Аркадий ШАФРАН

кинооператор, кинорежиссёр

Имя при рождении:
Аркадий Менделевич

Дата рождения:
21 августа 1907
г. Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:
30 августа 1983 (76 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Последнее обновление: 24.02.2024.

Шафран Аркадий Менделевич (08 (21) августа 1907, Санкт-Петербург — 30 августа, 1983, Москва) — оператор документального и научно-популярного кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941). Беспартийный. Член СК СССР с 1957 года.

С 1929 — на Московской кинофабрике «Совкино».
В 1931 году окончил Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ).
В 1934 — 1937 —  оператор Ленинградского кинокомбината (киностудии «Ленфильм»).

На фото (слева направо) кинооператоры: Аркадий Шафран И Марк Трояновский. Фото из семейного архива А.М. Трояновского (сына Марка Трояновского).
В 1933 — 1934 — участник дрейфа ледокола
«Челюскин» совместно с кинооператором Марком Трояновским.

В июне 1937 — июне 1941  — оператор Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван на фронт в июне 1941 года. Звание — ст. техник-лейтенант. В качестве кинооператора снимал на Западном, Юго-Западном, Центральном, 1-м Украинском, Воронежском фронтах. Принимал участие в Берлинской и Пражской наступательных операциях. C 06 по 20 октября 1941 года находился в немецком плену, из плена бежал[1].

6 октября 1941 года Аркадий Шафран, асс. оператора Андрей Николаевич и водитель полуторки (имя неизвестно), на которой передвигалась киногруппа, попали в плен на территории Брянска, занятой немецкими войсками. Бежал.

Из воспоминаний Аркадия Шафрана, которые были опубликованы в книге фронтового кинооператора Семёна Школьникова следует, что киногруппа попала в плен в октябре 1941 года, когда танки Гудариана прорвали оборону Красной Армии в районе Брянска. По свидетельству Аркадия Шафрана — Андрей Николаевич погиб в лагере для советских военнопленных. О судьбе водителя полуторки ничего неизвестно.[2]

В Музее кино хранится записка А. Шафрана, в которой он рассказывает о событиях октября 1941 года, когда киногруппа попала в плен. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 10064437). 

В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях 1-го Украинского фронта:
— Букринская наступательная операция. Период: 
c 12.10.1943 по 24.10.1943 г.. Страница боевой операции;
— Киевская наступательная операция. Период: c 03.11.1943 по 13.11.1943 г.. Страница боевой операции;
— Оборонительная операция на Киевском направлении. Период: c 13.11.1943 по 23.12.1943 г.. Страница боевой операции;
— Житомир-Бердичевская наступательная операция. Период: c 24.12.1943 по 15.01.1944 г.. Страница боевой операции;
— Корсунь-Шевченковская наступательная операция (Операция 2-го удара). Период:  c 24.01.1944 по 17.02.1944 г.. Страница боевой операции;
— 2-й удар. Разгром на правобережной Украине. Период: c 01.02.1944 по 31.03.1944 г.. Страница боевой операции;
— Проскурово-Жмеринская наступательная операция (Операция 2-го удара). Период: c 04.03.1944 по 17.04.1944 г.. Страница боевой операции;
— 6-й удар. Разгром немцев в Западной Украине. Июль-август 1944 г.. Период: c 01.07.1944 по 31.08.1944 г.. Страница боевой операции;
— Львовско-Сандомирская наступательная операция (Операция 6-го удара). Период: c 13.07.1944 по 30.08.1944 г.. Страница боевой операции;
— Борьба на сандомирском плацдарме. Период: c 30.08.1944 по 12.01.1945 г.. Страница боевой операции;
— Сандомирско-Силезская наступательная операция (январское наступление 1-го Украинского фронта). Период: c 12.01.1945 по 28.01.1945 г.. Страница боевой операции;
— Нижне-Силезская наступательная операция. Период: c 08.02.1945 по 28.02.1945 г.. Страница боевой операции;
— Мартовское наступление левого крыла 1-го Украинского фронта (Оппельнская операция). Период: c 15.03.1945 по 31.03.1945 г.. Страница боевой операции;
— Берлинская наступательная операция. Период: c 16.04.1945 по 08.05.1945 г.. Страница боевой операции;
— Пражская наступательная операция. Период: c 06.05.1945 по 11.05.1945 г.. Страница боевой операции.

