Перед вылетом в Мирный (Антарктида). Аэропорт Шереметьево. 15 декабря 1961 года.
15 декабря 1961 года с аэродрома Шереметьево под Москвой стартовали два турбовинтовых самолета ИЛ-18 и АН-10 (из-за секретности в то время его называли грузовым вариантом Ан-10; — прим. ред. #МузейЦСДФ):
Воздушные корабли повели летчики полярной авиации, уже побывавшие в Антарктиде. Командир самолета ИЛ-18 А. С. Поляков находился в составе Второй экспедиции летом 1957 года, когда с дизель-электрохода «Лена» выполнялась съемка берегов Восточной Антарктиды.
Командир самолета АН-10 Б. С. Осипов был начальником авиаотряда Четвертой антарктической экспедиции.
Зимовщики Мирного, получив известие о перелете, начали расчищать на леднике вблизи станции взлетно-посадочную полосу. Уже 7 декабря полоса была почти готова. Но погода Антарктиды изменчива. 8 декабря над Мирным разразилась сильная метель, скорость ветра доходила до 45 метров в секунду. Полосу замело, и через несколько дней работу по расчистке пришлось начинать сначала.
Одновременно летчик Б. А. Миньков летал на самолете из Мирного в район оазиса Бангера, где на ледниковом куполе за оазисом была расчищена запасная полоса для тяжелых машин.
На борту самолетов, летевших из Москвы, находились научные сотрудники Института Арктики и Антарктики. Они производили во время перелета аэрометеорологические наблюдения.
Руководили перелетом начальник управления полярной авиации Гражданского воздушного флота М. И. Шевелев и начальник Главсевморпути Министерства морского флота А. А. Афанасьев.
Путь самолетов пролегал через четыре континента — Европу, Азию, Австралию и Антарктиду.
Из Новой Зеландии с аэродрома Крейсчерч советские самолеты перелетели на американскую антарктическую базу Мак-Мёрдо по маршруту перелетов американских самолетов.
В Мак-Мёрдо для работы в составе американской экспедиции в 1962 году на самолете ИЛ-18 прибыл советский ученый-синоптик П. Д. Астапенко. Он второй раз будет работать в Антарктиде с американцами.(Источник: Шестая советская антарктическая экспедиция (1960-1962) (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.:Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.). Опытный полет СССР — Антарктида на тяжелых самолетах)
Фотографии из семейного архива Алексея Марковича Трояновского (сына М.А. Трояновского).
Реставрация фото: Татьяна Юрина.
Перед вылетом в Мирный (Антарктида). Аэропорт Шереметьево. 15 декабря 1961 года.
Маршрут, протяженностью 26 423 км, пролегал через четыре
После двух зимовок в Антарктиде (1955-57 и 1958-60 гг.) стало ясно, что надо делать ставку на самолеты, чтобы полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава, а не плыть полтора месяца на теплоходе, тратя драгоценное летнее время на плавание.
Наши настойчивые просьбы достигли цели, и... было принято решение направить два тяжелых самолета... Ил-18 и Ан-10 в Антарктиду. Первый — пассажирский, для перевозки личного состава (около 100 чел.) и второй — грузовой, в лыжно-колесном варианте, для обеспечения горючим станции "Восток" и нашего похода... Предполагалось пройти около 6000 километров на тяжелых гусеничных тягачах "Харьковчанка".
Мы готовили аппаратуру, персонал, методику, и когда до вылета оставалось 5 дней, грянул гром.
Оказалось, что радист на самолете Ан-10... не владел английским. А вся связь за границей между аэропортами и бортом самолета ведется на специальном авиационном английском языке. Менять радиста было поздно, на получение виз в пяти странах для нас всех МИД потратил около 3 месяцев...
За четыре дня до вылета я был вызван пред светлые очи Марка Ивановича Шевелева — начальника Полярной авиации и руководителя летной группы нашего перелета.
