Рувим ХАЛУШАКОВ

звукооператор, оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Рувим Борисович ХАЛУШАКОВ

Дата рождения:
22 февраля 1912
посад Клинцы, Суражский уезд, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 сентября 1964 (52 года)
Москва, СССР

Профессии:
звукооператор, оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Рувим Борисович Халушаков (09 (22) февраля 1912 — 26 сентября 1964); Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Член ВКП(б) с 1943 года (19-й съезд правящей партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)). Член СК СССР с 1957 года.

В 1928 году окончил школу-девятилетку, затем — курсы радиотехники. 
В 1929 — 1930 — помощник оператора Московского отделения кинофабрики «Белгоскино».
В 1930 — 1932 гг. учился в Ленинградском институте киноинженеров.
Одновременно в 1930 — 1933 — звуколаборант, звукооператор кинофабрики «Белгоскино».
В конце 1934 — начало 1934 — ассистент звукооператора кинофабрики «Мостехфильм».
В 1934 призван в РККА (младший командир взвода зенитной артиллерии).
С сентября 1936 года — звукооператор Московской студии кинохроники.
В 1939 — 1964 — оператор Московской студии кинохроники
 (с 1944 — ЦСДФ).

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. С июля 1941 — звукооператор, кинооператор фронтовых киногрупп Северо-Западного фронта. 

Фронтовая киногруппа (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Григорьев, Я. Марченко Р. Халушаков Б. Шер А. Рубанович. Северо-Западный фронт. Ноябрь 1941 года.

С июня 1942 года — кинооператор в киногруппе для особых поручений при Главном управлении по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии. С августа 1943 — оператор киногруппы ПВО. Также снимал на Западном фронте.

Киногруппа капитана Романа Кармена (второй справа) во время воздушных съемок на Пе–2 в 260–м бомбардировочном полку. Крайний слева оператор Анатолий Рубанович; справа на фото звукооператор (позже оператор) Рувим Халушаков. Сентябрь 1941 года, аэродром «Будово».

В ноябре 1942 — апреле 1943 — с группой советских кинооператоров (В. Микоша, В. СоловьевН. Лыткин) находился в Великобритании и США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта (открытие второго фронта состоялось через полтора года — в июне 1944). 

Кинооператоры (слева направо): Владислав Микоша, Николай Лыткин, Василий Соловьев, Рувим Халушаков. Нью-Йорк, 1943 год. Фото из личного архива Татьяны Степаевой.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1939 — День у т. Калинина
1940  Седовцы
1942 — День войны
1942 — Клятва гвардейцев н-ского полка 
1945 — Крымская конференция
1945 — Берлинская конференция
1945 —  Парад Победы (черно-белый); полнометражный
1945 — Сан-Франциско 
1946 — Париж сегодня
1946 — Мирная конференция в Париже
1946 — Генеральная ассамблея в Нью-Йорке
1947 — День победившей страны
1947 — Физкультурный парад
1948 — Первенство мира по конькам
1948 — Первенство мира по лыжам
1948 — Новая Албания
1949 — Новая Чехословакия
1951 — День Воздушного флота СССР(фильм об авиационном празднике в Тушино 08 июля 1951 года); полнометражный; режиссер: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы: И. БеляковН. ВихиревГ. ЕпифановГ. ЗахароваА. Зенякин, А. Казаков, Д. КаспийА. КрыловС. КоганА. ЛевитанА. ЛиствинБ. МакасеевВ. ПридорогинО. РейзманД. РымаревС. Семенов, Э. Тросман, С. Уралов, В. ФроленкоР. Халушаков, А. ШафранА. Щекутьев; в воздухе снимали: Ю. ЛеонгардтЕ. ЛозовскийН. Лыткин, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Ошурков, Н. Соловьёв, Н. Пискарёв; асс. режиссера: С. ПумпянскаяН. Соловьева; асс. операторов: Л. Зайцев, А. ИстоминМ. Попова; автор текста: Е. Кригер; читает: Ю. Ливитан; редактор: Ю. Смирнитский; музоформитель: Е. Смирнова; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев; художник: И. Нижник; директора картины: Б. Вайнштейн, Л. Морозов
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1953 — За мир и дружбу
1953 — Международный концерт; главный оператор
1953 — 36-я годовщина Октября; главный оператор
1954 — Репортаж из Женевы
1954 — Сильнейшие в мире
1954 — Чемпион Европы
1955 — Советская делегация в Югославии
1955 — Праздник албанского народа
1956 — Пакистан
1956 — Ярмарка в Карачи
1956 — О Москве и москвичах; главный оператор
1957 — Искусство друзей; главный оператор
1957 — Поет Ив Монтан; полнометражный; авторы сценария: Юткевич С., Слуцкий М. реж.: М. Слуцкий; операторы: Бессарабов И., Кричевский А., Халушаков Р., Захарова Г.
1959 — Город чудес
1960 — Город большой судьбы
1960 — Вдохновенное искусство

