Пойченко Михаил Иванович (19 октября (01 ноября) 1909, с. Фурмановка (ныне Кировоградская область, Украина) — 16 июня 1992, Киев (ныне Украина). Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств УССР (1988). Член Союза кинематографистов СССР (с 1962 года) и Союза кинематографистов Украинской ССР.
В 1930 году окончил 2 курса заочного отделения Киевского рабфака.
В 1929 — 1933 — учился на заочном отделении операторского факультета ГТК — ГИКа.
С июня 1936 по 1940 — ассистент оператор, с 1941 — оператор Краснодарского корпункта Ростовской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
На фото фронтовые кинооператоры (слева направо): С. Стояновский, А. Левитан (за кинокамерой), М. Пойченко (четвертый слева), Д. Шоломович (справа на фото). 1942 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7374688).
«Тов. Пойченко является талантливым военным корреспондентом кинохроники. Участвовал в съемке ряда важнейших операций на Черноморском побережье и в Крыму.
Дважды снимал крупные десантные операции: в мае 1943 года работал у Новороссийска, в январе 1944 года сопутствовал первые десантные группы, высадившиеся на Керченском полуострове. Каждый раз давал материал высокого качества, представляющий большую документальную ценность.
Во время штурма Новороссийска снимал действия десантных групп, осуществлявших захват порта со стороны бухты.
В 1944 году является активным участником съемок освобождения Крыма.
Снимал в боевых порядках частей Особой Приморской армии, в бригадах морской пехоты и в войсках 4-го Украинского фронта.
Снял ряд интересных эпизодов во время боев на подступах к Севастополю. Среди [съемок] выделяются: кадры танковой атаки, снятой из окопа на переднем крае, и кадры наступления боевых порядков пехоты, на которых видна артиллерия, бьющая прямой наводкой по немцам.
Кадры тов. Пойченко широко использовались при монтаже СКЖ и фильма "Освобождение Крыма".
Тов. Пойченко заслуживает представления к правительственной награде.
Зам. директора Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов Л. Сааков».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 95.)
«ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 783-784)
Фото: "На аэродроме под Армавиром. Ла5-ф. 1943 год". На фото (слева направо): М.И. Пойченко, Д.И. Шоломович, фоторепортер Я.Н. Халип, М.А. Трояновский. Фото из архива А. Трояновского (сына М.А. Трояновского).
Алексей Трояновский: " Этот самолет был обнаружен на одном из освобожденных аэродромов в районе Кубани, 1943 г., на других негативах из этой серии присутствует генерал авиации Савицкий. Самолет на фото — советский Ла-5ф, который немцы перекрасили и использовали в своих ВВС. Подобных случаев очень мало. Негатив в оригинале довольно четкий, можно разобрать даже серийный заводской номер на стабилизаторе."
Съемки Михаила Пойченко вошли в документальные фильмы «Комсомольцы», «Битва за Севастополь», «Победа на Правобережной Украине», «Освобожденная Чехословакия».
Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени (1945, 1985), орденами «Знак Почета» (1971) и Трудового Красного Знамени (1981), а также медалями.[1]
В 1945 — 1950 — оператор Литовской студии кинохроники.
В 1950 — 1957 — оператор Ростовской студии кинохроники.
В 1957 — 1986 — оператор Львовского корпункта «Укркинохроники».
В 1965 году был награжден 1-й премией ВКФ за документальный фильм «Корабли не умирают».
Данных нет.
Михаилу Пойченко посвящен документальный фильм «Сорок лет спустя» (1984; режиссеры: П. Гиржман, В. Шкляревский).