В кабинете также присутствовал во главе с командиром Ан-10 Борисом Осиповым, по прозвищу "Слон" за габариты, весь экипаж... Со всеми ними я зимовал, все мои друзья, со всеми я на "ты". Марк Иванович говорил:
— Или мы летим, или не летим, вы, Андрей Петрович, как начальник наземного перехода через Антарктиду больше всех заинтересованы в полете. Соглашайтесь на роль дублера-радиста, или полета не будет.
— Но я же ни х... не соображаю в вашем лексиконе!
— Вот вам учебник английского языка для сотрудников Аэрофлота, вспомните молодость. Вам ведь всего 30 лет, и утром вы, как образцовый студент, будете им владеть...
Торжественный вылет из Шереметьева состоялся 15 декабря 1961 года. Первым вылетел самолет Ил-18... со всем начальством, включая М.И. Шевелева... Вылетел раньше нас на два часа (так полагалось по правилам Аэрофлота, поскольку их самолет Ил-18 летел быстрее нашего).
Но вот и мы взлетели... и я за дублера-радиста... Радист, следит за аппаратурой и ведет дальнюю связь морзянкой с Антарктидой — Мирным и Москвой, а я связь с диспетчерами аэропортов. Аппаратура мне знакома, такой же мы пользуемся на полярных станциях. С нами летят несколько техников и инженеров с авиазавода Антонова...(Капица А.П. Воздушный мост на Антарктиду // Научная среда. - 2002 г. - 23-29 января. - №2 (5863)
На фото (справа налево): командир ИЛ-18 Поляков А.С., штурман Михаил Долматов, боритинженер Н.Н. Тишков.
Как снимался документальный фильм «МОСКВА — АНТАРКТИДА»
Для любого журналиста или кинохроникера участие в таком перелете было бы почетно и радостно. Но для меня это имело особое значение. Мне довелось снимать крупнейшие советские полярные экспедиции — в свое время знаменитые походы на ледоколах «Сибиряков», «Челюскин», «Литке». Затем в 1937 году исторический полет на северный полюс, когда под началом Отто Юльевича Шмидта производилась высадка на дрейфующий лед четверки папанинцев. Теперь, оказавшись на борту воздушных кораблей, взявших курс к Антарктиде, я волновался — что снимать? Как средствами документального кино рассказать о грандиозном перелете! Невольно вспоминался полет 1937 года. Летели тогда долго, целых два месяца занял путь от Москвы до вершины мира.
А летели тогда на высоте 500 — 800 метров. Скорость 160 километров. Можно снимать, как из окна железнодорожного вагона...
Моим главным плацдармом стали кабины самолетов, где сосредоточена сложная работа экипажей и салоны флагманского ИЛ-18, где располагались научный состав экспедиции, ее руководители, журналисты.
Тесно, очень тесно оператору в пилотской кабине.
Но все это еще полбеды! Основной трудностью было преодоление статичности материала. Люди, управляющие скоростными самолетами, сами иногда часами не шелохнутся. Конечно, мастерству победителей воздушных стихий должны способствовать выдержка и хладнокровие. Но эта меланхолическая неподвижность, как она противопоказана кинематографу! Как иногда хотелось крикнуть Александру Полякову или Михаилу Ступишину — командирам флагманского «Ила»: «Да сбросьте вы вашу маску спокойствия, черт возьми! Ведь вот, например, сейчас мы же только что еле выскочили из сильнейшего грозового фронта, окружившего самолет в районе экватора. Ведь вы сами даже молнию шаровую видели и наблюдали, как она огибала нос машины, а позже, уже на земле, выяснилось, что сожженной оказалась часть краски на кабине «Ила». А вы все сидите, как в кино на скучнейшем фильме.
Это также относится и к вам, Борис Осипов и Петр Рогов, — командирам АН-2, к штурманам и радистам, и инженерам экспедиции».Марк Трояновский: «Родина стала ближе!»
Кадр из фильма «Москва-Антарктида». Съемку из кабины самолета ведет второй кинооператор (имя этого человека до сих пор остается неизвестным).
Съемки из окон самолетов фактически исключались. Не много увидит объектив с высоты десятка километров.
