Лидия СТЕПАНОВА

кинорежиссёр, режиссёр-постановщик

Имя при рождении:
Лидия Курпель

Дата рождения:
22 января 1899
г. Рязань, Рязанская губерния, Российская империя

Дата смерти:
13 ноября 1962 (63 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, режиссёр-постановщик

Краткая биография

Благодарим Александра Ефимовича Рацимора (внука Л.И. Степановой) за предоставленную информацию и фотографии.

Последнее обновление: 30.11.2024.

Степанова Лидия Ильинична (10 (22) января 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951). Награждена орденом «Знак Почета» (1944). Беспартийная. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.

В 1918 году окончила Рязанскую Мариинскую женскую гимназию (под Августейшим покровительством Ведомства Императрицы Марии первая в Рязани классическая женская гимназия располагалась на углу Мясницкой и Мальшинской улиц (Горького и Свободы, ныне Педучилище); гимназия образована в 1870 году из женского начального училища 1-разряда, основанного в 1858 году; — прим. ред.), также окончила музыкальную школу, изучала французский язык.
Высшее образование получила в Петрограде, окончив Высшие женские общеобразовательные курсы имени
П.Ф. Лесгафта.
 
В 1918 — 1922 годах работала в Рязани в ряде учреждений: «Губпродком», «Центрозакупок» в качестве секретаря коллегии.
В 1923 году переехала в Москву. Технический работник на кинофабрике «Культкино». 

Магнитострой. Режиссер Лидия Ильинична Степанова и оператор Марк Трояновский. 1931 год. Фото из архива Алексея Трояновского (сына М. Трояновского).

С 1925 — помощник режиссера «Культкино»; с декабря 1926 года — технический помощник режиссёра на съемках 2-х фильмов под руководством режиссёра Я.М. Посельского Московской объединённой кино-фабрики «Совкино», позднее работала редактором-монтажером.

В 1927 – 1929 — ассистент режиссера фабрики «Культурфильм» (г. Москва).

В 1928 – 1941 — режиссёр Московских кинофабрик — «Совкино», «Союзкино», «Союзкинохроники», Московской студии кинохроники, Центральной студии кинохроники.

В 1930 году режиссёр Лидия Степанова совместно с оператором Владимиром Степановым создали фильм о зерновом совхозе ГИГАНТ.

15 ноября 1941 г. по август 1942 г. находилась в эвакуации вместе с киностудией в Куйбышеве (ныне Самара) — Центральная студия кинохроники была эвакуирована из Москвы на базу Куйбышевской студии кинохроники (осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы были эвакуированы госучреждения; часть творческих работников Центральной студии кинохроники была эвакуирована в Куйбышев, часть в Алма-Ату, где они продолжили работу на Алма-Атинской студии кинохроники; — прим. ред. #МузейЦСДФ)

После возващения в Москву продолжила работу в качестве режиссера на Центральной студии кинохроники (с мая 1944 — ЦСДФ).

Распоряжением ГЛАВПУРа РККА от 17 июля — в период в 20 июля по 31 августа 1943 года находилась в воинских частях Западного фронта, где проводила киносъемки (совместно  с оператором и режиссёром Р. Гиковым) для фильма «Орловская битва».

Подготовила (совместно с режиссером М.Е. Славинской) к выпуску в советский прокат фильм Фрэнка Капры и Анатоля Литвака «Битва за Россию» / «The Battle of Russia» (США, 1943) — пятый эпизод из семисерийного документального фильма «Почему мы сражаемся»; Франка Капры, Хью Стюарта и Джона Хьюстона «Победа в Тунисе» (США, Великобритания, 1944).

На съемках фильма ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ВЕНГРИЯ (1947-48 гг.). Оператор снимает кинокамерой СИНЕФОН. Фото из личного архива А.Е. Рацимора.Награждена двумя орденами Венгерской Народной Республики за полнометражный документальный фильм «Демократическая Венгрия» (производство: ЦСДФ совместно с Управлением при Государственном фильмбюро Венгерской Республики).

