Опубликовано: alex_n10; November 4th, 2011
Приближается 70-летие парада на Красной площади проведённого 7 ноября 1941 года в 24 годовщину Октябрьской Революции. Известно, что выступление Сталина на этом параде переснимали позже, но варианты и домыслы, как это было, попадаются в печати самые разные.
Иосиф Сталин произносит речь для кинохроники, съёмка 27 ноября 1941 года в Георгиевском зале Кремля, оператор М.Трояновский.
Одно короткое описание кочует по интернету с одного сайта на другой, найти первоисточник не удалось, этот же текст был скопирован и в печати, например, в газете ЦАО Москвы. И тоже никакой ссылки, впечатление, что плагиат стал нормой. В газете АиФ была опубликована другая версия (см. здесь) согласно сему опусу, пересъёмку делал некто режиссер Киселев, который упал в обморок во время съёмки и т.д.. В и-нете можно найти байки, что пересъёмка речи делалась в декорациях Мавзолея, построенного на "Мосфильме". Недавно на канале НТВ был показан цикл документальных фильмов под названием «Алтарь Победы». В этом цикле есть серия «генералиссимус» (2010 г., реж. С. Краус). Там приводится другая версия пересъёмки речи вождя, на основе показаний живого «свидетеля» — бывшего курсанта П. Гордина, который всю войну просидел в роте охраны Кремля, он свидетельствует, через 69 лет, что ничего не видел, поэтому никакой пересъемки не было. Другой персонаж в этой серии, как бы историк, убеждает, что да, киношники что-то напортачили, но Сталин никакой пересъёмки не делал и т.п.
К вранью и халтуре в СМИ все уже привыкли и можно было бы не обращать внимание на анекдот со «свидетелем», которому т. Сталин не доложил о своих действиях (вот обидно...). Но обратил внимание, что во время рассказа ведущий говорит «режиссёр сказал..», «режиссёр сделал..», как будто речь о чем-то не важном. А ведь съёмку делали конкретные люди, и не назвать их, как минимум, неуважительное отношение к своим же коллегам по цеху, которые сделали гораздо большее, чем опус НТВ.
Перед юбилейной датой хотелось бы разобраться, как же проходила эта историческая съёмка, и вспомнить людей, которые её делали.Первое упоминание о том, что была пересъёмка выступления И.Сталина, встретил в сборнике о фронтовых операторах «Их оружие – кинокамера» (1970 г., Искусство, Москва) в воспоминаниях оператора Т. Бунимовича. Привожу кратко рассказ Т. Бунимовича:
«Утро 7 ноября 1941 года было морозным. Во дворе киностудии — людно…. Будет ли парад? … Нет ни разрешений на съёмку, ни пропусков на Красную площадь… И вдруг кто-то сообщает: «войска направляются к Красной площади, парад будет!»… Мчимся к Красной площади. Манежная оцеплена, проехать нельзя, выходим из машины. Как пройти дальше без пропуска? Выбегаем на середину улицы и, став спиной к оцеплению, начинаем снимать приближающуюся колонну бойцов; пятясь, продолжаем съёмку с движения. Расчёт верен: никто не спрашивает пропусков у операторов, занятых такой важной съёмкой. Сняты проходы войск… Последнее оцепление — снова применяем свой метод… — проникаем на Красную площадь. Тут же работают операторы, которым, оказывается, сразу после нашего отъезда со студии выдали пропуска, и они нас опередили. Всё же выступление Сталина осталось не заснятым. По настоятельным просьбам хроникеров ему пришлось произнести вошедшую в историю речь повторно… На всю жизнь врезались мне в память съёмки этого необычного в истории нашей страны парада...»
О том, как проходила пересъемка выступления И. Сталина, в этом сборнике информации нет.
Но найти имена тех, кто делал эту съёмку оказалось нетрудно. Имя режиссёра съемок есть в титрах, это Леонид Васильевич Варламов (1907 — 1962). Фигура известная в кино, во время войны работал режиссёром новостных выпусков и документальных фильмов. Перечень операторов тоже есть в титрах. Непосредственно съемку Сталина делал оператор Марк Антонович Трояновский (1907 — 1967). Попробовал найти какую-нибудь информацию у всех участников исторической съемки «выступление Сталина 7 ноября 1941 года», получается следующее:
исполнитель роли Сталина — Иосиф Джугашвили, спасибо ему, что оставил в живых других участников съёмки. Непонятно, когда Сталин принял решение о постановочной съемке. Согласно перечню посетителей Сталина, ни Щербаков (секретарь МК ВКП), ни Большаков после 7 ноября в течении 2х недель на приеме не были. По-видимому, решение был принято по телефону или через секретариат.