После окончания Великой Отечественной войны, с июля 1945 года, оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

10 февраля 1953 года был уволен со студии (по личному указанию И.В. Сталина) вместе с основными членами съемочной группы фильма  «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; реж.: Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер) с лишением права работать в кино[3].

С июня по декабрь 1953 — оператор Литовской киностудии.
В 1954 — 1970 — оператор киностудии  «Моснаучфильм» (с 06 апреля 1966 года «Центрнаучфильм»).

С 1955 года сотрудничал в киножурналах «Наука и техника», «Новости строительства», «Новости сельского хозяйства», «Новости химической промышленности».

_____________________________
1.  Cправочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 925).
2. Школьников Семен. "Сквозь огонь и стужу. Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней" (изд.: — Таллин: Русский Дом; 244 страницы; 2007).
3. Освобожден от работы на студии с 10 февраля 1953 года с формулировкой "за безответственное и недобросовестное отношение к работе" (Приказ № 31 от 10.02.1953 г.). Основная часть творческой группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; производство: ЦСДФ; режиссер Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. ШафранМ. Глидербыла уволена со студии без права дальнейшей работы в системе кинематографии; директорам киностудий было запрещено привлекать В.Е. Капитановского к авторской работе. (Основание: Приказ Министра кинематографии СССР т. БОЛЬШАКОВА И.Г. от  6/II-1953 г. № 52/М  "О грубых идейно-художественных ошибках цветного документального фильма "Пo Краснодарскому краю" производства Центральной студии документальных фильмов")

СЕМЬЯ

Сын — Шафран Михаил Аркадьевич.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1932 — Слово большевика (о строительстве Магнитогорского металлургического комбината); режиссер Л. Степанова; операторы: М. Трояновский, А. Шафран; асс. режиссера Ф. Киселёв
1934 — Герои Арктики «Челюскин»; полнометражный; реж.: Я. Посельский; операторы: М.А. Трояновским, А.М. Шафран

На пароходе «Смоленск». На фото (слева направо): кинооператоры В. Микоша, А. Шафран, Н. Самгин, Н. Вихирев, фотограф Петр Новицкий. Арктика, 1934 год. Фото из архива Джеммы Микоши (Фирсовой). Источник: www.russiainphoto.ru.1934 —  «Челюскин»; реж.: Я. Посельский; операторы: М.А. Трояновским, А.М. Шафран
1934 — Челюскинцы (Одиссея «Челюскина»); полнометражный; реж.-операторы: М.А. Трояновским, А.М. Шафран
1935 — День в Батуми; Производство: Сектор кинохроники Тбилисской киностудии ; реж.: И. Посельский ; операторы: А. Шафран, Г. Бобров
1935 — Подруги; игровой; Производство: «Ленфильм»;  оператор:В. А. Рапопорт, А.М. Шафран
1937 — День в парке; реж.: Л. Степанова; оператор
1937 — Парк культуры и отдыха; реж.: Л. Степанова; оператор
1937 — Сыны трудового народа (б
ойцы Красной армии на осенних учениях 1937 года); полнометражный; реж.: Копалин И., Слуцкий М., Гиков Р.; операторы: Беляков И., Доброницкий Д., Ешурин В., А. Шафран и др.
1938 — Флагман Арктики; реж.: Р. Гиков; оператор
1938 — Испанские дети в СССР; реж.: Р. Гиков; оператор
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; реж.: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман
1940 — На Дунае; полнометражный: Производство Украинской и Центральной студии кинохроники; реж.: И. Копалин, И. Посельский; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Шафран 
1940 — Библиотека им. Ленина; реж.: В. Ерофеев; операторы: А. Шафран, Д. Плаксин
1940 — XXIII Октябрь (демонстрация, парад войск на Красной площади 7-го ноября 1940 года); оператор (в соавторстве с другими операторами)
1941 — На лыжи; реж.: Р. Гиков; операторы: В. Фроленко, А. Шафран, С. Коган
1941 — Максим Горький; полнометражный; реж: С. Бубрик; операторы: А. Шафран, О. Рейзман, Н. Самгин, С. Семенов
1942 — К переговорам У. Черчилля с И.В. Сталиным; реж.: М. Фиделева; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Кричевский, И. Сокольников, М. Сухова, А. Шафран, А. Щекутьев
1942 — Всесоюзная инструментальная конференция; реж.: Н. Кармазинский; оператор
1944 — Авиация дальнего действия (2-й Украинский фронт, октябрь 1944 года); операторы:  Б. Орлянкин, А. Шафран и другие
1945 — Александр Покрышкин; реж.: А. Гендельштейн; вошли съёмки операторов 1-го Украинского фронта: Г. Александров,а А. Брантмана, К. Бровиан, Н. Быкова, К. Кутуб-Заде, А. Шафрана, С. Шейнина; Новосибирской студии кинохроники: Н. Мелихова, Г. Цветкова, С. Хмелёва