1938 — Бригада Ивана Шацкого
1939 — Конники Кубани
1940 — По Дагестану; Производство: Ростовская ст. кинохроники; режиссер: А. Литвин; операторы: Д. Шоломович, М. Пойченко
1942 — За родной Донбасс; реж.: М. Фиделева; операторы: А. Левитан, М. Пойченко, Д. Шоломович
1943 — Комсомольцы (фильм был создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; реж.: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе
1945 — Победа на Правобережной Украине (Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель); (хроника Великой Отечественной войны 1943 — 1944 годов, посвященная наступлению советских войск на Запад — во время Проскуровско-Черновицкой операции; в фильме использованы кадры из немецкой кинохроники; фильм вышел на экраны в начале 1945 года) (новая редакция 1974 года); Производство: ЦСДФ и Украинская студия кинохроники; авторы фильма: А. Довженко, Ю. Солнцева; начальники фронтовой группы: В. Штатландт, С. Гуров, М. Ошурков; операторы: К. Богдан, Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, В. Войтенко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Н. Топчий, Д. Шоломович ; музоформитель: Г. Попов; звукооператор: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор Л. Хмара; художники: И. Вано, А. Беляков; начальники фронтовой группы: В. Штатландт, С. Гуров, М. Ошурков; консультант С. Платонов; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Панкина, А. Козырь, А. Швачко; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; художники мультипликации: И. Вано, А. Беляков; план фильма: Ю. Солнцева, А.С. Кузнецов; директоры фильма: Д. Яновер, А. Кобрин
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, П. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман: звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1949 — За высокий урожай (Сальская лесозащитная станция. Цитрусовые плантации в Грузии. Укрепление песков в районе Бухарского оазиса. Сев семян саксаула. Подготовка к севу в колхозах Украины, Кубани); реж.: Е. Свилова (Вертова); операторы: М. Аранышев, А. Булдаков, Н. Вихирев, А. Гриберман, Г. Егоров, М. Каюмов, Н. Киселев, Н. Ковальчук, А. Крылов, М. Лифшиц, Ю. Монгловский, М. Пойченко, Г. Попов, Н. Рябов, А. Семененко, А. Семин; музоформитель: Г. Гамбург; звукооператор: Д. Овсянников
1946 — На австрийской земле (фильм рассказывает об свобождение Австрии Красной Армией от немецких фашистов, о восстановлении народного хозяйства и городов Австрии); полнометражный; авторы сценария: Е. Габрилович, Б. Небылицкий; реж.: Б. Небылицкий; операторы: М. Пойченко, И. Запорожский, И. Сокольников, Д. Каспий
1950 — Зары бление Цимлянского моря
1951 — Советская Литва (фильм о развитии народного хозяйства Литвы и жизни литовского народа); полнометражный; Производство: Литовская киностудия; реж.: И. Посельский, Л. Мацулевичус, О. Подгородецкая; главный оператор: В. Старошас; операторы: М. Пойченко, В. Панов
1951 — Конники Кубани; Производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; режиссер: В. Василенко; операторы: Г. Асланов, А. Воронцов, М. Пойченко
1955 — В районном центре
1955 — Александровский дом культуры
1955 — Хозяева моря
1958 — В семье единой
1958 — Живи, Украина!
1959 — На обновленной земле; полнометражный
1960 — Украина, год 1960; полнометражный
1961 — На земле отцов Гуркуль; полнометражный
1961 — Рожденные для счастья; реж.-оператор
1962 — Чародеи
1962 — Человек и его совесть; реж.-оператор
1963 — Поют канадцы
1963 — Низовская трагедия
1964 — Солнечный лайнер
1965 — Корабли не умирают; полнометражный
1966 — Львов. Площадь. Рынок
1967 — Мы капитаны, братья-капитаны
1967 — Карпатское лето
1969 — Мода, вкусы, время
1969 — Украина, песня моя; полнометражный
1971 — Украина, земля и люди; полнометражный
1972 — Андрей Семенюк
1972 — Азовское море
1973 — Курган. Толстая могила
1973 — Через 25 веков
1974 — Победа на Правобережной Украине (нов. редакция фильма 1945 года); полнометражный; производство: Мосфильм; реж.: А. Довженко, Ф. Филиппов; операиторы: К. Богдан, В. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Д. Шоломович
1974 — Мы были молодыми
1975 — Не годы к жизни, а жизнь годам
1975 — Одесса — город-герой
1975 — Дума о партии
1975 — Франция, дорогами побратимства
1976 — Растет спортивная смена
1976 — Пять песен о коммунистах; полнометражный
1977 — Александр Бойченко
1977 — Город рабочей славы
1977 — Наша Украина
1977 — Крылья; полнометражный
1977 — Украине 60 лет
1978 — Мария с Малой земли; полнометражный
1978 — Море должно быть чистым
1978 — Это Украина
1979 — Деревья-обелиски
1979 — Хлеб-79
1980 — Командир лайнера
1980 — Кровь людская — не водица
1980 — Пропагандисты
1981 — Во имя мира
1981 — Алкоголь и подросток
1981 — Последний звонок
1982 — Без срока давности
1982 — Машинист
1983 — Под парусами братства
1983 — Путь к хлебу
1985 — Баллада о лесном фронте
1986 — Зажги свою звезду
Снял множество сюжетов для кинолетописи и киножурналов.