Николай Власик — начальник охраны Сталина. Как ни удивительно, этот чекист во время работы у Сталина вёл дневник, ещё более удивительно, что этот дневник сохранился, несмотря на его арест в 1952 году (хорошо знал, как прятать от своих сослуживцев). В 2004 году этот дневник был издан в виде книги «Тени Сталина: генерал Власик». В книге есть отдельная глава «7 ноября 1941 г.», в основном о том, как он всё хорошо организовал, но о съёмки парада ни слова! Могу лишь предположить причину этого — он сам был виноват, что операторы приехали на парад с опозданием и не сняли выступление Хозяина.
Леонид Варламов — режиссёр фильма, увы, к сожалению каких либо его воспоминаний и рассказов не нашёл.
Марк Трояновский — оператор, оставил описание постановочной съемки «выступление Сталина» в своих дневниках.
Надо отметить, что не раз встречал упоминание о том, что ведение дневников во время войны было запрещено, но самого приказа или распоряжения о запрете дневников не нашёл. Трояновский мог вести дневник без опаски — дневник ему был нужен для выполнения служебных обязанностей, он был не только фронтовым оператором и руководителем фронтовой киногруппы, но корреспондентом центральных газет. А дневник, написанный непосредственно в дни событий — это уже документ, это не воспоминания через 70 лет, им как-то верится больше. Сами дневники М. Трояновского хранятся в госархиве. Два раза дневники издавались — в 1972 (М. Трояновский, «Я хотел написать книгу», изд. «Искусство») и в 2004 годах (М.Трояновский, «…С веком наравне», Росспэн). В издании 1972 года, по-видимому, цензура запретила публикацию записей о пересъёмки Сталина, а в 2004 году дневники были изданы полностью.
Насколько знаю, это наиболее полная информация о том, как проходила съёмка парада и пересъемка выступления Сталина. Другой информации не нашёл. Согласно дневниковым записям, М.Трояновский уехал на фронт в числе первой группы операторов 26 июня 1941 года, снимал сам и возглавлял киногруппу фронтовых операторов Южного фронта, снимал Одессу. В Москву приехал 22 октября по служебным делам. Интересны впечатления человека, приехавшего с фронта в практически осажденный город (жирным шрифтом выделены даты, когда была сделана запись):
«25 октября 1941 г.
…Многие считают Москву обречённой. Мы же (с оператором Коганом) этому не верим и уверяем всех — что вы сумасшедшие, что ли! Москву не сдадут!!! На нас смотрят как на идиотиков….малопонятны мне хныканья этой лучшей, не сбежавшей части москвичей…..
4 ноября 1941 г.
Сенсация! Будем снимать торжественное заседание по случаю 24-й годовщины. Состоится оно в метро на станции Маяковская. … Но самое главное, что состоится и парад!!!....
12 ноября 1941 г.
Об этих днях можно написать книгу… 6-го вечером трещал наш съемочный аппарат, фиксируя выступление Сталина. Я не снимал. Готовился к 7-му. Снимали: на звук — Беляков, немое — Штатланд и Щекутьев наши «придворные». Фильм о Москве по-видимому будет делать режиссер Л. Варламов.
…… 7-ого очередной конфуз с хроникой. Кто-то прошляпил... Пропуска получили в два часа ночи. На мой вопрос — завтра когда? Ответ в 7:30 на студии… Утром чуть не проспал. Вскочил — на часах 7:20. В гараже стоит пикап. … На всякий случай позвонил… Спокойный голос секретаря Ани: «Да пока ничего особенного...» Еду на студию (с Полянки). По пути делаю объезд через Крымский мост . Через Каменный не пустили… Идет снег… И вдруг врывается сквозь туман и снегопад голос диктора и звуки Красной площади...Я выжимаю до отказа акселератор… В 8:05 на студии. Из ворот выезжают и выбегают операторы…. Немедленно на свой пикап сажаю Лебедева и Щекутьева. Влетаю на своем пикапе чуть ли не на самую площадь. Бросаем его около Забелинского проезда (ныне Кремлевский проезд)…. Пехота уже прошла. Её хвост успела снять Сухова (М.И. Сухова — оператор, погибла на фронте в 1943 г.)
… Я снимаю кавалерию, танки… Большими хлопьями идет снег. Но выступал Сталин, а это никто не снял…
Возвращаюсь на студию. Почти одновременно приезжает Матюнин из НКВД и увозит Варламова к Щербакову (секретарь МК ВКП)…. Через некоторое время вызывают Канцельсона (директор студии). Часа через 2-3 они возвращаются. Были они в хорошей бане…. Им было сказано «сообщим» и не сообщили… Монтаж фильма заканчивается. Без выступления Сталина и без начала парада….
28 ноября 1941 г.