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "Железнодорожник", "Пионерия", "Новости дня", "Советский спорт".
___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 212-213).

Библиография

1988 — Незаконченное прошлое: из жизни кинематографистов (Н. Лыткин "Как в кино. Записки кинохроникера") (изд.: – М.; Современник)

Награды

1940 — Орден «Знак Почёта»
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Орден «Знак Почёта»
1948 — Орден Свободы I степени (Албания)
1948 — Сталинская премия (за фильм «День победившей страны» (1947))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Новая Албания» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Новая Чехословакия» (1949))

Цитаты

«В конце 1942 года четыре фронтовых кинооператора — В. Соловьев, Н. Лыткин, Р. Халушаков и В. Микоша — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки (первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах — теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попадут уже в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном — прим. ред. #МузейЦСДФ). Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее.
Америка встретила их морем огней, очередями в кинотеатры - на советский фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", невиданным ни до, ни после Второй мировой интересом к России. Операторов встречали как героев. Они встречались с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен, король экрана Чарли Чаплин — все приглашали их на встречи, концерты, съемки. Чаплину на его студии Микоша показал свой фильм "Черноморцы" и уже по возвращении в Союз получил от Чаплина теплую телеграмму.
Потом был обратный путь — уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вёз "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом...»

Источник

[...]В сентябре 1941-го на воздушную киносъемку отправилась целая спецбригада во главе с имевшим после съемок в Испании огромный авторитет капитаном Романом Карменом. В нее впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съемки были "немыми".
260-м бомбардировочным полком Северо-Западного фронта, в который прибыли кинооператоры, командовал опытный летчик, награжденный за бои в Испании и Финляндии орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды подполковник Алексей Забелин. Обстановка в небе была сложной, каждый день полк нес потери. Первый вылет Кармена был назначен на 9 сентября на бомбардировщике Пе-2 во 2-й эскадрилье капитана Сергея Асаулова. Накануне здесь зенитным огнем был сбит экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Алексея Черунова. Летчик капитан Василий Агуреев, с которым предстояло лететь Кармену, по воспоминаниям Романа Лазаревича, с нескрываемым удивлением и раздражением спросил: "Объясните, зачем вам это нужно? Мы — другое дело, это наш долг. А вам-то зачем?" Не очень обрадовало летчика и то, что кинооператор собрался лететь вместо штурмана, а значит, экипаж будет неполным. Это была главная ошибка Кармена. В тесной кабинке штурмана, да с двумя парашютами — кроме основного, у него на груди болтался еще и запасной, — и при условии, что ему приходилось по команде летчика еще и участвовать в процессе бомбометания, снять что-то путное было очень сложно. Первый полет прошел впустую, при этом погиб экипаж младшего лейтенанта Василия Власова, а комполка Забелин с трудом посадил свою горящую "пешку".
На следующий день с аэродрома Будово на бомбардировку в район Демянска полетел напарник Кармена оператор Анатолий Рубанович. Результат тот же. И невдомек было выяснить у Николая Вихирева, что снимал он из кабины стрелка-радиста, где не только вполне хватало места для обоих, но и был прекрасный обзор и по горизонтали, и по вертикали. Кстати, на киносъемку в авиаполки всегда выезжало по два оператора.[...]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

[ Страница дополняется материалами ]