........Железнодорожник № 7-8; Союзкинохроника; реж. Кумяльский; операторы: Кутуб-Заде, Богдан, Арзуманов , Семенов , Крепс, Мартиросов, Вейнерович, Пойченко, Пумпянский, Голод, Левитан
1940 — Союзкиножурнал № 56; Центральная студия кинохроники; реж. С. Гурова; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, С. Семенов, А. Щекутьев, М. Пойченко, В. Штатланд, Б. Пумпянский
1942 — Союзкиножурнал № 81; реж.: И. Сеткина; операторы: А. Шафран, И. Косицын, Ю. Кун, И. Колсанов, Д. Мамедов, Е. Лозовский, Б. Рогачевский, А. Левитан, М. Пойченко, И. Аронс, С. Стояновский
[...]…Среди передовых частей, ворвавшихся в Севастополь, находились и кинооператоры: Владислав Микоша, Давид Шоломович, Илья Аронс, Всеволод Афанасьев, Григорий Донец, Даниил Каспий, Владимир Килосанидзе, Леонид Котляренко, Фёдор Овсянников, Никита Петросов, Михаил Пойченко, Александр Смолка, Владимир Сущинский, Георгий Хнкоян и другие. Снятые ими кинокадры боёв и войдут в фильм «Битва за Севастополь».[...]
Ольга Жукова, Источник
[...]Из отчета М.Трояновского на Центральную студию кинохроники от 18 мая 1943 г.:
Марк Трояновский, Источник
«…Имел серьезный разговор с операторами, которые находятся в Новороссийске… До сих пор не снято ни одного метра так называемой Малой Земли – района действия нашего десанта, героически дерущегося уже третий месяц на мысе Мысхако. Ещё в феврале давал задание операторам поехать на Малую землю при первой возможности. Но до сих пор этой возможности они не нашли. Безусловно, пребывание на Малой земле связано с большим риском и съемки там ограничены, но всё это не даёт нам права пройти мимо героической эпопеи, которая, очевидно, скоро будет широко освещена…. Сейчас приняты меры для проведения съемок на Мысхако, и скоро этот материал будет в Москве….»
Далее «.. 17 мая на Малую землю был направлен оператор тов.Пойченко. 22 мая я сам прибыл туда с оператором Шоломовичем. После короткого ознакомления мы сразу начали работу…»[...]
[...]Когда враг прорвался к Кавказу, кинохроникёры Закавказья влились во фронтовые группы юга. В их дружную семью входили ростовчане В. Петров и М. Пойченко, ленинградец А. Смолка, тбилисцы Л. Арзуманов, Г. Асатиани, ереванцы Н. Симонян, Г. Санамян, москвичи Д. Рымарев и Ф. Короткевич и другие. Руководил фронтовой группой М. Трояновский.[...]
