Лидия СТЕПАНОВА

режиссёр

Полное имя:
Лидия Ильинична СТЕПАНОВА

Дата рождения:
22 января 1899
Рязань, Российская империя

Дата смерти:
13 ноября 1962 (63 года)
Москва, СССР

Профессии:
режиссёр

Краткая биография

Благодарим Александра Ефимовича Рацимора за предоставленные фотографии.

Лидия Ильинична Степанова — Лауреат пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1952).

Окончила гимназию и Высшие женские курсы имени П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге (1917). С 1918 года работала в конторе «Центрозакупок», затем секретарём коллегии в Главпродкоме. Работала в различных учреждениях. С 1925 года — монтажёр, затем режиссёр Московских кинофабрик «Совкино», «Союзкино», «Союзкинохроники» (с 1944 года — ЦСДФ). С 1952 году уволена со студии с запрещением работать в кино. С 1953 года на студии «Моснаучфильм» («Центрнаучфильм»).

Л.И. Степанова с коллегами у входа в киностудию. Кинооператор Д.Г. Шоломович (третий слева).  Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

Подготовила (совместно с М. Е. Славинской) к выпуску в советский прокат фильм Фрэнка Капры и Анатоля Литвака «Битва за Россию» (The Battle of Russia) — пятый эпизод из семисерийного документального фильма «Почему мы сражаемся» американского режиссёра Фрэнка Капры, самый длинный фильм из всего сериала.

На съемках фильма ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ВЕНГРИЯ (1947-48 гг.). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

СЕМЬЯ:

Мать Курпель Ольга Семёновна.
Двоюродные братья — режиссёры Иосиф Михайлович и Яков Михайлович Посельские.
Племянник — кинооператор, фронтовой оператор Михаил Посельский.
Первый муж — Певзнер.
Второй муж — Степанов Владимир Николаевич; репрессирован в 30-е годы.
Третий Муж — Рафаил Борисович Гиков (1905 — 1946), режиссёр-оператор.
Дочь — Мариам Владимировна Степанова.
Внук — Александр Ефимович Рацимор (род. 6 июля 1941 года), режиссёр научно-популярного кино.

Л.И. Степанова с внуком Александром Рацимором. Лихов переулок, д. 6, ЦСДФ (1947г.). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1928 — Похороны А. Д. Цурюпы; Производство: Совкино
1929 — По Бурято-Монголии; Производство: Совкино
1929 — Манифест
1931 — Слово большевика
1934 — Обновленная земля (фильм об Иване Мичурине)
1935 — Есть метро!; полнометражный; совместно с  Е. Петуховой
1935 — Метрополитен им. Л. М. Кагановича
1935 — День авиации
1936 — 6 января — день всесоюзной переписи населения
1936 — Молодость (о параде физкультурников); совместно с Ф. Киселёвым
1936 — Радостное детство;  совместно с  Е. Петуховой (ассистент реж.)
1936 — На Камчатке
1936 — Наш Горький (киноочерк)

1937 — Советская женщина
1937 — XX-тый Май; совместно с М. Слуцким. И. Сеткиной
1937 — Есть метро
1937 — Обыкновенная женщина
1937 — День в парке
1937 — Парк культуры и отдыха
1938 — Сталинская забота
1939 — Дворец Советов
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; совместно с Р. Гиковым
1940 — Дорога в будущее; полнометражный; совместно с Р. Гиковым
1941 — Театр кукол
1941 — На вахте
1941 — Боевые песни
1941 — Все силы народа на разгром врага. Вып. №3
1941 — Хлеб — Родине
1941 — 24 -ый Октябрь в г. Куйбышеве; операторы: Р. Гиков, А. Брайтман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин
1941 — Песни партизан
1942 — Советская молодёжь защищает Родину; совместно с реж. М. Славинской
1942 — Хлеб фронту
1943 — Орловская битва; полнометражный; совместно с Р. Гиковым
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; совместно с С. Гуровым; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1943 — 
Каирская и Тегеранская конференции (Союзкиножурнал № 80, декабрь 1943 г. )
1946 — Советская Эстонияполнометражный; Сталинская премия (1947)
1946 — Таджикистан; полнометражный; совместно с Б. Кимягаровым
1946 — Зимой (тренировки фигуристов; матч хоккейных команд ЦДК — "Крылья Советов"; новогодний карнавал на катке); операторы:  А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков
1947 — Москва — столица СССР (фильм охватывает историю Москвы в период революции и Великой Отечественной войны, рассказывает об этапах городской реконструкции и послевоенном строительстве); полнометражный; совместно с Ф.И. КиселёвымСталинская премия (1948)
1947 — 30-ый Октябрь; полнометражный; совместно с И. Посельским и Ф. Киселёвым
1947 — 1 мая 1947 года;  полнометражный; совместно с Ф.И. Киселёвым
1948 — Демократическая Венгрия; полнометражный; Сталинская премия (1949)
1949 — 1 мая 1949 года; совместно с И.Ф. Сеткиной-НестеровойСталинская премия (1950)
1949 — Завод им. Сталина; полнометражный
1949 — Пушкинские дни
1950 — Советский Казахстан; Сталинская премия  (1952)
1950 — 1 мая 1950 года; совместно с И.Ф. Сеткиной-Нестеровой
1951 — 34-ый Октябрь; совместно с И.Ф. Сеткиной-Нестеровой
1951 — В защиту мира
1952 — За счастье детей
1952 — По Краснодарскому краю; 4 части; операторы:  З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер;  сценарий: Л. Степанова, В. Капитановский, звукооператор: В. Котов, композитор: А. Мосолов, диктор: Л. Хмара, редактор: Н. Лосева, ассистенты режиссера: В. Катанян, К. Кулагина, музоформление: В. Смирнов

КИНОПЕРИОДИКА:
В 1933 — 1936 и 1940 — 1944 годах монтировала киножурнал «Союзкиножурнала», в 1935 году — два спецвыпуска «К событиям в Испании», в 1940 — 1941 годах и 1943 году — киножурнал «Советское искусство», в 1949—1952 годах — киножурнал «Новости дня».

