Лидия СТЕПАНОВА

режиссёр, режиссёр-постановщик

Имя при рождении:
Лiдия Курпель

Дата рождения:
22 января 1899
Рязань, Российская империя

Дата смерти:
13 ноября 1962 (63 года)
Москва, СССР

Профессии:
режиссёр, режиссёр-постановщик

Краткая биография

Благодарим Александра Ефимовича Рацимора (внук Л.И. Степановой) за предоставленную информацию и фотографии.

Лидия Ильинична Степанова — Лауреат пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1952).

Окончила Рязанскую Мариинскую женскую гимназию (под Августейшим покровительством Ведомства Императрицы Марии первая в Рязани классическая женская гимназия располагалась на углу Мясницкой и Мальшинской улиц (Горького и Свободы, ныне Педучилище); гимназия образована в 1870 году из женского начального училища 1-разряда, основанного в 1858 году), также закончила музыкальную школу, занималась французским языком.
Высшее образование получила в Петрограде, окончив Высшие женские общеобразовательные курсы имени П.Ф. Лесгафта. 
В 1918 — 1922 — работала в Рязани в ряде учреждений: «Губпродком», «Центрозакупок» в качестве секретаря коллегии.
В 1923 году переехала в Москву. Технический работник на кинофабрике «Культкино». 

С декабря 1926 года — технический помощник режиссёра на съемках 2-х фильмов под руководством режиссёра Я.М. Посельского Московской объединённой кино фабрики «Совкино» Всероссийского Фото-Кинематографического Акционерного Общества «Советское кино» (СОВКИНО), позднее работала редактором-монтажером.
С 1929 года — режиссёр Московских кинофабрик «Совкино», «Союзкино», «Союзкинохроники» (с 1944 года — ЦСДФ).

Распоряжением ГЛАВПУРа РККА от 17 июля — в период в 20 июля по 31 августа 1943 года находилась в воинских частях Западного фронта, где проводила киносъемки для фильма "Орловская битва" (режиссёр совместно в Р. Гиковым).
Подготовила (совместно с М.Е. Славинской) к выпуску в советский прокат фильм Фрэнка Капры и Анатоля Литвака «Битва за Россию» / «The Battle of Russia» (США, 1943) — пятый эпизод из семисерийного документального фильма «Почему мы сражаемся».

Награждена двумя орденами Венгерской Народной Республики за полномтражный документальный фильм "Демократическая Венгрия" (Производство: ЦСДФ совместно с Управлением при Государственном фильмбюро Венгерской Республики).

На съемках фильма ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ВЕНГРИЯ (1947-48 гг.). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

В 1952 году (по другим сведениям 10.02.1953) уволена со студии с запрещением работать в кино.

В 1953 — 1962 — режиссёр студии «Моснаучфильм» («Центрнаучфильм»).

СЕМЬЯ:

Л.И. Степанова с внуком Александром Рацимором. Лихов переулок, д. 6, ЦСДФ (май 1948 года). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

Отец — Курпель Илья Моисеевич, мещанин.
Мать — Курпель Ольга Семёновна, уроженка г. Оренбурга, окончила закрытую женскую гимназию; домохозяйка.
Двоюродные братья — режиссёры Иосиф Михайлович и Яков Михайлович Посельские.
Племянник — Михаил Посельский, кинооператор, фронтовой оператор.
Первый муж — Певзнер Израиль Натанович (16.01.1988 — 1946), работал в лесной промышленности.
Второй муж — Степанов Владимир Николаевич, директор кинофабрики «Культкино»; репрессирован в 30-е годы.
Третий муж — Рафаил Борисович Гиков (1905 — 1946), режиссёр-оператор.
Дочь — Мариам Владимировна Степанова, работала ст. научным сотрудником в Московском институте цветных металлов и золота имени М. И. Калинина.
Внук — Александр Ефимович Рацимор (род. 6 июля 1941 года), режиссёр научно-популярного кино.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник вручает лауреатскую медаль (1947 - 1948 гг.). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