1945 — Парад Победы (чёрно-белый вариант); полнометражный; Режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы:  И. Аронс, М. Арабов,  Е. АндриканисИ. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман,  Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. ГолубовС. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин,  А. Левитан, Е. Лозовский,  Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. МакасеевВ.В. МикошаЕ. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Ф.Ф. Проворов, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. СеменовВ.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский,  З. ФельдманМ. Цирульников, А. Шафран, Б. Штатланд, Б. Шер, С. ШейнинС. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков  и другие
1945 — XXVIII Октябрь; реж.: Я. Посельский; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев 
1946 — День авиации (Праздник на Тушинском аэродроме 18 августа 1946 г.); операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, Э. Фельдман
1946 — Зимой; реж.: Л. Степанова; операторы: А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков
1946 — XXIX Октябрь; реж.: Ф. Киселев, И. Сеткина; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1947 — На страже мира; полнометражный; операторы: Шафран, Бобров, Блажков, Шоломович, Нагорный, Левитан, А. Монгловский, Г. Монгловская, Чернявский, Ошурков, Придорогин, Рымарев, Репников, Коган, Посельский, Небылицкий, О. Рейзман, Каспий, Лебедев
1948 — Виссарион Белинский; реж.:  С. Бубрик, В. Николаи; операторы: А. Шафран, Л. Левитан
1948 — Праздник песни Советской Латвии; Производство: Латвийская киностудия хроникально-документальных фильмов; реж.: С. Бубрик
1949 — День артиллерии; реж.:  И. Посельский; операторы:  А. Шафран, Г. Бобров
1949Пушкин; полнометражный; реж.: реж.: С. Бубрик, В. Николаи; операторы: А. Левитан, В. Микоша, Г. Бобров, А. Семин, А. Шафран, Н. Долгов, А. Хавчин
1949 — 1 Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); реж.: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1950 — Советский Азербайджан; полнометражный; Производство: Бакинская киностудия; реж.: Ф. Киселев, М. Дадашев ; операторы: А. Шафран, М. Дадашев, А. Атакищиев, Д. Мамедов, В. Збудский

1951 — По берегам Верхней Волги; полнометражный; реж.: Р. Григорьев, И. Копалин; операторы: С. Семенов, А. Шафран, Д. Каспий
1951 — День Воздушного флота СССР(фильм об авиационном празднике в Тушино 08 июля 1951 года); полнометражный; режиссер: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы: И. БеляковН. ВихиревГ. ЕпифановГ. ЗахароваА. Зенякин, А. Казаков, Д. КаспийА. КрыловС. КоганА. ЛевитанА. ЛиствинБ. МакасеевВ. ПридорогинО. РейзманД. РымаревС. Семенов, Э. Тросман, С. Уралов, В. ФроленкоР. ХалушаковА. ШафранА. Щекутьев; в воздухе снимали: Ю. ЛеонгардтЕ. ЛозовскийН. Лыткин, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Ошурков, Н. Соловьёв, Н. Пискарёв; асс. режиссера: С. ПумпянскаяН. Соловьева; асс. операторов: Л. Зайцев, А. ИстоминМ. Попова; автор текста: Е. Кригер; читает: Ю. Ливитан; редактор: Ю. Смирнитский; музоформитель: Е. Смирнова; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев; художник: И. Нижник; директора картины: Б. Вайнштейн, Л. Морозов

