Рувим ХАЛУШАКОВ

звукооператор, оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Рувим Борисович ХАЛУШАКОВ

Дата рождения:
22 февраля 1912
посад Клинцы, Суражский уезд, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 сентября 1964 (52 года)
Москва, СССР

Профессии:
звукооператор, оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Рувим Борисович Халушаков (09 (22) февраля 1912 — 26 сентября 1964); Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Член ВКП(б) с 1943 года (19-й съезд правящей партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)). Член СК СССР с 1957 года.

В 1928 году окончил школу-девятилетку, затем — курсы радиотехники. 
В 1929 — 1930 — помощник оператора Московского отделения кинофабрики «Белгоскино».
В 1930 — 1932 гг. учился в Ленинградском институте киноинженеров.
Одновременно в 1930 — 1933 — звуколаборант, звукооператор кинофабрики «Белгоскино».
В конце 1934 — начало 1934 — ассистент звукооператора кинофабрики «Мостехфильм».
В 1934 призван в РККА (младший командир взвода зенитной артиллерии).
С сентября 1936 года — звукооператор Московской студии кинохроники.
В 1939 — 1964 — оператор Московской студии кинохроники
 (с 1944 — ЦСДФ).

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. С июля 1941 — звукооператор, кинооператор фронтовых киногрупп Северо-Западного фронта. 

Фронтовая киногруппа (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Григорьев, Я. Марченко Р. Халушаков Б. Шер А. Рубанович. Северо-Западный фронт. Ноябрь 1941 года. Фото из личного архива М.Я. Посельского.

С июня 1942 года — кинооператор в киногруппе для особых поручений при Главном управлении по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии. С августа 1943 — оператор киногруппы ПВО. Также снимал на Западном фронте.

Киногруппа капитана Романа Кармена (второй справа) во время воздушных съемок на Пе–2 в 260–м бомбардировочном полку. Крайний слева оператор Анатолий Рубанович; справа на фото звукооператор (позже оператор) Рувим Халушаков. Сентябрь 1941 года, аэродром «Будово». Источник фото: www.sb.by.

В ноябре 1942 — апреле 1943 — с группой советских кинооператоров (В. Микоша, В. СоловьевН. Лыткин) находился в Великобритании и США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта (открытие второго фронта состоялось через полтора года — в июне 1944). 

Кинооператоры (слева направо): Владислав Микоша, Николай Лыткин, Василий Соловьев, Рувим Халушаков. Нью-Йорк, 1943 год. Фото из личного архива Татьяны Степаевой.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1939 — День у т. Калинина
1940  Седовцы
1942 — День войны
1942 — Клятва гвардейцев н-ского полка
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву (17 июля 1944 года 57 тысяч немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы. Во главе колонны следовали девятнадцать генералов); спецвыпуск; реж. И. Венжер; операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. ГлидерР. КарменА. Кричевский, Ф. Короткевич, А. Каиров, Б. Небылицкий, М. Оцеп, С. СеменовР. Халушаков, М. Цирульников, Б. Эйберг; ассистент оператора: Г. Монгловская; музыкальное оформление: Д. Блок; звукооператор: В. Котов
1945 — Крымская конференция
1945 — Берлинская конференция
1945 —  Парад Победы (черно-белый); полнометражный
1945 — Сан-Франциско 
1946 — Зимой; режиссер: Л. Степанова; операторы: А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков 
1946 — Париж сегодня
1946 — Мирная конференция в Париже
1946 — Генеральная ассамблея в Нью-Йорке
1947 — День победившей страны
1947 — Физкультурный парад
1948 — Первенство мира по конькам
1948 — Первенство мира по лыжам
1948 — Новая Албания
1949 — Новая Чехословакия

На фото: Роман Кармен (сидит в центре), далее слева направо: Рувим Халушаков, Михаил Слуцкий, Леонид Варламов, Василий Беляев, Федор Киселев и Борис Небылицкий. Нач. 50-х годов XX века. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).
1951 — День Воздушного флота СССР(фильм об авиационном празднике в Тушино 08 июля 1951 года); полнометражный; режиссер: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы: И. БеляковН. ВихиревГ. ЕпифановГ. ЗахароваА. Зенякин, А. Казаков, Д. КаспийА. КрыловС. КоганА. ЛевитанА. ЛиствинБ. МакасеевВ. ПридорогинО. РейзманД. РымаревС. Семенов, Э. Тросман, С. Уралов, В. ФроленкоР. Халушаков, А. ШафранА. Щекутьев; в воздухе снимали: Ю. ЛеонгардтЕ. ЛозовскийН. Лыткин, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Ошурков, Н. Соловьёв, Н. Пискарёв; асс. режиссера: С. ПумпянскаяН. Соловьева; асс. операторов: Л. Зайцев, А. ИстоминМ. Попова; автор текста: Е. Кригер; читает: Ю. Ливитан; редактор: Ю. Смирнитский; музоформитель: Е. Смирнова; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев; художник: И. Нижник; директора картины: Б. Вайнштейн, Л. Морозов
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1953 — За мир и дружбу
1953 — Международный концерт; главный оператор
1953 — 36-я годовщина Октября; главный оператор
1954 — Репортаж из Женевы
1954 — Сильнейшие в мире
1954 — Чемпион Европы
1955 — Советская делегация в Югославии
1955 — Праздник албанского народа
1956 — Пакистан
1956 — Ярмарка в Карачи
1956 — О Москве и москвичах; главный оператор
1957 — Искусство друзей; главный оператор
1957 — Поет Ив Монтан; полнометражный; авторы сценария: Юткевич С., Слуцкий М. реж.: М. Слуцкий; операторы: Бессарабов И., Кричевский А., Халушаков Р., Захарова Г.
1959 — Город чудес
1960 — Город большой судьбы
1960 — Вдохновенное искусство

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия", "Новости дня", "Советский спорт".

