов, И. Кобозев, А. Солодков, Н. Струков, В. Беляев
1927 — XV-й партсъезд ВКП (б); Производство: Совкино; реж.: Н. Лебедев; операторы: И. Беляков, В. Беляев
1928 — Байкал; полнометражный; производство: Совкино; реж.: Н.А. Кудрявцев; оператор: В.В. Беляев
1928 — Крыша мира (экспедиция на Памир); производство: Совкино; режиссер и руководитель съемок В. Ерофеев; оператор В. Н. Беляев
1929 — По Бурято-Монголии; производство: Совкино; режиссер Л. Степанова; оператор: В. Беляев
1929 — Осенний поход Балтфлота; операторы: В.Н. Беляев, П. Паллей 
1929 — Механизация строительных работ в Москве; производство: Совкино; режиссер Чуевский; операторы: Беляев, Шкаренко
1932 — Ударники пропашных; асс. режиссёра
1933 — Двести девяносто миллионов; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Беляев; операторы: В. Беляев, А. Воронцов, В. Штатланд, А. Савин, В. Сурнин
1934 — Микрофонный класс для детей с остатками слуха (Рожденные вновь); производство: Союзкинохроника; режиссер В. Беляев; операторы: В. Беляев, Л. Киказ
1934 — Снежный марш (парад физкультурников в Ленинграде); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: П. Паллей, В. Беляев
1934 — Ликующий май (празднование 1-го Мая в Ленинграде); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор В. Беляев
1934 — Праздник 10-летия Монгольской народной республики; режиссер И. Венжер; оператор
1934 — 17-я годовщина Октября в Ленинграде; оператор В. Беляев
1935 (1933-1935) — Ленинград; производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Беляев
1935 — Нам 18 лет. Празднование 18-й годовщины Октября в Ленинграде; производство:  Ленинградская студия кинохроники; реж.-оператор В. Беляев
1936 — Замечательный год (фильм об успехах социалистического строительства за истекший 1935 год); полнометражный; реж.: Н. Соловьев; операторы: В. Беляев, В. Страдин
1936 — Праздник великих побед (Ленинград. Парад войск на пл. Урицкого, государственные деятели на трибуне 7 ноября 1936 года); производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Беляев, П. Паллей, Б. Федоров
1936 — На далеком берегу (видовой фильм; съемки проходили на Кольском полуострове, Пермском крае); производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.-оператор В. Беляев
1936 — Праздник в тундре; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр: В.Н. Беляев; операторы: Б.Г. Селезнев, Е.Ю. Учитель
1936 — Победный марш социализма (Военный парад и демонстрация трудящихся в Ленинграде 1-го мая 1936 года); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: В. Беляев, П. Паллей; операторы: В. Беляев, П. Паллей
1937 — Закон счастья (фильм о Казахстане); производство: Алма-Атинская студия кинохроники; реж.: В. Василенко; операторы: В. Беляев, В. Страдин
1937 — Семья Заломовых (А.К. Заломова (прототип Ниловны, героини романа М. Горького "Мать") рассказывает историю своей жизни); производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.-оператор В. Беляев
1937 — Боевой экзамен (военные учения Балтийского флота); производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Беляев; операторы: С. Фомин, В. Беляев
1937 — Город Ленина; авторы: П. Паллей, М. Нестеров, В. Беляев
1938 — На морских рубежах; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники и Ленинградская студия кинохроники;  режиссёры: В. Беляев, В. Бойков; операторы: Я. Славин, С. Фомин, В. Селезнев, Д. Рымарев, П. Лампрехт, А. Щекутьев, В. Фроленко, В. Ешурин
1938 — Песня молодости (Всесоюзный парад физкультурников в г. Москве на Красной площади 24 июля 1938 года); полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Ф. Киселев, М. Слуцкий; операторы: М. Трояновский, В. Доброницкий, М. Ошурков, В. Беляев, И. Авербах
1938 — Дворец культуры; производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.-оператор В. Беляев
1938 — Советские полярные области (о развитии народного хозяйства на Кольском полуострове); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр В. Беляев; операторы: Ф. Овсянников, В. Селезнев
1938 — Имени Кирова; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр-оператор В. Беляев
1938 — Город в тундре (фильм о городе Мончегорске на Кольском полуострове); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр В. Беляев; операторы: В. Беляев, Ф. Овсянников
1939 — Ленинград; режиссёр-оператор В. Беляев
1940 — Линия Маннергейма; полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев
1940 — Победный май (фильм посвящен празднованию 1-го Мая в г. Ленинграде); режиссеры: В. Беляев, Н. Комаревцев 
1940 — День нового мира (24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны); полнометражный; авторы сценария: Борис Яглинг, Марк Цейтлин; режиссеры: Михаил Слуцкий, Роман Кармен; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Спандарьян; главные операторы: Роман Кармен, Михаил Ошурков, Борис Небылицкий; операторы: Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Василий Беляев и другие кинооператоры
1941— Эстонская земля; полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр: В. Беляев; операторы: Мярска, В. Парвель, В. Сумкин, Е. Учитель
1941— Первомайский смотр (в Ленинграде); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: В. Беляев, В. Соловцов
1942 — Черноморцы; полнометражный; режиссёр В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымарев, Ф. Короткевич, А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка
1942 — 69-я параллель (фильм посвящен Северному Военно-морскому флоту, мужеству и героизму его моряков); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: В. Мищенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский
1943 — Народные мстители (Партизаны ведут боевые действия в различных районах СССР, в том числе на Кавказе); полнометражный; режиссёры: В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, Б. Эльберт