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник вручает лауреатскую медаль (1947 - 1948 гг.). Фото из личного архива А.Е. Рацимора

Буклет, посвященный советским женщинам — режиссерам-документалистам Лидии Ильиничне Степановой и Эсфири Ильиничне Шуб, распространялся во время выставки «СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ИСКУССТВЕ», организованной в 1948 году в Париже Антифашистским комитетом советских женщин (был основан в сентябре 1941 как Антифашистский комитет советских женщин; в 1956 переименован в Комитет советских женщин. - Прим. ред. сайта).

Режиссёр Лидия Ильинична Степанова; операторы (слева направо): Сергей Киселёв (предположительно), Григорий ГиберСоломон КоганСемён Школьников. Не позже 1948 года. Фото из личного архива Александра Ефимовича Рацимора (внука Л.И. Степановой).

10 февраля 1953 года уволена со студии (по личному распоряжению И.В. Сталина) вместе с основными членами съемочной группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; режиссер Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. ШафранМ. Глидерс лишением права работать в кино[1]. 

В октябре 1953 года обратилась в письмом лично к И. Г. Большакову с просьбой разрешить вернуться к работе[2]. 

В период с 1953 по 1963 год в качестве в качестве режиссера киностудии «Моснаучфильм»создала ряд полнометражных и короткометражных фильмов, в том числе: «Солнечный камень», «Северный полюс», «Это важно для каждого из нас». Последние три года жизни Лидия Ильинична посвятила созданию фильмов, популяризирующих музыкальное искусство, «Сергей Прокофьев» (совместно с В. Комиссаржевским), «Музыкальная весна».


__________________________
1. Освобождена от работы на студии с 10 февраля 1953 года с формулировкой "за безответственное и недобросовестное отношение к работе" (Приказ № 31 от 10.02.1953 г.). Основная часть творческой группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; производство: ЦСДФ; режиссер Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. ФельдманА. ШафранМ. Глидербыла уволена со студии без права дальнейшей работы в системе кинематографии; директорам киностудий было запрещено привлекать В.Е. Капитановского к авторской работе. (Основание: Приказ Министра кинематографии СССР т. БОЛЬШАКОВА И.Г. от  6/II-1953 г. № 52/М  "О грубых идейно-художественных ошибках цветного документального фильма "Пo Краснодарскому краю" производства Центральной студии документальных фильмов")
2. РГАЛИ (— Ф.2944. — Оп.15).

СЕМЬЯ

Отец — Курпель Илья Моисеевич (умер в 1930 году), мещанин; до 1916 года владел (совместно с братом) портняжной мастерской.
Мать — Курпель Ольга Семёновна, (род. в 1873 году в Оренбурге), окончила закрытую женскую гимназию; домохозяйка.
Двоюродные братья — режиссёры Иосиф Михайлович и Яков Михайлович Посельские.
Племянник — Михаил Посельский, кинооператор, фронтовой оператор.
Первый муж — Певзнер Израиль Натанович (16.01.1988 — 1946), работал в лесной промышленности; в браке до 1917 года.
Второй муж — Степанов Владимир Леонидович (1895, Рязань, Российская империя — 21 апреля 1938, полигон Коммунарка, Московская область) — оператор, режиссёр, организатор кинопроизводства. В 1924 –1925 годах был директором кинофабрики «Культкино», позже руководил всем объединением «Культкино», в свою очередь являвшимся дочерним предприятием  объединения при Наркомпросе – Госкино. Сорежиссёр и оператор полнометражного документального фильма «Шанхайский документ» (1928; Производство: Совкино; режиссёр Я. Блиох), который можно считать первым документально-публицистическим фильмом в СССР. Необоснованно репрессирован в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году; в браке с Лидией Степановой до 1932 года.
Третий муж — Рафаил Борисович Гиков (1905 — 1946), режиссёр и оператор документального кино.

Л.И. Степанова с внуком Александром Рацимором. Лихов переулок, д. 6, ЦСДФ (май 1948 года). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.Дочь — Мариам Владимировна Степанова (06 августа 1916 — 29 март 2005, Москва), работала ст. научным сотрудником в Московском институте цветных металлов и золота имени М.И. Калинина.
Внук — Александр Ефимович Рацимор (род. 6 июля 1941 года), режиссёр научно-популярного кино; работал на «Центрнаучфильме», в АПН.