1951 — Неделя детской книги; реж.: И. Венжер; операторы: А. Шафран, А. Щекутьев, Г. Голубев, К. Писарев
1951 — Советская Молдавия; полнометражный; Производство: Черноморская кинофабрика; реж.: Е. Арон; операторы: А. Шафран, А. Кричевский, Д. Рымарев
1952 — 500-летие со дня рождения Леонардо да Винчи; реж.: С. Бубрик; операторы: А. Шафран, В. Страдин, П. Опрышко
1952 Голос миролюбивого советского народа; реж.: З. Тузова; операторы: Г. Захарова, А. Левитан, Б. Макасеев, Г. Монгловская, И. Сокольников, А. Шафран
1952 — По Краснодарскому краю; 4 части; реж.: Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы:  З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; звукооператор: В. Котов, композитор: А. Мосолов, диктор: Л. Хмара, редактор: Н. Лосева, ассистенты режиссера: В. Катанян, К. Кулагина, музоформление: В. Смирнов

1969 — Всенародный праздник труда; реж.: В. Коновалов; операторы: А. Бялик, А. Воронцов, В. Киселев, Б. Шер, Ю. Коровкин, А. Крылов, П. Максимов, П. Опрышко, Л. Михайлов, Н. Обухович, Г. Серов, А. Шафран, Е. Федяков, И. Филатов

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжета для киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Советский спрт", "Советская Литва", "Новости дня" и другие.

1942 — Союзкиножурнал № 62; режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Сокольников, А. Шафран, П. Оппенгейм, Г. Петров, С. Гусев, А. Рубанович, И. Таги-Заде, Д. Шоломович, М. Прудкин

Фильмография других студий

1953 — Клайпеда (совместно с оператором П. Калабуховым; реж.: Л. Мацулявичус) (кинооператор) — Литовская киностудия
1953 — Последний пароход (реж.: С. Аранович) (кинооператор) — Ленинградская студия кинохроники
1963 — Отто Юльевич Шмидт (полнометражный; оператор: Г. Хольный; другие операторы событийных съемок: П. Новицкий, И. Трояновский, М. Трояновский) (кинооператор) — Моснаучфильм
1963 — Строим по-новому (кинорежиссёр, кинооператор) — Моснаучфильм
1964 — Город меняет лицо (широкоэкранный) (кинорежиссёр) — Моснаучфильм
1965 — В небе Покрышкин (реж.:А. Гендельштейн; в фильм вошли съемки фронтовых операторов: Г. Александрова, А. Брайтмана, К. Бровкина, Н. Быкова, К. Кутуб-Заде, С. Шейнина) (кинооператор) — Моснаучфильм
1965 — Новое в крупнопанельном домостроении (кинорежиссёр, кинооператор) — Моснаучфильм
1966 — Двадцать минут в мире иллюзий (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм
1967 — Встречи в Ялте (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм
1967 — Новые машины на стройках Москвы (кинорежиссёр, кинооператор) — Центрнаучфильм
1968 — Центральная бухгалтерия (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм
1969 — Метрология и технический прогресс (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм
1969 — Отдыхайте на ВДНХ (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм
1970 — Судья ( Дела и люди) режиссер: П. Мостовой (кинооператор) — Центрнаучфильм
1970 — Телевизионная башня в Останкино (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм
1971 — Акустика зрительно зала (кинорежиссёр) — Центрнаучфильм

Цитаты

[...]Кинооператор Аркадий Шафран находился всё время в рядах челюскинцев, ведущих борьбу со льдами Арктики. Он спас от гибели аппаратуру и снятый материал. Им заснята гибель парохода "Челюскин". Зафиксирована на плёнку жизнь лагеря Шмидта на льду. Вместе со спасательными самолётами в лагерь были посланы новые запасы плёнки. И вот вместе с людьми, которых мы все так нетерпеливо ждали, в Москву прибыл и заснятый Шафраном материал о взволновавших весь мир событиях.[...]
Из статьи в журнале "Советское кино", 1934 № 4

Марк Трояновский. "...С веком наравне" (Дневники, письма, записки)