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссёр В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в г. г. Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссёр В. Беляев; операторы:  Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор В. Котов, музоформитель Д. Штильман, нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов; автор текста Ю. Смирнитский
1945 — Будапешт (боевые действия 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению советскими войсками г. Будапешта во время 2-й Мировой войны); режиссёр В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман (нач. фронтовой киногруппы); асс. режиссера: В. Чекулаева, А. Гольберг; диктор Л. Хмара
1945 — От Вислы до Одера (освобождение советскими войсками польских городов: Варшавы, Познани); режиссёр В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; автор текаста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов
1945 — Парад Победы (черно-белый вариант); режиссёры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский 
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный; режиссёры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: Атакшеев, А. Богоров, Г. Гибер, Ш. Гегелашвили, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, А. Левитан, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, П. Паллей, А. Погорелый, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, С. Семенов, А. Свинцов, Я. Толчан, Е. Учитель, В. Цитрон, М. Цирюльников, Д. Шоломович, А. Щекутьев
1945 — Знамя Победы над Берлином водружено; режиссеры: Ю. Райзман, В. Беляев  
1947 — Румыния; полнометражный; производство: ЦСДФ и Фильм Популяр (Бухарест); режиссёр В. Беляев; операторы: М. Глидер, В. Микоша, Г. Бобров, Ф. Козма, М. Моррей
1947 — Мастера высоких урожаев; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Штатланд, А. Крылов, Л. Мазрухо, Г. Гибер
1948 — На Сталинградской земле; режиссер В. Беляев
1949 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; режиссеры: М. Ромм, В. Беляев; оператор Б. Волчек
1949 — Новая Чехословакия; совместное производство: СССР — ЧССР; режиссер В. Беляев
1950 — Празднование 70-летия И.В. Сталина; полнометражный; режиссер
1950 — За мир во всем мире; режиссёр
1951— 1-ое Мая 1951 года; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан
1951—  По Центрально-Черноземной полосе; режиссер В. Беляев; операторы: А. Зенякин, В. Штатланд, А. Щекутьев
1952 — 1-ое Мая 1952 года; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, Е. Свилова
1952 — 35-ый Октябрь; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, И. Сеткина
1952 — Международная выставка в Лейпциге; режиссер: В. Беляев; операторы: С. Киселев, А. Крылов, В. Придорогин, И. Сокольников, А. Фролов
1953 — День отдыха в Ленинграде; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Беляев; операторы: О. Иванов, А. Погорелый
1954 — Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1954 года в Москве (спецвыпуск к/ж "Новости дня"); режиссер В. Беляев
1955 — Делегация Совета Лондонского графства в Москве; режиссер В. Беляев; операторы: И. Грачев, В. Штатланд
1955 — На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, А. Ованесова; операторы: Е. Ефимов, Г. Захарова, А. Левитан, А. Сологубов, А. Щекутьев
1955 — Суд над американским шпионом; режиссер В. Беляев
1955 — У рязанских животноводов (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Павильон "Животноводство"); режиссер В. Беляев; операторы: С. Сологубов, В. Ходяков
1956 — Советско-польские научно-техническое совещание горняков (научно-техническое совещание горняков весной 1956 года); режиссер В. Беляев; оператор К. Ряшенцев
1957 — Встречи с солнцем; режиссер В. Беляев; операторы: М. Глидер, М. Прудников, С. Киселев, А. Истомин
1957 — Один из первых (фильм о сельском хозяйстве); режиссер В. Беляев; операторы: А. Сологубов, Е. Яцун
1958 — Крым (видовой фильм); режиссёр-оператор В. Беляев
1958 — На Кавказском побережье (видовой фильм — Кавказское побережье Черного моря. Курорты города Сухуми, Сочи. Озеро Рица); режиссер-оператор В. Беляев
1958 — Белое золото нашей страны (фильм о хлопкоробах Узбекистана); полнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: Ю. Бородяев, С. Гусев, Г. Епифанов, Л. Зайцев, Г. Захарова, М. Каюмов, В. Комаров, А. Левитан, Е. Лозовский, О. Рейзман, А. Семин, А. Сологубов
1959 — Малая земля (фильм о Новороссийске); режиссер В. Беляев; операторы: Е. Мухин, А. Сологубов
1959 — На крутом подъеме (фильм об ученом-сомородке Т.С. Мальцеве); режиссер В. Беляев
1959 — Приметы времени; режиссёр В. Беляев
1960 — Иван Емельянов — крестьянский сын; режиссер В. Беляев; оператор А. Сологубов
1960 — Наша земля (выступление Н. С. Хрущева на Декабрьском Пленуме ЦК КПСС по вопросу о развитии сельского хозяйства СССР (1959)); полнометражный; режиссёр В. Беляев; операторы: Г. Асланов, Е. Мухин, В. Сологубов
1961 — Песня и труд (фильм рассказывает о профессионально-технических училищах); режиссер В. Беляев; операторы: А. Зенякин, В. Цитрон
1961 — В часы отдыха; режиссер В. Беляев
1961 — Встречи в Японии (визит А. И. Микояна в Японию по случаю открытия торгово-промышленной выставки СССР в Японии); режиссер В. Беляев; операторы: А. Зенякин, А. Семин
1961 — Архиепископ Кентерберийский в Москве; режиссёр
1961 — Наш гость Джавахарлал Неру; режиссёр В. Беляев; операторы: И. Горчилин, А. Левитан, Е. Мухин
1962 — Ответный визит Л. И. Брежнева в Югославию; режиссер В. Беляев
1962 — Парламентарии Цейлона в Советском Союзе; режиссер В. Беляев
1962 — Делегация партии трудящихся Вьетнама в Советском Союзе; режиссер В. Беляев
1963 — Парламентарии Конго в Советском Союзе; режиссер В. Беляев
1964 — Премьер-министр Дании в Советском Союзе; режиссер В. Беляев