На фото (слева направо): Алексей Александрович Родионов, Мириам Владимировна Степанова, Елена Борисовна Родионова, Александр Ефимович Рацимор. 1976 год. Фото из личного архива А.Е. Рацимора.
Правнук — Алексей Александрович Родионов.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1927 — Питание в пищеварение (2 фильма); производство. Московской объединенной кинофабрики «Совкино»; режиссер Я. Посельский; помощник режиссера Л. Степанова
1927 — 8 Марта; производство: сектор Хроники «Совкино»; монтажер
1927 — Манифест (фильм к 10-летию Октябрьской революции); полнометражный; производство: Совкино; режиссер 
1928 — Дело увечного; производство: сектор Хроники «Совкино»; монтажер
1928 — Новый год; производство: сектор Хроники «Совкино»; монтажер
1928 — Похороны А. Д. Цурюпы (прощание с телом А. Д. Цюрупы в Колонном зале Дома Союзов. В почетном карауле: И. В. Сталин, М. И. Калинин, М. М. Литвинов. Захоронение урны с прахом А. Д. Цюрупы в нише Кремлевской стены); производство: Совкино; режиссер
1929 — Совхоз Гигант; полнометражный; производство: «Культкино»
1929 — На Дальнем Востоке (фильм о переселенцах); полнометражный; производство: «Культкино»
1929 — По Бурято-Монголии (фильм был снят к 5-летию образования Бурят-монгольской АССР); производство: Совкино; режиссер
1931 — Молодость (физкультурный парад); режиссер
1932 — Слово большевика (о строительстве Магнитогорского металлургического комбината); режиссер; операторы: М. Трояновский, А. Шафран; асс. режиссера Ф. Киселёв
1932 — Дворец Советов (техническое совещание коллектива по разработке и сооружению модели Дворца Советов. Руководитель коллектива профессор В. А. Кузнецов, скульптор М. Г. Манизер); режиссер; оператор М. Глидер
1933 — Динамо (10-летие спортивного общества "Динамо"); (физкультурный парад на стадионе "Динамо"; состязания легкоатлетов, пловцов, велосипедистов, футболистов; фрагменты футбольного матча между командами СССР и Турции;  лыжные соревнования в Киеве и Харькове; лыжники общества "Динамо" Украинской ССР и др.); полнометражный; режиссер; операторы: Н. Степанов, М. Ошурков

1934 — Обновленная земля (фильм об Иване Мичурине); режиссер; операторы: К. Сидоров, М. Ошурков
1935 — День авиации; режиссер; операторы: М. Ошурков, Б. Макасеев, К. Теплухин, В. Пятов, С. Сегаль, Б. Небылицкий, Э. Тросман, Н. Вихирев, И. Беляков
1935 — Есть метро!; полнометражный; режиссер совместно с  Е. Петуховой; операторы:  Б. Макасеев, И. Беляков
1935 — Метрополитен им. Л.М. Кагановича; режиссер; операторы: В. Макасеев, И. Беляков
1936 — 6 января — день всесоюзной переписи населения; режиссер
1936 — Молодость (о параде физкультурников); режиссер совместно с Ф. Киселёвым
1936 — В дружественной Монголии (празднование 15-летия образования МНР в Улан-Баторе)
1936 — Радостное детство (дети передовиков производства в яслях и детских садах г. Москвы);  режиссер совместно с  Е. Петуховой (ассистент реж.); оператор Н. Степанов
1936 — На Камчатке (фильм рассказывает о коренном население Камчатки); режиссер; оператор В. Гласс
1936 — Наш Горький (похороны А. М. Горького); режиссер; операторы: Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт
1936 — Джигиты солнечного Таджикистана; производство: Таджикфильм; режиссер; операторы: Синеоков, Ногин