14 ноября руководство студии вторично вызвал Щербаков. Он потребовал во что бы то ни стало смонтировать фильм с речью Сталина, снятой синхронно на звук. Надо!!! Как это сделать? Все по очереди отвечали одно и то же: просить Иосифа Виссарионовича еще раз прочитать речь. Организовать съемку. — «Он вам, что, актер?! — крепко стукнув кулаком по столу грозно рявкнул Щербаков. — Идите и думайте!» На следующий день, 15-ого, телефонный звонок от Щербакова на студию: — «Ну, что придумали?» — «Другого выхода нет», — повторил Канцельсон.
17 ноября получено решение на съемку Сталина в Кремле. Поручили Варламову и мне. 20-ого нам передали текст речи с личными пометками Сталина тех мест, которые обязательно должны войти в картину. Съемка будет в одном из залов Кремля, где подготовят макет декораций: Мавзолей на фоне Кремлевской стены. В нервном ожидании мы с Варламовым сутками на дежурстве.
27 ноября, наконец, состоялись съемка. С восьми часов утра все мы собрались в Георгиевском зале. Аппаратура давно установлена и проверена. В напряженном ожидании ходим из угла в угол. Появляется генерал Власик. Подходит ко мне, мрачно указывает на пистолет, который я забыл вынуть из кобуры. Я ведь, как обычно, в военной форме.
Наконец, выходит Сталин. Здоровается с каждым из нас. Подходит к трибуне, построенной художниками и делает знак, что можно начинать. Включаем аппарат.
Сталин начинает речь. Проходит несколько секунд и… приходиться остановиться. Запуталась пленка.
Положение малоприятное. Леня Варламов пытается завести «светский» разговор. — «Техника подводит» — смущенно лепечет он. И чтобы переменить тему начинает говорить … о погоде! «Какие морозы стоят в Москве. Нам на руку! Немцы мерзнут». — «Нашим солдатам тоже холодно» - последовал короткий ответ. Все замолчали. К счастью, возня с пленкой закончилась.
Сталин начал речь с начала. Съемка прошла нормально.»
Кроме Варламова и Трояновского должны были быть ещё свидетели: кто-то готовил декорации, возможно, присутствовал звукооператор, кто-то устанавливал свет, аппаратуру. В таких случаях обычно делают фото-кино пробы, где-то это могло остаться. Наверняка какие-то документы остались в архивах Кремля — выписывались пропуска, завозился материал. В дневниках об этом ничего нет, Трояновский, как экспедиционный и фронтовой оператор мог работать и без помощников. Нет в дневнике и истории с открытыми окнами, скорее всего об этом тогда и не думали.
Остался ещё один важный и интересный документ — кинопленка, та пленка, что была в камере Трояновского, а не часть, вошедшая в фильм. Там есть кусок, где видно, как после команды Сталина «стоп», работающая из-за инерции маховика камера продолжала фиксировать уходящего из декораций Сталина, хотя и с увеличивающейся экспозицией.
Немного о дальнейшей судьбе участников съемки. Л. Варламов по снятым материалам сделал два варианта фильма, как тогда было принято, немой и звуковой, фильмы хранятся в РГАКФД в Красногорске, под учётными номерами 5614 и 5535, полное название фильма: «XXIV-ый Октябрь», фильм доступен на сайте, посвященной Победе.
Л. Варламов (совместно с Ильей Копалиным) в конце декабря 1941 г. сделали фильм «Разгром немецких войск под Москвой», за что получили Оскара. Получается, режиссер, о котором так небрежно отзывался канал НТВ, один из первых отечественных лауреатов Оскара (совместно с И. Копалиным). Сама фигурка Оскара сейчас находится в музее кино в Москве. Не удалось найти каких-либо съёмок с Л. Варламовым, в РГАКФД есть только съёмки похорон Леонида Васильевича (РГАКФД № 22403).
М. Трояновский почти сразу после съемки Сталина, 30 ноября уехал на фронт, возглавил группу фронтовых операторов Южного фронта. Снимал вместе со своей группой бои на Кавказе, в Краснодарском крае, снимал на Малой земле. Из снятых материалов Л.Варламовым в 1944 году был сделан полнометражный фильм «Кавказ» .
В мае по ТВ каналу «Культура» был показан документальный фильм 1943 года «Приговор народа» о судебном процессе в Краснодаре (режиссёр фильма И. Сеткина, РГАКФД № 5056),часть съёмок делал М. Трояновский, в конце фильма есть кадры, где М. Трояновский интервьюирует местных жителей.
Работали вместе Трояновский и Варламов и после войны, на фотографии, сделанной в 1959 году (?) Л, Варламов (слева) и М.Трояновский в Египте, во время работы над фильмом о строительстве Асуанской Плотины.