Полное имя:
Семён Семёнович ШКОЛЬНИКОВ

Дата рождения:
14 января 1918
Артёмовск, РСФСР

Дата смерти:
27 июля 2015 (97 лет)
Таллин, Эстония

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Школьников Семён Семёнович (01 (14) января 1918 года — 27 июля 1915, Таллин, Эстония), трижды лауреат Сталинской премии (1943, 1947, 1951); Народный артист Эстонской ССР (1978); Член ВКП(б) с 1945 года (19-й съезд правящей партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)); Член СК СССР с 1957 года.

В шестилетнем возрасте Семён Школьников впервые попал в кино, снявшись вместе с матерью (актриса провенциального театра) в массовке документального фильма "На Сретинке". Мальчику пришлось громко кричать при выносе носилок с телом. Позднее этот эпизод вспомнил один из старейших операторов Григорий Гибер, просматривавший картину.
Школьников с детства увлекался кинематографом. Живя неподалеку от кинотеатра «Уран», смотрел все советские документальные фильмы. Посещал лекции Общество друзей советского кино (ОДСК), особенно был поражён документальным фильмом «Большой Токио», снятый известным кинорежиссёром Марком Трояновским. Учился в школе ФЗУ и работал слесарем-механиком на заводе «Серп и Молот».

С сентября 1934 — ассистент оператора, с 1938 — оператор Московской кинофабрики «Союзкинохроники». Одновременно с работой на студии, с 1935 года, учился в Институте повышения квалификации творческих работников при ВГИКе, который окончил в 1939 году. 

Со своим киноаппаратом Школьников много путешествовал, снимал моменты строительства канала Москва-Волга, побывал на отправке первого рейса советского ледокола в Арктику, был в Средней Азии и на Новой Земле. В 1939 году, став после окончания института ассистентом оператора, Школьников был отобран в группу операторов для выполнения специального задания. Вместе со своими коллегами-операторами, переодетый в военную форму, он попал на Зимнюю войну

В 1940 году был призван в РККА. Срочную службу проходил в составе ОдВО. Учился в полковой школе, после её окончания был направлен в Бессарабию, где его застало начало Великой Отечественной войны.

Великую Отечественную войну начал солдатом гаубично-артиллерийского полка. 
В июле 1941 года был тяжело ранен. Лечился в госпитале в городе Пугачёве Саратовской области. После выздоровления был отправлен в запасной полк переучиваться на минометчика. Через некоторое время был назначен командиром взвода разведки и отправлен снова на фронт. Осенью 1942 года, участвуя в освобождении  Калинина и Ржева (Ржевская битва), был вторично ранен и отправлен в госпиталь, который находился в городе Иваново-Вознесенске. 
После выздоровления был направлен в распоряжение Московской студии кинохроники. 
В конце 1942 года был включен во фронтовую операторскую группу. Звание: инженер-капитан.
С сентября 1942 — ассистент оператора в киногруппе Калининского фронта; с июня 1944 — ассистент оператора, оператор киногруппы 1-го Прибалтийского фронта.

Снимает кинооператор Семён Школьников.

Принимал участиев съёмках документального фильма «Народные мстители». День Победы встретил в партизанском отряде в Югославии. Снимал парад Победы в Белграде.

С сентября 1945 до июля 1948  — оператор ЦСДФ.

На фото: режиссёр Лидия Ильинична Степанова; операторы (слева направо): Сергей Киселёв, Григорий Гибер, Соломон Коган, Семён Школьников. Фото из личного архива Александра Ефимовича Рацимора (внук Л.И. Степановой). Не позже 1950 года.

В 1948 — 1989 — режиссёр-оператор киностудии «Таллинфильм».

В 2005 году баллотировался кандидатом на выборах в Таллинское городское собрание от Центристской партии Эстонии, но не набрал достаточного количества голосов. В 2007 году в возрасте 89 лет стал депутатом Таллинского горсобрания в результате сложения с себя депутатских полномочий его однопартийцем. 
Член-учредитель Эстонского союза кино.