1937 — Советская женщина; режиссер
1937 — Двадцатый Май; режиссер совместно с М. СлуцкимИ. Сеткиной
1937 — 1 Мая в Москве; режиссер совместно с М. СлуцкимИ. Сеткиной
1937 — Есть метро; режиссер; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1937 — Обыкновенная женщина (Театр народного творчества в Москве. Публика в зале театра. Выступление артистов театра. Исполнение песни женским хором театра. Воспитатель детского сада занимается с детьми); режиссер; операторы: М. Глидер
1937 — День в парке (Московский Центральный парк культуры и отдыха); режиссер; оператор:  А. Шафран
1937 — Парк культуры и отдыха; режиссер; оператор: А. Шафран
1938 — Сталинская забота (в фильме показан отдых детей на даче за городом, в пионерском лагере); режиссер; оператор: О. Рейзман 
1939 — Дворец Советов (выставка макетов Дворца Советов. Работы на металлургическом заводе по выполнению заказов для строительства Дворца Советов); режиссер; оператор М. Глидер
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; режиссер совместно с Р. Гиковым; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман
1940 — Скульптор Меркулов (Сергей Дмитриевич Меркулов (1881—1952) —  советский (армянский) скульптор–монументалист. Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1944 — 1949 годах); режиссер; оператор О. Рейзман
1940 — Дорога в будущее (быт советских людей разных национальностей); полнометражный; режиссер совместно с Р. Гиковымоператоры: В. Соловьев, С. Семенов
1940 — Флаг поднят! (фильм об открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве); режиссеры:  Л. Степанова, М. Фиделева; асс. режиссера: В. Чекулаева
1941 — Театр кукол (Театр кукол Сергея Образцова; фрагменты спектаклей "Волшебная лампа Алладина", "Веселый джаз"); режиссер; оператор: О. Рейзман; звукооператор И. Лобанев; композитор Г. Теплицкий; асс. режиссера: М. Спандарян
1941 — На вахте (фильм рассказывает о судоходстве на Волге); режиссер; операторы: Н. Вихирев, Н. Лыткин; звукооператор Д. Овсяников; музоформитель А. Ройтман
1941 — Боевые песни (фильм-песня; исполняет Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии); режиссер; оператор: О. Рейзман; звукооператор И. Гунгер
1941 — Все силы народа на разгром врага. Вып. №3; режиссер; оператор О. Рейзман; звукооператор И. Гунгер
1941 — Хлеб – Родине (колхозники убирают яблоки, хлопок, хлеб; пионеры и бойцы Красной Армии помогают колхозникам убирать хлеб); режиссер; операторы: нет данных
1941 —  XXIV-й Октябрь в г. Куйбышеве (Военный парад войск Куйбышевского гарнизона в присутствии К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Н. С. Хрущева, М. И. Калинина, А. А. Андреева); Производство: Центральная студия кинохроники [Куйбышевская студия кинохроники]; режиссер; главный оператор Р. Гиков; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин 
1941 — Песни партизан (фильм-песня); режиссер; оператор О. Рейзманзвукооператор И. Гунгер
1942 — Советская молодёжь защищает Родину; Производство: Центральная студия кинохроники (на базе Куйбышевской студии кинохроники); режиссер совместно с М. Славинской
1943 — Орловская битва; полнометражный; режиссер совместно с Р. Гиковым; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор фильма В. Слонимский
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; режиссер совместно с С. Гуровым; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики — Риги, Валги, Таллина, Шауляя; выход советских войск к Балтийскому морю); полнометражный; режиссер совместно с Р. Гиковым
1944 — Военные действия в Северной Франции (из английского журнала "Британские кино-новости"); режиссер; асс. режиссера: К. Козырева; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1946 — Советская Эстонияполнометражный; производство: ЦСДФ, Таллинская (Эстонская) студия кинохроники; режиссер; операторы: В. Томберг, С. Школьников, И. Бессарабов, В. Парвель, М. Прудников; Сталинская премия (1947)
1946 — Таджикистан; полнометражный; Производство: ЦСДФ, сектор хроники Сталинабадской киностудии; режиссер совместно с Б. Кимягаровым; операторы: И. Барамыков, М. Каюмов 
1946 — День авиации (спецвыпуск; праздник на Тушинском аэродроме 18 августа 1946 года); режиссер; операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, З. Фельдман
1946 — Зимой (тренировки фигуристов; матч хоккейных команд ЦДК — "Крылья Советов"; новогодний карнавал на катке); режиссер; операторы: А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков
1947 — Москва — столица СССР (фильм охватывает историю Москвы в период революции и Великой Отечественной войны, рассказывает об этапах городской реконструкции и послевоенном строительстве); полнометражный; режиссер совместно с Ф.И. Киселёвым; операторы: В. Доброницкий, С. Семёнов, Ю. Монгловский, А. Хавчин, Г. Монгловская, О. Рейзман; Сталинская премия (1948)
1947 — 30-ый Октябрь (празднование 30-й годовщины Октябрьской революции в Москве; Военный парад на Красной площади); полнометражный; режиссер совместно с И. Посельским и Ф. Киселёвым; гл. операторы: И. Беляков, С. Семенов 
1947 — 1 мая 1947 года (демонстрация трудящихся и военный парад на Красной площади в Москве);  полнометражный; режиссер совместно с Ф.И. Киселёвым; гл. операторы: И. Беляков, С. Семенов
1948 — Демократическая Венгрия; полнометражный; Производство: ЦСДФ совместно с Управлением при Государственном фильмбюро Венгерской республики; режиссер; операторы: С. Семёнов, Е. Ефимов; Сталинская премия (1949)
1949 — 1 мая 1949 года; совместно с И.Ф. Сеткиной; операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, В. Ефимов, Т. Бунимович; Сталинская премия (1950)
1949 — Завод им. Сталина (фильм посвящен Московскому автомобильному заводу им. И. В. Сталина); полнометражный; режиссер; оператор С. Семенов
1949 — Пушкинские дни (празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в г. Москве (в Колонном зале Дома Союзов, в ГАБТе, на Пушкинской площади), селах Михайловское, Болдино и Каменка (Украина)); режиссер; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, И. Грязнов, С. Гусев, В. Ешурин и другие
1949 — Бокс (Спецвыпуск к/ж "Советский спорт". Международная встреча боксеров Финляндии с командами г. Москвы и профсоюзов) 