1942 — Союзкиножурнал № 36реж.: С. Гуров; операторы: М. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин  
1942 — Союзкиножурнал № 55; реж.: С. Гуров; операторы: И. Беляков, М. Сухова, А. Климов, Г. Трофимов, Р. Гиков, А. Солодков, Д. Рымарев, А. Щекутьев, Р. Халушаков

___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 212-213).

Библиография

1988 — Незаконченное прошлое: из жизни кинематографистов (Н. Лыткин "Как в кино. Записки кинохроникера") (изд.: – М.; Современник)

Награды

1940 — Орден «Знак Почёта»
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Орден «Знак Почёта»
1948 — Орден Свободы I степени (Албания)
1948 — Сталинская премия (за фильм «День победившей страны» (1947))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Новая Албания» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Новая Чехословакия» (1949))

Цитаты

Киноочерк о бомбардировщиках
В Н-ской авиачасти в настоящее время находится со своей с'емочной группой кинооператор Р. Кармен, известный киноочерками о боевых действиях в Испании и Китае.
Кармен снимает звуковой киноочерк о боевых действиях наших пикирующих бомбардировщиков.
Записан на звук приказ командира, вылет на боевое задание, разговоры летчиков, вернувшихся после удачной бомбежки. Зритель не только увидит, но и услышит подлинную войну и голоса боевых летчиков. По замыслу Кармена зритель должен как бы побывать среди фронтовых героев, послушать их простой и непринужденный разговор, слетать с ними вместе на врага и испытать те же чувства, что и советский воздушный боец.
Кармен и кинооператор Халушаков несколько раз вылетали на боевые задания.
Им удалось заснять то, что наблюдает летчик, пролетая над врагом, что видит во время пикирования, как преодолевает огонь вражеских зениток.
В настоящее время основные кадры сняты и Кармен выезжает в Москву, чтобы смонтировать этот интересный документальный фильм.

Газета "Сталинский сокол" 28.09.1941, Источник

«В конце 1942 года четыре фронтовых кинооператора — В. Соловьев, Н. Лыткин, Р. Халушаков и В. Микоша — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки (первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах — теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попадут уже в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном — прим. ред. #МузейЦСДФ). Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее.
Америка встретила их морем огней, очередями в кинотеатры - на советский фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", невиданным ни до, ни после Второй мировой интересом к России. Операторов встречали как героев. Они встречались с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен, король экрана Чарли Чаплин — все приглашали их на встречи, концерты, съемки. Чаплину на его студии Микоша показал свой фильм "Черноморцы" и уже по возвращении в Союз получил от Чаплина теплую телеграмму.
Потом был обратный путь — уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вёз "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом...»

Источник

[...]Уже задуман короткометражный звуковой фильм о бомбардировщиках. Звуковой в буквальном смысле слова — не озвученный, а именно звуковой. Я возьму в напарники звукооператора Халушакова. Последний звуковой репортаж мы вместе снимали в полярную ночь на 82-й параллели, в Гренландском море, в экспедиции по спасению дрейфовавшего два с половиной года ледокольного парохода «Георгий Седов». Мы взяли тогда в экспедицию звуковую камеру и не пожалели об этом. Очень выразительными эпизодами фильма «Седовцы» были те, где зритель в суровой обстановке полярной ночи мог слышать голоса спасенных страной героев-седовцев.[...]

Роман Кармен, Источник

[...]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[...]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

[...]Халушаков Рувим Борисович (1912–1964).
Звукооператор, оператор. Родился в г. Клинцы Черниговской губернии (позднее Брянской области) в рабочей семье. Еврей. Образование – неоконченное высшее, учился на звукооператора в ЛИКИ, ушел со второго курса. Член ВКП(б) с 1943 г. Отправился на фронт оператором Центральной студии кинохроники. Снимал на Северо-Западном, Западном фронтах. Участвовал в создании фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «Трофеи великих побед», «К вопросу о перемирии с Финляндией», «Крымская конференция», «Похороны маршала Советского Союза Шапошникова В.М.», «В День Победы», «Берлинская конференция» и др.
После войны работал на ЦСДФ.
Награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом «Знак Почета» (1948, «За достигнутые успехи в деле развития и усовершенствования цветной кинематографии»). Лауреат Сталинских премий: I степени за фильм «День победившей страны» (1948), II степени за фильм «Новая Албания» (1949), II степени за фильм «Новая Чехословакия»).

Валерий Фомин, киновед Валерий Фомин, киновед («ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»; 2018 г.; с. 825)

[ Страница дополняется материалами ]