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник вручает лауреатскую медаль (1947 - 1948 гг.). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

[Страница дополняется материалами]

Фильмография других студий

1931 — Слово большевика (строительство Магнитогорского металлургического комбината) (режиссёр) — Мосфильм
1936 — Джигиты солнечного Таджикистана (режиссёр) — Таджикфильм
1942 — Дети Родины (режиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1942 — Письмо на фронт (режиссёр) — Куйбышевская студия кинохроники
1943 — Урал кует победу (полнометражный; совместно с ЦСДФ и Свердловской студией кинохроники) (редактор) — Куйбышевская студия кинохроники
1950 — Советский Казахстан (полнометражный; операторы: Б. Небылицкий, М. Аранышев, И. Гитлевич, Г. Рейсгоф, А. Фролов, А. Чикноверов) (режиссёр) — Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов
1951 — Советский Узбекистан (полнометражный; операторы: М. Каюмов, О. Рейзман, Я. Кулиш, Н. Рядов) (режиссёр) — Ташкентская студия художественных и документальных фильмов
1955 — Северный полюс (по заказу Министерства культуры СССР; совместно с реж. Ю. Таричем; Рассказ об исследованиях на Северном полюсе, проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) Главсевморпути) (режиссёр) — Центрнаучфильм
1957 — Это касается каждого из нас (совместно с реж. Н. Тушмаловой; Фильм рассказывает о том, как важен здоровый образ жизни, начиная с рождения ребенка и до самых поздних лет пожилого человека) (режиссёр) — Центрнаучфильм
1961 — Композитор Сергей Прокофьев (совместно с реж.: З. Григорьевой) (режиссёр) — Центрнаучфильм
1962 — Музыкальная весна (фильм-репортаж, посвящённый II Международному музыкальному конкурсу имени П.И.Чайковского, проходившему в Москве весной 1962 года) (режиссёр) — Центрнаучфильм

Награды

1944 — Орден «Знак Почёта»
1947 — Сталинская премия (за фильм «Советская Эстония» (1946))
1948 — Сталинская премия (за фильм «Москва — столица СССР» (1947))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Демократическая Венгрия» (1948))
1950 — Сталинская премия (за фильм «1 мая 1949 года»)
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Казахстан» (1950))

Цитаты

[…]Картина («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952 год) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать. Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!![…]
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме». Степанова работала там долго и плодотворно, ее ценили и уважали, я помню ее интересную картину «Сергей Прокофьев» по сценарию Виктора Комиссаржевского.[…]

Василий Катанян, режиссёр, Источник

[…]Сразу после войны ЦСДФ снимала целую серию фильмов о Союзных и прочих республиках. Понятно, я думаю и без объяснений, что было главным и какие конкретно задачи ставились. И, вот забавно как раз то, что каждый, подчеркиваю, каждый из этих фильмов получал Сталинскую (по сегодняшней терминологии — Государственную) премию. Так лауреатом стал совсем молодой тогда Леонид Михайлович Кристи. Да и многие другие. Фильмы эти пеклись как пирожки, похожие один на другой как яйца. И вот снимается точно такое же кино про Кубань. Режиссер — Лидия Ильинична Степанова.[…]
Так вот Степанова снимает кино о Кубани («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952). А она уже сняла несколько аналогичных: в 46 году «Советская Эстония», в 48 — «Демократическая Венгрия», потом «Советский Казахстан» (1950)... То есть ко времени, о котором я рассказываю, она уже была раз пять лауреатом Сталинской премии. Когда перечень союзных республик был исчерпан, начали снимать про автономные республики, а затем и про отдельные области и края. Итак, Кубань, за которую в обязательном порядке тоже дадут Сталинскую премию.[…]
Эти фильмы снимались по определенной раз и навсегда утвержденной схеме, с четко обозначенными героями и обязательными эпизодами. Одним из таких эпизодов было непременное застолье, задачей которого было показать, как «хорошо в стране Советской жить» — сытно и весело. Все фильмы такого рода в обязательном порядке смотрел Сталин.
И надо же такому случиться, что именно «скатерть-самобранка» не понравилась товарищу Сталину! На столе был весь ассортимент гастрономических мечтаний советского человека голодной послевоенной эпохи, а самый «главный зритель» заметил только два предмета и не преминул это вслух откомментировать: «Ну кто же это ПИВО арбузами закусывает!».
Результатом такой оценки было неминуемое — фильм закрыли, а всех «исполнителей» выгнали со студии без права когда-либо в дальнейшем работать в кино. Спасибо не посадили![…]

Екатерина Андриканис, режиссёр, Источник