1950 — 1 мая 1950 года; режиссер совместно с И.Ф. Сеткиной-Нестеровой; гл. оператор: В. Ешурин 
1950 — Советский Казахстан; полнометражный; производство: Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссер; операторы: Б. Небылицкий, М. Аранышев, И. Гитлевич, Г. Рейсгоф, А. Фролов, А. Чикноверов; асс. режиссера: К. Кулагина, Д. Тналина; асс. операторов: М. Додонов, С. Шарипов; композитор Л. Хамиди; художник Н. Кольцов; Сталинская премия (1951)
1951 — 34-й Октябрь (Военно-воздушный парад и демонстрация на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции); режиссер совместно с И.Ф. Сеткиной
1951 — В защиту мира (военные маневры войск НАТО на территории Германии); режиссер
1952 — За счастье детей (заседание Международной конференции в защиту детей в столице Австрии Вене); оежиссер; операторы: А. Колошин, П. Касаткин
1952 — По Краснодарскому краю; 4 части; авторы сценария: Л. Степанова, В. Капитановский; режиссер Л. Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; звукооператор: В. Котов; композитор: А. Мосолов; диктор: Л. Хмара; редактор: Н. Лосева; ассистенты режиссера: В. Катанян, К. Кулагина; музоформление: В. Смирнов

КИНОПЕРИОДИКА

В 1933 — 1936 и 1940 — 1944 годах монтировала «Союзкиножурнала»; спецвыпуски « К событиям в Испании» Выпуск №№ 3-4 (1936); киножурнал «Все силы народа на разгром врага» № 3 (1941); «Пионерия» (1943); в 1940 — 1941 годах и 1943 году — киножурнал «Советское искусство», в 1949 — 1952 годах — киножурнал «Новости дня».

Афиша звукового «Союзкиножурнал» № 31 (11 ноября 1933); Производство: «Сюзкинохроника». Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290113.