Вот только над Гималаями хорошо пополнились кассеты снятой пленки. Горы восьмикилометровой высоты подпирали нас так, что иногда казалось, и зацепиться за них не так уж сложно. Но Гималаи только одни на старушке — Земле, а все остальные пейзажи терялись где-то в мутной дымчатой дали...
Марк Трояновский: «Родина стала ближе!»
Марк Трояновский: На пятые сутки самолеты опустились на австралийскую землю. Они были первыми советскими машинами в Австралии. С большим интересом отнеслись жители этой страны и к советской авиации и к экспедиции. В Австралии и Новой Зеландии хорошо понимают, что значит — лететь в Антарктиду. Какая для этого нужна техника и какими мужественными должны быть владеющие ею люди. (Как снимался документальный фильм «МОСКВА — АНТАРКТИДА»)
Опубликовано в журнале «Советский экран» № 16 за 1962 год.
СПРАВКА
Марк Трояновский (справа на фото) с австралийскими полярниками. Сидней. Декабрь. 1961 год
Марк Трояновский: Сидней. Крупнейший город Австралии. После всего увиденного нами в пути он поразил масштабами. Но больше всего запомнились нам теплые встречи с австралийскими полярниками, среди которых был профессор Филипп Лоу, посещавший Мирный...
Атмосфера гостеприимства и дружественности царила вокруг экспедиции и в Новой Зеландии, в городе Крайстчерче. Здесь участники перелета были окружены вниманием членов общества «Новая Зеландия — Советский Союз»*, возглавляемого в Крайстчерче Кэрриком Льюисом, недавно гостившим в Москве. Уютно было нам всем в далекой маленькой стране, когда мы гуляли с друзьями в городском парке и нас окружали так напоминавшие Подмосковье сосны и березки.
Источник: журнал «Советский экран» № 16 за 1962 год
________________________________
*Общество «New Zealand Society for Closer Relations with Soviet Union» (июнь 1941—2015). Новозеландское общество за сближение с Советским Союзом. Далее — «New Zealand-USSR Friendship Society», «New Zealand-Russia and Sovereign States Association», с 2010 г. — «New Zealand Society for Closer Relations with Russia».
В 2011 г. Общество отметило своё семидесятилетие. Менялись его названия, руководители, состав участников, но суть деятельности осталась прежней — это организация, члены которой с искренней симпатией относятся к России и поддерживают разнообразные отношения с ней. Основными источниками сведений о деятельности Общества в военный период являются опубликованные воспоминания одного из его президентов Уинстона Родса за период 1941—1975 гг.. и отчёт по работе Общества за 1976—1992 гг., сделанный его руководителем Крисом Кингом, который в настоящее время является главой Клуба новозеландских участников Северных конвоев. Кроме того, использовалась разнообразная информация из новозеландских газет военного периода и другие материалы. (Источник: Культурные контакты между Россией и Новой Зеландией в годы второй мировой войны)
Антарктида. Научно-исследовательская база США, Мак-Мёрдо. Посадка советского самолёта.
Капица А.П., член-корреспондент РАН: "Перелет до Новой Зеландии прошел хорошо...
До станции Мак-Мердо - американской базы в Антарктиде - 6000 километров, а у нас запас топлива на 10000. То есть, учитывая штурманский запас на встречный ветер, после 4000 километров мы должны знать, какая нас ждет в Мак-Мердо погода, потому что после 4000 мы обратно вернуться не можем, это так называемая "точка поворота".
После вылета все шло благополучно. Лидер весело болтал со мной, помогал в связи с Мак-Мердо. До того момента, как мы подошли к "точке возврата". Тут связь как ножом обрезало. Лидер помрачнел, попробовал несколько запасных частот, но всюду был, как говорят радисты, полный "гухор"... Связались с Ил-18, у них то же самое...