А.А. Лебедев. «Кинолетописцы Великой Отечественной воины» (журнал "Искусство кино" № 3, 1975 год, стр. 77-88)
[...]В период Отечественной войны 1941 — 1945 г.г. кинооператоры Ростовской студии снимали летопись военных событий, освещая как на фронтах, так и в тылу героическую борьбу советского народа за освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Среди кинохроникёров того периода были: Гай Асланов, Теодор Бунимович, Борис Маневич, Виктор Петров, Георгий Попов, Александр Смолка, Михаил Пойченко, Давид Шоломович, Л.Б. Мазрухо, К. Кутуб-Заде.
«Студии, которых нет», Источник
Все фронтовые кинооператоры Ростовской киностудии имели многочисленные ордена и медали, которые они получили, выполняя свой долг и за их фронтовые подвиги.[...]
[...]"Дорогой Марк[Трояновский]! Все прошло сверхудачно, нам, как говорят, просто чертовски везло. Несколько дней работы, и мы снова дышим воздухом. Настоящим воздухом! Марк! Впечатление об увиденном не сотрется и через десятки лет. Чтобы передать, как все это досталось, приведу слова М. Пойченко: "...если вдруг материал будет забракован (царапины, разряды, накладки с экспозицией, да мало ли может быть "вдруг") и мы получим телеграмму сверху - "Переснять катакомбы!" прошу считать М. Пойченко самострелом или бойцом штрафной роты...". Да, досталось нам порядком. Работали на нервах, а уж потом на пленке. И все же, всего, что хотелось, снять не удалось. А материал такой, что не только 80-100 метров, как мы с тобой говорили, а и в 1000 метров не уложить. Сняли больше пятисот метров со светом. От сознания того, что снят материал, имеющий поистине историческое значение; от сознания, что эти мирные на вид эпизоды, сняты на пленку, красноречивее, чем любые "сверх-боевые" кадры со взрывами говорят о войне, о том, как страша война. Наконец, от сознания, что это далось не просто так, а дорогой ценой. Значит "игра стоит свеч"! Может быть, тебе покажется, что Шоломович из ничего делает шум! Но думаю, ты поймешь состояние человека, которому нужно многое рассказать, который видел вещи, запоминающиеся на всю жизнь".[...]
Давид Шоломович, кинооператор, Источник
[...]Начальник киногруппы 2-го Украинского фронта А. Лебедев дает этому своему подчиненному[Пойченко] поистине убийственную характеристику:
Валерий Фомин, киновед, Источник
«Пойченко принадлежит к числу людей, потерявших чувство ответственности и, по-видимому, не дорожащих своей работой на хронике. Еще будучи в Москве, назначенный к отлету в Новосибирск для съемок "Пребывания героя А. Покрышкина в Новосибирске", он опоздал на самолет, который улетел без него. В период Будапештской операции, находясь на самом ответственном участке в Буде, он почти не снял боевых действий, ограничившись съемками пейзажей и архитектуры. Посланный на один из боевых участков нашего фронта, он вскоре вернулся, заявив, что у него не в порядке аппарат, что ему заменили рамку, хотя до этого он этим же аппаратом снимал, и все было в порядке.
Все эти факты говорят о несерьезном отношении Пойченко к своей работе.
4 марта 45 г. А. Лебедев».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 100.)
В силу большой временной удаленности нам сегодня этот ребус со столь разными характеристиками трудно разгадать. Не исключен тот случай, что, как это не раз случалось во фронтовых группах, между начальником и оператором в силу разных обстоятельств[...]
Из интервью Д. Фирсовой (о работе над документальным фильмом «Битва за Кавказ» / журнал «Советский экран» № 10 за 1974 год)
Джемма Фирсова, режиссер, Источник
[...]многих материалов просто не сохранилось, например, бесследно пропала часть материала, снятого на «Малой земле» оператором Пойченко. Значит, в рассказе о «Малой земле» придётся использовать другие изобразительные средства. Во-вторых, прошло время: многие документальные кадры уже «раздокументированы», то есть они частично употреблялись в различных контекстах, и сейчас необходимо вернуть их первоначальность.[...]
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 864-866); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 783-784). Фотографии из частных архивов, ГОСКАТАЛОГ.РФ.