1933 — Союзкиножурнал № 31; производство: «Союзкинохроника»; режиссер; операторы: А. Балухтин, Е. Богоров, Б. Макасеев, В. Гласс, М. Ошурков, К. Саломаха, С. Шер, К. Писанко   
1942 — «Союзкиножурнал» № 5; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: В. Соловьев, В. Шер, О. Рейзман, А. Хавчин, П. Оппенгейм, Н. Середницкий 
1942 — Союзкиножурнал № 25-26; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: Брантман, В. Штатланд, Г. Амиров, А. Сухов, М. Цирульников, М. Гольбрих, Е. Мухин, А. Софьин, Шадронов 
1943 — Союзкиножурнал № 68; режиссер; операторы: Н. Косицын, И. Силютин, Б. Шер, Быков, Н. Вихирев, Малов, М. Посельский, А. Софьин 
1943 — Союзкиножурнал № 75; режиссер; операторы: В. Орлянкин, В. Доброницкий, А. Хавчин
1943 — Пионерия № 2; режиссер; операторы: нет данных
1943 — Советское искусство № 1-2; режиссер; оператор:  С. Семенов; звукооператор: В. Котов
1943 — Каирская и Тегеранская конференции (Союзкиножурнал № 80, декабрь 1943 г.); режиссер; операторы: нет данных
1944 — Союзкиножурнал № 1-2; режиссер; операторы: нет данных
1944 — Союзкиножурнал № 16; режиссер; операторы: Я. Марченко, М. Прудников, Я. Смирнов, К. Широнин, И. Гутман, В. Масс, Ю. Монгловский, В. Муромцев, Б. Лифшиц, М. Сегаль
1944 — Союзкиножурнал № 19; режиссер; операторы: нет данных

Фильмография других студий

1931 — Слово большевика (строительство Магнитогорского металлургического комбината) (кинорежиссёр) — Мосфильм
1936 — Джигиты солнечного Таджикистана (кинорежиссёр) — Таджикфильм
1941 — XXIV-й Октябрь в г. Куйбышеве (Военный парад войск Куйбышевского гарнизона; операторы: Р. Гиков, А. Брайтман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин) (кинорежиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1942 — Дети Родины (кинорежиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1942 — Письмо на фронт (фильм рассказывает о детях, эвакуированных городов и сел Украины и Белоруссии в поселке Тимошево Куйбышевской области; операторы: О. Рейзман, А. Хавчин; музоформитель: А. Ройтман; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев) (кинорежиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1942 — Хлеб – фронту (операторы: А. Хавчин, В. Цитрон; асс. режиссера: З. Дембовская; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсянников, М. Соболев) (кинорежиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1944 — Победа в Тунисе (полнометражный) (кинорежиссёр) — Служба Британских и Американских кинообъединений
1950 — Советский Казахстан (фильм рассказывает о развитии Казахской Советской республики; операторы: Б. Небылицкий, М. Аранышев, И. Гитлевич, Г. Рейсгоф, А. Фролов, А. Чикноверов; Сталинская премия (1952)) (кинорежиссёр) — Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов
1951 — Советский Узбекистан (полнометражный фильм о послевоенном развитии народного хозяйства Узбекской республики; операторы: М. Каюмов, О. Рейзман, Я. Кулиш, Н. Рядов) (кинорежиссёр) — Ташкентская студия художественных и документальных фильмов
1955 — Северный полюс (по заказу Министерства культуры СССР; совместно с Ю. Таричем; рассказ об исследованиях на Северном полюсе, проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) Главсевморпути) (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1955 — Солнечный камень (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1957 — Это касается каждого из нас (совместно с Н. Тушмаловой; фильм рассказывает о том, как важен здоровый образ жизни, начиная с рождения ребенка и до самых поздних лет пожилого человека) (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1958 — Имени Чайковского (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1958 — К новому расцвету культуры (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1959 — На манеже – юность (фильм с участием клоуна-мима Леонида Енгибарова) (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1959 — Путешествие в мир электроники (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1959 — Рассказы о семилетнем плане. Культура принадлежит народу (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1961 — Композитор Сергей Прокофьев (режиссёр-постановщик) — Моснаучфильм
1962 — Музыкальная весна (фильм-репортаж, посвящённый II Международному музыкальному конкурсу имени П.И.Чайковского, проходившему в Москве весной 1962 года) (кинорежиссёр) — Моснаучфильм

Библиография

1950 — Степанова Л.И. "Пути роста". 30 лет советской кинематографии. Сборник статей под общ. ред. Д.И. Еремина (изд.: — М; Госкиноиздат)
2019 — Алексей Кондратенко. Фронтовая кинохроника / Орловская битва на документальном экране / Монография / ( — 128 с.) (изд.: — Орёл: ПФ «Картуш»)