Летим вперед. Если в Мак-Мердо плохая погода, дотянем до оазиса Бангера (это в 300 км от Мирного в сторону Мак-Мердо). Через 2,5 часа мы увидели вулкан Эребус, у его подножия американская станция. Погода великолепная. Как говорят синоптики, видимость "миллион на миллион". И почти сразу в эфире появились американцы:
— Простите, у нас технические неполадки со связью.
— Ну, неполадки так неполадки, - проворчал Слон.
Заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале и остановился посредине. Далеко от того места, где его ждали американцы.
Потом подрулил к тому месту, где была организована встреча. Американцы встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь прием.
Я решил зайти к радистам и спросил их, какие были технические трудности.
— Да никаких не было, просто начальство приказало замолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы, все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем.
Что мы и сделали...
27 декабря 1961 года мы благополучно приземлились в Мирном, закончив перелет через четыре материка протяженностью 25045 км за 48 час. 27 мин.
Антарктида. Научно-исследовательская база США, Мак-Мёрдо.
Антарктида. Научно-исследовательская база США, Мак-Мёрдо. Встреча членов экспедиции с американскими учёными.
Антарктида. Крест на холме Обсервер
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» (To strive, to seek, to find, and not to yield). Последние три строчки «Улисса» высечены на памятном кресте, установленном на полуострове Хат-Пойнт в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса
С самого начала Британская антарктическая экспедиция 1910 — 1913 годов (British Antarctic Expedition), достигшая Южный полюс на барке «Терра Нова» 17 января 1912 года, оказалась вовлечена в полярную гонку с конкурирующей командой Руаля Амундсена. Скотт с четырьмя спутниками достигли Южного полюса спустя 34 дня после Амундсена, и погибли на обратном пути, проведя на антарктическом леднике 144 дня.
Через 8 месяцев,12 ноября 1912 года, поисковой группой «Терра Новы» были найдены тела Скотта и его товарищей, дневники экспедиции и прощальные письма.
Над местом их гибели была возведена высокая пирамида из снега, её вершину увенчало подобие креста, сделанное из лыж.
Ещё один большой крест был изготовлен корабельными плотниками из красного дерева, на котором была выгравирована цитата: «Бороться, искать, найти и не сдаваться». Крест был установлен на холме Обсервер, откуда открывается вид на первую базу Скотта, в качестве постоянного мемориала погибшим.
На полуострове Хат-Пойнт расположена антарктическая научная станция Мак-Мёрдо (США) и Скотт-Бейс (Новая Зеландия).
Несколько областей полуострвоа Хат-Пойнт, в числе которых памятный крест, установленный в честь Джорджа Т. Винса, и база экспедиции «Дискавери» охраняется в соответствии с Договором об Антарктике и внесено в список Особо охраняемых районов. В охраняемые районы свободный доступ закрыт, близ хижины «Дискавери» запрещена посадка вертолётов, а максимальное число посещений самого строения не должно превышать 2 000 человек в год. Также наложено множество других ограничений. Подробнее: План управления особо охраняемым районом Антарктики № 158.
Последняя строка стихотворения «Улисс» стала крылатой, использовалась как девиз Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне (2012). Руссийскому читателю она известна благодаря роману В. Каверина «Два капитана».
Опубликовано: журнал «Советский экран» № 16 за 1962 год
Еще по пути в Мирный мы побывали у американцев, а позднее посетили новозеландскую станцию имени Скотта, австралийскую Моусон и японскую Сиова (Сёва). Все это позволило снять материал еще для одного фильма, который был назван «Континент МИРА» (2 части; цветной; 1962; реж.-оператор: Марк Трояновский). Основные кадры для этой картины снимались в Мирном, где несет научную вахту большой отряд советских исследователей шестого континента.
Антарктида. Научно-исследовательская база США, Мак-Мёрдо.
Марк Трояновский: После двухдневного отдыха у праздновавших рождество и гостеприимно встретивших нас американцев экспедиция преодолела последний отрезок пути до Мирного — 2600 километров над Антарктидой.