В 1979 году  вышла книга воспоминаний Школьникова «В объективе — война», где автор рассказывает о нелегком труде фронтового оператора, о своих друзьях-кинодокументалистах и о многих интересных людях, с которыми он встречался на фронтовых дорогах.
В 2008 году вышла вторая книга кинооператора: «Сквозь огонь и стужу» («Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней»). Автор от лица Алексея Камчатова, героя повествования, ведёт рассказ о работе своих коллег — фронтовых кинооператоров.

Школьникову посвящен документальный фильм Виктора Лисаковича «Семён Школьников... и я снимаю это всё...» (2003; Производство — "Союзкиносервис"; оператор — Вадим Горбатский, продюсер — Александр Суриков).

Семён Школьников в дипломной работе студента режиссёрского факультета ВГИКа Никиты Сутырина (мастерская Б. Караджева, Е. Резникова)  «ПРО ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ и вечную молодость» (2003; киноплёнка 35 мм; 1 часть).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1939 — Внеочередная V сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва; операторы: И. Беляков, В. Штатланд, Б. Шер, А. Щекутьев, С. Школьников, А. Хавчин, А. Крылов
1940 — Линия Маннергейма; полнометражный; режиссеры монтажа: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, ; операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан) 
1942 – 1943 — Партизаны
1943 — Бои на Орловско-Курском направлении
1943 — Народные мстители; полнометражный
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); полнометражный: режиссёр: Р. Гиков
1944 — Летающие крепости; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: Л. Котляренко, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шоломович, В. Штатланд 
1944 — Освобождение Советской Белоруссии; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк и др. фронтовые операторы
1944 — Битва за Прибалтику; полнометражный; операторы: Масс, К. Широнин, Сегаль, Прудников, Иванов, Е. Учитель, С. Школьников, Алексеевы, Гелейн, Гутман, Гафт, Ксенофонтов, Листвин, Монгловский
1945 — Парад Победы; полнометражный (ч/б); операторская группа: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв и другие операторы ЦСДФ; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский
1945 — Физкультурный парад
1946 —  Югославия; полнометражный; режиссёр: Л. Варламов
1946 — "Красная Звезда"(Югославия) — "ЦДКА"(Москва) (спецвыпуск); режиссер: М. Посельский; операторы: М. Ошурков, М. Посельский, С. Школьников
1946 — Зимой; режиссер: Л. Степанова; операторы: А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков
1946 — Советская Эстония; полнометражный; режиссёр: Л. Степанова
1947 — Советская Литва; полнометражный; режиссер: И. Посельский; операторы: А. Левитан, А. Шафран, С. Школьников
1947 — День победившей страны; полнометражный
1947 — Выборы в Верховный Совет РСФСР; операторы: Брантман, Бессарабов, Доброницкий, Левитан, Макасеев, Микоша, Хавчин, Школьников и др.
1948 — Авиапарад в Тушино; полнометражный
1949 — Спортивная слава; полнометражный; сценарий: Л. Браславский; режиссер: Л. Кристи; операторы: Н. Вихирев, Г. Монгловская, А. Никифоров, И. Михеев, Н. Соловьев, И. Гутман, С. Коган, В. Комаров, Ф. Леонтович, Ю. Монгловский, П. Русанов, А. Сидоренко, А. Хавчин, С. Школьников 
1950 — Декада эстонской литературы; производство: ЦСДФ и Таллинская студия; режиссёр-оператор: С. Школьников; оператор: Р. Халушанов 
1950 — Советская Эстония; полнометражный; производство: Таллинская киностудия;  режиссеры: В. Томберг, И.Л. Гиндин: операторы: В. Парьель, С. Школьников
1952 — Мотогонки. Всесоюзное соревнование по мотоциклетному спорту на лично-командное первенство СССР; производство: Таллинская киностудия;  режиссер: А. Мандрыкин; операторы: Э. Вахер, С. Школьников
1953 — Пярндские рыбаки; режиссёр-оператор
1958 — Брюссель 1958; полнометражный; режиссер: Р. Григорьев; операторы: Ю. Монгловский, Г. Асатиани, И. Бессарабов, М. Каюмов, С. Школьников
1962 — Школа героев (фильм об Оренбургском военном авиационном училище); производство: Куйбышевская ст. кинохроники; режиссеры: В. Кагарлицкий, А. Сухов; операторы: С. Школьников, Е. Валдайцев, С. Фрид
1963 — Под созвездием дружбы; производство: Таллинфильм; режиссёр: С Школьников; оператор: М. Касык
1964 — Там, где жил Хемингуэй; производство: Таллинфильм; автор сценария: К. Симонов; режиссёр: С. Школьниковоператор: М. Касык
1965 — Камни и хлеб; полнометражный;  производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; оператор:  С. Школьников, А. Сеет
1965 — На льду Давоса;  производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; операторы: С. Школьников, Г. Альп
1967 — Повесть о Конго; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; оператор: Т. Кузьмин
1967 — Деревня у реки Конго;  производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; операторы: Т. Кузьмин, С. Школьников
1972 — Всю ночь война; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников
1976 — Небо далёкое, близкое (о Герое Советского Союза Э. К. Пусэпе); режиссёр
1977 — Бой часов; режиссёр
1977 — Сайа кяйк; режиссёр
1977 —  Над крышами старого Таллина; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников
1983 — Дело его жизни; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников
1984 — Самая красивая; производство: Таллинфильм; режиссёр: Х. Спээк; оператор: С. Школьников
1985 — Окно; производство: Таллинфильм; режиссёр: Х. Спээк; оператор: С. Школьников
1987 — Мы — пийресааресцы; режиссёр
1992 — Мария (о фронтовом операторе ЦСДФ Марии Суховой); режиссёр