Аркадий Шафран[фронтовой кинооператор]
[...]В начале октября[1941] танки Гудериана прорвали нашу оборону южнее Брянска. Поэтому когда 6 октября мы с моим ассистентом Андреем Николаевичем въехали в Брянск, нас поразила какая-то тревожная тишина. Улицы были безлюдны. Только при въезде в город мы заметили красноармейца, который стоял на посту, охраняя мост через речку. Недавно бомбили город. Разрушенные дома, дымящиеся пожарища, битое стекло и кирпичное крошево на асфальте улиц…
В восточной части города увидели воинскую колонну. Мы двинулись ей навстречу. На тротуаре стояла небольшая группа горожан. Они замахали нам руками. Мы решили, что они приветствуют нас. Машина у нас была грузовая. Я сидел рядом с водителем. Андрей был в кузове, и ему ничего видно не было. Мы сблизились с колонной и только тут разглядели, что это немцы. Улица узкая, машину не развернуть. Я крикнул шоферу:
— Давай в сторону!
Он резко повернул руль вправо. Машина передними колесами перескочила придорожную канаву и безнадежно заглохла. Немцы открыли пулеметный огонь. В первые месяцы войны оружие операторам не выдавали, поэтому ответить на огонь нам было не из чего. Так мы попали в плен. У меня забрали киноаппарат, содрали с ног сапоги. Очки сбили, я слышал только, как они хрустнули под сапогом немца.
Нас втолкнули в какой-то скотный загон, где уже находилось немало наших красноармейцев, превратившихся теперь в военнопленных. Нас продержали в этом загоне три дня без пищи и воды. Кругом колючая проволока и много-много наблюдательных вышек. В лагере немцы сразу стали нас сортировать. В первую группу отобрали коммунистов и политработников. Во вторую — командиров. Все остальные оказались в третьей группе. Тех, кто попал во вторую и первую группы, сразу жe куда-то увезли. Куда — не знаю. Но полагаю, что эти люди погибли раньше, чем кто-либо другой[...]
Зима в 41-м наступила неожиданно рано. В октябре. На ночь все пленные стремились втиснуться в барак. Там было немного теплее, чем на улице. Людей набивалось такое количество, что можно было только стоять. Когда ноги затекали, выходили наружу, устраивались в заветренной части двора, за углом барака. Стелили одну шинель на землю, а второй укрывались. Ложились обязательно на левый бок, опасаясь застудить легкие. Немцы больных не жаловали — просто пристреливали.[...]
Десять абсолютно голодных суток сделали свое дело. Сил не было. Уж лучше скорая смерть при побеге, чем медленное умирание в лагере от голода и болезни. Я решил бежать. Мысль о возможной смерти не тревожила, не вызывала никаких охранительных чувств.
Стелился утренний туман. И я пошел. Пошел открыто, не таясь. В полный рост. Вышел на дорогу. Осмотрелся. Никакой охраны. Перешел дорогу… Никого. Тихо. Я понял, что вырвался на свободу.[...]

Отрывки из книги фронтового кинооператора Семена Школьникова "Сквозь огонь и стужу. Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней" (2007), Источник

[...]Картина ("По Краснодарскому краю" (1952); 4 части; Производство: ЦСДФ; реж. Лидия Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; — прим. ред. #МузейЦСДФ) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать.
Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!!
Никто не мог понять, почему такие жестокости. Ведь среди уволенных четыре лауреата Сталинских премий, Шафран снимал спасение «Челюскина», Глидер — походы Ковпака… Все было так страшно! Имя Степановой стали произносить шепотом, все у нее перестали бывать. Все терялись в догадках.
Тогда пенсий практически не было, и все они остались без средств к существованию, с волчьим билетом. У Зямы Фельдмана была семья, для которой он был единственным кормильцем. Через год с трудом устроился проявщиком в фотолабораторию. А Глидер обивал все пороги, чтобы доказать, что он снял всего два кадра и вообще ни при чем. Ему же резонно отвечали, что раз он первый в титрах, то при чем! К счастью, за него вступился Ковпак, и через несколько месяцев его восстановили. Я потом с ним снимал фильм «Сергей Эйзенштейн».
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме».[...]

Василий Катанян, режиссёр, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 225-226). Cправочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 925). Фотографии из частных  архивов.