В этот день я наконец видел, как дрогнули сердца и не хватило выдержки у наших воздушных асов. Это было после высадки в Мирном, когда они оказались в объятиях зимовщиков. И как волнующе прозвучали на полосе расчищенного ледника слова: «Родина стала ближе!» Эти слова перенесены в текст фильма «Москва — Антарктида» (2 части; цветной; 1962; режиссер-оператор: Марк Трояновский). Они его и завершают.(Источник: журнал «Советский экран» № 16 за 1962 год)
Антарктида. Посёлок Мирный. Члены советской экспедиции.
Источник: Шестая советская антарктическая экспедиция (1960-1962) (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.). Опытный полет СССР — Антарктида на тяжелых самолетах
25 декабря 1961 года в Мирном приземлился самолет АН-10 (из-за секретности в те годы его называли грузовым вариантом Ан-10; — прим. ред. #МузейЦСДФ), а через два дня прилетел ИЛ-18. Путь из Москвы в Антарктиду протяженностью свыше 25 тысяч километров самолет ИЛ-18 пролетел за 44 часа 36 минут, АН-10 — за 48 часов 27 минут.
Этим перелетом проложен воздушный мост из Советского Союза в Антарктиду. В начале февраля 1962 года самолеты вернулись обратно в Москву.
Антарктида. Посёлок Мирный. Режиссер-оператор Марк Антонович Трояновский.
Источник: Некоторые научные результаты (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.). Растения и животные
Результаты биологических работ позволяют дать самую общую биогеографическую характеристику Антарктики.
Антарктида, покрытая почти сплошным панцирем льда и снега, представляет собой биологическую пустыню. Здесь нет условий для существования живых организмов и растений. Лишь на северных склонах обращенных к солнцу гранитных скал растут коричневые лишайники и темно-зеленые дерновины мхов.
Но в водах, омывающих Антарктиду, и на морских плавучих льдах животный мир богат и разнообразен.
Наиболее многочисленны пингвины — своеобразные птицы, не имеющие себе подобных в северном полушарии и единственные существа, пережившие оледенение когда-то теплой Антарктиды. Питаются они мелкой рыбой и рачками-черноглазками, которых в антарктических водах бесчисленное множество.
Пингвинов насчитывают в Антарктике 17 видов, но вблизи континента обитают два вида: императорские пингвины и пингвины Адели. Императорские пингвины самые крупные, они достигают высоты 115 сантиметров и весят до 50 килограммов.
Пингвины Адели мельче, но весьма многочисленны. На зиму они уходят на север к кромке плавучих льдов, а весной возвращаются к местам гнездования на скалистые острова вблизи континента.
Другие виды пингвинов — хохлатые, бородатые, золотоволосые, очковые — обитают в более северных широтах — на антарктических островах, а некоторые виды проникают еще далее на север, в умеренные и даже тропические широты. Один из них, так называемый галапагосский пингвин, встречается до 7° южной широты.
Из других птиц, гнездящихся у берегов Антарктиды, известны разнообразные буревестники — снежный буревестник, капский голубь, aльбатросы; некоторые виды чаек, поморники, или скуа-чайки, — очень крупные и сильные, дерзкие и хищные птицы. Наконец, очень часто в Антарктике можно наблюдать стайки небольших, изящных птиц — вильсоновых качурок...
Антарктида. Посёлок Мирный.
Источник: Шестая советская антарктическая экспедиция (1960-1962) (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.).
Одновременно с советскими полярниками на антарктическом континенте зимовали в 1961 году полярники еще девяти стран. Наблюдения по аэрометеорологии и геофизике ведутся по согласованной программе, что позволяет, обмениваясь материалами наблюдений, изучать природу всей южнополярной области. Традиции международного научного сотрудничества, возникшие в период Международного геофизического года, живут и развиваются. Всего зимовало 661 человек.
Источник: Седьмая Советская антарктическая экспедиция (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.).
14 ноября 1961 года из ленинградского порта к берегам Антарктиды вышел в седьмой рейс дизель-электроход «Обь». Капитаном «Оби» был Н. М. Свиридов. На борту «Оби» находились 38 человек Седьмой советской экспедиции...