1927 — Манифест (фильм к 10-летию Октябрьской революции); полнометражный; Производство: Совкино
1928 — Похороны А. Д. Цурюпы (прощание с телом А. Д. Цюрупы в Колонном зале Дома Союзов. В почетном карауле: И. В. Сталин, М. И. Калинин, М. М. Литвинов. Захоронение урны с прахом А. Д. Цюрупы в нише Кремлевской стены); Производство: Совкино
1929 — По Бурято-Монголии (фильм был снят к 5-летию образования Бурят-монгольской АССР); Производство: Совкино
1931 — Слово большевика (строительство Магнитогорского металлургического комбината)
1932 — Дворец Советов (техническое совещание коллектива по разработке и сооружению модели Дворца Советов. Руководитель коллектива профессор В. А. Кузнецов, скульптор М. Г. Манизер); оператор: М. Глидер
1933 — Динамо (10-летие спортивного общества "Динамо"); (физкультурный парад на стадионе "Динамо"; состязания легкоатлетов, пловцов, велосипедистов, футболистов; фрагменты футбольного матча между командами СССР и Турции;  лыжные соревнования в Киеве и Харькове; лыжники общества "Динамо" Украинской ССР и др.); полнометражный; операторы: Н. Степанов, М. Ошурков

1934 — Обновленная земля (фильм об Иване Мичурине); операторы:  К. Сидоров, М. Ошурков
1935 — День авиации; операторы: М. Ошурков, Б. Макасеев, К. Теплухин, В. Пятов, С. Сегаль, Б. Небылицкий, Э. Тросман, Н. Вихирев, И. Беляков
1935 — Есть метро!; полнометражный; совместно с  Е. Петуховой; операторы:  Б. Макасеев, И. Беляков
1935 — Метрополитен им. Л.М. Кагановича; операторы:  В. Макасеев, И. Беляков
1936 — 6 января — день всесоюзной переписи населения
1936 — Молодость (о параде физкультурников); совместно с Ф. Киселёвым
1936 — В дружественной Монголии (празднование 15-летия образования МНР в Улан-Баторе)
1936 — Радостное детство (дети передовиков производства в яслях и детских садах г. Москвы);  совместно с  Е. Петуховой (ассистент реж.); оператор: Н. Степанов
1936 — На Камчатке (фильм рассказывает о коренном население Камчатки); оператор: В. Гласс
1936 — Наш Горький (похороны А. М. Горького); операторы:  Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт
1936 — Джигиты солнечного Таджикистана; Производство: Таджикфильм; операторы: Синеоков, Ногин

1937 — Советская женщина
1937 — Двадцатый Май; совместно с М. СлуцкимИ. Сеткиной
1937 — 1 Мая в Москве; совместно с М. СлуцкимИ. Сеткиной
1937 — Есть метро; операторы: Б. Макасеев, И. Беляков
1937 — Обыкновенная женщина (Театр народного творчества в Москве. Публика в зале театра. Выступление артистов театра. Исполнение песни женским хором театра. Воспитатель детского сада занимается с детьми.); операторы: М. Глидер
1937 — День в парке (Московский Центральный парк культуры и отдыха); оператор:  А. Шафран
1937 — Парк культуры и отдыха; ператор:  А. Шафран
1938 — Сталинская забота (в фильме показан отдых детей на даче за городом, в пионерском лагере); оператор:  О. Рейзман 
1939 — Дворец Советов (выставка макетов Дворца Советов. Работы на металлургическом заводе по выполнению заказов для строительства Дворца Советов); оператор: М. Глидер
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; совместно с Р. Гиковым; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман
1940 — Скульптор Меркулов (Сергей Дмитриевич Меркулов (1881—1952) —  советский (армянский) скульптор–монументалист. Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1944 — 1949 годах); оператор: О. Рейзман
1940 — Дорога в будущее (быт советских людей разных национальностей); полнометражный; совместно с Р. Гиковымоператоры: В. Соловьев, С. Семенов
1941 — Театр кукол (Театр кукол Сергея Образцова; фрагменты спектаклей "Волшебная лампа Алладина", "Веселый джаз")
1941 — На вахте (фильм рассказывает о судоходстве на Волге); операторы: Н. Вихирев, Н. Лыткин
1941 — Боевые песни (фильм-песня; исполняет Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии); оператор: О. Рейзман
1941 — Все силы народа на разгром врага. Вып. №3
1941 — Хлеб — Родине
1941 — 24 -ый Октябрь в г. Куйбышеве; операторы: Р. Гиков, А. Брайтман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин
1941 — Песни партизан (фильм-песня); оператор: О. Рейзман
1942 — Советская молодёжь защищает Родину; совместно с реж. М. Славинской
1942 — Хлеб фронту
1943 — Орловская битва; полнометражный; совместно с Р. Гиковым
1943 — Каирская и Тегеранская конференции (Союзкиножурнал № 80, декабрь 1943 г.)
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; совместно с С. Гуровым; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики — Риги, Валги, Таллина, Шауляя; выход советских войск к Балтийскому морю); полнометражный; совместно с Р. Гиковым
1944 — Военные действия в Северной Франции
1946 — Советская Эстонияполнометражный; Сталинская премия (1947)
1946 — Таджикистан; полнометражный; совместно с Б. Кимягаровым
1946 — День авиации (спецвыпуск); операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, Э. Фельдман
1946 — Зимой (тренировки фигуристов; матч хоккейных команд ЦДК — "Крылья Советов"; новогодний карнавал на катке); операторы:  А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков
1947 — Москва — столица СССР (фильм охватывает историю Москвы в период революции и Великой Отечественной войны, рассказывает об этапах городской реконструкции и послевоенном строительстве); полнометражный; совместно с Ф.И. КиселёвымСталинская премия (1948)
1947 — 30-ый Октябрь; полнометражный; совместно с И. Посельским и Ф. Киселёвым
1947 — Москва — столица СССР; полнометражный; совместно с Ф. Киселёвым
1947 — 1 мая 1947 года (демонстрация трудящихся и военный парад на Красной площади в Москве);  полнометражный; совместно с Ф.И. Киселёвым; гл. операторы: И. Беляков, С. Семенов
1948 — Демократическая Венгрияполнометражный; Производство: ЦСДФ совместно с Управлением при Государственном фильмбюро Венгерской республики; операторы:  С. Семёнов, Е. Ефимов; Сталинская премия (1949)
1949 — 1 мая 1949 года; совместно с И.Ф. Сеткиной; операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, В. Ефимов, Т. Бунимович; Сталинская премия (1950)
1949 — Завод им. Сталина (фильм посвящен Московскому автомобильному заводу им. И. В. Сталина); полнометражный; оператор: С. Семенов
1949 — Пушкинские дни (празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в г. Москве (в Колонном зале Дома Союзов, в ГАБТе, на Пушкинской площади), селах Михайловское, Болдино и Каменка (Украина)); операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, И. Грязнов, С. Гусев, В. Ешурин и другие
1949 — Бокс (Спецвыпуск к/ж "Советский спорт". Международная встреча боксеров Финляндии с командами г. Москвы и профсоюзов) 