Игровые фильмы:
1957 — Июньские дни; оператор
1960 — Случайная встреча; оператор
1971 — Украли Старого Тоомаса; режиссёр-постановщик, оператор

КИНОПЕРИОДИКА:
Снимал сюжеты для киножурналов: "Новости дня", " Советский спорт", "Пионерия" и др. Режиссёр 65-ти выпусков киножурнала "Советская Эстония".

КИНОЛЕТОПИСЬ
Источник: Кинодокументы / Архивы Беларуси

  • Партизаны Белоруссии. Операторы: Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, С. Школьников — БГАКФФД, 0760, 1943 г.
    О боевых и диверсионных действиях партизанских формирований (бригады им. В.Т.Воронянского, им. В.И.Чапаева, Чашникской, "Чекист" и др.), о жизни и быте партизан.
  • Освобождение Советской Белоруссии. Авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф.Садкович, режиссер В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В.Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б .Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б.Шер, С. Школьников, Д. Шолмович — БГАКФФД, 2050, 2051, 1974 г.
    О наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943 — 1944 гг.

Библиография

1979 — В объективе — война (изд.: — М.: Воениздат)
2007 — Сквозь огонь и стужу (изд.: — Таллин: Русский Дом)

Звания

1978 — Народный артист Эстонской ССР

Награды

1943 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1943 — Орден Красного Знамени
1943 — Сталинская премия (за съёмки фронтовой кинохроники)
1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден «За заслуги перед народом» (Югославия)
1947 — Сталинская премия (за фильм «Советская Эстония» (1946))
1951 — Сталинская премия (за цветной фильм «Советская Эстония» (1950))
1985 — Орден Отечественной войны I степени
2005 — Национальная кинопремия «Ника»
2005 — Премия гильдии кинооператоров «Белый квадрат»