Через две недели, 29 ноября 1961 года, ленинградцы проводили второй корабль экспедиции — теплоход «Кооперацию». Капитаном «Кооперации» был В. В. Белошистый. В каютах судна разместились остальные 83 участника Седьмой экспедиции. В их числе были четыре геофизика из Чехословакии: А. Мркос, уже зимовавший в Антарктиде в составе Третьей экспедиции, П. Халоупка, Я. Петровский, А. Кочи и три специалиста из ГДР: геодезист Г. Дитрих, геолог Г. Шварц, метеоролог И. Энглянд.
От Африки «Обь» направилась прямо на юг. 18 декабря на 63° южной широты корабль вошел во льды, а 22 декабря подошел к припаю против станции Лазарев. После обследования припая и выбора по ней трассы участники экспедиции начали выгрузку на ледяной барьер. К этому времени из Новолазаревской прибыл наземный поезд во главе с начальником старой смены станции В. И. Гербовичем...
Источник: Седьмая Советская антарктическая экспедиция (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.).
29 декабря на барьер было выгружено 800 тонн снаряжения, продовольствия, строительных материалов и горючего. На берег сошла новая смена станции Новолазаревской во главе с B. М. Рогачевым. Старая и новая смены вместе отправились на тягачах к Новолазаревской. Им предстояло перевезти на тракторах и тягачах груз к станции, на расстояние 80 километров, и построить ряд новых сооружений...
Источник: Седьмая Советская антарктическая экспедиция (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.).
Дизель-электроход «Обь» 30 декабря 1961 года пошел на запад к Земле Эндерби. 7 января 1962 года, пробившись через сплоченный плавучий лед, корабль подошел к припаю в заливе Алашеева...
Источник: Седьмая Советская антарктическая экспедиция (Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М.: Государственное изд-во географической литературы, 1963. – 430 с.).
От кромки припая до берега на этот раз было более 60 километров; лед был прочный. Чтобы пробиться через такой лед, необходимо было затратить много дней. А корабль спешил в Мирный, где быстро разрушался припай. С борта «Оби» летчики сняли легкий самолет АН-6, на котором на берег были доставлены сначала группа геологов под руководством Л. В. Климова, а затем океанографы и гидрографы под руководством В. А. Шамонтьева. При помощи самолета ЛИ-2, при летевшего из Мирного, было выгружено 125 тонн снаряжения, горючего и продовольствия. Здесь был создан полевой лагерь. Геологи приступили к геологической съемке окрестностей залива, океанографы и гидрографы занялись детальным промером глубин с неподвижного льда в прибрежной зоне и изучением колебаний уровня моря. 12 января 1962 года «Обь» снялась с ледовых якорей и стала пробиваться на север к чистой воде. Лишь 16 января она вышла на чистую воду и 22 января встала на рейд Мирного. К этому времени сюда же подошел теплоход «Кооперация». Припайный лед был сильно разрушен, толщина местами достигала лишь 70 сантиметров. При обследовании припая провалились сквозь лед и утонули вездеход и трактор. «Обь» легко проложила путь через припай и подошла близко к берегу. Выгрузка производилась на снежник вблизи мыса Мабус, где установлен гранитный памятник И. Хмаре. В начале февраля выгрузка была закончена. «Кооперация» повезла состав Шестой экспедиции в Советский Союз.
В январе 1962 года законсервировали до будущего года внутриконтинентальную станцию Восток. Было решено создать новую станцию на Земле Эндерби, в районе залива Алашеева. Туда и направился дизель-электроход «Обь».
«ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ...» (1965). Заявка М.А.Трояновского на сценарий фильма о русской авиации. Проект не реализован...
На 1 Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в г. Довилле (Франция, сентябрь 1963 г.), на котором был показан и наш фильм «Москва — Антарктида», я увидел несколько фильмов, претендующих на освещение истории авиации.
Среди таких картин, было два полнометражных фильма — «Могучий полет» (Англия) и «Чудесные крылья» (Франция).