Награды

1944 — Орден «Знак Почёта» (14 апреля 1944 года)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Сталинская премия (10 июня 1947 года, за фильм «Советская Эстония» (1946))
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1948 — Сталинская премия (04 апреля 1948 года, за фильм «Москва — столица СССР» (1947))
1949 — Сталинская премия (10 апреля 1949 года, за фильм «Демократическая Венгрия» (1948))
1950 — Сталинская премия (08 марта 1950 года; за цветную кинокартину «1 мая 1949 года»)
1951 — Сталинская премия (15 марта 1951 года, за фильм «Советский Казахстан» (1950))

Цитаты

[…]Картина («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952 год) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать. Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!![…]
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме». Степанова работала там долго и плодотворно, ее ценили и уважали, я помню ее интересную картину «Сергей Прокофьев» по сценарию Виктора Комиссаржевского.[…]

Василий Катанян, режиссёр, Источник

[…]Сразу после войны ЦСДФ снимала целую серию фильмов о Союзных и прочих республиках. Понятно, я думаю и без объяснений, что было главным и какие конкретно задачи ставились. И, вот забавно как раз то, что каждый, подчеркиваю, каждый из этих фильмов получал Сталинскую (по сегодняшней терминологии — Государственную) премию. Так лауреатом стал совсем молодой тогда Леонид Михайлович Кристи. Да и многие другие. Фильмы эти пеклись как пирожки, похожие один на другой как яйца. И вот снимается точно такое же кино про Кубань. Режиссер — Лидия Ильинична Степанова.[…]
Так вот Степанова снимает кино о Кубани («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952). А она уже сняла несколько аналогичных: в 46 году «Советская Эстония», в 48 — «Демократическая Венгрия», потом «Советский Казахстан» (1950)... То есть ко времени, о котором я рассказываю, она уже была раз пять лауреатом Сталинской премии. Когда перечень союзных республик был исчерпан, начали снимать про автономные республики, а затем и про отдельные области и края. Итак, Кубань, за которую в обязательном порядке тоже дадут Сталинскую премию.[…]
Эти фильмы снимались по определенной раз и навсегда утвержденной схеме, с четко обозначенными героями и обязательными эпизодами. Одним из таких эпизодов было непременное застолье, задачей которого было показать, как «хорошо в стране Советской жить» — сытно и весело. Все фильмы такого рода в обязательном порядке смотрел Сталин.
И надо же такому случиться, что именно «скатерть-самобранка» не понравилась товарищу Сталину! На столе был весь ассортимент гастрономических мечтаний советского человека голодной послевоенной эпохи, а самый «главный зритель» заметил только два предмета и не преминул это вслух откомментировать: «Ну кто же это ПИВО арбузами закусывает!».
Результатом такой оценки было неминуемое — фильм закрыли, а всех «исполнителей» выгнали со студии без права когда-либо в дальнейшем работать в кино. Спасибо не посадили![…]

Екатерина Андриканис, режиссёр, Источник

[...]10.II.1953 г. — по личному распоряжению И.В. Сталина — вместе с основными членами съемочной группы фильма "По Краснодарскому краю" уволена со студии с лишением права работать в кино. В том же году, после смерти Сталина, принята режиссером на к/ст "Моснаучфильм", где проработала до смерти.[...]

А. Дерябин ("Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник"; Изд.: —М; 2016; с. 811)

[...]Все было в жизни Лидии Ильиничны: и хорошее и горестное. Пять раз ее работы были отмечены Государственными премиями. Л. Степанова справедливо занимала достойное место в первых рядах мастеров документального кино, И совершенно неожиданно в 1952 году все сделанное ею было зачеркнуто фильмом о Краснодарском крае, который не понравился тому единственному зрителю, мнение которого решало «быть или не быть» фильму. Некоторое время Л. Степанова оставалась вне кинематографии. И тут проявилась ее удивительная воля. С каким достоинством переносила она свое незаслуженное горе. И что самое главное, в эти печальные для нее дни ни в какой мере не поколебалась ее вера в правду, в справедливость, которые и восторжествовали.[...]

Ирина Венжер, кинорежиссёр, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников, а также автобиографии Л.И. Степановой. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.