Цитаты

(Рецензия на книгу Семёна Школьникова. Сквозь огонь и стужу. Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней. – Таллин: Русский Дом, 2007. – 244 с.: ил.)
"В столице Эстонии в прошлом году, как выясняется, не только демонтировали и переносили на иное место ставшего воистину именем нарицательным Бронзового солдата. Тщанием некоммерческого объединения «Русский Дом» здесь была издана книга трижды лауреата Сталинской премии и почётного гражданина Таллина, обладателя премий «Ника» и «Белый квадрат», а также целого ряда боевых наград Семёна Семёновича Школьникова. Одного из последних доживших до нашего времени фронтовых кинооператоров Великой Отечественной.
«Сквозь огонь и стужу» – не мемуары в строгом смысле слова. Но за фигурой главного героя этого повествования Алексея Камчатова – молодого москвича, выпускника операторского факультета ВГИКа, командира взвода разведки, откомандированного после ранения подо Ржевом в распоряжение Главкинохроники, – автор угадывается, что называется, невооружённым взглядом. Да он, кажется, и не очень-то стремится к тому, чтобы спрятать своё «я»: просто писать в третьем лице о том, что до сих пор болит, о трагических и страшных картинах, которые навсегда отпечатались в памяти, вероятно, проще. Вот леденящая кровь в жилах даже при чтении сцена казни предательницы на партизанской поляне – молодой учительницы, выдавшей немцам диверсионную группу, отправившуюся на важное задание... Вот вдова колхозного бригадира, ублажающая солдатиков, «бывает, и по восемь в день», отдающаяся «с искренней страстью» в подвале растреливаемого неприятелем дома на отшибе деревни – потому что жалко и хочется согреть тех, для кого эта ночь может стать последней... И ещё одна изба, где медленно умирает двухмесячный Егорка, сын разведчицы. На дощечке, которую Алексей воткнул в могильный холмик, выведены пронзительные даты жизни: 25.XII.43 – 20.II.44.
Слог книги довольно бесхитростен – в нём начисто отсутствуют малейшие признаки как самолюбования, так и любования словом. Но за счёт того, что эти строки написаны оператором и настоящим мастером своего дела, многие эпизоды буквально врезаются в сознание. К примеру, выразительнейшая раскадровка, живописующая октябрь сорок второго в Москве, куда прибывает герой после излечения в госпитале. «Ясные, солнечные, с пронзительным запахом опавших листьев на бульварах» дни, знаменитый актёр МХАТа, встреченный на улице Горького, чьё одеяние – «шляпа, галстук-бабочка, краешек белого платка в верхнем кармане пиджака» – показалось столь странным. И тут же рыдающий женский голос из открытого окна второго этажа: «Погиб наш папка, погиб наш папка» и вторящий ему «детский горький тоненький голосок».
Таких по-настоящему пронзительных моментов в книге много. Это немудрено – слишком уж необычаен, даже по меркам людей его профессии, «кинематографичен» был фронтовой путь оператора Школьникова: он, к примеру, единственный, кого трижды забрасывали в партизанские отряды. В Калининскую область, затем на территорию Белоруссии и уже в конце войны – в Югославию. Удивительно, как сумел остаться в живых. Ведь из 257 операторов, снимавших на передовой, с войны вернулся лишь каждый пятый.
И пепел, продолжающий стучать в сердце в память о многих друзьях-товарищах, составляет ещё один важнейший элемент поэтики книги. Многим из своих коллег Школьников предоставляет «право голоса». По сегодняшним меркам может показаться, что они выражаются порой слишком уж высокопарно. «Нужно снимать эту проклятую войну, чтобы другие увидели, узнали», – говорит, например, Семён Стояновский, убитый в бою за Вену весной сорок пятого... Но нет никаких сомнений в том, что это было сказано именно так. Сотни тысяч метров военной хроники, великий коллективный подвиг – тому наглядная порука.

Вислов Александр (Литературная газета; 2008 год, №7 (6159) (20-02-2008)), Источник

[ Страница дополняется материалами ]