Оба фильма очень интересны включенными в них кинодокументами начиная с начала века — полеты бр. Райт, Блерио и многих других, а также кадрами более поздних событий в развитии авиации.
Но обе картины совершенно исключают всякое упоминание как о русском дореволюционном периоде, хотя это время отмечено немалыми успехами русских авиаторов, так и полностью замалчивают советский период.
Наличие таких картин, обедняющих историю авиации, наводит на мысль о необходимости создания правдивого документального фильма по истории воздухоплавания, авиации и полетов в космос.
Наши киноархивы хранят ценнейшие кадры, в которых за — фиксированы первые русские летчики и их полеты. Богато представлен советский период.
Съемки авиационных отрядов в годы Первой мировой и Гражданской войн.
Показ удививших весь мир трансконтинентальных полетов на Дальний Восток и на Аляску.
Полеты Бабушкина и Чухновского, спасших членов экспедиции Нобиле.
Подвиги целой плеяды славных полярных летчиков, ставших первыми Героями Советского Союза за эвакуацию лагеря челюскинцев на дрейфующих льдах Чукотского моря (лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и, в числе других спасателей, были награждены высшей наградой СССР — орденами Ленина. А. В. Ляпидевский первым удостоился награждения медалью «Золотая Звезда». За помощь при спасении челюскинцев ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед (Clyde Armistead) и Уильям Левери (William Lavery), 20 апреля 1934 года. Звание Героя Советского Союза получил также лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта ему не довелось снять ни одного челюскинца со льдины; — прим. ред.).
Рекордный перелеты Гризодубовой, Осипенко и Расковой на самолете «Родина» (Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза за полет на АНТ-37 «Родина»; прим. ред.). Сверхдальние полеты Чкалова. Воздушный десант на Северном полюсе (высадка группы Папанина). Перелеты в США самолетов Чкалова и Громова. Рекордные полеты советских стратостатов. Подвиги советских летчиков в годы Великой Отечественной войны.
Славные дела наших авиаторов в послевоенный период. Новые полеты в Арктике и Антарктике, воздушный мост из Москвы в Антарктиду, рекордные полеты на дальность, высоту, скорость. И наконец, запуск первых спутников Земли и полеты в космос человека.
Все это представляет богатейший материал для создания увлекательного и глубоко патриотичного фильма о русской и советской авиации.
Думаю, что нет оснований не начать в ближайшее время работу над такой картиной...23 сентября 1965 г.
Об этом сверхдальнем маршруте советских самолетов сообщали многие СМИ, а на Центральном почтамте даже организовали по такому поводу праздничную акцию: гашение конвертов специальным штемпелем, посвященным перелету Москва — Антарктида. Однако подробности уникального авиапредприятия нигде не афишировали.
(«Московский Комсомолец» № 25825 от 17 декабря 2011 г. (К 50-ти летию сверхдальнего перелета Москва - Антарктида советских самолетов ИЛ-18 И АН-12)
19 декабря 2021 года исполняется 114 лет со дня рождения Марка Трояновского.
Марк Антонович Трояновский (1907 — 1967) — оператор и режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), дважды лауреата Сталинской (Государственной) премии (1947, 1948), беспартийный.
«Москва — Антарктида» (2 части; цветной; производство: ЦСДФ; 1962); режиссер-оператор: Марк Трояновский; автор текста: Ю. Каравкин; диктор: Л. Хмара; научный консультант: А. Капица; композитор В. Гевиксман; звукооператор И. Воскресенская.
Перелет наших самолетов в Антарктиду подтвердил возможность преодоления отечественными машинами огромных расстояний.
Газета "Правда", 26 декабря 1961 года
Фильм демонстрировался на Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в Довилле (Франция) в октябре 1963 года.
Герой Советского Союза Ступишин М.П. и бортинженер Тишков Н.Н.. Кадр из фильма «Москва-Антарктида».
В декабре 2021 года исполняется 60 лет со дня Первого межконтинентального перелёта по маршруту Москва – Антарктида – Москва на самолётах Ан-12 и Ил-18.