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинопериодики, в том числе: "Союзкиножурнал", "Наука и техника", "Советское искусство"; режиссёр журналов: "Новости дня", "СССР сегодня" и других.
_______________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 23). Биография — рукописный фонд Государственного центрального музея кино (— Ф. 56. — Оп. 2) . 

Библиография

1946 — В. Беляев. Как я стал режиссёром [текст] (с. 50-54) (изд.: — Рига; "Госкиноиздат")
1987 — Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др..- 640 с., 96 л. ил. (изд.: - М.: Сов. энциклопедия)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 6 500) (изд.: — М.; "Искусство")
2005 — справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский; С. 240; с. 23). (изд.: — М.; НИИ Киноискусства)
2015 — Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. С. 1030; с. 86-89) (изд.: — М.: Госфильмофонд России)

Звания

1964 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1940 — Орден Красного Знамени (за работу над фильмом «Линия Маннергейма»)
1941 — Сталинская премия (за фильм «Линия Маннергейма» (1940))
1942 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 50с от 14.08.1942. Издан: ЧФ. Архив: ЦВМА. За съёмки боевых действий Черноморского флота)
1943 — Медаль «За оборону Севастополя»
1943 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1943 — Сталинская премия (за фильм «Черноморцы» (1942))
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Сталинская премия (за фильм «Народные мстители» (1943))
1947 — Орден Красной Звезды (Румыния)
1949 — Орден Белого Льва (ЧССР)
1949 — Сталинская премия (за фильм «Владимир Ильич Ленин» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Новая Чехословакия» (1949))