1950 — 1 мая 1950 года; совместно с И.Ф. Сеткиной-Нестеровой; гл. оператор: В. Ешурин 
1951 — 34-й Октябрь (Военно-воздушный парад и демонстрация на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции); совместно с И.Ф. Сеткиной
1951 — В защиту мира (военные маневры войск НАТО на территории Германии)
1952 — За счастье детей (заседание Международной конференции в защиту детей в столице Австрии Вене); операторы:  А. Колошин, П. Касаткин
1952 — По Краснодарскому краю; 4 части; операторы:  З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер;  сценарий: Л. Степанова, В. Капитановский, звукооператор: В. Котов, композитор: А. Мосолов, диктор: Л. Хмара, редактор: Н. Лосева, ассистенты режиссера: В. Катанян, К. Кулагина, музоформление: В. Смирнов

КИНОПЕРИОДИКА:

В 1933 — 1936 и 1940 — 1944 годах монтировала «Союзкиножурнала»; спецвыпуски « К событиям в Испании» Выпуск №№ 3-4 (1936); киножурнал «Все силы народа на разгром врага» № 3 (1941); «Пирнерия» (1943); в 1940 — 1941 годах и 1943 году — киножурнал «Советское искусство», в 1949 — 1952 годах — киножурнал «Новости дня».

Фильмография других студий

1931 — Слово большевика (строительство Магнитогорского металлургического комбината) (режиссёр) — Мосфильм
1936 — Джигиты солнечного Таджикистана (режиссёр) — Таджикфильм
1942 — Дети Родины (режиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1942 — Письмо на фронт (фильм рассказывает о детях эвакуированных городов и сел Украины и Белоруссии в поселке Тимошево Куйбышевской области. Быт детей в детском доме) (режиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1943 — Урал кует победу (полнометражный; совместно с ЦСДФ и Свердловской студией кинохроники) (редактор) — Куйбышевская студия кинохроники
1950 — Советский Казахстан (фильм рассказывает о развитии Казахской Советской республики; операторы: Б. Небылицкий, М. Аранышев, И. Гитлевич, Г. Рейсгоф, А. Фролов, А. Чикноверов; Сталинская премия (1952)) (режиссёр) — Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов
1951 — Советский Узбекистан (полнометражный фильм о послевоенном развитии народного хозяйства Узбекской республики; операторы: М. Каюмов, О. Рейзман, Я. Кулиш, Н. Рядов) (режиссёр) — Ташкентская студия художественных и документальных фильмов
1955 — Северный полюс (по заказу Министерства культуры СССР; совместно с реж. Ю. Таричем; Рассказ об исследованиях на Северном полюсе, проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) Главсевморпути) (режиссёр) — Центрнаучфильм
1955 — Солнечный камень (режиссёр) — Центрнаучфильм
1957 — Это касается каждого из нас (совместно с реж. Н. Тушмаловой; фильм рассказывает о том, как важен здоровый образ жизни, начиная с рождения ребенка и до самых поздних лет пожилого человека) (режиссёр) — Центрнаучфильм
1958 — Имени Чайковского (режиссёр) — Центрнаучфильм
1958 — К новому расцвету культуры (режиссёр) — Центрнаучфильм
1959 — На манеже – юность (фильм с участием клоуна-мима Леонида Енгибарова) (режиссёр) — Центрнаучфильм
1959 — Путешествие в мир электроники (режиссёр) — Центрнаучфильм
1959 — Рассказы о семилетнем плане. Культура принадлежит народу (режиссёр) — Центрнаучфильм
1961 — Композитор Сергей Прокофьев (режиссёр-постановщик) — Центрнаучфильм
1962 — Музыкальная весна (фильм-репортаж, посвящённый II Международному музыкальному конкурсу имени П.И.Чайковского, проходившему в Москве весной 1962 года) (режиссёр) — Центрнаучфильм

Библиография

1950 — Степанова Л.И. "Пути роста". 30 лет советской кинематографии. Сборник статей под общ. ред. Д.И. Еремина (изд.: — М; Госкиноиздат)

Награды

1944 — Орден «Знак Почёта»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Советская Эстония» (1946))
1948 — Сталинская премия (за фильм «Москва — столица СССР» (1947))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Демократическая Венгрия» (1948))
1950 — Сталинская премия (за фильм «1 мая 1949 года»)
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Казахстан» (1950))

Цитаты

[…]Картина («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952 год) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать. Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!![…]
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме». Степанова работала там долго и плодотворно, ее ценили и уважали, я помню ее интересную картину «Сергей Прокофьев» по сценарию Виктора Комиссаржевского.[…]

Василий Катанян, режиссёр, Источник

[…]Сразу после войны ЦСДФ снимала целую серию фильмов о Союзных и прочих республиках. Понятно, я думаю и без объяснений, что было главным и какие конкретно задачи ставились. И, вот забавно как раз то, что каждый, подчеркиваю, каждый из этих фильмов получал Сталинскую (по сегодняшней терминологии — Государственную) премию. Так лауреатом стал совсем молодой тогда Леонид Михайлович Кристи. Да и многие другие. Фильмы эти пеклись как пирожки, похожие один на другой как яйца. И вот снимается точно такое же кино про Кубань. Режиссер — Лидия Ильинична Степанова.[…]
Так вот Степанова снимает кино о Кубани («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952). А она уже сняла несколько аналогичных: в 46 году «Советская Эстония», в 48 — «Демократическая Венгрия», потом «Советский Казахстан» (1950)... То есть ко времени, о котором я рассказываю, она уже была раз пять лауреатом Сталинской премии. Когда перечень союзных республик был исчерпан, начали снимать про автономные республики, а затем и про отдельные области и края. Итак, Кубань, за которую в обязательном порядке тоже дадут Сталинскую премию.[…]
Эти фильмы снимались по определенной раз и навсегда утвержденной схеме, с четко обозначенными героями и обязательными эпизодами. Одним из таких эпизодов было непременное застолье, задачей которого было показать, как «хорошо в стране Советской жить» — сытно и весело. Все фильмы такого рода в обязательном порядке смотрел Сталин.
И надо же такому случиться, что именно «скатерть-самобранка» не понравилась товарищу Сталину! На столе был весь ассортимент гастрономических мечтаний советского человека голодной послевоенной эпохи, а самый «главный зритель» заметил только два предмета и не преминул это вслух откомментировать: «Ну кто же это ПИВО арбузами закусывает!».
Результатом такой оценки было неминуемое — фильм закрыли, а всех «исполнителей» выгнали со студии без права когда-либо в дальнейшем работать в кино. Спасибо не посадили![…]

Екатерина Андриканис, режиссёр, Источник

[...]10.II.1953 г. — по личному распоряжению И.В. Сталина — вместе с основными членами съемочной группы фильма "По Краснодарскому краю" уволена со студии с лишением права работать в кино. В том же году, после смерти Сталина, принята режиссером на к/ст "Моснаучфильм", где проработала до смерти.[...]

А. Дерябин ("Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник"; Изд.: —М; 2016; с. 811)

[ Страница дополняется материалами ]